Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРА СЕЛЬСКИХ КЛУБОВ XX ВЕКА ПРИМЕНИМО К КОНЦЕПЦИИ СЕЛЬСКОГО ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА'

АРХИТЕКТУРА СЕЛЬСКИХ КЛУБОВ XX ВЕКА ПРИМЕНИМО К КОНЦЕПЦИИ СЕЛЬСКОГО ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
238
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ КЛУБ / ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР / СЕЛЬСКАЯ АРХИТЕКТУРА / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сариева А.В.

В статье рассмотрены архитектурно-планировочные особенности сельских клубов России XX века, их историческое развитие и типология. Проанализировано влияние основных архитектурно-планировочных принципов сельских клубов России в образовании основной концепции информационно-культурного центра (далее - ИКЦ) нового типа, его особенностей и функционального наполнения. Публикация также рассматривает отличительные черты современного ИКЦ относительно исторически сложившихся принципов архитектурно-планировочного решения классического сельского клуба. В публикации производится анализ основополагающих функций и отличительных особенностей сельских клубов, анализируется рациональность применения выявленных особенностей в концепции ИКЦ нового типа с учетом запросов современной сельской местности, определяются специфические требования к архитектурно-планировочным особенностям ИКЦ, отличающиеся от требований к сельским клубам XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Сариева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARCHITECTURE OF RURAL CLUBS OF THE XX CENTURY APPLICABLE TO THE CONCEPT OF A RURAL INFORMATION AND CULTURAL CENTER

The article considers the architectural and planning features of Russian rural clubs of the XX century, their historical development and typology. The article analyzes the influence of the main architectural and planning principles of rural clubs of Russia in the formation of the basic concept of the information and cultural center (hereafter - the ICC) of a new type, its features and functional content. The publication also examines the distinctive features of the modern ICC in relation to the historically established principles of architectural and planning solutions of the classic village club. The publication analyzes the fundamental functions and distinctive features of rural clubs, the rationality of applying the identified features in the concept of a new type of ICC, considering the needs of modern rural areas. The article also defines specific requirements for architectural and planning features of the ICC, which differ from the requirements of rural clubs of the XX century.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРА СЕЛЬСКИХ КЛУБОВ XX ВЕКА ПРИМЕНИМО К КОНЦЕПЦИИ СЕЛЬСКОГО ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА»

Архитектура сельских клубов XX века применимо к концепции сельского информационно-культурного центра

Сариева Александра Владимировна

аспирант, кафедра «Архитектура сельских населенных мест», Московский архитектурный институт (государственная академия), luckytito@mail.ru

В статье рассмотрены архитектурно-планировочные особенности сельских клубов России XX века, их историческое развитие и типология. Проанализировано влияние основных архитектурно-планировочных принципов сельских клубов России в образовании основной концепции информационно-культурного центра (далее - ИКЦ) нового типа, его особенностей и функционального наполнения. Публикация также рассматривает отличительные черты современного ИКЦ относительно исторически сложившихся принципов архитектурно-планировочного решения классического сельского клуба. В публикации производится анализ основополагающих функций и отличительных особенностей сельских клубов, анализируется рациональность применения выявленных особенностей в концепции ИКЦ нового типа с учетом запросов современной сельской местности, определяются специфические требования к архитектурно-планировочным особенностям ИКЦ, отличающиеся от требований к сельским клубам XX века.

Ключевые слова: сельский клуб, информационно-культурный центр, сельская архитектура, многофункциональная архитектура.

Введение: история формирования общественно-культурных учреждений в России

Облик сельского общественно-культурного учреждения на России формировался на протяжении последних нескольких столетий. У истоков таких культурно-просветительских «очагов» стояли и балаганы, и ярмарки, где жители могли обмениваться новостями, общаться и заниматься различными видами деятельности. К этой категории даже частично возможно отнести сельские часовни и церкви, в которых изначально была заложена культурно-просветительская функция помимо духовной.

На протяжении XIX-XXI веков формируется, развивается и прогрессирует облик современного социально-культурного учреждения. Начиная с народных домов конца XIX века, расположенных как в малых, так и крупных городах, и заканчивая современными сельскими клубами и культурными центрами, в таких сооружениях использовались определенные принципы архитектурно-планировочной организации пространства, связанные с характерными запросами общества. Народные дома, к примеру, больше были ориентированы на население города, и в связи с этим в них уже было предусмотрено довольно большое количество функций; имея большую полезную площадь, в народных домах могли размещаться местные библиотеки, читальные залы, залы для культурно-художественной деятельности, кружковые комнаты и даже кафе. Народные дома в первую очередь несли в себе функцию социального укрепления и образования общества.

