_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
АРХИТЕКТУРА
УДК 72
Коврижкина Ольга Викторовна
старший преподаватель БГТУ им. В.Г. Шухова,
г. Белгород, РФ E-mail: [email protected]
АРХИТЕКТУРА. КОМПОЗИЦИЯ Аннотация
Изучение нового формообразования в архитектуре и особенности его восприятия практикуется в дисциплине «Композиционное моделирование» на кафедре «Архитектура и градостроительство» Белгородского государственного технологического университета имени В.Г. Шухова и предназначено для студентов младших курсов специальности «Архитектура». Методика композиционного моделирования легла в основу практической деятельности учащихся в овладении средствами композицию. На практических занятиях курса «Композиционное моделирование» выполняется ряд упражнений в макетировании и ряд упражнений в графике, т. е. в объемно плоскостном проектировании. Предложенные для курса «Композиционное моделирование» художественно-графические упражнения экспериментального характера, разработанные Белгородской архитектурной школой на основе использования программы школы МАрхИ, выполняются в плоскостном моделировании, имеют конкретные разноплановые задачи и направленности: результативно-проверочного, эскизного и клаузурного характера.
Ключевые слова
Композиционное моделирование, объемно-пространственная композиция, архитектурноая графика,
формообразование, клаузура, эскизирование.
Предметная среда повсеместно несет на себе следы человеческой деятельности. Результатом организации человеком среды в целях ее приспособления и использования в процессах жизнедеятельности - является архитектура.
«Архитектура» - (лат. architectura) - искусство проектировать и возводить здания и сооружения. [1,
с.25].
Функция архитектуры состоит в содействии сохранению и развитию существования человека. Творческий процесс создания архитектуры направлен равным образом на функциональные, технические, экономические, конструктивные и эстетические требования.
«Архитектор, организуя формы, создает гармонию, которая является чистым продуктом его разума; формами он воздействует на наши чувства, вызывая в нас эстетические эмоции; созданные им соотношения форм пробуждают в нас глубокий отклик, приобщают нас к постижению гармонии мира. Творчество архитектора является источником многих наших душевных движений, оно помогает нам познать красоту». [2, с.9].
Начальным этапом в достижении красоты архитектурного решения проектируемого объекта является построение композиции пространственных форм. Определение «композиция» (от латинского compositio -составление) строение, расположение и соотношение основных частей произведений искусства» [1, с. 283], акцентирует внимание на основном признаке - целостности формы. Центральным звеном теории архитектуры и архитектурного проектирования является композиция. Архитектурная композиция - это закономерное и оптимальное сочетание объемов и пространств в единую гармоническую архитектурную
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
форму, которая имеет своим результатом определенное эстетическое воздействие на человека. Традиционная витрувианская триада архитектурного произведения -fírmitas, utilitas, venustas- прочность, польза, красота -закрепила представление о целостности архитектурной формы [3, с. 223-225].
Воспитание профессионального мастерства будущих архитекторов начинается с курса основ композиции - «Композиционного моделирования», содержащего общие принципы пластического формообразования. Методика курса предусматривает формирование общих понятий и закономерностей архитектурной композиции, которые присущи всем проектирующим объектам без учета их функционального назначения, конструктивных и технологических особенностей и прочего. Учебный курс основан на объемно-пространственной композиции, как на носителе интегрального содержания архитектуры. Дисциплина «Композиционное моделирование», направлена на целостность обучения начального этапа высшей архитектурной школы и взаимодействует с курсом «Основы архитектурного проектирования». Теоретический материал курса «Композиционное моделирование» знакомит учащихся с объективными свойствами и закономерностями организации объемно-пространственных форм.
«Начиная с простейших элементов композиции именно элементов, а не композиции как единство целого, постепенно усложняя задачу, курс объемно-пространственной композиции подводит к самостоятельному композиционному творчеству». [4, с. 5]
Большая часть теоретического материала данной дисциплины посвящена основным видам композиции, так как, освоив общие принципы построения основных видов композиции, можно самостоятельно решать проектные задания.
