Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. ЕКАТЕРИНОДАРА'

АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. ЕКАТЕРИНОДАРА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
123
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ШКОЛ КУБАНИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / АРХИТЕКТУРА ЕКАТЕРИНОДАРА / ПРОЕКТЫ ШКОЛ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Чеберева Ольга Николаевна, Стрельникова Елена Юрьевна

Настоящая работа описывает и систематизирует типологию архитектурно-планировочных решений образовательных учреждений г. Екатеринодара, построенных с середины XIX до начала XX в. Обозначены исторические, социальные, гуманитарные и иные факторы, сыгравшие непосредственную роль в формировании рассматриваемых решений. Анализ объемно-планировочных характеристик аутентичных зданий образовательных учреждений показывает, что в указанный период были заложены основы приемов проектирования качественной, продуктивной образовательной среды. Совокупность наработок специалистов-гигиенистов и практики эксплуатации, а также архитектурной модернизации учреждений стала основой для формулирования норм проектирования, приближающихся к ряду положений актуальных строительных правил формирования архитектурных и технологических решений зданий учебных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Чеберева Ольга Николаевна, Стрельникова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURE OF ACADEMIC INSTITUTION BUILDINGS IN EKATERINODAR

The article describes spatial planning solutions of educational institutions in Ekaterinodar, built in the middle of the 19th century until the revolution in 1917. Historical, social, humanitarian and other factors that improve architectural solutions of these buildings are identified. Conclusions are drawn about architectural and planning solutions and modernization of original educational institutions, including those survived to present days and the historical buildings of Krasnodar.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. ЕКАТЕРИНОДАРА»

Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2023. Т. 25. № 1. С. 74-83.

ISSN 1607-1859 (для печатной версии) ISSN 2310-0044 (для электронной версии)

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 727.112

DOI: 10.31675/1607-1859-2023-25-1-74-83

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta -Journal of Construction and Architecture. 2023; 25 (1): 74-83. Print ISSN 1607-1859 Online ISSN 2310-0044

АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. ЕКАТЕРИНОДАРА

Ольга Николаевна Чеберева1, Елена Юрьевна Стрельникова2

1 Нижегородский государственный

архитектурно-строительный университет, г. Нижний Новгород, Россия, 2Краснодарский архитектурно-строительный техникум, г. Краснодар, Россия

Аннотация. Настоящая работа описывает и систематизирует типологию архитектурно-планировочных решений образовательных учреждений г. Екатеринодара, построенных с середины XIX до начала XX в.

Обозначены исторические, социальные, гуманитарные и иные факторы, сыгравшие непосредственную роль в формировании рассматриваемых решений.

Анализ объемно-планировочных характеристик аутентичных зданий образовательных учреждений показывает, что в указанный период были заложены основы приемов проектирования качественной, продуктивной образовательной среды. Совокупность наработок специалистов-гигиенистов и практики эксплуатации, а также архитектурной модернизации учреждений стала основой для формулирования норм проектирования, приближающихся к ряду положений актуальных строительных правил формирования архитектурных и технологических решений зданий учебных учреждений.

Ключевые слова: архитектура школ Кубани, образовательные учреждения, архитектура Екатеринодара, проекты школ

Для цитирования: Чеберева О.Н., Стрельникова Е.Ю. Архитектурно-планировочные особенности зданий образовательных учреждений г. Екатеринодара // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2023. Т. 25. № 1. С. 74-83. DOI: 10.31675/1607-1859-2023-25-1-74-83.

ORIGINAL ARTICLE

ARCHITECTURE OF ACADEMIC INSTITUTION BUILDINGS IN EKATERINODAR

Ol'ga Nikolaevna Chebereva1, Elena Yur'evna Strelnikova2

1Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorod, Russia

2Krasnodar Architectural and Construction College, Krasnodar, Russia

Abstract. The article describes spatial planning solutions of educational institutions in Ekaterino-dar, built in the middle of the 19th century until the revolution in 1917. Historical, social, humanitar-

© Чеберева О.Н., Стрельникова Е.Ю., 2023

ian and other factors that improve architectural solutions of these buildings are identified. Conclusions are drawn about architectural and planning solutions and modernization of original educational institutions, including those survived to present days and the historical buildings of Krasnodar.

