Научная статья на тему 'Архитектура церкви в честь Святой Живоначальной Троицы С. Мохнатый лог Краснозерского района Новосибирской области'

Архитектура церкви в честь Святой Живоначальной Троицы С. Мохнатый лог Краснозерского района Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
298
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ / ОБМЕРЫ / ТИПОВОЙ ПРОЕКТ ЦЕРКВИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ростовцева Ирина Львовна, Прокошева Оксана Александровна, Огнев Никита Сергеевич, Шестакова Яна Владимировна

Церковь в честь Святой Живоначальной Троицы с. Мохнатый лог Краснозерского района Новосибирской области поставлена на учет как памятник архитектуры муниципального значения, при этом высказано предположение, что здание построено по типовому проекту №27 из «Атласа планов и фасадов церквей…», одобренного Синодом. Результаты обмеров здания, выполненных студентами Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии летом 2014 г., уточняют сведения о церкви и дают основание утверждать, что при строительстве был использован другой проект. Архивные материалы публикуются впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Ростовцева Ирина Львовна, Прокошева Оксана Александровна, Огнев Никита Сергеевич, Шестакова Яна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architecture of the Trinity Church in the Village of Mokhnaty Log (Kransozersky District of Novosibirsk Region)

The Trinity Church of the village of Mokhnaty Log of Krasnozersky district of Novosibirsk region has a status of a local architectural monument. In the passport of the monument it was supposed that the building of the church had been constructed by a standard design No27 of The Atlas of Plans and Facades for Churches…, which was approved by Russian Synod. In summer 2014 students of Novosibirsk State Academy of Architecture and Fine Arts took architectural surveys of the church’s building. The results of the surveys determine information about the church’s architecture and suggest that another kind of a standard design was used for the constructing. The article contains archival ma-terial which is published for the first time.

Текст научной работы на тему «Архитектура церкви в честь Святой Живоначальной Троицы С. Мохнатый лог Краснозерского района Новосибирской области»

Рис. 6. Архитектор А.Д. Крячков. Проект на капитальный ремонт церкви с. Легостаево.

Поперечный разрез. ЦХАФ АК. Ф. 31. Оп. 1. Д. 510. Л. 5

УДК: 72.007.

ББК: 85.113

И.Л. Ростовцева, О.А. Прокошева, Н.С. Огнев, Я.В. Шестакова, г. Новосибирск

Архитектура церкви в честь Святой Живоначальной Троицы с. Мохнатый лог Краснозерского района Новосибирской области

Аннотация

Церковь в честь Святой Живоначальной Троицы с. Мохнатый лог Краснозерского района Новосибирской области поставлена на учет как памятник архитектуры муниципального значения, при этом высказано предположение, что здание построено по типовому проекту №27 из «Атласа планов и фасадов церквей...», одобренного Синодом. Результаты обмеров здания, выполненных студентами Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии летом 2014 г., уточняют сведения о церкви и дают основание утверждать, что при строительстве был использован другой проект. Архивные материалы публикуются впервые.

Ключевые слова: памятник архитектуры, обмеры, типовой проект церкви.

Здание бывшего храма Святой Троицы с. Мохнатый лог Краснозерского района Новосибирской области, ранее Карасукской волости Барнаульского уезда Томской губернии благочиния 21 округа, было включено в реестр памятников архитектуры под таким обозначением: «памятник архитектуры. Датировка памятника — 1906 г. Категория охраны — местная (муниципальная)» (постановление Правительства Новосибирской области от 06.10.2010 г. №164-п) [5].

Первое упоминание о храме Святой Троицы в Мохнатом логу относится к 1900 г., когда благочинный церквей 21 округа Томской епархии о. Петр Васильевский в отчете о состоянии церквей своего округа назвал Троицкую церковь с. Мохнатый Лог как «разрешенную к строительству» [2 , л. 104].

Между постройкой здания церкви в 1906 г. «тщанием прихожан» (то есть на их добровольные пожертвования) и открытием самостоятельного прихода прошло 2 года. В течение двух лет церковь была приписана к Карасукскому приходу, то есть служили в ней священники из Никольского храма в Карасуке очень редко, а в основном жителям приходилось ездить в волостной центр.

В №21 «Томских Епархиальных Ведомостей» за 1908 г. сообщалось: «Указом Святейшего Синода от 5 сентября сего года, за №10791, в деревне Мохнатом Логу, Барнаульского уезда, благочиния №21, при церкви во имя Святой Троицы открыть самостоятельный приход со штатом причта из священника и псаломщика с тем, чтобы содержание причта новооткрытого прихода было отнесено исключительно на изысканные местные средства» [8].

