Научная статья на тему 'Сохранение и преобразование объектов индустриального наследия в Нидерландах как социокультурная и архитектурная проблема'

Сохранение и преобразование объектов индустриального наследия в Нидерландах как социокультурная и архитектурная проблема Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
98
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полный снос / субсидия на изменение функции здания / музей завода Хейнекен (Амстердам) / музей «Энергетика» (Амстердам) / завод Ван Нелле (Роттердам) / квартал Сфинкс (Маастрихт) / цементный завод ENCI (Маастрихт) / индустриальная психология / complete demolition of buildings / subsidy for repurposing of industrial monuments / Heineken Experience (Amsterdam) / Energetica (former museum / Amsterdam) / Van Nelle factory (Rotterdam) / The Sphinx Quarter (Maastricht) / ENCI cement plant (Maastricht) / industrial psychology

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Лунёва Екатерина Александровна, Черкасов Георгий Николаевич

Статья посвящена изучению принципов сохранения и преобразования промышленного наследия в Нидерландах. Нидерландские граждане идентифицируют себя со своим архитектурным промышленным наследием. Это чувство порождает желание общества сохранять объекты индустриального наследия и превращать их в современные общественные пространства, отвечающие сегодняшним и завтрашним потребностям населения. В стране формируются принципы поиска современного решения проблемы сохранения промышленного наследия для будущих поколений XXI и XXII веков, отражающие генезис мировоззрения нидерландского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Лунёва Екатерина Александровна, Черкасов Георгий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialcultural challenge of preservation and transformation of industrial heritage objects into modern public spaces in the Netherlands

This article describes contemporary solutions and modern guidelines of saving industrial heritage for the future generations in the Netherlands. Dutch people identify themselves with their industrial heritage. This feeling inspires them to reconstruct abandoned industrial monuments into modern public spaces, with different functions like housing, shopping, working, catering, music facilities, cinema's and many others.

Текст научной работы на тему «Сохранение и преобразование объектов индустриального наследия в Нидерландах как социокультурная и архитектурная проблема»

Architecture and Modern Information technologies. 2022. №3(60). C. 98-111

РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Научная статья

УДК/UDC XXXXXXX

DOI 10.24412/1998-4839-2022-3-98-111

Сохранение и преобразование объектов индустриального наследия в Нидерландах как социокультурная и архитектурная проблема

Екатерина Александровна Лунёва10, Георгий Николаевич Черкасов2

12 Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия 1katjaluneva@home.nl 2istarh@makrhi.ru

Аннотация. Статья посвящена изучению принципов сохранения и преобразования промышленного наследия в Нидерландах. Нидерландские граждане идентифицируют себя со своим архитектурным промышленным наследием. Это чувство порождает желание общества сохранять объекты индустриального наследия и превращать их в современные общественные пространства, отвечающие сегодняшним и завтрашним потребностям населения. В стране формируются принципы поиска современного решения проблемы сохранения промышленного наследия для будущих поколений XXI и XXII веков, отражающие генезис мировоззрения нидерландского общества.

Ключевые слова: полный снос, субсидия на изменение функции здания, музей завода Хейнекен (Амстердам), музей «Энергетика» (Амстердам), завод Ван Нелле (Роттердам), квартал Сфинкс (Маастрихт), цементный завод ENCI (Маастрихт), индустриальная психология

Для цитирования: Лунева Е.А. Сохранение и преобразование объектов индустриального наследия в Нидерландах как социокультурная и архитектурная проблема / Е.А. Лунёва, Г.Н. Черкасов // Architecture and Modern Information Technologies. 2022. №3(60). С. 98-111. URL: https://marhi.ru/AMIT/2022/2kvart22/PDF/06 luneva.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2022-3-98-111

RESTORATION AND RECONSTRUCTION OF HISTORICAL-ARCHITECTURAL HERITAGE

Original article

Social- cultural challenge of preservation and transformation of industrial heritage objects into modern public spaces

in the Netherlands

Yekaterina A. Luneva10, Georgi N. Cherkasov2

12 Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia ikatjaluneva@home.nl 2istarh@makrhi.ru

Abstract. This article describes contemporary solutions and modern guidelines of saving industrial heritage for the future generations in the Netherlands. Dutch people identify themselves with their industrial heritage. This feeling inspires them to reconstruct abandoned industrial monuments into modern public spaces, with different functions like housing, shopping, working, catering, music facilities, cinema's and many others.