Keywords: architecture, Kuban schools, academic institution, architecture, Ekate-rinodar, school building projects

For citation: Chebereva O.N., Strelnikova E.Yu. Architecture of academic institution buildings in Ekaterinodar. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2023; 25 (1): 74-83. DOI: 10.31675/1607-1859-2023-25-1-74-83.

Введение

Расширение сети учебных учреждений в г. Екатеринодаре конца XIX в. объясняется общегосударственной политикой в области образования. В связи с этим архитектурно-планировочные решения зданий школ, гимназий и училищ за относительно короткий промежуток времени (с начала, до середины и конца XIX в.) претерпели значительные изменения. Это подтверждают различные исторические документы [1]. Например, историк П. Зажаев так описывает состояние школьных зданий того периода: «Большая часть станичных школ помещалась в неудовлетворительных зданиях. Школьные дома по внешнему виду и внутреннему расположению ничем не отличались от обыкновенных обывательских хат; они были тесны, низки и темны. В большей части школ полы были земляные. Некоторые школы помещались под одной крышей со станичными правлениями, такое соседство сильно мешало школьным занятиям. Школьная мебель состояла из простых длинных кухонных столов с приставными скамейками или из длинных неуклюжих парт без ящиков для книг. Столы, скамейки и парты строились на один рост. Во многих училищах не было классных досок, шкафов, стола и стула для учителя» [2, с. 3].

Со второй половины XIX в. ситуация начала резко изменяться в сторону создания качественных архитектурно-планировочных решений учебных учреждений. Особенно это было заметно в основанном как крепость и военно-административный центр Казачьего войска Екатеринодаре, обретшем в 1867 г. статус гражданского города, что обеспечило приток населения и капиталов.

Методы

В статье использован обзорный метод рассмотрения темы. После изучения информации из различных источников (Государственный архив Краснодарского края, литературный материал, фотодокументы, личный осмотр описываемых объектов и др.) была проведена систематизация всего спектра обнаруженных источников. Сравнительный анализ сведений об изучаемых зданиях школ и училищ позволил сделать выводы о качестве построек и факторах, определяющих этот качественный уровень, а также отмечена преемственность этого уровня с актуальной спецификой инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная часть

Рассмотрим архитектурно-планировочные особенности зданий образовательных учреждений гимназий и училищ г. Екатеринодара на конкретных

примерах. В 1884 г. на базе Мариинского училища открылась первая женская прогимназия в арендуемом доме господина Цвиринько [3, с. 14], вскоре для нее возвели собственное здание по проекту архитектора В.А. Филиппова, ставшее украшением г. Екатеринодара. В 1898 г. прогимназию переименовали в Екатерининскую гимназию, а после постройки другой женской гимназии добавили в название «первая» [4]. Не изменив своего назначения, она существует и сегодня как гимназия № 36 (рис. 1).

Рис. 1. Первая женская гимназия:

а - общий вид (URL: https://turbina.ru); б - план 1-го этажа (ГАКК. Ф. Р-1765. О. 4.Д. 32)

