ISSN 2542-1468, Лесной вестник /Forestry Bulletin, 2020. Т. 24. № 5. С. 12-19. © МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020
Ландшафтная архитектура Архитектурно-ландшафтный ансамбль Дворца пионеров...
УДК 712 DOI: 10.18698/2542-1468-2020-5-12-19
АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНЫЙ АНСАМБЛЬ ДВОРЦА ПИОНЕРОВ НА ВОРОБЬЕВЫХ ГОРАХ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В.В. Дормидонтова, К.И. Кузнецова
МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), 141005, Московская обл., г. Мытищи, ул. 1-я Институтская, д. 1 [email protected]
Рассмотрена проблема значимости советского периода в развитии ландшафтной архитектуры в Российской Федерации и за рубежом. Объектом исследования является архитектурно-ландшафтный ансамбль Дворца пионеров на Воробьевых горах. Для определения истоков и композиционной ценности данного объекта прослежены этапы в развитии советской ландшафтной архитектуры. Охарактеризован первый этап — период конструктивизма 1920-1930 гг., сформировавший типологически новые объекты ландшафтной архитектуры — парки культуры и отдыха, и оказавший определяющее влияние на развитие модернизма во всем мире. Изучение творчества советских ландшафтных архитекторов Л.А. Ильина, М.П. Коржева, В.И. Долганова, М.И. Прохоровой позволило выявить приемы архитектурно-ландшафтной организации объектов данного периода: функциональность, лаконичность, динамика, асимметрия и масштабность. Показано, что Дворец пионеров на Воробьевых горах, является одним из ярких примеров второго этапа, наступившего после Великой Отечественной войны, наследовавших приемы конструктивизма и несущих цивилизационные признаки советской эпохи в России. Проведен сравнительный композиционный анализ его архитектурно-ландшафтной композиции в прошлом и настоящем. Выделены приемы, посредством которых Дворец пионеров на Воробьевых горах обладал качеством ансамбля. Ключевые слова: архитектура, ландшафт, ансамбль, модернизм, советский период, приемы композиции
Ссылка для цитирования: Дормидонтова В.В., Кузнецова К.И. Архитектурно-ландшафтный ансамбль Дворца пионеров на Воробьевых горах. История и современность // Лесной вестник / Forestry Bulletin, 2020. Т. 24. № 5. С. 12-19. DOI: 10.18698/2542-1468-2020-5-12-19
ВХХ-ХХ1 вв. отмечено появление за рубежом абсолютно новых по принципам пространственного построения объектов ландшафтной архитектуры [1-3]. Эти объекты исследователи относят к минимализму или хай-теку — направлениям, проявившимся в ландшафтной архитектуре в конце XX в. [4-8]. Однако авторы таких известных объектов, как Парк Ла-Виллетт в Париже (Б. Чуми) [9], Мемориальный парк, посвященный трагедии 11 сентября в Нью-Йорке, Потсдамская площадь в Берлине (П. Уокер), «Урбанистические холмики» в Миннеаполисе и «Сплетенный сад» в Бостоне (М. Шварц) [10] считают, что истоки их стилистических приемов лежат в советском конструктивизме. Десятилетие, заключенное между 1920-1930 гг., оставило яркие образцы архитектуры конструктивизма. Хотя материальные, технические и технологические условия для реализации всего задуманного тогда советскими архитекторами сложились только во второй половине XX в. за рубежом, обеспечив широкие возможности для нового формообразования.
В ландшафтной архитектуре конструктивизм не выделен, хотя это время характеризовалось появлением типологически нового объекта ландшафтной архитектуры — парка культуры и отдыха и массовым строительством скверов. Дыхание времени неизбежно накладывало отпечаток на работы первого поколения советских ландшафтных архитекторов Л.А. Ильина, М.П. Коржева, В.И. Долганова, М.И. Прохоровой [11, 12]. Их
проекты отличались функциональностью и лаконичностью, динамикой, асимметрией и масштабностью. Историчны и новационны композиции курортных и санаторных парков Л.С. Залесской, НА. Папкова, П.П. Еськова.
