НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
УДК 721.001
Т.Ю. Бурова, Н.М. Шавалиева
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА 1-2 КУРСАХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 270114
Среди специалистов, способных оказать влияние на качественный показатель архитектурнопространственной среды, следует отметить архитекторов, дизайнеров, инженеров-строителей и инженеров-архитекторов. Причем последних можно выделить в качестве направления, наиболее полно отвечающего требованиям рыночной экономики, непосредственно связанного со способами и технологиями строительного проектирования.
Творчество многогранно, но также многогранна и деятельность инженера-архитектора. Сфера приложения творчества инженеров-архитекторов настолько велика, насколько многолика и разнообразна архитектурно-пространственная среда. Инженер-архитектор - это специалист с широким спектром творческих, технических и экономических знаний. Поэтому необходимо преодолеть объективную разноплановость этой специальности и рассматривать подготовку специалиста на базе освоения методов проектного творчества, что должно явиться стержневой характеристикой профессионала, поскольку способности и знания инженера-архитектора результируются лишь в его деятельности. При подготовке инженера-архитектора важно учитывать и то общее, что присуще творчеству вообще, и то специфическое, что связывает его с деятельностью инженера-архитектора.
Одна из основных проблем - это научить студента создавать. Опыт подготовки инженера-архитектора в КГАСУ, ИжГТУ показывает, что процесс обучения на начальных курсах не всегда учитывает особенность специальности 270114, особую её наполненность знаниями как инженерного, так и архитектурного проектирования.
Анализ современной теории и практики по подготовке инженера-архитектора показывает ряд противоречий в процессе его профессионального становления. Наблюдается «крен» или в одну инженерную область, или в другую - творческую, и не получается в полной мере подготовить к старшим курсам, к моменту начала освоения стержневой дисциплины - Типологии и архитектурноконструктивного проектирования, - студента, обладающего двойной компетенцией. С одной стороны, меняется содержание специальной подготовки инженера-архитектора в сторону личностно ориентированного педагогического процесса, с другой -аналитические данные, свидетельствующие о недостаточной разработанности проблемы ввиду
«новизны» специальности, с третьей - в научнометодической литературе мало исследований по вопросу профессиональной подготовки инженера-архитектора. Ведущим фактором в улучшении содержательной стороны профессии инженера-архитектора является совершенствование
образовательного процесса и проектной методологии на начальной стадии образования. Её характер обуславливает особенности формирования творческой личности будущего инженера-архитектора.
Согласно учебному плану начальное
профессиональное образование инженера-архитектора на первом и втором курсах представлено следующими дисциплинами:
- «Архитектурная графика»;
- «Объемно-пространственная композиция»;
- «Основы архитектурно-конструктивного проектирования»;
- «Макетирование» (последнее в недавнем прошлом изъято из учебного плана, что по существу не исключило предметное моделирование из фактического образовательного процесса). Среди факторов специальной подготовки «инженера-архитектора» ведущее место занимает образовательная деятельность на первых двух курсах учебного процесса. Задачи профессионального инженерно-архитектурного образования на младших курсах обусловлены «Основами архитектурноконструктивного проектирования» - учебной дисциплиной, обучающей созидательному творчеству, которая в большей степени, чем другие предметы изобразительного цикла, характеризуется своим созидательным началом. Сущность ОАКП заключается в моделировании - создании проектной модели в соответствии с общественной, социально-культурной, утилитарно-практической и эстетической функциями и закономерностями формообразования. Именно на этой стадии студент осваивает основной спектр средств моделирования архитектурно-художественной формы:
- Графическое моделирование - совершенное средство творческой поисковой деятельности, находящееся на стыке архитектурно-пространственной композиции и изобразительного искусства - заключено в создании набросков, схем, эскизов и чертежей, отражающих состояние объекта на графических моделях в процессе проектирования по отдельным стадиям;
- Предметное моделирование или макетирование -состоит в объемно-пространственном выражении
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЕ
представлений об оригинале в материале макета и служит уточнению, развитию и проверке этих представлений.
