Научная статья на тему 'Здания начальных городских училищ Казани последней трети xix - начала XX века'

Здания начальных городских училищ Казани последней трети xix - начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
316
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА / НАЧАЛЬНЫЕ ГОРОДСКИЕ УЧИЛИЩА / ПРИСПОСОБЛЕНИЕ / ПЕРЕПЛАНИРОВКА / KAZAN MUNICIPAL DUMA / ELEMENTARY URBAN SCHOOLS / ADAPTATION / RE-PLANNING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Надырова Д. А.

В статье рассматривается деятельность Казанской городской думы в области начального образования в период последней трети XIX начала ХХ вв., связанная с основанием и размещением начальных городских училищ в структуре города. Установлено, что развитие этого типа учебных зданий в Казани делится на два этапа. Первый из них связан с приспособлением под учебные функции существующих городских строений различного первоначального назначения. Резкий рост количества начальных училищ пришелся на начальный период деятельности Думы, а именно 1870-1880-е годы. В этих условиях, когда потребности городского общества превышали финансовые возможности Думы, власти были не в состоянии обеспечить начальные училища специально предназначенными для этих целей зданиями. Подобная возможность у Казанской городской думы появилась лишь в 10-х годах XX столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Buildings of the elementary urban schools of Kazan in the last third of the XIX - beginning of the XX century

In the article is examined the activity of Kazan municipal duma in the region of elementary education in the period of the last third of the XIX beginning of the XX century, connected with base and arrangement of elementary urban schools. It is established that development of this type of educational buildings in Kazan is divided into two stages. The first of them is connected with the adaptation of the existing urban buildings of different initial designation under the educational functions. The increase in the number of elementary schools was in the early period of the activity of the Duma, namely in 1870-1880 years. In these circumstances, when the needs of urban society exceeded its financial opportunities, the authorities were unable to provide elementary schools with the buildings specifically designed for this purpose. Such possibility in Kazan municipal duma has appeared only in the 10th years of the XX century.

Текст научной работы на тему «Здания начальных городских училищ Казани последней трети xix - начала XX века»

УДК 72.03

Надырова Д.А. - аспирант, ассистент

E-mail: Dilyaran@yandex.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

ЗДАНИЯ НАЧАЛЬНЫХ ГОРОДСКИХ УЧИЛИЩ КАЗАНИ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается деятельность Казанской городской думы в области начального образования в период последней трети XIX - начала ХХ вв., связанная с основанием и размещением начальных городских училищ в структуре города. Установлено, что развитие этого типа учебных зданий в Казани делится на два этапа. Первый из них связан с приспособлением под учебные функции существующих городских строений различного первоначального назначения. Резкий рост количества начальных училищ пришелся на начальный период деятельности Думы, а именно 1870-1880-е годы. В этих условиях, когда потребности городского общества превышали финансовые возможности Думы, власти были не в состоянии обеспечить начальные училища специально предназначенными для этих целей зданиями. Подобная возможность у Казанской городской думы появилась лишь в 10-х годах XX столетия.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Казанская городская Дума, начальные городские училища, приспособление, перепланировка.

Nadyrova D.A. - post-graduate student, assistant

Kazan State University of Architecture and Engineering

BUILDINGS OF THE ELEMENTARY URBAN SCHOOLS OF KAZAN IN THE LAST THIRD OF THE XIX-BEGINNING OF THE XX CENTURY

ABSTRACT

In the article is examined the activity of Kazan municipal duma in the region of elementary education in the period of the last third of the XIX - beginning of the XX century, connected with base and arrangement of elementary urban schools. It is established that development of this type of educational buildings in Kazan is divided into two stages. The first of them is connected with the adaptation of the existing urban buildings of different initial designation under the educational functions. The increase in the number of elementary schools was in the early period of the activity of the Duma, namely in 1870-1880 years. In these circumstances, when the needs of urban society exceeded its financial opportunities, the authorities were unable to provide elementary schools with the buildings specifically designed for this purpose. Such possibility in Kazan municipal duma has appeared only in the 10th years of the XX century.

