Научная статья на тему 'Архитектурная утопия в трансграничном океане мысли (тезисы о геополитике в новой Атлантиде)'

Архитектурная утопия в трансграничном океане мысли (тезисы о геополитике в новой Атлантиде) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
492
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УТОПИЯ / ГЕОПОЛИТИКА / МЫШЛЕНИЕ / ПРОЕКТНОЕ СОЗНАНИЕ / МОРЯКИ / ОКЕАН / ОСТРОВА / АРХИТЕКТУРА / КЛАССИКА / ГОРОД / ПОЛИС / ОБЩЕЖИТИЕ / UTOPIA / GEOPOLITICS / THINKING / DESIGN CONSCIOUSNESS / OCEAN / ARCHITECTURE / CLASSICS / CITY / POLIS / COMMUNAL LIFE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Игнатов Григорий Евгеньевич

Рассматриваются утопии и геополитика «Новой Атлантиды», амбивалентность проектного сознания, сформировавшаяся в философии рационализма, иррационализма и протомодернизма конца ХIХ начала ХХ века; вопросы становления и конструирования образа «благорода» как проблематизации социо-пространственного благоустройства. Проводится параллель между утопическим сознанием и проектным мышлением, формирующим план организации будущего бытия. В свете проекций современности обращение к истории есть «новое видение» Тихого океана и Pacific Rim в целом как иное прочтение реконструкции версий того, что было и что стало.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architectural utopia in the transboundary Ocean thoughts (the abstracts on the geopolitics of the New Atlantis

The article deals with a number of issues: the utopia and geopolitics of the New Atlantis, the ambivalence of the utopian consciousness shaped in the philosophy of rationalism, irrationalism and post-modernism of the late19th early 20-th century. It is concerned with shaping the image of the city of the future as the solution of the task of socio-spatial comfortability. A parallel has been drawn between the utopian consciousness and the design thinking shaping the future life. Turning to history is a way to have a fresh look at the Pacific Ocean and the Pacific Rim in order to compare what was intended to be with that what has become in reality.

Текст научной работы на тему «Архитектурная утопия в трансграничном океане мысли (тезисы о геополитике в новой Атлантиде)»

Светлой памяти философа М.Ю. Шинковского, который очень любил мою первую Атлантиду и совсем недавно с удовольствием правил пролегомены новой, для того чтобы опубликовать ее на этих страницах...

УДК 711.4.01 Г. Е. Игнатов

АРХИТЕКТУРНАЯ УТОПИЯ В ТРАНСГРАНИЧНОМ ОКЕАНЕ МЫСЛИ (ТЕЗИСЫ О ГЕОПОЛИТИКЕ В НОВОЙ АТЛАНТИДЕ)

Рассматриваются утопии и геополитика «Новой Атлантиды», амбивалентность проектного сознания, сформировавшаяся в философии рационализма, иррационализма и протомодернизма конца XIX - начала ХХ века; вопросы становления и конструирования образа «благорода» как пробле-матизации социо-пространственного благоустройства. Проводится параллель между утопическим сознанием и проектным мышлением, формирующим план организации будущего бытия. В свете проекций современности обращение к истории есть «новое видение» Тихого океана и Pacific Rim в целом как иное прочтение реконструкции версий того, что было и что стало.

Ключевые слова: утопия, геополитика, мышление, проектное сознание, моряки, Океан, острова, архитектура, классика, город, полис, общежитие.

Architectural utopia in the transboundary Ocean thoughts (the abstracts on the geopolitics of the New Atlantis). GREGORY E. IGNATOV (Inter-Department Scientific Research Center of Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok).

The article deals with a number of issues: the utopia and geopolitics of the New Atlantis, the ambivalence of the utopian consciousness shaped in the philosophy of rationalism, irrationalism and post-modernism of the late19th - early 20-th century. It is concerned with shaping the image of the “city of the future” as the solution of the task of socio-spatial comfortability. A parallel has been drawn between the utopian consciousness and the design thinking shaping the future life. Turning to history is a way to have a fresh look at the Pacific Ocean and the Pacific Rim in order to compare what was intended to be with that what has become in reality.

Key words: utopia, geopolitics, thinking, design consciousness, Ocean, architecture, classics, city, polis, communal life.