Моделирование охватывает манипуляции студента от первичного наброска и клаузурного эскиза до составления окончательного курсового проекта. Очень важно на младших курсах обучить студента художественно-композиционному моделированию как основе проектного творчества инженера-архитектора, направленно ведущей на всех этапах деятельности к получению художественно-значимой архитектурной формы в результате завершения процесса.
Архитектурно-конструктивное проектирование обучает законам композиции не на материале натуры, как в рисунке или живописи, а на основе представлений, которые формируются при взаимодействии идеи объекта и архитектурных средств её выражения. В результате материализуется модель объекта, его художественный образ. Модель контролируется как художественным замыслом, так и функциональными требованиями. Из вышесказанного следует: насколько сложна структура основ архитектурно-конструктивного проектирования, настолько тесно переплетены дисциплины, её наполняющие. Объективно, что в ОАПК лежит принцип интеграции знаний и творческих навыков по архитектурной графике, объемно-пространственной композиции, макетированию и отсюда - графическому, предметному моделированиям.
Графическое моделирование архитектурнохудожественной формы является одним из наиболее традиционных, исторически сложившихся методов архитектурного творчества, и обучение архитектурной графике как непременное условие художественной и профессиональной подготовки инженера-архитектора в основном теоретически заканчивается на первом курсе. Фактически овладение различными способами графического моделирования и оформления архитектурных чертежей продолжается на протяжении всего второго курса. По учебному плану дисциплина «Объемно-пространственная композиция» изучается на втором курсе. Фактически на первом курсе в курсовой работе №1 «Графическое изображение архитектурного чертежа в линейной графике тушью» начинается освоение основных средств композиции. Тем более одна из основных задач проекта -композиция расположения элементов чертежа согласно определенной идее автора.
Во всех 4-х курсовых работах по ОПК и Архитектурной графике и 4-х курсовых работах по ОАКП налицо интеграция, и в основе всего лежит то, что учебный процесс организован таким образом, что композиция становится элементом курсового проектирования. Здесь хочется вспомнить слова: «Архитектурное
проектирование как учебная дисциплина - это, прежде всего, обучение композиции» [1]. В создании
архитектурного произведения ведущее значение имеет композиционный аппарат. Между содержанием и формой объекта существуют структурнокомпозиционные связи. Как художественно образный принцип содержания объекта (архитектурного произведения) используются такие объективные характеристики архитектурно-пространственной композиции, как симметрия - асимметрия, нюанс -контраст; статика - динамика и т.д. Для геометрического построения формы архитектурного произведения используются средства архитектурно-пространственной композиции: пропорция, ритм, масштаб и т.д. Широко применяющаяся при обучении инженера-архитектора только индивидуальная работа студента над проектом под руководством преподавателя не развивает у него потребности в общении с другими студентами, в обсуждении, защите своих решений, не обучает коллективной работе над проектом, как важнейшей формой совершенного архитектурного творчества, более того, закрепляет его индивидуализм и замкнутость. Чтобы преодолеть эти недостатки, надо чаще проводить клаузуры с последующей публичной защитой. Поддержка творческой индивидуальности студента - это и есть истинное содержание учебновоспитательного процесса, которое обеспечивает его ценность.
Таким образом, существующая на кафедре методика обучения студентов ОАКП позволяет не только активизировать учебный процесс, приблизить его к практике, включить в него элементы научных исследований на самой ранней стадии архитектурного творчества, повысить интерес к проектированию и архитектуре, но и объединить на базе основ архитектурно-конструктивного проектирования изучение и других дисциплин: «Архитектурной графики», «ОПК», элементов курса «Истории архитектуры». На сегодняшний день назрела необходимость активизировать научноисследовательскую работу в области обеспечения специальности 270114 интегрированной программой образовательного процесса на младших курсах.
Литература
1. Бархин Б.Г. Методика архитектурного
проектирования. - М.: Стройиздат, 1993.
2. Степанов А.В. Объёмно-пространственная
композиция. - М.: Строиздат, 1993.
3. Божко Ю.Г. Архитектоника и комбинаторика
формообразования. - Киев: Высшая школа, 1991.