Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПЛОЩАДИ ПУШКИНА В ГОРОДЕ ИВАНОВО'

ПРОБЛЕМЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПЛОЩАДИ ПУШКИНА В ГОРОДЕ ИВАНОВО Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
88
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПЛОЩАДЕЙ / МОРФОЛОГИЯ / ВИЗУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОСТРАНСТВА / ДИССОНАНС / АРХИТЕКТУРНАЯ СТИЛИСТИКА ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Захаров А.В., Исаева Н.А., Покровская М.Ю.

В работе ставится проблема изучения морфологии общественного пространства на примере одной из главных площадей города Иваново. Рассмотрено влияние на формообразование городских площадей различных факторов (ландшафт участка, транспортные коммуникации, социокультурные и временные факторы). Изучена особенность пространственной организации площади на различных временных этапах ее формирования. Определена роль общественных зданий, влияние их на формирование художественного образа, ансамблевой и архитектурной сти листики общественных пространства. Проанализирована архитектура возводимых сооружений и их взаимовлияние друг на друга, а также на геометрию пространства. Обращено внимание на проблему взаимодействия старого и нового, их совместного существования в струк туре площади. Выявлены направления, по которым могут развиваться пространства площадей в исторических центрах городов. Подчеркнуты особенности визуального восприятие пространства площади, влияние высотной застройки на масштабность и визуальный комфорт. Высотные здания либо дополняют визуальные панорамы пространства, либо вступают в противоречия с существующими объемами площадей. Рассмотрены приемы нивелирования ошибок городской застройки при формирова нии площадей. Предлагаются два пути их исправления - применение современных технологий остекления поверхностей зданий и графического дизайн (граффити).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPATIAL ORGANIZATION PROBLEMS (PUSHKIN SQUARE, IVANOVO)

The paper studies the problem of studying the morphology of public space based on one of the main squares of Ivanovo, Russia. It considers the influence of different factors (site landscape, transport communications, sociocultural and temporal factors) on the shaping of urban areas. The study includes the analysis of specific aspects of spatial organization at different stages of its formation. The paper defines the role of public buildings, their influence on the building up the artistic image, ensemble, and architectural stylistics of a public space. We have analyzed the architecture of the erected structures and their mutual influence on each other as well as on the geometry of the space. The study draws attention to the prob lem of interaction of the old and the new, their coexistence in the structure of the square. We have identified the directions for the development of space in the historic city center. The paper highlights the visual perception of the square' s space, the influence of highrise development on the scale of the square and its visual comfort. The tall buildings either complement the visual panoramas of the space or clash with the existing square. The study considers the methods of leveling errors of urban development in the formation of squares. Two ways to fix it are proposed - modern technologies of glazing the surfaces of buildings and graphic design (graffiti).

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПЛОЩАДИ ПУШКИНА В ГОРОДЕ ИВАНОВО»

УДК 72.017:721.011

ПРОБЛЕМЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПЛОЩАДИ ПУШКИНА В ГОРОДЕ ИВАНОВО

А.В. Захаров1, Н. А. Исаева2, М.Ю. Покровская2

Александр Владимирович Захаров E-mail: avz-arch@rambler.ru

Наталья Адольфовна Исаева2 E-mail: nino2014nino@yandex.ru

Марина Юрьевна Покровская2 E-mail: mapina59b@mail.ru

Группа предприятий «Квартал», ул. Зверева, 17, Иваново, Российская Федерация, 150000

Кафедра дизайна костюма и текстиля, Ивановский государственный политехнический университет, пр-т Шереметевский, 21, Иваново, Российская Федерация, 150000

Кафедра архитектуры и строительства, Институт Архитектуры строительства и транспорта, Ивановский государственный политехнический университет, пр-т Шереметевский, 21, Иваново, Российская Федерация, 150000

1

В работе ставится проблема изучения морфологии общественного пространства на примере одной из главных площадей города Иваново. Рассмотрено влияние на формообразование городских площадей различных факторов (ландшафт участка, транспортные коммуникации, социокультурные и временные факторы). Изучена особенность пространственной организации площади на различных временных этапах ее формирования. Определена роль общественных зданий, влияние их на формирование художественного образа, ансамблевой и архитектурной стилистики общественных пространства.