«Справочная книга по Томской епархии» за 1909-1910 гг. содержит сведения о Троицкой церкви:

«Церковь деревянная однопрестольная, во имя Святой Живоначальной Троицы, построена в 1906 году; земли при ней нет; расстояние от г. Томска 500 верст.

Почтовый адрес: через Карасукское почтовое отделение, Барнаульский уезд.

Состав прихода: с. Мохнатый Лог, Барнаульского уезда. Прихожан обоего пола 3008 душ.

Причта по штату: один священник и один псаломщик. Священник Михаил Васильевич Никольский. 27 лет. Окончил Томскую духовную семинарию по 2 разряду. Рукоположен во священника к сей церкви 26 ноября 1906 года. Псаломщик Алексей Васильевич Болышанин. 27 лет. Окончил Томскую духовную семинарию. Определен псаломщиком 29 мая 1907 года.

Содержание причта при готовых причтовых домах: жалованье от прихожан 800 рублей, выплаты от них же 470 пудов и доходы от требования.

В с. Мохнатый Лог церковная школа грамоты с 115 учащимися; жалованье учителю по 12 рублей за каждый учебный месяц» [6].

В Справочной книге по Томской епархии за 1914 г. находим следующее:

«Приход церкви увеличился до 3970 душ, за счет добавления в приход поселка Кульма, Барнаульского уезда, сменились священник и псаломщик. Священник Петр Алексеевич Яхонтов, 32 года, окончил Тамбовскую духовную семинарию, на службе священника с 1912 г., на настоящем месте с 1913 г. Псаломщик Василий Максимович Казаковцев, 17 лет, из 3 класса Томского духовного училища, на службе с 1913 г.» [7].

В Государственном архиве Новосибирской области хранятся метрические книги Троицкой церкви Мохнатого Лога с 1908 г. по 1917 г. [3].

Церковь Троицы в с. Мохнатый Лог была закрыта постановлением Облисполкома №2225 от 3.04.1933 г. В 1939 г. о здании церкви было написано: «переоборудовано под клуб, вида церкви не имеет» [4].

Здание церкви в честь Святой Троицы с. Мохнатый лог — деревянное на кирпичном фундаменте (высота 640 мм). Стены церкви срублены из бревен (средняя толщина 240-250 мм) с остатком и облицованы горизонтально расположенными калеванными досками, торцы сру-

175

ба защищены вертикально расположенными досками, имитирующими пилястры (рис. 1).

План здания имеет структуру трапезного храма или храма «кораблем», причем все его структурные части — алтарная апсида (глубиной 2,5 саж.), собственно храм — кафоликон (4 саж. 2 арш.), трапезная (2 саж.) и притвор под колокольней (2 саж.) — четко разграничены выступами, что существенно отличает этот план от плана проекта №27 из «Атласа планов и фасадов церквей» [1], обозначенного в официальном каталоге «Памятники истории, архитектуры и монументально-декоративного искусства Новосибирской области.» [5] как предположительно использовавшийся при строительстве.

В плане Троицкого храм, ширина четверика — кафоликона (10 м, или 4 саж. 2 арш.) — совпадает с размером притвора, а трапезная и прямая часть алтарной апсиды имеют одинаковую, но меньшую ширину (4 саж. 0,5 арш.). Общая ширина здания в проекте №27 составляет 11 м (или 5 саж. 1 арш.), что соответствует размерам храмов вместимостью около 500 человек (проекты деревянных церквей №19, 22, 31, и каменной №24) (рис. 2).

Троицкий храм имеет более сложную, чем проект №27, форму алтарной апсиды. Еще одной особенностью проекта №27 являются две цепи колонн в интерьере, уничтожение которых при большом пролете невозможно без ущерба для конструкции в целом. В процессе приспособления здания под клуб общие очертания плана Троицкой церкви остались прежними. Изменения коснулись организации интерьера, где появились внутренняя продольная стена, отделившая фойе от зрительного зала, и стена, отрезавшая трехгранную часть алтарной апсиды от ее прямоугольной части, использовавшейся как сцена клуба. Помещение притвора было превращено в кинобудку, попасть в которую можно через специальную пристройку к западному фасаду.

Северный фасад церкви. На продольных фасадах поверхность стены четверика-кафоли-кона разделена лопатками на шесть прясел, в центральном из которых располагался дверной проем (заложенный досками), а в боковых — окна с хорошо сохранившимися наличниками. Вокруг заложенного дверного проема четко видны следы закладных элементов конструкций северного крыльца-паперти. Перед северным фасадом были обнаружены остатки кирпичного фундамента паперти (рис. 1).