В послевоенное время начался следующий этап развития отечественной ландшафтной архитектуры. Восстанавливаемые и новые города обогащались системами озелененных пространств. Развивалась типология объектов ландшафтной архитектуры.
Социальные изменения начала XX в. уничтожили большое количество усадебных парков рубежа XIX-XX вв. Перепрофилирование архитектурных сооружений влекло за собой реконструкцию парков. В результате в центральной части России почти не осталось памятников садово-паркового искусства в стиле модерн. Отрицание ценностей Советского Союза также нанесло удар по ландшафтной архитектуре, изменив типологию сооружений и обесценив его наследие. Опять сносятся и разрушаются памятники, при этом деградируют «осиротевшие» озелененные территории, сравнительно недавно составлявшие с ними ансамбль, а теперь как будто предвидящие свою участь. Между тем каждый исторический этап страны ценен так же, как и каждый прожитый человеком день. Архитектурно-ландшафтное наследие Советского Союза является составной частью историко-культурного достояния России, и во многом определяет мировую материальную культуру сегодня.
Цивилизационные признаки несут в себе сады Древней Греции и Древнего Рима. Сады раннего Возрождения лучше всех других видов искусства рассказывают о мировосприятии эпохи. Сады и архитектура во все времена являются материальными свидетельствами и красноречивыми свидетелями эпохи. Может, поэтому их и разрушают?
Одним из замечательных объектов второй половины XX в., несущих цивилизационные признаки советской эпохи России, является Дворец пионеров на Воробьевых горах, продолживший и развивший идеи конструктивизма.
Цель работы
Цель работы — выявление характерных приемов композиции архитектурно-ландшафтного ансамбля Дворца пионеров на Воробьевых горах.
Материалы и методы
Практическая часть исследования включала натурное обследование объекта, в течение которого были проведены анализ градостроительной ситуации, ландшафтно-визуальный анализ. Проведена оценка степени сохранности архитектурно-ландшафтной композиции и отдельно ее элементов: мощения, малых форм и древес-но-кустарниковой растительности. Выполнена фотофиксация. Теоретическая часть включала изучение архивных, историко-архитектурных источников и документов, а также камеральную обработку кроков, эскизов, графоаналитических и фотографических материалов, на основе которых был проведен анализ планировочной и объемно-пространственной архитектурно-ландшафтной композиции ансамбля Дворца пионеров на Воробьевых горах.
Результаты и обсуждение
Московский Дворец пионеров на Воробьевых горах (далее Дворец пионеров) находится в Гагаринском районе Юго-Западного административного округа г. Москвы по адресу: ул Косыгина, д. 17. На севере от объекта расположен природный заказник «Воробьевы Горы», объект и заказник разделены ул. Косыгина, на юге ул. Ану-чина и Университетский проспект ограничивают зону жилой застройки, на юго-западе — Парк им. 40-летия ВЛКСМ [13, 14].
История Дворца пионеров началась в 1936 г., когда в пер. Стопани (ныне — пер. Огородная слобода) был открыт Московский городской дом пионеров и октябрят (рис. 1, а, б) [15].
Уже через год после открытия в МГДПиО функционировали 173 кружка и секции, которые посещали около 3500 детей и подростков. Одного здания не хватало для такого большого количества обучающихся, поэтому Городской дом пио-
б
Рис. 1. Здание Московского городского Дома пионеров и октябрят в переулке Стопани [16]: а — фото конца 1930-х гг., автор Цукнер; б — фото 1954 г Fig. 1. The building of the Moscow City House of Pioneers and Octobrists in Stopani Lane [16]: а — photo of the late 1930s, author Zuckner; б — photo from 1954
Рис. 2. Территория Дворца пионеров [13] Fig. 2. The territory of the Pioneer Palace [13]
а
Рис. 3. Расположение Дворца пионеров относительно рельефа Fig. 3. Location of the Pioneer Palace across the relief
а б
Рис. 4. Территория Дворца пионеров: а — генеральный план площади парадов и двориков;
б — территория Дворца пионеров (вид со спутника, 2019) Fig. 4. Territory of the Pioneer Palace: а — general plan of the area of parades and courtyards; б — the territory of the Pioneer Palace (satellite view, 2019)
Рис. 5. Здание московского городского Дворца пионеров и школьников на Воробьевском шоссе.
