Научная статья на тему 'Художественные выставки в Третьем рейхе'

Художественные выставки в Третьем рейхе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
575
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Есипов Владислав Витальевич, Ковригина Инесса Анатольевна

Рассмотрены массовые культурные мероприятия в Третьем рейхе и их идеологическая обусловленность,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественные выставки в Третьем рейхе»

¡Щ Гуманитарные науки

В.В.Есипов, И.А.Ковригина

Художественные выставки в Третьем рейхе

Осенью 1934 г. на съезде НСДАП в Нюрнберге А.Гитлер дал новые тактические установки, которые предполагали переориентацию с преимущественно пропагандистского характера культурно-политической работы на стимулирование художественного творчества, активизацию массовых культурных мероприятий. Это само по себе явилось бы пропагандой нового режима, но уже в более широком масштабе.

Вернер Курц - один из функционеров розенбер-говского ведомства говорил по этому поводу: "В новом сообществе народа его художники и рабочие не будут более враждующими и противоречащими сущностями. Это неправда, что одни не могут понять других" [1]. Используя знаменитое выражение Ф.Шиллера, А.Розенберг любил повторять, что "певец должен идти с народом". В его представлениях "народная культура" вырастала из "народного единства" и порождала "рабочую культуру". Искусствоведы обыгрывали эти идеи, стремясь обосновать закономерность связи творчества архитектора, инженера, скульптора с процессом промышленного производства, подчеркивая утилитарный функциональный характер искусства [2]. Практическое воплощение этих идей имело место на производстве, в организации культурных мероприятий, которые должны были демонстрировать единение предпринимателей и рабочих.

Таким образом, задача соединения искусства и народа, вытекающая из нацистской идеологии, могла быть решена только планомерной и активной политикой, осуществляемой нацистским государством. Такое положение, с одной стороны, стимулировало проведение разного рода "культурных экспериментов", поиск новых и необычных художественных форм, доступных массам. С другой стороны, нацисты стали активно использовать традиционные формы воздействия на массовое сознание, выразившиеся в проведении разного рода массовых культурных мероприятий: выставок, дней культуры, праздновании юбилеев, манифи-стаций и т.п.

Следует отметить, что в Германии еще с конца 19 века развивалась своеобразная культура празднеств, основанная на традиционных массовых мероприятиях рабочих и профессиональных союзов. В начале 20-х годов развитие массовых празднеств было прервано из-за поражения Ноябрьской революции 1918 г. и запрета коммунистической партии в 1923 г. Однако, как отмечают исследователи, воздействие на массы таких праздничных представлений было ограниченным. Культурная потребность немецкого народа в живой

коллективной реакции привела к включению декламационных хоров в повестку дня партийных собраний и к созданию Центрального декламационного хора КПГ, который, тем не менее, был запрещен в 1924 г. Однако, массовые празднества, сопровождающиеся музыкой, танцами и декламацией продолжали существовать в Германии в 20-е годы. Они давали людям очарование добровольной, индивидуальной отдачи и одновременно общей дисциплины в слиянии музыки и ритмического движения. Это особенно наглядно проявлялось в Лейбцигских музыкальных фестивалях. Позднее национал-социализм придал этой чисто эстетической категории необходимое идеологическое содержание: «воспитание чувства уважения к общественному организму, сильному государству».

Особое внимание нацисты уделяли и местам проведения массовых культурных мероприятий. Так, в конце 1933 г. «Немецкий рабочий фронт» учредил конкурс на проект «Дома труда», который должен был стать целым комплексом зданий для торжеств и празднеств с участием 10-15 тысяч человек. Во многих проектах для массовых представлений предполагалось использовать места для показа так называемых «тин-гшпилей» (массовых театральных представлений с участием зрителей), которые получили названия «тингш-теддте». За понятием «Тингштеддте» крылось нацистское представление об огромном месте собрания под открытым небом для различных демонстраций, праздников и представлений, связаных с традицией декламационных хоров и мимических ансамблей. «Тинг-движению» геббельсовское министерство пропаганды отводило в культурной жизни Третьего рейха и в календаре празднеств до 1937 г. Поначалу для этого прибегали к примитивным приспособлениям, когда лишь за счет небольшого изменения земного рельефа возникали амфитеатры с местами для зрителей, а расположенные на плато площадки использовались для выступления мимических ансамблей, подразделений нацистской партии и вермахта и в качестве трибун для ораторов, Затем эти места превратились в роскошные с точки зрения архитектуры площадки для собраний и представлений вместимостью до 50 тысяч человек для главных праздников Третьего рейха.

