Научная статья на тему 'Анализ распространения старообрядческих храмов по территории России и постсоветского пространства'

Анализ распространения старообрядческих храмов по территории России и постсоветского пространства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
173
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старообрядческие культовые строения / регионы РФ / анализ / закономерности распространения / Old Believers' cult buildings / federal districts of Russia / analysis / distribution patterns

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Синеокова Екатерина Алексеевна

В статье представлен анализ распространения старообрядчества по территории России и некоторых бывших советских республик. В процессе работы автором использованы общенаучные методы количественного анализа и статистических исследований. По результатам анализа наличия культовых объектов старообрядцев выявлены закономерности распространения их по исследуемой территории. Сделаны выводы об архитектурных стилях и особенностях таких объектов в зависимости от региона их нахождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the spread of Old Believer churches across Russia and former Soviet territories

The article presents an analysis of the spread of individuals labeled as Old Believers on the territory of Russia and several former Soviet republics. The author utilized general scientific methods. such as quantitative analysis and statistical research. According to the results of the analysis of the availability of religious objects of Old Believers, the regularities of their distribution in the territory under the study are revealed. Conclusions about architectural styles and peculiarities of such objects depending on the region of their location were made.

Текст научной работы на тему «Анализ распространения старообрядческих храмов по территории России и постсоветского пространства»

Таким образом, почти за столетний период развития школьного дела и, соответственно, архитектурно-планировочного усовершенствования помещений и зданий была произведена огромная комплексная работа в этих направлениях. Процесс образования претерпел масштабные изменения: в начале XIX века он проходил в совершенно неподходящих условиях (совмещение разных функций в одном пространстве, малые размеры помещений, территориальная недоступность для большинства детей и др.). Но совокупность социальных, политических явлений имели непосредственное влияние на улучшение ситуации. Исследования гигиенистов, новые законопроекты, направленные на всеобщее обучение, запрос общества к началу ХХ века привели к разработке, проектированию и строительству качественных зданий школ. В последующие годы они стали базой для усовершенствования и создания сети учреждений образования в Екатеринодаре, так же, как и во всей стране [7].

Список цитируемой литературы:

1. Зажаев, П. Прошлое и настоящее кубанской школы / П. За-жаев. - Екатеринодар: Основа, 1907.

2. Калайтан, С. И. Пятидесятилетие Кубанского Мариинского женского института 1863 25/Х 1913 гг. / Сост. преп. Кубан. Мариин. жен. ин-та С. Калайтан. - Екатеринодар : типо-лито-фото-цинкогр. "Куб. край" С. Казарова, 1913. - 108 с.

3. Обзор деятельности Кубанского Александровского реального училища за 1912-1913-й учеб. г. : С прил. узаконений и рас-поряж., относящихся к Уч-щу, списка окончивших курс за послед. 10 лет, отчета о школ. кинематографе и др. - 1914. - 250 с.

4. Примерные планы школьных зданий на 40-60 и 60-100 учеников - Москва : Печатня С. П. Яковлева, 1898.

5. Пругавин, А. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области умственного развития и просвещения / А. Пругавин. - Москва : Русская мысль, 1890.

6. Сбитнев, И. Воспоминания о Черномории / И. Сбитнев // Украинский журнал. - 1825. - № 11-12. - С. 317-318.

7. Стрельникова, Е. Ю. Нормы проектирования первых российских школ в историческом контексте / Е. Ю. Стрельникова // Архитектурное наследство. - 2021. - № 75. - С. 126-135.

8. Трехбратов, Б. А. Генезис женского образования на Кубани (40-е годы XIX - начало XX в.) / Б.А. Трехбратов, С.А. Трех-братова // Культурная жизнь Юга России. - 2014. - № 4. - 43-45.

9. Трехбратова, С. Из истории гимназического образования на Кубани / С.А. Трехбратова // Культурная жизнь Юга России -№ 4. - 51-54.

