Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА КАК СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ КОНЦЕПТ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО И СОВРЕМЕННОГО ДЕРБЕНТА)'

АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА КАК СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ КОНЦЕПТ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО И СОВРЕМЕННОГО ДЕРБЕНТА) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА / АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЪЕКТ / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФОРМА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ СИСТЕМА / ФИЛОСОФИЯ ГОРОДА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кюребекова М. Н.

Дербент - древнейший и в географическом отношении самый южный город России; с 2003 года включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Особенности средневекового градостроения Дербента и архитектурная среда рассмотрены через призму философских категорий - пространство, форму и содержание, процесс формирования мировоззренческих установок и смыслов. Показано, что мировоззрение, транслируемое через архитектурную среду и направленное на мировосприятие, мироощущение и миропонимание, веками влияло на выстраиваемое горожанами социокультурное пространство. В результате архитектурный объект в городском пространстве горожанин-современник воспринимает в единстве соразмерности, формы, гармоничности. Дается описание архитектурных объектов, его функциональное значение и место в социокультурном пространстве. Архитектурная среда Дербента и организация городского пространства определили на многие века образ, уклад жизни горожанина, способствовали развитию ремесел и торговли. Преемственность социокультурных установок горожан определила на многие века архитектурный облик города, традиции строительства общественных и гражданских построек. Протекающие как в прошлом, так и настоящем, процессы образуют концепт города Дербента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL ENVIRONMENT AS A CONCEPT OF THE CITY (ON THE EXAMPLE OF MEDIEVAL AND MODERN DERBENT)

Derbent is Russia's oldest and geographically most southern city; it has been a UNESCO World Heritage Site since 2003. The paper considers the specifi c features of medieval urban Derbent planning and its architectural environment through the prism of philosophical categories - space, form, and content. Also the author points out on the process of forming ideological attitudes and meanings. The ideology as the vision of the world, transmitted through the architectural environment and aimed at the perception of the world, world-view and world-understanding, has infl uenced the sociocultural space built by the citizens of the city for centuries. As a result, people perceive the architectural object in the urban space as a unity of proportionality, form, and harmony. The article describes architectural objects, their functional signifi cance, and place in the sociocultural space. The architectural environment of Derbent and the organisation of its urban space determined the lifestyle of the city dwellers for many centuries, and promoted the development of craß s and trade. For many centuries the continuity of the sociocultural attitudes of the city dwellers determined the architectural aspect of the city, the traditions of public and civil construction. Indeed, processes both past and present form the concept of the Derbent city.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА КАК СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ КОНЦЕПТ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО И СОВРЕМЕННОГО ДЕРБЕНТА)»

2023. Volume 4, issue 1. P. 81-90 SMART COMPOSITE IN CONSTRUCTION

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 72:711.4

DOI: 10.52957/27821919_2023_1_81

Архитектурная среда как смыслообразующий концепт

города

(на примере средневекового и современного Дербента)

М.Н. Кюребекова

Мадина Нусратовна Кюребекова

Ярославский государственный технический университет, Ярославль, Российская Федерация kyurebekovamn@ystu.ru

© Кюребекова М.Н., 2023

SMART COMPOSITE IN CONSTRUCTION

Дербент - древнейший и в географическом отношении самый южный город России; с 2003 года включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Особенности средневекового градостроения Дербента и архитектурная среда рассмотрены через призму философских категорий - пространство, форму и содержание, процесс формирования мировоззренческих установок и смыслов. Показано, что мировоззрение, транслируемое через архитектурную среду и направленное на мировосприятие, мироощущение и миропонимание, веками влияло на выстраиваемое горожанами социокультурное пространство. В результате архитектурный объект в городском пространстве горожанин-современник воспринимает в единстве соразмерности, формы, гармоничности. Дается описание архитектурных объектов, его функциональное значение и место в социокультурном пространстве. Архитектурная среда Дербента и организация городского пространства определили на многие века образ, уклад жизни горожанина, способствовали развитию ремесел и торговли. Преемственность социокультурных установок горожан определила на многие века архитектурный облик города, традиции строительства общественных и гражданских построек. Протекающие как в прошлом, так и настоящем, процессы образуют концепт города Дербента.

Ключевые слова: архитектурная среда, архитектурный объект, городское пространство, форма, мировоззрение, смыслообразующая система, философия города

Для цитирования:

Кюребекова М.Н. Архитектурная среда как смыслообразующий концепт города (на

примере средневекового и современного Дербента) // Умные композиты в строительстве.

2023. Т. 4, № 1. С. 81-90. URL: http://comincon.ru/index.php/tor/issue/view/V4N1_2023.

