Научная статья на тему 'Культурно-просветительные учреждения г. Вятки второй половины XIX начала XX века. Историко-архитектурный аспект'

Культурно-просветительные учреждения г. Вятки второй половины XIX начала XX века. Историко-архитектурный аспект Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
423
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИСТОРИЯ / АРХИТЕКТУРА / ВЯТКА / ТЕАТР / КЛУБ / САД / РУССКИЙ СТИЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попова Наталья Викторовна

В статье рассматривается эволюция разных типов культурно-просветительных учреждений губернского города Вятки II-ой половины ХIХ начала ХХ века, их архитектурный облик и планировочные особенности в контексте историко-культурного наследия России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-просветительные учреждения г. Вятки второй половины XIX начала XX века. Историко-архитектурный аспект»

14 Казанское общество призрения и образования глухонемых... - С. 28-29.

15 Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 996. Оп. 1. Д. 54. Л. 7.

16 Устав Казанского общества призрения и образования глухонемых детей. - Казань, 1890. - С. 7.; Казанское училище для глухонемых детей. Краткий обзор сведений. - С. 1.

Н. В. Попова

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Г. ВЯТКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА. ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ АСПЕКТ

В статье рассматривается эволюция разных типов культурнопросветительных учреждений губернского города Вятки 11-ой половины Х1Х- начала ХХ века, их архитектурный облик и планировочные особенности в контексте историко-культурного наследия России.

Ключевые слова: культура, история, архитектура, Вятка, театр, клуб, сад, русский стиль.

Оживление культурной жизни в провинциальных городах во второй половине

XIX в. способствовало появлению новых типов зданий общественного значения, среди которых особое место занимают культурно-просветительные. Их строительство в это время переживало небывалый расцвет. В пореформенной России, и в начале

XX в. особенно, усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, культуре, литературе и искусству. В реализации этой потребности, с одной стороны, большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации при земствах и научных обществах, с другой - прослойка предприимчивых людей - купцов, на средства которых возводились эти сооружения.

Неотъемлемой частью культурной жизни городов становятся театры, кинотеатры, всевозможные клубы, сады. Эти постройки обозначили собой новый этап в строительстве общественных сооружений - массовый тип зданий, рассчитанный на все без исключения слои городского населения. Для развития культурнопросветительской деятельности были открыты народные дома, которые предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, в них устраивались публичные лекции и театрально-концертные представления. Со второй половины 60-х гг. XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых. Также значительно увеличилось число общедоступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях.

На основе представленных материалов можно утверждать, что в губернском городе Вятке специально построенные сооружения этого типа выполнены в русском стиле. Здесь следует сказать, что в целом для общественного строительства Вятки были характерны два параллельно протекающих процесса:

1. Приспособление уже имеющихся построенных жилых зданий (в основном каменных купеческих особняков, построенных в эпоху классицизма) под общественные нужды. Этот процесс был обусловлен соображениями необходимости общественных зданий согласно статусу губернского города и в полной мере не мог отражать эволюцию архитектурного стиля. Следует сказать, и позже он не потерял своей

актуальности - тенденции приспособления жилых зданий под общественные, несмотря на все изменения в архитектурной практике и строительстве городов, мы наблюдаем вплоть до 1917 г. Очевидно, такая особенность объяснялась проблемами экономии денежных средств - строительство новых зданий всегда сопряжено со значительными затратами, а также и недостатком профессиональных архитекторов в провинции.

2. Специальное строительство общественных зданий, согласно представлениям архитекторов о времени и пространстве. Этот процесс в полной мере отражал эволюцию архитектурного стиля в городе.

Итак, все культурно-просветительные сооружения в Вятке этого периода решены в русском стиле. Интерес к национальной самобытности русского зодчества был неразрывно связан с ростом национального самосознания в России и отражал демократические устремления русской интеллигенции 1870-1880-х гг., проявившиеся во всех областях русской культуры.

