Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АРХИТЕКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Высшее образование / национальная система высшего образования Российской Федерации / базовое высшее образование / специализированное высшее образование / экономическое образование / Higher education / the national system of higher education of the Russian Federation / basic higher education / specialized higher education / economic education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харченко Екатерина Владимировна, Мирошниченко Олеся Сергеевна

В статье описывается новая национальная система высшего образования Российской Федерации — ее архитектура, структурные особенности и отличия от болонской системы образования. Рассматривается пилотный проект, реализуемый шестью ведущими вузами страны, его сроки и ожидаемые результаты. Высказаны предложения по совершенствованию подготовки выпускников экономических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харченко Екатерина Владимировна, Мирошниченко Олеся Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURE OF THE NATIONAL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION: PROBLEMS, TASKS AND NEW OPPORTUNITIES OF ECONOMIC EDUCATION

The article describes the new national system of higher education of the Russian Federation — its architecture, structural features and differences from the Bologna education system. The pilot project implemented by six leading universities of the country, its timing and expected results are being considered. Suggestions were made to improve the training of graduates of economic specialties.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI:10.38197/2072-2060-2023-242-4-356-370

архитектура национальной системы высшего образования: проблемы, задачи

и новые возможности

экономического

образования1

architecture

of the national system

of higher education:

problems, tasks and new

opportunities

of economic education

1 Статья подготовлена по материалам доклада на основном пленарном заседании Общероссийского собрания по реформе экономического образования, 28 июня 2023 г.

харченко екатерина владимировна

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, член Правления ВЭО России, профессор ФГБОУ ВО «Юго-Западный Государственный университет», д.э.н., профессор

ekaterina v. kharchenko

Deputy Chairman of the State Duma Committee on Science and Higher Education, Member of the Board of VEO of Russia, Professor of the Southwestern State University, Doctor of Economics, Professor

Мирошниченко олеся сергеевна

Соискатель ученой степени кандидата экономических наук ФГБОУ ВО «Юго-Западный Государственный университет»

olesya s. miroshnichenko

Applicant for a Degree Candidate of Economic Sciences of the Southwestern State University.

АННОТАЦИЯ

В статье описывается новая национальная система высшего образования Российской Федерации - ее архитектура, структурные особенности и отличия от болонской системы образования. Рассматривается пилотный проект, реализуемый шестью ведущими вузами страны, его сроки и ожидаемые результаты. Высказаны предложения по совершенствованию подготовки выпускников экономических специальностей. ABSTRACT

The article describes the new national system of higher education of the Russian Federation - its architecture, structural features and differences from the Bologna education system. The pilot project implemented by six leading universities of the country, its timing and expected results

358

are being considered. Suggestions were made to improve the training of graduates of economic specialties.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Высшее образование, национальная система высшего образования Российской Федерации, базовое высшее образование, специализированное высшее образование, экономическое образование. KEYWORDS

Higher education, the national system of higher education of the Russian Federation, basic higher education, specialized higher education, economic education.

С одной стороны, образование должно быть более стабильным институтом, чем другие, потому что оно обеспечивает передачу культурного кода от одного поколения к другому. Но, с другой стороны, оно должно периодически меняться для того, чтобы встроиться в те огромные изменения, которые происходят в обществе.

Современная геополитическая ситуация — постоянно возникающие новые вызовы и угрозы — требуют трансформации образования в части создания новой уникальной национальной системы образования с гибким подходом при реализации образовательных программ, развитием индивидуальной траектории обучающегося, сочетанием базовых фундаментальных знаний с практико-ориентиро-ванным подходом и адаптивностью учебного процесса под запросы работодателей и реализацию государственных задач.

В своем послании Федеральному собранию 21 февраля 2023 г. Президент РФ В.В. Путин заявил о необходимости реформирования высшего образования и отмене Болонской си-

стемы. «Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования и опыта последних десятилетий... В этой связи предлагается следующее: вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием» [1].

Президент поручил создать собственную уникальную систему образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и привлекательная для российских и зарубежных абитуриентов образовательная экосистема. И уже в апреле 2023 г. Министерством науки и высшего образования Российской Федерации была презентована архитектура новой системы высшего образования (рис. 1), а 12 мая 2023 г. президент подписал Указ, закрепляющий участников пилотного проекта по апробации новой модели высшего образования2.