DOI: 10.52957/27821919_2023_1_81

2023. Volume 4, issue 1. P. 81-90 SMART COMPOSITE IN CONSTRUCTION

SCIENTIFIC ARTICLE

DOI: 10.52957/27821919_2023_1_81

Architectural environment

as a concept of the city (on the example of medieval and modern Derbent)

M.N. Kyurebekova

Madina N. Kyurebekova

Yaroslavl State Technical University, Yaroslavl, Russia kyurebekovamn@ystu.ru

© Kyurebekova M.N., 2023

SMART COMPOSITE IN CONSTRUCTION

Derbent is Russia's oldest and geographically most southern city; it has been a UNESCO World Heritage Site since 2003. The paper considers the specific features of medieval urban Derbent planning and its architectural environment through the prism of philosophical categories - space, form, and content. Also the author points out on the process of forming ideological attitudes and meanings. The ideology as the vision of the world, transmitted through the architectural environment and aimed at the perception of the world, world-view and world-understanding, has influenced the socio-cultural space built by the citizens of the city for centuries. As a result, people perceive the architectural object in the urban space as a unity of proportionality, form, and harmony. The article describes architectural objects, their functional significance, and place in the socio-cultural space. The architectural environment of Derbent and the organisation of its urban space determined the lifestyle of the city dwellers for many centuries, and promoted the development of crafts and trade. For many centuries the continuity of the socio-cultural attitudes of the city dwellers determined the architectural aspect of the city, the traditions of public and civil construction. Indeed, processes both past and present form the concept of the Derbent city.

Key words: architectural environment, architectural object, urban space, form, attitude, contextual system, city philosophy

For citation:

Kyurebekova, M.N. (2023) Architectural environment as a concept of the city (on the example

of medieval and modern Derbent), Smart Composite in Construction, 4(1), pp. 81-90 [online].

Available at: http://comincon.ru/index.php/tor/issue/view/V4N1_2023 (in Russian).

DOI: 10.52957/27821919_2023_1_81

DOI: 10.52957/27821919_2023_ 1_81

SMART COMPOSITE IN CONSTRUCTION

ВВЕДЕНИЕ

Сложная история Дербента, его культурные переплетения способствовали созданию уникальной городской архитектуры. При строительстве города и установке архитектурных памятников нашли свое отражение культурные ценности и политические установки завоевателей, каждый из которых, как правило, оставлял свой «архитектурный след».

Первоначально организация пространства средневекового Дербента была связана с функциональным назначением поселения. На трех километрах между Каспийским морем и Кавказскими горами участок равнины стал ареной борьбы государств, желающих обладать правом владения Дербентским проходом. Исключительное положение Дербентского прохода, его стратегическое и торговое значение отмечаются в летописях. Здесь строили оборонительные и культовые сооружения, создавали поселения и вели торговлю персы, хазары, арабы, турки, русичи и др. Дербент и его городское расположение описывают ученые древности и путешественники. Большой вклад в изучение Дербента внесли работы по исследованию древней архитектуры города (академик Российской академии архитектуры и строительных наук С.О. Хан-Магомедов). Значительную ценность представляют сведения, полученные уже в ХХ веке в ходе археологических раскопок под руководством А.А. Кудрявцева.

Архитектура является отражением времени. С учетом масштабности объектов и семиотического значения, Она является мощным инструментом хранения информации о культуре и историческом развитии общества. Дербент - тот город, где архитектурные памятники, сохранившиеся в наши дни, демонстрируют миру сложную историю в камне через свои фортификационные сооружения, цитадель, улицы старого города, здания. Здесь выявлены десять различных способов кладки камня, архитектурные элементы, свойственные строителям стран-завоевателей, письмена резчиков камня. Современный Дербент, его архитектура реализовались путем переплетения культурных основ строительства с использованием камня-ракушечника.

Пространство и форма в архитектуре являют собой смыслообразующие элементы многоуровневой художественно-образной системы, функционирующей в контексте сложившейся среды. По своей сути, архитектура есть облеченное в форму пространство (архитектурное пространство детерминировано формой). Пространство является определяющей основой архитектуры и не существует вне формы. Следовательно, пространство и форма в архитектуре взаимосвязаны [1].

Архитектурная среда средневекового Дербента представляла собой метасистему, включающую, главным образом, фортификационные сооружения, цитадель, Северную и Южную стены, культовые сооружения. По сути, архитектура выступает материальной конструкцией, объектом в градостроении, но она же формирует мысль, образ жизни горожанина. Три философские категории - «пространство», «форма», «содержание» -активно использует архитектурное мышление [2]. Архитектурное мышление и философское сознание могут успешно взаимодействовать в городском пространстве, а человек становится мерилом этого взаимодействия. Через осознание пространства, соразмерность формы и понимание содержания человек выстраивал свое мировоззрение.