KEYWORDS: Kazan municipal Duma, elementary urban schools, adaptation, re-planning.

Исследование деятельности Думы в области развития архитектуры и градостроительства Казани является важной научной проблемой. Часть этой проблемы связана с деятельностью Думы в сфере развития архитектуры общеобразовательных зданий различного уровня. Данная статья посвящена исследованию и введению в научный оборот историко-архивных материалов, связанных с развитием начального образования в Казани и формированием специального типа учебных зданий.

Распространение начального образования стало одной из основных сфер деятельности Казанской городской думы, основанной в 1870 г. в результате городской реформы. Создававшиеся и финансировавшиеся городскими властями начальные училища охватывали все более широкий круг населения Казани. Уже в 1871 году был учрежден особый Попечительский совет приходских училищ, в обязанности которого входило наблюдение за городскими училищами и их нуждами, а также заботы о развитии начального народного образования [1, с. 257].

К 1870 году в Казани насчитывалось 6 мужских городских начальных училищ [2, с. 3]. Самым ранним из них было училище в Ягодной слободе (Ягодинское), учрежденное еще в 1806 году священником И.М. Бельским, первоначально располагавшееся в его доме до постройки

специального здания. Закрытое в 1815 г., училище восстанавливают лишь в 1839 году. Ягодинское стало первым училищем, открытым в пригородной слободе Казани. В самой Казани подобные учебные заведения появились только в начале 1830-х годов. В 1832 г. открылось первое приходское училище, расположившееся на Успенской улице. Год спустя, в 1833 г., на ул. Тихвинской во второй части города на средства купцов Чепарина и Жадина было учреждено училище для мальчиков, получившее название «Михайловское» в честь рождения великого князя Михаила Николаевича. Открытие четвертого относится к 1859 г., а через семь лет появились пятое и шестое училища, разместившиеся в Адмиралтейской (ул. Кузнецкая) и Суконной (ул. Георгиевская) слободах [2, с. 3]. Училища занимали частные жилые дома, и лишь Ягодинское и Михайловское располагались в особых, специально возведенных для них зданиях. Первое из них представляло собой одноэтажное кирпичное здание с деревянными службами во дворе и располагалось по ул. Архангельской. В основном здании размещались три учебные комнаты, учительская и комната сторожа (рис. 1а, б) [3]. Новое здание для Михайловского училища было возведено в 1865 году [2, с. 3].

Рис. 1. Третье городское начальное училище а) План третьего городского училища в Ягодной слободе на ул. Архангельской. Кон. Х1Х - нач. ХХ вв.

1. Учительская. 2. Комната сторожа. 3. Старший класс. 4. Средний класс. 5. Младший класс. 6. Коридор;

б) Здание бывшего третьего городского училища на ул. Гладилова (бывш. ул. Архангельская).

Современный вид. Второй деревянный этаж надстроен в советское время [10]

С самого начала своего основания Попечительский совет начал активную работу по открытию в городе новых училищ, недостаток в которых остро ощущался. Уже в 1872 г. в Казани были учреждены два новых мужских училища - Плетеневское (Седьмое) на Екатерининской улице и восьмое в Козьей слободе, открытое Управой по просьбе жителей слобод Кизической, Козьей и Гривки в арендованном доме купца Щетинкина [1, с. 257]). В 1875 г. Совет обратился в Думу с просьбой об открытии в городе еще трех учебных заведений, предполагая устроить их на Верхне-Федоровской улице, Мочальной площади и в Суконной слободе. Однако Дума утвердила основание только одного девятого приходского училища для мальчиков на ул. НижнеФедоровской, поручив управе подыскать подходящую квартиру [1, с. 258].