Особенности современных методов начального обучения композиции выявили необходимость на ряду с теоретической подготовкой осуществлять обязательный композиционный практику. Методы осуществления композиционного практикума основаны на конкретных типах заданий. Первые практические задания курса «Композиционное моделирование» выполняются в макетах и дают студентам начальные понятия о средствах композиции и ее основных видах. В конце первого семестра обучения проводятся результативные здания в макетировании и в графическом варианте — контрольные клаузуры (рис. 1).
Методические указания к заданиям второго семестра усложняются и на ряду с выполнением данных заданий в макетировании вводится графическая форма заданий. Художественно-графические упражнения имеют конкретные разноплановые направленности. Направленность упражнений строится на анализе выполненных заданий в макете и на разборе выявленных ошибок. Такие упражнения имеют результативно-проверочный характер. Другая направленность графических заданий носит эскизный характер и упражнение выполняется перед макетированием.
Рисунок 1 - Плоскостное и объемное композиционное моделирование на тему «Ритм»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х
Рисунок 2 - Практические задания по курсу «Композиционное моделирование».
Графические упражнения клаузурного характера являются итоговыми работами по темам практических заданий (рис.2). Графические упражнения выполняются с применением технических приемов архитектурной графики.
Решение композиционной задачи в процессе объемного моделирования, а затем фиксация ее в графике или же, наоборот, решение архитектурной задачи практически и лишь потом воспроизведение ее в макете, развивает способность поэтапного преобразования объемной модели в плоскостную модель ортогонального изображения и обратный процесс. Изучение поэтапного объемного и плоскостного моделирования в композиции и изучение приемов архитектурной графики позволяет практическому применению их в дисциплине «Архитектурное проектирование» на всех последующих курсах.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
Курс «Композиционное моделирование» тесно связан с курсом «Основы архитектурного проектирования» и строится на совмещении тем курсов. Фактически каждому конкретному заданию по архитектурному проектированию найдена соответствующая тема композиционного моделирования. Параллельное проведение данных дисциплин на младших курсах дает много интересных находок в проектном и композиционном творчестве. Список используемой литературы:
1. Современный толковый словарь русского языка. М.: Изд. Ридес Дайджест, 2004. 960 с.
2. Ле Корбюзье. Архитектура XX века. Изд. Прогресс, 1977. 301 с.
3. Азизян И.А., Добрицына И.А., Лебедева Г.С. Теория композиции как поэтика архитектуры. М.: Изд. Прогресс-Традиция, 2002. 510 с.
4. Степанов А.В. Объемно-пространственная композиция. М.: Стройиздат, 1997. 253 с.
© Коврижкина О.В., 2016
УДК 727.3
Курякова Наталия Борисовна
канд. техн. наук, доцент ПНИПУ, г.Пермь, РФ E-mail: [email protected] Пируцкая Алёна Викторовна студент магистратуры ПНИПУ, г.Пермь, РФ E-mail: [email protected]
ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРМИ
Аннотация
В статье представлена концепция центра художественного образования в городе Перми. Обоснована актуальность объединения малых образовательных учреждений архитектурно-художественного профиля. Обозначены проблемы учебных заведений архитектурно-художественного профиля города Перми. Представлены и проанализированы объекты-аналоги. Выдвинуто предположение о том, что центр художественного образования может претендовать на роль центра культурной жизни города и региона, а его здание может стать для города брэндовым объектом.
Ключевые слова
Центр художественного образования, многоступенчатое образование, образовательное учреждение искусства и архитектуры, учебный корпус, концепция
К В России и в мире существует тенденция к объединению и укрупнению учебных заведений. Так, в России в рамках первого этапа реформы образования начиная с 2006 года создавались федеральные университеты: в 2006 году путём объединения четырёх крупных вузов был образован Сибирский университет, затем Южный федеральный университет. В настоящее время в России существуют десять федеральных университетов [1].
В 2015 году Минобрнауки в целях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации объявило о начале формирования региональных опорных университетов [2]. Формирование опорных многофункциональных университетов стало вторым этапом реформы образования.