Научная статья на тему 'Изменения архитектуры школьных зданий Екатеринодара к началу ХХ века'

Изменения архитектуры школьных зданий Екатеринодара к началу ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
96
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура школьных зданий / образовательные учреждения / архитектура Екатеринодара / Кубанская область / architecture of school buildings / educational institutions / architecture of Yekaterinodar / Kuban region

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стрельникова Елена Юрьевна

В статье приведены исторические описания, характеристики и анализ архитектурно-планировочных решений первых учебных учреждений Екатеринодара в XIX веке. Сделаны выводы о характерных чертах зданий и усовершенствованиях планировочных решений учреждений образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changes in the architecture of Ekaterinodar school buildings to the XX century

The article presents historical descriptions, characteristics and analysis of architectural and planning solutions of the first educational institutions in Ekaterinodar in XIX century. There are conclusions about the characteristic features of buildings and improvements in the planning solutions of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Изменения архитектуры школьных зданий Екатеринодара к началу ХХ века»

9. Gallo, G. Luigi Moretti, from History to Parametric Architecture / Giuseppe Gallo, Giuseppe Pellitteri // Short Paper Proceedings of the 23rd International Conference on Computer-Aided Architectural Design Research in Asia CAADRIA, 2018. - Pp. 209-214.

10. ICD/ITKE Research Pavilion 2012 // University of Stuttgart, Institute for Computational Design and Construction: [website].-URL: https://www.icd.uni-stuttgart.de/projects/icditke-research-pavilion-2012/ (date of access: 10.03.2022).

11. Menges, A. Performative Morphology in Architecture / Achim Menges // SAJ. - 2012. - No 5. - Pp. 92-104. - URL: https://openlab. citytech.cuny.edu/anzalonearch3631spring2015-/files/2011/06/ SAJ-2013-2-A.Menges.pdf (date of access: 10.03.2022).

12. Specht, J. Red Meat Republic: A Hoof-to-Table History of How Beef Changed America / Joshua Specht. - Princeton, N, J.: Princeton University Press, 2020.

13. The World of Darwin: Darwin's Observations // BIOdotEDU. Brooklyn College. - URL: http://www.brooklyn.cuny.edu/bc/ahp/ LAD/C20/C20_DarwinOb.html (date of access: 03.10.2019).

14. Thompson, D'Arcy W. On Growth and Form / D'Arcy Wentworth Thompson. - Cambridge: Cambridge University Press, 1968.

15. Tri Susetyo Andadari. Study of digital architecture technology: theory and Development / Tri Susetyo Andadari, LMF Purwant, Prasasto Satwiko, Ridwan Sanjaya // Journal of Architectural Research and Education. - 2021. - Vol. 3(1). - Pp. 14-21.

16. Walker, M. The PLC: a logical development / Mark Walker, Christopher Bissell, John Monk // Measurement + Control. -2010. - Vol. 43(9). - Pp. 280-284.

17. Wiener, N. Cybernetics: or Control and Communication in the Animal and the Machine / Norbert Wiener. - Norbert Cambridge, MA: The MIT Press, 2019.

Е. Ю. Стрельникова 10.24412/cl-35672-2022-1-0115

E. Yu. Strelnikova

Изменения архитектуры школьных зданий Екатеринодара к началу ХХ века Changes in the architecture of Ekaterinodar school buildings to the XX century

Ключевые слова: архитектура школьных зданий, образовательные учреждения, архитектура Екатеринодара, Кубанская область.

Keywords: architecture of school buildings, educational institutions, architecture of Yekaterinodar, Kuban region. Аннотация. В статье приведены исторические описания, характеристики и анализ архитектурно-планировочных решений первых учебных учреждений Екатеринодара в XIX веке. Сделаны выводы о характерных чертах зданий и усовершенствованиях планировочных решений учреждений образования.

Abstract. The article presents historical descriptions, characteristics and analysis of architectural and planning solutions of the first educational institutions in Ekaterinodar in XIX century. There are conclusions about the characteristic features of buildings and improvements in the planning solutions of educational institutions.

Основание Екатеринодара - заслуга атамана Захария Чепеги. В июле 1793 года в своем письме, адресованном войсковому судье Головатому, Чепега сообщил, что уже отыскал место, где будет заложен «войсковой град». Основание Екатеринодара имело главную цель -обеспечить черноморским казакам постоянное место жительства. Город должен был стать военным и административным центром для Черноморского казачьего войска.