Keywords: complete demolition of buildings, subsidy for repurposing of industrial monuments, Heineken Experience (Amsterdam), Energetica (former museum, Amsterdam), Van Nelle factory

12 © Лунёва Е.А., Черкасов Г.Н., 2022.

(Rotterdam), The Sphinx Quarter (Maastricht), ENCI cement plant (Maastricht), industrial psychology

For citation: Luneva Y.A., Cherkasov G.N. Social- cultural challenge of preservation and transformation of industrial heritage objects into modern public spaces in the Netherlands. Architecture and Modern Information Technologies, 2022, no. 3(60), pp. 98-111. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2022/2kvart22/PDF/06 luneva.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2022-3-98111

Промышленная революция и процесс преобразования социально-экономических условий общества на основе развития промышленности (индустриализация) впервые начались в Англии в конце XVII - начале XIX вв. и затем захватили Европу и Северную Америку.

Нидерланды являются развитой индустриальной страной, в которой в последние годы все большую экономическую роль играют сферы услуг, научных исследований и образования. Внутренний валовой продукт (ВВП) Нидерландов в 1980 г. составил 165 млрд. долл., а в 2021 г. - 1098 млрд. долл. На душу населения в том же 2021 году ВВП составил 52 397 долл., занимая по этому показателю 11-е место в мире2.

В индустриально-развитых странах структура промышленного развития постоянно претерпевает изменения. Предприятия меняют свою дислокацию, переезжая на новые места, оставляя старые исторические здания и сооружения. Например, в 1960-х годах началась реконструкция лондонских доков, которая сопровождалась сносом ряда складских зданий [1]. В Милане был снесен квартал исторических краснокирпичных промышленных зданий корпорации «Пирелли».

Практика сноса ненужных промышленных кварталов и застройка периода конца ХХ - начала XXI вв.

В Нидерландах в 70-90-е годы XX века также велось активное уничтожение бывших промышленных кварталов с последующей их современной застройкой. Например, в Маастрихте в 1990-х годах был снесен и заново застроен промышленный квартал Серамик (Céramique) на месте бывшего гончарного производства Cociété Céramique (автор генерального плана Йо Кунен (Jo Coenen)). Снос большинства промышленных зданий этого квартала и застройка этой территории современными жилыми домами и учреждениями вскоре выявили ряд градостроительных последствий негативного порядка. В частности, не была учтена необходимость появления новых общественных пространств для вечерних развлечений и отдыха, что привело к полному опустению улиц в вечернее время (рис. 1).

Рис. 1. Здание Piazza Ceramique (арх. Jo Janssen) и фрагмент старинной фабричной городской стены на месте бывшего гончарного производства Cociété Céramique в Маастрихте. Вечернее время (фото 2021 г.)

2 https://svspb.net (дата обращения 22.07.2022).

Сохранение, реновация и музеификация объектов промышленного наследия, практика начала ХХ в.

Общественность была встревожена тем, что снос ненужных промышленных комплексов приводил к исчезновению памяти об истории индустриализации в стране. Реакцией на эту политику стала точка зрения, что старые исторические промышленные здания и сооружения следует рассматривать как объекты наследия, имеющие как материальную, так и социокультурную и историческую ценность. Многие из этих объектов могут и должны рассматриваться как памятники архитектуры, истории, науки и техники [2, 3]. Можно заключить, что сегодня европейской тенденцией и практикой в этом вопросе являются сохранение и реновация, и, если необходимо, то преобразование и перепрофилирование объектов индустрии. Тем более что индустриализация предоставила для этого определенные материальные возможности. Считается, что богатство индустриальных стран, их ВВП за 150 лет увеличился в 8,5 раза.

В Великобритании ущелье Айронбридж площадью 548 га в долине реки Северн, где зародилась английская промышленность, было превращено в музейно-общественное пространство и открыто заново в 1967 году. Этот объект включает 375 охраняемых памятников архитектуры, фабричных, жилых и общественных единиц, в том числе чугунный мост постройки 1779 года. Комплекс стал объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 году.

В городе Тилбурге в Нидерландах в 2019 году в бывшем локомотивном цеху постройки 1932 года открылся LocHal, здание многофункционального культурного назначения, включающего библиотеку.

В 2006 году один из авторов данной статьи (Г.Н. Черкасов) изучал в Амстердаме производственные музеи и музеи предприятий, реконструированных в бывших производственных зданиях (рис. 2, 3), в том числе музей «Энергетика» в здании бывшего электротехнического завода и музей корпорации «Хейнекен» (Heineken Experience) с его историческими фабричными корпусами.