После Октябрьской революции 1917 года популярность народных домов снизилась, и на смену им пришли избы-читальни, дома колхозника и дома культуры. Дома культуры были призваны приобщить население к прогрессу, быстрому и изменчивому ходу времени, который особенно был характерен для постреволюционной СССР. Избы-читальни же больше были характерны для сел и деревень и представляли собой довольно крупные сооружения (1-2 этажа) с площадью от 500 кв.м. Наибольшее распространение они получили с 1917 по 1945 годы. Изба-читальня являлась одним из основных центров просвещения сельского и деревенского населения.

После войны на смену избам-читальням пришли сельские клубы. Это были более современные сооружения, часто сочетавшие в себе много функций, но их главной отличительной особенностью стали многофункциональность и акцент на зале, который часто был предназначен не только для музыкальных и ораторских выступлений, но и мог переформатироваться под танцевальные вечера и дискотеки. Сельский клуб - первый тип общественно-культурного сооружения, который, будучи заточенным под запросы сельских жителей, также начал совмещать в себе сторонние функции, помимо образовательных, а также, как правило, включавший в себя зал

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

сч сч о сч

о ш Ш X

3

<

т о х

X

в обязательном порядке. Уже тогда зал стал ядром структуры сельского клуба.

Сельские клубы существовали и развивались на протяжении практически всего XX века. Некоторые их составляющие менялись, но основа - зал и вспомогательные помещения - оставались без изменений. Сегодня сельский клуб XX века - своего рода каноническая основа сельских и деревенских общественно-культурных зданий.

Сельские театры - еще одна разновидность сельских и деревенских культурно-досуговых учреждений, но в них вектор был, конечно же, смещен в сторону театральных и музыкальных постановок. Это были полноценные театры, обычно не включавшие в себя иные функции. Однако в контексте исторического формирования сельского общественно-культурного учреждения стоит рассматривать сельский театр как еще одно звено цепи исторического развития общественно-культурных сельских зданий.

Сегодня появляются современные проекты сельских общественно-культурных учреждений. Они отличаются по своим задачам и по функциональному наполнению. Проектируются целые культурные межселенные комплексы, объединяющие несколько сел, и включающие в себя также функцию школы и спорта [11]. В случае с ИКЦ акцент идет именно на малые населенные пункты (до 200 человек) и на обеспечение многофункциональности сооружения как за счет включения в него различных функций, так и за счет трансформации внутреннего пространства зала. Рассматривая различные проекты сельских клубов XX века, автором выявляются определенные закономерности и принципы, которые возможно и необходимо применить в архитектурно-планировочном решении ИКЦ, а также анализируются аспекты, которые на сегодняшний день должны остаться в прошлом и замениться современными решениями. ИКЦ -гибкая современная концепция общественно-культурного сооружения, которая, тем не менее, во многом опирается на архитектуру сельских клубов. Рассмотрим подробнее некоторые сельские клубы; выявим их особенности, общие и различающиеся между собой черты, основные архитектурно-планировочные принципы, сильные и слабые стороны, и определим, как в дальнейшем возможно использовать полученную информацию для создания наиболее удачной концепции ИКЦ.

Анализ архитектурно-планировочной структуры российских сельских клубов XX века

После появления и распространения народных домов в конце XIX века - начале XX века начался постепенный процесс распространения социально-культурных учреждений как в крупных населенных пунктах, так и в глубинках, селах и деревнях. Сам по себе народный дом являлся больше городским типом общественного сооружения, и постепенная интеграция такого типа в малые населенные пункты привела к неизбежным изменениям в его архитектурно-планировочной структуре -прежде всего, во внутренней площади. Естественно, сооружения, предназначавшиеся для сел и деревень, были менее вместительными. Также была пересмотрена их структура.

Сам клуб как массовое явление в России образовался в начале XX века. Клубы стали получать наибольшее распространение в особенности после Октябрьской революции 1917 года. Возникла потребность в обеспечении комфортных условий для распространения новой

общественной парадигмы и ее закрепления в культурном коде социума. Новый облик городского клубного здания сформировали видные архитекторы эпохи конструктивизма, такие, как И. А. Голосов, К. С. Мельников, братья Веснины и другие. Тогда же появились первые предпосылки многофункциональности подобных сооружений. С течением времени эта тенденция получила новое развитие.