Особое место среди массовых культурных мероприятий в Третьем рейхе занимали выставки, Следует отметить, что выставочная деятельность была весьма привлекательна для культурно-политических организаций нацистов. За период с 1935 г, по 1940 г. под патронажем Имперского министерства народного про-

Ц Гуманитарные науки

свещения и пропаганды, Национал-социалистического культурного объединения и Национал-социалистической организации "Сила через Радость" проходило множество художественных выставок, построенных по тематическому принципу. Среди них выделяются: "Мореплавание и искусство" (1935 г. в Берлине), "Улицы А.Гитлера в искусстве (1936 г. в берлинском замке Шонхаузен), "Красота работы" (1936 г. в Берлине), "Лес" (июнь-июль 1937 г. в Берлине), "Картины работы" (май 1938 г. в Оберхаузене), "Немецкий крестьянин -немецкая земля" (апрель 1938 г. в Гере), "Человек в пейзаже" (май 1938 г. в Баутзене), "Нордический ландшафт" (апрель-октябрь 1940 г. в Берлине) и др.

Следует отметить, что национал-социалисты постоянно стремились продемонстрировать созидательные, конструктивные возможности национал-

социалистического мировоззрения. Осенью 1935 г. в Мюнхене была организована широко разрекламированная художественная выставка с характерным названием: "Кровь и почва". "Выставка "Кровь и почва" демонстрирует доброе, стоящее на здоровой почве искусство из Мюнхена и Верхней Баварии. Она направлена против разлагающего искусства для укрепления нового национального искусства", - писал нацистский критик в журнале "Бильд" [3], На выставке экспонировались специально отобранные работы, выполненные в "национальных традициях'1 и лишенные каких-либо элементов изобразительного модерна.

В середине июля 1937 г. в Мюнхене открылась печально знаменитая выставка "Выродившееся искусство", В помещении собрания гипсов археологического института старого здания в Хофгартенаргеадене были выставлены ценнейшие произведения современного искусства из немецких музеев как "упаднические творения". Павел Раве сообщает: " То, что было собрано по указанию Циглера, выставлено неделю назад в неудобном и неприспособленном помещении, при отвратительном освещении, которое исходило из маленьких окошек под потолком. Картины смотрелись как творения рук сумасшедших или детей без смысла и содержания, некоторые полотна стояли просто на полу, под ними были издевательские подписи и разъяснения" [4].

Однако реакция публики на выставку превзошла самые смелые ожидания нацистов, Ежедневно ее посещали более 20 тысяч человек, а в воскресенье 2 августа было зафиксировано почти 36 тысяч посетителей. Современники сообщали, что настроения зрителей были экстремистские: "Нужно было привязать художников рядом с их произведениями, чтобы каждый немец мог плюнуть им в лицо. В этом безобразии виноваты не только художники, но и музейные работники. И это происходило в то время, когда на улицах были миллионы голодных..." [5]. Павел Раве писал по поводу выставки: "В этом не было смысла... в этом была трагедия. И лишь немногие из тех кто приходил, прощались с произведениями, которые они любили" [6], Экс-

позиция выставки была разбита на тематические группы, которые должны были демонстрировать сущность "деградировавшего искусства", Так, среди групп выделялись "Разрушение чувства формы и цвета", "Беззастенчивое глумление над религиозными представлениями", "Взгляд на моральные стороны художественного вырождения: бордели, проститутки", "Идиоты, кретины, параноики", "Евреи" и т.д, [7],

Мюнхенская выставка "Выродившееся искусство" весьма выразительно свидетельствует о двух чрезвычайно важных факторах: во-первых, национал-социалистическое руководство не намерено было мириться с малейшими проявлениями неугодных художественных форм, во-вторых, оно могло убедиться во всеобщей поддержке своей политики в области культуры, Выставка недвусмысленно давала понять то, как относится к "упадническому" искусству немецкий народ. Она продемонстрировала весьма сплоченное общественное мнение и хорошую организацию пропаганды, Каждый зал выставки был оформлен соответствующим лозунгом, Экскурсоводы водили посетителей со словами: "Так выглядит больной дух природы", "еврейский взгляд на немецкого крестьянина", "поругание немецких героев мировой войны", "издевательство над немецкой женщиной", "издевательство над страстями Христовыми" [8],