Культурно-просветительные типы зданий в Вятке не несли в себе той массовости, как в столичных, а возводились единично, они были связаны с культурным времяпровождением, хорошим настроением, праздничными гуляниями - эти постройки в русском стиле были призваны радовать глаз всех городских жителей. Также в какой-то степени они отражали менталитет русской души и, возможно, возвращали горожан к истокам самобытной русской культуры. Это зодчество, по настоящему народное, демократичное, чрезвычайно разнообразное по формам, должно было быть понятно народу. Эти постройки отражали мировидение основной массы населения, которая на языке XIX - начала ХХ в. называлась обывателями. В большинстве случаев все постройки в русском стиле выполнялись из дерева - широко распространенного материала на Руси, но позже его отголоски вошли в практику при постройке общественных зданий из кирпича. Кроме того, дерево было исконно русским строительным материалом на Руси и соответствовало требованиям комфорта горожан, а изготовление виртуозной, ажурной резьбы по дереву причисляло категорию мастеров-резчиков к наиболее почитаемым слоям русского общества.

В объемно-пространственном отношении русскому деревянному зодчеству были присущи свобода планировки и живописность композиций, а также прослеживалась специфика «хоромного» (или палатного) строения, при которой каждый объем выделен в целом здании и видна рациональная связь формы с назначением и конструкцией.

Русский стиль прочно связан с традициями русского деревянного зодчества XVI-XVII вв. и, как сказал один из крупнейших исследователей истории зодчества В. В. Суслов, - «Галереи, приделы, крыльца, своеобразная декорация фасадов зданий - все это, не появлявшееся в наших каменных храмах до XVI столетия, наконец, приняло повсеместный характер с древними постройками Северной России <...> Здесь нет эффектов, здесь все спокойно, и вас невольно чарует родное творчество и уносит в какой-то пленительный мир былой жизни народа»1.

Из культурно-просветительных сооружений, построенных в Вятке, самый красивый и необычный по планировке - это театр. Вообще театр - один из немногих типов зданий, который обладает ярко выраженной спецификой пространственной организации. Функциональные стороны архитектуры разрабатывались здесь со всем вниманием и изобретательностью. Театр всегда выделялся в застройке - их ставили на просторных площадях и в силу их градостроительного значения придавали им нарядный облик. Это, как правило, компактные, прямоугольные в плане здания с торжественными портиками. К главному фасаду примыкает группа вестибюлей и

фойе; вместимость зрительного зала увеличивали путем устройства зрительных мест в ярусах лож и галерей, подковой огибающих зал. К глубокой сцене примыкали невидимые зрителю «карманы» для меняющихся декораций, над сценой устраивалось высокое пространство для колосников, служащих для подъема декораций. Тщательно отрабатывались в архитектуре тонкости планировки, специальных устройств и деталей, рассчитанных на лучшее восприятие зрителем происходящего на сцене.

Театры на протяжении XIX в. сооружаются во всех губернских и множестве уездных городов. Изменилась организация театрального дела - наряду с системой государственных (императорских) театров возникает бесчисленное множество частных антреприз, трупп, развивается практика гастролей, а после отмены в 1881 г. монополии императорских театров в России начался «театральный бум».

Театр 1877 г. (здание не сохранилось)

Многие годы и в Вятке не было театрального здания - для театральных представлений арендовались маловместительные и неприспособленные помещения в частных домах или использовались временные летние сцены (например, сцена в Загородном саду, читальный зал публичной библиотеки в Вятке и т. д.). Наконец, 23 сентября 1876 г. Городская дума постановила построить театр на старой Хлебной площади. Здание должно было быть деревянным и «с красивыми со всех сторон фасадами <.> которое могло бы <.> служить украшением города»2. Проект такого здания был готов - его автором стал губернский архитектор И. В. Нефедьев, и уже в 1877 г. состоялось торжественное открытие театра (рис.1).

