УДК 72.03
Надырова Д.А. - аспирант, ассистент
E-mail: Dilvaran@vandex.ru
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1
Архитектурно-планировочные решения городских начальных училищ Казани,
1912-1914 гг.
Аннотация
Данная статья посвящена этапу проектирования и строительства начальных городских училищ в начале ХХ века в Казани. Рассматривается деятельность архитектора М. С. Григорьева, связанная со строительством училищных зданий в Казани по заказу городских властей. Она развернулась в 1912-1914 гг. вследствие правительственного указа от 3 мая 1908 года об увеличении государственного финансирования Министерства народного просвещения, вызванного подготовкой к переходу к всеобщему бесплатному начальному образованию. В работе исследуются не привлекавшиеся ранее и впервые введенные автором в научный оборот исторические проектные чертежи.
Ключевые слова: городские начальные училища, архитектура, городские власти Казани, архитектор М. С. Григорьев.
Одним из основных направлений деятельности городских властей Казани в последней трети XIX-начале XX вв. являлось развитие образования в городе. Открытые в этот период начальные училища ввиду отсутствия средств в городской казне долгое время размещались в арендованных у частных лиц помещениях, как правило, малоприспособленных для учебного процесса1. Лишь в 1910-х годах стало возможным строительство специальных учебных зданий, отвечавших современным требованиям. Их появление в Казани связано с правительственным указом от 3 мая 1908 г. об увеличении государственного финансирования Министерства народного просвещения, вызванного подготовкой к переходу к всеобщему бесплатному начальному образованию. Следствием этого указа стало резкое увеличение объема строительства школьных зданий в стране: ежегодно по России открывалось около 10 000 школ, в 1913 г. число их превысило 130 000 [1].
В Казани в период 1912-1914 гг. было спроектировано и построено 5 крупных училищных зданий, автором которых являлся архитектор М.С. Григорьев.
Первым в городе было возведено здание Петровского женского училища на ул. Вторая Гора (совр. ул. Волкова) в четвертой части2 города. Разработанный в 1912 г. проект предназначался под 16-комплектное городское училище, т.е. в нем изначально предполагалось разместить 4 училища по 4 комплекта (класса).
По архивным материалам установлено, что для Петровского училища М.С. Григорьев разработал два проекта. Появление второго было связано с требованием строительной комиссии удешевить стоимость строительства [2].
Трехэтажное кирпичное Г-образное в плане здание училища предполагалось поставить по красной линии улицы, расположив главный вход по оси фасада.
Во втором варианте Григорьев, сохранив первоначальную объемнопространственную композицию и симметричное построение уличного фасада, изменил его планировочную структуру. Первоначально ориентированные окнами во двор классы расположились со стороны улицы, что нашло отражение и на главном фасаде. М.С. Григорьев отказался от вынесенного вперед вестибюля с устроенной на его крыше
1 См. Надырова Д. А. Здания начальных городских училищ Казани последней трети Х1Х-начала ХХ вв. // Известия КГАСУ, 2011, № 3 (17).
2В 4-ю часть Казани входила территория, ограниченная с севера ул. Новогоршечной (Бутлерова), с запада - оз. Нижний Кабан, на юге - включала Суконную и Архангельскую слободы, на востоке доходила до Академической слободы.
террасой (рис. 1). В боковом корпусе, предназначавшемся под квартиры учителей и учеников, он сократил их количество, оставив по две квартиры на этаже в торце корпуса, а на освободившихся площадях разместил учебные классы. Второй вариант проекта Петровского училища оказался более экономичным (рис. 2).
Рис. 1. Проект Петровского женского училища на ул. 2-ая Гора. 1912 г. Главный фасад. Первый вариант. Арх. М.С. Григорьев [2]
Особенностью первого варианта являлось наличие квартир не только для учителей, но и для учащихся. Всего предполагалось разместить 16 квартир, каждая из которых включала две комнаты и кухню. Между тем, подобные квартиры, как правило, чаще всего предназначались исключительно для заведующих или учителей; в некоторых случаях ограничивались устройством в подвальном или цокольном этажах жилых помещений для служителей.
В результате внесенных корректировок изменился и внешний облик здания [3]. Вместо глухих боковых плоскостей на главном фасаде появились равномерно расположенные большие прямоугольные окна, придавшие зданию выраженный общественный характер. Симметричное построение фасада подчеркивалось боковыми ризалитами и центром, фланкированными по сторонам пилястрами на всю высоту здания. Центральная часть, отмеченная входом и треугольным фронтоном над верхним окном, завершалась полукруглым фронтоном.