«На новом этапе проектирования клубов особое внимание стало уделяться помещениям для работы со зрителем. Вестибюли и фойе, ранее второстепенные разводящие помещения, становятся обособленными и не менее важными в деятельности клуба и в пространственной структуре всего здания. Так, с 1927 года в проектах клубов архитектора Мельникова фойе становилось трансформирующейся площадкой для спортивных состязаний, цирка, банкетов, собраний и кино. Оно преобразовывалось в срединное, буферное пространство между улицей и зрительным театральным залом» [2. С.35]. Отсюда становится очевидным новый путь развития клубов - обеспечение разнообразного набора функций в относительно небольших габаритах. В селах и деревнях стояла еще и дополнительная задача: по причине ограниченности бюджета, небольшой численности населения и ввиду особых «тесных социальных связей» между жителями [11, С.152] возникла необходимость обеспечить несколько функций в одном небольшом по площади сооружений. Такое сооружение было призвано стать центром притяжения для сельских жителей, обеспечить культурно-образовательную, досуговую и бытовую функции.

Основные архитектурно-планировочные принципы народных домов

«Народный дом являлся в дореволюционной России общедоступным культурно-просветительским учреждением. Россия была первой страной в мире, где начали строиться подобные дома для народа. Первый народный дом возник в 1882 году в Томске, а в Петербурге первый Народный дом открылся в 1883 году» [3]. В России в этот период начали активно строиться народные дома. Во множестве городов России появлялись народные дома, на их строительство активно выделялись средства [там же].

Рис. 1. Лиговский народный дом. Построен в 1900-1902 годы по проекту Ю. Ю. Бенуа

Рассмотрим, что представляли собой народные дома, проанализировав внутреннюю структуру Литовского народного дома в Санкт-Петербурге, построенного

в 1901-1904 годах. Лиговский народный дом также назывался домом графини Паниной. Благотворительница графиня С. В. Панина потратила немалую сумму денег на создание этого народного дома, вследствие чего он еще долгое время носил ее имя.

Вот как описывалось внутреннее убранство народного дома в журнале «Нива» тех времен (1903 г.): «Состоящий из двух этажей, Народный дом строго разделил свои добрые просветительные цели: нижний этаж отведен «маленькому народу» - детям, верхний - взрослым. <...> Столовая для детей - огромная, высокая комната... <...> В особо устроенном гимнастическом зале ведутся упражнения для детей. <.> Следующий большой, светлый зал - детская читальня. <.> Другая половина дома отведена под учебные комнаты, в которых помещаются: вечерние классы Императорского технического общества для преподавания черчения, рисования, геометрии, бесплатная народная библиотека. <.> Главную, центральную часть здания занимает театральный зал. <.> .весь зал может вместить около тысячи зрителей. <.> В полуподвальном помещении устроены и прекрасно оборудованы мастерские для обучения ремеслам - слесарному и столярному. Там же устроены прачечные. В этом же этаже находятся аппараты для отопления всего здания (парового).

<.>

Здание Народного дома увенчивает изящная башенка, в которой будет устроена маленькая астрономическая обсерватория». [8]

В народном доме была также устроена чайная комната, а рядом отдельным зданием находился музей. В подвальном этаже музея были устроены мастерские, в которых реставрировались и поддерживались в должном состоянии произведения искусства. Основной задачей Лиговского народного дома было просвещение людей всех возрастов; акцент был на детском образовании и творчестве. Видно, что уже в те годы зал в народных домах был обязательным атрибутом, позволяющим проводить выступления, лекции, концерты, музыкальные и танцевальные вечера. По своей сути, в народном доме находилось все необходимое для творчества, развития и полезного досуга. В какой-то степени, это был центр притяжения, в котором можно было провести весь день, читать, заниматься спортом, участвовать в общественной деятельности и даже поесть и постирать вещи. В вопросе многофункциональности народные дома -первые прототипы социокультурного пространства, которое способно заменить несколько отдельно стоящих сооружений удобным комплексным решением.

Ко всему прочему, практически каждый проект народного дома являлся уникальным с точки зрения архитектурного наследия. Народные дома замысловато украшались снаружи и изнутри. Архитектура радовала глаз и приобщала к прекрасному и гармоничному. Народные дома, как правило, являлись доминантой в городской или сельской застройке.