Особой заботой Совета стало развитие в Казани женского образования. Потребность в открытии низших учебных заведений для девочек существовала весьма настоятельная. К 1872 г. в городе существовало всего три женских училища: Михаловское, первое в городе приходское женское училище, открытое в 1865 г., училище в Адмиралтейской слободе и женское отделение при Ягодинском [2, с. 2]. В 1872 г. Совет обратился в Думу с ходатайством об учреждении отдельного женского приходского училища в Суконной слободе для «утверждения веры и правил хорошего поведения среди живущих там девочек» и получил ее одобрение.

Открытие четырнадцатого женского училища было приурочено к 200-летию со дня рождения Петра I, отсюда оно получило название «Петровское» [2, с. 5]. Первоначально оно размещалось в Суконной слободе в частной квартире, которая была тесна и сыра. В 1887 г.,

ввиду ежегодного увеличения количества учениц, училище было перемещено в доходный дом Музурова на Георгиевской улице. Здесь для него было приспособлено целое крыло здания. В верхнем этаже разместились классы, а внизу - квартиры для учительниц и библиотека. Из двух имевшихся классных комнат в одной помещалось младшее отделение, а в другой - среднее и старшее отделения вместе, что вызывало неудобства. В 1892 г. под учебные классы были переоборудованы квартиры учительниц, для которых выделили помещения во флигеле рядом с домом [4]. Теперь полностью первый и второй этажи были отданы под учебные кабинеты и библиотеку, не считая одной комнаты, занимаемой сторожем (рис. 2.). Помещения Петровского училища считались одними из лучших и в отчетах Управы о состоянии приходских училищ упоминались, как находящиеся «в образцовом состоянии» [1, с. 259].

План 1 -го этажа План 2-го чтажа

Рис. 2. Планы Петровского (четырнадцатого) городского женского училища в доме Музурова на ул. Георгиевской. Кон. XIX - нач. ХХ вв. 1. Вход. 2. Коридор. 3. Классы.

4. Класс для рукоделия. 5. Библиотека. 6. Комната сторожа. 7. Туалет. 8. Рекреация.

Благодаря активной деятельности Казанской городской Думы, за 16 лет, в период с 1872 по 1888 годы, было основано 18 городских училищ, в их числе два мусульманских, открытых в 1875 и 1878 гг. в Плетенях и Адмиралтейской слободе соответственно. Далее вплоть до 1896 г. училища не открывались. Этот перерыв отнюдь не означал, что в них не было потребности - она по-прежнему оставалась высокой. Признавая этот факт, Казанская управа вместе с тем отмечала в своих отчетах, что «затруднительное положение городской кассы не давало возможности удовлетворить все потребности» [2, с. 8]. С момента открытия училища в 1896 г., в течение последующих десяти лет было открыто еще пять городских начальных училищ.

Открытые по постановлениям Думы новые городские училища располагались в помещениях и зданиях, арендованных у частных лиц или принадлежавших городу и мало отвечавших требованиям учебных заведений. Минимально необходимый набор помещений включал 3 классных комнаты - для младшего, среднего и старшего классов, библиотеку, а также гардероб с прихожей. Поиск подходящих зданий отнимал много времени, затягивая открытие училищ порой на несколько лет, как это случилось с Плетеневским (1872 г.) и училищем, открытие которого произошло лишь через три года после принятия решений в 1869 году [1, с. 256]. Иногда, по причине отсутствия подходящих для учебных целей площадей, в одном здании могли находиться сразу два училища. Так, в 1884 г. в здании девятого мужского училища, потеснив его, разместили семнадцатое женское училище. Училища делили между собой помещения второго этажа на протяжении четырех лет, пока женское училище не было переведено в другое здание. Двадцать второе училище в Игумновой слободе было переведено в здание Адмиралтейского шестнадцатого. Позднее для этого женского училища, отличавшегося большим количеством учениц, был нанят дом Свешникова в той же слободе.