Впервые в Вятке было построено специальное помещение для концертов, театральных представлений, маскарадов, танцев. Здание деревянное, сложное в композиционном отношении, построенное в русском стиле, - по оценкам жителей «имело красивую архитектуру и служило одним из лучших зданий города»3. Источник сообщает нам, как выглядело здание после постройки: «продольный разрез здания напоминает обыкновенный двухэтажный дом с мезонином, поперечный разрез - вид креста, центр которого занимает главный зал для собраний - в два света и с двумя входами, противоположными друг другу; как-бы по концам креста с правой стороны главного входа - сцена, с левой - ложи, в остальных концах - комнаты: уборная, для хранения платья, фойе и прочее»4.

Высокий двухсветный зал был оборудован поднимающимся с помощью винтовых домкратов полом. Довольно большая сцена, гримерные, помещения для декораций и костюмов - все это создавало непривычно комфортные условия для артистов. Двенадцать лож и галерея значительно увеличивали количество мест. Со временем театр становится тесным. В 1896 г. с востока к нему была сделана первая пристройка. В 1898 г. - такая же была и с запада. При очередной реконструкции в 1909 г. по проекту архитектора И. А. Чарушина были сделаны еще четыре пристройки5. Прослужив еще тридцать лет, в 1939 г. ветхое здание театра было снесено.

Деревянный, украшенный резьбой в русском стиле, вятский театр заставил обратить внимание на распространенность использования дерева не только, как это было раньше, в жилищном строительстве, а, возможно, положил начало использования этого исконно русского материала и в других общественно-культурных постройках в Вятке.

Расцвет русской культуры и технический прогресс сопровождался развитием электро- и кинотеатров в начале ХХ в. Эти здания в Вятке были построены на средства купцов.

Электротеатр, кинотеатры «Одеон», «Прогресс», «Модерн», «Иллюзион», «Апполло», «Колизей» (здания не сохранились).

В начале ХХ в. частными предпринимателями в Вятке было построено несколько зданий кинотеатров. В 1908 г. Усманов строит здание «Электротеатра» в Александровском саду - это было временное неотапливаемое помещение. В 1911 г. он же построил постоянное здание кинотеатра «Прогресс» на 350 мест на Никитской улице. Годом раньше, на углу улиц Никитской и Преображенской, было поставлено деревянное здание кинотеатра «Одеон». В 1913 г. в Вятке действовали кинотеатры «Модерн», «Иллюзион», «Апполло», размещенные в приспосабливаемых помещениях.

21 февраля 1913 г. газета «Северное слово» сообщила, что группа предпринимателей, среди которых был вятский купец А. В. Рязанцев, приступила к постройке здания кинематографа с залом на 1500 мест. Постройка столь значительного здания привлекла внимание не только общественности, но и архитектурно-технических сил. Дважды за время постройки его обследовали архитекторы и инженеры, а также полицмейстер, брандмейстер, врачи и гласные городской думы. Комиссия разрешила постройку здания только на 484 места (были еще ложи и балкон). Она потребовала заменить железобетонный брандмауэр кирпичным, предусмотреть свой собственный противопожарный водопровод с автономным электроснабжением, для чего в стороне было выстроено специальное кирпичное здание машинного зала. 1 августа 1913 г. концертный зал и электротеатр был открыт. Автор проекта инженер-технолог П. К. Шуплецов, по должности дорожный инженер Вятского уезда, выбрал для строительства удобное место в центре города. Отвергнув, казалось бы, естественное решение поставить общественное здание на красной линии улицы, он располагает его в глубине квартала. Кинотеатр оказался на естественном возвышении, на полтора-два метра выше уровня дороги, в силу особенностей рельефа, и выглядел, как приподнятый на подиум.

Здание деревянное, прямоугольное в плане (рис. 2). Сдвоенные и счетверенные стойки-колонны, расчленяющие фасад, увеличивали его кажущуюся высоту. Со временем здание обветшало, стало тесным и было снесено.