Съемка 1970 г. Автор Ю. Артамонов. Главархив Москвы Fig. 5. The building of the Moscow City Pioneer and Schoolchildren Palace on Vorobyovskoye Motorway in 1970. Author Y. Artamonov. Main Archive
неров занял соседнее здание (дом N° 5), предназначив его для студий технического творчества (авиамодельной и деревообрабатывающей мастерских, лаборатории железнодорожного и водного транспорта, связи, фотолаборатории и др.) [17].
В военные годы здесь действовали швейные, столярные, слесарные и электротехнические кружки для помощи фронту. А в послевоенные годы, начиная с 1946 г., здесь обучалось более 3000 школьников. В конце 1950-х гг. был подан запрос на строительство нового Городского дома пионеров.
Разработка проекта Дворца пионеров началась в 1958 г. Авторский коллектив включал в себя архитекторов В.С. Егерева, В.С. Кубасова, Ф.А. Новикова, Б.В. Палуя, И.А. Покровского, М.Н. Хажакяна, инженера-конструктора Ю.И. Ионова, художников Е.М. Аблина, А.А. Губарева, И.И. Лаврова-Дервиза, Г.Г. Дервиза, И.В. Пчельникова, И.И. Дробышева, А.В. Васнецова, В.Б. Эльконина, скульпторов А.В. Александрова, Ю.В. Александрова, Т.М. Соколова [14]. «Строительство комплекса стало событием в архитектурной жизни СССР: в одном протяженном здании были объединены несколько концертных и театральных залов, бассейны, зимний сад, обсерватория и пространства для выставок. Конкурс выиграли молодые и неизвестные архитекторы под руководством Игоря Александровича Покровского (будущего автора застройки Зеленограда) — всем в команде из семи человек не было и 35 лет. Проект стал их путевкой в жизнь: когда в 1967 году была учреждена Государственная премия РСФСР в области архитектуры, первыми ее получили именно создатели Дворца пионеров» [18].
Архитекторы решили освободиться от регулярной планировки парка, использовали принцип свободного размещения зданий. Дворец пионеров — сооружение, расположенное в центре зеленого массива, не имеющее связи с городской застройкой (рис. 2). В первую очередь учитывались природные особенности территории — рельеф с перепадами высот до 25.. .30 м. Проектирование предусматривало сохранение ценных древесных пород. Сразу же были ограждены забором белая акация, грецкий орех, каштан, дубовые рощи, что усложняло работу по строительству здания.
Московский «Дворец пионеров и школьников им. 40-летия Всесоюзной пионерской организации» представляет собой комплекс зданий и сооружений с парковой территорией площадью 54 га, созданный в 1962 г., и является памятником градостроительства и архитектуры.
Главное здание Дворца пионеров находится на самых высоких отметках (рис. 3). Рельеф террасирован и обработан низкими подпорными стенками, облицованными известняком. Дорожки и площадки покрыты бетоном с фактурной поверхностью.
Здание Дворца пионеров — это синтез архитектуры и декоративно-монументального искусства. Цельность архитектурной формы выявляется огромными декоративными панно из цветного кирпича. Членения фасадов продолжаются членениями парадной площади перед Дворцом для проведения пионерских линеек. Парадная площадь разбита на квадраты газонов (8^8 м), на эту сетку легли широкие бетонные дорожки, проложенные в направлении основных
потоков посетителей (рис. 4 а, б, рис. 5) [19, 20]. Один и тот же материал сооружения и мощения — бетон выполняет две функции — несущую и декоративную.
