Научная статья на тему 'Фонтаны Садри Ахуна в городских садах им. Кирова и «Рыбака» г. Казани'

Фонтаны Садри Ахуна в городских садах им. Кирова и «Рыбака» г. Казани Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
189
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ САД СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА / CITY GARDEN OF THE SOVIET PERIOD / АРХИТЕКТУРНОПРОСТРАНСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ / THE ARCHITECTURAL AND SPATIAL RESOLUTION / АРХИТЕКТУРНЫЙ АКЦЕНТ / ARCHITECTURAL ACCENT / ФОНТАН / FOUNTAIN / ЗНАКОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ / LANDMARK ELEMENT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Авксентьева Т. В., Гришина М. П.

В статье рассмотрены архитектурно-пространственные решения двух городских садов города Казани советского периода. Описано размещение и развитие объектов в структуре города, их планировочная организация и архитектурно-композиционное решение фонтанов скульптора Садри Ахуна, расположенных на центральных пешеходных площадках садов. По результатам исследования архитектурно-пространственного развития городских садов и парков города Казани в советский период, которые частично приведены в статье, фонтан «Владыкой Мира станет Труд» в саду им. Кирова и фонтан «Рыбак» в саду машиностроительного завода, выявлены, как знаковые элементы совеременной городской среды Казани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fountains of Sadri Ahun in Kirov Garden and «Fisherman» Garden

The article deals with the formation of urban gardens in the city structure, the architecture of the gardens on the planning and spatial level. Showed information about the history of the two urban gardens of Kazan during the Soviet period. Describes the planning organization of Kirov and «Fisherman» gardens and architectural composition of Sadri Ahune fountains. Fountains are architectural accents of landscape composition of these gardens of Kazan. They are located on the central areas and created by one author. According to a survey conducted by the author Grishin M.P. on architectural and spatial development of urban parks and gardens of Kazan during the Soviet period, partially showed in this article, the fountain «Labour will be the Lord of the world» in the Kirov garden and fountain «Fisherman» in the garden of machine factory identified as a symbolic elements of modern urban environment of Kazan. In general, authors noted the importance of proper conservation and restoration of these elements in the urban environment of Kazan for quality improvement and conservation of the architectural heritage.

Текст научной работы на тему «Фонтаны Садри Ахуна в городских садах им. Кирова и «Рыбака» г. Казани»

( I >411 'IIII11II i ЮР IIH t lfc\ И ТЕ КЕД РЦ 1l II Л lit ГШ IIЯ

¡[[[[g И Г1МНК и»* кии» историки. irximti ii пни и и ил: дин

УДК 712.253

Авксентьева Т.В. - старший преподаватель

E-mail: [email protected]

Гришина М.П. - аспирант

E-mail: [email protected]

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Фонтаны Садри Ахуна в городских садах им.Кирова и «Рыбака» г. Казани

Аннотация

В статье рассмотрены архитектурно-пространственные решения двух городских садов города Казани советского периода. Описано размещение и развитие объектов в структуре города, их планировочная организация и архитектурно-композиционное решение фонтанов скульптора Садри Ахуна, расположенных на центральных пешеходных площадках садов.

По результатам исследования архитектурно-пространственного развития городских садов и парков города Казани в советский период, которые частично приведены в статье, фонтан «Владыкой Мира станет Труд» в саду им. Кирова и фонтан «Рыбак» в саду машиностроительного завода, выявлены, как знаковые элементы совеременной городской среды Казани.

Ключевые слова: городской сад советского периода, архитектурно-пространственное решение, архитектурный акцент, фонтан, знаковый элемент.

Введение

Сегодня наблюдается большой интерес к развитию теории и истории отечественной архитектуры. Производится оценка накопленного опыта и формируются новые подходы в современной ландшафтной архитектуре городов России. Кроме того, создаются правительственные программы и проводятся научные исследования в области изучения, сохранения, воссоздания, реконструкции и нового строительства объектов систем озеленения городов (лесопарки, парки, скверы, сады, бульвары, набережные, озелененные улицы) (ГОСТ 28329-89 Озеленение городов. Термины и определения).