Рисунок 2. Лукьяновский народный дом в Киеве - памятник истории и архитектуры

Рисунок 3. Аксаковский народный дом в Уфе

Если рассматривать народные дома в общем, то можно обратиться к следующему описанию из народного календаря 1916 года: «.в Народном Доме должны помещаться: большой зал для народных чтений, лекций, курсов, бесед, общих собраний кооперативов, театральных представлений, концертов, вечеров, выставок; библиотека-читальня, чайная, кинематограф, музей, книжная лавка, помещение для правлений кооперативов и их предприятий, учебные мастерские, помещения для различных кружков (театральных, певческих, музыкальных, литературных, гимнастических), пожарных дружин и пр.» [3]. Народный дом максимально старался объединить в себе все необходимое, и этой идеей далее будут пронизаны многочисленные сельские клубы. Современные проекты также стремятся отвечать принципам многофункциональности, сформированным в России еще в конце XIX века. Однако некоторые качества, присущие народным домам, не приемлемы в случае ИКЦ, предназначенного для малых населенных пунктов - к примеру, вместимость самого сооружения, его масштабность, фундаментальность. Некоторые функции народного дома были доступны благодаря размерам такого сооружения. Необходимо понимать, что в проекте ИКЦ для малого населенного пункта столь обширный функционал будет сведен до неотъемлемого минимума, однако недостающие аспекты могут быть организованы за счет внутренней трансформации пространства и гибкости сооружения.

Основные архитектурно-планировочные принципы клубов эпохи конструктивизма: клуб им. Русакова, Дворец Культуры ЗИЛ

Рассматривая советские клубы и дома культуры, можно сразу выделить основные черты, отличающие их от предшествовавших им народных домов: более компактные площади, акцент на использовании пространства зала (наличие одного или нескольких залов как основополагающий принцип советского клуба), меньшее, чем у народных домов, разнообразие функций. Архитектурный облик клуба конструктивизма как общественного здания также необычен: на смену классическим архитектурным элементам, декоративно-праздничным мотивам, богатому убранству постепенно стали приходить

х

X

О

ГО >

п.

X

го гп

о

N3

о

N3 N3

сч сч о сч

о ш Ш X

3

<

т о х

X

сухие функциональные формы, лаконичные, минимали-стичные решения фасадов и интерьеров. Теперь функция главенствовала над эстетической составляющей.

Стоит заметить, что у клубов одной из основных социальных задач являлось внедрение в общество свежих политических идей, а также развитие и распространение новой парадигмы общественного строя. Профсоюзы были заинтересованы в организации собственных клубов для объединения рабочих. В эпоху конструктивизма общество, еще не до конца оправившееся от революций и смены политического строя, нуждалось в социально-культурных очагах, распространявших идею и объединявших единомышленников. Так на смену народным домам пришли городские и сельские клубы. Рассмотрим наиболее известные клубы эпохи конструктивизма и выявим основные архитектурно-планировочные принципы этих сооружений.

Рис. 4. Клуб Союза коммунальников имени Русакова. Москва, 1929 год

Один из известнейших клубов эпохи конструктивизма - клуб имени Русакова архитектора Константина Мельникова. Архитектура и внешний вид клуба и сегодня удивляют, а в те годы и подавно. Необычная форма клуба, «странные» выпирающие три торца - внешнее проявление внутренней функции клуба. Архитектура конструктивизма не старалась скрыть внутреннюю структуру сооружения, а наоборот, отразить ее на фасадах. В выпирающих элементах располагаются три трибуны, направленные на основную сцену. Сам по себе клуб был спроектирован таким образом, что зал является ключевым пространством и основной функцией.

Рис. 5. Клуб Союза коммунальников имени Русакова. План 1, 2 и 3 этажей

Вход в клуб находится под выступающими элементами. Выступающие части фасада во времена конструктивизма использовались для агитационных лозунгов и плакатов. В самом клубе предполагалось организовать многофункциональное использование пространства зала и трибун. Стоит обратить внимание на то, что в

клубе не предусматривались отдельные кружковые и классные комнаты: предполагалось, что большой зал на 1300 мест можно будет трансформировать в шесть малых, а отдельные выступающие над улицей объемы смогут трансформироваться в классные комнаты при помощи специальных раздвижных перегородок. В партере выделялось два зала при перестановке кресел. Единственное не связанное с залом пространство - библиотека. Также в клубе отлично продумана система перемещения посетителей - это было ориентировано на большую загруженность во время праздников.