Философская мысль Нового времени берет основы в утопии, которая высвобождает силы знания. Ф. Бэкон, один из ее основоположников, написал «Новый Органон» (удлинение органов чувств), став при этом на конкретную позицию поиска нового экспериментально чувственного и пространственного ориентира мысли. А сам ориентир, в цепочке своих взаимосвязей, уже включал в себя метафорическую образность «Рода», «Рынка», «Пещеры» и «Театра». В отличие от долго-

Мы отплыли из Перу в Южные моря, в направлении Китая и Японии... Фрэнсис Бэкон. Новая Атлантида

го и «инквизиторски-смехотливого» периода схоластики, вдохновлявшейся аристотелевским Органоном, «Новый Органон» направил сознание на постижение природы вещей в их экспериментальном векторе пространственного мышления.

Подобно Платону в Атлантиде, Бэкон, как подобает философу, не завершил другой свой труд - «Новую Атлантиду», изображающую счастливую страну-бла-город или остров-полис в Тихом океане, где люди

ИГНАТОВ Григорий Евгеньевич, кандидат архитектуры, доцент Межкафедрального научно-исследовательского центра (Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток). E-mail: [email protected] © Игнатов Г.Е., 2010

благоденствуют, «благодаря» или вопреки тому, что они «через знание овладели силами природы» [1]. Основываясь на данном произведении, а также на «Левиафане» Томаса Гоббса и уникальной интерпретации их утопий в романе «Моби Дик» Германа Мелвилла [4], мы попытаемся предложить некую иную практику осмысления проектной истины и даже выдвинем гипотезу, что утопии лежат в основе любой геополитической идеи.

Эпоха перехода к Новому времени озарена множеством социальных утопий, свойственный ей прогресс вдохновлен классическими «идеалами» Просвещения. Закат академизма Нового времени, в начале становления модернизма прошлого века, получил воспроизведение, почти реалистическое отражение в антиутопиях. Утопия - это вид проектного сознания, не предполагающего своей территориальной реализации. Проектное и проекционное мышление, лежащие в фундаменте «архитектуры мироздания», есть два понятия философской мысли и сопутствующих ей двух типов пространственных представлений - в виде проекций классики и проекций модернизма.

Трансграничные смыслы утопии и проекта не всегда совпадают. Утопия - это «план имманенции» всеобщего блага, а проект - «план телесности», его материальной субстанциализации и территориализации, придающий «виртуальному специфическую консистенцию формы» (Ж. Делёз). Дуализм истории и ирония времени заключаются в том, что именно утопические идеалы, воплотившиеся в действительность, оборачиваются антиутопией. Несомненным является тот факт, что европейский рационализм конца XIX века достиг колоссальных, просто фантастических результатов в овладении силами природы, градостроительстве, техническом благоустройстве жизни, умножении воспроизводительных сил общества. Эти успехи превзошли все ожидания прошлого. Но это не сделало людей более счастливыми.

Достижения научного разума не трансформировались в разумность социального общежития. Научно-технический прогресс не привел к преодолению межгосударственных конфликтов, общественных и морально-нравственных деструкций. Словом, ориентация философии и архитектуры на достижение совершенного общежития человека и социума через научно-технический прогресс, рационально обоснованное преобразование внешних условий жизни оказалась несостоятельной.

Общепринято, что утопия, в отличие от русских сказок и антиутопий ХХ века, есть философский дискурс западноевропейского толка, представленный обычно в форме фантастического повествования о некоем путешествии, в котором описывается идеальное общество и идеальный город. В утопии как социальном проекте всегда присутствует раздвоенность сознания, включающая пространство территориально-этнологического мышления и вне-месторожденческую пустоту (не-мес-то) для его самореализации.

Любая социальная утопия, если это не антиутопия известной версии «социализма в отдельно взятой стране», есть беззащитное стремление к истине и справедливости, к лучшему из возможных миров, к равноправию людей и достойному распределению «благ», которые гарантирует государство, город-полис или иные системы социально-пространственного устроительства (конституирования). Это такие архитектурные формы общежития и концентрации благ, как общины, коммуны-поселения, кибуцы, колхозы, экополисы, коллективизированные по элитарному признаку кондоми-ниумы-корпоративы или уже исторические «элементы социалистической системы расселения» и другие перспективные виды территориально-пространственных поселений. Они, как и города-утопии, строятся на определенных элитарно-эгалитарных принципах формообразования.

