Научная статья на тему 'Архитектурно-планировочные аспекты формирования современных библиотечных центров в структуре комплексов высших учебных заведений'

Архитектурно-планировочные аспекты формирования современных библиотечных центров в структуре комплексов высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНЫЕ ПРОСТРАНСТВА / ВУЗ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КАМПУС / УНИВЕРСИТЕТ / ИНСТИТУТ / ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов А.В., Финогенов А.И., Самылова И.С.

В настоящее время бурное развитие цифровых технологий, возможности сохранения и передачи больших объемов информации резко контрастируют с традиционной организацией и возможностями библиотечных фондов многих высших учебных заведений. Эта проблема, по нашему мнению, во многом характерна и для функциональной и архитектурнопланировочной структуры библиотечных объектов многих современных вузов. Особенно остро данное несоответствие проявляется именно в библиотеках высших учебных заведений, созданных для продуцирования и передачи знаний. Доступность удаленных фондов ведущих библиотек мира при помощи средств телекоммуникационной связи резко снижает значение и возможности библиотеки конкретного вуза, как места хранения объективно ограниченного объема литературной информации. При этом редкие и уникальные источники, напротив, должны быть доступны не только для читателей конкретной библиотеки, но и для широкого круга удаленных пользователей. В настоящее время функциональная структура библиотеки современного вуза должна быть не только традиционным местом получения информации, но также обеспечивать возможность размещения новых специализированных мультимедиа средств и соответствующих помещений для совместной научно-проектной работы коллективов обучающихся и исследователей, местом продуцирования нового знания, с обеспечением современных коммуникационных технологий. Таким образом, разработка принципиальных решений по новой функциональной и архитектурно-планировочной организации библиотечных центров для современных вузов является темой и объектом исследований, отраженныхврамкахпредставляемой статьи. Предметом исследования являются библиотечные центры высших учебных заведений, как составные части объектов вузовских комплексов, университетских городков (кампусов) в нашей стране и за рубежом. В результате исследования выявлены основные требования к составу и планировочной организации современных библиотек и сформулированы принципы в области дальнейшей модернизации функциональных и архитектурнопланировочных решений библиотечных центров вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-планировочные аспекты формирования современных библиотечных центров в структуре комплексов высших учебных заведений»

Архитектурно-планировочные аспекты формирования современных библиотечных центров в структуре комплексов высших учебных заведений

Попов Алексей Владимирович

к.арх., доцент кафедры «Архитектура», НИУ Московский государственный строительный университет, DA945@yandex.ru

Финогенов Александр Иванович

к.арх., доцент кафедры «Архитектура», НИУ Московский государственный строительный университет, finogenov45@mail.ru

Самылова Ирина Сергеевна

магистрант, НИУ Московский государственный строительный университет, Samylova.1994@mail.ru

В настоящее время бурное развитие цифровых технологий, возможности сохранения и передачи больших объемов информации резко контрастируют с традиционной организацией и возможностями библиотечных фондов многих высших учебных заведений. Эта проблема, по нашему мнению, во многом характерна и для функциональной и архитектурно-планировочной структуры библиотечных объектов многих современных вузов. Особенно остро данное несоответствие проявляется именно в библиотеках высших учебных заведений, созданных для продуцирования и передачи знаний. Доступность удаленных фондов ведущих библиотек мира при помощи средств телекоммуникационной связи резко снижает значение и возможности библиотеки конкретного вуза, как места хранения объективно ограниченного объема литературной информации. При этом редкие и уникальные источники, напротив, должны быть доступны не только для читателей конкретной библиотеки, но и для широкого круга удаленных пользователей. В настоящее время функциональная структура библиотеки современного вуза должна быть не только традиционным местом получения информации, но также обеспечивать возможность размещения новых специализированных мультимедиа средств и соответствующих помещений для совместной научно-проектной работы коллективов обучающихся и исследователей, местом продуцирования нового знания, с обеспечением современных коммуникационных технологий. Таким образом, разработка принципиальных решений по новой функциональной и архитектурно-планировочной организации библиотечных центров для современных вузов является темой и объектом исследований, отраженных в рамках представляемой статьи. Предметом исследования являются библиотечные центры высших учебных заведений, как составные части объектов вузовских комплексов, университетских городков (кампусов) в нашей стране и за рубежом.

В результате исследования выявлены основные требования к составу и планировочной организации современных библиотек и сформулированы принципы в области дальнейшей модернизации функциональных и архитектурно-планировочных решений библиотечных центров вузов. Ключевые слова: библиотечные пространства; вуз, кампус, университет, институт, планировочные решения; модернизация;

Анализ показывает, что в век высоких цифровых технологий, с изменением средств и инструментов передачи информации, традиционная библиотека перестает быть основным источником получения наиболее полной исчерпывающей информации о любой интересующей человека области знаний. Как печатная литература быстро вытесняется электронными носителями, так должно изменится, эволюционировать само рабочее пространство библиотеки (рис. 1).