Преимущество грамотного коммерческого подхода к музеефикации и сохранению архитектуры промышленных памятников

Общественный центр и музей «Энергетика» (рис. 2) был расположен в одной из первых электроцентралей Амстердама постройки 1903 года, в высоком многопролетном цеху, выполненном с применением несущих металлических конструкций. В 2002 году здание бывшей электроцентрали было включено в регистр государственных памятников промышленного наследия Нидерландов. Качественная экспозиция музея показывала, как получали и использовали газ и электроэнергию, которые предприятие производило вплоть до своего закрытия, вероятно, до конца 1970-х годов, когда оно выехало из города. Музей был открыт в 1999 году и закрыл свои двери в 2007 года из-за прекращения финансирования. В 2008 году коллекция музея перешла в фонд музея науки и технологии NEMO.

Умный коммерческий подход очень важен для обеспечения бесперебойного функционирования и сохранения промышленного памятника как общественно-культурного пространства, о чем говорит пример завода «Хейнекен».

Музей «Heineken Experience» пивоваренной корпорации Heineken занимает все четыре многоэтажные исторические производственные здания. В настоящее время эти здания доминируют в застройке исторической части Амстердама. Здания вплотную пристроены друг к другу и расположены вдоль одного из каналов города, выражая эволюцию архитектурных стилей от второй половины XIX-го века и до конца ХХ-го века, когда здесь находился пивоваренный завод (рис. 3). В бывшем хозяйственном дворе развернута театрализованная картина, где показаны телеги с бочками для перевозки пива,

запряженные лошадками, которая интерактивно, с элементами игры иллюстрирует этапы развития корпорации. Стоимость входного билета включает дегустацию нескольких бокалов пива для каждого посетителя. Концепция привлечения посетителей дегустацией пива является удачным коммерческим ходом, создает высокий поток посетителей, обеспечивает высокую посещаемость музею и сохранность архитектурному памятнику.

а) б)

Рис. 2. Бывший музей «Энергетика»: а) Общий вид справа на здание музея (бывшей электростанции); б) интерьер музея с экспонатами, (фото 2006 г.)

а) б)

Рис. 3. Здание музея «Heineken experience» на базе бывшего пивоваренного завода Heineken (фото 2006 г): а) фасад; б) интерьер музея

Развитие темы сохранения и адаптации объектов индустриального наследия в Нидерландах очень богато и многообразно. В стране можно встретить примеры совсем небольших и очень старых промышленных сооружений. В центре Амстердама сохранилось традиционное историческое промышленное здание для мелкого производства, где в старину, до изобретения парового двигателя и электричества, рабочие механизмы приводились в движение с помощью энергии ветряных мельниц. В настоящее время (2022 г.) в этом здании расположен ювелирный салон по продаже изделий с бриллиантами (рис. 4).

Рис. 4. Историческая бриллиантовая фабрика в центре города (фото 2006 г)

Примером сегодняшнего использования бывшего крупного заводского комплекса является завод Van Nelle (завод Ван Нелле) в Роттердаме, являющийся своего рода иконой нидерландской авангардной архитектуры 1920-1930-х годов (авторы проекта: Л. Ван дер Влюхт и Й. Бринкман) (рис. 5). Изначально это было многопрофильное предприятие по производству табака, кофе и чая. По почерку архитекторов хорошо видно, что они были знакомы с работами молодых французских и немецких архитекторов3.

Известно, что когда Ле Корбюзье посетил завод Ван Нелле в 1932 году, он назвал его «самым красивым зрелищем современности»4. Проект завода Ван Нелле становится в один ряд с лучшими образцами современной архитектуры 1920-30-х гг. и работ архитекторов Ле Корбюзье, А. Гропиуса, Мис ван-дер-Роэ и русских конструктивистов, таких как братья Веснины, И. Николаев и др. Он включается в монографии целого ряда стран [6, с. 58; 7 с. 23, суперобложка].

3 https://monumentenregister.cultureelerfgoed.nl (дата обращения 28,07,2022).

4 Zwikstra W.,Friskes S., Giersbergen W., Hillebrand E., Vredenberg J. Van Nellefabriek Werelderfgoed in glas en staal. Utrecht: uitgeverij Matrijs, 2019. pp169.