Е. А. Синеокова 10.24412/cl-35672-2022-1-0116

Е. А. Sineokova

Анализ распространения старообрядческих храмов по территории России и постсоветского пространства

Analysis of the spread of Old Believer churches across Russia and former Soviet territories

Ключевые слова: старообрядческие культовые строения, регионы РФ, анализ, закономерности распространения. Keywords: Old Believers' cult buildings, federal districts of Russia, analysis, distribution patterns.

Аннотация: В статье представлен анализ распространения старообрядчества по территории России и некоторых бывших советских республик. В процессе работы автором использованы общенаучные методы количественного анализа и статистических исследований. По результатам анализа наличия культовых объектов старообрядцев выявлены закономерности распространения их по исследуемой территории. Сделаны выводы об архитектурных стилях и особенностях таких объектов в зависимости от региона их нахождения.

Abstract: The article presents an analysis of the spread of individuals labeled as Old Believers on the territory of Russia and several former Soviet republics. The author utilized general scientific methods. such as quantitative analysis and statistical research. According to the results of the analysis of the availability of religious objects of Old Believers, the regularities of their distribution in the territory under the study are revealed. Conclusions about architectural styles and peculiarities of such objects depending on the region of their location were made.

Рассматривая распространение культовых объектов старообрядчества по территории России, мы сразу должны предположить, что в данном анализе могут быть погрешности. Это связано с тем, что анализ проводится на основе официальных данных о выявленных сегодня старообрядческих храмах, моленных и часовен и не учитывает разрушенных, исчезнувших объектов.

Целью анализа является выявление закономерностей распространения таких объектов и их видов в зависимости от разделения на течения (толки, согласия), определение архитектурных особенностей таких объектов в зависимости от региона нахождения.

Изучением старообрядческой культуры на территории России занимались заслуженный архитектор России В. Н. Городков, историк архитектуры Г. Г. Павлуц-кий, К. Я. Кожурин, Е. В. Быкова, М. П. Наговицына и другие.

В настоящее время имеется множество исследований по истории старообрядчества в России, собрано множество описаний старообрядческих поселений и объектов, особенностей быта и веры. Изучив вышеназванную литературу, автором не выявлено исследований, касающихся закономерностей распространения старообрядчества по территории РФ, что и определило новизну данного исследования.

Сегодня в Российской федерации 41 455 архитектурных культовых объектов, из них 564 старообрядческих различного толка. Все религиозные организации (не исключение и старообрядческие) активно пользуются современными средствами информации, в том числе, имеют сайты, где публикуют информацию. Так, на данный момент в открытом доступе имеется информация обо всех выявленных культовых объектах, составляющих основу данного исследования.

В таблице 1, разработанной автором, представлены сведения об имеющихся культовых объектах старообрядчества и их количестве в зависимости от региона Российской Федерации, а также осуществлены расчеты их количества относительно православных храмов.

Таблица 1.

Количество старообрядческих храмов по регионам России и некоторым странам бывшего СССР и их доля в общем количестве православных храмов