Fig. 1. The first women's gymnasium:

a - general view; b - 1st floor layout

Это двухэтажное здание с подвалом, построенное на ул. Красноармейской (Бурсаковской), между ул. Гимназической и ул. Ленина, занимает более половины квартала. Главный фасад решен в духе академической эклектики и расположен по красной линии Соборной площади - главной в Екатеринодаре того времени. Богато декорированный фасад является городской достопримечательностью. Прямоугольные окна первого этажа лишены наличников, их ритм поддерживают филенчатые подоконные ниши. Рядовые оконные проемы второго этажа получили оригинальное обрамление в виде скрепляющего их замковые камни треугольного сандрика и боковых пилястр. Спаренные окна разделены вертикалями пилястр, рустованных по первому этажу и стилизованных под коринфские по второму, что придает фасаду структурность и ритмичность. По горизонтали фасад разделяется межэтажным лепным поясом, а венчается антаблементом с плоским фризом и тяжелым карнизом. Симметричность фасада также реализуется посредством боковых ризалитов. Высокий венчающий карниз, аттики (не сохранились), достаточно высокий цоколь, узкие и высокие оконные проемы создают иллюзию высотности всего здания.

Планировочная схема аутентичной части здания ячейково-коридорная, большинство учебных помещений выходят на главный фасад. Центральную часть выходящего во двор крупного ризалита занимает парадная трехмарше-вая лестница, в торце продольного коридора - дополнительный лестничный узел. В противоположном торце здания - историческая проездная арка въезда во двор. На втором этаже напротив центральной лестницы расположен просторный светлый торжественный актовый зал, который в дореволюцион-

ный период использовался для проведения концертов, литературных чтений, выступлений и т. п. Объем зала по фасаду выявлен рядом крупных арочных окон. Ограниченный состав помещений исторического здания повлек за собой вынужденную модернизацию в виде двух пристроев со стороны двора, благодаря которым изначально симметричная линейная планировочная схема приобрела характер расчлененной и дисимметричной, планировка при-строев предусматривает ряд помещений учебного назначения и вспомогательные помещения, в т. ч. санитарные узлы с современным оснащением.

В 1913 г. по проекту архитектора Н.М. Козо-Полянского открылась третья женская гимназия, расположенная в самом сердце исторической части города на углу ул. Красноармейской (быв. ул. Бурсаковской) и Советской (быв. Графской). В 1971 г. здание дополнено трехэтажным пристроем крыла. Фасады выполнены в стиле модерн с деталями, стилизованными в неороманском духе (рис. 2) [5, 6]. Это простое двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание, в плане имеющее П-образную планировочную схему, полученную за счет крупных ризалитов со скошенными углами, где расположена лестница, помещения основного учебного и вспомогательного назначения. Менее крупные, решенные в той же геометрии ризалиты акцентируют внешние углы корпуса: «углы ризалитов срезаны и фланкированы лопатками, переходящими в архивольт» [5]. Окна узкие высокие, на первом этаже прямоугольные, на втором -арочные. По первоначальному плану вход был запроектирован с ул. Красноармейской, в северном ризалите. Там расположен «портал в виде треугольного фронтона на колоннах стилизованного ордера. Перемычка дверного проема арочная». Планировка асимметричная благодаря расположенным в северной части здания вестибюлю и парадной трехмаршевой лестнице с коваными перилами. В настоящее время в здании функционирует общеобразовательная школа № 8.

Рис. 2. Третья женская гимназия. План 1-го и 2-го этажей (ГАКК. Ф. Р-1765. О. 4. Д. 31) Fig. 2. Layouts of the 1st and 2nd floor in the third women's gymnasium

В 1901 г. архитектор В.А. Филиппов спроектировал корпус Епархиального женского училища в псевдорусском стиле, ставший градостроительной доминантой еще в начале XX в. и являющийся украшением г. Краснодара

в настоящее время [7] (рис. 3). Это трехэтажное здание с подвалом выполнено из красного кирпича с оштукатуренными декоративными элементами фасадами. В уровне третьего этажа находится витраж, изображающий крест, символически поддерживавший установленную выше над проемом икону Казанской Божией Матери.