Проанализирована архитектура возводимых сооружений и их взаимовлияние друг на друга, а также на геометрию пространства. Обращено внимание на проблему взаимодействия старого и нового, их совместного существования в структуре площади. Выявлены направления, по которым могут развиваться пространства площадей в исторических центрах городов. Подчеркнуты особенности визуального восприятие пространства площади, влияние высотной застройки на масштабность и визуальный комфорт. Высотные здания либо дополняют визуальные панорамы пространства, либо вступают в противоречия с существующими объемами площадей.

Рассмотрены приемы нивелирования ошибок городской застройки при формировании площадей. Предлагаются два пути их исправления - применение современных технологий остекления поверхностей зданий и графического дизайн (граффити).

Ключевые слова: формирование площадей, морфология, визуальное состояние пространства, диссонанс, архитектурная стилистика общественных пространств

Для цитирования:

Захаров А.В., Исаева Н.А., Покровская М.Ю. Проблемы пространственной организации на примере площади Пушкина в городе Иваново. Умные композиты в строительстве. 2020. Т. 1. Вып. 1. С. 7180 URL: http://comincon.ru/index.php/tor/V1N1_2020

DOI: 10.52957/27821919_ 2020_1_ 71

SMART COMPOSITE IN CONSTRUCTION

UDC 72.017:721.011

SPATIAL ORGANIZATION PROBLEMS (PUSHKIN SQUARE, IVANOVO)

A.V. Zakharov1, N.A. Isaeva2, M.Yu. Pokrovskaya2

Aleksandr Vladimirovich Zakharov1 E-mail: avz-arch@rambler.ru

Natal'ya Adolfovna Isaeva2 E-mail: nino2014nino@yandex.ru

Marina Yurievna Pokrovskaya2 E-mail: mapina59b@mail.ru

Kvartal (group of companies), Zvereva str., 17, Ivanovo, Russia, 150000

Department of Costume and Textile Design, Institute of Architecture, Construction, and Transport, Ivanovo State Polytechnical University, 21, Sheremetevsky Prosp., Ivanovo, Russia, 150000

Department of Architecture and Construction, Institute of Architecture, Construction, and Transport, Ivanovo State Polytechnical University, 21, Sheremetevsky Prosp., Ivanovo, Russia, 150000

The paper studies the problem of studying the morphology of public space based on one of the main squares of Ivanovo, Russia. It considers the influence of different factors (site landscape, transport communications, socio-cultural and temporal factors) on the shaping of urban areas. The study includes the analysis of specific aspects of spatial organization at different stages of its formation. The paper defines the role of public buildings, their influence on the building up the artistic image, ensemble, and architectural stylis-tics of a public space.

We have analyzed the architecture of the erected structures and their mutual influence on each other as well as on the geometry of the space. The study draws attention to the problem of inter-action of the old and the new, their coexistence in the structure of the square. We have identified the directions for the development of space in the historic city center. The paper highlights the visual perception of the square's space, the influence of high-rise development on the scale of the square and its visual comfort. The tall buildings either complement the visual panoramas of the space or clash with the existing square. The study considers the methods of leveling errors of urban development in the formation of squares. Two ways to fix it are proposed — modern technologies of glazing the surfaces of buildings and graphic design (graffiti).

Key words: square formation, morphology, visual state of space, dissonance, architectural style of public spaces

For citation:

Zakharov A.V., Isaeva N.A., Pokrovskaya M.Yu. Problems of spatial organization on the example of Pushkin square in Ivanovo. Smart Composite in Construction. 2020. V. 1. N1. Р. 71-80 URL: http://comincon.ru/index.php/tor/V1N1_2020

DOI: 10.52957/27821919_ 2020_1_ 71

Современный взгляд на проблему структурной организации площадей и ее морфологическую основу выявляет ряд вопросов при формировании городских пространств. По сути, в большинстве городов пространство площади уже заложено в понятии «город».