Антонимией к утопии в образах «города-сада Эдема» и «города башен», включая Вавилонскую, выступает не антиутопия, а консерватизм проектного мышления. Вместо глобальных схем коренного переустройства общества «охранители» презервируют старые ритуалы и традиции, а не «проект современности». Ритуалы, каноны, стереотипы есть прообразы архитектурных чертежей насущных и конкретных дел, затрагивающих естественные нужды поселения-населения в обеспечении «порядка», жилищном обустройстве, поддержании морального климата в «коммунальной квартире» или отдельной комнате общежития. Такая утопия всегда ориентирована в будущее пространство, а «проект общежития» безразличен абстрактному времени, он всегда конкретно изменчив. Любой оборот, возвращение, flash back, взгляд назад есть новый «проект истории», а в свете проекций современности есть новое видение тайны откровения, иное прочтение

- реконструкция прототипов и версий того, что было с нами ранее.

А что было? Мифопоэтическое мышление с его тягой к новому, неизведанному, необыденному и экзотическому всегда питало чувство острого любопытства к иным мирам и далеким, неслыханно богатым островам-утопиям, необычным пространствам, топосам

- уголкам земли, к отсутствующим местам, где живут народы «дикие», чистые однако, нецивилизованные и пока не подверженные такой пагубной европоцентра-ции, как выживание друга (другого) в «рай небесный», еще не утратившие первозданную целостность внутренней природы и единения с благами одаренной Атлантиды.

Эта геополитическая традиция от Солона, в интерпретации его праправнука Платона воспринятая «классиками-захватчиками» или «просветителями-мо-ряками» (от лат. classi-ci в значении «моряки, матросы, морская пехота» или classis - «флот, корабли», а также «войско, морская армия»), несет очевидный первостепенный смысл разделения счастья поровну, т.е. завоевания, освоения, присвоения новой терри-

тории, неизведанного пространственного ресурса, и подтверждается такими значениями, как военная труба и трубный звук, сигнал (classicum).

Конечно, вряд ли классика связана с classici - моряки в буквальном смысле слова, поскольку в латинском было classicus - первоклассный, образцовый, происходящее от classis - разряд, класс (отсюда и корабль), но тонкий архитектурный смысл в этом слове есть. «Классика» как понятие прежде всего ассоциируется с пространственным языком Эллады, с древнегреческой синтетичной архитектурой, скульптурой и музыкой Греции, построенной на четырех ордерных системах: Тосканской, Дорической, Ионической и Коринфской, (плюс синтетический «композитный» ордер). А где ордер, там и определенным образом упорядоченная система языка - иерархический порядок референций, разряд, класс, вид, тип, имеющие в различных временных контекстах свое актуальное значение. Например, в кораблестроении до сих пор Г.П. Турмовым и другими авторами активно используется классическое понятие «архитектура корабля».

Переосмысленная идея проектирования и сооружения города в вечнокаменных формах его новых институтов, разумеется в свете новых социальных задач архитектуры, всегда волновала первооткрывателей и соискателей счастья. Большинство утопических геро-ев-дискурсантов были странствующими путниками, а фабула и сюжет большинства романтических повествований основывались на заморских путешествиях и поисках земли обетованной, но не для всех, только для своих, себе льстящих. Дискурсы путешествий в утопической иерархии жанров занимают специальное место, поскольку претендуют на чертежную точность и документальную достоверность.

Странствие (travelogue) по своей знаковой природе

- утопия, взгляд в будущее, проект и художественный документ одновременно. Превращенная форма благо-рода-полиса, как система или тип организации общественной жизни, чаще всего представлена в утопической литературе в виде безграничного пространства Океана и Личности, в частности белого - «богоотме-ченного» альбиноса Моби Дика, оказавшего влияние и на «белую архитектуру» и весь модернизм ХХ века. Мелвилл - единственный философствующий писатель (кроме Ницше, конечно), кто не искал островов счастья, а искал зло в Океане недобрых просторов. Здесь возникает почти хайдеггеровский вопрос: а не экзистенциальное ли это пространство Присутствия в потоке событий на океанских просторах архитектуры?