К числу влиявших на облик и образ города середины XIX - начала ХХ в. принадлежали общественные строения в парках, на набережных, на бульварах и на территориях, отводимых под народные гулянья. Они также несли в себе идею праздничного времяпровождения, духа аттракционности, красочности и зрелищности. В Вятке эти общественные постройки концентрировались на берегу реки - летний клуб, загородный и губернаторский сад.

Летний клуб, загородный сад, губернаторский сад (здания не сохранились).

Загородный сад был устроен к северо-западу от города. Как утверждают источники, «загородный сад находился за городом и представлял собой небольшую хвойную рощу, которая имела здоровый смолистый воздух»6 (рис. 3). Губернаторский сад расположился в квартале ул. Спасской - Никитской - Копанской - Николаевской (при бывшем губернаторском доме), впоследствии назывался детским садом, садом имени Жуковского, садом «Аполло». К сожалению, информации о них крайне мало, поэтому атрибуция затруднена.

Летний клуб явился прямым дополнением сооружений Александровского сада. Его атрибуция также затруднена, известно лишь, что построен он в 1872 г. и решен в русском стиле. Можно предположить, что автор проекта - губернский архитектор А. С. Андреев. Нарядные шатровые крыши здания летнего клуба издалека приглашали горожан посетить очаг культуры (рис. 4).

Постройки в садах и сам клуб выполнены из дерева, отличаются нарядностью и пышностью форм. В большинстве случаев легкая, почти кружевная резьба карнизов, фронтончиков и очельников контрастирует с гладью стен и обогащает ее игрой света и тени.

Для передачи атмосферы русских народных гуляний зачитаем следующие строки: «Место гуляний застраивалось павильонами в самых причудливых стилях -китайском, русском, поражая воображение зрителя необычностью и затейливостью форм, помогая ему включиться в атмосферу народного гулянья. Площадка вышки, с которой скатывались, украшалась беседкой, чаще всего затейливой, в восточном, преимущественно в китайском стиле формой, что придавало ей карнавальный характер <. > иллюминированные плошками, фонариками из цветной слюды, густо усаженные пушистыми елочками <...> На весенних или летних гуляньях ледяные горы обычно заменялись деревянными»7.

Таким образом, можно отметить, что облик города менялся не только в ходе эволюции архитектурного стиля. Он менялся по мере наполнения и изменения типов зданий - одни отмирали, другие появлялись и получали широкое распространение. В этом отношении данный период был временем радикального изменения архитектурного пейзажа не только Вятки, но и многих других провинциальных городов.

Наряду с уже известными, возникает множество новых типов зданий. Этот процесс стал возможным благодаря совместным усилиям государственной и местной властей, деловой активности, воле к самореализации и напору низов, в основном крестьянства - социальной базы российского купечества.

Также следует сказать, что и в архитектурной деятельности городов середины XIX - начала ХХ в. произошли существенные перемены. Прежде всего, это касалось архитектурной теории, мастерства и нового понимания сущности архитектуры. Этот период уже характеризует новый профессионализм и новая зодческая культура архитекторов. Меняется и ее идеологическая направленность. В свете идеи «общественной пользы» борьба за качество архитектурной среды, которые ведут архитекторы в каждый момент проектирования зданий, имела особый смысл: искусство архитектуры - высшая степень мастерства, поставленного на службу обществу. Постепенно ослабевает система государственной регламентации архитектурностроительного дела, начинается переход к более демократичным формам его организации - муниципальным, общественным и частным формам архитектурного заказа.

Примечания

1 История русской архитектуры. - М., 1994. - С. 478.

2 Столетие Вятской губернии. Т. 1. - Вятка, 1880. - С. 147.

3 Там же.

4 Там же. - С. 148.

5 ГАКО. Ф. 3846. Оп. 1. Ед. хр. 9. Л. 13.

6 Емельянов, В. Д. Родиноведение : география Вятской губернии / В. Д. Емельянов. -Вятка, 1917. - С. 91.

См.: Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины XIX - начала ХХ века / под общ. ред. Е. И. Кириченко. - М., 2001. - С. 172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.