ISSN 2542-1468, Лесной вестник /Forestry Bulletin, 2020. Т. 24. № 1. С. 20-24. © МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020
Ландшафтная архитектура Способы достижения выразительности городского пространства...
УДК 712 DOI: 10.18698/2542-1468-2020-1-20-24
СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА НА ПРИМЕРЕ СТРЕЛКИ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА
А.А. Дужинская, В.В. Дормидонтова
МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), 141005, Московская обл., г. Мытищи, ул. 1-я Институтская, д. 1 v.dormidontova@mail.ru
Выразительность пространства является важным условием его востребованности. Архитектурное пространство города включает и озелененные пространства. К сожалению, далеко не всегда растительные формы учитывают формы архитектурные, хотя и удовлетворяют требованиям нормативного озеленения. Однако пространственная выразительность требует композиционной связанности всех элементов, формирующих пространство, осознанно выстроенной архитектурно-ландшафтной композиции. Статья посвящена изучению приемов гармоничного взаимодействия архитектуры и растительных форм на примере ансамбля Стрелки Васильевского острова. Работа включала натурные обследования, фотофиксацию, изучение исторических, историко-архитектурных и краеведческих, литературных источников и документов. Изучена история формирования Биржевого сквера. Выполнен сравнительный композиционный анализ композиции 1894 г (проект архитектора Н.М. Салько) и композиции 1926 г. (архитектор Л.А. Ильин). Рассмотрены основные приемы взаимодействия архитектурных и природных форм и элементов, посредством которых Стрелка Васильевского острова приобрела качество ансамбля. В ходе анализа выявлены средства композиции, позволяющие добиться наибольшей образности места, а также композиционная роль ландшафтных форм в организации открытых пространств. Сделан вывод о том, что рассматриваемый ансамбль был одним из первых ландшафтных проявлений конструктивизма, выражением динамики новой строящейся страны и почти уже сто лет сохраняет свою современность, являясь образцом гармоничного взаимодействия архитектурных и природных форм. Также сделан вывод о том, что подобные объекты дали мощный толчок развитию мировой ландшафтной архитектуры XX века, поскольку именно они начали формирование комплекса композиционных приемов минимализма.
Ключевые слова: эмоциональная выразительность, архитектурно-ландшафтные приемы, открытое пространство, растительность, композиция
Ссылка для цитирования: Дужинская А.А., Дормидонтова В.В. Способы достижения выразительности городского пространства на примере стрелки Васильевского острова // Лесной вестник / Forestry Bulletin, 2020. Т. 24. № 1. С. 20-24. DOI: 10.18698/2542-1468-2020-1-20-24
Комплексное благоустройство открытых городских пространств с применением архитектурно-ландшафтных приемов формирует у жителей и гостей города его образ. Ключевую роль в этом играет качество эстетической и эмоциональной пространственной выразительности, которая является важным условием его востребованности. Архитектурное пространство города включает и озелененные пространства. К сожалению, далеко не всегда растительные формы учитывают формы архитектурные, хотя и удовлетворяют требованиям нормативного озеленения. Однако пространственная выразительность требует композиционной связанности всех элементов, формирующих пространство, осознанно выстроенной архитектурно-ландшафтной композиции.
Во второй половине ХХ в. сформировалась проблема психологического дискомфорта, возникающего у человека в процессе восприятия городской среды с маловыразительным или многократно повторяющимся, однообразным набором элементов. «Многие из современных недугов человека, очевидно, представляют собой не более, чем свидетельство его сопротивления физическому
окружению при все увеличивающемся разрыве между тем, чего он жаждет, и тем давящим искусственным окружением, которое, мы, проектировщики, до сих пор для него создаем» [1] «Прогрессирующую безликость многих наших открытых городских пространств и отсутствие экологического смысла в их организации, можно отнести к числу основных факторов, определяющих необходимость более широкого взгляда на проблему» [2]. Выявление архитектурно-ландшафтных приемов, способствующих созданию гармоничных художественно выразительных произведений [3], которые способствовали бы устранению данной проблемы при дальнейшем развитии городов, является важной задачей современных архитекторов. Повышение внимания к человеческому масштабу — это выражение потребности в более высоком качестве городской жизни [4].