В планировочной организации современного города, в отличие от древних городов, складывается система площадей, расширяется их типология. Актуальность обращения к городской тематике на постсоветском пространстве, во-первых, обусловлена возникновением новых объектов - феноменов, требующих отдельного рассмотрения. Во-вторых, она связана с появлением у горожан возможности принимать непосредственное участие в конструировании городской среды. Активная позиция жителей города может быть расценена как индикатор трансформационных процессов, происходящих в рамках большого города, в частности, изменений значимости тех или иных объектов в соответствии с изменяющимися потребностями населения [1].

Для анализа городской среды и происходящих в ее рамках социальных процессов используется специфичная терминология: «пространственная организация» или «пространственная форма организации», «городская морфология». При этом понятие городской морфологии рассматривается в ряду с такими понятиями, как физическое городское пространство, планирование городской среды, т.е. не предполагается непосредственное обращение к социокультурным характеристикам. В то же время именно в морфологии города заложен значительный потенциал, позволяющий говорить как о пространственных, географических характеристиках городской среды, так и об их социальной наполненности [1].

Морфология в архитектуре - часть архитектурной системы, объединяющая элементарные пространственные компоненты как носители структурных значений, законы их существования и формообразования. Морфологическая классификация архитектурных систем - классификация архитектурных систем, главным образом, по особенности структуры элементарных пространственных элементов и их сочетаний [2].

В основе структурного метода лежит выявление архитектурного объекта как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе; частичное отвлечение от развития объектов во времени [2].

Архитекторы в своем творчестве постоянно прорабатывают множество вариантов возможной объемно-пространственной и планировочной структуры будущей архитектурной формы. Творческий процесс проб и ошибок, поиск геометрических решений той или иной задачи определяет проблемы глубины геометрической проработки проекта, занимает много времени и требует большого психологического напряжения. Любая помощь по оптимизации этого процесса, рационализации принятия решений при отработке возможных вариантов полезна для архитектора-проектировщика. Также, очевидно, заведомое знание архитектором геометрических закономерностей построения определенного вида геометрических сетей, характерных особенностей их видов могло бы избавить его от тщетных попыток создания невыполнимого планировочного решения [2].

Пространства центральных площадей в городах чаше всего имеют определенную морфологию, связанную с ходом исторического развития градостроительной системы. В последнее время обсуждения проблем сохранения архитектурного наследия прошлого и включения современных объектов в застройку городов находят отражения в корректировках генеральных планов и при разработке проектов детальной планировки. Сложные задачи сочетания старого и нового в застройке нужно обдуманно и обоснованно решать и при реконструкции исторических центров городов. При том что в настоящее время большое внимание уделяется созданию комфортной городской среды, упускаются проблемы структурной организации пространства городского центра.

Площади, возникающие в центральной части города или на его периферии, являются наиболее значимыми элементами планировочного каркаса, учувствуют в формировании композиции центров обслуживания и производства. Они характеризуются высоким социокультурным, архитектурно-планировочным, транспортным потенциалом, проявляющимся в высокой емкости и плотности функциональной структуры, интенсивности пешеходных и транспортных потоков [3]. В создании городского ансамбля, в формировании стиля и образа архитектуры особую роль всегда играли общественные здания. Городская площадь является структурным проявлением социально-функциональных и психологических потребностей человека.

Большей части городские площади как крупных столичных городов, так и малых имеют общие характерные черты. Одна из них это геометрия, которая фокусирует и структурирует пространство. Поэтому, когда рассматриваем морфологию какой-либо площади, мы изучаем, как складывалась и развивалась ее геометрия.

Отсутствие организованной системы органов самоуправления привело к беспорядочному перераспределению земельных наделов и случайному характеру связей между ними. По этой причине в настоящее время города сталкиваются с перегруженностью центральной части. Кроме функциональных элементов общегородского уровня, на площадях реализуются различные формы деятельности -деловая, научная, культурная, просветительная, спортивная, оздоровительная, торговая. На площадях организуются общественные мероприятия, театрализованные праздники, спортивные фестивали, торжества, ярмарки, выставки и т. д.