Как писал Ф. Новиков: «Дворец служил витриной советской архитектуры 60-х» [21], на него были направлены все виды из парка. Генеральный план
Рис. 6. Панно «Небо» Fig. 6. Panel picture «Sky»
Рис. 7. Панно «Земля» Fig. 7. Panel picture «Earth»
Рис. 8. Панно «Вода» Fig. 8. Panel picture «Water»
б
Рис. 9. Парковый фасад Дворца пионеров: а — фото начала
1960-х гг. ; б — фото с той же точки в 2019 г. Fig. 9. Park facade of the Pioneer Palace: а — photo of the early 1960s; б — photo from the same point in 2019
и историческая справка свидетельствуют, о том, что здание было гармонично вписано в окружающий ландшафт, оно отлично сочеталось с природными компонентами, причем буквально. Парковый фасад Дворца украшают панно «Небо» (рис. 6), «Земля» (рис. 7) и «Вода» (рис. 8).
В настоящее время увидеть эти произведения искусства сложнее из-за разросшихся деревьев (рис. 9, а, б). На сегодняшний день Дворец пионеров «утонул» в собственном зеленом массиве из насаждений, поэтому его парковый фасад уже не имеет запроектированного авторами значения. Исторические виды, панорамы утрачены.
Между корпусами Дворца пионеров распложены дворики для тихого отдыха, обращенные к солнцу. Асимметричные архитектурно-ландшафтные композиции сформированы такими древесными растениями, как ель голубая, каштан конский, клен остролистный, лиственница, тополь пирамидальный. Основной состав кустарниковых растений представлен бересклетом, жимолостью и сиренью.
Дворик пионерского театра (рис. 10, а, б) изначально был озелененной территорией с проложенной дорожно-тропиночной сетью, водоемом, тремя древесно-кустарниковыми группами и одним солитером. Сейчас водоем засыпан землей, где произрастают сорняки (см. рис. 10, в); исторические посадки сохранились, но требуют ухода; большое количество молодых деревьев нарушают объемно-пространственную структуру паркового фасада Дворца; асфальтированное покрытие пребывает в неблагоприятном состоянии.
Тем не менее авторы статьи вполне разделяют мнение Ю. Болотова: «Про Дворец пионеров можно сказать ровно одну вещь: это лучшее место в Москве... Асимметричная площадь косо рассечена регулярной сеткой асфальтовых дорожек. С одной стороны — пятидесятиметровый флагшток из нержавеющей стали. С другой — легкое вытянутое здание с куполом обсерватории и козырьком на исчезающих колоннах. По центру — словно стекляшка типового советского кинотеатра. На фасадах модернистские панно, и все очень буквально: пионеры, костры, трубы, Ленин — куда без него. За соединенными в один комплекс зданиями растут ясени и орехи. Тихо, нет машин, по дорожкам гуляют школьники, — даже поздней осенью. (2019 г.) здесь царят наполненные надеждой 1960-е» [18].
Выводы
Объемно-пространственная композиция архитектурно-ландшафтного ансамбля Дворца пионеров спроектирована по принципу свободного и динамического построения, использовалось противопоставление горизонтальных и верти-
кальных элементов, прямых плоскостей и криволинейных поверхностей. Деревья и кустарники на территории Дворца пионеров имели большое значение. Дворец вписывался в окружающую природу, здание и насаждения неразрывно были связаны между собой как планировочно, так и пространственно. Все посадки изначально планировались так, чтобы архитектурное сооружение казалось «легким». Древесно-кустарниковые группы дополняли объемно-пространственную композицию зданий. Дворец «вырастал» из природного ландшафта, являясь его продолжением, а окружающие насаждения и открытые пространства дополняли композицию Дворца. Цельность архитектурно-ландшафтного ансамбля достигалась масштабностью композиции человеку и пространству, пропорциональностью и соподчи-ненностью природных форм архитектуре.
Список литературы
[1] Дормидонтова В.В. Характеристика современного этапа развития садово-паркового искусства // Architecture and Modern Information Technologies, 2011. № 4 (17). URL: https://marhi.ru/AMIT/2011/ 4kvart11 / dormidontova/dormidontova.pdf (дата обращения 14.08.2019).