В 1985 году главное здание фабрики было внесено в регистр государственных памятных объектов Нидерландов3. В 1995 году производство на фабрике подошло к закрытию, и начались переговоры с госорганами и муниципалитетом по поиску нового назначения для семейного завода Ван Нелле. Из 18 предложенных концепций реновации лучшим был выбран план, предложенный автором E. Gude из фирмы Property Conversion Group BV (Rottedam) в сотрудничестве с Kondor Wessels Projecten BV (KWP) и Projectontwikkelingsbureau voor de Bouwnijverheid BV (POB). Эти три предприятия объединились в проектную группу Maatschap Van Nelle Ontwerpfabriek (VNOF). В 1998 году фирмой Wessel de Jonge Architecten BNA BV был разработан генеральный план реконструкции фабрики под общественно-культурное пространство для офисов, конференций, мастер-классов, презентаций и выставок. Бывший распределительный цех (экспедиция) был переоборудован для устройства шумных праздников и представлений, светомузыкальных шоу, выставок с объемными павильонами для переговоров. В 2014 году комплекс завода Ван Нелле был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО5. По выходным дням бывший завод можно посетить с организованной экскурсией.

в)

Рис. 5. Завод Ван Нелле в Роттердаме: а) аксонометрия 1926 г. [8]; б, в) общие виды завода Ван Неле (2022 г.)

Современный социокультурный подход к адаптации промышленного наследия на примере здания «Эйфель» бывшего промышленного «Квартала Сфинкс» в Маастрихте

Развитие темы сохранения и адаптации объектов индустриального наследия можно проследить на примере нидерландского города Маастрихта. В старинном развитом и богатом Маастрихте люди ощущают историю своего промышленного производства с

5 Там же.

ностальгией и гордостью за свое прошлое. По результатам многочисленных опросов и дебатов люди чувствуют свою сопричастность к объектам промышленности, на которых трудились и работали они сами или их родственники и знакомые. Чувство идентичности, чувство соотнесения себя с историей промышленных объектов города выражается гордостью за историю своего народа и порождает желание сохранить и передать потомкам эту историческую память.

Промышленный памятник «Квартал Сфинкс» (Shpinxkwartier) (рис. 6) в Маастрихте называют «иконическим», подразумевая решающую и впечатляющую роль промышленного производства «Сфинкс» (Sphinx) в становлении индустриализации в Нидерландах в начале XIX века. Возникновение и существование этого промышленного производства сыграло огромную роль в истории капитализма и в культуре страны.

Многие промышленные строения, выполненные по заказу основателя и владельца керамического производства «Сфинкс» Пэтруса Рэгу (Petrus Regout) были снесены. Но более поздние постройки на территории фабричного комплекса сохранились, и им была найдена новая функция (рис. 6г). Удачно преобразованы бывшая электростанция (1), директорский корпус (4), столярный цех (3), а также главное 8-этажное производственное здание фабрики постройки 1926 года, напоминавшее маастрихтцам того поколения своей высотой и железобетонными конструкциями Эйфелеву башню (9), за что они прозвали главный корпус «зданием Эйфель» (Eifel gebouw). К зданию Эйфель пристроен новый многозальный кинотеатр (2), сохранены исторические ворота фабрики (13). Гавань Бассэ (6) включена в ансамбль комплекса. В 1996 году «здание Эйфель» включили в регистр государственных памятников Нидерландов6.

8-этажное «здание Эйфель», высотой 33 м, длиной 180 м и шириной 21 м, прямоугольное в плане, выделяется по своим размерам и высоте, примыкая к старинной средневековой 3-4-этажной застройке Маастрихта, и просматривается со всех сторон на подъездах к городу (рис. 6в). Оно является бесспорной доминантой в сегодняшнем облике города. Остальные старые промздания, составляющие архитектурный ансамбль «квартала Сфинкс», своей архаичной простотой удачно вписываются в образ старинного средневекового города. Грубый бетон, кирпичная кладка и штукатурка усиливают ощущение «промышленности» и экспрессии.

