Научная статья на тему 'Архитектурная макетная мастерская: возможности, принципы организации и оснащения (обзор отечественного и зарубежного опыта)'

Архитектурная макетная мастерская: возможности, принципы организации и оснащения (обзор отечественного и зарубежного опыта) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
736
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЕТНАЯ МАСТЕРСКАЯ / ОСНАЩЕНИЕ / ОБОРУДОВАНИЕ / ВОЗМОЖНОСТИ / MODEL WORKSHOP / FACILITIES / EQUIPMENT / CAPABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логвенчев Петр Иванович, Моор Валерий Климентьевич, Ерышева Елена Андреевна

Представлен обзор зарубежного и отечественного опыта организации деятельности и оснащения университетских и коммерческих макетных мастерских. Подчеркнуто, что эта деятельность подчиняется определенным принципам, соблюдение которых обеспечивает ее наибольшую эффективность и безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architectural model workshop: opportunities and principles of organisation and equipment

The article presents the review of domestic and foreign experience in arranging the activity and carrying out the equipment of the model workshops in universities and commercial institutions. It has been emphasised that that activity follows certain principles which being observed give it maximal efficiency and safety.

Текст научной работы на тему «Архитектурная макетная мастерская: возможности, принципы организации и оснащения (обзор отечественного и зарубежного опыта)»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ. Сообщения

УДК 721.055

П.И. Логвенчев, В.К. Моор, Е.А. Ерышева

ЛОГВЕНЧЕВ ПЕТР ИВАНОВИЧ - кандидат геолого-минералогических наук, заведующий лабораторией, e-mail: bravo5a5@mail.ru; МООР ВАЛЕРИЙ КЛИМЕНТЬЕВИЧ - кандидат архитектуры, заведующий кафедрой; ЕРЫШЕВА ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА - кандидат архитектуры, профессор - кафедра архитектуры и градостроительства Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет). Суханова ул., 8, Владивосток, 690950

Архитектурная макетная мастерская: возможности, принципы организации и оснащения (обзор отечественного и зарубежного опыта)

Аннотация: Представлен обзор зарубежного и отечественного опыта организации деятельности и оснащения университетских и коммерческих макетных мастерских. Подчеркнуто, что эта деятельность подчиняется определенным принципам, соблюдение которых обеспечивает ее наибольшую эффективность и безопасность.

Ключевые слова: макетная мастерская, оснащение, оборудование, возможности. Введение

Современный уровень презентации и обсуждения инфраструктурных или технологических проектов не обходится без макета проекта. Грамотная и высокого качества визуализация дает неоспоримые преимущества не только самому проекту, но и его авторам.

Технологические возможности архитектурных макетных мастерских призваны воплотить умозрительные идеи в модель. Сделать этот переход с использованием всех эстетических возможностей максимально широкого спектра материалов и способов их обработки - задача, решаемая только на современном уровне.

Создание макетной мастерской, равно как и организация ее деятельности, оснащение ее оборудованием, подчиняется определенным принципам, которые были выявлены при изучении сведений, размещенных на сайтах ряда кампаний и университетов [1-11]. Соблюдение/игнорирование этих принципов непосредственно сказывается на эффективности деятельности мастерской.

Принципы оснащения и требования к помещению

Макетные мастерские размещаются в просторных помещениях (рис. 1,а, б) или в отдельных зданиях [6]. Организации, имеющие длительную историю существования, отводят под нужды мастерских площади в 300, 400 и более квадратных метров, что, как будет показано далее, имеет

свое объяснение [3, 6, 7]. Есть примеры выделения отдельных помещений для обработки опреде-

2 2 2 ленных материалов [7]: по работе с деревом - 400 м , с пластиком - 180 м , металлом - 420 м .

Площади мастерских университетов больше по сравнению с коммерческими, так как здесь

необходимы помимо технологического пространства учебные классы и выставочные площадки.

© Логвенчев П.И., Моор В.К., Ерышева Е.А., 2016

а б

Рис. 1. Пространство и его организация макетной мастерской Architectural Association School of Architecture: а - Великобритания [6], б - Delft University of Technology, Голландия [8].

Собственно макетные мастерские располагаются единым комплексом. На площади выделяются зоны раскроя материала, покраски, фрезеровки, гравирования, флокирования, изготовления деталей, сборки макетов и т.д., где локализуется близкое по своему функциональному назначению оборудование. Обособленные помещения меньшей площади отводятся под офисы, склады, а также литейные, сварочные, покрасочные работы. Обособление обычно вызвано тем, что помещение не имеет непосредственного отношения к процессу сборки макета либо требованиями безопасности.