Для рассмотрения проблем, возникающих в ходе развития пространств городских площадей, мы обратились к наиболее проблематичной площади г. Иваново - площади Пушкина (рис. 1). Одно из важнейших градостроительных узлов города на протяжении своего исторического развития постоянно подвергается переустройству, периодически возникают новые объёмы, меняющие масштаб, пропорции, видовое восприятие этого участка территории города. Проблема взаимодействия старого и нового всегда будоражила умы архитекторов: как найди ту логическую цепочку их совместного существования, как сформировать пространство, которое мы называем площадью ?

SMART COMPOSITE IN CONSTRUCTION

Рис. 1. Граница площади Пушкина в 2020 году Fig. 1. Border of Pushkin square in 2020

Площадь Пушкина расположена в исторической части города в непосредственной близости к реке Уводь. Свое название площадь получила в 1937 г., в честь столетия со дня смерти А.С. Пушкина, местечко Пески переименовали в площадь Пушкина [4].

Исторически сложилось, что в этом месте, на берегу реки Уводь на возвышенности Покровской горе, находился мужской монастырь. Центром объемной композиции становится Покровский и Троицкий соборы.

Это место, являющееся не общественным центром села Иваново, а его окраиной, называли «Пески». Постепенно село разрасталось, и в 1871 г. оно было объединено с Вознесенским посадом, который располагался на левом берегу реки Уводь. Возник город Иваново-Вознесенск. Покровская гора, на которой располагался монастырь, перестала быть окраинным местом. Появилась первая транспортная коммуникация, которая разделила предмостовое пространство на две части.

В 1931 г. Покровский и Троицкий соборы были снесены. А в 1932 г. по проекту архитектора А.В. Власова началось строительство одного из крупнейших в стране театров. Площадь Пушкина типологически становится театральной площадью, в связи с завершением в 1940 г. строительства театра с залом, рассчитанным на 1500 чел. По проекту предполагалось формирование максимально большого пространства перед театром для проведения демонстраций трудящихся, крупных массовых мероприятий, театрализованных представлений, присущих духу того времени. На площади перед ним был установлен памятник Сталину, что в принципе характерно для композиций площадей во всем мире. В 1959 г. памятник Сталину с площади Пушкина убрали [5].

Таким, каким мы видим театр сейчас, он стал после реконструкции, которая закончилась в 1987 г. Реконструкция началась через 8 лет после завершения строительства по причине неблагоприятных геологических условий. Протекавший и впадавший в реку Уводь ручей Кокуй при строительстве дворца был забран в коллекторную трубу, но это не спасло здание с высокой массой, фундаменты стали проседать. Основные внешние габариты здания и капитальные кирпичные стены были сохранены, и объем стал

доминировать в пространстве именно как массивная, а не вертикальная доминанта (рис. 2).

Рис.2. Дворец искусств в Иваново (послереконструкции в 1987 г.)

Fig. 2. The Palace of arts in Ivanovo (after reconstruction in 1987)

Геометрическое очертание пространства было изначально сформировано естественными природными преградами (река Уводь, ручей Кокуй) и транспортной коммуникацией, соединяющей село Иваново и Вознесенский Посад.

Анализируя развитие градостроительных систем, можно сделать вывод, что развитие пространства площадей в исторических центрах городов может идти по двум направлениям:

- площадь сохраняет свою геометрию на протяжении длительного времени, появляющиеся взамен исчезающих здания сохраняют ее масштабность, структурность;

- площадь начинает менять свою геометрию, увеличивается за счет свободных территорий или освобождающихся при ликвидации объектов ветхой застройки.

Если в первом варианте поиск архитектурных решений по сохранению морфотипа обусловлен сложившимися параметрами, во втором случае, при нынешнем градостроительном законодательстве, собственники участков не всегда прислушиваются к мнению архитектурного сообщества по созданию пространств площадей с учетом основ архитектурной композиции. Возникают новые объекты, нарушающие целостность, ансамблевость площадей.

Архитектурные объекты, которые формировали пл. Пушкина в городе Иваново, периодически изменяли ее масштаб, пропорции, геометрию плана.

Кроме доминирующего на площади объема здания театра, по соседству с ним на возвышенности появилось здание почтамта.