Можно говорить о немногословности, которая характерна для сдержанного архитектурного языка Нидерландов, отражающей сдержанный характер нации. В Нидерландах не любят лишний художественный декор. Отреставрированные строгие фасады монументального здания «Эйфель» выполнены в белой штукатурке. По нашему мнению, рисунок и пропорции, оконных переплетов бывших цехов промышленного здания напоминают пропорции переплетов старинных нидерландских домов, выявляя именно нидерландский характер здания. 266 оконных проемов, насчитываемых на одном из фасадов 8-этажного здания, подчеркивают крупномасштабность самого производства, а также большой масштаб самого здания «Эйфель» по отношению к исторической окружающей малоэтажной застройке. На крыше здания выполнено хорошо читаемое отовсюду название фабрики «Сфинкс». Получившийся после реставрации абстрактный образ белого прямоугольного сооружения и темные, как бы черные, квадраты окон относят нас мысленно к эпохам немногословного абстракционизма и постмодернизма, которые так любят в Нидерландах. Работы по реставрации здания методом «каско» (реставрация каркаса здания) выполнено архитектурной фирмой Braaksma & Roos architectenbureau в 2018 году7.

6 https://monumentenregister.cultureelerfgoed.nl (дата обращения 28.07.2022).

7 https://www.braaksma-roos.nl (дата обращения 29.07.2022).

Вода гавани Бассэ, традиционные нидерландские туман и тучи или спокойное, ясное небо создают фон, на котором, как мираж, возникает белое главное здание бывшей фабрики8.

Здание «Эйфель» получило жилую и общественную функции, в нем расположены студенческая гостиница и магазины, к нему пристроен современный многозальный кинотеатр (рис. 6в). Старинные ворота фабрики стали одним из входов на территорию современного комплекса. На крыше здания устроен бар-ресторан с панорамным видом на Маастрихт.

Второй 6-зальный кинотеатр открыт в здании бывшей электростанции (рис. 6б). Здание столярного цеха, расположенное рядом с ним, переоборудовано в «Кузницу музыки» -музыкальный комплекс для проведения шумных молодежных концертов и вечеринок.

Рис. 6. Фабрика «Сфинкс» в Маастрихте: а) общий вид комплекса «Сфинкс» по представлению владельца фабрики П. Рэгу, гравюра втор. пол. IX века; б) гавань Бассэ: справа бывшая электростанция, в глубине - главное «здание Эйфель»; в) старинные ворота фабрики в современном ансамбле «здания Эйфель» и кинотеатра; г) фото с городского макета «квартала «Сфинкс» (условные обозначения в тексте)

К новому комплексу «Квартал Сфинкс» подводят вновь выполненные автомобильные и пешеходные пути. Гавань Бассэ (Bassin) и канал Виллемсваарт (Willemsvaart) (рис. 6г), служившие раньше по прямому назначению для переправки грузов и товаров фабрики по

8 Лунёва Е.А. Гуманитарные принципы сохранения объектов индустриального наследия в Нидерландах, реферат, Московский архитектурный институт, Москва 2022.

воде, включены в памятный промышленный ансамбль и служат для прохода и швартовки прогулочных катеров и яхт. Присутствие зеленых насаждений в «Квартале Сфинкс» ограничено небольшим количеством декоративных деревьев и газоном (рис. 6б).

В настоящее время работы по созданию новых подъездных путей и формирование парковых и прилегающих территорий продолжаются. В будущем промышленный памятник «Квартал Сфинкс» станет частью большого плана реконструкции промышленного района Маастрихта «Бельведер». На представленных фотоматериалах видно единство старой и новой застройки «Квартала Сфинкс», пешеходное обслуживание квартала и отведение транспорта за пределы пешеходной зоны. Большими плюсами реновации этого городского пространства Маастрихта по праву считаются удачно выбранные новые функции для опустевших промышленных зданий, привлекающих в дневное время работающих, отдыхающих и живущих там граждан. В вечернее и ночное время зона оживлена студентами, пользующимися рекреационными возможностями квартала, такими как спорткомплекс, кинотеатр, пабы и кафе.

Политика государства в вопросах сохранения промышленного архитектурного наследия

В Нидерландах здания, которые решено сберечь, предлагается признать «государственным памятником». С первого июля 2016 года в стране вступил в силу закон «Наследие», третья глава которого разъясняет, что именно относится к наследию, охраняемому государством. Вопрос о присуждении объекту статуса «государственного памятника» решает Министр образования, науки и культуры. После необходимой проверки он вносит объект в Регистр государственных памятников, согласно существующим в стране процедурам.

Владельцы «государственных памятников» могут рассчитывать на субсидию государства, называемую «Субсидия на изменение функции здания», которая выдается владельцам объектов для предотвращения вандализма и разрушения пустующих зданий-памятников. Приоритетными для этого являются пустующие промзоны, найти которым новое назначение является непростой задачей. Эта мера предусмотрена для того, чтобы было как можно меньше пустующих и заброшенных объектов. Государственная служба культурного наследия RCE рассматривает запрос, распределяет бюджет, устанавливает размер субсидии и требует отчет о расходовании средств. Саму субсидию предоставляет министерство Образования, культуры и науки OCW (Het ministerie van Onderwijs, Cultuur en Wetenschap). В 2020 году министерство предоставило 2,9 млн. евро на поддержку от разрушения объектов государственного архитектурного наследия.

