Научная статья на тему 'Типология и принципы ландшафтной организации городских малых садов'

Типология и принципы ландшафтной организации городских малых садов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1934
531
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ / МАЛЫЙ САД / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Демидко М. Н., Евсеева О. П.

В статье приведены классификационные группы малых садов, описаны их признаки на основе образного осмысления, семантики, цветовой гаммы, состава растительности, ландшафтного, географического, планировочного, архитектурного и градостроительного решений. Описаны ключевые признаки малых садов открытых городских пространств. Проанализировано распределение малых садов на территории г. Минска в соответствии с выделенными классификационными признаками, приведены недостатки их ландшафтной организации. Затронуты аспекты формирования малых садов в областных и районных городах Республики Беларусь, приведена оценка их архитектурно-ландшафтной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typology and principles of the landscape organization of city small gardens

In article classification groups of small gardens are resulted, their signs on the basis of figurative judgment, semantics, color scale, structure of vegetation, landscape, geographical, architectural and town-planning decisions are described. Key signs of small gardens of open city spaces are described. Distribution of small gardens to territories of Minsk according to the allocated classification signs is analyzed; lacks of their landscape organization are resulted. Aspects of formation of small gardens in regional and regional cities of Byelorussia are mentioned, the estimation of their architecturally-landscape organization is resulted.

Текст научной работы на тему «Типология и принципы ландшафтной организации городских малых садов»

УДК 712.25(1-191)

ТИПОЛОГИЯ И ПРИНЦИПЫ ЛАНДШАФТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДСКИХ МАЛЫХ САДОВ

М.Н. ДЕМИДКО, О.П. ЕВСЕЕВА

Белорусский государственный технологический университет, г. Минск, Республика Беларусь

Введение. Малый сад - это продукт урбанизированной среды, в которой природный комплекс города дробится на участки все меньших и меньших размеров [1].

В новых социально-экономических условиях конца ХХ-начала XXI веков в градостроительном проектировании возникла актуальная необходимость комплексного подхода к проектированию малых садов как фрагментов среды современного города. Устройство этих объектов целесообразно для создания положительно-эмоционального, лечебно-оздоровительного и эстетико-художественного воздействия на человека в условиях крупного города.

Объекты и методика проведения исследований. Объектом исследования являлся малый сад в городской среде, его социальная и эстетико-художественная интерпретация в формировании градостроительных комплексов урбанизированной среды.

В ходе научно-исследовательской работы изучались исследования в области ландшафтной архитектуры, истории садово-паркового искусства, озеленения городов. По литературным источникам проводился анализ примеров исторической и современной практики ландшафтной архитектуры, подбор наиболее характерных и значимых объектов для исследования, детальные натурные обследования и фотофиксация наиболее характерных малых садов как в г. Минске, так и в областных центрах Республики Беларусь.

В процессе исследования изучались классификационные группы малых садов в контексте истории ландшафтной архитектуры, определялась наиболее оптимальная их типология для данного исследования и проводилась оценка приемов ландшафтной организации малых садов в городе Минске.

Оценка элементов малого сада проводилась с учетом соответствия главной идее, стилистике и архитектурно-планировочному решению отдельных рекреационных пространств, а также с учетом соответствия строительных материалов и малых архитектурных форм функциональному назначению и структурному размещению малых садов в городской застройке. При этом в процессе оценки учитывались такие средства гармонизации пространства, как ритм, контраст, фокус интереса, диорамное или панорамное восприятие:

3 балла - высокий уровень - тематика, характер архитектурно-планировочного решения и ритмическое построение отдельных элементов малого сада полностью соответствуют стилистике архитектурно-ландшафтного фрагмента городской среды, что способствует выявлению индивидуального и многообразного облика городских территорий; строительные материалы, малые архитектурные формы для малого сада и его озеленение полностью соответствуют более крупным архитектурно-пространственным элементам городской среды и обладают высокой декоративностью;

2 балла - средний уровень - тематика и характер архитектурно-планировочного решения малого сада отличаются от стилистики архитектурно-ландшафтных фрагментов городской среды, носят стандартный характер; применяемые строительные материалы и малые архитектурные формы характеризуются частичным соответствием материалам архитектурно-пространственных элементов непосредственного окружения;

1 балл - низкий уровень - тематика и характер архитектурно-планировочного решения малого сада не соответствуют стилистике окружающей среды; применяемые в малых садах строительные материалы и малые архитектурные формы резко отличаются от материалов архитектурно-пространственных элементов окружающего ландшафта.

Результаты и их обсуждение. В результате сравнительного анализа зарубежного и отечественного опыта, а также натурных исследований объектов малой ландшафтной архитектуры г. Минска выявлены закономерности развития типологии современных малых садов в высокоурбанизированной среде, новые задачи которой приводят к переосмыслению ранее выбранных подходов к преобразованию открытой среды.