При формировании новой системы высшего образования учитывалось несколько факторов: это решение национальных задач, ожидания студентов и запрос бизнес-сообщества. Отвечая на вопрос о цели, которую планируется достичь в результате перехода на новую национальную систему, министр науки и высшего образования Валерий Фальков подчеркнул, что это «в первую очередь — существенное повышение качества высшего образования. При формировании новой системы высшего образования ва ж-но сделать так, чтобы высококлассное образование выпускники школ могли получить в любом регионе страны» [2].

Структура национальной системы высшего образования предусматривает три уровня: базовый, специализированный и аспирантуру.

2 Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования».

360

Действующая система высшего образования у Новая система высшего образования

Рис. 1. Архитектура национальной системы высшего образования Российской Федерации

Базовый (основной) уровень сроком от 4 до 6 лет. Этот уровень заменит бакалавриат и специалитет, он будет соответствовать всем квалификационным требованиям работодателей для начала профессиональной траектории и карьерного роста выпускника.

В программах базового высшего образования сохранится принцип междисциплинарности, усилится практико-ори-ентированный подход к подготовке кадров, кардинального изменения сроков обучения (в сторону увеличения) не произойдет.

В дипломе выпускника базового высшего образования будет указываться конкретная квалификация (например, горный инженер), а не обобщенная квалификация «бакалавр». Базовый уровень образования не исключает присвоение дополнительной квалификации с внесением

ее в диплом (двойные дипломы) и получение «микродипломов» после окончания отдельных модулей (например, после изучения дисциплины «бухгалтерский учет» или блока предметов финансового анализа студент сможет получить соответствующий документ и начать работать).

Специализированное высшее образование (магистратура, ординатура, ассистентура-стажировка) ожидает серьезная трансформация, произойдет как структурное, так и содержательное усовершенствование. Этот уровень представляется как углубленная отраслевая подготовка кадров для лиц, имеющих базовое высшее образование. Реформа подразумевает сокращение количества мест, специализированное образование должно стать более престижным, узконаправленным уровнем образования.

Аспирантуре отводится отдельный уровень образования, направленный на подготовку научных и научно-практических кадров. Обучение в аспирантуре будет доступно тем, кто окончил, имеет базовую ступень (со сроком обучения не менее 5 лет) или получил специализированное высшее образование, т.е. первый и второй уровни.

Пилотный проект уже реализуется в 6 ведущих вузах страны: ФГБОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)», ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет МИСИС», ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет», ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет».

362

В 2023 г. выпускники школ смогут поступить в эти вузы на новые 53 программы базового уровня образования, 18 программ специализированного и 42 программы аспирантуры. Также у выпускников специалитета в этих вузах впервые появится возможность поступить на специализированный уровень высшего образования бесплатно на конкурсной основе. В действующей системе высшего образования возможность учиться на бюджете была только у выпускников бакалавриата.

Для того, чтобы новая система заработала, нужно будет внести изменения более чем в 100 федеральных законов, поэтому в рамках эксперимента необходимо учесть и предусмотреть множество факторов при формировании образовательных моделей. До 30 июня 2023 г. вузы — участники пилотного проекта утвердили свои уникальные образовательные стандарты и разработали примерные образовательные программы.

Главная задача, стоящая перед органами власти, вузами и экспертным сообществом — сформировать к моменту запуска новой системы образования (1 сентября 2025 г.) содержательный подход к высшему образованию. За предстоящие два года очень важно выделить для всех направлений подготовки и специальностей ядро образовательного процесса, то есть минимальный набор «знаний», «умений» и «навыков», которые студенты конкретной УГСН приобретут независимо от названия вуза и его территориального расположения.

Таким образом, национальная система высшего образования, прежде всего, будет ориентирована на качество знаний в профессиональной области и надпрофессиональные компетенции. У студентов есть запрос на индивидуальные

траектории образования, возможность проходить реальные стажировки и работать по специальности во время обучения. Ребята получат возможность участвовать в научно-исследовательских и гуманитарных проектах, которые будут полезны государству, обществу и экономике. Новая система высшего образования будет базироваться на лучших достижениях прошлого и настоящего, фокусироваться на интеграции науки и образования.

