Научная статья на тему 'Архитектура и планировка городов в Третьем рейхе (на примере Берлина и Нюренберга)'

Архитектура и планировка городов в Третьем рейхе (на примере Берлина и Нюренберга) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1440
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ТРЕТИЙ РЕЙХ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГОРОДОВ / ARCHITECTURE / THIRD REICH / CONSTRUCTION / URBAN DESIGN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Есипов Владислав Витальевич, Игнатьева Ольга Анатольевна

Представлены материалы по планировке городов и строительству в Третьем рейхе по застройке и реконструкции Берлина «величайшего города рейха». Дается анализ строительства в столице нацистского государства и в городе съездов НСДАП. В итоговой части сформулированы основные приемы воплощения идеологических постулатов в архитектурных формах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURE AND URBAN PLANNING IN THE THIRD REICH (ON EXAMPLE OF BERLIN AND NUREMBERG)

The article presents the materials on urban planning and construction during the Third Reich on building up and reconstruction of Berlin "the greatest city of the Reich". It provides the analysis of construction in the capital of the Nazi state and in the city of NSDAP congresses. In conclusion the authors formulate basic techniques of translating the ideological tenets into architectural forms.

Текст научной работы на тему «Архитектура и планировка городов в Третьем рейхе (на примере Берлина и Нюренберга)»

но эти хувараки из-за событий 1930-х годов ламами стать не успели44.

Здание Харанцинского дацана сохранилось до наших дней и находится в п. Хужир (ул. Обручева, 2),

считаются муниципализированными, на основании чего они и отбираются, дома перевозятся в аймцентр по сооружению нужных построек школы и больни-цы»45.

ранее там располагался детский сад, теперь - жилой дом. На о. Ольхон планируется строительство нового дацана, на месте старого в улусе Харанцы расчистили большую свалку мусора и теперь там зеленый луг...

Здания Муринского дацана после его закрытия 10 февраля 1930 г. были перевезены из улуса Алужино в п. Усть-Ордынский: «дома и юрты Муринского дацана

44Жамбалова С.Г. Указ.соч. С. 239.

Так были ликвидированы все прибайкальские дацаны, и тем ценны сейчас немногие сохранившиеся архивные материалы, немые свидетели истории, благодаря которым мы можем узнать подробности о деятельности дацанов Предбайкалья и пытаться способствовать их восстановлению для возрождения буддийского учения в нашем регионе на благо всех живых существ.

45Ф. 26. Оп. 1. Д. 29. Л. 138.

УДК 950

АРХИТЕКТУРА И ПЛАНИРОВКА ГОРОДОВ В ТРЕТЬЕМ РЕЙХЕ (НА ПРИМЕРЕ БЕРЛИНА И НЮРЕНБЕРГА)

В.В.Есипов1, О.А.Игнатьева2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Представлены материалы по планировке городов и строительству в Третьем рейхе по застройке и реконструкции Берлина - «величайшего города рейха». Дается анализ строительства в столице нацистского государства и в городе съездов НСДАП. В итоговой части сформулированы основные приемы воплощения идеологических постулатов в архитектурных формах. Библиогр. 29 назв.

Ключевые слова: архитектура; Третий рейх; строительство; проектирование городов.

ARCHITECTURE AND URBAN PLANNING IN THE THIRD REICH (ON EXAMPLE OF BERLIN AND NUREMBERG) V.V. Esipov, O. A. Ignatieva

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article presents the materials on urban planning and construction during the Third Reich on building up and reconstruction of Berlin - "the greatest city of the Reich". It provides the analysis of construction in the capital of the Nazi state and in the city of NSDAP congresses. In conclusion the authors formulate basic techniques of translating the ideological tenets into architectural forms. 29 sources.

Key words: architecture; Third Reich; construction; urban design.

Если провести даже простое механическое сопоставление долей архитектуры и изобразительного искусства в общем объеме художественной продукции Третьего рейха, то легко можно убедиться, что строительное искусство значительно превалировало над изобразительным. Архитектура была несомненным фаворитом в политике нацистской партии в области культуры. В этом отдавали себе отчет сами нацисты, это очевидно и теперь [1].