Ландшафтная архитектура сегодня выступает в роли «соединителя» разнообразных по стилям и функциям объектов, территорий, пейзажей, культурных слоев, временных эпох, отражая реальную действительность и создавая недостающие связующие средовые звенья [2].

Каждый этап развития типологии малых садов отражает введение новых методов ландшафтного проектирования, в связи с переосмыслением усложняющихся задач градостроительства, в рамках общемировых концепций развития населенных мест [3].

По мере развития ландшафтного мировоззрения поэтапно складывалась типология малых садов, что в свою очередь и привело к многообразию их классификационных групп [4].

1. Группа малых садов элементарных планировочных единиц - сформировалась под влиянием градостроительной деятельности и выделяется по месторасположению в застройке:

• сады жилых групп - расположены в жилой застройке;

коллективные малые сады - фрагментарные малые сады, расположенные в структуре более крупного городского ландшафтного объекта (городской парк, сквер, сад микрорайона и др.);

• «карманные» парки - небольшие участки искусственного ландшафта, создающие иллюзию камерности, т.е. «интерьерные» пространства с условной замкнутостью, ограждающие от суеты городской жизни.

2. Группа малых садов, сформировавшаяся под влиянием архитектуры:

• малый сад в интерьере здания - зимний сад, холл-оранжерея или атриумный сад;

• малый сад при архитектурном объекте - площади, парадные и внутренние дворы;

• малые сады на архитектурных конструкциях - сады на крышах, сады-террасы, малые ландшафтные композиции;

• малые сады «промежуточные» срединные пространства - «серые зоны».

3. Группа малых садов, различающихся по планировочному признаку:

сад с регулярной планировкой - четкая, геометрическая организация пространства, растительности и планировочных элементов.

• сад со свободной планировкой - плавные очертания планировочных элементов, округлые формы растительности.

сад с комбинированной планировкой - сочетание приемов построения регулярного и свободного сада.

4. Группа малых садов, различающихся по географическому признаку, пространственное решение которых ассоциируется с характерными ландшафтами того или иного географического региона или страны:

• альпийский сад - организуется по принципу природных фитоценозов в горной местности.

• средиземноморский сад - создается из растений средиземноморской флоры или имитирующих ее, предпочтение отдается теплой цветовой гамме.

• японский сад - отличается применением архитектурно-ландшафтных элементов, характерных для Японии (невысокие деревья с раскидистыми кронами, композиции из камней, водные устройства, каменные фонари).

• английский сад - применяются пейзажные композиции, включающие миксбордеры и дре-весно-кустарниковые группы.

французский сад - используется регулярная планировка, с преобладанием плоскостных элементов (газон, цветочные партеры, водные устройства геометрической формы).

5. Группа малых садов, различающихся по ландшафтному признаку, в которых выделяется ведущий ландшафтный элемент, так например:

• в холмистом, горном и равнинном садах - рельеф;

• в водном саду - вода;

• в каменистом саду - камни.

6. Группа малых садов, выделяющихся по составу растительности:

• дендросад - сад с богатым ассортиментом древесной и кустарниковой растительности;

• сад хвойных растений;

• сад вьющихся растений;

• цветочный сад;

• цветочные моносады - розарий, сирингарий и др.

6. Группа малых садов, различающихся по цветовой гамме: монохромный — с преобладанием белого, красного, синего, зеленого или другого цвета и полихромный.

7. Группа малых садов, различающихся по семантическому признаку:

• кинетический сад - композиция строится из элементов, находящихся в движении, например воды или колышущегося на ветру тростника.

• сад-артефакт - пространственная композиция, построенная по принципу скульптурной композиции в ландшафте.

• сад-инсталляция - пространственная композиция, создается на короткий промежуток времени по принципу театральных декораций, на фоне которых разыгрывается некое действие.

• сад из искусственных элементов - композиция строится из металлических, стеклянных или других искусственных элементов.

В современных условиях функции малых садов развиваются, что соответственно требует новых композиционных и образных решений, на основе преемственности и новаторства.

Рассматриваемый градостроительный аспект формирования малых садов и особенности их функциональной организации в зависимости от размещения («внутри здания», «вблизи» или «на расстоянии» от него), и доступности («открытые», «ограниченной доступности» и «закрытые»), определяют приемы и средства архитектурно-ландшафтного решения данного объекта.

Сегодня малый сад рассматривают как самостоятельный градостроительный объект искусственного ландшафта необходимый для формирования полноценной архитектурной среды [1].

Градостроительный потенциал малого сада состоит в использовании таких его свойств как: декоративность, независимость от существующего рельефа, взаимосвязь с архитектурным сооружением, компактность организации, организация общения и индивидуальность построения.