По свидетельствам самого Мелвилла можно предположить, что идея Моби Дика была привезена в Америку судами из Китая, правда в интерпретации собирательного образа китайского философа-утописта Мо Ди (468-376), открывшего «волю Неба», где «воля к Власти» в учении философа, так же как в конфуцианстве в целом, выступает очеловеченным божеством. Однако в отличие от конфуцианцев Мо Ди утверждал, что «воля

Неба» подвержена сознанию, а судьба каждого человека не предопределена свыше и зависит от него самого. «Нет высших сил! - свидетельствовал Мелвилл. - Нет божественного разума, нет закона судеб! Судьбы Америки в наших собственных руках!» [Цит. по: 3]. И это было еще до западноевропейского «открытия» иранского шамана и пифического пророка Золотуштры, или Заратустры, в интерпретации «сверхчеловека» у Ницше, это было еще до утопии Капитала его соотечественника К. Маркса и тезки Энгельса, которые заново переоткрыли нам антиутопии, социальные страдания и бездну Океана бытия. Моби Дик современен до сих пор, так как содержит в себе глубинные символы, которые как бы опережают время. Но об этом чуть далее.

Утопия появляется как нечто иное, одновременно и Ничто, и Нечто Иное, и просто как развернутая метафора, означающая поиск человеком знаний, а также поиск себя. Она появляется как проектно-дискурсивный жанр, еще за сто лет до Атлантиды Платона, у Конфуция в древнем Китае, где общественным идеалом даосизма было возвращение к природному, первобытному и естественному состоянию и общинному равноправию - «золотому веку» даосской «утопии». Разработанные еще в ханьский период планы социального жизнестроительства, благоустройства и организации пространства городов стали своего рода прототипом для древних зодчих и проектировщиков. Как отмечается в «Истории Востока (Восток в древности)» [5], китайский философ Мо Ди выдвинул утопический план реструктуризации общества на основе утверждаемой им позиции «всеобщей любви и взаимной пользы».

Восточный мудрец проповедовал истинно эгалитарное, одинаково гуманное, благо-желательное отношение ко всем людям, независимо от их положения в социальной стратификации, в противоположность конфуцианско-элитарному принципу жэнь (человеколюбие), противопоставлявшему высших низшим, благородных подлым. Если крестьянин-земледелец, ре-месленник-рукотворник или купец-продавец проявлял выдающиеся таланты и способности, ему следовало «поручить дела управления соразмерно его возможностям», - отмечал Мо Ди. В работах Мо Ди предполагалась отмена наследования должностей и рангов знатных особ, требовалось отрешить от власти «ничтожную родню» правящей знати и придворной верхушки, «подобную глухим, которых поставили музыкантами», и форматировать систему государственного устройства сверху донизу из любви к мудрым людям, независимо от их происхождения и характера их занятий [5].

Но вернемся к Альбиносу-Левиафану, в ХХ веке получившему свое воплощение в городах-левиафанах и «всецветной Бесцветности» архитектуры Ле Корбюзье и других пионеров интернационального стиля. Мелвилл, несмотря на отсутствие статусного образования по причине банкротства отца-коммерсанта, был человеком широко и философски образованным.

Вопреки семейным традициям и аристократическим обычаям семьи, юноша, нуждаясь в средствах, отправился в океан, нанявшись юнгой на судно, затем небольшой промежуток времени был учителем и в 1842м ушел на китобойном судне в моря Тихого океана. Через полтора года вследствие жестокого обращения с ним капитана Мелвилл спрыгнул с борта в море у Маркизских островов в южной части Тихого океана и попал в плен к туземцам, откуда был освобожден австралийским судном. Писатель провел более трех месяцев среди каннибальского племени Тайпи и показал в своих книгах глубокий гуманизм людоедов.

Его первая книга так и называлась - «Тайпи». Народ этого племени отнесся к нему по-доброму, искренне и бескорыстно делясь своей пищей. В романе воспеваются население и конкретные обитатели острова и их естественная, гармоничная жизнь, и подвергаются сомнению иные - «моряки-просветители» - христианские миссионеры. Мелвилл считал их менее человечными, чем народ-людоед, который они стремились обратить в христианскую веру.

Позднее Мелвилл опубликовал «мудреную» книгу «Мэрди», которая по сей день приводит читающих не только фабулу и сюжет, но и коннотативный смысл романа в недоумение. В ней реализовалась глубинная интенция автора к просторным обобщениям, к пространственному осмыслению бытия не только на уровне личности, но на уровне социальной системы, человеческого Присутствия, его дления и промедления ad hoc, здесь и сейчас. Однако как дискурсант новой утопии в повести «Мэрди» Мелвилл потерпел неудачу, причины которой сегодня вполне очевидны. Он буквально воспринял гносии романтиков, выдвигавших воображение в качестве кратчайшего пути к истине. Отсюда идея, декларированная в тексте «Мэрди», - отказаться от эмпирии и «отдаться на волю воображения» - оказалась трагической попыткой осуществить этот проектный замысел.