Чаще всего под училища приспосабливали частные жилые дома, однако это могли быть и здания другого назначения. Так, десятое городское училище на Арском поле, основанное в 1881 г., заняло помещения бывших казарм. Аналогичным образом в бывших казармах

разместилось и Николаевское (двадцать первое) мужское училище, открытое в 1886 году. Когда в 1884 г. Казанская управа предложила строительство двух новых зданий для училищ в Адмиралтейской слободе и Плетенях, Дума, отклонив это предложение, выделила средства лишь на приспособление под училище помещений центральных полицейских казарм, расположенных на Николаевской площади [1, с. 267]. Построенные в 1863 г., эти казармы представляли собой одноэтажное кирпичное здание с квадратным планом и простыми, лишенными декора фасадами [5]. С правой стороны здания в кирпичной пристройке находился туалет, а с левой - деревянные службы. Вход в здание располагался со стороны улицы (рис. 3). От Николаевского сада территория училища была с трех сторон отгорожена решетчатым забором. Размеры дворовой площади позволили разместить здесь гимнастические снаряды для учащихся.

Размещение училищ в арендованных домах, часть из которых были старой постройки, а также постоянный рост количества учащихся неизбежно вели к переполнению классов и ухудшению санитарно-гигиенических условий учебных зданий. В 1878 г. в ходе организованных Городской думой проверок зданий и помещений, занимаемых начальными училищами, было установлено, что большинство из них находилось в неудовлетворительном состоянии. Среди отмеченных комиссией недостатков назывались переполненность классов, сырые, плохо проветриваемые и освещаемые учебные помещения, не соответствовавшие требованиям школьной гигиены. В таком положении находились шестнадцатое в Адмиралтейской слободе, Плетеневское и двадцать второе в Игумновой слободе училища, располагавшиеся в старых строениях. В таких же условиях находилось Михайловское женское училище, в котором учебные помещения были холодные, сырые и низкие. Городской глава признал «давнюю необходимость» перевода Михайловского женского училища в другое помещение и просил управу подыскать к будущему учебному году новое помещение [6]. В неудовлетворительном состоянии находились и размещавшиеся при школах квартиры учителей. Следует отметить, что наем помещений обходился городской казне дешевле, чем ремонт существующих зданий. Это обстоятельство вынуждало власти чаще прибегать к аренде. Так, в 1890 г. на предложение Управы отремонтировать обветшавшее здание Плетеневского училища Дума, ввиду экстренных расходов, связанных с проведением в Казани Научнопромышленной выставки, предпочла нанять для училища новое помещение.

Обследование, сделанное властями в 1888 г., показало, что большая часть городских училищ размещалась в зданиях, в целом отвечавших санитарно-гигиеническим требованиям [7, с. 66]. Возможно, этот факт являлся следствием перемещения по решению Думы некоторых училищ из наемных помещений в городские здания, более отвечавшие требованиям учебного процесса.

Рис. 3. Николаевское (Двадцать первое) городское мужское училище а) План двадцать первого городского училища на Николаевской площади. Кон. XIX - нач. ХХ вв. 1. Учебный класс. 2. Учительская. 3. Гардеробная. 4. Комната сторожа. 5. Коридор. 6. Туалет.

7. Тамбур. 8. Службы. 9. Дворовая территория со спортивной площадкой. б) Здание бывшего двадцать первого городского училища на ул. Пушкина (бывш. Николаевская площадь). Современный вид (фото автора)

