Итоги работы
«Круглых столов» конференции
Г. Н. Черкасов, О. Ю. Суслова, Д. Д. Попова 10.24412/cl-35672-2022-1-0117
G. N. Cherkasov, O. Yu. Suslova, D. D. Popova
Современные тенденции сохранения и реновации объектов индустриального наследия
Modern trends in the conservation and renovation of industrial heritage sites
Ключевые слова: сохранение объектов индустриального наследия, московский аттр-анклав, фонд «Наследие барона Штиглица», средние промышленные города Сибири, генетический код места, авиазавод «РСК «МиГ». Keywords: preservation of industrial heritage sites, Moscow attr-enclave, the Baron Stieglitz Heritage Foundation, medium-sized industrial cities of Siberia, the genetic code of the place, the RAC MiG aircraft plant. Аннотация: В статье раскрываются проблемы, возникающие при реновации, реконструкции, приспособлении к новым функциям объектов индустриального наследия. Отмечен большой вклад фонда «Наследие барона Штиглица» в дело сохранения и реновации санкт-петербургских производственных комплексов. Показаны результаты реализации проектных решений по реновации промышленных объектов. Дано описание уникальных зданий завода «РСК «МиГ».
Abstract: The article reveals the problems that arise during renovation, reconstruction, adaptation to new functions of industrial heritage objects. The great contribution of the Baron Stieglitz Heritage Foundation to the preservation and renovation of St. Petersburg industrial complexes was noted. The results of the implementation of design solutions for the renovation of industrial facilities are shown. The description of the unique buildings of the plant "RSK" MiG "is given.
Проблема сохранения и нового использования промышленных объектов каждый год ставит перед проектировщиками новые вопросы экономического, социально-политического, архитектурного, инженерно-технического характера. Важен обмен опытом практической и проектной работы в деле спасения, сохранения, реновации промышленных зданий и сооружений.
Часто при попытках сохранить и организовать новую функцию на промышленных комплексах архитекторы сталкиваются с бюрократическими и финансовыми трудностями. Но упорство и убежденность в необходимости сохранить объекты дают положительные результаты. Маргарита Сергеевна Штиглиц рассказала об одной из ее побед в деле спасения промышленных комплексов.
Стараниями фонда «Наследие барона Штиглица», Санкт-Петербургского союза архитекторов, журналистов издания «Адреса Петербурга», членов АУИПИиК принадлежащий теперь государству уникальный объект культурного наследия - Льно-джутовая мануфактура в Ивангороде - отдан наконец фонду «Наследие барона Штиглица». М. С. Штиглиц представила проект санкт-петербургских архитекторов по реновации комплекса.
Большим культурным событием в Москве стало открытие музейного комплекса «ГЭС-2», который стал
узловым элементом аттр-анклава ГЭС-2 - храм Христа Спасителя - «Красный Октябрь» - «Красные Текстильщики» - Новая Третьяковка. 1 Название аттр-анклав, или аттранклав (от фр. attrayant enclave - привлекательный анклав), в данном случае применяется также в значении познавательный, запоминающийся, доступный для пешеходов участок территории, насыщенный памятниками архитектуры (в том числе периода индустриализации), культуры и современного искусства. Анклав (фр. enclave) - это участок территории, окруженный со всех сторон другими государствами. В данном случае имеется в виду участок, окруженный со всех сторон напряженными автомагистралями с диким шумом, опасным и физически, и психологически, - Садовым кольцом (Крымским валом), Б. Якиманкой и Волхонкой. Пройтись пешком в центре Лондона и Нью-Йорка достаточно комфортно, поскольку движение автомашин там ограничено по количеству и по скорости, как экономически, так и другими мерами. В Москве ситуация иная - машины едут быстро, их количество не ре-
1 Черкасов Г. Н. ГЭС-2 -храм ХС - «Красный Октябрь» - «Красные Текстильщики» - Новая Третьяковка - формирующийся московский аттр-анклав // Наука, образование и экспериментальное проектирование - 2022: Материалы Международной научно-практической конференции. М.: МАРХИ, 2022.