После публичного непринятия романа Мелвилл вновь вернулся к проверенному обыденным опытом типу дискурса - описанию мыслей, содержащих признаки моделирования собственной эмпирии. Новые повествования Мелвилла имели явно обозначенную личностную характеризацию, а философская и художественная проблематика уже ждала в середине XIX века Моби Дика, «манифестов» коммунистической части общества и «манифестов» Маринетти, основанных уже на знойном Ницше с пифическими товарищами. Все это свидетельствует об уместности трактовки творчества Мелвилла как творчества революционного мыслителя и художника. Его образы были логикой развития сознания на пути от древнекитайского Мо Ди, в пассионарной трактовке Гумилева, к Моби Дику и далее к Бездне, прообразу Заратустры и «Веселой науки» Ницше.

«Моби Дик, или Белый Кит» создавался на рубеже 40-50-х позапрошлого века. В это время Новый Свет

неудержимо приближался к гражданской войне. В атмосфере духовной жизни продвинутого Севера США возникло ощущение грядущей катастрофы, предчувствие испытаний, ожидавших становление новой нации. В этот период усилия Севера - противника рабства, пытавшегося исследовать романтическую природу социализации человека через его внутренний мир, приобрели особенную актуальность и остроту. Будущее в глазах современников зависело от того, как поведут себя европейские переселенцы Юга в момент внутреннего кризиса. Случилась война.

Мелвилл разделял пафос исканий новых «пришельцев», искателей счастья, однако позиция писателя, в отличие от Ницше, и сфера его поисков обладают принципиальным своеобразием, чем и обусловлена уникальность его проблематизации сознания. Романтический гуманизм того времени в своих философско-этических построениях исходил, как правило, из идеи тождества микро- и макромиров, исследовал законы универсума через индивидуальное сознание. Мелвилл принадлежал к тем немногим, кто усомнился в идее тождества и задался вопросом о характере архитектоники и гравитационных сил, регламентирующих социальное поведение человека. Он допускал возможность их воздействия на индивидуальное сознание, и потому интенциональность не ушла из поля его зрения. Одновременно мыслитель допускал и другие возможности, и главное его внимание было приковано не к личности, а к Океану как всепланетарному универсуму.

Отсюда и особая форма романа о Белом Ките, не предустановленная заранее, но спонтанно родившаяся в процессе описания образа будущего в виде манифестов всех футуристов начала ХХ века и «смерти» Зоро-туштры, который до сих пор в своей вере процветает в Иране. Одни критики считают «Моби Дика» интерпретацией утопий, «морским романом», другие - социальным, третьи - философским и т.д., и все при этом правы, поскольку «Моби Дик» действительно содержит структурные признаки всех названных подвидов дискурса, и в то же время - заблуждаются, поскольку в Белом Кашалоте как левиафанном образе смысла «всецветная бесцветность» не может быть сведена ни к одному из них. Подобный пример - архитектурное творчество N^-5 точнее квадратная белая книжка иллюстраций1, перевернувшая сознание многих архитекторов конца ХХ и начала нашего века [2].

Познание универсальных законов Мелвиллом было поставлено в зависимость от деятельности человеческого разума, который представлялся ему отнюдь не безупречным Органоном, как удлинение созерцательных органов сознания у Бэкона. Отсюда новая задача - исследовать гносеологические принципы современного

1 Имеется в виду первая книга (1975) культовых архитекторов современности (Питера Эйзенмана, Джона Хейдака, Ричарда Мейера, Чарльза Гуатми и Майкла Грейвза), взявших за концептуальную основу своего постмодернизма литературный образ - «всецветную белизну» Моби Дика.

мышления, или, иными словами, основные типы познающего сознания. Именно таков философский смысл многочисленных сцен, эпизодов и образов романа, так или иначе соотнесенных с Белым Китом, в котором символизирована архитектоника, «высшая сила», «высшая воля» и «универсум».