Рис. 3. Епархиальное женское училище. План 1-го этажа (ГАКК. Ф. Р-1765. О. 4. Д. 20) Fig. 3. Layout of the 1st floor in the diocesan women's school

Домовая церковь в честь иконы Казанской Божией Матери была организована в центральной части здания на третьем этаже. Абрис ее кровельных конструкций, возвышающийся над скатной кровлей здания, был одной из доминант, определяющих выразительность его облика. По оси симметрии здания выше отметок кровли над изящным многогранным куполом домовой церкви располагалась увенчанная вертикалью креста луковичная глава на небольшом барабане. С наступлением темноты была предусмотрена подсветка креста электрическими лампочками, что обеспечивало его восприятие со многих удаленных точек города.

При училище была построена больница на 40 мест, улица в районе училища была замощена, сделаны тротуары. Композиция здания в плане симметрична, планировочная схема линейная, расчлененная, с крупными ризалитами в центре и на концах крыльев. К главному объему, расположенному вдоль ул. Седина, с восточной стороны примыкают два крыла с расположенными вдоль их коридоров кабинетами. Планировочная структура центральной части здания также коридорная, с двусторонним расположением помещений. В центральном ризалите находится вестибюль на первом этаже и залы на втором и третьем. В интерьерах сохранены «лестницы с коваными ограждениями и металлическими орнаментированными колоннами» [Там же].

В 1913 г. к основному корпусу Епархиального училища добавлены симметричные пристройки (его фасад таким образом стал длиннее в 2 раза) и отдельно стоящий 2-этажный корпус, выдержанные в общем «псевдорусском» стиле. Работами руководил архитектор И.К. Мальгерб. В войну здание

сильно пострадало, а в ходе реконструкции в 1950 г. под руководством инженеров А.Н. Ожиганова и К.М. Михайлова приняло современный вид.

В течение долгого периода здание не использовалось по своему прямому назначению, а в 1921 г. начал работу Кубанский медицинский институт, занимающий эти строения и сегодня.

Вторая Екатеринодарская мужская классическая гимназия первоначально располагалась на углу ул. Рашпилевской и Гимназической. В 1905 г. учебное заведение имело 4 класса и считалось прогимназией, а с 1907 г. перешло в статус гимназии. В 1910 г. оно переехало в здание на углу ул. Митрофана Седина (ул. Котляревской) и ул. Мира (ул. Екатерининской) (рис. 4). На первом этаже располагались торговые помещения, а второй был арендован городской управой под гимназию [8, с. 41]. Оно является ярким образцом екате-ринодарской архитектуры того периода, имеет в плане один скошенный угол (популярный прием в г. Екатеринодаре), что позволило расширить пространство улицы, улучшить видимость на перекрестке, создать необычные планировочные решения и нестандартную пластику фасада.

Рис. 4. Вторая Екатеринодарская мужская классическая гимназия (фото Е.Ю. Стрельниковой, 2022 г.)

Fig. 4. The Second Ekaterinodar classical gymnasium for men (photograph by E.Yu. Strelni-kova, 2022)

Здание выполнено из темно-красного кирпича с арочными прямоугольными узкими и высокими окнами. Декоративные элементы (карнизы, сдвоенные колонны и полуколонны, подоконные ниши с лепниной, архивольты, тяги) расположены в уровне второго этажа, акцентированы контрастной покраской в белый. В уровне первого этажа декор представлен кирпичными лопатками. Раскреповки карниза поддерживают тумбы парапета, связанные решетчатым ограждением кровли. Плоскость скошенной части фасада акцентирована небольшим аттиком, а также балконом усложненного абриса с кованым ограждением, создающими игру светотени. Аналогичный балкон расположен на северном фасаде. В годы функционирования гимназии главный вход располагался под балконом, но позже был заложен. На торцевой стене дворового фасада выполнено мозаичное панно.

В годы оккупации здание было частично разрушено, но после передачи его городскому Совету добровольного пожарного общества в 1958 г. проведена реконструкция. Сейчас здесь Главное управление МЧС. Новая функция продиктовала и изменения в архитектурно-планировочных решениях. В частности, окна первого этажа северного фасада преобразованы в ворота для въезда пожарных машин в боксы. Первоначальные интерьеры практически утрачены. У центральной парадной лестницы сохранилось покрытие пола поворотных площадок, а также кованое со стилизованным растительным орнаментом окрашенное ограждение маршей. Сегодня это здание является памятником градостроительства и архитектуры города.

