Научная статья на тему 'Архитектурно-экологическая топология этнического пространства'

Архитектурно-экологическая топология этнического пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
488
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектурно-экологическая топология / этническое пространство / принципы формирования

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иовлев Валерий Иванович

В статье рассматривается опыт организации этнического пространства, выявляются устойчивые архитектурно-экологические закономерности его формирования. Даются характеристики этнического пространства разных регионов. Обосновывается актуальность развития архитектурно-экологической топологии, опирающейся на экоцентрический подход к изучению и формированию архитектурно-пространственной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-экологическая топология этнического пространства»

УДК 72.01 ИОВЛЕВВ. И.

Архитектурноэкологическая топология этнического пространства

В статье рассматривается опыт организации этнического пространства, выявляются устойчивые архитектурно-экологические закономерности его формирования. Даются характеристики этнического пространства разных регионов. Обосновывается актуальность развития архитектурно-экологической топологии, опирающейся на экоцентри-ческий подход к изучению и формированию архитектурно-пространственной среды.

Ключевые слова: лрхитектурно-экологическая топология, этническое пространство, принципы формирования. IOVLEVV.I.

ARCHITECTURAL-ECOLOGICAL TOPOLOGY OF THE ETHNIC SPACE

Experience of the organization of ethnic space is considered, steady architectural — ecological laws ofitsformation come to light. Characteristics of ethnic space of different regions are given. Outline the rationalefor the development of architectural and ecological topology as the scientificfield, based on ecocentric approach to learning and theformation of the architectural environment.

Keywords: architectural-ecological topology, ethnical space, principles offormation.

Иовлев

Валерий Иванович

кандидат архитектуры, профессор, заведующий кафедрой основ архитектурного проектирования УралГАХА E-mail: viovlev@mail.ru

Проблемы формирования устойчивой архитектуры заставляют по-новому взглянуть на народные традиции организации пространства. Эти традиции отражают не только ценный опыт рациональной организации пространства, но и социально-культурные и экологические принципы формирования жизненной среды коренного населения. Они последовательно совершенствовались в процессе эволюции с целью достижения гармонического единства человека и архитектурного окружения. При этом важная роль отводилась культуре пространства (соблюдению границ, размерности, связности, художественному решению). В современных условиях этнические пространства подвержены опасности модернизации, нарушающей сложившуюся целостность. Идеализирующий этно-пространство Л.Н. Гумилев пишет: «У нас вообще посчитали, что человеку лучше жить в стеклянных дворцах под алюминиевыми крышами, в искусственных садах и полях, и в эту ахинею очень долго верила интеллигенция, начиная с Н. Чернышевского» [1, с. 11]. Он указывает на хронотопологическую природу этнической среды: «...образование народов связано... не с уровнем экономики и техники, а со специальными условиями пространства и времени» [1, с. 323].

Под специальными условиями Л. Н. Гумилев понимает широкий спектр факторов, включающих культурные, социальные и психологические аспекты.

Изучение опыта формирования этнических пространств позволяет выявить основополагающие принципы, имеющие отношение к социально-экологическим приемам организации архитектурного пространства.

Во-первых, это понимание жизненного пространства как составляющей природной среды, восходящее до уровня сакрализации природы. Этнопространство является составляющей культурного ландшафта, сформировавшегося в результате жизнедеятельности определенного местного сообщества в конкретных природных условиях. Понимание пространства связано с мировоззренческой, мифологической трактовкой жизненной среды. Т. М. Красовская по этому поводу пишет: «Традиционная культура саамов, ненцев, чукчей... была ориентирована на дикую природу. Дом у саама — это “Уа1кеарра” (территория, дикая природа). Дом — это не строение, а набор тех мест, которые человек освоил» [2, с. 57].

О культуре туземцев, которые максимально бережно взаимодействуют и тонко учитывают природное пространство как ландшафт, пишет

Дж. Саймондс. Он сравнивает естественную пространственную организацию социальной жизни туземного населения Африки с приспособлением к среде животных [3].