Правящая элита на «языке архитектуры» обращалась к народу, обустраивала город,

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА ЧЕРЕЗ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ

DOI: 10.52957/27821919 2023 1 81

SMART COMPOSITE IN CONSTRUCTION

определяла образ жизни горожан. Цитадель Нарын-кала - грандиозный оборонительный комплекс (постройка династии Сасанидов) была окружена с трех сторон крутыми склонами и двумя мощными каменными стенами (толщина 2.5-3.8 м, высота 10-15 м). «Территория Дербента с VI-XIX столетий оставалась неизменной. Город непосредственно располагался между двумя параллельными стенами, соединившими цитадель с гаванью (портом). На этой территории (длина 2.7 км, ширина 200-400 м) и происходило многовековое развитие города» [3]. Северная и Южная городские стены блокировали проход между морем и горами. За всю историю средневековья в Северной и Южной стенах было построено 73 оборонительные башни, 14 ворот(рис. 1).

Рис. 1. План-карта Дербента с памятниками архитектуры середины ХХ века, представленная С.О. Хан-Магомедовым [4] Fig. 1. The plan of Derbent with architectural monuments of the mid-twentieth century, presented by S.O. Khan-Magomedov [4]

Город за два тысячелетия преобразился и давно переместился за рамки двух стен, тогда как древняя часть Дербента до сих пор является «почетным центром» для горожан.

АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Архитектурные объекты, являясь частью жизненной среды горожанина, оказывали большое влияние на формирование его взглядов и идей. Великие сооружения напоминали человеку: пусть это не его творение, однако он должен соответствовать этой среде и жить в ней. В условиях средневекового города развитие жизненного уклада осуществляется в рамках весьма многослойного и динамичного социокультурного пространства. В течение многих

DOI: 10.52957/27821919_2023_ 1_81

SMART COMPOSITE IN CONSTRUCTION

веков менялись жители и культурные традиции, осваивались языки, обустраивалась жизнь.

Архитектура - материально воссозданная философия города, организация пространства с помощью геометрических форм, цвета и пр. Необходимо отметить, что архитектура и философия в отдельных случаях используют схожую терминологию: каркас, построение, возведение, фундамент, конструкция, надстройка, краеугольный камень, опора и т.д. Мысль может строиться подобно зданию и, если есть необходимость утверждать себя, преобразовывать целые города или же конкретные здания, она способна основать новый город [5].

Архитектор средневековья - зодчий с определенным мировоззрением и этнической культурой. Создать образ и воздвигнуть определенный объект - не просто задача, а возможность передать культурный код, социально-культурные установки. До сих пор в Дербенте можно встретить пехлевийские, арабские и другие надписи, оставленные зодчими разных стран, привлекаемых для строительства архитектурных объектов. Каждый завоеватель с помощью зодчего подчеркивал свою значимость на века. Поэтому в архитектуре Дербента тесно переплелись традиции Ближнего Востока и Передней Азии. Зодчий средневековья, будучи специалистом широкого профиля («мастер», «строитель», «каменщик»), понимал, что воспринимаемая внешняя форма - главный источник информации об объекте и уделял большое внимание элементам эстетики. Таким образом выстраивались системообразующие связи «среда - объект - культурный элемент».

Взаимосвязь архитектурного объекта, зодчего и горожанина выражается через художественный образ. Значимость возникающих системных связей - явных и скрытых -высока, именно они определяют специфику системы, т.е. являются смыслообразующими. Одни и те же элементы могут выступать в различном качестве - в зависимости от того, каким образом произошла их интеграция, включение в целое [6].

Архитектурные объекты воздвигались с VI века, не просто определяя границы, но также устанавливая жизненный уклад и мировоззренческие предпосылки. Для средневекового города важнейшим является развитие строительного ремесла. Особую значимость приобретают специализированные виды строительных работ и камнеобрабатывающий промысел. В этот период здесь появляются специализированные каменоломни, где добывается местный ракушечник, распиливаемый на стандартные блоки. Из каменоломен, располагавшихся в 4 км севернее города, камень в Дербент доставляли по морю, а затем отправляли по специально проложенным дорогам в районы строительства. Помимо рабочих, занятых добычей, распиловкой и доставкой камня, в строительном процессе участвовали каменотесы, мастера-камнеукладчики, приготовители специального раствора необычайной прочности [7]. О мастерстве каменотесов города свидетельствуют многочисленные резные архитектурные детали раскопанных и сохранившихся до наших дней строений, оформление древнейших ворот Дербента.