Эксперимент, в который включены шесть ведущих вузов страны, позволит сформировать образовательные модели по широкому спектру укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, а также предложить для масштабирования примерные образовательные программы, что существенно снизит бюрократическую нагрузку на профессорско-преподавательскую корпорацию. Фокус внимания в примерных образовательных программах, прежде всего, на фундаментальность в сочетании с прикладным аспектом системы образования, а также непрерывность образовательного процесса — выстраивание единой экосистемы.

В условиях экономической и геополитической турбулентности, санкционного давления на российскую экономику жизненно важным фактором устойчивого развития страны сегодня становится экономика, основанная на знаниях. По мнению коллектива авторов из Финансового университета под руководством А.Е. Прокофьева, «еще совсем недавно, следуя трендам глобализации, все континенты, регионы и страны так или иначе были вынуждены активно участвовать в мировой экономике. Сегодня мы становимся свидетелями ожесточенной конкуренции государств и мировых элит за ресурсы и технологии. И именно кон-

364

куренция знаний является в настоящее время основным фактором странового прогресса» [3].

Развитие технологий нового уклада, широкий спектр трансформаций в экономической и социальной сферах, обострение геополитических противоречий — все эти процессы указывают на необходимость и важность обновления в первую очередь отечественного экономического образования.

По мнению С.В. Бодрунова, президента ВЭО России, высказанному на Общероссийском Собрании по реформе экономического образования, «Россия оказалась в качественно новой международной ситуации, в стране началась глубокая перестройка экономики. Мы уходим от рыночного фундаментализма, господствовавшего на протяжении десятилетий, от мифов постиндустриализма, происходит поворот к человеку, к повышению уровня социализации общества и построению социально-ориентированного государства, к приоритизации традиционных ценностей. Между тем экономическая теория, экономическое образование у нас остаются в основе своей такими же, как и в кризисные 1990-е годы» [4].

В этом отношении активизировавшееся в России обсуждение направлений модернизации экономического образования во многом вписывается в глобальный тренд. Основной проблемой современного экономического образования является отсутствие единого образовательного пространства, в том числе отсутствие концепции преподавания экономических и управленческих специальностей и реестра рекомендованных учебников и учебных пособий. Пока одни ученые-экономисты пытаются избавить студентов от теоретического уклона образовательного процесса,

заменив его изучением современных технических методов анализа данных, другие надеются вытеснить неоклассику какой-то другой, как правило, гетеродоксальной традицией экономической мысли.

Как считает А.А. Аузан, председатель федерального учебно-методического объединения, «релевантная вызовам современности российская система экономического образования должна покоиться на трех основных принципах: 1) фундаментальной подготовке в области эмпирических методов; 2) развитии навыков ориентации в широкой палитре теоретических подходов к осмыслению крупных общественных проблем; 3) формировании комплексного восприятия особенностей функционирования российской экономики» [5].

На данный момент в России реализуется большое количество разнообразных образовательных программ по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 38.00.00 «Экономика и управление». Каждый вуз содержание компетенций трактует дифференцированно, и поэтому качество подготовки выпускников по УГСН 38.00.00 в разных вузах и регионах значительно отличается.

В МГУ выделяют пять основных качеств, которыми должны обладать современные российские экономисты:

— экономисты должны уметь адаптировать экономические теории к решению конкретных практических задач, а также избегать зависимости от отдельных концептуальных схем и идеологий;

— экономисты должны быть готовы к формированию новой повестки общественного развития;

— экономисты должны обладать актуальными знаниями об экономике России;

3

— экономисты должны выносить свои рекомендации, руководствуясь гуманистическими принципами;

— экономисты должны уважать глобальное разнообразие обществ и институтов [5].

В сентябре 2024 г. ФУМО по УГСН 38.00.00 совместно с Минобрнауки РФ будет проведен мониторинг учебно-методической литературы и структуры рабочих учебных планов (какие дисциплины закрывают компетенции различных групп) в вузах, реализующих основные образовательные программы по данной группе.

В краткосрочной перспективе представляется целесообразным сделать следующие шаги по совершенствованию подготовки выпускников экономических специальностей:

1. Разработка ведущими вузами страны нескольких вариантов образовательных программ по УГСН 38.00.00 с их последующим масштабированием на региональные вузы. В связи с этим необходимо внести в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»3 понятие «Примерная образовательная программа», что позволит единообразно трактовать значение и содержание этого документа, а также уни-фицированно подходить к его разработке.