Цель работы
Цель работы — изучение приемов гармоничного взаимодействия архитектуры и растительных форм на примере ансамбля Стрелки Васильевского острова.
Материалы и методы
Проведены натурные обследования, фотофиксация, изучены исторические, историко-архитек-турные и краеведческие документы, литературные источники.
Результаты и обсуждение
Искусство — непрерывный процесс, и какие бы новые обстоятельства не возникали перед проектировщиками, практически невозможно создать произведения искусства, не имеющие аналогов в прошлом [5]. Санкт-Петербург отличается большим количеством открытых пространств, отличающихся эстетической и эмоциональной выразительностью. Особенно интересен его исторический центр — главное композиционное ядро города, важной частью которого является Стрелка Васильевского острова, архитектурный ансамбль которой был создан в начале XIX в. и дополнен Биржевым сквером в 1894 г. (рис. 1) [6].
Биржевой сквер имел форму полукруга, раскрытого к Биржевой площади. Планировка — симметрично-центрическая. По границе дугообразной набережной р. Невы шла дорожка, повторявшая ее контуры. Она прерывалась полукруглой площадкой, обращенной к р. Неве. Центром композиции была круглая узорчатая клумба диаметром 21,3 м с кольцевой дорожкой, выложенной плитами. Ее обрамляли две симметричные пары куртин, окруженные дорожкой овальных очертаний. Вокруг были разбиты еще две симметрично расположенные пары древес-но-кустарниковых куртин, прилегавшие к дугообразной дорожке и стороне сквера, выходившей на Биржевую площадь. В сквер вели три входа, расположенные со стороны площади. От них к кольцевой дорожке были проложены центральная широкая прямая дорожка и две криволинейные боковые. Центральная дорожка затем продолжалась до полукруглой площадки у набережной р. Невы. Со стороны р. Невы ограждением сквера служил парапет набережной, со стороны площади — железная решетка, в центре которой были устроены двустворчатые ворота с вызолоченными гербами. Площадку у набережной украшала терракотовая ваза для цветов, установленная на пьедестале в виде колонны [6].
Парадный характер Биржевого сквера был нарушен в голодные 1920-е гг. На его территории был разбит огород, а наводнение 1924 г. и вовсе полностью разрушило этот сквер.
В 1925-1926 гг. по проекту советского архитектора Л.А. Ильина был разбит новый сквер, а с ним сформировался облик архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова, которым мы любуемся в наши дни (рис. 2). Планировка стала
Рис. 1. Проект сада 1894 г. Архитектор Н.М. Салько [7] Fig. 1. The project ofthe garden of 1894. Architect N.M. Salko [7]
Рис. 2. План Биржевого сквера 1926 г. Архитектор Л.А.
Ильин [7]
Fig. 2. Plan of the Exchange Square 1926. Architect L.A. Ilyin [7]
регулярной, композиционное решение довольно лаконично, но не лишено динамики.
Главным пространствоорганизующим элементом ансамбля является здание Биржи. Как архитектурная доминанта оно задает ось для построения симметричной композиции, масштаб и пропорции ее объемно-пространственного решения. Сохранилась полукруглая площадка у набережной р. Невы, которая выявляется полукруглой дорожкой и ковровым цветником. На площадке установлен памятный камень — центр композиции сквера. К площадке сходятся два диагональных луча — прямолинейные дорожки, формирующие стрелку, вытянутую вдоль оси, заданной зданием Биржи, а также дугообразные дорожки вдоль парапета набережной с рядовыми посадками липы и живыми изгородями. Ограда сквера заменена гранитными тумбами с цепями.
Пространство объекта соразмерно человеку: оценка архитектурных элементов и насаждений посетителем происходит в соответствии с его психофизиологическими возможностями воспринимать соотношение их величин [8]. Находясь в любой точке сквера, в том числе сидя на скамье, человек способен одним взглядом охватить целиком и рядо-
Ландшафтная архитектура
Способы достижения выразительности городского пространства.
