ISSN 2542-1468, Лесной вестник /Forestry Bulletin, 2019. Т. 23. № 3. С. 37-43. © МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2019
Новое или «нехорошо» забытое старое в ландшафтной архитектуре... Ландшафтная архитектура
УДК 712 DOI: 10.18698/2542-1468-2019-3-37-43
НОВОЕ ИЛИ «НЕХОРОШО» ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ В ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЕ XX И НАЧАЛА XXI ВЕКА
B.В. Дормидонтова1, А.Н. Белкин2
1МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), 141005, Московская обл., г. Мытищи, ул. 1-я Институтская, д. 1 2ФГБОУ ВО «Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26
v.dormidontova@mail.ru
Рассматриваются истоки современной ландшафтной архитектуры. Приводятся высказывания признанных мастеров советской архитектуры, утверждающие формирование нового стиля в 20-30-е годы в Советском Союзе. Этот стиль проявился в типологии и форме архитектурных сооружений, в живописи, музыке, поэзии, театральном искусстве. В советской ландшафтной архитектуре содержание нового стиля, определяемое социалистической идеей универсального развития личности и коллективной ответственности за благополучие каждого, выразилось в развитии функционализма массовых объектов озеленения — скверов, бульваров, в формировании систем зеленых пространств населенных пунктов, а также в появлении и широком внедрении нового типа общественного сада — многофункционального парка культуры и отдыха. Программным объектом и памятником этого периода стал парк Горького, в создании которого принимали участие К. Мельников, А. Власов, Эль Лисицкий. К 1970-м годам в озеленении населенных пунктов в Советском Союзе была достигнута высокая культура. Объекты озеленения отличались высокой функциональностью и художественной выразительностью. Приведенный иллюстративный ряд, сопоставляющий отечественные проекты начала XX в. и зарубежные сооружения конца XX в., показывает, что архитектура и ландшафтная архитектура стилей минимализма и хай-тек впитали и развили идеи и композиционные приемы, выработанные советскими архитекторами — конструктивистами.
Ключевые слова: конструктивизм, система, зеленые пространства, современный стиль, ландшафтная архитектура
Ссылка для цитирования: Дормидонтова В.В., Белкин А.Н. Новое или «нехорошо» забытое старое в ландшафтной архитектуре XX и начала XXI века // Лесной вестник / Forestry Bulletin, 2019. Т. 23. № 3.
C. 37-43. DOI: 10.18698/2542-1468-2019-3-37-43
Неоспоримо и признано значение российских художников К. Малевича, В. Кандинского, Л. Лисицкого в развитии современного мирового искусства. Также сильнейший и многое определяющий импульс мировой архитектуре и градостроительству был дан советскими архитекторами в 20-30-е гг. XX в.
«В эти знаменательные для нас, русских, годы нас захватила сильнейшая жажда строить новое счастье для людей ... Мечты взрослых слились с детскими, и опьяняющая фантазия овладела душой художника», К.С. Мельников, 1960-е гг. [1].
«Пытаясь освободиться от традиционных архитектурных образов, стремясь к их полному преодолению, мы искали острого динамичного выражения современности, пронизанного духом борьбы . в основном в ряде эскизов мы отталкивались от кубизма, который привлекал нас динамикой, простотой геометрических форм, их неожиданными сопоставлениями и контрастами», В.Ф. Кринский, 1967 г. [1].
«Новую эстетику механизованной жизни предложил конструктивизм. Конструктивизм, или функциональный метод, рожден нашей эпохой — эпохой дважды конструктивной: на базе социальной революции, выдвинувшей нового потребителя и кристаллизующей новые хозяйственные
и общественные взаимоотношения, и на базе небывалого роста техники, непрерывных технических завоеваний, создающих исключительные возможности строительства новой жизни», М.Я. Гинзбург, 1924 г. [1].
«Свободный от всяких штампов прошлого . новый зодчий» создавал новые планы и новые пространственные решения. Большей частью асимметричные, свободные, основанные на функциональной группировке составных элементов и выявлении «развертывающейся в них динамической жизни», М.Я. Гинзбург, 1926 г. [1].
Цель работы
В статье рассматриваются значимые произведения современной ландшафтной архитектуры с целью выявления истоков стилеобразующих идей и композиционных приемов.