Скопление в Дербенте привезенных завоевателями людских масс, оторванных от привычной хозяйственной деятельности и нуждавшихся в предметах первой необходимости, способствовало быстрому развитию ремесла и торговли, значительному увеличению числа ремесленников и торговцев. Наряду с военными, ремесленники в это время составляют наиболее многочисленные группы городского населения. Удивительная планировка Дербента, протянувшегося узкой лентой через весь проход, фортификационные сооружения, благоустроенные улочки, вымощенные каменными плитами, с тупиками, мечетями и каменным водопроводом являются достижениями арабских завоевателей и через века свидетельствуют о значительном развитии города.

Архитектура создает эстетику города, отражает господствующую философию,

мировоззрения, так в эпоху арабских завоеваний (VIII в.) распространяется ислам. Культовые сооружения получают широкое распространение. Мечети поддерживают и развивают религиозные настроения в обществе. При каждой улице (махале) и в цитадели была своя мечеть (всего 8 мечетей) и при каждой из них - минарет. Соборная Джума - мечеть VШ-XIV вв. представляла комплекс «мечеть - медресе - жилое здание духовенства», где все здания располагались вокруг квадратного двора (рис. 2).

Рис. 2. Древнейшая мечеть города Дербент. Фасад и план (чертеж С.О. Хан-Магомедова) [3] Fig. 2. The oldest Derbent mosque. Facade and plan (drawing by S.O. Khan-Magomedov) [3]

Традиция сбора горожан на пятничную молитву сохраняется и по сегодняшний день. Такие факты свидетельствуют о том, что при помощи архитектурно-градостроительных решений формировался уклад жизни, который сказывался на мировоззрении горожан, придавая смысл их существованию.

ДЕРБЕНТ - ЦЕНТР КАВКАЗА С ВЫСОКОРАЗВИТЫМ РЕМЕСЛОМ

И ТОРГОВЫМИ СВЯЗЯМИ

Дербент становится важным центром международной торговли. В этот период он выступает как крупнейший транзитный пункт на прикаспийской торговой трассе [8]. Караванные пути, пролегающие через Дербент, несли информацию о странах; выстраиваются коммуникации, расширяется мировоззрение горожан.

Город выстраивался, являясь не только пограничным объектом, но и местом жизни людей с различными потребностями. Так возникли рыночные площади, караван-сараи и др. строения. Дербент в VIII-X вв. - крупнейший экономический, административный и культурный центр Кавказа с высокоразвитым ремеслом и обширными торговыми связями. Каждый архитектурный объект организовывал пространство вокруг себя. Важную роль играли смыслообразующие связи, которые характеризовались упорядоченностью, иерархией, плотностью, что говорило о целостности системы. Устройство города и его планировка символизировали эту иерархию и связь. На Дербентском холме величественно расположилась цитадель как символ власти и управления, у подножия - дома местной знати, а ниже - гражданские постройки. Центрами общественной жизни становятся базарные площади, вокруг которых группируются торговые ряды, караван-сараи, мечети, общественные здания.

DOI: 10.52957/27821919_2023_ 1_81

SMART COMPOSITE IN CONSTRUCTION

Археологическими раскопками доказано, что город развивался исключительно на территории между двумя стенами. Дербент, сохраняя внешне двухчастную структуру, в период VШ-X вв. фактически имел уже три части, типичные для средневековых городов Востока - цитадель (Нарын кала), полностью сохранившую прежнюю планировку; шахристан (торгово-досуговый район) на межстенной территории, в «верхнем городе»; рабад (ремесленный район) - в пределах крепостных стен, в «нижнем городе». Даже сегодня сохраняется в своем значении торговый район Дербента. Горожане, находясь в определенной пространственной среде, формировали закономерности бытия как в культурных традициях, так и в сфере символических отношений. В научной литературе сформировалось понятие «семиотические механизмы в архитектуре». Эти механизмы являют собой взаимосвязь формы и функции, средство порождения чувств, переживаний, настроений, перерастающих в смысловую составляющую [9].

Философия города начинается с архитектуры, которая определяет ее бытие. Российский архитектор А.Г. Раппапорт в статье «Архитектура и онтология» писал: «Иногда приходится читать, что архитектура «моделирует» образ мира или онтологическую действительность. Что это значит? Это значит, отношение архитектуры к миру не исчерпывается тем, что архитектура составляет часть этого мира, что архитектура входит в мир или включается в него. Это значит еще и то, что не будучи равной всему миру по объему и составляя лишь часть мира архитектура символически, отражает его структуру в целом» [10]. Поэтому можно сделать вывод, что архитектура способна транслировать в пространстве и времени мировоззрение определенной эпохи, цели и пути развития общества.