В случае, если собственник государственного памятника архитектуры захочет изменить или снести свой объект, ему потребуется на это разрешение Государственной службы культурного наследия RCE.

Закон WABO (Wet algemeene bepalingen omgevingsrecht), регламентирующий основные положения по охране окружающей среды, регулирует получение спецразрешений на снос, частичный снос или перенос государственного памятника. Разрешение на эти действия дает муниципалитет.

Социо-культурологический подход к сохранению и адаптации промышленного наследия и формирование новых принципов поиска решений по сохранению архитектурных объектов индустриального наследия для будущих поколений XXI-XXII веков на примере бывшего цементного завода ENCI в Маастрихте

В настоящее время (лето 2022 г.) рассматривается вопрос о принятии решения по присуждению статуса «государственного памятника» бывшему цементному заводу в Маастрихте. Бывший цементный завод в Маастрихте ENCI (Eerste Nederlandse Cement Industrie, в переводе на русский язык: «Первая цементная промышленность

Нидерландов») был построен в Маастрихте в 1926 году с привлечением бельгийского и швейцарского капиталов и стал самым крупным заводом в Европе того времени. После Второй мировой войны ENCI стал одним из крупнейших заводов в стране по добыче известняка и производству цемента и был закрыт в 2019 году. Завод являлся частью третьего по величине в мире концерна по производству цемента HeidelbergCement AG (Германия).

Здания завода построены у подножия уникальной горы Св. Петра (Sint Pietersberg) между реками Ейкер (Jeker) и Маас (Maas).

С 2009 года ENCI, муниципалитет Маастрихта, правительство провинции Лимбург и фонд «Гора Св. Петра» серьезно работают над реализацией нового будущего для территории ENCI. В 2009 году был составлен план трансформации этого завода в культурно-исторический социально-значимый объект. Фонд «Разработчиков территории ENCI» (De Stichting Ontwikkelingsmaatschappij ENCI-gebied) следит за качеством выполнения поставленных задач.

Территория бывшего завода состоит из карьера по добыче известняка, производственной территории и зоны, соединяющей территорию завода с набережной реки Маас9. Упаковочный цех завода ENCI статус памятника уже имеет и поменял свою функцию, в его помещении устроен театральный зал, фойе и творческие мастерские. Остальные помещения упаковочного цеха используются под социально-общественные цели.

В Нидерландах граждане идентифицируют себя со своим архитектурным промышленным наследием. Это чувство порождает желание общества сохранять объекты индустриального наследия и превращать их в современные общественные пространства, отвечающие сегодняшним и завтрашним потребностям населения. В стране формируются принципы поиска сегодняшнего решения проблемы сохранения промышленного наследия для будущих поколений XXI-XXII-го веков, отражающие генезис мировоззрения нидерландского общества.

В это же время, в период формализации получения статуса государственного памятника цементному заводу ENCI, в апреле-мае 2022 года архитектурный фонд ТОПОС (TOPOS)10 провел публичные открытые лекции, чтобы общественность могла составить представления о возникающих проблемах, а граждане смогли бы чувствовать свою причастность к трансформации завода. Один из авторов данной статьи (Е.А. Лунёва) присутствовала на этих лекциях.

Лекции читали: S, Naafs, социолог, член коллегии государственных советников по охране наследия Нидерландов, ответственная за качество окружающей среды, за сохранение и трансформацию культурных ландшафтов и наследия; J. van Rooien, советник по охране наследия государственной службы охраны культурного наследия RCE; P. Calje, доктор исторических наук; P. Eichholz, профессор по финансам и недвижимости университета Маастрихта; градостроители R. Daniёls и R. Lanswyer. Докладчики отмечали, что завод ENCI следует рассматривать как объект, имеющий культурную и историческую ценность, целесообразность сохранения которого очевидна. Отмечалась также важность производства цемента для строительства и восстановления Нидерландов после Второй Мировой войны. Докладчики также представили графические эскизы своих градостроительных взглядов на будущее завода, прилегающего к нему карьера, реки Маас и граничащих с ними городских пространств Маастрихта и других находящихся неподалеку городов.