Важно отметить, что в настоящее время в корне меняется восприятие библиотеки исключительно, как места для получения источников текстовой информации. Во многих случаях библиотеку следует рассматривать, как место для удобной и комфортной работы со многими видами источников информации, а также как среду для получения знаний в форме индивидуального и коллективного общения с коллегами и специалистами.

В настоящее время отечественная структура библиотечных учреждений представлена самыми различными формами организации и направленностью работы с контингентом читателей. В нашей стране представлены такие виды библиотечных учреждений, как: государственные, муниципальные, технические, общественные и ряд других. Особое место занимают библиотеки Российской академии наук, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений.

Рис. 1. Изменение средств и инструментов хранения и передачи знаний. (слева - читальный зал библиотеки в середине ХХ в., справа - читальный зал современной библиотеки)

По мнению авторов, в рамках настоящей статьи наибольший интерес представляют специализированные библиотеки, входящие в структуру высших образовательных учреждений. Дан-

х

X

о

го А с.

X

го т

о

ю 3

м о

О)

о

сч

fO OI

О Ш

m

X

3

<

m О X X

ная тема рассматривается с точки зрения совершенствования и модернизации состава и назначения существующих библиотечных пространств. Необходимость совершенствования функциональной структуры объектов библиотечных пространств, связанна с особой ролью этих учреждений, как мест подготовки молодых кадров высшей квалификации для народнохозяйственного комплекса страны. В условиях ускорения научно-технического прогресса, для дальнейшего развития образовательного процесса в современных высших учебных заведениях и повышения качества подготовки кадров высшей квалификации.

Функциональная и планировочная организация существующих библиотечных пространств принципиально ориентирована на хранение и пользование определенным объемом литературных печатных фондов. В то же время такая же информация, но в большем объеме, доступна посредством телекоммуникационных связей с фондами лучших библиотек мира и реализуется в настоящее время с помощью компьютеров и средств мультимедиа.

Несовершенство таких существующих библиотечных пространств, их ориентированность преимущественно на хранение только литературных печатных библиотечных фондов, часто в настоящее время, как правило, лишь дублируют информацию, доступную в лучших библиотеках мира по каналам телекоммуникационной связи с любого компьютера. Исключение составляет лишь часть библиотечного фонда вузовских библиотек, имеющая особое уникальное историческое, научное и культурное значение, встречающаяся в вузовских библиотеках предназначенная для предназначенная для постоянного хранения и общественного использования, являющаяся культурным достоянием народов Российской Федерации (в соответствии с N 78-ФЗ от 29 декабря 1994 г.). [0, 0]

Перечисленные особенности говорят об определенной функциональной ограниченности библиотечных пространств в их существующем качестве. Так характерный облик читального зала в нашей стране представляет собой единое помещение площадью от 100 до 300 м2, более всего напоминающее учебную аудиторию. Перечень мебели включает парты и стулья (скамьи) для посетителей, стол библиотекаря, а также несколько стеллажей и витрин с литературой.

Проблема модернизации комплексов библиотечных объектов, их адаптации к современным требованиям в получении и новым формам освоения информации актуальна для условий большинства современных отечественных библиотечных центров вузов. По мнению авторов, в условиях современных вузов библиотека долж-

на представлять самодостаточный научно-информационный комплекс для поиска информации и работы с ней в масштабах имеющейся общемировой базы знаний. Таким образом библиотечные помещения, их доступность, состав оборудования и персонал библиотек должны быть в первую очередь ориентированы на работу с расширенными базами информации, с обеспечение к ним удобного и быстрого доступа, а также на оказание технической и консультационной помощи посетителям, осваивающих новые формы получения знаний. В составе учебных образовательных учреждений библиотека может стать «форумом идей», местом их коллективного научного обсуждения с привлечением средств визуализации, в соответствии с интересами различных групп обучающихся и преподавателей. В этих условиях важным аспектом является создание комфортной рабочей среды с обеспечением необходимых параметров по микроклимату и освещенности помещений, определению их рационального состава, планировки и коммуникационных связей.

Отдельные примеры библиотечных центров, в большей степени ориентированных на такой поиск информации и работу с ней, чем на хранение традиционных фондов появляются в мировой архитектурной практике. К подобным центрам можно отнести: Princeton Julian Street Library в г. Принстон (штат Нью-Джерси, США), Elon University Belk Library в г. Элон (штат Северная Каролина, США), Library of Bialystok University of Technology в г. Белосток (Подляское воеводство, Польша) (рис. 2) и др. В таких библиотечных центрах все большее значение приобретают группы помещений для работы с информацией при помощи средств мультимедиа, помещения для коллоквиумов, групповых обсуждений и семинарских занятий, лектории, рекреационные пространства.