Почтамт расположен на природной возвышенности на правом берегу реки Уводь, поэтому на момент постройки являлся важной городской доминантой. Трехэтажное здание, близкое в плане к Г-образному, было построено в 1931 г. по проекту Г.С. Гуревич-Гурьева в стиле конструк-

тивизма. При строительстве использовали характерные для архитекторов-конструктивистов материалы - кирпич и железобетон.

В 1957 г. по проекту архитектора Александра Бодягина переоформлялся фасад главпочтамта в духе сталинской

SMART COMPOSITE IN CONSTRUCTION

Рис. 3. Возводимые объекты на площади Пушкина Fig. 3. Objects under Construction on Pushkin square

архитектуры с элементами неоклассицизма. Была перестроена башня по оси фасада со стороны проспекта Ленина: в верхней части были заложены вертикальные ленточные окна, появились новые башенные часы, карниз и балюстрада с обелисками-шпилями. Также были убраны угловые окна, сбиты балконы, примыкавшие к башне. Кирпичные стены оштукатурили и разделали под руст.

Градостроительным советом города Иваново от 9 июня 2005 г. был утвержден проект офисно-торгового центра архитектора Сергея Лося. Крупное объемное здание совершенно не вписалось в историческую застройку.

На противоположной от транспортной магистрали стороне (проспект Ленина) сохранилось историческое здание - Дом Кулакова постройки 1912 года, бывший Дом работников просвещения (просторечное прижившееся название - Дом учителя), а ныне объект культурного наследия регионального значения.

Границу с южной стороны площади зафиксировало здание бизнес-центра «Квадро Сити». Неудачным, на наш взгляд, решением было возведение на площади в 1997 г. зданий кафе «Вернисаж» (1997) и бистро «Морсен» (2013) (последнее у

городских обывателей получило название «Утюг»). В 2019 г. был приведен в порядок и благоустроен Троицкий сквер около Троицкой церкви.

Рядом с возведенным храмом фиксирует поворот дороги с площади на ул. Жарова многоэтажный жилой дом, возведенный в 2016 г. Расположившись на возвышенности, он стал доминировать в пространстве площади по высоте. Так сложилась довольно пестрая застройка, формирующая пространство площади (рис. 3).

Поиски по улучшению пространственной организации площади продолжаются и на современном этапе (рис. 4).

В марте 2020 г. градостроительным советом утвержден проект реконструкции морально устаревшего здания кафе «Вернисаж» под здание торгово-развлекательного центра, который вызвал неоднозначное мнение не только архитектурного сообщества, но и граждан города, активно обсуждавших это решение в социальных сетях.

SMART COMPOSITE IN CONSTRUCTION

Рис. 4. 3Д-модель части площади Пушкина напротив здания Дворца искусств Fig. 4. 3D model of part of Pushkin square opposite the Palace of arts building

Единственным, кто не согласился с предложенным решением и воздержался при голосовании, явился один из авторов настоящей статьи, ранее главный архитектор города Иваново. Было заявлено об островной концепции этого объекта, отсутствии пространственного фронта. «Этот объект не соответствует ни одному из окружающих его зданий, - отмечалось в общественном выступлении. - Он не отвечает историческому характеру застройки данного места. Архитектура своеобразна, индивидуальна, абсолютно парковая... Была бы она на противоположной стороне или ближе к «Серебряному городу». А здесь не вижу городской центр в таком архитектурном стиле» [6].

Как сказал автор проекта Александр Лосев, что «... сама пойма представляет собой конгломерат объектов различных эпох, которые сами по себе имеют много позитивного содержания в историческом и архитектурном плане. Как пример, обратите внимание, в той части, которая нас интересует, размещаются объекты, которые совершенно, на первый взгляд, друг с другом не коррелируют. Их архитектурная составляющая относится к различным стилям, совершенно разные оси ориентации. Мы предлагаем закрепить это свойство, позиционировать его не как негативное, а как свойство, которое недовыражено. .Эти рассыпанные осколки в пределах поймы, с нашей точки зрения, должны стать тем свойством, которое надо подчеркнуть, и самым существенным инструментом для этого подчеркивания может быть благоустройство. Как песок, например, организует пространство в саду камней. И. хаотично разбросанные куски вдруг собираются в замечательную композицию...» [7].