На основе образного осмысления вышеназванных ключевых признаков современного малого сада открытых городских пространств исследователь Н.А.Унагаева предлагает расширить типологию малых садов в урбанизированной среде и связывает ее с доминирующей ролью одного из вышеназванных признаков. Так, например, появляются следующие типы малых садов:

• сад-букет - небольшой участок искусственного ландшафта, оторван зрительно от естественного рельефа, и так же как букет цветов, поставленный в вазу, представляет декоративную композицию, имитирующую живую природу;

• висячий сад - небольшой участок искусственного ландшафта, располагающийся чаще всего в структуре сооружения, прорастающий из его архитектурных форм и неотделимый от него;

• сад место встреч - небольшой участок искусственного ландшафта, расположенный вблизи оживленных участков городской среды, обеспечивающий создание уютной атмосферы социального общения, имеющий вполне ощутимые физические границы и отличающийся изобразительностью, замкнутостью композиции и изоляцией от окружения;

• сад-символ - небольшой участок искусственного ландшафта, обладающий значительной символической нагрузкой и способный передать в символической форме информацию об идеальных, гармонических отношениях человека и природы;

• личный сад - небольшой участок искусственного ландшафта, в котором ясно читается индивидуальное решение, авторская концепция, воплощенная в названии, способе использования, функционально-планировочной организации, символе или метафоре.

Сформулированные на современном этапе 5 ключевых признаков малого сада отличают его как самостоятельный объект проектирования [1]. К этим признакам относятся:

• небольшие размеры и как следствие, «картинность» восприятия объекта;

• искусственный рельеф и другие ландшафтные формы, а также возможная взаимосвязь с архитектурой сооружения;

• ясные границы и определенная принадлежность;

• символическая нагрузка;

• авторский подход.

Выявленная типология малых садов по образному решению, представляет широкую палитру современных особенностей малых садов в соответствии с их местом в городской среде.

Анализ влияния градостроительных воззрений на эволюцию современной ландшафтной архитектуры [5] позволил сделать следующие выводы:

• под влиянием градостроительных воззрений формируется ландшафтное мышление, и природная составляющая становится определяющей по отношению к ландшафтно-градостроительному процессу;

• решение задач градостроительства приводит к появлению новых объектов ландшафтной архитектуры в городе, таких как элементарная планировочная единица, в частности малый сад.

На примере малых садов г. Минска подтверждаются выявленные выше ключевые признаки современного малого сада. Изученные малые сады представлены 28-ю наиболее характерными объектами из 100 исследованных садов и проклассифицированы в соответствии с выделенными признаками. Наиболее часто встречаемыми в г. Минске являются равнинные малые сады - 12 объектов, из 28 детально нами изученных, а также свободные, регулярные и малые сады при архитектурном объекте - по 8 объектов каждые.

□ образное осмысление

□ семантический

□ цветовая гамма

□ состав растительности

□ ландшафтный

□ географический

□ планировочный

□ архитектурный

□ градостроительный

Рисунок - Распределение малых садов по классификационным признакам

на примере г. Минска

На рисунке в виде диаграммы наглядно представлено распределение классификационных групп малых садов в г. Минске в процентном соотношении.

Проанализировав зависимость распределения малых садов на территории г. Минска в соответствии с выделенными классификационными признаками отмечена наибольшая распространенность в г. Минске малых садов по планировочному и ландшафтному признакам.

На объектах малой ландшафтной архитектуры г. Минска также выявлены признаки современной типологии малых садов (по образному решению). Малые сады данной типологии составляет 53,6% от общего объема изученных реальных объектов, и представляют широкую палитру современных малых садов г. Минска.

В целом определены положительные тенденции развития малых садов в г. Минске, типологическое разнообразие которых, позволило выделить соответствующие классификационные группы.

В то же время, следует отметить, что приемы архитектурно-планировочного решения, изученных малых садов города ограничены и нуждаются в расширении, в частности за счет возможности использования различных стилевых направлений в ландшафтной организации малых садов, а также композиционных решений с наиболее ярко выраженными акцентными точками картинного, диорамного и панорамного обзора.

К недостаткам ландшафтной организации малых садов в г. Минске можно отнести следующие:

• неблагоустроенность, уже существующих, малых пространств;

• минимальное использование пластики рельефа, открытых водоемов и водных поверхностей;

отсутствие ярко выраженной тематики малых садов, их типологической принадлежности и соответствия классификационным признакам;

наличие стилистического однообразия в организации малых садов и применение регулярных планировочных решений;

• ассортимент используемых растений довольно ограничен и нуждается в расширении.

Экологическая ситуация в г. Минске, сегодня требует улучшения. Важную роль в решении этой

задачи может сыграть совершенствование приемов и коррекция стратегии озеленения столицы в направлении широкого внедрения в практику зеленого строительства организации малых озелененных пространств, в виде малых садов различных типологических качеств.