[2] Дормидонтова В.В. Минимализм в садово-парковом искусстве // Архитектон: Известия вузов, 2012. № 38. URL: http://archvuz.ru/2012_2/17 (дата обращения 14.08.2019).
[3] Дормидонтова В.В. Этапы формирования сада XXI века // Архитектон: Известия вузов, 2012. № 37. URL: http://archvuz.ru/2012_1/19 (дата обращения 14.08.2019).
[4] Bradley-Hole C. The Minimalist Garden. London: Mitchell Beazley, 1999, 208 p.
[5] Meyer J. Minimalism: art and polemics in the sixties. Yale University Press, 2004, 340 p.
[6] Wilson A. Influential Gardeners. London: Mitchell Beazley, 2002, 192 p.
[7] Jarrasse D. Grammaire Des Jardins Parisiens. Paris: Parigramme, 2007, 271 p.
[8] Baumeister N. New Landscape architecture. Berlin: Braun, 2007, 352 p.
[9] Tschumi B. Cinegramme Folie: Le Parc de la Villette. Princeton, NJ: Princeton Archi-tectural Press, 1988, 64 p.
[10] Дормидонтова В.В. Концептуальные сады Марты Шварц // Вестник БГТУ им. Шухова, 2012. № 2. С. 34.
[11] Дормидонтова В.В. Конструктивизм и ландшафтная архитектура конца XIX - начала XX вв. // Вестник ландшафтной архитектуры, 2016. Вып. 8. С. 27-34.
[12] Дормидонтова В.В., Белкин А.Н. Новое или «нехорошо» забытое старое в ландшафтной архитектуре XX и начала XXI века // Лесной вестник - Forestry Bulletin, 2019. Т. 23. № 3. С. 37-43.
[13] Расположение Дворца пионеров на карте Москвы. URL: https://yandex.ru/maps/213/moscow/ (дата обращения 14.08.2019).
[14] Памятник градостроительства и архитектуры. URL: https://tools.wmflabs.org/ru_monuments/wikivoyage/ php?id=7733837000 (дата обращения 14.08.2019).
[15] История организации. URL: https://vg.mskobr.ru/ info_edu /history/ (дата обращения 15.08.2019).
в
Рис. 10. Дворик пионерского театра: а — фрагмент генерального плана; б—вид дворика пионерского театра, 1960-е гг.; в — современное состояние Fig. 10. Pioneer theater courtyard: а — fragment of the general plan; б — view of the courtyard of the pioneer theater, 1960s; в — current state
[16] Фото здания Московского городского Дома пионеров и октябрят в переулке Стопани. URL: https://na-stopani. mskobr.ru/mass_media/mass_media_article/ vechnaya_molodost_stranicy istorii_dvorca_pionerov/ (дата обращения 15.08.2019).
[17] Расширение Московского дворца пионеров. URL: https://www.mos.ru/news /item /18650073/ (дата обращения 16.08.2019).
[18] Юрий Болотов — о том, почему Дворец пионеров — лучшее место Москвы. URL: https://www.the-village.ru/ village/city/modern-architecture/ 169531-dvorets-pionerov-na-vorobievyh (дата обращения 28.09.2019).
[19] Егерев В., Кубасов В. Московский дворец пионеров / Под ред. И.В. Киартано. М.: Московская типография № 23, 1963. 113 с.
[20] Дворец пионеров на Воробьевых горах. URL: https:// www.google.ru/maps/search/воробьевы+горы/ (дата обращения 16.08.2019).
[21] Новиков Ф. История с двумя предысториями. О проектировании Московского дворца пионеров // Проект Байкал, 2016. Т. 13. № 50. С. 145-151. URL: https:// elibrary.ru/ ip_restricted.asp?rpage=https%/ 3A%2F%2Felibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fid%3/ D29159720 (дата обращения 16.08.2019).