Рис. 3. Вид на Петропавловскую крепость Fig. 3. View of the Peter and Paul's Fortress
Рис. 4. Рядовая посадка липы Fig. 4. Linden row planting
вые посадки стриженой липы, и монументальность здания Биржи, и красоту ростральных колонн. А панорамы реки, открывающиеся с полукруглой смотровой площадки, обогащают ансамбль пространствами монументального масштаба.
Движение по скверу организовано прямыми и дугообразными линиями дорог, которые стремятся к полукруглой площадке — центру композиции, откуда открываются лучшие внутренние виды и внешние панорамы.
Сложившееся пространство архитектурного ансамбля и сквера кажется замкнутым благодаря использованию рядовых посадок деревьев, которые, стремясь сомкнуться, придают этому месту некоторую камерность, являясь в тоже время кулисами открывающихся видов. Открытое пространство сквера занимают газон, ковровый цветник и дорожки с покрытием из гравийной отсыпки.
Композиционная роль растений в ансамбле Стрелки Васильевского острова невелика. В основном это рядовые посадки деревьев в сочетании со стрижеными живыми изгородями, выполняющие функцию кулис, неких ширм, изолирующих сквер от неблагоприятных ветров с реки и фрагментирующие панораму р. Невы в последовательность наиболее интересных видов — Петропавловскую крепость (рис. 3), застройку левого берега р. Невы. Ритм стволов, повторяющий колоннаду здания Биржи, и четкая линия изгороди повторяют дугообразную линию мыса и дополняют динамику планировочного решения сквера (рис. 4). Цветники здесь подчеркивают главную полукруглую смотровую площадку,
служат фоном восприятия памятного камня и здания Биржи. Малые архитектурные формы — Памятный камень и якорь-кошка — закрепляют композиционную ось ансамбля, а белые скамьи, установленные вдоль рядовых посадок, поддерживают и усиливают сложившийся ритм.
Выводы
В ансамбле Стрелки Васильевского острова используется несколько основных архитектурно-ландшафтных приемов: сдержанная симметричная регулярная планировка с четко обозначенной композиционной осью и центрами; динамическая конфигурация растительного материала, обладающего множеством точек выгодного визуального восприятия [9]; расположение ландшафтных компонентов по динамическим направлениям относительно основных маршрутов. Природные формы на исследуемом объекте выполняют важную, но не ключевую, а соподчиненную роль. Они дополняют композицию, повторяя ритм фасада здания, направляют взгляд посетителя на привлекательные виды, создают более комфортные психофизиологические условия, делая пространство камерным и соразмерным человеку. Открытое пространство газона объединяет в единое пространство объемы зданий и насаждений, позволяет наилучшим образом оценить архитектуру и растительные формы. Среди основных приемов композиции, примененных на данном объекте, можно выделить следующие: пропорциональность, соподчиненность элементов и подобие форм, симметрию, продуманное использование линейной и воздушной перспективы, ритм, контраст и архитектурную стрижку растений.
Среда города нуждается в природных компонентах, но, безусловно доминирующая архитектура «накладывает обязательства» подчинения природы ритмам, метрам, геометрии застройки и масштабам уже сложившихся пространств [10-13, 19, 20]. Рассматриваемый ансамбль был одним из первых ландшафтных проявлений конструктивизма [14-18, 21], выражением динамики новой строящейся страны и почти уже 100 лет сохраняет свою современность, являясь образцом гармоничного взаимодействия архитектурных и природных форм. Подобные объекты дали мощный толчок развитию мировой ландшафтной архитектуры XX в., поскольку именно они начали формирование комплекса композиционных приемов триумфально шествующего сегодня по миру минимализма.
Список литературы
[1] Саймондс Д.О. Ландшафт и архитектура. М.: Книга по Требованию, 2013. С. 192.
[2] Нефедов В.Ф. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. СПб.: Стройиздат, 2002. С. 143.