Начало организации школьного дела на Кубани связано с ходатайством известного просветителя К. В. Рос-синского, протоиерея Черноморского казачьего войска, и относится к 1803 году, когда была создана первая школа для детей казаков. Уже через три года ее реорганизовали в первое Екатеринодарское уездное училище, которое оставалось единственным образовательным учреждением до 1812 года [1, с. 2]. Уездное училище находилось на территории нынешнего городского парка им. Горького. Рядом с училищем в 30-е годы XIX века находилась поисковая канцелярия, суд, острог, правление, архив, позже перестроенный в общественный клуб, то есть все «войсковые присутственные места». Оно занимало отдельный деревянный дом крестообразной формы, имевший круглый мезонин, увенчанный надстройкой в виде фонаря, где помещался 20-фунтовый «колокольчик». Железная крыша училища, окрашенная

красной масляной краской, издали привлекала взор, сияя между зеленых дубовых ветвей, и была единственной тогда во всем Екатеринодаре.

Первая Черноморская войсковая гимназия была основана в Екатеринодаре 17 мая 1820 года также по инициативе К. В. Россинского [9, с. 51]. Первые шаги для осуществления этого были предприняты им еще в 1811 году: сформировали отдельные гимназические классы математики и словесности. Для создания гимназии и «при ней строений для помещения штаб- и оберо-фицерских детей-сирот» Россинский организовал сбор пожертвований, и в 1819 году она обосновалась в помещении Екатеринодарского уездного училища. Собственным зданием гимназия так и не обзавелась, переехав в дом бывшего атамана З. А. Чепеги. Учитель математики И. Сбитнев так описывает этот дом: «по огромности своей и хорошей отделке есть первый в Екатеринодаре. В нем прежде живал кошевой атаман Чи-пига, потом уже обращен сий дом в учебное заведение. Купол колокольни, наверху сделанный, был обит свинцом». Он упоминает наличие большой библиотеки и минералогического кабинета [6]. В ней преподавали грамматику, географию, Закон Божий, историю, статистику, математику, физику, латинский, французский, немецкий языки, черчение, рисование. Однако менее чем через 10 лет гимназия была закрыта. Главными причинами

были: незаинтересованность родителей в обучении детей и, как следствие, малое количество учеников (не более 10 человек); отсутствие возможности пешеходного доступа в плохую погоду; отдаленность от центра города и наличие конкурентного образовательного учреждения.

После ее упразднения в городе осталось Екатерино-дарское уездное училище и приходские школы, в которых преподавались лишь азы наук. К 1834 году назрел вопрос о реорганизации учебных заведений и восстановлении гимназии. Но на таковой запрос атамана главнокомандующий Головин через шесть лет ответил, что не видит необходимости в учреждении гимназии, а рекомендует создать военное учебное заведение, которое так и не было организовано. Гимназия же была восстановлена в 1851 году по решению наказного атамана Черноморского казачьего войска Г. А. Рашпиля. Она стала связующим звеном между средними общеобразовательными школами и военными благодаря добавлению таких предметов, как военные науки, маршировка, верховая езда, стрельба, фехтование. Через 15 лет, сменив за это время местонахождение (Екатеринодар -Ейск - Екатеринодар) и название (Екатеринодарская -Кубанская), гимназия и ее пансион расположились в собственном здании по ул. Красной между ул. Гимназической и ул. Соборной (ныне ул. Ленина). Кроме основного здания, на территории располагались квартиры директора, инспектора и вспомогательные помещения. В 1890 году Кубанская войсковая гимназия была полностью упразднена [9, с. 4].

До 60-х годов XIX века по всему краю работали не более 30 школ, - образование не было популярно среди казаков. Затем по инициативе наказного атамана Су-марокова-Эльстона, чтобы «возвысить казаков в нравственном и хозяйственном их положении» [1, с. 2], за четыре года открыли более 100 сельских школ. П. Зажа-ев так описывает их состояние: «большая часть станичных школ помещалась в неудовлетворительных зданиях. Школьные дома по внешнему виду и внутреннему расположению ничем не отличались от обыкновенных обывательских хат; они были тесны, низки и темны. В большей части школ полы были земляные. Некоторые школы помещались под одной крышей со станичными правлениями, такое соседство сильно мешало школьным занятиям. Школьная мебель состояла из простых длинных кухонных столов с приставными скамейками или из длинных неуклюжих парт без ящиков для книг. Столы, скамейки и парты строились на один рост. Во многих училищах не было классных досок, шкафов, стола и стула для учителя» [1, с. 3]. Зажаев приводит описание школ края, сделанное в 1873 году инспектором народных училищ: они «занимают тесные обывательские дома. Обстановка <...> менее всего напоминает учебное заведение: в первой одна и таже комната служит и классной комнатой, и кухней, и тут же <.> производится стирка белья. Во второй рядом с неуклюжими партами, стояла кровать с постелью, а углы и печь заняты разными хозяйственными вещами. <...> Севастопольская школа занимает караулку при часовне: маленькую