1 2 3 4

Оренбургская область 477 6 1,25

Орловская область 471 2 0,4

Пензенская область 539 4 0,7

Пермский край 716 24 3.3

Приморский край 192 - -

Псковская область 651 3 0,46

Республика Адыгея 49 - -

Республика Алтай 56 4 7,4

Республика Башкортостан 407 6 1,4

Республика Бурятия 100 8 8

Республика Дагестан 33 - -

Республика Ингушетия 10 - -

Республика Кабардино-Балкария 24 - -

Республика Калмыкия 22 - -

Республика Карачаево-Черкесия 31 - -

Республика Карелия 618 4 0,6

Республика Коми 383 5 1,3

Республика Крым 320 2 0,6

Республика Марий Эл 194 - -

Республика Мордовия 458 - -

Республика Саха (Якутия) 107 - -

Республика Северная Осетия-Алания 66 - -

Республика Татарстан 1408 18 1,2

Республика Тыва 8 - -

Республика Удмуртия 344 8 2,3

Республика Хакасия 56 - -

Республика Чечня 13 - -

Республика Чувашия 353 - -

Ростовская область 575 3 0,5

Рязанская область 953 4 0,41

Самарская область 682 17 2,5

Саратовская область 614 25 4,0

Сахалинская область 49 - -

Свердловская область 833 39 4

Смоленская область 593 5 0,8

Ставропольский край 476 - -

Тамбовская область 337 5 1,4

Тверская область 1669 8 0,47

Томская область 103 3 2,9

Тульская область 816 3 0,3

Тюменская область 228 4 1,75

Ульяновская область 566 4 0,7

Хабаровский край 112 - -

Ханты-Мансийский автономный округ 89 - -

Челябинская область 616 14 2

Чукотский автономный округ 23 - -

Ямало-Ненецкий автономный округ 56 - -

Ярославская область 1385 13 0,9

Украина 4405 30 0,6

Беларусь 2086 42 2

Казахстан 380 8 2,1

Латвия 259 71 27

Литва 137 34 24

Источник данных, приведенные во 2 и 3 столбцах: [3]

Анализировать распространение старообрядчества, ареол их предпочтительного расселения можно по различным признакам. Например, по количеству культовых построек старообрядцев, по численности их самих, видам согласия и т. д.

Страна, регион Храмов, всего Из них староверческих % староверческих в общем кол-ве

1 2 3 4

Россия 41455 564 1.36

г. Москва 1667 56 3,3

г. Санкт-Петербург 943 16 1,6

г. Севастополь 94 - -

Алтайский край 227 8 3,5

Амурская область 91 2 2,9

Архангельская область 1217 2 0,16

Астраханская область 133 2 1,5

Белгородская область 466 3 0,64

Брянская область 623 19 3,0

Владимирская область 1271 13 1,0

Волгоградская область 312 6 1,9

Вологодская область 1115 - --

Воронежская область 744 17 2,28

Еврейская автономная область 26 - -

Забайкальский край 148 3 2,0

Ивановская область 886 10 1,12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иркутская область 375 1 0,26

Калининградская область 144 - -

Калужская область 1096 16 1,45

Камчатский край 63 - -

Кемеровская область 182 2 1,09

Кировская область 864 18 2,0

Костромская область 766 6 0,7

Краснодарский край 548 3 0.5

Красноярский край 275 4 1,4

Курганская область 405 8 1,9

Курская область 461 5 1,0

С-Петербург/Ленинградская область 1017 16\7 1,5

Липецкая область 618 - -

Магаданская область 27 - -

Московская область 2946 76 2,5

Мурманская область 149 1 0,6

Ненецкий автономный округ 17 2 11,7

Н.Новгород/Нижегородская область 1606 63\5 4,23

Новгородская область 665 - -

Новосибирская область 222 2 0,9

Омская область 165 4 2,24

Анализ был бы неполным, если бы мы анализировали только долю старообрядческих церквей, часовен и храмов в общем количестве православных храмов. Интерес представляет еще и их абсолютное количество. Так, в абсолютном количестве, их больше всего в Москве, Брянске и Воронеже; в Татарстане; Свердловской и Нижегородской областях, Московской области и Пермском крае. Сегодня активно возникают поселения старообрядцев в Приамурье и на Дальнем Востоке. Этому способствует возвращение старообрядцев из других стран, - преимущественно из Австралии.