С 1934 по 1940 г. в Германии строили все - начиная от грандиозных официальных зданий и заканчивая жильем для народа. На праздновании пятой годовщины прихода к власти А.Гитлер сказал по этому поводу: " Никогда еще в немецкой истории не плани-

ровали, не начинали и не осуществляли столь величественных построек как в наше время" [2]. И это, несомненно, было так. Известный исследователь архитектуры Третьего рейха Анна Тент так выразила эту мысль: "В то время когда думаешь, сочиняешь или пишешь о Германии 1933-1945 гг., то без преувеличения можешь сказать, что низкое качество многочисленных строений сегодня забыто, как забыты различные картины, учебники по архитектуре от "Букваря строителя" до "Искусства строительства". Здания пережили 12 лет господства "тысячелетнего рейха" и используются после разного рода модификации в наши дни" [3]. Подобная оценка архитектурного наследия тоталитарного государства присуща не только

1Есипов Владислав Витальевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой искусствоведения факультета изобразительного искусства, тел.: (3952) 405480.

Esipov Vladislav, Doctor of History, Professor, Head of the chair of Studies of Art, Fine Arts Department, tel.: (3952) 405480.

2Игнатьева Ольга Анатольевна, доцент кафедры дизайна, декан факультета изобразительного искусства, тел.: (3952) 405480. Ignatieva Olga, Associate professor of the chair of Design, Dean of the Fine Arts Department, tel.: (3952) 405480.

А.Тент, ибо она выразила мнение большинства исследователей, считающих, что национал-социалистическая архитектура превратилась в часть настоящего, оставаясь одновременно свидетельством прошлого тоталитарного мировоззрения. Постройки времен Третьего рейха, как и все естественным образом принадлежащие истории памятники прошлого, заботливо ремонтируются и реставрируются, примером тому могут служить отреставрированные в 70-е годы трибуны Цеппелинфельда на Имперском поле партийных съездов в Нюрнберге. Кроме всего прочего, это говорит о заботливом отношении к собственному прошлому, даже если это прошлое связано с тоталитаризмом, ставшим причиной гибели миллионов людей.

Тем не менее, феномен "исторической самоценности" архитектуры до самого последнего времени был объектом идеологической критики, а сама архитектура воспринималась только как воплощение нацистского мировоззрения средствами искусства. Известные основания для этого, разумеется, были. Неслучайно А.Гитлер образно называл архитектуру "словом в камне", придавая вполне определенный идеологический смысл самим постройкам и их проектам. Он считал, что "... о великих исторических эпохах напоминают потом лишь монументальные сооружения" [4].

Поэтому спустя 50 лет после падения нацистского рейха его архитектура может быть в большей степени объектом стилистического анализа. Учитывая изложенные выше факты о страстной приверженности А.Гитлера к архитектуре и зная особенности самой нацистской системы, мы понимаем, что в Третьем рейхе не могли не строить. И вопрос сейчас может ставиться только как строили и почему строили именно так.

Вполне естественно, что архитекторы в Третьем рейхе пытались найти и развить единый цельный язык новой архитектуры, выявляя в нем различные выразительные формы. "В области индустрии техники у нас имеют место современные постройки: казармы, лагеря для юношества, дома в селениях, по окраинам городов. Они чаще воплощают выросшие из местной почвы традиции монументальной архитектуры, тогда как государственные и партийные здания указывают на неоклассицизм специфического вида - стиль, в котором соединились традиции и авангардные приемы 20-х годов" [5].

Нацистские искусствоведы и архитекторы сами указывали на два источника стиля нацистской архитектуры. Это прусский классицизм начала Х1Х века и античность [6]. В качестве примера достаточно привести Дом немецкого искусства в Мюнхене, который был спроектирован Паулем Людвигом Тростом по образцу Берлинского музея К. Шинкеля [7].