Уже в те годы идея многофункционального использования пространства захватывала умы архитекторов. Связано это было с экономией пространства, а, соответственно, и площади застройки. Также такие сооружения могли похвастаться гибким набором функций и широким спектром возможностей. К сожалению, идея Константина Мельникова, касающаяся раздвижных перегородок, не была реализована, так как опережала свое время. Клуб имени Русакова так и остался известным памятником конструктивизма с необычным строением зала. Но уже видна тенденция к созданию общественного пространства, которое вмещало бы в себя различные функции при небольшой площади.

Дворец культуры ЗИЛ - также одно из известных общественных сооружений эпохи конструктивизма. Спроектирован архитекторами братьями Весниными, был построен в 1930-1937 году. Общая внутренняя площадь сооружения 23 тысячи кв. м, так что компактным это здание назвать никак нельзя, однако это сооружение - прекрасный пример многофункционального дворца культуры. Архитекторы братья Веснины были заинтересованы в максимальном функциональном наполнении в своих проектах, и ДК ЗИЛ - не исключение.

Здесь мы можем наблюдать прием, часто использующийся впоследствии в типовых проектах сельских клубов послевоенных лет - разделение блока с залом и блока с образовательно-общественными помещениями. Это грамотное решение, учитывая размеры дома культуры - на первом этаже в зоне так называемого «перехода», соединяющего два блока, расположена колоннада, поддерживающая переход на втором этаже. Таким образом, можно пройти через площадь, занимаемую зданием, без необходимости его обходить. Также такое функциональное разделение часто удобно и позволяет посетителям не запутаться. Шумные или звучные мероприятия, проводимые в зале, не мешают развивающим и образовательным процессам в соседнем блоке.

Блок, соединяющий между собой корпус с залом и корпус с досугово-образовательными помещениями, вмещает в себя просторные гостиные, танцевальный зал и другие помещения. Если говорить непосредственно об архитектурно-планировочной насыщенности сооружения, то в корпусе с залом все достаточно традиционно - блок разделен на служебную и зрительскую части; мы видим сцену с карманами, главные и скрытые (эвакуационные) лестницы, фойе, вестибюль, санузлы, гардеробные помещения. В образовательно-досуговом корпусе располагается детский сектор с кружковыми и классными комнатами. Во «взрослом» секторе находится филиал Ленинской библиотеки, читальный зал, агитационный пункт и другие помещения. Грамотно спроектированное пространство служит своей функции и сегодня: внутри сделан ремонт, располагаются все удобства, интернет, кафе, танцевальная студия, а зал регулярно используется для репетиций и выступлений.

|- -г-

I \ »

$ ( Зрительный зол ■ по ПООмгег

и и.

Фойе

Гостиная

Танцевальный зал

• « • • •

• • Читальный

Рис. 6. Дворец культуры ЗИЛ. Архитекторы братья Веснины. 1930-1937 годы. План 2 этажа

Из проектов эпохи конструктивизма видно, что зал, культура, образование и досуг идут бок о бок. Эта идея продолжает еще активнее развиваться в проектах сельских клубов середины XX века.

Основные архитектурно-планировочные принципы сельских клубов

Сельский клуб отличался от своих предшественников, а также от городских клубов, наверное, главной чертой - самобытностью и уютом. Часто проекты таких клубов учитывали местные обычаи и ориентировались на традиционную архитектуру (особенно если учесть, что в малых населенных пунктах к традициям и наследию зачастую культивировалось более трепетное и бережное отношение). Были распространены как индивидуальные проекты - конкурсные, заказные - так и проекты типовые, упрощавшие скорое внедрение подобных сооружений в селах и деревнях. Тогда сформировались важнейшие черты сельского клуба.

Вот что пишет Вигдария Хазанова в своем труде «Клубная жизнь и архитектура клуба» о небольших

сельских клубах архитекторов Ашастина и Гайнутди-нова: «Их авторов упрекали в создании настроения «излишней интимности». В этом было выражено присущее времени общее отношение к клубу, в котором видели прежде всего культурно-просветительное или театрально-зрелищное учреждение, а не приют для непринужденного общения - главной функции клубов. <...> В сложении этого типа сооружений, в становлении архитектурного образа клубов, предназначенных для разных районов страны, была заключена возможность новой трактовки национальных традиций, все еще активно живущих и способных к дальнейшему развитию. Это отличало их в то время от типов городских клубов.» [12, с. 158]. Тогда стало ясно: основная отличительная черта сельских клубов - интимность, создание и поддержание тесных социальных связей между жителями, стимулирование общения, самообразования, совместного досуга. В предвоенные годы начали проектироваться сельские клубы с учетом климата и архитектурно-культурного наследия. Рассмотрим проекты сельского клуба на 200 мест архитектора Исмагила Гайнутдинова.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