гламентируется, так же как качество бензина и его сгорания. Уход в аттранклав дает возможность попасть в комфортную городскую среду с незначительным автомобильным движением. Это пространство между Берсеневской и Болотной набережными, Патриарший пешеходный мост, ведущий от храма Христа Спасителя через Обводный канал на Якиманскую набережную, и застройка вдоль Якиманской набережной. Здесь находятся несколько архитектурных слоев: церковная архитектура - храм Христа Спасителя; ландшафтная архитектура в виде чудесного парка «Музеон» и обрамление набережной с привлекательными видами на застройку противоположных берегов Москвы-реки и Обводного канала; современная архитектура 1960-70 годов - здание Новой Третьяковки; фабрично-заводская архитектура второй половины XIX - начала XX века, первого этапа русской индустриальной эпохи.
К индустриальному слою относятся производственные здания кондитерской фабрики Ф. Эйнема (вторая половина XIX в., арх. А. М. Калмыков), впоследствии фабрики «Красный Октябрь»; комплекс зданий Голутвинской ткацкой мануфактуры (1911 г., арх. А. М. Калмыков), впоследствии фабрики «Красные Текстильщики», и здание Центральной электрической станции городского трамвая (1905-1907 гг., арх. В. Н. Башкиров), в настоящее время ГЭС-2. Эти постройки вызывают у посетителей оправданный интерес своей непохожестью на традиционную гражданскую застройку, в связи с непривычными архитектурными построениями и своеобразной эстетикой. Производство на «Красном Октябре» ушло в начале 1990-х, и собственник стал сдавать в аренду освободившиеся площади. Стихийно образовалось крупное общественное пространство. На арт-картах Москвы, изданных при участии музея «Гараж», на рассматриваемом участке уже отмечены ряд объектов культуры. На туристической карте Москвы, изданной Департаментом туризма города в 2016 г., «Красный Октябрь» обозначен как арт-кластер. На туристической карте Москвы, изданной Комитетом по туризму Москвы в 2019 году, «Красный Октябрь» фигурирует уже как «квартал с выставками, барами и тусовками». На этой же карте ГЭС-2 обозначена как московский дом Фонда У-Л-С, открывшийся в 2020 году, а четыре московских музея представляются как «культурное пространство в Центре города - аналог нью-йоркской «музейной мили», берлинского «острова» или венского «квартала». Два из этих четырех музеев - Новая Третьяковка и ГЭС-2 - находятся в рассматриваемом аттр-анклаве, два других - старая Третьяковка и ГМИИ им. А. С. Пушкина - находятся рядом, но за пределами анклава.
В сентябре 2021 года на «Красном Октябре» уже находились: три музея - музей живописи, «Восстание машин» (изделий из кованого металла) и «Роза Эйнема» (по истории предприятия); гостиница, учебные заведения, вузы и отдельные подразделения вузов, учебные студии и мастерские, залы для проведения собраний, многочисленные офисы; магазины-студии одежды, каминов и саун, английских кроватей и др. товаров;
помещения, позиционируемые как креативные пространства; три ресторана, многочисленные кафе, кофейни и бары. Состав арендаторов, так же как новых функций, предлагаемых посетителям, со временем претерпевает изменения. Дизайн архитектурной среды остается на уровне 1990 года. Разработка общей концепции организации благоустройства территории, замощения, озеленения, применения малых форм, информационных табло, вывесок и рекламы весьма целесообразна. К реновации ГЭС-2, одного из узловых элементов аттр-анклава, открытие которого состоялось в декабре 2021 года, был привлечен знаменитый европейский архитектор Ренцо Пиано. В экстерьерном пространстве посетители, постоянно наблюдающие за строительным процессом, видят ряд новшеств: сделан амфитеатр для театрального действа; набережная со стороны Обводного канала получила удобные ступенчатые сходы; устроена смотровая площадка консольного типа, параллельная Патриаршему мосту; поставлен скульптурный элемент, завершающий формирование площади перед ГЭС-2. Этот элемент, скульптура У Фишера, когда смотришь с противоположной стороны Обводного канала, создает первый план, обостряющий восприятие фасада ГЭС-2 и играющий определенную роль в формировании площади перед бывшей силовой станцией. Размер и форма скульптуры соответствовали, по всей видимости, замыслам архитекторов. В 1985 году Р. Пиано выполнил проект реновации портового района города Генуи и в 1992 году эта работа, приуроченная к 500-летию открытия генуэзцем Колумбом Америки, была завершена. Перед самым крупным зданием порта, бывшим складом хлопка, построенным в начале ХХ века, Пиано оставил портовые краны, некогда перегружавшие кипы хлопка в здание склада. Когда вы смотрите на это здание из акватории порта, краны выполняют не только художественную функцию, как и скульптурный элемент на ГЭС-2, но восприятие пространства становится более структурированным. Рядом со зданием бывшего склада установлены информационные стенды с историческими фотографиями, чертежами проекта, пояснениями и аннотациями. По всей видимости, такие же стенды или таблицы на здании появятся и на ГЭС-2.