Второй стилистический источник стиля архитектуры Третьего рейха находится вне Германии и А.Шпеер связывает его с французскими архитекторами Этье-ном Булле и Никола Леду, которые произвели своими постройками революцию в архитектуре Франции. Исследователи архитектуры фашистского государства зачастую склонны обвинять нацистских архитекторов в чисто механическом заимствовании из французских

источников. Однако подобные заимствования, в числе прочего, являются универсальным методом архитектурного творчества, а потому обвинять нацистских архитекторов в плагиате можно с тем же основанием, как и ставить им в заслугу возрождение классицист-ских традиций.

Одна особенность архитектуры Третьего рейха сразу бросается в глаза. Это ее монументальность, или, по меткому выражению самого А.Шпеера, "гигантомания" [8]. У архитекторов Третьего рейха изначально проявилась тенденция к строительству большими площадями, к широкому пространственному мышлению, что постепенно получило обоснование в специальной литературе [9]. А для этого не нужно было ничего другого, кроме "теории колоссальности", в которой мало внимания уделялось целесообразности и функциональности.

Представления о вечности национал-социалистической системы реализовались в монументальной и помпезной архитектуре, и характерно, что планы монументальной архитектуры умерли вместе с фашизмом.

Главной строительной площадкой Третьего рейха по праву считались три города: столица рейха Берлин, город имперских партийных съездов Нюрнберг и город, в котором родилось нацистское движение и с которым связывались "героические" этапы борьбы, Мюнхен. Разумеется, строительство шло и в других городах, партийное руководство которых спешило следовать образцу центральной власти. Однако масштабы его были значительно скромнее. Известным исключением является родина Гитлера - Линц, но переустройство этого города осталось только в проектах и планах.

Берлин. Начиная с 1936 г. А.Гитлер ставит на реальную почву планы переустройства столицы рейха. До этого момента все его архитектурные замыслы воплощались лишь в обсуждениях и незначительных набросках. В своих идеях А.Гитлер отталкивался от планировки двух европейских городов: Парижа и Вены, - неустанно подчеркивая их гармоничность и красоту [10].

Более всего А.Гитлера привлекали широкие и длинные магистрали, появившиеся в Париже после реконструкции 50-60-х годов Х1Х века. Немаловажным для Гитлера было и то обстоятельство, что реконструкция Парижа осуществлялась наперекор общественному мнению и архитекторам приходилось прилагать немало усилий, чтобы добиться своего, тогда как результат со всей определенностью продемонстрировал их правоту. Разумеется, Гитлер не стремился просто копировать французские образцы, но желая значительно превзойти оригинал, игнорировал функциональную сторону подобного проекта, не учитывая, например, транспортные проблемы столицы [11].

Законом от 30 января 1937 г. Альберт Шпеер был назначен Генеральным инспектором по застройке и реконструкции столицы рейха и наделен особыми полномочиями. А.Гитлер лично выступил с инициативой начать реконструкцию "величайшего города рейха". В этот же день фюрер объяснял своему архитектору, что реконструкция Берлина должна превратить

город в настоящую столицу не только Германии, но и всей Европы [12].

Основная идея реконструкции заключалась в том, что столица Третьего рейха в будущем должна была быть разделена перекрещивающимися в центре осями Север-Юг и Восток-Запад, которые переходили бы за границей города в имперские автобаны. Для воплощения этой идеи предполагалось постепенно провести следующие строительно-реконструкторские работы:

- связать направления улиц с запада столицы и вывести их на автобан;

- расчистить участок между Шпандау и площадью Адольфа Гитлера;

- спланировать и перестроить участок между площадью Адольфа Гитлера и Бранденбургскими воротами;

- перестроить участок улицы Унтер ден Линден;

- ликвидировать разрыв между Лустгартеном и восточной границей города;

-связать направления улиц на востоке столицы с имперским автобаном.