Наряду с выставкой "Выродившееся искусство" частью национал-социалистической пропагандистской компании стала выставка "Вечный жид", проходившая в Мюнхене с весны 1937 г. На ней были представлены экспонаты, якобы полученные из "тайных лож" Германии. Демонстрируемые на этой выставки человеческие скелеты, гробы, предметы мрачных культов должны были создавать у зрителей представления о "тайных организациях масонов и евреев, действующих в Третьем рейхе против немецкого народа" [9].

Чрезвычайное значение для нацистского руководства имела конструктивная акция, призванная быть своеобразной антитезой выставки "Выродившееся искусство". Это была давно и тщательно готовившаяся Первая большая немецкая художественная выставка, Она была открыта 18 июня 1937 г. и проходила в специально построенном Доме немецкого искусства. Гитлер лично заложил камень в основание этого здания, построенного по проекту ведущего архитектора Третьего рейха Пауля Людвига Троста. Фюрер принимал непосредственное участие в разработке архитектурного проекта Дома немецкого искусства, "который явился символом первого великого строения нового рейха" [10]. Открытие выставки сопровождалось грандиозным праздничным шествием, приуроченным ко Дню немецкого искусства. Скрупулезно подготовленная экспозиция должна была продемонстрировать другую ("здоровую и полноценную") сторону искусства новой национал-социалистической Германии. Специальная комиссия отобрала для выставки почти 900 произведе-

ш

Гуманитарные науки

ний живописи, графики и скульптуры немецко-арийских художников. Экспозиция сопровождалась прекрасно иллюстрированным каталогом, который сегодня дает возможность представить сами художественные произведения и провести их анализ по жанрам. Ландшафты Германии охватывали большую часть живописных работ (40%) и производили идиллическое впечатление, Далее следовали расовые типы - мужчины, женщины, крестьяне, спортсмены, молодежь (20%), портреты (15,5%), животные (10%), натюрморты (7%). Среди профессий доминировали крестьяне и представители ремесленных профессий. Образы арийцев чаще демонстрировали душевный подъем, порыв, героику или спокойствие, устойчивость, Многочисленные сцены "мать и дитя" воплощались либо в настроении гордого достоинства, либо в летних идиллических сценах по образцу гравюр старых мастеров. Большинство сценок крестьянских семей показывали прочную принадлежность к роду, спартанскую твердость, силу, многодетность, Идея созидания воплощалась в картинах, изображавших строительство мостов, автобанов, где все было детализировано и во всем чувствовалась мощь. Мотив физической силы чаще всего воплощался в мускулистых торсах мужчин и тележках, запряженных волами, которые в новой Германии транспортировали материалы и механизмы. Полностью отсутствовала и социальная проблематика - тема чрезвычайно актуальная для изобразительного авангарда первой четверти XX века. Еще одна любопытная тематическая особенность выставки: портреты партийных функционеров и полотна с явной политической направленностью составляли незначительную часть (не более 1,5%) [11].

Таким образом, большинство художественных произведений выставки демонстрировало образы новой национал-социалистической Германии в ее "естественном и органическом единстве", воплощающем мужское и женское начало, тему материнства, семьи, спортивного и боевого братства и т.п.

Первая большая немецкая художественная выставка вызвала у устроителей чувство высшего удовлетворения. Ее посетило более двух миллионов человек. Количество проданных с выставки работ было необычайно высоко. Й,Геббельс отметил, что идеи "порядка и безопасности" вновь стали направляющими, вновь возникла тяга к мечтам и образам прекрасной жизни [12]. "Народ посещает театры, концерты, музеи и галереи, исходя из определенных мотивов - он хочет увидеть прекрасное, возвышенное и наслаждаться им. Все то, к чему он стремится, все то, чего он часто лишен в своей повседневной жизни, его представления о мире и чуде должны проходить здесь перед его глазами, С наивной и нерушимой радостью игры выступают иллюзии искусства, мечты о колдовском мире идеалов, мире, который изменяет жизнь всех нас. Мир этот редко постижим и почти неуловим" [13]. В этом