Согласно существующим теориям, объекты ландшафтной архитектуры, которые в ходят в городскую систему озеленения рассматриваются на двух уровнях, градостроительном и архитектурно-пространственном (объектном) [1]. На объектном уровне в архитектурно-пространственном решении дифференцируют архитектурно-планировочное решение и объемно-пространственное решение городского парка, сквера или сада [2]. На основе проведенных исследований выявлено, что современный городской сад отличается от других типов объектов системы озеленения города: монофункциональностью, центричной планировочной структурой, масштабом элементов архитектурно-пространственного решения и ассортиментом растений используемых в объемно-пространственной организации сада. Однако, площадь сада, его доступность для посетителей и размещение в структуре города не являются определяющими факторами в систематизации объектов системы озеленения и ландшафтной архитектуры, в целом.

Указанные городские сады относятся к территориям общего пользования, функционируют для организации пешеходного движения в пределах квартала и как кратковременная «зеленая» рекреация. Сформированный зеленый массив и наличие водного устройства (фонтана) в архитектурно-пространственной организации указанных садов положительно влияют на микроклимат и способствуют повышению комфортности городского пространства. Фонтаны задумывались как центры притяжения горожан, эстетические акценты. В данном случае фонтаны несут символическую нагрузку, это символы советского периода.

Сад им. Кирова и сад «Рыбака» были созданы в начале советского периода (19201930 гг.) в начале развития «пролетарских» городских садов в Казани. Как видно из рис. 12 эти сады созданы путем благоустройства Адмиралтейской и Сенной площадей, которые располагались в центральной части городской территории, на левом берегу реки Казанки, были окружены сетью улиц и имели прямоугольную форму. Строительство Куйбышевкого

водохранилища, определенным образом, повлияло на изменение устья реки Казанка и перенос речного порта города Казани. Так, после 1956 года сад «Рыбака» оказался в Западном заречье, а сад им. Кирова в центральной части города. По результатам натурного обследования, на сегодняшний день, городской сад им. Кирова и сад «Рыбака» выявлены, находятся в удовлетворительном состоянии, третью часть исторической территории сада занимает «коммерческая» застройка. Так же, как и история создания городских садов «Рыбака» и им. Кирова, их планировочная структура обладает некоторым сходством.

Рис. 1. Схема расположения объектов Рис. 2. Схема расположения объектов в структуре Казани в 1887 г. [3] в структуре Казани в 2013 г.

Сад им. Кирова. Фонтан «Владыкой Мира станет Труд»

Городской сад им. Кирова занимает площадь 1,5 га. Его территория расположена в исторической части города Казани, ограничена: ул. Камала, ул. Столбова, ул. Кирова (ул. Московская). Планировочная структура сада регулярная и незначительно отличается от первоначальной (рис. 3-4). Архитектурно-пространственное решение городского сада им. Кирова включает следующие элементы:

- центральная площадка круглой формы, с фонтаном «Владыкой Мира станет Труд», находится на пересечении двух диагональных дорожек;

- второстепенная пешеходная дорожка, по периметру сада, которая соединяет диагональные дорожки «в обход» центральной площадки.

Объемно-пространственная организация сада представлена группами деревьев различной величины (тополь бальзамический, лиственница европейская, береза бородавчатая, клен ясенелистный). Живая изгородь вдоль прямолинейных дорожек сформирована из кустарников разной величины (жимолость татарская, жасмин (чубушник венечный), карагач, акация желтая) [4]. В северной части сада находится автозаправка. Сад огорожен прозрачной металлической оградой по периметру, высотой 1,5 м. В современном архитектурно-пространственном решении сада произошли незначительные изменения. Исторически сложившаяся пространственная организация центральной площадки сохранилась.

Рис. 3. Планировочная структура сада Рис. 4. Планировочная структура сада им. Кирова в 1943 г. им. Кирова в 2013 г.

В архитектурно-пространственной организации композиционного центра сада им. Кирова доминантой является фонтан, созданный по идейно-художественному замыслу, скульптора Садри Салаховича Ахуна (1903-1990) [5]. Фотографии фонтана «Владыкой Мира станет Труд» приведены на рис. 5-6. Фонтан расположен в центре цветника-клумбы и имеет круглую форму в плане. Он состоит из наполняемого бассейна диаметром 12 м, в центре которого установлена декоративная чаша высотой 2,5 м. Над чашей возвышаются три человеческие фигуры (символ пролетариата) высотой 2,5 м, держащие над собой земной шар из металлического каркаса, диаметром 1,5 м. По периметру бассейна установлен кольцевой коллектор, подающий воду, в виде струй, направленных в центр фонтана (водный шлейф). Главным здесь является сама скульптурная группа -символический, смысловой акцент, второстепенным выступает «архитектура воды», которая лишь дополняет общую объемно-пространственную композицию комплекса.