Коммерческое училище, образованное в 1908 г., как и многие учебные заведения в тот период, несколько раз меняло адрес. Но в 1913 г. получило специально построенное для него масштабное здание, занявшее почти весь квартал в улицах Кузнечная и им. Буденного (Новая); в дальнейшем, в годы советской власти, были выполнены пристрои разного назначения. Комплекс (рис. 5) расположен между улицами им. Митрофана Седина и Янковского (быв. Пластуновская). Строительством руководил архитектор И.К. Мальгерб. Стиль трехэтажного с подвалом здания кирпичный. Эстетический облик обогащает стилизация в «псевдорусском» духе с интерпретацией полосатой византийской кладки [9]. Фасады кирпичные неоштукатуренные, высокий рас-крепованный по лопаткам цоколь [10]. Главный вход акцентирован ризалитом со срезанным углом. В уровне второго и третьего этажей устроены балконы с резными ограждениями. Высотные акценты - два щипца перерезают маши-кулеобразный карниз, венчающий контур фасадов.

б

щщ

на

Рис. 5. Коммерческое училище:

а - общий вид (URL: https://felicina.ru/news/sozdanie-ekaterinodarskogo-komme-rcheskogo-uchilishha); б - план 1-го этажа (ГАКК. Ф. Р-1765. О. 4. Д. 22) Fig. 5. Commercial school:

a - full view; b -1 st floor layout

Планировочный состав угловой части здания: холл, связанный с вестибюлем и парадной трехмаршевой лестницей с мраморными проступями и кованым ограждением. Ризалиты главных фасадов раскрепованы по торцам пилястрами с нишами и полосками в уровне междуэтажных карнизов. Планировочное решение коридорное. Стены лестницы украшены мозаичными панно с барельефами, выполненными после реконструкции. Изначально присутствовала домовая церковь с куполом и луковичной главкой. На фасаде она выде-

лялась торжественными высокими двусветными окнами. После реконструкции (здание пострадало во время Великой Отечественной войны) на месте церкви разместили актовый зал, частично изменив кровлю [11].

В ракурсе изучения адаптации архитектурных решений к инклюзивным образовательным условиям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стоит отметить, что одной из узловых особенностей региональной специфики была и остается фактическая барьерность этих зданий для лиц с патологиями опорно-двигательного аппарата. О необходимости создания специфических индивидуальных условий обучения на рубеже Х1Х-ХХ вв. писал доктор П.А. Розанов. В ходе своей практики врача в учебном учреждении он выявил небольшое количество учеников, которые не могут в силу своих умственных способностей справляться с процессом обучения. Для них он предлагал организовать отдельную школу [10]. Но эти рекомендации в связи с политическими, государственными и социальными процессами были реализованы только в годы советской власти, в то время как в других городах Российской империи и за рубежом подобные специализированные школы и учебные кластеры функционировали с конца XIX в. [1, 12-15].

Особенностями учебных учреждений разного уровня и специфики, построенных и функционировавших в г. Екатеринодаре, были характерные приемы архитектурного формирования, как то: группировка парадных помещений с парадными трехмаршевыми лестницами, своеобразная геометрия абриса здания со скошенными акцентными фасадами и крупными ризалитами, в которых сгруппирован ряд помещений основного назначения, богатый декор в духе эклектики, масштабы зданий, характеризующие город как непровинциальный. Именно масштаб, количество и качество помещений учебных зданий определили сохранение функций подавляющего числа исторических зданий. Изменения учебных зданий г. Екатеринодара, связанные с модернизацией учебного процесса, коснулись и архитектурно-пространственной структуры. Здания и комплексы образовательных учреждений гимназий, прогимназий, училищ требовали постоянного расширения в связи с политикой государства, направленной на обязательное среднее образование граждан.