Центральной точкой на скрещении осей и воплощенной мечтой

А.Гитлера должен был стать гигантский Дом собраний, выполненный в форме купольного дворца. Предполагалось, что он будет самым большим в мире из до тех пор построенных залом собраний, вмещающим 150 тысяч человек. Диагональ купола составляла 250 метров, площадь основного зала -- более 38 тысяч квадратных метров. Высота купола предполагалась 290 метров. Для сравнения можно привести здание имперских съездов высотой 75 метров и Бранден-бургские ворота (только 29 метров) [13]. Характерна фантастическая идея финансирования этого гигантского проекта, пришедшая в голову А.Гитлеру, полагавшему, что необходимые средства можно будет взимать с иностранных туристов: "Весь мир приедет в Германию, чтобы увидеть наши постройки...." [14].

Южный фасад купольного дворца выходил на Большую площадь (будущую площадь Адольфа Гитлера), на которой планировалось проведение ежегодных первомайских парадов. Размеры площади позволяли вмещать до миллиона человек.

О грандиозности проекта купольного дворца говорят цифры его наружного объема, который должен был составить более 120-ти миллионов кубических метров [15]. Работы по подготовке к строительству этого поражающего воображение здания начались в 1939 г. Для расчистки площадки под будущий дворец было снесено множество старых домов, изготовлены чертежи, затрачены миллионы рейхсмарок на покупку гранита (в том числе и за рубежом). Строительство комплекса планировалось завершить в 1950 году.

"Парадная улица" шириной в 120 метров и длиной в 5 километров, идущая от площади Адольфа Гитлера перед Домом собраний, упиралась в триумфальную арку, которая, имея высоту в 120 метров, уравновешивала бы собой купольный дворец. Арка, по представлению А.Гитлера, должна была быть мемориальным памятником немцам, погибшим во Второй миро-

вой войне: "Имя каждого из 1,8 миллионов будет высечено на граните" [16].

Следует отметить, что интересы фюрера в целом исчерпывались этим "репрезентативным ядром" столицы рейха, тогда как планы реконструкции, разрабатываемые А.Шпеером и его бюро, получившим полную свободы в проектировании, значительно превзошли по стоимости и масштабам идеи фюрера [17]. Они предполагали кардинальную перестройку всей транспортной сети Берлина, постройку новых жилых районов, вокзалов, аэропорта, скоростных подземных магистралей, зон отдыха, музеев, огромных площадей озеленения и т.п. [18]. Так, в южной части столицы предполагалось подведение железнодорожной ветки и создание нового вокзала на Тиргартен. Проект Южного вокзала, разработанный А.Шпеером и Хербертом Римпелем, демонстрирует все стилистические признаки нацистской архитектуры [19].

Между купольным дворцом и триумфальной аркой в конце небольшого отрезка улицы планировалось создание так называемой "Круглой площади", диаметр которой составлял 210 метров. Площадь опоясывал комплекс административных зданий:

- Тюрингский дом (архитектор Герман Гислер);

- кинотеатр УФА и Дом товарищества германских художников (архитекторы Тео Дирксмейер и Ганс Флер);

- здание казино (архитектор Вильгельм Крейс);

- административное здание страховой компании АГ (архитектор Карл Ве). Довольно исчерпывающее представление об этом архитектурном ансамбле можно получить из специально снятого пропагандистского фильма "Слово в камне", в котором демонстрируется модель круглой площади с тщательно проработанными деталями и подробностями [20].

Что касается осуществленных проектов берлинской реконструкции, то следует упомянуть прежде всего здание Новой рейхсканцелярии, созданное по проекту Шпеера. Оно стало "первым административным зданием Третьего рейха". Работы по разборке старого здания рейхсканцелярии начались в мае 1937 г. В апреле 1938 г. начались работы по возведению нового здания. 4500 рабочих трудилось в две смены, чтобы подготовить рабочее место для фюрера. Для постройки здания были использованы самые дорогие породы камня: редкий гранит, мрамор разнообразных расцветок. "Здание не имеет аналогов в истории по количеству и качеству использованных материалов...", - писал Г.Гислер [21]. К 9 января 1939 г. здание площадью 16 тысяч квадратных метров, законченное в рекордные сроки, ждало своего хозяина. При достаточно заурядном внешнем виде здание Новой рейхсканцелярии поражало помпезностью и богатством интерьеров, в которых все элементы были продуманы и подчинены единому стилю. Интересную деталь сообщает А.Шпеер: после завершения строительства тысячи рабочих, участвовавших в нем или создававших строительные детали (в том числе и из разных районов Германии), были приглашены в Берлин для того, чтобы осмотреть творение своих рук [22].