Рис. 5. Фонтан на центральной площадке Рис. 6. Фонтан на центральной площадке

сада им. Кирова в 1950 г. [5] сада им. Кирова в 2013 г.

Сад машиностроительного завода. Фонтан «Рыбак».

Городской сад машиностроительного завода города Казани занимает площадь 2,0 га. Он расположен на территории бывшей Адмиралтейской слободы и ограничен ул. МалоМосковская, ул. Клары Цеткин, ул. Кызыл Армейская. Современная планировочная структура сада регулярная и незначительно отличается от первоначальной (рис. 7-8). Исторически сад создан и функционировал как городской сад жилого микрорайона и использовался преимущественно для отдыха работников вертолетного завода, от чего и получил название «сад машиностроительного завода», позднее с 1956 г., именовался сад «Рыбака». Архитектурно-пространственное решение сада включает следующие элементы:

- центральная пешеходная площадка, круглой формы в плане, расположена на пересечении двух диагональных дорожек;

- второстепенная обходная дорожка овальной формы в плане.

Объемно-пространственная организация сада представлена группами деревьев различной величины (кленом ясенелистным, тополем бальзамическим, березой бородавчатой). Живая изгородь вдоль прямолинейных дорожек сформирована из кустарников разной величины (жимолость татарская, жасмин (чубушник венечный), карагач, акация желтая) [4]. По периметру территория сада имеет прозрачную металлическую ограду, высотой 2,5 м. В современном архитектурно-пространственном решении сада произошли незначительные изменения (рис. 7-8). Исторически сложившаяся пространственная организация центральной площадки сохранилась.

Рис. 7. Планировочная структура сада им. Кирова в 1943 г.

Рис. 8. Планировочная структура сада им. Кирова в 2013 г.

В архитектурно-пространственной организации композиционного центра сада доминантой является фонтан, созданный по идейно-художественному замыслу, скульптора Садри Ахуна [5]. Фотографии фонтана «Рыбак» приведены на рис. 9-10. Фонтан расположен в центре цветника-клумбы и имеет круглую форму в плане. Он состоит из наполняемого бассейна диаметром 10 м, в центре которого установлена декоративная чаша высотой 2,5 м. Над чашей расположены фигуры трех рыб, над которыми возвышается фигура человека высотой 2,5 м. Фонтан «Рыбак» существует, не функционирует, частично демонтирован (рис. 10). По рассказам посетителей сада, очевидцев его рабочего состояния водой наполнялась центральная чаша и ниспадающим потоком перетекала в бассейн. Композиционный принцип построения фонтана такой же, как в саду им. Кирова. Скульптура - символ, «водная архитектура» - дополнение. Эти исторические фонтаны не имели подсветки.

Рис. 9. Фонтан на центральной площадке Рис. 10. Фонтан на центральной площадке сада «Рыбака» в 1959 г. [6] сада «Рыбака» в 2013 г.

Таким образом, следует отметить, что оригинальность архитектурно-пространственного решения выше описанных городских садов основана на архитектуре фонтанов, расположенных на центральных пешеходных площадках. В свою очередь, фонтан «Владыкой Мира станет Труд» в саду им. Кирова и фонтан «Рыбак» в саду машиностроительного завода являются знаковыми элементами города Казани. Знаковыми являются множество фонтанных комплексов в истории: Версаль во Франции,

его фонтаны обеспечивают уникальность садов и парков этого архитектурного ансамбля, Петергоф, его фонтаны, оформленные декоративной скульптурой превратили утилитарный сад в торжественный. Современные «поющие фонтаны» в парке им. Горького в Москве, интерактивные фонтаны «Лица города» в парке Чикаго, в США. Мощный эмоциональный импульс получает горожанин от таких сооружений, благодаря таким акцентам лучше запоминает «ткань города», его «лицо». По данным объектам можно «читать» историю города. В памяти горожан существует и фонтан «Рыбак» и фонтан «Интеронационал».