[3] Степанов А.В., Мальгин И.В. Объемно-пространствен- [13] Вергунов А.П. Архитектурно-ландшафтная организа-ная композиция. М.: Архитектура-С, 2007. С. 256. ция крупного города. Л.: Стройиздат, 1982. С. 134.
[4] Гейл Я. Города для людей. М.: Концерн «Крост», 2012. С. 276. [14] Дормидонтова В.В. Минимализм в садово-парковом ис-
[5] Джеллико Дж. Ландшафт человека. М.: Виктория-Друк, кусстве // Архитектон. Известия вузов, 2012. № 38. URL: 2016. С. 400. http://archvuz.ru/2012_2/17 (дата обращения 07.07.2019).
[6] Стрелка Васильевского острова // Citywalls. URL: [15] Дормидонтова В.В. Этапы формирования сада XXI http://www.citywalls.ru/house 27754.html (дата обраще- века // Архитектон: известия вузов, 2012. № 37. ния 07.07.2019). URL: http://archvuz.ru/2012_1/19 (дата обращения
[7] Биржевой сквер // Citywalls. URL: http://www.citywalls.ru/ 07.07.2019).
house27662.html?s= cr9rs7aa7iecenb0droq7fqun0 (дата [16] Дормидонтова В.В. Конструктивизм и ландшафтная
обращения 07.07.2019). архитектура конца XIX - начала XX вв // Вестник
[8] Разумовский Ю.В., Фурсова Л.М., Теодоронский В.С. ландшафтной архитектуры, 2016. Вып. 8. С. 27-34. Ландшафтное проектирование. М.: Форум, 2012. С. 144. [17] Дормидонтова В.В. Характеристика современного эта-
[9] Гончаров М.Н. Городская площадь. Основные стилевые па развития садово-паркового искусства // Architecture этапы развития и архитектурно-ландшафтные приемы and Modern Information Technologies: международный как норма их эстетической выразительности // Вестник электронный научно-образовательный журнал, 2011. ИрГТУ, 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ № 4 (17). URL: http://
gorodskaya-ploschad-osnovnye-stilevye-etapy-razvitiya/ www.marhi.ru/AMIT/2011/4kvart11/dormidontova (дата
i-arhitekturno-landshaftnye-priyomy-kak-norma-ih-/ обращения 07.07.2019).
esteticheskoy-vyrazitelnosti (дата обращения 07.07.2019). [18] Дормидонтова В.В., Белкин А.Н. Новое или «нехоро-
[10] Гуськова Е.В. Эмоциональные акценты городских шо» забытое старое в ландшафтной архитектуре XX и открытых пространств // Нижегородская областная начала XXI века // Лесной вестник / Forestry Bulletin, общественная организация ландшафтных архитекто- 2019. Т. 23. № 3. С. 37-43.
ров. URL: http://alairnn.ru/kg/7/?nid=242&a= entry.show DOI: 10.18698/2542-1468-2019-3-37-43
(дата обращения 07.07.2019). [19] Капков С.А. Развитие городских общественных про-
[11] Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство. странств: социо-философские аспекты // Общество: М.: Агропромиздат, 1988. С. 223. Философия, история, культура, 2016. Вып. 11. С. 28.
[12] Саваренская Т.Ф. История градостроительного искус- [20] Глазычев В.Л., Егоров М.М., Ильина Т.В. Городская ства. Поздний феодолизм и капитализм. М.: Архитек- среда. Москва: Ладья, 1995. С. 240.
тура-С, 2004. С. 392. [21] Хиллер Б. Стиль XX века. М.: Слово, 2004. С. 128.
Сведения об авторах
Дужинская Анастасия Алексеевна — магистрант МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), duzhinskaya-a@mail.ru
Дормидонтова Виктория Владиславовна — канд. архитектуры, член Союза архитекторов РФ, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), v.dormidontova@mail.ru
Поступила в редакцию 01.10.2019. Принята к публикации 23.12.2019.