Материалы и методы
Объектами сопоставления и композиционного анализа явились, с одной стороны, произведения советских архитекторов и художников 20-х — начала 30-х гг. XX в., с другой стороны, произведения мастеров современной ландшафтной архитектуры, относящиеся к стилистическим направлениям минимализма и хай-тек.
Рис. 1. План ЦПКиО Горького Fig. 1. Plan of the Gorky Park
б
Рис. 2. Парк Ла-Виллет: а — план; б — павильон и панорамный кинотеатр Fig. 2. Pare La Villette: а — plan; б — pavilion folie and panorama cinema
Результаты и обсуждение
Содержание нового стиля, определяемое социалистической идеей универсального развития личности и коллективной ответственности за благополучие каждого, выразилось в Советской России в развитии функционализма массовых объектов озеленения — скверов, бульваров, в формировании систем зеленых пространств населенных пунктов (архитекторы М. Коржев, М. Прохорова, А. Розенберг, Л. Ильин, А. Власов) [2-5], а также в появлении и широком внедрении нового типа общественного сада — многофункционального парка культуры и отдыха (например, ЦПКиО Горького, архитекторы А. Власов, К. Мельников, Эль Лисицкий) (рис. 1).
«Необычайно велико было противоречие между желаемым и возможным», М.Г. Бархин, 1981 г. [2]. Последствия войн, недостаток необходимых материалов, неразвитость технологий затрудняли строительство. «И поэтому новая архитектура ограничивалась (вынужденно ограничивалась) только проектами, «идеями»» [2].
Новый стиль уже возник, однако для его воплощения недостаточно было реальных построек. «Если бы реализовать все задуманное тогда ... мы обездолили бы искусством несколько поколений. Стихийная сила Судьбы ставила каждого из нас на подобающее ему место, и История должна честно это помнить», К.С. Мельников, 1960-е гг. [1].
«Реализовать все задуманное тогда» стало возможным во второй половине XX в., когда созрели материальные, технические и технологические условия.
К 70-м гг. XX в. в озеленении населенных пунктов в Советском Союзе была достигнута высокая культура [3-12]. Объекты озеленения отличались высокой функциональностью и художественной выразительностью. Уровень озеленения городов согласно укрупненным показателям составлял 40-50 % от площади территории города, что близко мировоззрению экоцентризма.
а
б
Рис. 3. Выставочные павильоны Творческие приемы в работах К. Мельникова, 1923-1925 гг., (а, б); выставочный павильон
Б. Чуми, 1988-1992 гг., (в) Fig. 3. Exhibition pavilions of K. Melnikov, 1923-1925, (а, б); B. Tschumi, 1988-1992, (в)
а
в
Рис. 4. Сопоставление отечественных проектов начала XX в. и зарубежных сооружений конца XX — начала XXI века: а — Архитектурные фантазии, Я. Чернихов, 1930 г. и б — современная архитектура Парижа; в — проект института им. В.И. Ленина, И. Леонидов, 1927 г. и г—композиционный центр сада Атлантик в Париже, 1994 г.; д — эскиз сквера на шоссе Энтузиастов, Ю.С. Гриневицкий, 1930-е гг. и е — эскиз сада Атлантик в Париже, М. Пена, Ф. Брун, 1994 г.
Fig. 4. Domestic projects comparison of the beginning of XX century and foreign constructions of the end of the 20th — the beginning of the 21st century: a — Architectural fantasies, J. Chernikhov, 1930 and б—modern architecture of Paris; в—the project of the Lenin Institute, I. Leonidov, 1927 and г — the compositional center of the Atlantic garden in Paris, 1994; д — sketch of a public garden on Entuziastov Motorway, Yu.S. Grinevitsky, 1930s and е — sketch of the Jardin Atlantique in Paris, M. Pena, F. Brun, 1994
Рис. 5. Сопоставление отечественных композиций начала XX в. и зарубежных композиций конца XX — начала XXI века: а — Клином красным бей белых! Л. Лисицкий, 1920 г.; б — Sony-центр, Берлин, П. Уокер, 1990-е гг.; в — сквер на Элизенштрассе, Мюнхен, 1990-е гг.; г — Динамическое построение, Л. Попова, 1919 г.; д — сад Жоан Миро, Л. Грюниг-Трибель, 1989 г., Париж Fig. 5. Comparison of domestic arrangements of the beginning of the XX century and foreign compositions of the end of the XX — the beginning of the XXI century: a — By red V formation beat the whites! L. Lissitzky, 1920; б — Sony Center, Berlin, P. Walker, 1990s; в — square on Elizenshtrasse, Munich, 1990s; г — Dynamic construction, L. Popova, 1919; д — garden Joan Miro, L. Grunig-Triebel, 1989, Paris
В то время, как в наших ПКиО выросло несколько поколений, в Европе первый многофункциональный парк Ла-Виллет был построен в Париже в результате международного конкурса только в 1988 г. Архитектор Б. Чуми писал, что работая над проектом, он приезжал в Советский Союз и изучал архитектуру К. Мельникова и парки культуры и отдыха. Ла-Виллет был объявлен первым образцом стиля хай-тек и моделью парка XXI века [13, 14].
