К.Г. Латышева, г. Красноярск Научный руководитель В.И. Царев архитектура комплекса казенного винного склада-завода В городе МИНУСИНСКЕ НАЧАЛА ХХ В.
История архитектуры промышленных предприятий сибирских городов дореволюционного периода малоизученна и является важной составной частью отечественного зодчества.
В начале 1890-х гг. по инициативе императора Александра III и министра финансов С.Ю. Витте российское правительство приступило к осуществлению питейной реформы, цель которой заключалась в ведении государственного контроля в производство и продажу крепких спиртных напитков. До начала ХХ в. в стране на казенные средства было построено около 500 винных складов-заводов, сооружено около 30 тысяч винных лавок.
В Енисейской губернии один из казенных винных складов намечалось построить в городе Минусинске, где акцизное управление приобрело участок земли. Руководителем строительства был назначен инженер-технолог Николай Николаевич Семенов, который исполнял свои обязанности до окончательного пуска заводского производства. Авторы проекта Минусинского очистительного склада пока не установлены. Известно, что проектные чертежи рассматривались и утверждались Техническо-строитель-ной инспекцией, состоявшей при Главном управлении неокладных сборов и казенной продажи питей в Санкт-Петербурге. Проектом предусматривалось построить завод с годовой производительностью 150000 ведер вина. Архитектурно-строительные чертежи разрабатывались по типовым образцам промышленных зданий того времени, копии которых, сохранившиеся в архиве, подписаны лишь их строителем - Н.Н. Семеновым. Завод, построенный в 1902-1905 гг., был оснащен современным для начала ХХ в. технологическим оборудованием, в основном зарубежного производства.
В архивных фондах обнаружен комплект проектных чертежей, определяющий тщательность подготовки строительства. В состав проекта входили: генеральный план участка, чертежи фасадов, поэтажных планов, разрезов всех зданий, а также чертежи строительных конструкций и инженерно-технических устройств, например, подземных спиртопроводов, водопровода и канализации, технологического оборудования.
Анализ сохранившегося генерального плана показал, что в границах участка комплекса винного склада выделялись три функциональные зоны. Основная производственная зона, занимавшая 2/3 части площади всей территории, включала: главный корпус склада, одноэтажные каменные здания сторожки с контрольным проходом и сторожки с приемным покоем, одноэтажные каменные здания навеса для лошадей и бондарки, одноэтажное каменное здание материального склада, одноэтажную каменную постройку навеса для бочек, а также каменное здание для цистерн. В зоне подготовительного производства основным объектом являлся угольный завод, на котором заготовлялся древесный уголь, служивший для очистки спирта. На отдельной территории комплекса находилась жилая зона, в состав которой входил каменный двухэтажный жилой дом для инженерно-технического персонала с дворовым садом, хозяйственными постройками, а также каменным корпусом, включавшим каретник, конюшню и коровник (рис. 1).
Рис. 1. Генеральный план Минусинского казенного винного склада. Начало ХХ в. Государственный архив Красноярского края
Здания выполнены в традициях позднего «кирпичного стиля», в котором прослеживаются рационалистические тенденции начала ХХ в. Краснокирпичные фасады построек ритмично членятся лопатками, между которыми размещены окна лучкового завершения. За декорированными фасадами производственных объектов, оформлен-
Рис. 2. Фасад главного корпуса при Минусинском казенном винном складе. Начало ХХ в. Государственный архив Красноярского края
ными в романтическо-средневековых образах, скрывалось внутреннее пространство, разделенное металлическими и каменными конструкциями на ярусы, соответствовавшими технологическим процессам. По периметру участка комплекса винного склада была устроена каменная ограда с металлическими воротами.
Основным объектом производственной зоны являлся главный технологический корпус, который представлял двухэтажное с цокольным этажом лицевой кирпичной кладки здание, состоящее из трех основных объемов, образующих П-образную форму. Центральный прямоугольный объем по продольной оси фланкируют два прямоугольных объема, примыкающих продольными сторонами. Боковые объемы выступают за плоскость стены главного фасада, образуя симметрично расположенные ризалиты. В композиции главного фасада здания присутствует незначительная асимметрия, обусловленная различием в членении оконными проемами боковых ризалитов. Оконные проемы основных этажей имеют лучковое завершение, над которым размещена перемычка с замком. В целом архитектурное оформление главного корпуса завода сохранило до настоящего времени особенности стилизаторской эклектики, обращенной к наследию средневековья (рис. 2).