Итак, что дали Гемании и немецкой архитектуре беспрецедентные по масштабу планы реконструкции столицы Третьего рейха? В реальности не так уж много: осевой принцип перепланировки городов, ряд административных зданий да поражающие воображение архитектурные проекты. Это произошло, главным образом, потому, что частично осуществленные планы перестройки Берлина были для национал-социалистов прежде всего своеобразным пропагандистским приемом, призванным продемонстрировать, что немецкий человек живет в великом городе. Реальная перепланировка Берлина была проведена много позже командой Шпеера. Она имела мало что общего с планами фюрера, однако основные идеи реконструкции и восстановления городов зародились именно в Третьем рейхе. В 1943 г. под руководством А.Шпеера был организован "Рабочий штаб по восстановлению разрушенных бомбовыми ударами городов", в который входила группа молодых и талантливых архитекторов: Герман Бестельмайер, Пауль Бонатц, Генрих Тиссенов и др. Именно эти люди определяли вплоть до 60-х годов процесс восстановления разрушенных войной германских городов.

Нюренберг. Этот город являлся как бы воплощением немецкой истории, будучи связанным с именами Гогенцоллернов, знаменитых курфюрстов, королей Пруссии и кайзера Второго рейха. С 1927 г. В Нюрнберге проходили ежегодные Имперские съезды НСДАП. Уже в 1933 г. А.Гитлер поручает своему любимому архитектору Паулю Людвигу Троосту разработку проекта перестройки так называемой "Территории имперских партийных съездов", который позже начал воплощать в реальность Альберт Шпеер. Таким образом, в Нюренберге начали создаваться первые в Третьем рейхе постройки для массовых мероприятий и перед архитектором, кроме всех прочих, появилась задача: оформить в архитектурном пространстве отношения власти и народа.

Интересно сопоставление проектов П.Л.Трооста и А.Шпеера, ибо позволяет проследить процесс проникновения в архитектурные замыслы идеологических элементов. Первоначальные планы П.Л.Трооста предполагали свободную группировку площадей и зданий в ограниченном пространстве, которое свободно вписывалось в ландшафт. Планы А.Шпеера вносили большую строгость и упорядоченность, характерные для нацистских представлений об архитектуре и планировке. "Он (Шпеер - В.Е.) впервые исключил палладианские элементы Трооста и придал постройкам выраженный политический характер", - писала Хильдергард Бренннер [23]. "В общем плане и в соотнесении его отдельных элементов, основанных на национал-социалистических представлениях о порядке, выражались и определенные отношения фюрера и народа" [24]. Тем самым архитектор как бы выполнил свою основную функцию в фашистской системе: отразил господствующее в обществе всестороннее политическое руководство государства и сделал это языком архитектуры, планируя комплекс строений, проектируя и соотнося друг с другом здания и открытые пространства.

Общая площадь "Территории имперского партийного форума" составляла около 30-ти квадратных километров. Она должна была быть разбита на пять участков: Марсово поле, площадь Цеппелинфельд, Германский стадион, Конгрессхалле. Предполагалось, что "Территория" будет вмещать до миллиона человек, т.к. один только Германский стадион был рассчитан на 400 тысяч посетителей. Для проведения этих планов в жизнь был образован "Союз строительства партийного форума в Нюрнберге". Общая стоимость проектов составляла примерно 700-800 миллионов рейхсмарок и должна была погашаться Имперским министерством финансов.