Проанализировав планировочные решения, можно сказать, что они до сих пор соответствуют общей концепции архитектурно-планировочного пространства учебного заведения. Это выделяющаяся торжественная входная группа, наличие главной и дополнительных лестниц, коридорная система с расположением классов по одну или обе стороны от него. Крупные образовательные учреждения имели домовые церкви, вместо которых позже были организованы залы различного функционального назначения.

Касаясь вопроса нормативной базы проектирования, стоит особо отметить, что условия освещенности классов, нормируемые сейчас, тогда не всегда соблюдались, но при этом жесткими, как и в наши дни, к рубежу XIX-XX вв. стали требования к огнестойкости конструкций лестничных маршей и клеток. Требования к освещенности помещений основного назначения были детально пересмотрены уже в советское время.

Благодаря системной деятельности государства, архитекторов и застройщиков богатое архитектурное наследие исторических учебных зданий

г. Екатеринодара, сохраненное и реставрированное, вносит колоссальный вклад в формирование привлекательного облика Краснодара, составляя каркас архитектурно-исторических и культурных доминант городской ткани.

Список источников

1. Стрельникова Е.Ю. Нормы проектирования первых российских школ в историческом контексте // Архитектурное наследство. 2021. № 75. С. 126-135.

2. Зажаев П. Прошлое и настоящее Кубанской школы. Екатеринодар : Типография «Основа», 1907. 32 с.

3. Калайтан С.И. Пятидесятилетие Кубанского Мариинского женского института 1863-1913 гг. Екатеринодар : Типо-лито-фото-цинкогр. «Кубанский край», 1913. 108 с.

4. Дубинин В.А. Становление женского образования и первые женские учебные заведения на Кубани в XIX-XX вв. // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : сб. материалов VII Международной научно-практической конференции, 15 января 2018 г. Чебоксары, 2018. С. 24-25.

5. Коллекция документов по архитектуре и градостроительству, г. Краснодар // ГАКК Ф. Р-1765. О. 4. Д. 31.

6. Субботин О.С. Архитектурно-градостроительное наследие армянских зданий гг. Екатеринодара и Армавира XIX-XX вв. // Жилищное строительство. 2014. № 12. С. 26-31.

7. Коллекция документов по архитектуре и градостроительству, г. Краснодар // ГАКК. Ф. Р-1765. О. 4. Д. 20.

8. Бондарь В.В., Маркова О.Н. Портрет старого города: Екатеринодар на старинных открытках. Краснодар : ИПО «Лев Толстой», 2011. 128 с.

9. Коллекция документов по архитектуре и градостроительству, г. Краснодар // ГАКК. Ф. Р-1765. О. 4. Д. 22.

10. Новости музея. Создание Екатеринодарского коммерческого училища // Музей Фели-цына. Новости : [сайт]. URL: https://felicina.ru/news/sozdanie-ekaterinodarskogo-kommer-cheskogo-uchilishha/ (дата обращения: 08.02.2023).

11. Маркова О.Н. Памятник архитектуры «Коммерческое училище» в Краснодаре (Екате-ринодаре) // Вестник ИМСИТ. 2017. № 1 (69). С. 14-17.

12. Розанов П.А. Умственно отсталые дети и вспомогательные для них школы. Екатеринодар : Электро-тип. «Сотрудник», 1912. 51 с.

13. Стрельникова Е.Ю., Малюк В.Н. Архитектурно-планировочные решения первых в России школ для детей с умственной отсталостью // Архитектура и современные информационные технологии. 2020. № 1 (50). С. 79-94.

14. Стрельникова Е.Ю. Архитектура как фактор создания комфортных учреждений для детей с отклонениями в развитии в Англии конца XIX века // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2020. Т. 22. № 3. С. 49-62.