Рис. 2. Проект Петровского женского училища на ул. 2-ая Гора. 1912 г. Главный фасад. Второй утвержденный вариант. Арх. М.С. Григорьев [3]
В том же 1912 году М. С. Григорьев разработал проекты еще для двух училищ, которые были построены в 1913-1914 гг. в первой части города3. Одно из них расположилось на высоком открытом месте по ул. Новогоршечной (совр. ул. Бутлерова), второе - «Двадцать первое городское училище», на Николаевской площади (совр. ул. Пушкина) [4]. Здания различались по своим объемно-композиционным решениям.
Двухэтажное с трехэтажной частью училище на Новогоршечной улице имело П-образный план с поперечными выступами различной длины, придававшими зданию асимметричность. Поставленное на горе, на спуске Новогоршечной улицы, оно возвышалось над нижней частью города (рис. 3).
Рис. 3. Здание начального училища на ул. Новогоршечной. Построено в 1913 г. Арх. М.С. Григорьев. Современный вид (фото автора)
Двадцать первое училище на Николаевской площади представляло собой двухэтажное, прямоугольное в плане сооружение, усложненное двумя боковыми симметричными выступами со стороны главного фасада, обращенного на Рыбнорядскую улицу (рис. 4). Оно расположилось слева от существующего одноэтажного строения, где первоначально размещалось училище, соединившись с ним переходом-вставкой. В целом симметричную композицию фасада нарушали вход, устроенный в правом ризалите, и скошенный угол в левом торце со стороны Николаевской площади. Как и в здании на ул. Новогоршечной, автор использовал перепад рельефа, устроив дополнительный полноценный этаж.
Не отличалась строгой симметричностью и внутренняя планировка, что обусловливалось привязкой к старому корпусу, приспособленному под учительские квартиры. Выступающим на фасаде объемам во внутренней планировке соответствовали вестибюль и библиотека, между которыми располагалась просторная рекреация. Она пересекалась коридором, отделявшим переднюю часть здания с классными комнатами, обращенными во двор. Подобным образом было устроено и училище на ул. Новогоршечной, а также рассмотренное нами выше здание на ул. Вторая Гора.
Таким образом, коридорная система планировки с односторонним размещением комнат была присуща всем трем разработанным М. С. Григорьевым учебным зданиям. Однако, в отличие от Петровского училища, в двух последних случаях классные комнаты были обращены в сторону двора. Как помним, именно таким образом располагал их архитектор в своем первом варианте здания на ул. Вторая Гора.
3В 1-ую часть города входили Кремль и территория, ограниченная р. Казанкой и протоком Булак, с востока и юга - ул. Пушкина и Рыбнорядская.
Схожим во всех трех случаях был и состав помещений, включавший классные комнаты, учительские комнаты, жилые квартиры для учителей и служащих, библиотеки, столовые, гардеробные, рекреации. Как уже было отмечено, в Петровском училище, кроме того, были устроены квартиры для учащихся. В училище на Николаевской площади впервые появился специальный кабинет врача. Учительские квартиры могли совмещаться с помещениями, связанными с учебным процессом, как это было в зданиях на ул. Новогоршечной и ул. Вторая Гора. В другом случае наличие старого здания позволило отделить жилые помещения от учебных, разместив их изолированно (училище на Николаевской площади). Обращает на себя внимание, что в двух последних, хронологически более поздних постройках Григорьев отвел под библиотеки светлые и обширные, близкие по площади классным комнатам помещения.
С преобразованием Двадцать первого городского училища из мужского в учебное заведение смешанного типа усложнился и состав его помещений. Нижний этаж был полностью отведен под женские классы со своим набором помещений, включавших в том числе рукодельные классы. Во втором этаже разместились классы для мальчиков. Для спортивных занятий на участке оборудовали специальную площадку.
Типологическая общность придавала зданиям определенную схожесть в первую очередь благодаря крупным оконным проемам, а также использованию одинаковых форм и приемов (крупных прямоугольных ниш и пилястр на высоту здания, полос, филенок и т. п.). Она особенно заметна при сравнении чертежей фасадов, которым во многом были присущи классицистические черты. Однако возведенные здания различались по внешнему виду. Училища на ул. Вторая Гора и ул. Новогоршечной стилистически относились к рационалистическому направлению модерна. Открытые краснокирпичные поверхности стен контрастировали с оштукатуренными цементным раствором деталями. Фасады Николаевского училища были оштукатурены и побелены. Углы и простенки оформлены пилястрами большого коринфского и дорического ордера. Строение более тяготело к классицизму в его новом проявлении начала двадцатого столетия. Выбор, по всей видимости, был обусловлен расположением вблизи университетского комплекса.
Рис. 4. Здание Двадцать первого городского училища на Николаевской площади. 1914 г. Общий вид (фото автора). План 1-го этажа [4]. Арх. М.С. Григорьев
В следующем, 1913 году М.С. Григорьев спроектировал еще два училищных здания, которые предполагалось возвести на городских окраинах - в Архангельской и Академической слободах [5]. По своему архитектурно-планировочному решению они в целом совпадали с предыдущими проектами архитектора, как во внешнем облике, так и во внутреннем устройстве.