На противоположной стороне Обводного канала на Якиманской набережной выделяется пятиэтажное, в недавнем прошлом основное производственное здание фабрики «Красные Текстильщики», выполненное в кирпичном стиле фабрично-заводской архитектуры. Богатая пластика фасадов этого здания выполнена из такого же красного кирпича, - характерный прием промышленной архитектуры конца XIX - начала ХХ века. У посетителей нашего аттр-анклава ощущается потребность узнать об истории и архитектуре бывшей Голутвинской ткацкой мануфактуры, его создателях, промышленниках, архитекторах и инженерах, о людях, которые здесь работали и жили. Уже известны приемы и средства, при помощи которых настоящие владельцы этого объекта все это смогут осуществить.
Положительный опыт сохранения промышленного комплекса на примере Большой Ивановской мануфак-
туры представил Александр Владимирович Снитко. Текстильное предприятие «Большая Ивановская мануфактура» - одно из красивейших в Иванове. Корпуса его отделочного производства представляют собой качественный градостроительный ансамбль. Эту ценность отметил известный исследователь русской текстильной фабрики Н. С. Гераскин. Сегодня этот ансамбль называют «ивановским кремлем».
В состав предприятия, кроме зданий отделочного производства, в XX веке входили двухэтажный ткацкий корпус, расположенный на другом берегу Уводи, здание литейного цеха, множество мелких складов и колодцев. Многие из них являются объектами культурного наследия разного вида (ансамбль, достопримечательное место). Сегодня в корпусах разместились офисы, магазины, банки, планируется реконструировать некоторые корпуса под гостиницы. Сохранение интерьеров в зданиях мануфактуры достойно подражания. Интересен интерьер операционного зала Россельхозбанка, некоторых офисов, где исторические формы и материалы стали художественными акцентами.
Интересные проектные предложения по реновации комплекса зданий Планерной базы в Крыму представлены Г. А. Красильщиковой и А.В. Ваняе-ва Уникальный природный объект - гора Клементьева в Коктебеле имеет богатую историю, связанную с развитием отечественного воздухоплавания. С 1931 года на горе начала действовать Летная школа. Комплекс зданий состоял из четырех больших бараков для учебных помещений курсантов и инструкторов, здания клуба-читальни, столовой и пекарни. Второй очередью были большой и малый ангары, каменные хозяйственные постройки, а затем два двухэтажных корпуса с ротондами в классическом стиле для руководителей и инженеров конструкторского состава. В период после окончания Второй мировой войны комплекс Планерной базы почти не функционировал и пребывал в руинированном состоянии до 1977 года. Проектом реновации 1977 года предусматривалось максимальное приближение архитектурного облика к историческому облику старых зданий ВЛПШ Осоа-виахима 1920-30-х годов, были построены помещения мемориального музея с декоративными интерьерами и экспозицией по истории планеризма начала XX века. Второй реновацией с 2016 года следует считать проектное предложение и концепцию развития центра планерного спорта «Коктебель» на участке НИПБ ЦАГИ в прошлом. Проектом ООО «ВИП СЕРВИС ПРОЕКТ» под руководством Щербакова С. А. предусмотрено появление в новых архитектурных формах здания музейно-гостиничного комплекса с рекреационной зоной.
1 Красильщикова, Г. А. Реновация комплекса зданий Планерной базы в Крыму: прошлое и современность / Г.А. Красильщикова, А. В. Ваняев // Наука, образование и экспериментальное проектирование - 2022: Материалы Международной научно-практической конференции. М.: МАРХИ, 2022.
Анализ постиндустриального формирования средних промышленных городов Сибири проведен Н. Б. Боровиковой 2.
В качестве основных тенденций преобразования сре-дового пространства следует рассматривать:
- действующие практико-ориентированные (стратегия пространственного развития, организация ТОР (ТОСЭР), промышленный парк и генеральный план, правила землепользования и застройки);
- потенциально практико-ориентированные (сценарий развития города (городской среды), организация кластера, индустриальный парк и мастерпланирование).