Во-вторых, это различная трактовка пространственных границ. Например, в сельской местности ряда стран до сих пор сохранилась хуторская система. Хутор — это групповое или просто семейное пространство. Оно имеет средний радиус около километра [4]. Главное условие соблюдения пространственных «рамок приличия» — не видеть и не слышать ближайших соседей. Это соответствует менталитету северных народов, осваивавших большие территории. У некоторых народов до сих пор сохранились древние традиции соблюдения границ. Так, у норвежцев существуют жесткие условия соблюдения визуальных дистанций. Традицией сельского, и даже в ряде случаев городского населения, остается привычка оставлять окна незашторенными в любое время суток. Роль штор играет пейзаж за окном. Поэтому неудачно поставленным и спланированным считается дом, окна которого «нескромно глядят на соседей».

В южных странах у представителей племен коренных народов еще более жесткие правила соблюдения традиций пространственности. В Таиланде, например, местный старожил племени Луа сказал этнографу: «Нельзя, чтобы твой дом стоял так близко к соседнему... Твой дом должен быть в стороне от соседей, чтобы дождь, стекающий с твоей крыши, не смешивался с дождем с других крыш. Иначе заболеешь» [4, с. 96]. Это свидетельствует о традиции соблюдения физических, санитарных границ у жителей племени.

Принцип пограничности учитывает не только физические факторы, но и психологические аспекты формирования пространства, так как установка на «не видеть и не слышать» обозначает соблюдение границ перцептуального (визуального и акустического) пространства.

В-третьих — ориентация в пространстве-времени. Примером организации среды с учетом этих факторов являются поселения коренных жителей на острове Мадагаскар. Там организация жизни, а значит, пространства-времени происходит по законам движения луны (так называемый «закон Вентаны»), Жилой дом ориентируется «по луне»: вход только по часовой стрелке; существует дополнительный восточный вход «для духов предков». Стороны пространс-

тва имеют символику. Север ассоциируется с черным (благородным) цветом, который несет благодатную прохладу. Эти качества пространства переносятся на людей: люди с севера оцениваются как лучшие. Браки с северянами считаются удачей [5].

Данная информация позволяет указать на четвертый принцип — символическая трактовка пространственных отношений. Об этом правиле говорится еще в древневосточных учениях. В частности, получившее в наше время широкую известность искусство фэн-шуй основано на метафизическом представлении об устройстве вселенной и на выделении трех аспектов пребывания человека в мире: пребывания во вселенной (природе), в пространстве и во времени [5]. Активно изучались и осваивались в целях гармонизации среды возможности пяти природных «первоэлементов»: дерева, огня, земли, воды, металла. Принципы учения фэн-шуй отражают не только мифологическую символику жизненной среды, основанную на одухотворении окружающего мира и достижении внутренней гармонии человека с помощью естественных пространственных средств, но и необходимость устранения любого загрязнения среды (энергоинформационного, физического, химического).

Древнеиндийское учение Васту, так же как фэн-шуй, направлено на гармонизацию отношений природы и человека. На базе этого появились правила строительства жилищ простой формы и простого устройства. Как отмечает Л.М. Игельник, ценности, почитаемые Васту, — здоровье и счастье, — отличаются от ценностей современной архитектурной практики — комфортности для тела и функциональности [5]. Это наука об организации жизненного пространства, в первую очередь пространства жилища и территории вокруг него в соответствии с принципом гармонии человека с природой, космосом и вселенной. Она включает правила выбора участка земли, его размера и формы, проверки почвы, правила закладки фундамента и строительства. Здесь чисто пространственный аспект сочетается с технологическим, строительным.

В так называемой нетрадиционной «ведической литературе» представлены идея и принципы создания «ведической архитектуры», которая создается по законам природной гармонии [6]. Конкретными приемами являются: 1) выбор места с учетом окружения; 2) ориентация на восток; 3) уменьшение плотности размеще-

ния;4) нетоксичное энергосберегающее строительство-^) наличие свежего воздуха и озелененного пространства; 6) применение средств транспорта, источников энергии, не загрязняющих среду; 7) применение техники идеального образования для предотвращения преступлений, болезней и экономической зависимости. Строительная наука, основанная на знании единого поля законов природы, включает три принципа организации пространства зданий: 1) правильное направление; 2) расположение комнат; 3) правильные пропорции.