21,4%.

35,7%

25,0%

32,1%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35,7%

53,6%

82,1%

71,4%

53,6%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%

Создание малых садов открытых городских пространств для г. Минска является также важным средством решения художественно-эстетических и планировочных задач при формировании городской среды.

Малый сад на современном этапе продолжает эволюционировать, влияет на поведение людей в городской среде, получает новые средства и приемы решения, новые художественные образы.

В ходе исследования были затронуты аспекты формирования малых садов в областных и районных городах Республики Беларусь, выявлялась их встречаемость и определялась типологическая принадлежность.

Оценка архитектурно-ландшафтной организация существующих малых садов в городах Республики Беларусь проводилась с учетом максимального соответствия определенным в методике исследования показателям:

3 балла - высокий уровень - максимальное соответствие (90-100%);

2 балла - средний уровень - соответствие более 50%;

1 балл - низкий уровень - минимальное соответствие (менее 50%).

Данные, проведенного в исследовании анализа малых садов в городах Республики Беларусь сведем в следующую таблицу.

Таблица - Оценка архитектурно-ландшафтной организация малых садов в областных городах

Область Минская Витебская Брестская Могилевская Гомельская Гродненская

Балл область область область область область область

3 балла + - + + + +

2 балла + + + + - +

1 балл - - - - - -

Анализ малых садов открытых городских пространств в городах Республики Беларусь показал, что наиболее распространены малые сады в современном их понимании в городах Гомельской области, а наименее распространены - в Витебской области.

В Минской, Могилевской, Брестской и Гродненской областях малые сады в рамках современного осмысления и восприятия по вышеприведенным оценочным показателям находятся на среднем уровне развития.

Заключение. В результате теоретического моделирования, изучения исторического материала и современной практики определено понятие малого сада как структурной единицы городской среды; уточнена типология современных малых садов по их композиционно-образному содержанию как потенциального объекта ландшафтной архитектуры для совершенствования современной городской среды. В ходе комплексного рассмотрения влияния градостроительной и архитектурной деятельности на развитие системы городских малых садов и их архитектурно-ландшафтного решения в условиях современного крупного города определена возможность адаптации научно-аналитического, культурологического и проектного опыта зарубежных стран в отечественной науке и проектной практике по технологии проектирования малых садов в рамках образовательных программ по направлению «Садово-парковое строительство».

Отметим, что создание комфортной, высоко эстетичной, устойчивой среды для жизнедеятельности человека должно учитываться и при ландшафтном проектировании в городах Республики Беларусь, имеющих уникальное культурное и историческое прошлое и, в то же время развивающихся в соответствии с общемировыми тенденциями в архитектуре и градостроительстве.

Дальнейшее развитие научного исследования предполагает вероятность адаптации научно-аналитического опыта в отечественной практике для пересмотра традиционного упрощенного подхода к благоустройству малых открытых городских пространств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Унагаева, Н.А. Социально-ориентированное средовое проектирование общественно-активных мест города // Самоидентификация архитектурных школ в условиях глобализации архитектурного процесса: сб. тр. межд. конф. / Н.А. Унгаева. - Саратов: Изд-во СГТУ, 2009. - С. 199-202.

2. Микулина, Е.М. История садово-паркового искусства и эволюция среды / Е.М. Микулина. - М., 1984. - 204 с.

3. Саймондс, Дж.Ор. Ландшафт и архитектура / Дж. Ор. Саймондс., пер. с англ. И.М. Маньшавина - М.: Издательство литературы по строительству, 1965. - 194 с.

4. Искусство архитектурно-ландшафтного дизайна/ под общей ред. Потаева Г.А. - Ростов на Дону: Феникс, 2008.-217.

5. Воскресенский, И.Н. Зона ответственности ландшафтной архитектуры / И.Н. Воскресенский. - Ландшафтный дизайн, 2001. - 215 с.

TYPOLOGY AND PRINCIPLES OF THE LANDSCAPE ORGANIZATION

OF CITY SMALL GARDENS

M.N. DEMIDKO, O.P. YAUSEYEVA Summary

In article classification groups of small gardens are resulted, their signs on the basis of figurative judgment, semantics, color scale, structure of vegetation, landscape, geographical, architectural and town-planning decisions are described. Key signs of small gardens of open city spaces are described. Distribution of small gardens to territories of Minsk according to the allocated classification signs is analyzed; lacks of their landscape organization are resulted. Aspects of formation of small gardens in regional and regional cities of Byelorussia are mentioned, the estimation of their architecturally-landscape organization is resulted.

© Демидко М.Н., Евсеева О.П.

Поступила в редакцию 2 апреля 2012г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.