Сведения об авторах
Дормидонтова Виктория Владиславовна — канд. архитектуры, член Союза архитекторов РФ, профессор кафедры ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), [email protected]
Кузнецова Карина Игоревна — магистрант 2-го курса МФ МГТУ им. Н.Э. Баумана, [email protected]
Поступила в редакцию 15.06.2020.
Принята к публикации 02.07.2020.
ARCHITECTURAL LANDSCAPE ENSEMBLE OF PIONEER PALACE ON VOROBYOVY GORY. HISTORY AND MODERNITY
V.V. Dormidontova, K.I. Kuznetsova
BMSTU (Mytishchi branch), 1, 1st Institutskaya st., 141005, Mytishchi, Moscow reg., Russia [email protected]
This article deals with the problem of the significance of the Soviet period in the development of landscape architecture in our country and abroad. The object of research is the architectural and landscape ensemble of the Palace of pioneers on the Vorobyovy gory. To determine the origins and compositional value of this object, the stages in the development of Soviet landscape architecture are traced. The first stage is characterized — the period of constructivism in 1920-1930, which formed typologically new objects of landscape architecture — parks of culture and recreation, and had a decisive influence on the development of modernism throughout the world. The study of the works of Soviet landscape architects L.A. Ilyin, M.P. Korzhev, V.I. Dolganov, and M.I. Prokhorova revealed the techniques of architectural and landscape organization of objects of this period: functionality, conciseness, dynamics, asymmetry and scale. It is shown that the Palace of pioneers on the Vorob'ovy gory is one of the striking examples of the second stage, which came after the great Patriotic war, inheriting the techniques of constructivism and bearing the civilizational signs of the Soviet era in Russia. A comparative compositional analysis of its architectural and landscape composition in the past and present is carried out. The techniques by which the Palace of pioneers on the Vorobyovy gory had the quality of an ensemble are highlighted. Keywords: architecture, landscape, ensemble, modernism, Soviet period, composition techniques
Suggested citation: Dormidontova V.V., Kuznetsova K.I. Arkhitekturno-landshaftnyy ansambl' Dvortsa pionerov na Vorob'evykh gorakh. Istoriya i sovremennost' [Architectural landscape ensemble of Pioneer palace on Vorobyovy gory. History and modernity]. Lesnoy vestnik / Forestry Bulletin, 2020, vol. 24, no. 5, pp. 12-19. DOI: 10.18698/2542-1468-2020-5-12-19
References
[1] Dormidontova V.V. Kharakteristika sovremennogo etapa razvitiya sadovo-parkovogo iskusstva [Description of the modern stage of the development of landscape gardening art]. Architecture and Modern Information Technologies [Architecture and Modern Information Technologies], 2011, no. 4 (17). Available at: https://marhi.ru/AMIT/2011/ 4kvart11 /dormidontova/ dormidontova.pdf (accessed 14.08.2019).
[2] Dormidontova V.V. Minimalizm v sadovo-parkovom iskusstve [Minimalism in landscape gardening art]. Arkhitekton: Izvestiya vuzov [Architecton: University News], 2012, no. 38. Available at: http://archvuz.ru/2012_2/17 (accessed 14.08.2019).
[3] Dormidontova V.V. Etapy formirovaniya sada XXI veka [Stages of the formation of the garden of the XXI century]. Arkhitekton: Izvestiya vuzov [Architecton: News of universities], 2012, no. 37. Available at: http://archvuz.ru/2012_1/19 (accessed 14.08.2019).
[4] Bradley-Hole C. The Minimalist Garden. London: Mitchell Beazley, 1999, 208 p.
[5] Meyer J. Minimalism: art and polemics in the sixties. Yale University Press, 2004, 340 p.
[6] Wilson A. Influential Gardeners. London: Mitchell Beazley, 2002, 192 p.
[7] Jarrasse D. Grammaire Des Jardins Parisiens. Paris: Parigramme, 2007, 271 p.
[8] Baumeister N. New Landscape architecture. Berlin: Braun, 2007, 352 p.
[9] Tschumi B. Cinegramme Folie: Le Parc de la Villette. Princeton, NJ: Princeton Architectural Press, 1988, 64 p.