Такая организация пространства мастерских диктуется технологией создания макета. Она способствует беспрепятственному перемещению довольно значительного числа людей, позволяет контролировать как действия отдельных студентов/сотрудников, так и общий ход процесса. Это снижает риск травматизма, обеспечивает максимально быструю эвакуацию в случае чрезвычайных обстоятельств.

Наличие единого пространства - залог сохранности деталей макета при доставке к месту сборки. Количество, разнородность, стоимость, степень деликатности и размеры таких деталей могут быть весьма велики. Повреждение или уничтожение какой-либо из них может остановить весь процесс сборки.

Многочисленные перегородки, двери, замки заметно снижают эффективность работы и скорость их выполнения, а в некоторых случаях могут полностью парализовать процесс, поскольку обширные площади макетных мастерских позволяют одновременное изготовление нескольких макетов, и наличие препятствий может сформировать деструктивные перекрестные потоки людей, материалов, деталей. Это обстоятельство, вкупе с вышеуказанным, делает наличие общего пространства жизненно необходимым условием эффективной и безопасной деятельности макетной мастерской.

Перечень оборудования, необходимого для деятельности макетной мастерской, включает: лазерные резаки и граверы; миниатюрные металлообрабатывающие (фрезерные, токарные) станки; планшетные резаки для механического раскроя пленок, картона, бумаги, пластика; оборудование по обработке камня; холодные и/или горячие ламинаторы; широкоформатные принтеры; 3D принтеры и 3D сканеры; оборудование для работы с офортом, шелкографией, керамикой; печи для обжига; плавильное оборудование; большое количество разнообразного вспомогательного оборудования и инструментов.

Макетные мастерские любого юридического статуса имеют довольно большой разброс вариантов оснащенности. Есть примеры оснащения исключительно 3D принтерами или только механическими резаками и фрезами. Очевидно, что такой подход является следствием ограниченных финансовых возможностей либо осознанным выбором той или иной технологии прототипирова-ния. Максимальная технологическая вооруженность мастерских встречается нечасто. Как правило, такой подход оправдан: абсолютными технологическими возможностями и совершенством не об-

ладает ни один тип оборудования, в то же время сокращенный вариант оснащения мастерской приводит к потере части ее возможностей.

Характерно, что в макетных мастерских устанавливаются более одного станка некоторых технологических типов [4-11]. Чаще всего это фрезерные станки, резаки механические, резаки лазерные, 3Б принтеры. Это оборудование используется в основном для раскроя материала или изготовления деталей, которым не нужна сборка (3Б принтеры). Дублирование оборудования обеспечивает максимально эффективную работу мастерской. Макет состоит из большого числа разнородных деталей, которые необходимо выкроить и соединить. Последовательное изготовление всего массива выкроек на одном станке приведет к неоправданно большим срокам выполнения работ. Несколько станков делают возможным параллельное производство деталей, что сокращает срок изготовления макета.

Кроме того, такая компоновка позволяет одновременно работать над несколькими небольшими макетами или отдельными частями большого макета. Важно учитывать и последствия серьезной поломки оборудования. Выход из строя одного станка из четырех не скажется критически на работе всей мастерской. Это несколько скорректирует сроки исполнения работ, но не сорвет их полностью. Надо учитывать тот факт, что макет, например инвестиционного проекта, заказывается под определенное событие, к сроку, изменить который заказчик макета не в силах. И угроза невыполнения заказа определяет выбор заказчиком макетной мастерской, где эти риски сведены к минимуму.

Наличие нескольких одинаковых станков оправдано и при поточном производстве большого тиража однотипных изделий (медалей, сувениров, типовых элементов макетов), и в случае срочных заказов.

Макетная мастерская и университет

Современная макетная мастерская университета - общепризнанный необходимый элемент технологического обеспечения процесса подготовки архитекторов.

В макетных мастерских (рис. 2) происходит формирование у студента компетенций макетного моделирования и закрепляются навыки пластической проработки поверхностей. Применение современных технологий и методов прототипиро-вания в архитектурном проектировании - неотъемлемая часть статуса выпускника архитектурных специальностей как ведущих российских, так и зарубежных университетов. Архитектурные кафедры университетов многих стан мира, включая Россию, имеют в своей структуре макетные мастерские как обязательное условие качественной подготовки студентов.