Среди многочисленных вариантов познающего сознания Мелвилл выделил три: индифферентное, субъ-ективно-проецирующее и объективно-созерцательное. Первое - бесплодно. Оно только регистрирует явления, не различая их символического смысла, и не интересуется универсальными законами. Второе - трагично. Оно не способно постигнуть объективный смысл вещей, но проецирует на них свои собственные субъективные представления как, например, Ахав проецирует на Белого Кита представление о мировом зле, живущее в его мозгу. Ему, в сущности, все равно, каков Моби Дик на самом деле и каково истинное содержание символически воплощенных в нем сил. Он полагал, что может одолеть мировое зло, уничтожив Белого Кита. На самом же деле Ахаву открыт один путь - самоубийство, но не самоуничижение, не потеря собственного достоинства и смысла жизни (воли). Истина открывается лишь созерцательному сознанию Измаила, которое, как и сознание самого Мелвилла, функционирует на путях, близких к гносеологии Шеллинга. Указанные аспекты ярости и злости, порожденные повествованиями XIX века, «проросли» друг в друга и образовали айсберг, не поддающийся синхроническому анализу. XX век жестоко расплатился за них. Как обычно, в течение 100 лет «Моби Дик» не был оценен почти никем, кроме новых утопистов-постмодернистов, вышеперечисленных архитекторов из Нью Йорка.

Утопия «Моби Дика» естественнонаучна, логична и образно синтетична. В ней сплавилась почти вся история философской мысли. Мо Ди как ревизионист, но последователь конфуцианства, из классической китайской философии, на примере нью-йоркского Левиафана лег в основу антиевропейской философии как основы американской самоидентификации. По сути дела, Мелвилл осуществил внутреннюю мечту американцев о национальном эпосе, хотя, вероятно, особо и не стремился к этому.

После разгромного непонимания Мелвилл публиковался анонимно, печатая рассказы в журналах. Многие из них вошли в сборник «Рассказы на веранде». За год до них вышел исторический роман «Израэль Поттер. Пятьдесят лет его изгнания» о герое американской революции. Последним романом Мелвилла был «Искуситель: его маскарад» (1857) - язвительная сатира на человеческую доверчивость. Умер он совершенно забытым, поскольку еще не было на Земле гения, которого бы общество приняло сразу, включая, конечно, и

Христа. Впрочем, говоря о «Моби Дике» как об эпосе и его историческом влиянии, следует непременно сделать оговорку, что понятие «эпос» употреблено здесь не в гегелевском смысле и не означает принципиального противостояния философии, архитектуры и драмы.

В заключение вернемся к нашему вопросу-гипотезе: «Есть ли нечто общее между утопией и геополитикой?», поставленному во введении статьи. Ответим утвердительно - это «моряки, матросы, морская пехота» - сІа88І-сї или classis - «флот, корабли, а также войско, морская армия», то, что несет двусмысленную основу защиты и разделения чужого счастья поровну, т.е. завоевания, освоения, присвоения новой территории, неизведанного пространственного ресурса и всех остальных его материальных компонентов. Классика как «ордер пространства» всегда была антагонистом иных схем модернизма, и не только в искусстве, а утопия как вид проектного сознания всегда основывалась на трансграничности сознания как такового.

P.S. Дальневосточная экономика в пределах темпоральной человекомерности отдельной личности в России буквально «держалась на китах», а не на японских праворуких автомобилях. Спермацетом лечили почти всё, он был в каждом холодильнике. Молодежь питалась не гамбургерами, а дешевыми котлетами и вкусными пирожками с китовым мясом. Покорение Океана было мореплавательской мечтой каждого молодого человека. Сегодня профессия китобоя практически умерла в мире, а китобойный промысел занимает в экономике Японии ничтожно малое место. Транс-временные и трансграничные воспоминания, когда китобойная флотилия входила в бухту Золотого Рога и гудели все суда, заводы, паровозы и автомобили Владивостока, навевают трепетную ностальгию и даже транс, а из «китобойного» материала Мелвилла до сих пор вырастают философские, архитектурные и социальные проблемы нашего Присутствия ad кос.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. 240 с.

2. Игнатов Г.Е. Жизнестроительный романтизм в проектном сознании эры 60-х // Архитектон (Известия вузов). 2010. № 31. URL: http://archvuz.ru/numbers/2010_3/04 (дата обращения: 25 окт. 2010 г.).

3. Ковалев Ю.В. Мелвилл // История всемирной литературы: в 8 т. М.: Наука, 1989. Т. 6. С. 577-582.

4. Мелвилл Г. Моби Дик, или Белый кит / пер. с англ. И. Бернштейна. М.: Эксмо, 2009. 351 с.

5. Степугина Т.В. Культура древнего Китая // История Востока (Восток в древности). М.: Вост. литература, 1997. Гл. 24. URL: http://www.kulichki.com/~gumilev/HE1/ he124.htm (дата обращения: 15 окт. 2010 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.