Строительство началось с трибуны на площади Цеппелинфельд. Предстояло заменить старую деревянную трибуну, сооруженную в 1933 г. для первого после захвата власти съезда НСДАП, на новую, каменную. "Главное сооружение имело в длину 390 метров, в высоту 24 метра, по длине оно превосходило римские термы Каракаллы на 180 метров, то есть почти в два раза", - писал Шпеер [25]. В качестве строительных материалов использовался гранит, а во внутренних помещениях - красноватый и зеленоватый мрамор. Шпеер сам назвал Пергамский алтарь в качестве образца для архитектурного решения трибуны. Перед трибуной располагалась площадка для маршей: собственно "Цеппелиново поле", размеры которого составляли 290х310 метров, а площадь - 89500 квадратных метров. На нем каждый год для участников съезда и представителей вермахта устраивались торжественные мероприятия. Здесь маршировали, формировались и переформировывались человеческие массы, для которых архитектура была лишь орнаментальным обрамлением. "Марширующие колонны огромных масс людей перед трибунами ограничивались большими каменными рамками, которые как бы представляли это торжество открытому небу" [26].

Две массивные квадратные формы, возвышающиеся над трибунами, более всего напоминали военные укрепления, бастионы из тесаного камня и являли собой своеобразные каменные рамки для милитаризованной формации марширующих людей. Такой представала перед зрителями и участниками имперских партийных съездов главная трибуна на Цеппе-линфельде. Окна-бойницы, высокие непреступные стены усиливали сходство с военным укреплением, крепостью. Сегодня создается впечатление, что это была попытка создания своеобразной "культовой архитектуры", в которой трибуна мыслилась как алтарь нацистского движения, воплощение синтеза архитектуры и человека. Постройки выступали здесь упорядочивающим и стабилизирующим фактором.

Марсово поле в южной части Территории имперских партийных съездов имело размер 611х955 метров. Оно было ограничено небольшой (14 метров в высоту) трибуной, сложенной из каменных блоков по 8-10 тонн и 26-ю башнями, высота которых составляла 40 метров. Общая площадь строений Марсова поля должна была составить 170 тысяч квадратных метров, для чего понадобилось 30 тысяч железнодорожных платформ, перевозящих каменные блоки. Обработка этой каменной массы потребовала бы более 4 мил-

лионов 200 тысяч рабочих часов. В центре площади должна была находиться Трибуна чести, увенчанная колоссальной скульптурой высотой 60 метров. Территория Марсова поля служила бы вермахту для проведения небольших маневров. Около 115 тысяч участников могли одновременно находиться на этом участке. Другими словами: Марсово поле изначально имело фортификационное назначение.

С севера точно по направлению на старый замок Гогенцоллернов Марсово поле открывалось парадной улицей длиной 2 километра и шириной 70 метров. По обеим сторонам оганиченные гранитными плитами стояли трибуны, которые были предназначены для почетных гостей. Здесь перед Гитлером должны были проходить парадным маршем части вермахта [27]. Напротив парадной улицы находился грандиозный стадион, украшенный флагами.

"Германский стадион" должен был стать самым большим строением, рассчитанным на 400 тысяч человек. Длина его составляла 540 метров, ширина 455 метров, площадь всех помещений - 8 миллионов 500 тысяч квадратных метров. Игровое поле (55 тысяч квадратных метров) опоясывалось башнями высотой 100 метров. Для постройки Германского стадиона предполагалось использовать 275 тысяч кубических метров красно-серого гранита. Имевшиеся тогда в Германии каменоломни могли поставить только 8 тысяч. Стоимость стадиона предположительно составляла 200-250 миллионов рейхсмарок3.

Конгрессхалле был спланирован архитекторами Людвигом и Францем Руффами. Они приступили к постройке уже в 1935 г. Размеры Конгрессхалле составляли 275 метров в длину, 265 в ширину и 68,5 в высоту. Для сооружения этого здания требовалось 50 тысяч кубических метров гранита. Внизу по окружности здания проходила аркада, а сверху - два ряда профилированных окон. Площадь главного зала должна была быть около 3-х миллионов квадратных метров и вмещать 50 тысяч человек. С Конгрессхалле в то время можно было сопоставить только концертный зал в Берлине, рассчитанный на 5 тысяч посетителей. В проект Территории имперских партийных съездов входило и озеленение: свободные от строений и полей участки должны были быть засажены елями.