В основе планировочной композиции парка участвуют простые геометрические формы, легкие линейные элементы: квадрат, круг, треугольник, прямая, точка. Остроту вносит контраст между жесткой геометричностью форм и извилистой линией прогулочной трассы (рис. 2, а).
Эти простые геометрические формы также организуют пространственную композицию: огромная сфера панорамного кинотеатра, музей науки и техники, а также павильоны контрастного красного цвета, напоминающие выставочные павильоны К. Мельникова (рис. 2, б). Очевидно, что хорошо были усвоены творческие приемы
К.С. Мельникова, о которых он писал: «Лучшими моими инструментами были симметрия вне симметрии, беспредельная упругость диагонали, полноценная худоба треугольника и невесомая тяжесть консоли» [1] (рис. 3, а, б).
Сопоставление следующих композиций подтверждает высказывание М. Бархина: «Художники . создававшие прообразы будущего — «ар-хитектоны» и супрематические макеты «слепой архитектуры», показали путь к «чистой» объемно-пространственной композиции в архитектуре» [2, 15-20] (рис. 4, 5).
Возможно, и композиция парка Андре Ситроена (Ж. Клеман, А. Прово, П. Берже, 1992 г.) навеяна работой К. Малевича «Смягченная конструкция» (рис. 6). Центральный прямоугольник стал зеленым партером. Квадратная сетка (слева у Малевича) превратилась в тематические сады (справа на плане) — Голубой, Зеленый, Оранжевый, Красный, Серебряный, Сад движения, Сад метаморфоз. И, наконец, все пространство пересекает и связывает диагональ — парковая дорожка.
Рис. 6. Сопоставление работы К. Малевича «Смягченная конструкция» (а) и композиции плана Андре Ситроена (б); вид парка (в)
Fig. 6. Comparison of the work of K. Malevich «Softened construction» (a) and plan of André Citroen park (б); view of the park (в)
Выводы
Список литературы
О метаморфозах формирования и истоках нового стиля К. Мельников в 1964 г. написал следующее: «Сорок лет мы терзали себя и архитекторов мира 20-ми годами. Несомненно, те годы знамениты тем, что наша страна несла в себе Великую тайну. Ничто бы нам не мешало самодержавно нести заслуженный в Архитектуре приоритет, если бы мы сами себя не прятали от созданных нами же Светлых лучей Архитектуры» [1].
Приведенный иллюстративный ряд, сопоставляющий отечественные проекты начала XX в. и зарубежные сооружения конца XX — начала XXI века, показывает, что современная ландшафтная архитектура стилистических направлений минимализма и хай-тек впитали и развили идеи и композиционные приемы, выработанные советскими архитекторами-конструктивистами и рационалистами, а также художниками-авангардистами в начале XX века.
[1] Мастера советской архитектуры об архитектуре / под ред. М.Г. Бархина. М.:_Искусство, 1975. Т. 1. 541 с.
[2] Бархин М.Г. Метод работы зодчего. М.: Стройиздат, 1981. 216 с.
[3] Прохорова М.И. Городской сквер. М.: Государственное архитектурное издательство, 1946. 60 с.
[4] Залесская Л.С., Микулина Е.М. Ландшафтная архитектура. М.: Стройиздат, 1979. 240 с.
[5] Теодоронский В.С., Горбатова В.И., Горбатов В.И. Озеленение населенных мест с основами градостроительства. М.: Академия, 2011. 128 с.
[6] Григорян А.Г. Ландшафт современного города. М.: Стройиздат, 1986. 136 с.
[7] Белкин А.Н. Городской ландшафт. М.: Высшая школа, 1987. 111 с.