комнатку с изрытою поверхностью вместо пола, с тремя маленькими окнами, из которых одно заклеено бумагой и с сенями с низкой дверью» [1, с. 3,4]. Существовавшая ситуация была крайне неподходящей для овладения знаниями, во многих случаях даже вредной для здоровья (грязь, плохое освещение и проветривание, холод, соседство с другими учреждениями и т. п.). В 1872 году был составлен примерный план для постройки школьных знаний. В соответствии с ним оно должно иметь: два класса с прихожей, а также учительскую квартиру с двумя комнатами, кухней, прихожей и кладовой. Размеры большой классной комнаты, рассчитанной на 60 учащихся, определялись такими: длина - 12 арш. (8,5 м), ширина - 10 арш. (7,1 м), высота - 5 арш. (3,6 м). Размеры второго, меньшего, класса, рассчитанного на 24 учащихся, - 8x6 арш. (5,7x4,3 м). Подобные нормы строительства школьных зданий в тот период характерны для Российской империи в целом, они были опубликованы в издании «Примерные планы школьных зданий на 40-60 и 60-100 учеников» [4, с. 20; 7] (рис. 1 а, б).

В период с 1872 по 1880 год в соответствии с этими рекомендациями возвели 136 зданий [1, с. 7, 8]. К концу XIX - началу XX века школьное дело на Кубани улучшилось в различных областях: ученики обеспечивались требующимися учебниками и канцтоварами, появлялись богатые библиотеки, уровень знаний учителей возрастал, строились и модернизировались здания. Одним из ведущих параметров качества класса являлся объем воздуха, приходящийся на ученика. П. Зажаев приводит данные, что в описываемый временной интервал данная характеристика увеличивалась с 8,7 арш3 до 12,2 арш3 (84,5 м3 до 118,5 м3) [1, с. 26]. Это объясняется общим улучшением параметров классного помещения, в т. ч. меньшим количеством обучаемых в одном кабинете, вследствие расширения школьной сети (новые школы, дополнительные классы). Также автор отмечает высокий уровень самих зданий школ: «... в станицах зачастую можно встретить такие школьные здания, каких не имеют богатые и благоустроенные города. Помещениям Армавирского, Александровского, Павловского и Пашковского двухклассных училищ могут позавидовать многие гимназии» [1, с. 26]. Наряду с ними сохраняются и те, которые «ютятся в жалких лачугах, темных, тесных и холодных».

Подтверждение малого развития школьного дела в Кубанской области в конце XIX века есть и в издании А. С. Пругавина: в начале 1870-х годов «школы не имели ни удобных помещений, ни сносной обстановки. О внутреннем благоустройстве школ не могло быль и речи» [1, С. 27]. В начале 1880-х годов совокупность разных факторов привела к резкому изменению ситуации. За 8 лет количество станичных школ выросло на 35%: со 181 в 1872 году до 218 в 1880-м. В том числе было открыто 10 женских школ. Сельских училищ стало больше на 38% с сохранением качества строительства и объемно-пространственных решений. К 1880 году 138 зданий построили по специальным планам [5, с. 29]. «Просторное, светлое, с удобным расположением комнат новое школьное здание производит приятное

впечатление своим приличным видом, под железной крышей и составляет украшение станицы или селения», как пишет А. С. Пругавин. Такое положение сложилось на Кубани в XIX веке в отношении начального образования.