[10] Dormidontova V.V. Kontseptual'nye sady Marty Shvarts [The conceptual gardens of Martha Schwartz]. Vestnik BGTU im. Shukhova [Bulletin of BSTU named after Shukhov], 2012, no. 2, p. 34.
[11] Dormidontova V.V. Konstruktivizm i landshaftnaya arkhitektura kontsa XIX- nachala XX vv. [Constructivism and landscape architecture of the late XIX - early XX centuries]. Vestnik landshaftnoy arkhitektury [Bulletin of landscape architecture], 2016, v. 8, pp. 27-34.
[12] Dormidontova V.V., Belkin A.N. Novoe ili nekhorosho zabytoe staroe v landshaftnoy arkhitektureXXi nachalaXXIveka [The new or wrong forgotten original in landscape architecture of XX and the beginning of XXI century]. Lesnoy vestnik / Forestry Bulletin, 2019, vol. 23, no. 3, pp. 37-43. DOI: 10.18698/2542-1468-2019-3-37-43
[13] Raspolozhenie Dvortsapionerov na karte Moskvy [Location of the Palace of Pioneers on the map of Moscow]. Available at: https://yandex.ru/maps/213/moscow/ (accessed 14.08.2019).
[14] Pamyatnik gradostroitel'stva i arkhitektury [Monument of urban planning and architecture]. Available at: https://tools. wmflabs.org/ru_monuments/wikivoyage.php?id=7733837000 (accessed 14.08.2019).
[15] Istoriya organizatsii [History of the organization]. Available at: https://vg.mskobr.ru/info_edu / history / (accessed 15.08.2019).
[16] Foto zdaniya Moskovskogo gorodskogo Domapionerov i oktyabryat vpereulke Stopani [Photo of the building of the Moscow City House of Pioneers and October in Stopani Lane]. Available at: https://na-stopani.mskobr.ru/mass_media/ mass_media_article / vechnaya_molodost_stranicy istorii_dvorca_pionerov / (accessed 15.08.2019).
[17] Rasshirenie Moskovskogo dvortsa pionerov [Expansion of the Moscow Palace of Pioneers]. Available at: https://www.mos.ru/ news / item / 18650073 / (accessed 16.08.2019).
[18] Yuriy Bolotov — o tom, pochemu Dvorets pionerov — luchshee mesto Moskvy [Yuri Bolotov — about why the Palace of Pioneers is the best place in Moscow]. Available at: https://www.the-village.ru/village/city/modern-architecture/ 169531-dvorets-pionerov-na-vorobievyh (accessed 09.09.2019).
[19] Egerev V., Kubasov V. Moskovskiy dvorets pionerov [Moscow Palace of Pioneers]. Ed. I.V. Kiartano. Moscow: Moscow Printing House No. 23, 1963, 113 p.
[20] Dvorets pionerov na Vorob'evykh gorakh [The Palace of Pioneers on the Sparrow Hills]. Available at: https:// www.google.com/maps/search/varobevy+gory/ (accessed 16.08.2019).
[21] Novikov F. Istoriya s dvumya predystoriyami. O proektirovanii Moskovskogo dvortsa pionerov [History with two backstories. On the design of the Moscow Palace of Pioneers]. Proekt Baykal [Project Baikal], 2016, v. 13, no. 50, pp. 145-151. Available at: https://elibrary.ru/ ip_restricted.asp? Rpage = https% 3 A% 2F% 2Felibrary% 2Eru% 2Fitem% 2Easp% 3Fid% 3D29159720 (accessed 16.08.2019).
Authors' information
Dormidontova Victoria Vladislavovna — Cand. Sci. (Architecture), Professor of the BMSTU (Mytishchi branch), Member of the Union of Architects of the Russian Federation, [email protected] Kuznetsova Karina Igorevna — 2-nd year Undergraduate Student of the BMSTU (Mytishchi branch), [email protected]
Received 15.06.2020. Accepted for publication 02.07.2020.