Каждый приведенный тип имеет свою структуру, направленность, значимость и может рассматриваться как своего рода система данных.
К современным технологиям преобразования средо-вого пространства относятся:
технологии стратегического и пространственного преобразования (редевелопмент, реновация, диверсификация, музеефикация);
технологии средообразующего преобразования (ре-функционализация, адаптация, ревитализация, конверсия, приспособление, благоустройство);
технологии точечного (локального) преобразования (реконструкция, реставрация, консервация, модернизация, надстройка, пристройка, обновление, капитальный ремонт).
Попова Д. Д. предлагает 4 модели общественных пространств, формируемых в сложившихся индустриальных районах 3. Первая модель - Относительно небольшие территории, в пределах квартала, площадью 10-20 га, развиваемые по уже известному сценарию многофункциональных структур (офисы, торговля, культурные и образовательные учреждения, открытые общественные пространства). Далее выделены следующие модели: «Общественный форум (социо-технофорум)», «Перетекающие общественные пространства в границах исторического индустриального района», «Сеть». Перечисленные модели могут быть применены при реновациях и реконструкциях разных по площади и городскому расположению промышленных объектов.
Сложный этап для любой московской производственной зоны большой площади - найти понимание у руководства города о необходимости сохранить производственный комплекс. Территория завода «РСК «МиТ» (бывший завод «Знамя труда») площадью около 60 га расположена недалеко от метро «Динамо», рядом с Хо-дынским полем. Трудность на сегодняшний день состоит в поиске инвестора, способного финансировать реконструкцию завода с сохранением большинства корпусов. По сложившейся московской практике есть
2 Боровикова Н. В. Постиндустриальное переосмысление: опыт городов Сибири // Наука, образование и экспериментальное проектирование - 2022: Материалы Международной научно-практической конференции. М.: МАРХИ, 2022.
3 Попова Д. Д. Модели общественных пространств, формируемых в районах сложившейся индустриальной застройки в Москве // Наука, образование и экспериментальное проектирование -2022: Материалы Международной научно-практической конференции. М.: МАРХИ, 2022.
желающие зачистить территорию под бульдозер и построить прибыльные квадратные метры жилья. Завод является уникальным памятником истории, техники, архитектуры, воздухоплавания, авиационной науки. Ходынка в начале XX века стала одной из первых площадок зарождающейся русской авиации. Первый завод Ю. А. Меллера «Дукс» с деревянными ангарами появился на Ходынке в 1910 году. В этом же году было образовано Московское общество воздухоплавания, одним из его основателей был Н. Е. Жуковский. Николай Егорович преподавал и в первой летной школе, появившейся на Ходынке в 1910 году. Первыми каменными зданиями стали КБ им. В. Р. Менжинского и Ангар №7. После революции завод «Дукс» получил название «ГАЗ-1», на базе КБ им. В. Р. Менжинского возник авиазавод № 39. Ценность комплекса «РСК «МиГ» для Москвы состоит в следующем: завод - свидетель великой истории зарождения русской авиации; постройки демонстрируют высочайшее инженерное и архитектурное мастерство неизвестных архитекторов; некоторые корпуса - образцы уникальных решений в монолитном железобетоне; оборудование завода имеет редкие образцы станков.
Великие исторические страницы этого места связаны с именами известных летчиков и авиаконструкторов. Над Ходынкой летал первый отчаянный и очень талантливый летчик-испытатель С. И. Уточкин. Фамилии прославленных летчиков, испытывавших самолеты завода, известны всему миру: Б. Россинский, М. Ефимов (совершивший первый дальний перелет), К. Арцеулов, А. Габер-Волынский, В. Чкалов, М. Громов, В. Коккина-ки. Не менее известны фамилии конструкторов самолетов, стремительно совершенствовавших свои машины: от первых легких бипланов («Фарманов» и «Ньюпоров») до цельнометаллических бомбардировщиков ТБ-5, ИЛ-28 и др. На заводе работали наши выдающиеся конструкторы Н. Н. Поликарпов, Д. П. Григорович, С. В. Илюшин, Р. Бартини. Теоретическую базу русской авиации создавали Н. Е. Жуковский, Р. Бартини, Б. Н. Юрьев.