-ft-1« —Й- ).*—Щ Ш —fj-

(«41 -

---■--ft- }Ш —[[- —

СЧ СЧ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

СЧ

ШШШI шт

о ш m

X

i 1 jg

/ 'lJuca<) и n.tun ru поиска ripoi-кта Ko^xowoeo Mtjuu ни 'JOii месг. Пириинг 0.t:t

пшнення iifnit-h m il (>efn'eut; Pue. 7. Проекты сельского клуба И. Гайнутдинова. Колхозный клуб на 200 мест (типовой, вариант в дереве)

пи-

3

<

m о х

X

Рис. 8. Проекты сельского клуба И. Гайнутдинова. Колхозный клуб на 200 мест (типовой, вариант в камне)

Проекты интересны тем, что разработаны для разных регионов СССР [5, с.67-69]. «Была разработана программа на проектирование типовых колхозных клубов, где прописаны наименования его частей:

-зрелищная часть (зрительный зал, фойе, сцена-эстрада, киноаппаратная, вестибюль с гардеробной комнатой, комната для артистов, склад, буфет, заготовительная, кладовая);

- клубная часть (кружковые комнаты, библиотека);

- административно-хозяйственная часть (радиоузел, правление клуба, кладовая) с фиксированными площадями, рассчитанными на количество человек (200, 300, 400);

- уборные (проектируются вне здания, отопление печное)» [там же].

Это были минимальные требования к помещениям, располагающимся в сельских клубах на установленное количество человек.

Рассматривая проект в дереве (рис.7), обратим внимание на планировку. Она проста, но элегантна: прямоугольный план, в котором в центре расположен зал на 200 человек, а вокруг компактно располагаются вспомогательные помещения, клубные комнаты, администрация, фойе и вестибюль, книгохранилище, читальный зал, зона отдыха, буфет, терраса (и другие помещения). Сцена простая, прямоугольная, но и у нее есть небольшие карманы. Выход на сцену осуществляется через ее заднюю часть. Из зала также возможен выход наружу. Небольшой проект спроектирован очень грамотно и компактно. Отдельное внимание хочется уделить решению фасада. Оно очень самобытно и выполнено в стилистике деревянного домостроения. В небольшой деревне или на селе, расположенный среди малоэтажных деревянных жилых домов на русском севере, такой проект бы очень органично вписывался.

Проект с похожей планировкой архитектором также был разработан и в камне. В основном проекты создавались для Казани, но вполне подошли бы и для южных регионов, Казахстана, Кавказа и других республик, расположенных в этой климатической зоне. Проект в камне отличают интересные орнаменты и формы проемов, элементы, характерные для восточной традиционной архитектуры. Также вариации в камне и дереве интересны тем, что эти материалы можно раздобыть практически в любом регионе России. Это также значительно удешевляет проект и позволяет реализовать его местными рабочими силами без серьезных затрат на транспортировку материалов.

Говоря о типовых проектах сельских клубов, которых существовало и существует великое множество, можно

выделить основные черты таких проектов: экономичность, простота и лаконичность планов, функциональность. Как правило, типовые проекты не сильно были направлены на культурную самобытность региона, так как преследовали в первую очередь цель устройства клуба практически в каждом селе с минимальными финансовыми затратами. Планы таких проектов часто похожи друг на друга и построены примерно по одной структуре: в центре располагается зал простой формы (прямоугольник, трапеция), вокруг него сконцентрированы вспомогательные помещения (служебные комнаты, гримерные, кружковые и клубные комнаты, классы, мастерские), в том же блоке или чуть отставлены библиотека, читальный зал. К залу примыкают фойе, вестибюль, гардеробные и санузлы. Планировка классическая, простая, зато понятная и рабочая.