Из них больший интерес представляет училище на ул. Бойничной в Академической слободе, представлявшее собой двухэтажное на цокольном освещенном основании, П-образное в плане сооружение [6]. Как и в случае на ул. Новогоршечной, главный вход был устроен не со стороны главного фасада, а с торца одного из крыльев. Цокольный этаж предназначался под гардеробные, квартиры служителей, кладовые и размещения отопительных приборов. Планировка обоих верхних этажей была идентичной - коридор-рекреация объединял четыре классные комнаты и учительскую. В боковых корпусах размещались лестничные клетки и квартиры для учителей и туалеты.
Интересно отметить, что среди архивных чертежей, кроме проектов М.С. Григорьева, был обнаружен также проект училища, разработанный в эти же годы известным казанским архитектором Ф.Р. Амлонгом. Документ ограничивается поэтажными планами и не позволяет судить ни о внешнем облике учебного здания, ни об его расположении. Тем не менее, сравнение этих планов с проектами М.С. Григорьева показывает, что трехэтажное училище Амлонга с аналогичным П-образным планом и аналогичной коридорной системой значительно уступало качеством планировки (классы и библиотека находились в проходных помещениях), меньшим количеством классных комнат и в целом более бедным набором помещений.
Проекты училищных зданий, разработанные архитектором М.С. Григорьевым, несомненно, обладали большими достоинствами, по сравнению с проектом Ф.Р. Амлонга, что, очевидно, было связано с большей практикой первого в области учебного строительства. Спроектированные и возведенные им училища выделялись представительностью внешнего облика и в целом отвечали современным требованиям, предъявляемым к учебным зданиям. Это были двухэтажные, реже трехэтажные с цокольными освещенными этажами здания, выдержанные в формах современного рационалистического течения модерна, со сложной Г-образной или П-образной формами плана и развитым набором помещений. Тем не менее, следует отметить, что их внутренняя планировка не всегда отличалась достаточной четкостью и разработанностью, что свидетельствовало о продолжающемся поиске планировочных решений для этого типа зданий. Большая роль в этом поиске принадлежит архитектору М.С. Григорьеву, разрабатывавшему проекты городских училищ по заказу казанских городских властей.
Список литературы
1. Бразоль Б. Л. Царствование императора Николая II 1894-1917 в цифрах и фактах,
1958 // URL: http://ricolor.org/historv/mn/nv/22/ (дата обращения 11.04.2012).
2. НА РТ. Ф. 2. Оп. 7. Д. 1942.
3. НА РТ. Ф. 2. Оп. 7. Д. 2029.
4. НА РТ Ф. 2. Оп. 7. Д. 2031.
5. НА РТ. Ф. 2. Оп. 7. Д. 2085.
6. НА РТ. Ф. 2. Оп. 7. Д. 2086.
Nadyrova D.A. - post-graduate student, assistant
E-mail: Dilvaran@vandex.ru
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1
Architectural and planning solutions of the urban elementary schools of Kazan, 1912-1914
Resume
The reform of education in Russian Empire in the second half of the 19th century and the adoption of the act on universal compulsory primary education at the beginning of the twentieth century led to the emergence of new types of educational institutions in Russia. Thousands of schools were opened in Russia annually. If at the beginning schools were housed in hired premises due to lack of sufficient funds, which were not adapted for training activities, now were built separate buildings for them. Projects were developed, having as a model and individual character. This article is devoted to the stage of designing and building of urban elementary schools of Kazan in 1912-1914. The analysis of space-planning decisions of schools in that period showed that it was two-storied, less than three-storey with illuminated ground floors building, «L», «U»-shaped, less than a rectangular shape with a corridor system of planning and one-sided arrangement of classes. Facade decoration maintained mostly in the style of rational art Nouveau.
Architect M.S. Grigoriev made a great contribution to the design of buildings elementary school of Kazan. Most of the objects were built to his designs at the request of the city authorities. This suggests a particular specialization in the creativity of the architects of Kazan, which has a positive impact on the quality of the projects. The schools designed by Grigoriev, were built according to modern requirements to educational buildings. In the design of buildings of schools were represented stylistic searches of the time and creative style of the architect. Most of these buildings have survived up to the present time and are used for its intended purpose.
Keywords: urban elementary schools, architecture, the city authorities of Kazan, architect M.S. Grigoriev.
References
1. Brazol B.L. The reign of the emperor Nikolay II 1894-1917 in figures and facts, 1958. // URL: http://ricolor.org/history/mn/nv/22/ (reference date 11.04.2012).
2. NA RT. F.2. Op. 7. D. 1942.
3. NA RT. F.2. Op. 7. D. 2029.
4. NA RT. F.2. Op. 7. D. 2031.
5. NA RT. F.2. Op. 7. D. 2085.
6. NA RT. F.2. Op. 7. D. 2086.