[8] Белкин А.Н. Перспективное направление развития градостроительной культуры в России // Вестник МГУЛ - Лесной вестник, 2015. № 5. Т. 19. С. 17-22.
[9] Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей. М.: Архитектура-С, 2004. 208 с.
[10] Дормидонтова В.В. Этапы формирования сада XXI века // Архитектон: известия вузов. 2012. № 1 (37). URL: http//archvuz/ru/2012_1/19 (дата обращения 12.12.2018).
б
а
в
[11] Дормидонтова В.В. Минимализм в садово-парковом искусстве // Архитектон: известия вузов. 2012. № 2 (38). URL: http//archvuz/ru/2012_2/17 (дата обращения 12.12.2018).
[12] Дормидонтова В.В. Взаимодействие архитектурных и природных форм в архитектурно-ландшафтной композиции // Вестник ландшафтной архитектуры. 2018. № 13. С. 18-24.
[13] Дормидонтова В.В. Конструктивизм и ландшафтная архитектура конца XX-XXI века // Вестник ландшафтной архитектуры. 2016. № 8. С. 27-34.
[14] Tschumi B. Cinegramme Folie: Le Parc de la Villette. Princeton, NJ: Princeton Architectural Press, 1988, 64 p.
[15] Helphand Kenneth I. Landscape as cinema // Landscape Architecture, 1988, no. 5, v. 78, pp. 30, 31.
[16] Jarrasse D. Grammaire Des Jardins Parisiens. Paris: Parigramme, 2007, 271 p.
[17] Bradley-Hole C. The Minimalist Garden. London: Mitchell Beazley, 1999, 207 p.
[18] Clemens M. A New Europe. Gift from the Sea // Landscape Architecture, 1995, no. 10, p. 60.
[19] Wilson A. Influential Gardeners. London: Mitchell Beazley, 2002, 192 p.
[20] Baumeister N. New Landscape architecture. Berlin: Braun, 2007, 352 p.
Сведения об авторах
Дормидонтова Виктория Владиславовна — канд. архитектуры, член Союза архитекторов РФ, профессор кафедры ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), v.dormidontova@mail.ru
Белкин Александр Николаевич — канд. архитектуры, член Союза архитекторов РФ, профессор кафедры архитектуры Московского государственного строительного университета, an.belkin@mail.ru
Поступила в редакцию 14.12.2018.
Принята к публикации 09.01.2019.
THE NEW OR WRONG FORGOTTEN ORIGINAL IN LANDSCAPE ARCHITECTURE OF XX AND THE BEGINNING OF XXI CENTURY
V.V. Dormidontova1, A.N. Belkin2
'BMSTU (Mytishchi branch), 1, 1st Institutskaya st., 141005, Mytishchi, Moscow reg., Russia 2Moscow State Building University (NIU MGSU), 26, Yaroslavl highway, 129337, Moscow, Russia
v.dormidontova@mail.ru
The contemporary landscape architecture style origins are examined in the article. The quotations of well-known masters of the Soviet architecture via different years, affirming the formation of a new style in 20-30-es in Soviet Union are placed. This style revealed in typology and form of the architecture, in the art of painting, music, poetry, theatre. In the Soviet landscape architecture the essence of a new style, determined by the socialist idea of universal development of each person and collective responsibility for wellbeing of everybody, expressed in creating in terms of Functionalism mass objects of green spaces — square gardens, boulevards, urban green spaces systems and appearance and spreading of a new type of public garden — multifunctional park of culture and leisure. The program object and a memory monument became the Gorky Park, created by K. Melnikov, A. Vlasov, L. Lisitski. Up to 70-es the high level in planting culture was achieved in the Soviet Union. Green spaces were characterized by functionality and esthetic expressiveness. Illustrative material is given to compare home projects of the beginning of the XX century, and foreign objects of the end of the XX century, shows that contemporary architecture and landscape architecture of Minimalism and High-Tech absorbed and developed ideas and compositional methods, worked out by the Soviet architects — constructivists.
Keywords: Constructivism, system, green spaces, contemporary style, landscape architecture
Suggested citation: Dormidontova V.V., Belkin A.N. Novoe ili nekhorosho zabytoe staroe v landshaftnoy arkhitekture XX i nachala XXI veka [The new or wrong forgotten original in landscape architecture of XX and the beginning of XXI century]. Lesnoy vestnik / Forestry Bulletin, 2019, vol. 23, no. 3, pp. 37-43. DOI: 10.18698/2542-1468-2019-3-37-43
References
[1] Masterasovetskoiarkhitekturyobarkhitekture [Masters of soviet architecture about architecture]. Ed. M.G. Barkhin. Moscow: Iskusstvo, 1975, v. 1, 541 p.