8-

При учреждении новых училищ Управа старалась учитывать существующую потребность в них в той или иной части города с учетом численности проживавшего там населения. Они открывались как в центральных частях города, так и на его окраинах и пригородных слободах - Козьей (восьмое), Ягодной (третье и тринадцатое), Адмиралтейской (пятое и шестнадцатое), Игумновой (двадцать второе и двадцать седьмое) [8, с. 4]. В некоторых случаях училища открывались по просьбе самих жителей, как это случилось в Подлужной слободе, например, с двадцать девятым училищем, основанным в 1906 году [9]. Жители слободы пожаловались в Управу на то, что, несмотря на ежегодный рост населения в их районе, они не имеют своей начальной школы. Учащимся приходилось проходить немалый путь до учебных заведений, располагавшихся на центральных улицах города, а именно до двадцать первого - на Николаевской площади или двадцать шестого - на Черноозерской улице. Власти пошли навстречу жителям Подлужной слободы, арендовав здание для училища на ул. Подлужной «в интересах улучшения успеваемости и здоровья детей».

Следовательно, учреждение в Казани органов местного самоуправления способствовало развитию сети начальных учебных заведений в городе. Резкий рост количества начальных училищ отмечен в начальный период деятельности Казанской городской думы, а именно в 1870-1880-е годы. В этих условиях власти были не в состоянии обеспечить городские начальные училища специальными зданиями и ограничивались арендой существующих строений, их ремонтом и приспособлением. Возможность строительства новых зданий для училищ появилась у Казанской городской думы лишь в 1910-х годах. Возведенные в эти годы в Казани крупные, двух-трехэтажные кирпичные учебные здания отвечали всем требованиям, предъявляемым к учебным заведениям.

Таким образом, анализ историко-архивных материалов по исследуемой проблематике позволил осветить начальный этап развития архитектуры и формирования в структуре Казани сети учебных учреждений. Исследование архитектурных особенностей специального типа учебного здания станет предметом дальнейшего исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Систематический сборник постановлений Казанской Городской Думы за 22 года (с 1871 по 1892 гг. включительно). - Казань: Издание Городской Управы, 1898.

2. Двадцатипятилетие Петровского (14) женского приходского училища в Казани. 1872-1897 гг. - Казань: Типо-литография Императорского университета, 1898. - 39 с.

3. НА РТ. Ф. 2. Оп. 15. Д. 292.

4. НА РТ. Ф. 2. Оп. 15. Д. 299.

5. НА РТ. Ф. 98. Оп. 4. Д. 1592.

6. НА РТ. Ф. 98. Оп. 3. Д. 1411.

7. Черняк Э.В., Мадияров А.Б. Городское самоуправление в Казани 1870-1892 гг. - Казань: Изд-во «Дом печати», 2003.

8. Учебные заведения г. Казани и казанской губернии по 1903 г. включительно. - Казань: Типография Д.М. Грань, 1904. - 35 с.

9. НА РТ. Ф. 98. Оп. 4. Д. 2265.

10. Объекты культурного наследия РТ // URL: http ://mincult.tatarstan.ru/rus/info.php?id=213441 (дата обращения 10.06.11).

REFERENCES

1. Systematic collection of the decisions of the Kazan' Municipal Duma for 22 years (from 1871 to 1892 years inclusively). - Kazan: Izdanie Gorodskoy Ypravy, 1898.

2. Twenty-fifth anniversary of the Petrovskiy's (14) female parochial school in Kazan. 1872-1897 years. - Kazan: Tipo-litografiya Imperatorskogo universiteta, 1898. - 39 p.

3. NA RT. F. 2. Op. 15. D. 292.

4. NA RT. F. 2. Op. 15. D. 299.

5. NA RT. F. 98. Op. 4. D. 1592.

6. NA RT. F. 98. Op. 3. D. 1411.

7. Chernayk E.V., Madiyarov А.В. City self-guidance in Kazan in 1870-1892 years. - Kazan: Publishers «Dom pechati», 2003.

8. Educational institutions of Kazan and Kazan' province to 1903 inclusive. - Kazan: Tipografiya DM. Gran', 1904. - 35 p.

9. NA RT. F. 98. Op. 4. D. 2265.

10. Objects of cultural heritage of RT // URL: http://mincult.tatarstan.ru/rus/info.php?id=213441 (reference date 10.06.11).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.