Из пяти окон северного фасада сохранились только три, а два оконных проема переделаны в двери. Окна, расположенные в прямоугольной части алтарной апсиды на продольных фасадах, были, скорее всего, перенесены со скошенных стен алтаря (поскольку оконные проемы в плане находятся не на одной оси).

Обшивка стен трапезной и притвора на северном фасаде почти полностью утрачена (вероятно, во время пожара), кроме двух верхних досок над дверями, на которых видны следы верха снятых отсюда наличников окон. Конструкции двери притвора сильно повреждены пожаром.

Южный фасад церкви. В центре четверика-кафоликона, на южном фасаде, как и на северном, видны следы дверного проема и закладные элементы крыльца-паперти. Окна этого фасады менее сохранны, большая часть из них заложена бревнами.

Расположенный на восточном фасаде алтарь состоит из прямоугольных жертвенника и дья-конника и трехгранной алтарной апсиды. Оконные проемы боковых стен апсиды закрыты досками обшивки, обработанными так же, как сами стены, и потому почти незаметны (рис. 1).

Западный фасад церкви. На оси симметрии западного фасада явно просматриваются следы треугольника, очерчивавшего скаты крыши, и вертикали стоек большого крыльца главного входа в храм. Верхняя точка треугольника фронтона бывшего крыльца находится выше современного карниза здания. Следов колокольни не сохранилось (рис. 2). Располагающиеся на этом фасаде окна прорезаны и снабжены наличниками в момент переделки здания под клуб. Левый из оконных проемов располагается слишком близко от разрушенных уже конструкций

176

крыльца и при визуальном восстановлении конструкций фактически пересекается с ними. Второй оконный проем прорезан в бревнах, закрывающих проем двери. По логике симметрии (если предположить, что мы имеем дело с проектом №27), справа от дверного проема должен был располагаться еще один оконный проем, однако никаких его следов на фасаде нет, а чуть ниже уровня окна сделана пристройка с лестницей, ведущей в кинобудку. Кроме того, уровень оконных проемов вместе с наличниками на западном фасаде располагается ниже окон с наличниками, находящимися на своих исходных местах, на южном и северном фасадах. Итак, в исходном проекте окон на западном фасаде Троицкого храма не было.

Чердак. Судя по состоянию перекрытий, современная высота здания до карниза является первоначальной, а высота кровли была другой. На чердаке обращает на себя внимание разница в обработке материала, из которого выполнены основные балки перекрытия и все стойки и распорки стропил. Все горизонтальные и некоторые из наклонных угловых балок сделаны из тщательно обработанных крупных бревен (диаметром около 300 мм) и являются, безусловно, конструкциями первоначального здания церкви (рис. 3). Стропильные ноги и стойки выполнены из более тонких бревен, не очищенных от коры, березы и сосны и выполненных так небрежно, что не могут быть конструкциями церкви, а значит, были сделаны в период переделки здания под клуб. В боковых частях притвора есть заколоченные люки, южный из которых укреплен металлическим профилем. Возможно, здесь располагался выход на колокольню.

В процессе сбора материалов и изучения чертежей и фотографий зданий храмов, близких по структуре и размерам плана к исследуемому, были выделены две группы, различающиеся по форме перекрытия кафоликона: шатер или глухой купол, опирающийся на стены четвери-ка-кафоликона, выведенные на уровень конька кровли (рис. 4, 5 и 6). Все шатровые храмы можно рассматривать как варианты базового проекта №19 из «Атласа планов и фасадов» [1, с. 23]. Различаются эти варианты высотой подъема кафоликона над общей высотой здания, наличием и высотой треугольного фронтона и завершением шатра световым или глухим барабаном с главкой (рис. 5).

В Троицком храме в средней части здания, над кафоликоном, в балках видны пазы, в которых находились вертикальные и наклонные элементы перекрытия кафоликона. Форма этих отверстий позволяет представить углы наклона вставлявшихся в них конструкций. Внимательный осмотр этой части чердака позволяет предположить, что над кафоликоном был сооружен глухой купол, как в храмах в дер. Шиловой (рис. 5) и Алеусской. Кроме того, в проектах этих церквей центральный наличник завершен разомкнутым фронтоном с копьевидной формой посередине, как и все наличники Троицкого храма.

Подполье. Под стены храма подведен ленточный кирпичный фундамент. Подполье представляет собой общее помещение, высотой около 140-150 см от земли (засыпанной строительным мусором) до плах пола храма. Общее пространство разделено двумя рядами опорных столбов, по 8 в каждом ряду, сложенных из кирпича, на которые первоначально опирались лаги, но во время переделки здания под клуб уровень пола был поднят. На кирпичные опоры были поставлены дополнительные стойки, держащие лаги.