Наличие мастерских позволяет совершенствовать образовательный процесс, используя не совсем обычные формы обучения (клаузуры в натуральную величину), а также непривычные масштабы реализации студенческих проектов (рис 3,а, б), для этого используются территории специально выделенных участков на территории кампусов и кам-пусных парков.

Университеты являются традиционными площадками инвестиционных, межвузовских форумов. Зарубежные и иногородние участники при необходимости вынуждены транспортировать графические материалы или макеты к месту проведения форума. Перевозка макета к месту проведения мероприятия не гарантирует его сохранность (макет может пропасть или повредиться), поэтому от нее вынуждены отказываться. При наличии макетной мастерской университет имеет возможность предложить и предоставить услуги 2Б и 3Б визуализации своих проектов иностранным и иногородним участникам форумов.

Рис. 2. Занятия в макетной мастерской [6].

а б

Рис. 3. Примеры реализации студенческих проектов ДгоИйвоШга! Двво^аНоп БоИоо! оТ ДгоИНвоШгв

в Англии [6].

Макетная мастерская в состоянии содействовать решению организационных вопросов, связанных как с проведением университетских мероприятий (сувенирная, представительская и подарочная продукция), так и с участием университета в презентации собственных инвестиционных проектов и соответствующей их визуализацией.

Макетная мастерская может быть задействована и в развитии учебной базы университета. Кроме архитектурных макетов, в мастерской могут быть изготовлены учебные модели для самых разных дисциплин: биологии, механики, робототехники, геологии, горного дела, строительства и пр. Это позволит сделать более современным процесс обучения, нагляднее проиллюстрировать студентам явление, процесс или объект изучения.

Внебюджетные возможности макетной мастерской университета

Макетная мастерская университета может быть привлечена и для оказания платных услуг сторонним организациям и частным лицам. Такая деятельность может стать дополнительным источником финансирования, позволит окупить затраты и участвовать в софинансировании модернизации парка оборудования, его ремонта и обслуживания.

Макетная мастерская университета обладает рядом конкурентных преимуществ. В первую очередь - это серьезный кадровый потенциал, в процессе творческих работ знания, опыт и навыки преподавателей доступны и применимы для будущих архитекторов. Кроме того, здесь более высоки шансы найти талантливого макетчика среди постоянно обновляющегося потока студентов.

Большой вклад в стоимость макета вносят именно творческие возможности исполнителя. Стоимость макета, особенно высокого уровня исполнения, на несколько порядков выше стоимости затраченных на его изготовление материалов. Столь большая разница не может быть объяснена одними трудозатратами: она свидетельство того, что макетирование можно сравнить с искусством, основанном на технологиях обработки материалов. И потому макет, выполненный в одном экземпляре и на высоком уровне (художественном и технологическом), являет собой уникальный арт-объект и не может не доставлять эстетического наслаждения и, соответственно, имеет более высокую цену.

Заключение

Макетные мастерские вузов и коммерческие мастерские подчиняются общим принципам организации деятельности и оснащения. Наиболее эффективной и конкурентоспособной будет мастерская, созданная и функционирующая на основе следующих принципов:

- использование максимально технологически разнообразного парка оборудования;

- дублирование оборудования на наиболее ответственных участках деятельности;

- размещение мастерской единым комплексом.

Технологически совершенная мастерская университета (своей внебюджетной деятельностью) позволит получить студентам не только навыки современных способов прототипирования, но и опыт участия в конкурентной борьбе, умение отвечать на вызовы рынка и находить решения возникающих проблем. Ценность специалиста, получившего такого рода опыт еще на этапе обучения, несомненно, более высокая.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова // Сайт БГТУ. Страница кафедры архитектуры и градостроительства. URL: http://arch.bstu.ru/umo/ (дата обращения: 12.10.2015).

2. Макетная мастерская «Абрис». URL: http://oooabris.ru/about-us/maketnaya-masterskaya/ (дата обращения:

18.10.2015).

3. Макетная мастерская «МодельЦентр». URL: http://modelcenter.ru/company/ (дата обращения: 18.10.2015).

4. Московская архитектурная школа МАРШ. URL: http://march.ru/about/service/ (дата обращения:

18.03.2016).