Рис.2. Библиотека технического университета в г. Белосток (а и б - лектории, помещения для групповых и семинарских занятий, в - читальный зал, г - зал отдыха и рекреации)

Анализ показывает различные варианты размещения и планировочных решений библиотечных помещений по отношению к основным зданиям учебных корпусов. [4, 0, 0] Наиболее

распространенным приемом в отечественной практике является встроенное размещение библиотечных помещений в пределах основного объема здания вуза. В то же время распространен прием пристроенного размещения библиотечного комплекса. В ряде случаев, вузовские библиотеки могут быть спланированы в виде отдельно стоящего корпуса, соединенного с основным зданием закрытым переходом или изолированно, без перехода.

В большинстве случаев перечисленные варианты компоновок имеют традиционный состав помещений, определяемый сложившимся подходом в организации функционального состава библиотечных помещений. Как правило, такой состав представлен одним (реже несколькими) помещением основного читального зала, помещениями обслуживания читателей и выдачи литературы; помещениями книгохранилища; блоком помещений гигиенического, служебно-технического, административного назначения, в отдельных случаях - лекционного зала. При этом читальные залы, как правило, не рассчитаны на работу с системно размещенным компьютерно-мультимедийным оборудованием и его техническим обслуживанием, не обеспечивают надлежащих комфортных условий по вентиляции и инсоляции.

В то же время учебный процесс во многих современных вузах, в том числе и их библиотечных структурах, связан со сложным комплексным освоением дисциплин различной направленности, проведением научных исследований, коллоквиумов, групповых обсуждений и семинарских занятий по направлениям, что требует различных форм их технического обеспечения, удобной планировки помещений, подбора специальной мебели. Не менее важным фактором является обеспечение условий для кратковременного комфортного отдыха обучающихся, условий снятия зрительного утомления, возможность организации зон кратковременного питания.

Таким образом объективные условия непрерывного совершенствования учебного процесса и, в то же время, ограниченная функциональная структура помещений, по мнению авторов, требуют от проектировщиков принципиально нового подхода к организации библиотечной среды вузов, связанной не только с совершенствованием функционального состава и планировочных решений помещений, но также с обеспечением рациональной схемы внутренних пешеходных коммуникаций, режимов освещения и обеспечением комфортного визуального пространства.

Перечисленные требования, применительно к размещению библиотек в пределах объемов существующих зданий, во многих случаях потребуют новых подходов к зонированию и пере-

планировке отдельных групп помещений, например, за счет сокращения площадей читального зала с вычленением специализированных групп компьютерных классов, создания дискуссионных пространств, увеличения состава сопутствующих вспомогательных помещений, например, входных групп залов и соединительных коммуникаций, помещений рекреационно и релаксационного назначения. [0]

По мнению авторов, наиболее интересными возможностями в архитектурно-планировочной реорганизации существующей жесткой структуры помещений библиотек могут быть упомянутые выше отдельно размещаемые корпуса библиотечных комплексов в составе приобъектных территорий институтов и университетов. Такая компоновка принципиально обеспечивает возможность наиболее гибкой независимой функционально-планировочной организации внутреннего пространства библиотечного комплекса, начиная с его входной вестибюльно-гардеробной зоны. При двухэтажной компоновке здания данная зона может быть организована в виде общего атриумного пространства с естественным освещением и зимним садом, выполняющего также функцию общей рекреационной зоны. [0, 0] Взаимосвязанные помещения компактного читального зала и книгохранилища, а также гардероб, служебно-административные помещения и буфет могут располагаться на первом уроне. При такой схеме принципиально важным является организация в пределах второго уровня независимой структуры в составе нескольких библиотечных компьютерных аудиторий с трансформируемыми пространствами, лектория, методических кабинетов и вспомогательно-технических помещений. Такой библиотечный комплекс должен иметь короткую коммуникационную связь с основным зданием вуза посредством устройства отапливаемой пешеходной галереи, размещаемой преимущественно на уровне второго этажа, что принципиально обеспечивает короткую коммуникационную связь с основными административными и аудиторными помещениями главного корпуса вуза. Принципиально такая же автономная компоновка может быть предложена и при разработке проектов реорганизации схемы планировки для типов, пристроенных или встроено-пристроенных объемов библиотечных комплексов.

В заключении, можно сформулировать ряд принципов архитектурно-планировочного формирования современных библиотечных центров в структуре объектов высших учебных учреждений:

транспортируемость пространства (способность быстро изменять конфигурацию функциональных зон под различные задачи);

х

X

о

го А

с.