Таким образом, данные принципы формирования среды включают также оптимизацию плотности и соразмерности пространств, применение экологических технологий в строительстве.

Древние восточные учения перекликаются с опытом наших предков. Известно, что в этом опыте отражены принципы организации пространства, учитывающие весь процесс возведения объектов, начиная с выбора места строительства, заканчивая освящением постройки. При этом сочетались различные подходы — как чисто логические, с позиций здравого смысла, так и чувственные, интуитивные, религиозные и мифологические. В целом важными этапами организации пространства были следующие: выбор участка с учетом многих факторов (истории места, отсутствия патогенных зон, формы окружения); расположение и ориентация постройки на участке; очищение его; планировка, расположение и оформление главного входа и основных помещений. В организации пространства последовательно соблюдались правила гармонизации отношений человека и природы. Такой подход можно отнести к категории традиционной классической экологии, принципами которой являются сохранение, защита, воспроизводство всего естественного.

Итак, закономерности архитектурно-экологической организации этнического пространства основаны на принципах единства человека и окружения, природной цикличности, сохранения уникальности связей человеческого сообщества и природной среды. Выявлено, что этнопрос-транство характеризуется: 1) символическим отражением трепетного отношения к природе, природосох-ранностью; 2) проявлением принципа нормативности и соблюдения границ (физических, визуальных, социальных); 3) учетом ориентации в пространстве-времени (по странам света,

по отношению к центру, по циклам природного времени); 4) оптимальной плотностью; 5) ценностным зонированием; 6) использованием экологических технологий в строительстве.

Данный опыт не только содержит ценную информацию по формированию среды, но и указывает на целесообразность выделения самостоятельного направления в теории архитектуры, предметом которого является пространство как экологический феномен, отражающий неразрывную связь архитектурной среды с человеком. Это направление, которое может быть обозначено как «архитектурно-экологическая топология», включает разработку системы научного знания о закономерностях архитектурно-экологического формирования пространства с позиций экологических ценностей [7]. Ценности отражают тенденции развития экологического сознания в архитектуре, которое характеризуется переходом от антропоцентрического подхода к

экоцентрическому, рассматривающему благополучие человека в контексте благополучия всей окружающей среды.

Заключение

Анализ опыта организации этнического пространства показывает, что существуют устойчивые закономерности его архитектурно-экологической организации. В связи с этим изучение этнического пространства, являющегося ярким примером последовательного соблюдения принципов экоцен-трического подхода, играет важную роль в развитии теории и практики архитектурно-экологического формирования жизненной среды.

Список использованной литературы

1 Гумилев Л. Н. Биосфера и импульсы сознания // Природа. 1978. № 12. С. 97-105.

Красовская Т. М. Культурный ландшафт районов крайнего севера

России как основа устойчивого развития региона // Культурный ландшафт; вопросы теории и методологии исследований. М. ; Смоленск, 1998. С. 43-71. (Семинар «Культурный ландшафт»; вып. 2).

2 Саймондс Дж. О. Ландшафт и архитектура. М., 1965.

3 Конгро А. Наше личное пространство //Наука и жизнь. 1991. № 7. С. 92-96.

4 Игельник Л. М. Индийский Васту и китайский Фэн-шуй. М., 2003.

5 Maharishi. URL: http: //www.alltm. org / MaharishiSthaptayaVeda.html

6 Иовлев В. И. Формирование экологической концепции архитектурного пространства // ACADEMIA. Архитектура и строительство. 2007. № 1. С. 66-69.

TENTMAX

ТЕНТОВАЯ АРХИТЕКТУРА

I 000 «Тентпроекг»,

I 423834, г. Набережные Челны, а/я 11 I тел/факс: +7 (8552) 35-7777,35-87-72 I e-mail: info@tentmax.ru I www.tentmax.ru

ORIGINAL

КАРКАСНОТЕНТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ

ООО «Тентпроекг» предлагает качественные бысгровозводимые сборно-разборные каркасно-тентовые сооружения под торговой маркой ТЕМТМАХ: Укрытия трибун стадионов Сцены для культурно-массовых мероприятий Навесы для летних кинотеатров, танцплощадок, автостоянок Входные группы и приглашает к сотрудничеству проектные организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.