Территория имперских партийных съездов демонстрировала собой одну из характернейших особенностей архитектуры Третьего рейха - ее милитаристскую направленность. Такая новая архитектура была призвана сформировать огромные массы людей в каменные рамки. И если до 1933 г. массы людей могли свободно располагаться в пространстве, то после 1933 г. они могли располагаться только в строгих рамках ар-

3Гитлер сравнивал стоимость стадиона с двумя боевыми кораблями типа "Бисмарк", прекрасно отдавая себе отчет в том, что деньги, затраченные на крейсера, могли быть уничтожены в "один миг", тогда как архитектурным сооружениям изначально уготована значительно более долгая жизнь. См.: Шпеер Альберт. Воспоминания. Москва - Смоленск, 1997. С.95.

хитектурных кулис. Новая архитектура должна была воплощать в себе идею порядка и общности людей в новом рейхе.

Подводя итог анализу архитектуры и планировки городов в Третьем рейхе, следует согласиться с мнением большинства исследователей, считающих эту область культурно-политической деятельности НСДАП чрезвычайно плодотворной. Однако нацистская идеология, государственный протекционизм архитектуры, личная заинтересованность фюрера определили собой целый ряд важных особенностей как самой архитектуры, так и процесса воплощения архитектурных проектов в реальных строениях.

В странном и на первый взгляд противоестественном единстве нацистской системы и такого ярчайшего культурного феномена, как архитектура, скрыта глубокая внутренняя логика. Стремясь воплотить потребность людей в порядке и стабильности (вторая ступень в иерархии потребностей А.Маслоу), как антитезу нестабильности и "беспорядку" Веймарской республики, нацисты стремились создать великое государство (Тысячелетний рейх), который был бы практически "вечен". Формально это можно было сделать только с помощью культурных феноменов. Необходим был такой вид искусства, который бы наиболее наглядно и непосредственно воплощал величие и масштабность нового рейха. Архитектура оказалась наиболее удобной для этого. Симптоматично, что Альберту Шпееру неожиданно пришла в голову романтическая "теория развалин", с помощью которой он предполагал продлить жизнь постройкам нацистского государства [28]. Неслучайно А.Гитлер видел в архитектуре воплощение вечности и величия былых эпох и людей, противопоставляя ее иным более динамичным и быстро исчезающим элементам культуры [168].

Таким образом, идея величия и бессмертия стала стержнем архитектуры нацистского времени. Формально это достигалось следующими приемами:

- резкое укрупнение строений;

- создание четкого ритма простых архитектурных форм (башен, колонн, блоков, арок и т.п.);

- образование широких открытых, но ограниченных архитектурными кулисами пространств (полей, проспектов, стадионов);

- возвращение к архитектурным формам классицизма Х1Х века;

- легкая обозримость, ясность и простота архитектурных композиций.

Неслучайно, оглядываясь назад, Альберт Шпеер увидел в архитектуре Третьего рейха, которую он в числе прочих создавал, "жестокость и точное выражение тирании" [29]. Конечно, эта его поздняя и, несомненно, самокритичная оценка была в большей степени эмоциональной, но все же довольно точно отражала архитектонику "больных" гигантоманией проектов нацистского времени, призванных подавлять человека, внушать ему трепет и благоговение перед "дерзновенной мощью великого нацистского фюрера", идею беззаветного служения государству через растворение личного в общественном.

Библиографический список

1. Speer, Albert. Neue Deutsche Baukunst. Prag, 1943. S.7.

2. Hitler am 5. Jahrestag der Machtergreifung, DBZ 1938, Heft 4, 26.01.1038.

3. Tent, Anna. Architektur im Dritten Reich 1933-1945. FrankfurtBerlin, 1967. S.7.

4. Шпеер Альберт. Воспоминания. Москва - Смоленск, 1997. С.96

5. Die Kunst im Dritten Reich. Jg.1, H.10, 1937, S.4.

6. Шпеер Альберт Воспоминания. Москва - Смоленск, 1997. С.105.