Позиция автора интересна, но структура площади разваливается. Сомнительно, что единая концепция благоустройства сможет обеспечить создание уравновешенной объемно пространственной композиции.

Не только внедряющиеся в структуру площадей здания вызывают спорные вопросы. На визуальное восприятие пространства влияет высотная застройка, концентрирующаяся в центре города. Она дополняет визуальные панорамы пространства либо вступает в противоречия с существующими объемами площадей.

На примере площади Пушкина можно наблюдать возникновение конфликта между объемами здания театра и строящегося многоэтажного жилого дома (рис. 5).

Рис. 5. Вид на здание театра и многоэтажный жилой дом Fig. 5. View of the theater building and multi-storey residential building

Такие ситуации все чаще встречаются в исторических центрах городов при несоблюдении градостроительной дисциплины. Как уже упоминалось, новое высотное здание ни стилистически, ни геометрически не сочетается со зданием театра. Обратившись к архитектонике, несложно увидеть, что проектировщиком были нарушены правила компоновки элементов друг с другом.

Строящееся здание нарушает симметричную композицию пространства этой части площади Пушкина. Симметрия позволяет нам открывать своего рода структурный эталон для многих вещей. Она своими формами организации определяет своеобразную норму, к которой стремится все живое и неживое, хотя и не достигая ее, и в этом проявляется более глубокая и общая природа физического существования вещей. В истории архитектуры и искусства можно найти много примеров того, как архитекторы и художники рассматривали симметрию в качестве божественного начала, знания, данного свыше, наивысшего проявления чистого разума и порядка. Во всех случаях симметрия становилась вершиной совершенства в ее противостоянии хаосу и энтропии.

Здание Дворца искусств является памятником истории, и статус объекта архитектурного наследия оберегает здание от сноса, волюнтаристической реконструкции и самовольной переделки. Поэтому становится очевидным, что для возвращения театру роли доминанты пространства, работать нужно непосредственно со строящейся высоткой.

С появлением в строительстве новых архитектурных разработок внешний вид современных городов сильно изменился. Одно из самых популярных решений сегодня - фасад из стекла. Он имеет стильный внешний вид, кардинально преображает наружные стены, выглядит изысканно, оригинально и отлично вписывается в архитектуру сегодняшних городов. Дизайн стеклянных, зеркальных фасадов отличается лаконичностью, в нем нет ничего лишнего.

Стеновое остекление зданий в последние годы активно применяют в архитектуре. Оно имеет массу преимуществ и характерных особенностей. Остекленные фасады позволяют зданию выглядеть элегантным и невесомым. На первый взгляд, стекло кажется хрупким материалом, однако благодаря использованию инновационных разработок оно обрело достаточную прочность, поэтому стало чаще

использоваться в интерьере и экстерьере строительных объектов [8].

Современный фасад из стекла имеет следующие преимущества:

- Внешний вид. Наружные стены из стекла смотрятся изысканно, оригинально и необычно, позволяя задействовать фантазию в полной мере.

- Светопрозрачность. Полностью прозрачные стены не препятствует проникновению солнечного света, что важно для помещений с большим скоплением людей - торговые, коммерческие организации, вокзалы, аэропорты и прочие.

- Тепло-, звукоизоляция. Современные конструкции могут отлично сохранять тепло. Они производятся со стек-лопакетов с определенным количеством камер, которые заполнены инертным газом, либо оклеены энергосберегающими пленками. Определенные виды стеклопакетов также помогают спастись от сильной жары [8].

Основной недостаток подобных изделий - высокая хрупкость в сравнении с другими вариантами. Несмотря на то что современные стекла производятся по инновационным технологиям, благодаря чему они приобрели повышенные прочностные характеристики, по сравнению с бетоном и кирпичом прочность изделий все же ниже. С другой стороны, грамотно спроектированная конструкция способна выдерживать большие нагрузки [9].

Качественные, правильно установленные фасады при минимальном уходе не теряют свой первоначальный вид десятилетиями.

Другим, более бюджетным решением, может стать использование суперграфики. Под понятием суперграфика следует понимать, как прием формирования гармоничной и удобной среды обитания человека, в том числе ее колористки на различных масштабных уровнях (соотношение с природным фоном, динамичный цветовой контекст, оптическая нейтрализация объемов и др.).