METHODS FOR ACHIEVING SPACE EXPRESSIVITY BY EXAMPLE OF STRELKA ENSEMBLE ON VASILIEVSKY ISLAND
A.A. Duzhinskaya, V.V. Dormidontova
BMSTU (Mytishchi branch), 1, 1st Institutskaya st., 141005, Mytishchi, Moscow reg., Russia v.dormidontova@mail.ru
The expressiveness of space is an important condition for its relevance. The architectural space of the city includes landscaped spaces. Unfortunately, far from always plant forms take into account architectural forms, although they satisfy the requirements of normative landscaping. However, spatial expressiveness requires the compositional connectedness of all the elements that form space, consciously built architectural and landscape composition. The article is devoted to the study of the harmonious interaction of architecture and plant forms on the example of the Strelka ensemble of Vasilyevsky Island. The work included field surveys, photofixation, the study of historical, historical-architectural and local history, literary sources and documents. The history of the formation of the Exchange Square is studied. A comparative compositional analysis of the composition of 1894 (project by architect N.M. Salko) and the composition of 1926 (architect L.A. Ilyin) was performed. The basic methods of the interaction of architectural and natural forms and elements through which Vasilievsky Island Strelka acquired the quality of the ensemble are considered. In the course of analysis, the means of composition were revealed, allowing to achieve the greatest imagery of the place, as well as the compositional role of landscape forms in the organization of open spaces. It was concluded that this ensemble was one of the first landscape manifestations of constructivism, an expression of the dynamics of a new country under construction, and has been maintaining its modernity for almost a hundred years, being an example of the harmonious interaction of architectural and natural forms. It was also concluded that such objects gave a powerful impetus to the development of world landscape architecture of the 20th century, since it was they who began the formation of a complex of compositional techniques of minimalism. Keywords: emotional expressiveness, architectural and landscape techniques, open space, vegetation, composition
Suggested citation: Duzhinskaya A.A., Dormidontova V.V. Sposoby dostizheniya vyrazitel'nosti prostranstva na primers strelki Vasil'evskogo ostrova [Methods for achieving space expressivity by example of strelka ensemble on Vasilievsky Island]. Lesnoy vestnik / Forestry Bulletin, 2020, vol. 24, no. 1, pp. 20-24. DOI: 10.18698/2542-1468-2020-1-20-24
Ландшафтная архитектура
Способы достижения выразительности городского пространства...
References
[1] Saymonds D.O. Landshaft i arkhitektura [Landscape and architecture]. Moscow: Kniga po Trebovaniyu, 2013, p. 192.
[2] Nefedov V.F. Landshaftnyy dizayn i ustoychivost'sredy [Landscape design and environmental sustainability]. St. Petersburg: Stroyizdat, 2002, p. 143.
[3] Stepanov A.V., Mal'gin I.V. Ob'yemno-prostranstvennaya kompozitsiya [Volumetric spatial composition]. Moscow: Arkhitektura-S, 2007, p. 256.
[4] Yan Geyl. Goroda dlya lyudey [Cities for people]. Moscow: Kontsern «Krost», 2012, p. 276.
[5] Jelliko A. Landshaftcheloveka [Man landscape]. Moscow: Viktoriya-Druk, 2016, p. 400.
[6] Strelka Vasil'yevskogo ostrova [Vasilyevsky Island Strelka]. Citywalls. Available at: http://www.citywalls.ru/house27754.html (accessed 07.07.2019).
[7] Birzhevoy skver [Exchange Square]. Citywalls. Available at: http://www.citywalls.ru/ house27662.html?s= cr9rs7aa7iecenb0droq7fqun0 (accessed 07.07.2019).
[8] Razumovskiy YV., Fursova L.M., Teodoronskiy VS.. Landshaftnoyeproyektimvaniye [Landscaping]. Moscow: Forum, 2012, p. 144.