Часть здания, находящаяся под притвором, отделена от основного объема подполья сплошной кирпичной стеной и не имеет с ним связи, что требовалось для усиления фундамента под колокольней, испытывавшей сильные динамические нагрузки.

Полы в здании клуба были настелены заново, при этом подняты выше первоначального уровня на высоту лаги (около 400-500 мм), свидетельством тому служит использование в качестве опор под лагами обрезков сильно обгоревших бревен.

К сожалению, данных проведенных обмеров недостаточно для установления, по какому из типовых проектов был построен Троицкий храм, но, скорее всего, это не был проект №27, име-

177

ющий слишком большие расхождения с существующим зданием. Для точного установления прототипа необходимы дополнительные архивные изыскания, и потому поиск продолжается.

Список использованных источников

1. Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях. Издание Святейшего Синода. — М.: Синодальная типография, 1899.

2. ГАТО. Ф. 170. Оп. 2. Д. 3174. Л. 104.

3. ГАНО. Ф. Д-156. Оп. 1. №2002, №2004, 1910 г., №2004а, 1911г., №2004, 1912 г., №2006, 1913 г., №2007. 1914 г.

4. ГАНО. Ф. Р1481. Оп. 1. №3, 1938-1942 гг., на 32 лл.

5. Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области: каталог. Книга 2: Новосибирская область. — Новосибирск: НПЦ по сохранению историко-культурного наследия, 2001.

6. Справочная книга по Томской епархии за 1909-19010 гг. — Томск: Типография Приюта и Дома Трудолюбия, 1911. — XVIII. — 810 с.

7. Справочная книга по Томской епархии за 1914 г. — Томск: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева», 1914. — VIII. — 783 с., с приложением алфавита священников.

8. Томские Епархиальные Ведомости за 1908 г. — №21.

Рис. 1. Северный фасад, фрагменты восточного фасада Троицкой церкви с. Мохнатый Лог.

Снимки М. Кретовой

ílíiíií! (11 NO

Рис. 4. Проекты храмов, близкие по размерам Троицкой церкви с. Мохнатый Лог: а) церковь пока не определена (ЦХАФ АК); б) церковь в честь св. муч. Агрипины в пос. Унары, Тарского уезда, Тобольской губ. Снимок опубликован на обложке издания: Тарасов Т.И. Сибирские церкви и школы. К 10-летию фонда им. Императора Александра Ш (1894—1904 гг.), СПб., 1904); в) церковь Симеона Богоприимца в пос. Орловском Каменской вол. Ишимского уезда Тобольской губ. Снимок опубликован там же, вклейка между с. 20-21

чГ'

00

1 1

Л .

/ Г-

/ П V

ШЛ

е.

л®

ШЖ Ш

в...л

¿//.га

9 У

'Г ', с

—I 1

I

ш

Рис. 5. а) проект церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в деревне Шиловой Шадринской волости Барнаульского округа. Составлен в г. Барнауле в 1893 г. Фасад (ЦХАФ АК. Ф. 31. Оп. 1. Д. 455. Л. 1); б) проект церкви в деревне Убинской Устькаменогорского уезда Семипалатинской области. Арх. Носович

(ГАТО. Ф. 3. Оп. 41 Д. 446. Л. 55)

Рис. 6. Разрезы: а) церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в деревне Шиловой Шадринской волости Барнаульского округа (ЦХАФ АК. Ф. 31. Оп. 1. Д. 455. Л. 3.); б) церкви в деревне Убинской Устькаменогорского уезда Семипалатинской области (ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 446. Л. 55)

УДК: 39

ББК:63.5

Д.С. Рыговский, г. Новосибирск Научный руководитель: А.Ю. Майничева

Проблемы описания культовых объектов сибирских старообрядцев

Аннотация

Традиция почитания святых мест на территории Западной Сибири довольно хорошо изучена. Однако материалы из разных регионов довольно трудно сопоставлять друг с другом на достаточно надежном, объективном уровне. В связи с этим автором статьи была предпринята попытка на основе формальных критериев описать собственные полевые материалы, связанные с изучением святых мест старообрядцев белокриницкого согласия. Данный подход позволил охарактеризовать основные типы святых мест данного согласия, наиболее распространенные культы святых, типы посещений культовых объектов, использующиеся на настоящий момент, а также выделить локальные и региональные варианты этой традиции в Сибири.

Ключевые слова: сибирские старообрядцы, культовые объекты, святые места, проблемы описания.

Необходимость детальной разработки структуры описания святых мест старообрядцев За-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.