В отличие от кратковременного праздничного художественно-декоративного оформления, архитектурная суперграфика носит долгосрочный характер, становясь, несмотря на радикальный настрой, частью архитектурно-художественного ансамбля, зачастую определяющей его новое образно-семантическое содержание. Несмотря на то что суперграфика визуально изменяет объемную форму, вплоть до трансформации и даже разрушения, она, как правило, подчиняется общей логике градостроительной композиции, поддерживая ее ключевые позиции.

На взгляд авторов настоящей работы, рационально применить данный прием к новому зданию, активно используя оттенки голубого цвета, чтобы создать эффект «растворения» высотного здания на фоне неба.

В случае использования описанных способов преобразования строящегося здания появится возможность сохранить акцент на здании театра, не нарушая исторически сложившегося образа площади Пушкина в городе Иваново.

ВЫВОДЫ

На примере площади Пушкина в городе Иваново рассмотрена проблемы пространственной организации городских площадей, влияния урбанизации на облик исторического центра города. Предложены способы нивелирования ошибок

SMART COMPOSITE IN CONSTRUCTION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

застройки, не предусмотренных при проектировании, чтобы, с одной стороны, не препятствовать развитию города и повышению уровня жизни в нем, а с другой стороны - свести к минимуму спорные решения размещения исторических зданий и современных построек в архитектурном пространстве.

RESULTS

On the example of Pushkin square in the city of Ivanovo examined the problem of spatial organization of urban areas, effects of urbanization on the character of historic downtown. Suggested ways of leveling errors of construction not provided for in the design below, on the one hand, hinder the development of the city and increasing the standard of living, and on the other hand, to minimize the controversial decision host of historic buildings and modern structures in architectural space.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ломоносов URL: http://lomonosov-msu.ru

2. Architectural idea. URL: https://architecturalidea.com

3. Бакайкина М.А. Современные методы формирования городских площадей. Молодой ученый. 2019. №17 (255). С. 6-8. URL: https://moluch.ru/archive/255/58450/

4. Ивановский музыкальный театр. URL: http://www. ivmuz. ru/history/

5. Площадь Пушкина (Иваново). Википедия. URL: https://ru. wikipedia. org/wiki/Площадь_Пушкина_ (Иванов о)

6. Семенова А. Заказчик продавил «парковый» «Вернисаж». Слухи и факты ttps://1000inf.ru/news/94667/

7. «Вернисаж» наизнанку: что будет с площадью Пушкина? Слухи и факты https://1000inf.ru/news/94116/

8. Стеклянные перегородки и двери, конструкции от компании «Гласстрой». URL: https://glasstroy. ru

9. Современные стеклянные конструкции. URL: https://www.glasstroy.ru/sovremennye-steklyannye-konstruktsii/fasad-iz-steklainnovacionnoe-reshenie-v-sovremennom

Поступила в редакцию 11.09.2020 Принята к опубликованию 15.10.2020

REFERENCES

10. Lomonosov. URL: http://lomonosov-msu.ru

11. Architectural idea. URL: https://architecturalidea.com

12. Bakaykina M.A. Modern methods for the formation of urban areas. Young scientist. 2019. N 17 (255). P. 6-8. URL: https://moluch.ru/archive/255/58450/

13. Ivanovo musical theater. URL: http://www.ivmuz.ru/history/

14. Pushkin Square (Ivanovo). Wikipedia. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Площадь_Пушкина_(Иванов о)

15. Semenova A. the Customer pushed the Park"Vernissage". Rumors and facts https://1000inf.ru/news/94667/

16. "Vernissage" inside out: what will happen to Pushkin square? Rumors and facts https://1000inf.ru/news/94116/

SMART COMPOSITE IN CONSTRUCTION

17. Glass partition and doors, structures from the company «Glasstroy». URL: https://glasstroy.ru

https://www.glasstroy.ru/sovremennye-steklyannye-

konstruktsii/fasad-iz-steklainnovacionnoe-reshenie-v-

sovremennom

Received 11.09.2020 Accepted 15.10.2020

18. Modern

glass

structures.

URL:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.