Выводы

История сельских клубов берет свое начало от конца XIX века. Сначала народные дома, затем клубы эпохи конструктивизма, далее избы-читальни, дома культуры и, наконец, сельские клубы. Каждый тип общественно-культурного сооружения уникален по-своему, у каждого свои сильные и слабые стороны. Клубное строительство продолжает жить и развиваться, хотя не всегда клуб продолжает называться клубом. Сегодня это и многофункциональные комплексы, и культурные центры, и развивающие клубы. В случае с ИКЦ необходимость вобрать в себя лучшие качества каждого из общественно-культурных сооружений только возросла, ведь это сооружение предназначается для частого использования местными жителями. К тому же, оно призвано стать очагом общения и досуга. От народных домов ИКЦ перенимает открытость каждому посетителю и многофункциональность, от изб-читален - образовательно-информационную составляющую. Дома культуры и клубы конструктивизма представляют собой пример идейного объединения общества, авторские сельские клубы демонстрируют близость к индивидуальным особенностям местного населения, а типовые проекты показывают технологические возможности унификации и типизации строительства для его экономичности и практичности. Мы видим, что принципы многофункциональности развивались постепенно в сооружениях подобного типа, но так и не получили должного развития. ИКЦ призван также решить и эту проблему, особенно учитывая, что современные технологии позволяют воплотить трансформацию внутренних пространств в полной мере. И, конечно, не стоит забывать о зале как о ключевом элементе - при любом объемно-пространственном решении ИКЦ: «Хотя в любом многофункциональном комплексе есть, так называемый, генератор многофункционального образования, но все же основой общей типологической принадлежности может служить наличие единого коммуникативного пространства и его характер» [1]. Единое коммуникативное пространство должно обязательно присутствовать. Это может быть как зал, так и вспомогательные пространства.

Учитывая все вышеперечисленные аспекты при создании рекомендаций к проектированию и при непосредственном процессе проектирования, информационно-культурный центр может стать решением сразу нескольких проблем сельской местности, а также обеспечить эффективный обмен культурными ценностями между регионами и даже между странами.

I I

О

ГО

>

Л1

I

го гп

о

ю

2

о м м

сч сч о сч

о ш m

X

<

m О X X

Литература

1. Абдуллаев Т.Н. Современные направления развития многофункциональных сооружений [Электронный ресурс] /Т.Н. Абдуллаев //Архитектон: известия вузов. -2004. - №2(7). - URL: http://archvuz.ru/2004_2/4

2. Воробьев А.Ю. От Народного дома к Рабочему клубу, Дворцу культуры и театру массового действа: тенденции эволюции многофункционального комплекса в России первой трети XX века. https://cyberleninka.ru/ai"ticle/n/ot-narodnogo-doma-k-rabochemu-klubu-dvortsu-kultury-i-teatru-massovogo-deystva-tendentsii-evolyutsii-mnogofunktsionalnogo-kompleksa-v

3. Забытые достижения России. Народные дома. // Мир тесен. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ya-russ.mirtesen.ru/blog/43885929216/Zabyityie-dostizheniya-Rossii.-Narodnyie-doma.

4. Калинина И. В. Изменение функций сельских населенных пунктов на рубеже XX-XlX веков (на примере Еврейской автономной области) / И. В. Калинина // Региональные исследования. - 2013. - №3. - С. 36-44. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://media.geogr.msu.ru/RI/RI_2013_03(41).pdf

5. Киносьян Н. С. Архитектор Исмагил Галеевич Гайнутдинов // Монография. Издательство Казанского государственного архитектурно-строительного университета, 2020. - 168 с. - URL: https://www.kgasu.ru/upload/iblock/fad/7xlahug0miifaocspb ataksof9ct2rz1/Monografiya-Kinosyan.-I.G.-Gaynutdinov.pdf

6. Кожевников А.М. Приемы современной театральной трансформации // Architecture and Modern Information Technologies. - 2021. - №1(54). - С. 165-187.

- URL: https://marhi.ru/AMIT/2021/1 kvart21/PDF/11_kozhevnikov. pdf

7. Лагутин К.К. Архитектурный образ советских общественных зданий. Клубы и театры. // Искусство, М., 1953.

8. Наумова-Чернышова С.Е. Жизнь, наполненная смыслом. История жизни графини Софьи Владимировны Паниной. // Городской общественный историко-краеведческий портал «Лобненский архивариус». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://poisk-ru.ru/s23752t16.html

9. Новиков В.А., Новикова Н.В. Архитектурное проектирование сельских населенных мест. М., 2015.

10. Потапов А.Е. Историческая периодизация развития общественных пространств многоцелевого использования // Вестник ТГАСУ. - 2014. - № 1. С. 47-54. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-periodizatsiya-razvitiya-obschestvennyh-prostranstv-mnogotselevogo-ispolzovaniya/viewer

11. Улинич Н.А. Многофункциональная архитектура в контексте сельских общественных пространств // Architecture and Modern Information Technologies. - 2018.