7. Die Kunst im Dritten Reich. Jg.1, Fg I, 1937, S.4-20.

8. Шпеер Альберт Воспоминания. Москва - Смоленск, 1997. С. 89-97.

9. Hellak,O.Fur das alte und das neue Hoftheater in Dresden, in: Kunst im Deutschen Reich. 5/1941, Die Baukunst, S.76.

10. Шпеер Альберт. Воспоминания. Москва - Смоленск, 1997. С.122.

11.Там же. С.124-125.

12.Fest, Joachim. Hitler. Bd. II, Frankfurt/M, 1978. S.196.

13.Берлин-Москва. Каталог выставки в Государственном изобразительгном музее им. А.С.Пушкина 4 марта- 30 июня

1996. М., 1996. С. 424.

14.Шпеер, Альберт. Воспоминания. Москва - Смоленск,

1997. С.207.

15.Там же. С.224.

16.Там же. С.121.

17.Там же. С.127.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18.Центр хранения историко-документальных коллекций. Ф. 1409. Оп.2. Д.4. Л. 123-138.

19.Берлин-Москва. Каталог выставки в Государственном изобразительном музее им. А.С.Пушкина, 4 марта- 30 июня

1996. М., 1996, С. 425.

20.ЦХИДК. Ф.1409. Оп.2. Д.4. Л.253-266; Оп.1 .Д.8. Л.261.

21 .Giesler, H. Symbol des Grosdeutschen Reiches, in: Neue Reichkanzelei, Munchen, 1940.

22.Шпеер, Альберт. Воспоминания. Москва - Смоленск,

1997. С.174.

23.Brenner H. Kunstpolitik des Nationalsozialismus. Hamburg, 1963. S. 121.

24.Tent, Anna. Op.cit. S.192.

25.Шпеер Альберт. Воспоминания. Москва - Смоленск, 1997. С.95.

26.Lotz,W. Das Reichsparteitagsgelonde in Nurenberg, in: Kunst in Dritten Reich, 2/1938, 9, S.256-266.

27.Шпеер Альберт. Воспоминания. Москва - Смоленск, 1997. С.111-113.

28.Там же. С.96-97.

29. Там же. С.231.

УДК 801

К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ САМОСТИ, СРЕДСТВАХ ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ЯЗЫКЕ И ЕЕ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Н.А.Корепина1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Исследуется функционально-семантическая категория самости в языке в русле антропоцентрической парадигмы. Рассмотрена специфика Я человека в различных проявлениях. Выявлены основные средства выражения категории самости в английском и русском языках. Очерчена структура функционально-семантической категории самости: ядро и периферия. Библиогр. 20 назв.

Ключевые слова: категория самости; функционально-семантическая категория; функционально-семантическое поле; языковые средства выражения.

ON THE QUESTION OF THE FUNCTIONAL-SEMANTIC CATEGORY OF THE SELF, ITS MEANS OF EXPRESSION IN THE LANGUAGE AND ITS STRUCTURAL ORGANIZATION N.A. Korepina

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The author studies the functional-semantic category of the self in the language within the anthropocentric paradigm. The specificity of the I-human is considered in various manifestations. The basic means to express the category of self in the English and Russian languages are revealed. The author outlines the structure of the functional-semantic category of the self: the core and peripherals. 20 sources.

Key words: category of the self; functional-semantic category; functional-semantic field; language means of expression

В бихевиоризме самость рассматривается как поведенческая категория, которую можно понять только в действиях, поступках. Когнитивная психология считает самость познавательной схемой, благодаря ко-

торой индивид перерабатывает информацию о себе, организуя ее в особые понятия и образы. Психоанализ и эго-психология видят в самости мотивационный феномен, основу которого составляют влечения и по-

1Корепина Наталья Алексеевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры английского языка, тел.: 89148720480, e-mail: cosmir@yandex.ru

Korepina Natalia, Candidate of Philology, Senior lecturer of the chair of the English language, tel.: 89148720480, e-mail: cos-mir@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.