пространном и не лишенном элегантности разъяснении Й.Геббельс приоткрывает завесу над своими культурно-политическими методами, которые по своей сути были далеко не новы. Этот новый призыв к людям искусства означал для Й.Геббельса движение к организованному оптимизму, Он как бы говорил своей публике, что искусство должно заниматься привнесением радости в повседневное существование,

В мюнхенской выставке 1937 г. на первый взгляд не было ничего такого, что не было уже известно в практике проведения выставок, которые традиционно проходили в этом городе, Однако при внимательном рассмотрении можно отметить несколько моментов, которые принципиально отличали Первую большую немецкую художественную выставку от прочих. Во-первых, то, что демонстрировалось на выставке, было предназначено для всей Германии в качестве некоего образца. Во-вторых, пропагандистская шумиха и реклама выставки как бы говорили, что изобразительное искусство в Третьем рейхе одинаково везде. Таким образом, большие немецкие художественные выставки должны были иллюстрировать средствами изобразительного искусства столь желаемое нацистами "присоединение к господствующим взглядам".

Большие немецкие художественные выставки стали проводиться ежегодно (до 1944 г,), став своеобразным "отчетом" нацистского режима перед общественностью Третьего рейха за свою культурно-политическую деятельность, Выставки пользовались определенной популярностью у общественности, о чем косвенно свидетельствует количество проданных каталогов: например, около 112 тысяч в 1939 г. В этом же году выставку посетило 422 тысячи человек,

В конце 30-х годов нацистскому режиму было необходимо демонстрировать миролюбие, в то время как за его кулисами шла лихорадочная подготовка к войне, В официальной культурной жизни Третьего рейха все шло вполне обычно: имели место традиционные культурные мероприятия, юбилеи, выставки, фестивали. В феврале 1939 г, указом Геббельса была учреждена художественная премия "За сохранение единой линии в искусстве", которая должна была пополнить список официальных премий нацистского государства.

После прихода к власти в 1933 г. нацисты начали активно создавать систему государственного управления культурной жизнью в Третьем рейхе. Многочисленные общественные культурные организации и союзы послужили базой для формирования такой системы, а организация Имперской палаты культуры в рамках Имперского министерства народного просвещения и пропаганды явилась высшей фазой ее развития. Руководитель официальной нацистской политики в области культуры Й.Геббельс неуклонно стремился превратить каждого деятеля культуры Третьего рейха в государственного служащего. Использование государства в качестве единственного мецената культуры давало на-

цистам возможность непосредственно управлять культурным производством. Ни у кого из нацистских лидеров в предвоенные годы нельзя найти даже намека на возможную либерализацию в культурной сфере, Стремясь продемонстрировать немецкому народу и мировой общественности успешное строительство "нового рейха", нацисты активно занимались организацией многочисленных культурных мероприятий: праздников, фестивалей, выставок, юбилеев, дней и недель кино, книги, изобразительного искусства и т.п.

Библиографический список

1. In: "Bausteine zum deutschen Nationaltheater". Berlin, 1934. S.357,

2, Die Kunst im Dritten Reich, Jan. 1937. Fg.l.

3. Bild. 1935. S.43,

4. Rave P. Kunstdiktatur im Dritten Reich, Hamburg, 1949, S.56,

5. Rave P. Op.cit. S, 110,

6. Rave P, Op, cit, S, 57,

7. Kunst im 3, Reich. Dokumente der Unterwerfung. Frankfurt a. Mein, 1976. S.27.

8. Центр Хранения Историко-документальных Комек-ций.Ф.1363. Оп.6.Д.19. Л155.

9. ЦХИДК.Ф.1363, Оп.6.Д.19. Л282.

10. Keiner Н. "Das Haus der Deutsche Kunst in München". In.: Katalog "Grose Deutsche Kunstausstellung". München, 1937,S.17.

11. Grose Deutsche Kunstausstellung. Katalog, München, 1937.

12. Dokumente Der Deutschen Politik, Bd.5, Berlin, 1940, S.424.

13. Ibidem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.