Перечисленные учебные заведения давали лишь начальный минимальный уровень знаний. С середины ХХ века население Кубани стало ощущать потребность в более высоком уроне образования. Следствием этого стала организация ряда женских и мужских училищ в городе. Одним из таких учебных заведений стало мужское училище. Оно разместилось в здании, построенном в 1871 году по проекту Войскового архитектора Кубанского Казачьего войска П. Филлипова. Здание было двухэтажным, с фасадом, выходящим на ул. Красную, и в длину занимало почти весь квартал от ул. Гимназической до ул. Соборной. Постройка была симметричной относительно центрального ризалита, формирующего главную входную группу. Фасад второго этажа над ней были украшен декоративным фронтоном, за которым располагался сферический купол Сергиевского храма, устроенного в здании (стандартное планировочное решение учебных заведение в тот период). На углах также размещались ризалиты, увенчивающиеся аттиками. Пластику фасадам добавляли карнизы и руст. После реконструкции 1910 года купол был заменен на высокий шестигранный. Ограждение в виде кирпичного забора с металлическими решетками придавало торжественность и изысканность. Часть учеников проживала в предусмотренном при училище пансионе. В училище было два больших вместительных зала, в которых проводились различные собрания, а также гимнастический зал, вспомогательные кабинеты и лаборатории [3, с. 1]. В теплое время года занятия гимнастикой проводили во дворе училища, «где установлены гимнастические снаряды, устроена горка и другие приспособления для вольных движений на открытом воздухе»; зимой же -проводились «в хорошо вентилируемом большом помещении» [3, с. 17]. Кроме того, в младших классах были занятия по пластической гимнастике и танцам, а для живущих в пансионате - дополнительные уроки гимнастики. Также во дворе размещалась большая асфальтированная площадка, используемая для любимых игр воспитанников: футбола летом и катания на коньках зимой. После революции в разное время здание занимала школа, педагогический техникум, институт иностранных языков и военная школа, в военное время - госпиталь. В период оккупации оно было сожжено, и на его месте (с большим отступом внутрь квартала от ул. Красной) возведено здание администрации г. Краснодара.

20 октября 1863 года при непосредственном участии атамана Ф. Н. Сумарокова-Эльстона в Екатеринодаре было открыто Кубанское Мариинское женское училище, переименованное в 1902 году в Кубанский Мариин-ский институт. В первые несколько лет на фоне постоянного роста количества обучающихся институт часто переезжал, однако все дома, которые он занимал, были не приспособлены для обучения. В связи с этим в 1868 году началось строительство двухэтажного здания по проекту Е. Д. Черника на углу ул. Почтовой (ул. Посто-

вая) и ул. Посполитакинской (ул. Октябрьская), и с 1870 года Кубанское Мариинское женское училище расположилось в нем на 39 лет [2, с. 24]. В новом помещении были классные комнаты, физический и биологический кабинеты, актовый зал, «рекреация», учительские комнаты и подсобные помещения, а также пансион для 125 «мариинок». Главный фасад украшали входная группа с кованным козырьком и 30 окон. Перед ним в непосредственной близости заложен был сад площадью около одного гектара с огородом, частично сохраненный до наших дней в качестве небольшого бульвара с прогулочной зоной, кафе и детскими площадками. Но в скором времени этот корпус стал мал и перестал отвечать гигиеническим и практическим требованиям по обеспечению качества обучения и проживания.

В 1906 году началось строительство более подходящего трехэтажного здания для института, архитектором которого стал А. П. Косякин. Они имело богато украшенный фасад, - декоративная кладка из темно-красного кирпича сочеталась с оштукатуренными декоративными элементами. Ризалит увенчивался карнизом с аттиком, тягами. Здесь же располагался главный вход в здание, выделяющийся из общей плоскости фасада козырьком-балконом второго этажа, поддерживаемый четырьмя колоннами. Оконные проемы украшены пилястрами, сандриками, наличниками, молдингами. В нем создали благоприятную обстановку: «удалось рассредоточить учащихся по классам, наполняемость которых снизилась с 40 до 20-25 человек» [8, с. 44]. В этом здании учебное заведение размещалось вплоть до лета 1917 года. В советское время там организовали партийную школу. В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, но было восстановлено, а с 1950 года оно функционирует как здание Высшего военного училища имени С. М. Штеменко.

Рис. 1: а) План двуклассной школы по проекту 1898 г.: 1 - класс, 2 - раздевалка, 3 - квартира учителя, 4 - кухня; б) Фасад двуклассной школы по проекту 1898 г. (в обработке автора). Источник: [1, с. 22, 24]

Таким образом, почти за столетний период развития школьного дела и, соответственно, архитектурно-планировочного усовершенствования помещений и зданий была произведена огромная комплексная работа в этих направлениях. Процесс образования претерпел масштабные изменения: в начале XIX века он проходил в совершенно неподходящих условиях (совмещение разных функций в одном пространстве, малые размеры помещений, территориальная недоступность для большинства детей и др.). Но совокупность социальных, политических явлений имели непосредственное влияние на улучшение ситуации. Исследования гигиенистов, новые законопроекты, направленные на всеобщее обучение, запрос общества к началу ХХ века привели к разработке, проектированию и строительству качественных зданий школ. В последующие годы они стали базой для усовершенствования и создания сети учреждений образования в Екатеринодаре, так же, как и во всей стране [7].