В результате количественного анализа статистического материала выявлено, что:

- из всех субъектов РФ и бывших советских республик наибольшее количество старообрядческих культовых объектов находится в таких регионах, как Московская область - 76 объектов (что составляет 2,5% от общего количества православных храмов на этой территории), Москва - 56 (3,3%), Нижний Новгород -63 (4,23%), Свердловская область - 39 (4%), Пермский край - 24 (3,3%), Воронежская область 17 (2,28%), Брянская область - 19 (3%), Республика Татарстан - 18 (1,2%), Кировская область - 18 (2%), Самарская область - 17 (2,5%), Санкт-Петербург - 17 (1,6%), Челябинская область - 14 (2%). Беларусь - 42 (2%), Латвия - 71 (27%), Литва - 34 (24%), Украина - 30 (0,6%), Саратовская область - 25 (4 %) соответственно. Десять старообрядческих храмов сейчас находятся в Ивановской области. В остальных регионах исследуемой нами территории их количество незначительно, от 1 до 6, что делает несущественным их анализ. А в таких регионах, как Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Марий Эл, Хакасия, Чечня, Чувашия, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, они вовсе отсутствуют.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что кроме 8 регионов, во всех остальных регионах РФ, а также в таких бывших советских республиках, как Украина, Белоруссия, Прибалтийские республики старообрядческие храмы и другие постройки в той или иной мере присутствуют, а следовательно, там присутствуют и сами старообрядцы, и их поселения.

Мы также определились с наибольшим количеством храмов и других старообрядческих культовых постройках на исследуемой территории, что позволяет нам сделать вывод о максимальной концентрации старообрядческих общин в центральной России, Прибалтике, Белоруссии, а, следовательно, о максимальном распространении старообрядчества в этих направлениях.

В свою очередь, интерес представляет распределение старообрядческих церквей по течениям, так как старообрядчество не представляет собой единого сообщества или Церкви.

Распространение старообрядчества по Российской Федерации представляется следующим образом: Центральная Россия - беглопоповцы, бегуны, Любушкино согласие, средники и федосеевцы; Русский Север - Поморское согласие, Филипповское согласие, Аароново согласие, аристовцы; Поволжье - кержаки, кулугуры,

нетовцы, рябиновцы, самокрещенцы; Юг России - ли-поване, некрасовцы, неокружники; Забайкалье - се-мейские; Прибалтика - Древлеправославная поморская церковь.

Большинство из 564 российских старообрядческих храмов (26%) - беспоповского Поморского согласия. Значительное количество храмов (68) - Белокриниц-кого согласия, Единоверческих (54) и Русских Древле-православных - 57. Остальных незначительное число, что подтверждают данные таблицы 2.

Таблица 2.

Распределение старообрядческих церквей по течениям на территории РФ

Старообрядческие храмы Количество в РФ % от общего количества

Всего: 564 100

Беглопоповское согласие 1 0,17

Белокриницкое согласие 68 12,0

Беспоповцы Поморского огласия 147 26,0

Волжская и Нижегородская РДСЦ) 1 0,17

Восточная старообрядческая ерковь 1 0,17

Древлеправославная Поморская ерковь 8 1,4

Единоверческие храмы 54 9,5

Русская Древлеправославная ерковь (РДЦ) 57 10.1

Федосеевское старопоморское огласие 19 3,3

Часовенное согласие 1 0,17

Благочиние неизвестно 59 10,5

Исходя из логики пропорциональности, можно сказать, что большинство старообрядцев в России - Поморского, Беглопоповского, Древлеправославного толков (согласий).

Что касается стилей в храмовом зодчестве старообрядческих построек, то по всей территории России в храмах и часовнях преобладает эклектика (исторический стиль) или так называемый русско-византийский стиль. И только во Владимирской области наблюдается достаточное разнообразие стилей и элементов в таких храмах. Здесь представлены храмы в неорусском стиле, узорочье, барокко. А также в Самаре есть храм в неорусском стиле и кубоватый. Храм Рождества Христова в Саратове построен в стиле ампир.

Но так как старообрядческих храмов как таковых единицы (большинство объектов именуются церквями и часовнями), и построены они в основном после 1905 года, то остальные представлены в виде прямоугольных домов без всяких дополнений или с колокольней и луковичным куполом с крестом. Например, в странах Балтики - Литве и Латвии - самое большое количество старообрядческих церквей, но представлены они только такими домами и часовнями, как и большинство старообрядческих храмов в России.