5. Уральский государственный архитектурно-художественный университет. URL: http://www.usaaa.ru/about/subdiv/maket (дата обращения: 06.10.2015).

6. Architectural Association School of Architecture.

URL: http://www.aaschool.ac.uk/AASCHOOL/BEDFORDSQUARE/model.php. (дата обращения: 06.10.2015).

7. Bauhaus-Universität Weimar. URL: http://www.uni-weimar.de/en/art-and-design/structure/workshops-and-equipment/wood/ (дата обращения: 21.03.2016).

8. Delft University of Technology. URL: http://archinect.com/blog/article/21449560/architecture-building-features-4-workshop-models . - 06.03.2016.

9. Kingston University London.

URL: http://fada.kingston.ac.uk/about-us/facilities/3D-materials-workshop/kingston.ac.uk/. - 06.10.2015.

10.University of Waterloo. URL: https://uwaterloo.ca/architecture/resources-services/fabrication-labs/ . -14.10.2015.

11.Victoria University of Wellington. URL: http://www.victoria.ac.nz/fad/facilities/3d-model-workshops/. -06.10.2015.

THIS ARTICLE IN ENGLISH SEE NEXT PAGE

Reports

Logvenchev P., Moor V., Erysheva E.

PETER I. LOGVENCHEV, Ph.D, Head of the laboratory, e-mail: bravo5a5@mail.ru, VALERIY K. MOOR, Ph.D., Professor, Head, e-mail: moorv@rambler.ru, ELENA A. ERYSHEVA, Ph.D., Professor, Department of Architecture and Urban Planning, School of Engineering, Far Eastern Federal University. 8 Sukhanova St., Vladivostok, Russia, 690950.

Architectural model workshop: opportunities and principles of organisation and equipment

Abstract: The article presents the review of domestic and foreign experience in arranging the activity and carrying out the equipment of the model workshops in universities and commercial institutions. It has been emphasised that that activity follows certain principles which being observed give it maximal efficiency and safety.

Key words: model workshop, facilities, equipment, capabilities. REFERENCES

1. Belgorod State Technological University. URL: http://arch.bstu.ru/umo. - 12.10.2015. (in Russ.). [Belgo-rodskij gosudarstvennyj tehnologicheskij universitet imeni V.G. Shuhova: URL: http://arch.bstu.ru/umo/ (data obrashhenija: 12.10.2015)].

2. Model workshop "Abris". URL: http://oooabris.ru/about-us/maketnaya-masterskaya/ - 18.10.2015. (in Russ.). [Maketnaja masterskaja "Abris": URL: http://oooabris.ru/about-us/maketnaya-masterskaya/ (data obrashhenija

18.10.2015)].

3. Model workshop «ModelCenter». URL: http://modelcenter.ru/company/ (in Russ.). [Maketnaja masterskaja "ModelCenter". URL: http://modelcenter.ru/company/ (data obrashhenija 18.10.2015)].

4. Moscow School of Architecture MARSH. URL: http://march.ru/about/service// - 18.03.2016. (in Russ.). [Moskovskaja arhitekturnaja shkola MARSH: URL: http://march.ru/about/service/ (data obrashhenija:

18.03.2016)].

5. Ural State University of Architecture and Art. URL: http://www.usaaa.ru/about/subdiv/maket/. - 06.10.2015. (in Russ.). [Ural'skij gosudarstvennyj arhitekturno-hudozhestvennyj universitet.

URL: http://www.usaaa.ru/about/subdiv/maket (data obrashhenija: 06.10.2015)].

6. Architectural Association School of Architecture.

URL: http://www.aaschool.ac.uk/AASCHOOL/BEDFORDSQUARE/model.php. - 06.05.2016.

7. Bauhaus-Universität Weimar http://www.uni-weimar.de/en/art-and-design/structure/workshops-and-equipment/wood/ - 21.03.2016.

8. Delft University of Technology: URL: http://archinect.com/blog/article/21449560/architecture-building-features-4-workshop-models. - 06.03.2016.

9. Kingston University London: URL: https://uwaterloo.ca/architecture/resources-services/fabrication-labs/. -06.10.2016.

10. University of Waterloo. URL: https://uwaterloo.ca/architecture/resources-services/fabrication-labs/. -14.10.2016.

11. Victoria University of Wellington: URL: http://www.victoria.ac.nz/fad/facilities/3d-model-workshops/. -06.10.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.