15. Стрельникова Е.Ю., ТруфлякИ.С. Отличительные черты архитектуры первых образовательных учреждений Европы для детей с ментальными нарушениями // Вестник МГСУ. 2020. Т. 15. № 6. С. 766-775.

References

1. Strelnikova E. Yu. Design standards of first Russian schools in historical context. Arhitekturnoe nasledstvo. 2021; 75: 126-135. (In Russian).

2. Zazhaev P. The past and present of the Kuban school. Ekaterinodar: Osnova, 1907. 32 p. (In Russian).

3. Kalajtan S.I. Fiftieth anniversary of the Kuban Mariinsky Women's Institute. Ekaterinodar: Kubanskii krai, 1913. 108 p. (In Russian).

4. Dubinin V.A. Women's education and first women's academic institutions in Kuban in the 1920th centuries. In: Proc. 7th Int. Sci. Conf. 'Scientific and Educational Space: Prospects for Development'. Cheboksary, 2018. Pp. 24-25. (In Russian).

5. Collection of documents on architecture and urban planning, Krasnodar. State Archive of Krasnodar Krai. Form R-1765. List 4. File 31. (In Russian).

6. Subbotin O.S. Architectural and town-planning heritage of Armenian buildings of Ekaterinodar and Armavir in the 19-20th centuries. Zhilishchnoe stroitel'stvo. 2014; 12: 26-31. (In Russian).

7. Collection of documents on architecture and urban planning, Krasnodar. State Archive of Krasnodar Krai. Form R-1765. List 4. File 20. (In Russian).

8. Bondar V.V., Markova O.N. Old city: Ekaterinodar on old postcards. Krasnodar, 2011. 128 p. (In Russian).

9. Collection of documents on architecture and urban planning, Krasnodar. State Archive of Krasnodar Krai. Form R-1765. List 4. File 22. (In Russian).

10. Museum's news. Creation of Ekaterinodar commercial school. Felitsyn's Museum. News. Available: https://felicina.ru/news/sozdanie-ekaterinodarskogo-kommer-cheskogo-uchilishha/ (accessed February 8, 2023). (In Russian).

11. Markova O.N. Architectural monument "commercial school" in Krasnodar (Ekaterinodar). Vestnik IMSIT. 2017; 1(69): 14-17. (In Russian).

12. Rozanov P.A. Mentally retarded children and auxiliary schools for them. Ekaterinodar: Sotrud-nik, 1912. 51 p. (In Russian).

13. Strel'nikova E.Yu., Malyuk V.N. Architectural and planning solutions of the first schools in Russia for children with mental retardation. Arhitektura i sovremennye informacionnye tekhnologii. 2020; 1(50): 79-94. (In Russian).

14. Strelnikova E.Yu. Architecture as a factor of creating comfortable buildings for abnormal children in England late in the 19th century. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2020; 22 (3): 49-62. (In Russian).

15. Strel'nikova E.Yu., Truflyak I.S. Architecture of first academic institutions in Europe for children with mental disabilities. VestnikMGSU. 2020. 15 (6): 766-775. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторах

Чеберева Ольга Николаевна, канд. архитектуры, доцент, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65, chebereva@mail.ru

Стрельникова Елена Юрьевна, ст. преподаватель, Краснодарский архитектурно-строительный техникум, 350901, г. Краснодар, ул. Российская, 132, lena.str.2011@yandex.ru

Authors Details

Ol'ga N. Chebereva, PhD, A/Professor, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, 65, Il'inskaya Str., 603950, Nizhny Novgorod, Russia, chebereva@mail.ru

Elena Yu. Strel'nikova, Senior Lecturer, 132, Rossiiskaya Str., 350901, Krasnodar, Russia, lena. str.2011 @yandex.ru

Статья поступила в редакцию 07.10.2022 Одобрена после рецензирования 12.01.2023 Принята к публикации 23.01.2023

Submitted for publication 07.10.2022 Approved after review 12.01.2023 Accepted for publication 23.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.