В наши дни концепция градостроения в Дербенте выражается через реализацию архитектурных проектов, направленных на сохранение древнейших построек и создание комфортной туристической среды.

Архитектурная среда Дербента способствовала развитию в городе различных ремесел и торговли и на столетия вперед определила образ, а также уклад жизни горожанина.

Как и в средние века, в настоящее время организация городского пространства Дербента отличается единством формы, соразмерностью и гармоничностью, символизируя единомыслие и согласие. Формирование мировоззренческих установок, мировосприятие, мироощущение и миропонимание для жителя Дербента VI-XIX столетий означало обретение смысла развития.

Для социокультурных установок горожан характерна преемственность. Архитектурная среда, городское пространство Дербента и мировоззрение жителей древнего южного города являются элементами единого смыслообразующего концепта.

1. Захарына Ю.Ю. Художественный образ архитектуры: диалектика пространства и формы // Пытант мастацтвазнауства, этналогш i фалькларыстыи. 2010. № 9. С. 37-42.

2. Солошенко М.С. Что нам говорит архитектура. Влияние зданий и сооружений на человека и общество // Молодой исследователь Дона. 2017. № 3(6). 5 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-nam-govorit-arhitektura-vliyanie-zdaniy-i-soruzheniy-na-cheloveka-i-obschestvo

3. Хан-Магомедов С.О. Дербент. Горная Стена. Аулы Табасарана. М.: Искусство, 1979. 288 с.

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

DOI: 10.52957/27821919_2023_ 1_81

SMART COMPOSITE IN CONSTRUCTION

4. Хан-Магомедов С.О. Архитектура Дагестана: Дербентская крепость и Даг-Бары. В 8 вып. Вып. 5. М.: Ладья, 2002. 421 с.

5. Терехова Г.Л. Философия архитектуры: учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2007. 104 с.

6. Витюк Е.Ю. Системный эффект в архитектуре // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2011. № 2. С. 61-63.

7. Кудрявцев А.А. Древний Дербент. М.: Наука, 1981. 170 с.

8. Кудрявцев А. А. Феодальный Дербент: пути и закономерности развития города в VI-сер. XIII вв. М.: Наука, 1993. 320 с.

9. Янковская Ю.С. Семиотические механизмы архитектуры // Известия Уральского государственного университета. 2004. № 32. С. 81-88.

10. Раппапорт А.Г. Архитектура и онтология. Блог А.Г Раппапорта "Башня и лабиринт". URL: https://archi.ru/press/issue_present.html?id=669

Поступила в редакцию 20.12.2022 Одобрена после рецензирования 17.03.2023 Принята к опубликованию 22.03.2023

1. Zakharyna, Yu.Yu. (2010) The artistic image of architecture: the dialectic of space and form, Pytanni mastatstvaznaystva, etnalogii i falklarystyki, (9), pp. 37-42 (in Russian).

2. Soloshenko, M.S. (2017) What architecture tells us. The influence of buildings and structures on man and society. Molodoy issledovatel Dona, 3(6), 5 p. [online]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-nam-govorit-arhitektura-vliyanie-zdaniy-i-soruzheniy-na-cheloveka-i-obschestvo (in Russian).

3. Khan-Magomedov, S.O. (1979) Derbent. Mountain Wall. Auls of Tabasaran. M.: Art (in Russian).

4. Khan-Magomedov S.O. (2002) Architecture of Dagestan: Derbent fortress and Dag Bars. In 8 iss. Iss. 5. M.: Lad'ya (in Russian).

5. Terekhova, G.L. (2007) Philosophy of architecture. Studies manual. Tambov: Izd-vo TGTU (in Russian).

6. Vityuk, E.Yu. (2011) System effect in architecture, Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN, (2), pp. 61-63 (in Russian).

7. Kudryavtsev, A.A. (1981) Ancient Derbent. M.: Nauka (in Russian).

8. Kudryavtsev, A.A. (1993) Feudal Derbent: ways and patterns of city development in the VI-mid. XIII centuries. M.: Nauka (in Russian).

9. Yankovskaya, Y.S. (2004) Semiotic mechanisms of architecture, Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta, (32), pp. 81-88 (in Russian).

10. Rappaport, A.G. Architecture and ontology. A.G. Rappaport's blog "The Tower and the Labyrinth" [online]. Available at: https://archi.ru/press/issue_present.html?id=669 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 20.12.2022

Approved after reviewing 17.03.2023

Accepted 22.03.2023

REFERENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.