Открытая в 2000-х для специалистов архитектура завода поражает инженерным совершенством. Одна из первых каменных построек завода - Ангар №7 - редкий пример монолитной железобетонной конструкции. Изучение фотоматеалов позволило установить дату возведения постройки. На аэрофотоснимке 1917 года можно видеть ангар. Строительство такого сложного объекта в годы войны (1914-1916 гг.) было маловероятным. Версия, что ангар был построен в 1913 - начале 1914 года, скорее всего, верна. Железобетонные монолитные рамы пролетом 42 метра для 1913-1914 - это серьезная страница отечественной истории инженерного искусства. По примеру деревянных ангаров завода «Дукс», Ангар №7 имеет откатные ворота высотой около 10 м, что является уникальным решением для тех лет. Помимо Ангара №7, рациональные, экономичные и изобретательные решения имеют и другие корпуса. На заводе №39 в начале 1930-х началось серийное производство самолетов. Выросли сборочные цеха, они объединялись конвейерным коридором со стороны Ленинград-
ского проспекта. Один из цехов - пример уникального железобетонного здания. Цех перекрыт тонкой монолитной цилиндрической оболочкой-сводом (пролетом 18 м и длиной 74 м), имеющей треугольные зенитные фонари на верху.
Оборудование завода «РСК «МиГ», по мнению исследователя Л. С. Федорова 1, представляет особую ценность. Кроме того, формообразование и особенности конструктивного решения цехов зависели часто от производственного оборудования. Замкнутый в пределах территории одного завода цикл по производству наукоемкой, высокотехнологичной продукции предусматривал наличие различных по своей сути технологических линий (производство фонаря, элементов планера и т. д.),
а, следовательно, и оборудования - металлорежущих, деревообрабатывающих станков, оборудования для термической обработки и нанесения покрытий, кузнечно-прессового оборудования, а также оборудования испытательных, измерительных лабораторий и др.
Процесс пополнения станочного парка завода может быть структурирован согласно периодизации, предложенной в экспертном заключении Литвиновой Н. Н. [9] и статье Федорова Л. С. [10], с учетом исторических документов [4], и представляется необходимой в таких случаях оценкой значимости оборудования бывших промышленных предприятий в качестве объектов индустриального наследия и артефактов производственной культуры.
Обмен опытом в деле спасения, сохранения, реновации, реконструкции промышленных объектов позволяет находить оптимальные эффективные решения, готовить документы по заявкам на включение промышленных корпусов в реестр объектов культурного наследия. Примеры интересных реализованных проектов по реновации и приспособлению промышленных объектов демонстрируют необходимость и важность интеграции индустриальных зон и зданий в структуру городской архитектуры и городских функций.
Список цитируемой литературы:
1. Боровикова, Н. В. Влияние архитектурно-планировочных особенностей на формирование архитектурной среды средних промышленных городов Сибири / Н. В. Боровикова, Д. В. Карелин // Приволжский научный журнал. - 2017. -№ 2 (46). - С. 129-135.
2. Боровикова, Н. В. Критерии сохранения индустриального наследия / Н. В. Боровикова // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2019. -Т. 21, № 2. - С. 52-62.
3. Гельфонд, А. Л. Архитектурное проектирование общественных зданий / А. Л. Гельфонд. - Москва: ИНФРА-М, 2019.
4. Доклад о работе особого главного управления НКАП // german.minot.ru: [сайт]. - URL: http://german.minot.ru/html/ german/docs/d-33.htm (дата обращения: 14.12.2021).
5. Красильщиков, А. П. Планеры России : [энциклопедия] / А.П. Красильщиков. - Москва : Полигон-пресс, 2005.
б. Красильщиков, А. П. Планеры СССР / А. П. Красильщиков. -Москва : Машиностроение, 1991.
1 Федоров Л. С. Авиастроительный завод РСК «МиГ» как ценный объекта индустриального наследия Наука, образование и экспериментальное проектирование - 2022: Материалы Международной научно-практической конференции. М.: МАРХИ, 2022.
7. Лесина, Н. Музей планеризма. Гора Клементьева / Н. Лесина, Л. Печерикина. - Симферополь : Таврия, 1979.
8. Лесина, Н. Планерское. Коктебель. / Н. Лесина. - Симферополь : Таврия, 1986.
9. Литвинова, Н. Н. Экспертное заключение по оценке истори-ко-технологической ценности станочного парка ОАО «РСК «МиГ» / Н. Н. Литвинова. - 2018. - 16 с.