Список цитируемой литературы:

1. Зажаев, П. Прошлое и настоящее кубанской школы / П. За-жаев. - Екатеринодар: Основа, 1907.

2. Калайтан, С. И. Пятидесятилетие Кубанского Мариинского женского института 1863 25/Х 1913 гг. / Сост. преп. Кубан. Мариин. жен. ин-та С. Калайтан. - Екатеринодар : типо-лито-фото-цинкогр. "Куб. край" С. Казарова, 1913. - 108 с.

3. Обзор деятельности Кубанского Александровского реального училища за 1912-1913-й учеб. г. : С прил. узаконений и рас-поряж., относящихся к Уч-щу, списка окончивших курс за послед. 10 лет, отчета о школ. кинематографе и др. - 1914. - 250 с.

4. Примерные планы школьных зданий на 40-60 и 60-100 учеников - Москва : Печатня С. П. Яковлева, 1898.

5. Пругавин, А. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области умственного развития и просвещения / А. Пругавин. - Москва : Русская мысль, 1890.

6. Сбитнев, И. Воспоминания о Черномории / И. Сбитнев // Украинский журнал. - 1825. - № 11-12. - С. 317-318.

7. Стрельникова, Е. Ю. Нормы проектирования первых российских школ в историческом контексте / Е. Ю. Стрельникова // Архитектурное наследство. - 2021. - № 75. - С. 126-135.

8. Трехбратов, Б. А. Генезис женского образования на Кубани (40-е годы XIX - начало XX в.) / Б.А. Трехбратов, С.А. Трех-братова // Культурная жизнь Юга России. - 2014. - № 4. - 43-45.

9. Трехбратова, С. Из истории гимназического образования на Кубани / С.А. Трехбратова // Культурная жизнь Юга России -№ 4. - 51-54.

Е. А. Синеокова 10.24412/cl-35672-2022-1-0116

Е. А. Sineokova

Анализ распространения старообрядческих храмов по территории России и постсоветского пространства

Analysis of the spread of Old Believer churches across Russia and former Soviet territories

Ключевые слова: старообрядческие культовые строения, регионы РФ, анализ, закономерности распространения. Keywords: Old Believers' cult buildings, federal districts of Russia, analysis, distribution patterns.

Аннотация: В статье представлен анализ распространения старообрядчества по территории России и некоторых бывших советских республик. В процессе работы автором использованы общенаучные методы количественного анализа и статистических исследований. По результатам анализа наличия культовых объектов старообрядцев выявлены закономерности распространения их по исследуемой территории. Сделаны выводы об архитектурных стилях и особенностях таких объектов в зависимости от региона их нахождения.

Abstract: The article presents an analysis of the spread of individuals labeled as Old Believers on the territory of Russia and several former Soviet republics. The author utilized general scientific methods. such as quantitative analysis and statistical research. According to the results of the analysis of the availability of religious objects of Old Believers, the regularities of their distribution in the territory under the study are revealed. Conclusions about architectural styles and peculiarities of such objects depending on the region of their location were made.

Рассматривая распространение культовых объектов старообрядчества по территории России, мы сразу должны предположить, что в данном анализе могут быть погрешности. Это связано с тем, что анализ проводится на основе официальных данных о выявленных сегодня старообрядческих храмах, моленных и часовен и не учитывает разрушенных, исчезнувших объектов.

Целью анализа является выявление закономерностей распространения таких объектов и их видов в зависимости от разделения на течения (толки, согласия), определение архитектурных особенностей таких объектов в зависимости от региона нахождения.

Изучением старообрядческой культуры на территории России занимались заслуженный архитектор России В. Н. Городков, историк архитектуры Г. Г. Павлуц-кий, К. Я. Кожурин, Е. В. Быкова, М. П. Наговицына и другие.

В настоящее время имеется множество исследований по истории старообрядчества в России, собрано множество описаний старообрядческих поселений и объектов, особенностей быта и веры. Изучив вышеназванную литературу, автором не выявлено исследований, касающихся закономерностей распространения старообрядчества по территории РФ, что и определило новизну данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.