9 Лунёва Е.А. Современный подход к реставрации и реструктуризации государственных памятников промышленной архитектуры в Нидерландах. Примеры удачных проектов последних лет. Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХи. Тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. М.МАРХи,2022. 932 с.

10 TOPOS NIEUWS | topos-maastricht (toposmaastricht.com) (дата обращения 08/08/2022).

Подчеркивалось сходство стилистики архитектурного решения завода с подобной стилистикой фабрики Ван Нелле и совпадение времени постройки этих объектов - 19261930 гг. По мнению R. van Rooien, здания завода работы архитекторов Ф. Пёутса (F. Peutz) и П. Дингенманса (P. Diengenmans) имеют определенную эстетическую привлекательность и достойны быть мировым архитектурным наследием (рис. 7). Было замечено, что объект в новом качестве должен работать, быть социально-значимым и приносить деньги.

Окончательное решение о присуждении объекту статуса памятника будет принимать главный архитектор Нидерландов Ф. Веенстра (F. Veenstra). Отмечалась также ценность естественной среды мелового ландшафта и присутствие кремниевых пород в горе Св. Петра, что предопределило здесь наличие древней цивилизации порядка 250 тыс. лет назад.

а) б)

Рис. 7. Бывший цементный завод Маастрихта БЫС!: а) здание склада завода; б) силосы для цемента (2022 г.)

В подходе к проблематике трансформации бывшего цементного завода с прилегающим к нему карьером проектировщики стараются учитывать градостроительные просчеты прошлых проектов Маастрихта, обращая внимание на то, что новые функции в городе меняют общий характер городской жизни. Предлагается включить территорию бывшего завода в структуру туристических достопримечательностей Маастрихта, что будет увеличивать сферу впечатлений как для жителей, так и для гостей города. Это также разуплотнит перегруженный по выходным и праздничным дням средневековый центр города, перераспределив людские потоки. Включение промышленного ансамбля цементного завода в городской план обогатит Маастрихт архитектурными средствами, предав городу многоузловой характер.

Все эти обстоятельства будут учитываться в той или иной степени новым владельцем бывшего завода БЫС! в процессе его трансформации. При этом проектировщики будут подходить к необходимости сохранения объекта независимо от официального статуса объекта.

Выводы

Индустриальная психология и эстетика становятся элементами современного мышления и поведения индивида в Нидерландах. Исторический промышленный памятник и удачно выбранная его новая функция определяют получение нового архитектурного качества объекта, а интеграция его в городское пространство - новое качество среды в стране. При

трансформации бывшего цементного завода ENCI и прилегающего к нему карьера специалисты разных дисциплин - историки, социологи, градостроители и архитекторы -заняты тем, что стараются учитывать неудачные градостроительные обстоятельства реконструкции квартала «Серамик», успешные решения реконструкции «квартала Сфинкс», а также следовать общим европейским архитектурным тенденциям в сфере адаптации памятников промышленного наследия к нуждам современных и будущих поколений.

Источники иллюстраций

Фотографии, выполненные авторами статьи, публикуются впервые.

Рис. 1, 7. Фото Лунёвой Е.А.

Рис. 2-4. Фото Черкасова Г.Н.

Рис. 5а. [8]; б, в - фото Лунёвой Е.А.

Рис. 6а. [9]; б, в, г - фото Лунёвой Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список источников

1. Черкасов Г. Лондон, Гамбург. Неиспользованные возможности архитектуры // Academia. Архитектура и строительство. 2013. № 3. С. 27-40.

2. Черкасов Г. Сохранение и реновация объектов индустриального наследия // Сборник материалов по проблеме сохранения и реновации объектов индустриального наследия. Москва: МАРХИ, 2018. 214с. URL: https://e.lanbook.com/book/125693 (дата обращения 27.08.2022).

3. Черкасов Г. Сохранение и реновация объектов индустриального наследия в контексте развития современной архитектуры / Г.Н. Черкасов, О.Ю. Суслова, Д.Д. Попова. DOI:10.24412/cl-35672-2021-1 -0063 // Наука, образование и экспериментальное проектирование, сборник тезисов МАРХИ, Материалы научно-практической конференции. Москва: МАРХИ, 2021. С. 261-263.

4. Лунёва Е. Опыт Маастрихта (Нидерланды) по сохранению и преобразованию промышленного наследия // «Наука, образование и экспериментальное проектирование». Сборник тезисов МАРХИ, материалы научно-практической конференции 5-9 апреля 2021 г. Т.2. Москва: МАРХИ, 2021. С. 335-337.