Планировочная структура главного корпуса состоит из центрального поэтажного многофункционального зала, который блокируется с боковыми объемами дополнительных производственных помещений. В интерьере корпуса сохранились архитектурные, конструктивные и технологические элементы, относящиеся к начальному периоду строительства объекта (металлические лестницы и колонны, перекрытия по металлическим балкам).
Возникший в начале ХХ в. в городе Минусинске комплекс заводских построек стал одним из образцов организации современного по тому времени производства, символом технического прогресса, активно проникавшего на восточные окраины России. Он представляет один из ярких образцов промышленной архитектуры сибирского города дореволюционного периода, для которого наиболее характерными чертами являлись четкость, простота и вместе с тем максимальная целесообразность архитектурно-планировочных решений. В процессе проектирования объектов комплекса наряду с вопросами архитектуры отдельных зданий решалась проблема создания единого ансамбля. Архитектура заводских зданий характеризует переходный этап в осмыслении художе-
ственного облика промышленных объектов - от стилизаторской эклектики к новым рациональным формам.
В советский период и до конца 1990-х гг. предприятие являлось ликероводочным заводом, при котором неоднократно осуществлялась реконструкция зданий. Значительные изменения претерпел главный корпус завода, достроенный новым объемом, и пристройками к дворовым фасадам, а также частичной внутренней перепланировкой. В настоящее время завод оказался в исторической части города Минусинска, формируя историко-культурную основу городской среды. Однако судьба предприятия вызывает опасения, так как неоднократная смена собственников приводит к значительным структурным и технологическим изменениям, которые ставят объект архитектурного наследия на грань исчезновения.
П.Р. Мерзлякова, г. Новосибирск МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ О СОЗДАНИИ МОНУМЕНТА СЛАВЫ (МЕМОРИАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «ПОДВИГУ СИБИРЯКОВ В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ 1941-1945 ГГ. »)
Каждый народ стремится чтить память своих предков. В нашей истории достаточно славных традиций, людей и событий, которыми мы можем гордиться, о которых вспоминаем в дни торжеств и при проведении ежедневных экскурсий. «Историческая память - это системообразующий элемент общественного сознания с присущим ему механизмом запечатления, хранения, воспроизводства социокультурной информации, обеспечивающей актуализацию традиционных форм жизнеосуществления социальных субъектов и определение характера инновационного развития всех сфер жизнедеятельности отдельного человека и всего общества» [4]. Социально-культурные практики индивидуальной и общественной жизни побуждают к закреплению в исторической памяти новых, не свойственных ранее знаний, оценок, стереотипов поведения, ценностных ориентаций. Социологи указывают на это противоречие между усилением инновационного и необходимостью сохранения традиционного в содержании исторической памяти современного человека. Такие традиционно важные социальные институты, как образование, семья, культура, которые должны играть ключевую роль в процессе воспроизводства исторической памяти, сегодня в представлении молодежи теряют свои позиции как агенты социализации. Возможно, вследствие этого утрачивают свое значение, «выпадают» из исторической памяти значимые эпизоды, связанные, в частности, с историей создания архитектурных памятников.
На многих языках мира мемориал переводится как «служащий для памяти». Мемориал воинам-сибирякам как место исторической памяти поистине свято для всех новосибирцев. Одной из важных традиций для жителей Новосибирска стало посещение монумента Славы в дни праздничных и торжественных событий - каждый год 9 мая здесь собираются и ветераны войны, и молодежь. Чтобы почтить память своих родных и близких, погибших на фронтах, сюда приезжают из разных городов и со всех районов Новосибирска, порой украдкой подкрашивая серебряной или бронзовой краской родную фамилию в нескончаемом списке, выбитом на пилонах. В 2013 г. в Центре истории развития Ленинского района торжественно отмечали 45 лет со дня открытия этого живого,