Таким образом, можем сделать вывод, что большинство старообрядческих архитектурных сооружений

были выполнены с учетом классических стилевых направлений - как дань прошлому и с целью сохранения исторически сложившихся стилей. Современные старообрядцы предпочитают использовать в строительстве своих религиозных сооружений исконно русские стилевые направления, одним из которых они считают нерусский стиль, появившийся в России в XVII веке как попытка создания архитекторами национальной архитектуры.

Общая численность старообрядцев в России сегодня около 2 миллионов человек, 12% из которых находится в Амурской области (для сравнения к началу XX века их было 4-5 млн человек). Присутствие их зафиксировано в 79 из 83 субъектов Российской Федерации. Отсутствуют они в основном в республиках Северного Кавказа. В городах-миллионерах проживают 26% российских старообрядцев.

В настоящее время возрождаются отдельные поселения старообрядцев - слободы и пустыни. Так, например, восточнее Москвы есть относительно крупные старообрядческие поселения - Гуслицы. В них входят деревни, села, а также города Егорьевск и Воскресенск.

В 2018 году в России было зарегистрировано 379 старообрядческих религиозных организаций, в том числе Русская православная старообрядческая церковь - 112 (в том числе 1 духовное образовательное учреждение и 5 монастырей), Древлеправославная церковь - 45, Поморская церковь - 11 (в том числе 1 монастырь), Федо-сеевское согласие - 12. В Карелии существует община Древлеправославной (старообрядческой) Поморской церкви "Выгорецкая обитель".

Большинство последователей старой веры, спасаясь от гонений, уезжали далеко от центра России и даже за границу. Поэтому их поселений больше всего на Дальнем Востоке в Приамурье, в Карелии, на берегу Енисея, в Южной Америке и даже в Австралии.

В 2016 году в Приамурье из Южной Америки (Уругвая) переселились четыре семьи старообрядцев, затем к ним присоединилось еще несколько семей. Местные

органы власти, в соответствии с государственной политикой, выделили старообрядцам Приамурья 1592 гектара земли.

Кроме Дальнего Востока, староверы предпочитают северные регионы страны. Такие, как Карелия, Вятка.

В настоящее время старообрядческие общины имеются в России, Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, Казахстане, Польше, Белоруссии, Румынии, Болгарии, Украине; а также в ряде стран Северной и Южной Америки, а также в Австралии. А самые большие православные старообрядческие религиозные организации находятся в России (Москва), в Румынии (Браиль) и насчитывают вместе около миллиона прихожан.

Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, главным централизованным органом которого является Российский Совет ДПЦ. Духовно-административный центр Русской древлеправославной церкви находится в Москве (до 2002 года он был в Брянской области).

Таким образом, в результате систематизации статистических данных по количеству и концентрации культовых построек старообрядцев и современных тенденций их расселения по территории РФ, мы определили предпочтительные им регионы обитания, стили культовых построек, что может быть использовано в целях стратегического планирования территорий.

Список цитируемой литературы:

1. Вятское старообрядчество: интернет-портал. - URL: https:// kirovold43.ru/ (дата обращения: 15.03.2022).

2. Источник: новостной интернет-портал. - URL: https:// istochnik.online/ (дата обращения: 12.10.2021).

3. Комсомольская правда: новостной интернет-портал. - URL: https://www.amur.kp.ru/ (дата обращения: 12.10.2021).

4. Народный каталог православной архитектуры: интернет-портал. - URL: https://sobory.ru/oldbelief/ (дата обращения: 17.03.2022).

5. Общероссийская общественная организация. Российская организация защиты религиозных свобод: интернет-портал. -URL: https://religsvoboda.ru/ (дата обращения: 17.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.