5. Лунёва Е. Современный подход к реставрации и реструктуризации государственных памятников промышленной архитектуры в Нидерландах. Примеры удачных проектов последних лет // Наука, образование и экспериментальное проектирование, сборник тезисов МАРХИ. Материалы научно-практической конференции. Москва: МАРХИ, 2022. С. 818-820.

6. Савицкий Ю. Архитектура капиталистических стран. Москва: Стройиздат,1973. С. 134.

7. Хенн В. Промышленные здания и сооружения. Т. 1. Москва: Госстройиздат, 1959 [пер. с нем.].

8. Van Nellefabriek Werelderfgoed in glas en staal. W Zwikstra. S.Friskes, W. van Gierbergen, E.Hillebrand, J.Vredenberg. Utrecht: uitgeverij Matrijs, 2019. P. 169.

9. Regout P. Album dédié á mes enfants et mesa mis. Maestricht, 1868.

References

1. Cherkasov G. London, Gamburg. Neispol'zovannye vozmozhnosti arhitektury [Unused architectural opportunities]. Academia. Architecture and constructing, 2013, no 3. pp. 2740.

2. Cherkasov G. Sohranenie I renovaciya ob"ektov industrial'nogo nasledia [Preservation and renovation of industrial heritage sites]. Collection of articles about preservation and renovation of industrial heritage sites. Moscow, MARHI, 2018, pp. 214. URL: https://e.lanbook.com/book/125693

3. Cherkasov G., Suslova O., Popova D. Sohranenie i renovaciya ob"ektov industrial'nogo naslediya v kontekste rasvitiya sovremennoj arhitektury [Conservation and renovation of industrial heritage sites in the context of the development of contemporary architecture]. Collection of articles "Science, education and experimental design". Moscow, MARHI, 2021 DOI:10.24412/cl-35672-2021 -1 -0063

4. Luneva Y. Opyt Maastrihta (Niderlandy) po sohraneniyu I preobrazovaniyu promyshlennogo naslediya [Experience of Maastricht (the Netherlands) in preserving and reconstructing of industrial heritage]. Collection of articles "Science, education and experimental design". Moscow: MARHi. 2021.pp.335-337.

5. Luneva Y. Sovremennyj podhod k restavracii I restrukturizacii gosudarstvennyh pamyatnikov promyshlennoj arhitektury v Niderlandah. Primary udachnyh proektov poslednih let [The contemporary way of renovation and restructuring of state industrial architectural monuments in the Netherlands. Brilliant project experience of the last years]. Collection of articles "Science, education and experimental design". Moscow, MARHI, 2022, pp. 818-820.

6. Savickij Yu. Arhitektura kapitalisticheskih stran [Architecture of capitalist countries]. Moscow, Stroiizdat, 1973, pp. 134.

7. Henn V. Promyshlennye zdaniya I sooruzheniya [Industrial buildings and structures. Vol. 1]. Moscow, Gosstroiizdat, 1959.

8. Zwikstra W., Friskes S., Giersbergen W., Hillebrand E., Vredenberg J. Van Nellefabriek Werelderfgoed in glas en staal [Van Nelle factory. World heritage in glass and steel]. Utrecht: uitgeverij Matrijs, 2019, pp. 169.

9. Regout P. ALBUM dédié a mes enfants et mes amis [Album dedicated to my children and my friends]. Maestricht, 1868.

ОБ АВТОРАХ

Лунёва Екатерина Александровна

Магистр архитектуры, независимый консультант по историческому архитектурному промышленному наследию Нидерландов (Нидерланды-Россия), прикрепляемая к кафедре История архитектуры и градостроительства Московского архитектурного института для выполнения научной работы, Москва, Россия katialuneva@home.nl

Черкасов Георгий Николаевич

Доктор архитектуры, профессор кафедры История архитектуры и градостроительства, Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия istarh@markhi.ru

ABOUT THE AUTHORS

Luneva Yekaterina A.

Master of Science in Architecture, Independent Consultant in Architectural Historical Industrial Heritage of the Netherlands (The Netherlands-Russia), Scientific Researcher of the Department of History of Architecture and Urban Planning, Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia katjaluneva@home.nl

Cherkasov Georgi N.

Doctor of Science in Architecture, Professor of the Department History of Architecture and Urban Planning, Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia istarh@markhi.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.