Заключение

Выявление и детальное изучение знаковых элементов в системе озеленения города Казани поможет в оценке оригинальности архитектурно-пространственных решений городских садов и парков существующих более сорока лет. Воссоздание и реставрация наиболее ценных из выявленных элементов архитектуры будут способствовать созданию уникальных объектов городской среды Казани, что в свою очередь может обогатить архитектурный облик города и повысить интерес туристов к посещению новых достопримечательных мест столицы Республики Татарстан.

Список библиографических ссылок

1. Вергунов А.П. Архитектурная композиция садов и парков. - М.: Стройиздат, 1980. - 254 с.

2. Горохов В.А. Зеленая природа города: Учебное пособие для вузов. - М.: Стройиздат, 2003. - 528 с.

3. Дубнин А.И. Старая Казань и ее окрестности. - Казань: Заман-Татар. кн. изд-во,

2011. - 208 с.

4. Отчет об обследования зеленых насаждений города Казани, ЦНИИП по градостроительству, 1971. - 65 с.

5. Новикова М.П., Юпина Г.А. Сады и парки Казани. Коллекция фотографий и открытых писем с видами садово-парковых комплексов Казани конца XIX-середины XX вв. Национального музея Республики Татарстан. - Казань: Фолиант,

2012. - 128 с.

6. Материалы из личного архива Р. Гайнутдинова.

7. Ерохина В.И., Макеева Л.А. Реставрация и сохранение памятников садово-паркового искусства: Обзорная информация. - М.: ЦБНТИ Минжилкомхоза РСФСР, 1983. - 36 с.

8. Швидковский О.А. Гармония взаимодествия: Архитектура и монументальное искусство. - М.: Стройиздат, 1984. - 280 с.

9. Авксентьева Т.В. Архитектурав воды в городе Альметьевске // Известия КГАСУ, 2014, № 1 (27). - С. 36-42.

Avksenteva T.V. - senior lecturer E-mail: [email protected] Grishina M.P. - post-graduate student E-mail: [email protected]

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Fountains of Sadri Ahun in Kirov Garden and «Fisherman» Garden Resume

The article deals with the formation of urban gardens in the city structure, the architecture of the gardens on the planning and spatial level. Showed information about the history of the two urban gardens of Kazan during the Soviet period.

Describes the planning organization of Kirov and «Fisherman» gardens and architectural composition of Sadri Ahune fountains. Fountains are architectural accents of landscape composition of these gardens of Kazan. They are located on the central areas and created by one author.

According to a survey conducted by the author Grishinа M.P. on architectural and spatial development of urban parks and gardens of Kazan during the Soviet period, partially showed in this article, the fountain «Labour will be the Lord of the world» in the Kirov garden and fountain «Fisherman» in the garden of machine factory identified as a symbolic elements of modern urban environment of Kazan.

In general, authors noted the importance of proper conservation and restoration of these elements in the urban environment of Kazan for quality improvement and conservation of the architectural heritage.

Keywords: city garden of the soviet period, the architectural and spatial resolution, architectural accent, fountain, landmark element.

Reference list

1. Vergunov A.P. Architectural composition of gardens and parks. - M.: Stroyizdat, 1980. -254 p.

2. Gorokhov V.A. Green nature city: Proc. Manual for schools. - M.: Stroizdat, 2003. - 528 p.

3. Dubnin A.I. Old Kazan and its surroundings. - Kazan: Zaman-Tatar. Vol. Publishing House, 2011. - 208 p.

4. Report on the survey of green spaces of the city of Kazan, CNIIP for Urban Development, 1971. - 65 p.

5. Novikova M.P., Yupina G.A. Gardens and parks of Kazan. A collection of photos and open letters with views of garden and park complexes Kazan late XIX-mid XX century the National Museum of the Republic of Tatarstan. - Kazan: Foliant, 2012. - 128 p.

6. Materials from the personal archive R. Gaynutdinov.

7. Erokhina V.I., Makeev L.A. Restoration and protection of landscape art: Overview. - M.: TSBNTI Minzhilkomhoza RSFSR, 1983. - 36 p.

8. Shvidkovski O.A. Harmony an interaction: Architecture and Art. - M.: Stroyizdat, 1984. - 280 p.

9. Avksenteva T.V. «Architecture of Water» in the city of Almetyevsk // News of the KSUAE, 2014, № 1 (27). - Р. 36-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.