[9] Goncharov M.N. Gorodskaya ploshchad'. Osnovnyye stilevyye etapy razvitiya i arkhitekturno-landshaftnyye priyemy kak norma ikh esteticheskoy vyrazitel'nosti [Town Square: The main style stages of development and architectural and landscape techniques as the norm of their aesthetic expressiveness]. Vestnik IrGTU, 2009. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/ gorodskaya-ploschad-osnovnye-stilevye-etapy-razvitiya-i-arhitekturno-landshaftnye-priyomy-kak-norma-ih-esteticheskoy-vyrazitelnosti (accessed 07.07.2019).
[10] Gus'kova Ye.V. Emotsional'nyye aktsenty gorodskikh otkrytykh prostranstv [Emotional accents of urban open spaces]. Nizhegorodskaya oblastnaya obshchestvennaya organizatsiya landshaftnykh arkhitektorov. Available at: http://alairnn.ru/ kg/7/?nid=242&a= entry.show (accessed 07.07.2019).
[11] Bogovaya I.O., Fursova L.M. Landshaftnoye iskusstvo [Landscape art]. Moscow: Agropromizdat, 1988, p. 223.
[12] Savarenskaya T.F. Istoriya gradostroitel'nogo iskusstva. Pozdniy feodalizm i kapitalizm [History of urban art. Late feudolism and capitalism]. Arkhitektura-S, 2004, p. 392.
[13] Vergunov A.P. Arkhitekturno-landshaftnaya organizatsiya krupnogo goroda [Architectural and landscape organization of a large city]. Leningrad: Stroyizdat. Leningr.otd-niye, 1982, p. 134.
[14] Dormidontova V.V. Minimalizm v sadovo-parkovom iskusstve [Minimalism in the art of gardening].Arkhitekton: izvestiya vuzov, 2012, no. 38. Available at: http://archvuz.ru/2012_2/17 (accessed 07.07.2019).
[15] Dormidontova V.V. Etapy formirovaniyasadaXXIveka [The stages of the formation of the 21st century garden]. Arkhitekton: izvestiya vuzov, 2012, no. 37. Available at: http://archvuz.ru/2012_1/19 (accessed 07.07.2019).
[16] Dormidontova V.V. Konstruktivizm i landshaftnaya arkhitektura kontsaXIX- nachalaXXvv. [Constructivism and landscape architecture of the late XIX - early XX centuries]. Vestnik landshaftnoy arkhitektury, 2016, v. 8, p. 27-34.
[17] Dormidontova V.V. Kharakteristika sovremennogo etapa razvitiya sadovo-parkovogo iskusstva [Description of the modern stage of development of landscape gardening art]. Architecture and Modern Information Technologies: mezhdunarodnyy elektronnyy nauchno-obrazovatel'nyy zhurnal, 2011, no. 4 (17). Available at: http://www.marhi.ru/AMIT/2011/4kvart11/ dormidontova (accessed 07.07.2019).
[18] Dormidontova V.V., Belkin A.N. Novoe ili nekhorosho zabytoe staroe v landshaftnoy arkhitektureXXi nachalaXXIveka [The new or wrong forgotten original in landscape architecture of XX and the beginning of XXI century]. Lesnoy vestnik / Forestry Bulletin, 2019, vol. 23, no. 3, pp. 37-43. DOI: 10.18698/2542-1468-2019-3-37-43
[19] Kapkov S.A. Razvitie gorodskikh obschestvennykxprostranstv [The development of urban public spaces: socio-philosophical aspects]. Society: Philosophy, History, Culture, 2016, v. 11, p. 28.
[20] Glazychev V.L., Egorov M.M., Il'ina T.V. Gorodskayasreda [City environment. Technology development]. Moscow: Lad'ya, 2012, p. 240.
[21] Hiller B. Stil'XXveka [Style of the XX century]. Moscow: Slovo, 2004, p. 128.
Authors' information
Duzhinskaya Anastasiya Alekseevna — Master graduand of the BMSTU (Mytishchi branch), duzhinskaya-a@mail.ru
Dormidontova Viktoriya Vladislavovna — Cand. Sci. (Architecture), Member of the Union of Architects of the Russian Federation, Professor of the BMSTU (Mytishchi branch), v.dormidontova@mail.ru
Received 01.10.2019. Accepted for publication 23.12.2019.