[2] Barkhin M.G. Metod raboty arkhitektora [The method of architect's work]. Moscow: Stroyizdat, 1981, 216 p.
[3] Prokhorova M.I. Gorodskoi skver [City square garden]. Moscow: Gosudarstvennoe arkhitekturnoe izdatel'stvo, 1946, 60 p.
[4] Zalesskaya L.S., Mikulina E.M. Landshaftnaya arkhitektura [Landscape Architecture]. Moscow: Stroyizdat, 1979, 240 p.
[5] Teodoronskii V.S., Gorbatova V.I., Gorbatov V.I. Ozelenenie naselyonnykh mest s osnovami gradostroitel'stva [Green spaces in living places with the beginnings of town planning]. Moscow: Akademiya, 2011, 128 p.
[6] Grigoryan A.G. Landshaft sovremennogo goroda [Landscape of a modern town]. Moscow: Stroyizdat, 1986, 136 p.
[7] Belkin A.N. Gorodskoi landshaft [Town Landscape]. Moscow: Vysshaya shkola, 1987, 111 p.
[8] Belkin A.N. Perspektivnoye napravlenie razvitiya gradostroitel'noi kul'tury v Rossii [The perspective direction of urban planning culture development in Russia]. Moscow state forest university bulletin - Lesnoy vestnik, 2015, no. 5, v. 19, pp. 17-22.
[9] Dormidontova V.V. Istoriya sadovo-parkovykh stilei [History of garden styles]. Moscow: Arkhitektura-S, 2004, 208 p.
[10] Dormidontova V.V. Etapy formirovaniya sadaXXIveka [The stages of a XXI century garden formation]. Architekton. Izves-tiya vuzov, 2012, no. 1 (37). Available at: http://archvuz.ru/2012_1/19 (acessed 12.12.2018).
[11] Dormidontova V.V. Minimalizm v sadovo-parkovom iskusstve [Minimalism in the art of gardenning]. Architekton. Izvestiya vuzov, 2012, no. 2 (38). Available at: http://archvuz.ru/2012_2/17 (acessed 12.12.2018).
[12] Dormidontova V.V. Vzaimodeystvie arkhitekturnykh iprirodnykhform v arkhitekturno-landshaftnoy kompozitsii [The interaction of architectural and natural forms in architectural landscape composition]. Vestnik landshaftnoy arkhitektury [Bulletin of landscape architecture], 2018, no. 13, pp. 18-24.
[13] Dormidontova V.V. Konstruktivizm I landshaftnaya arkhitektura kontsa XX—XXI veka [Constructivism and the landscape architecture of the end of the XX-XXI centuries]. Vestnik landshaftnoy arkhitektury [Bulletin of landscape architecture], 2016, no. 8, pp. 27-34.
[14] Tschumi B. Cinegramme Folie: Le Parc de la Villette. Princeton, NJ: Princeton Architectural Press, 1988, 64 p.
[15] Helphand Kenneth I. Landscape as cinema. Landscape Architecture, 1988, no. 5, v. 78, pp. 30, 31.
[16] Jarrasse D. Grammaire Des Jardins Parisiens. Paris: Parigramme, 2007, 271 p.
[17] Bradley-Hole C. The Minimalist Garden. London: Mitchell Beazley, 1999, 207 p.
[18] Clemens M. A New Europe. Gift from the Sea. Landscape Architecture, 1995, no. 10, p. 60.
[19] Wilson A. Influential Gardeners. London: Mitchell Beazley, 2002, 192 p.
[20] Baumeister N. New Landscape architecture. Berlin: Braun, 2007, 352 p.
Authors' information
Dormidontova Victoria Vladislavovna — Cand. Sci. (Architecture), member of the Union of Architects of Russian Federation, Professor of the BMSTU (Mytishchi branch), v.dormidontova@mail.ru
Belkin Aleksandr Nikolaevich — Cand. Sci. (Architecture), member of the Union of Architects of Russian Federation, Professor of the Moscow State University of Civil Engineering, an.belkin@mail.ru
Received 14.12.2018. Accepted for publication 09.01.2019.