2. Разработать «Концепцию преподавания экономических дисциплин». Уникальный опыт разработки «Концепции преподавания учебного курса „История России"»4 позволит создать единое образовательное пространство и теоретико-методологический фундамент преподавания экономических дисци-

3 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

4 Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.

плин. Концепция может включать в себя Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для профильных экономических специальностей и ФГОС для всех остальных направлений подготовки (с целью формирования универсальной компетенции в области экономической культуры во всех вузах страны). Также Концепция должна содержать цели и задачи изучения курса «Экономическая теория», методологические основы курса и учебно-методический комплекс. Концепция должна устанавливать требования к уровню знаний и компетенций, которыми обязан обладать студент, а не к методам достижения образовательного результата. У вузов должна сохраняться необходимая свобода действий, возможность пользоваться собственными методическими наработками и образовательными технологиями.

3. Сформировать единый федеральный перечень учебников и учебных пособий для использования в сфере высшего образования по УГСН 38.00.00 «Экономика и управление». Для его формирования необходимо провести экспертизу содержания учебников и учебных пособий для обучающихся на предмет их соответствия текущим реалиям с привлечением профессионального экспертного и научного сообществ, профильных общественных институтов, например, Вольного экономического общества.

4. С целью создания методологического фундамента единого образовательного пространства и формирования бесшовной экосистемы высшего образования (от школы до послевузовской подготовки) необхо-

368

дима институализация и систематизация функционала Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) в сфере высшего образования по УГСН 38.00.00 «Экономика и управление». ФУМО необходимо наделить полномочиями выступать экспертной площадкой для координации процесса модернизации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения по экономике, анализировать проекты перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, и внедрения механизмов, обеспечивающих разработку примерных образовательных программ высшего образования. ФУМО совместно с Советом по профессиональным квалификациям в сфере образования (СПК) должны прописать профессиональные и универсальные (базовые, ключевые, общепрофессиональные) компетенции и наполнить их «знаниями» и «умениями».

5. Разработка единой системы оценки качества высшего образования является важной задачей развития системы образования. Механизм формирования аккре-дитационных показателей является несовершенным и нуждается в изменениях, так как в нынешнем виде он не способствует улучшению качества образования, более того — тормозит развитие отечественной высшей школы.

Разумеется, обсуждать детали предлагаемых нами изменений предстоит еще не один раз. Но одно можно сказать достаточно точно: что время перемен и реформ настало, и нужно им воспользоваться во благо развития и процветания нашей великой страны.

Библиографический список

1. Послание Президента Федеральному Собранию, http://www. kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/70565.

2. Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации https://minobrnauki.gov.ru/press-center/ news/main/69206/.

3. Экосистема вузов: трансформация российской системы образования: монография / под ред. д.э.н., проф. С.Е. Прокофьева. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 485 с.

4. Официальный сайт Вольного экономического общества России, https://veorus.ru/события/хроника-мероприятий/podvedeny-itogi-obshcherossiyskogo-sobraniya-po-reforme-ekonomicheskogo-obrazovaniya/.

5. Российское экономическое образование: образ ближайшего будущего. А.А. Аузан, А.А. Мальцев, А.А. Курдин.

References

1. The President's Message to the Federal Assembly, http://www.kremlin. ru/events/president/transcripts/statements/70565.

2. Official website of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/ main/69206/.

3. Ecosystem of universities: transformation of the Russian education system: monograph / edited by Dr. of Economics, prof. S.E. Prokofiev. — Moscow: INFRA-M, 2023. — 485 p.

4. Official website of the Free Economic Society of Russia, https:// veorus.ru/события/хроника-мероприятий/podvedeny-itogi-obshcherossiyskogo-sobraniya-po-reforme-ekonomicheskogo-obrazovaniya/.

5. Russian economic education: the image of the near future. A.A. Auzan, A.A. Maltsev, A.A. Kurdin.

370

Контактная информация / Contact information

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 103265, г. Москва, Охотный ряд, д.1

The State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation

103265, Moscow, Okhotny Ryad, 1

samofalovae@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.