- №1(42). - С. 150-162 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://marhi.ru/AMIT/2018/1kvart18/PDF/10_ulinich.pdf

12. Хазанова В.Э. Клубная жизнь и архитектура клуба. 1917-1941. М.: Наука, 1980.

The architecture of rural clubs of the XX century applicable to the

concept of a rural information and cultural center Sarieva A.V.

Moscow Architectural Institute (State Academy)

JEL classification: L61, L74, R53_

The article considers the architectural and planning features of Russian rural clubs of the XX century, their historical development and typology. The article analyzes the influence of the main architectural and planning principles of rural clubs of Russia in the formation of the basic concept of the information and cultural center (hereafter - the ICC) of a new type, its features and functional content. The publication also examines the distinctive features of the modern ICC in relation to the historically established principles of architectural and planning solutions of the classic village club. The publication analyzes the fundamental functions and distinctive features of rural clubs, the rationality of applying the identified features in the concept of a new type of ICC, considering the needs of modern rural areas. The article also defines specific requirements for architectural and planning features of the ICC, which differ from the requirements of rural clubs of the XX century. Keywords: rural club, information and cultural center, rural architecture,

multifunctional architecture. References

1. Abdullaev T.N. Modern directions of development of multifunctional

structures [Electronic resource] / T.N. Abdullaev // Architecton: news of universities. - 2004. - No. 2 (7). - URL: http://archvuz.ru/2004_2M

2. Vorobyov A.Yu. From the People's House to the Workers' Club, the Palace

of Culture and the Theater of Mass Action: Trends in the Evolution of a Multifunctional Complex in Russia in the First Third of the 20th Century. https://cyberleninka.ru/article/n/ot-narodnogo-doma-k-rabochemu-klubu-dvortsu-kultury-i-teatru-massovogo-deystva-tendentsii-evolyutsii-mnogofunktsionalnogo-kompleksa-v

3. Forgotten achievements of Russia. People's houses. // Small world.

[Electronic resource] Access mode: https://ya-

russ.mirtesen.ru/blog/43885929216/Zabyityie-dostizheniya-Rossii.-

Narodnyie-doma.

4. Kalinina I. V. Changing the functions of rural settlements at the turn of the

XX-XIX centuries (on the example of the Jewish Autonomous Region) / I. V. Kalinina // Regional studies. - 2013. - No. 3. - S. 36-44. [Electronic resource]. - Access mode:

http://media.geogr.msu.ru/RI/RI_2013_03(41).pdf

5. Kinosyan N. S. Architect Ismagil Galeevich Gainutdinov // Monograph.

Publishing house of the Kazan State University of Architecture and Civil Engineering, 2020. - 168 p. - URL: https://www.kgasu.ru/upload/iblock/fad/7xlahug0miifaocspbataksof9ct2r z1/Monografiya-Kinosyan.-I.G.-Gaynutdinov.pdf

6. Kozhevnikov A.M. Techniques of modern theatrical transformation //

Architecture and Modern Information Technologies. - 2021. - No. 1 (54). - S. 165-187. - URL:

https://marhi.ru/AMIT/2021/1kvart21/PDF/11_kozhevnikov.pdf

7. Lagutin K.K. Architectural image of Soviet public buildings. Clubs and

theatres. // Art, M., 1953.

8. Naumova-Chernyshova S.E. A life filled with meaning. The life story of

Countess Sophia Vladimirovna Panina. // City public historical and local lore portal "Lobnensky archivist". [Electronic resource]. - Access mode: https://poisk-ru.ru/s23752t16.html

9. Novikov V.A., Novikova N.V. Architectural design of rural settlements. M.,

2015.

10. Potapov A.E. Historical periodization of the development of public spaces of multi-purpose use // Vestnik TGASU. - 2014. - No. 1. P. 47-54. [Electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-periodizatsiya-razvitiya-obschestvennyh-prostranstv-mnogotselevogo-ispolzovaniya/viewer

11. Ulinich N.A. Multifunctional architecture in the context of rural public spaces // Architecture and Modern Information Technologies. - 2018. -No. 1 (42). - P. 150-162 [Electronic resource]. - Access mode: https://marhi.ru/AMIT/2018/1kvart18/PDF/10_ulinich.pdf

12. Khazanova V.E. Club life and club architecture. 1917-1941. Moscow: Nauka, 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.