X

го т

о

ю 3

м о

О)

о

сч

fO OI

ориентация на содействие в поиске информации в ведущих мировых базах знаний и работу с ней, а не хранение ограниченного фонда;

Опыт проектирования и строительства библиотечных университетских комплексов за рубежом в целом также подтверждает целесообразность рекомендуемых авторами приемов современной архитектурно-планировочной организации библиотечных комплексов вузов в нашей стране.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" (с изменениями и дополнениями)

2. СП 118.13330.2012* Общественные здания и сооружения.

3. Дорожкина Е.А. Конструктивные проблемы "зеленой" архитектуры // Урбанистика. 2017. № 4. С. 1-11.

4. Попов, А.В. Принципы формирования архитектуры студенческого жилища высших учебных заведений: дисс. ... канд. архитектуры/А.В. Попов. -М., 2014. -274 с.

5. Сорокоумова Т.В., Будошкина К.А., Каза-рян Р.А., Купка Ю.О., Улямаев А.С. выявление основных принципов для формирования концепции "умного города" // Инженерный вестник Дона. 2018. № 3 (50). С. 92.

6. Трофимова Т.Е. Нестандартные фасадные решения зданий общеобразовательных учреждений как способ обогащения визуальной архитектурной среды // Научное обозрение. 2014. № 3. С. 80-85.

7. Popov A. V., Historical Development Stages of the Student Youth Accommodation Architecture from Dormitories Prototypes to Post-industrial University Campuses // International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET), 9(11), 2018, pp. 2526-2536.

8. Popov A.V. The impact of architectural and space-planning design of student accommodation (dormitories, campuses) on the time budget of the student youth // IJEAT-BEIESP - International Journal of Engineering and Advanced Technology (ISSN 2249-8958) Volume-8, Issue-3, February 2019 (Том-8, Выпуск-3) pp.128-133.

О ш m x

Architectural and planning aspects of formation of modern library centers in the structure of complexes of higher educational institutions

Popov A.V., Finogenov A.I., Samylova I.S.

Moscow State University of Civil Engineering,

Nowadays, the digital technologies develop rapidly, so it is difficult to keep and transfer large volumes of data. The current possibilities contrast with the traditional organization and opportunities of library stocks in many universities. We suppose that in many respects this issue also characterizes functional as well as architectural and planning structure of library objects in many modern universities. This discrepancy is highlighted in the university libraries that are supposed to produce and share knowledge. Remote funds of the global leading libraries are available via telecommunication, so it reduces the value and possibilities of a library in the particular university a the place to store objectively limited volume of literary data. Meanwhile, rare and unique sources should be available not only to visitors of a particular library but also for a wide range of remote users. Besides representing the traditional place of obtaining data, the functional structure of library in modern higher education institution should also make it possible to place new multimedia means and the respective rooms intended for joint scientific projects of groups of students and researchers. It should become the place of producing new knowledge supported with modern communication technologies as well. Thus, developing basic decisions on new functional and architectural and planning organization of library centers for modern universities represents the research subject and object of the current article.

The research object are the library centers of higher education institutions as components of objects of high school complexes, campuses in our country and abroad.

As a result, the research highlights major requirements to the structure and the planning organization of modern libraries. It also formulates the principles of further modernization of functional and architectural planning solutions for library centers in higher education institutions.

Keywords: library spaces; higher education institution, campus, university, institute, planning solutions; modernization;

References

1. Federal Law of December 29, 1994 N 78-03 "On Librarianship" (with amendments and additions)

2. SP 118.13330.2012 * Public buildings and facilities.

3. Dorozhkina E.A. Constructive problems of "green" architecture

// Urban Studies. 2017. No. 4. P. 1-11.

4. Popov, A.V. Principles of the architecture of the student home

of higher education institutions: diss. ... Cand. architecture / A.V. Popov. - M., 2014. -274 p.

5. Sorokoumova, TV, Budoshkina, K.A., Ghazaryan, RA, Kupka,

Yu.O., Ulyamaev, AS identifying the basic principles for the formation of the concept of "smart city" // Engineering Bulletin of the Don. 2018. No. 3 (50). P. 92.

6. Trofimova T.E. Non-standard facade solutions of buildings of

educational institutions as a means of enriching the visual architectural environment // Scientific Review. 2014. № 3. S. 8085.

7. Popov A.V., University of the University Campuses, Historical

Development, University of Campus // International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET), 9 (11), 2018, pp. 2526-2536.

8. Popov A.V. I / IAT-BEIESP (ISSN 2249-8958) Volume-8, Issue- 3, February 2019 (Volume-8, Issue-3) pp.128-133.

3

<

m о x

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.