10. Федоров, Л. С. Интеграция общедоступных цифровых производственных лабораторий в программе редевелопмента пром-зон города Москвы как инструмент сохранения историческо-
го наследия промышленных предприятий / Л. С. Федоров // Наука, образование и экспериментальное проектирование : Материалы Международной научно-практической конференции. В 2 т. Т 2. - Москва :МАРХИ, 2021.
11. The International Committee for the Conversation of the Industrial Heritage. Основные положения // TICCIH : [официальный сайт]. - URL : http://ticcih.org
12. The International Council on Monuments and Sites. Основные положения // ИКОМОС : [официальный сайт]. - URL : http:// www.icomos.org/
А. Н. Чебан 10.24412/cl-35672-2022-1-0118
A. N. Cheban
Подведение итогов по межсекционному круглому столу «Архитектурная инженерия: нужны новые знания»
Summing up the results of the intersectional roundtable «Architectural engineering: new knowledge is needed»
Ключевые слова: здания, архитектура, архитектурная инженерия, инженерные решения, микроклимат, безопасность, комфорт
Keywords: buildings, architecture, architectural engineering, engineering solutions, microclimate, safety, comfort Аннотация: Статья посвящена проблемам архитектурной инженерии. Подчеркивается, что ее задача -обеспечение комфортной, экологичной и безопасной среды обитания для жизни и здоровья человека за счёт применения умных инженерных решений при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий. Abstract: The article is devoted to the problems of architectural engineering. It is emphasized that its task is to provide a comfortable, environmentally friendly and safe living environment for human life and health through the use of smart engineering solutions in the design, construction and operation of buildings.
Межсекционный круглый стол «Архитектурная инженерия: нужны новые знания» прошел в рамках Международной научно-практической конференции «Наука, образование и экспериментальное проектирования-2022», которая прошла в Московском архитектурном институте.
На заседании межсекционного круглого стола было сформулировано определение, что такое архитектурная инженерия и какие задачи она должна решать.
Архитектурная инженерия охватывает инженерные и технологические аспекты общественных и жилых зданий, к которым относятся архитектурные, инженерные и конструктивные решения.
Архитектурная инженерия - это совместная работа архитектора и инженера, которая заключается в:
- поиске новых архитектурно-инженерных и конструктивных методов и приемов проектирования и строительства комфортных, экологичных и безопасных жилых и общественных зданий;
- возможности использования для эксплуатации зданий не только современного инженерного оборудования, но и климатических особенностей района строительства, таких как активность солнца для естественного освещения помещений, ветер для организации естественной вентиляции помещений и т. д.
- поиске новых архитектурно-инженерных решений при проектировании жилых и общественных зданий, обладающих более высокими показателями для жизни и деятельности людей и в то же время являющихся энергетическим источником.
Подводя итоги межсекционного круглого стола, можно сказать, что в современном строительстве архитектурно-художественный образ здания уходит на второе место, на первое место вышли интеллектуальные инженерные системы и инженерное оборудование.
Интеллектуальные инженерные системы и инженерное оборудование обеспечивает комфортное и безопасное пребывание людей в зданиях с минимальным воздействием на окружающею среду.
Список цитируемой литературы:
1. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ // КонсультантПлюс: СПС. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93978/ (дата обращения: 14.04.2022).
2. Табунщиков, Ю. А. Интеллектуальные здания / Ю. А. Табунщиков // АВОК. - 2001. - №3. - С. 6-9. - URL : https://www.abok. ru/for_spec/articles.php?nid=125 (дата обращения: 14.04.2022).
3. Табунщиков, Ю. А. Цифровизация экономики - тенденция глобального масштаба / Ю. А. Табунщиков // Энергосбережение. - 2018. - №7. - С. 4. - URL: https://www.abok.ru/for_spec/ articles.php?nid=7036 (дата обращения: 14.04.2022).
4. Чебан, А. Н. Возобновляемые источники энергии в зданиях культовой архитектуры. Зарубежный опыт / А. Н. Чебан // АВОК. - 2017. - №2. - С. 20-23. - URL: www.abok.ru/for_spec/ articles.php?nid=6604 (дата обращения: 14.04.2022).
5. Чебан, А. Н. Системы интеллектуального управления зданиями православных храмов / А. Н. Чебан // Architecture and Modern Information Technologies. - 2019. - 2(47). - С. 281-292. -URL: https://marhi.ru/AMIT/2019/4kvart19/PDF/18_cheban.pdf (дата обращения: 14.04.2022).