Научная статья на тему 'Архитектура и конструктивные схемы гальотов XVIII века'

Архитектура и конструктивные схемы гальотов XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гидрокосмос
Область наук
Ключевые слова
Подводная археология / Балтика / XVIII век / парусные торговые корабли / гальоты / Underwater archaeology / Baltic / 18th century / merchant sailing ships / galiots

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андрей Васильевич Лукошков

В статье рассматриваются общие принципы компоновки, парусного вооружения и архитектуры найденных на дне Финского залива полутора-, двухи трехмачтовых транспортных судов XVIII века типа гальот (галиот). Они первоначально появились в Нидерландах, но быстро получили широкое распространение в странах Балтики, включая и Российскую Империю. В российских водах на сегодня найдено 8 судов этого типа, что позволило сделать некоторые выводы об их общих конструктивных особенностях, что может служить основой для идентификации гальотов при обнаружении на дне новых объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architecture and structural layout of 18th-century galiots

The article discusses the general principles of layout, rigging, and architecture of one and a half-, two-, and three-masted 18th-century cargo ships of the galiot type discovered at the bottom of the Gulf of Finland. They first appeared in the Netherlands but quickly spread throughout the Baltic countries, including the Russian Empire. To date, eight vessels of this type have been found in Russian waters, allowing some inferences about their basic design elements to be drawn, which can then be used to identify galiots when new artifacts are discovered.

Текст научной работы на тему «Архитектура и конструктивные схемы гальотов XVIII века»

1-2' 2023 ГИДРОКОСМОС HYDROCOSMOS -V-

ИСТОРИЯ | HISTORY

Оригинальная статья | Original paper

DOI:

Лукошков А. В.

УДК 902.034

АРХИТЕКТУРА И КОНСТРУКТИВНЫЕ СХЕМЫ ГАЛЬОТОВ XVIII ВЕКА

А. В. Лукошков Ж

АНО «Национальный центр подводных исследований», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация Ж Lukoshkov2004@mail.ru

Аннотация

Ключевые слова Для цитирования

В статье рассматриваются общие принципы компоновки, парусного вооружения и архитектуры найденных на дне Финского залива полутора-, двух- и трехмачтовых транспортных судов XVIII века типа гальот (галиот). Они первоначально появились в Нидерландах, но быстро получили широкое распространение в странах Балтики, включая и Российскую Империю. В российских водах на сегодня найдено 8 судов этого типа, что позволило сделать некоторые выводы об их общих конструктивных особенностях, что может служить основой для идентификации гальотов при обнаружении на дне новых объектов.

Подводная археология, Балтика, XVIII век, парусные торговые корабли, гальоты.

Лукошков А. В. Архитектура и конструктивные схемы гальотов XVIII века // Гидрокосмос. 2023. Т. 1, 1. № 1-2. С. 20-41. DOI: https://doi.org/doi.org/doi. огд^оКогд^оКогд^оКогд/

ARCHITECTURE AND STRUCTURAL LAYOUT OF 18th- CENTURY GALIOTS

A. V. Lukoshkov ^

ANO "National Underwater Research Center," St. Petersburg, Russian Federation S Lukoshkov2004@mail.ru

Abstract

Keywords For citation

The article discusses the general principles of layout, rigging, and architecture of one and a half-, two-, and three-masted 18th-century cargo ships of the galiot type discovered at the bottom of the Gulf of Finland. They first appeared in the Netherlands but quickly spread throughout the Baltic countries, including the Russian Empire. To date, eight vessels of this type have been found in Russian waters, allowing some inferences about their basic design elements to be drawn, which can then be used to identify galiots when new artifacts are discovered.

Underwater archaeology, Baltic, 18th century, merchant sailing ships, galiots.

Lukoshkov, A. V. "Architecture and Structural Layout of 18th-century Galiots." Hydrocosmos, vol. 1, 1, no. 1-2, 2023, pp. 20-41. DOI: https://doi.org/doi.org/ doi.org/ (In Russ.)

2023;1,1(1-2):20-41 ГИДРОКОСМОС HYDROCOSMOS 1-2' 2023

Lukoshkov A. V. Чч//

Финский залив с давних времен служил транспортным коридором Запад-Восток, памятниками функционирования которого служат лежащие на дне останки перевозивших грузы торговых судов. В различные исторические периоды в восточной части Финского залива всегда действовали сменявшие друг друга экспортно-импортные торговые центры, куда доставлялись товары из Европы и товары как с территории Руси — Московии — Российской Империи, так и транзитные грузы с Востока. Но наиболее интенсивные перевозки фиксируются историками начиная с XVIII в., когда эту функцию стал выполнять Санкт-Петербург. Специалистами Национального центра подводных исследований (НЦПИ) и Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) в ходе многочисленных экспедиций найдено на дне российского сектора залива несколько сотен погибших судов и кораблей, исследование которых дает новые интереснейшие исторические материалы.

Однако изучение находок часто затруднено полным отсутствием информации о них. Система учета случаев гибели судов в Финском заливе появилась в Российской Империи лишь во второй четверти XIX в., причем она фиксировала лишь случаи гибели вблизи берегов, когда население могло наблюдать крушение и оказывать помощь погибавшим. Случаи гибели судов в море, во льдах, в результате столкновений или по причине штормов часто оставались неизвестными. И сегодня большинство найденных останков парусных судов, погибших ранее середины XIX столетия, с трудом поддаются идентификации. Это тем более сложно, поскольку перевозки товаров вплоть до последней трети XIX в. выполнялись иностранными судами, информацию о которых в европейских архивах найти весьма проблематично.

В сложившихся условиях важнейшую роль в идентификации найденных останков, определении времени и места строительства судна или хотя бы его национальной принадлежности играет установление его типа. Последний зависит от схемы парусного вооружения, использовавшегося рангоута, конструктивной схемы и архитектуры корпуса. Все эти показатели менялись по мере развития принципов кораблестроения и зависели от национальных традиций разных европейских народов.

Впрочем, в последнем вопросе могли существовать весьма тонкие отличия. Так со второй половины XVII в. и практически до конца XVIII в. большая часть коммерческих судов

в бассейнах Северного и Балтийского морей (а благодаря указам Петра Первого и на других морях Российской Империи) строились, копируя типы, разработанные судостроителями Республики Соединенных Провинций Северных Нидерландов (совр. Королевство Нидерланды). В тот исторический период эта маленькая страна с населением всего полтора миллиона человек имела самый большой флот в Европе. Конечно, точных цифр историки пока не называют, но считается, что флот Нидерландов был соизмерим с совокупным флотом всех остальных европейских стран, насчитывавших около 1М млн. жителей. По скромным оценкам, из портов Нидерландов выходило около 6GGG кораблей и судов общим водоизмещением 5GGGGG-6GGGGG тонн, на борту которых могло находиться до 45000 моряков. При этом количество типов строившихся транспортных и рыболовецких судов насчитывало более 5G названий. Наиболее известными из них были флейты (fluit, flute), билландеры (billandar), гальоты (gallotse, galeote), тьялки (tjalk), кофы (kof, koff, kuff), крае-ры (kraaier), каты (kat, katte), шхонеры (schooner, schooner), шмаки (schmack), шнявы (schnau), буера (boeier), буйсы (booise, boyse, busse), яхты (jaghd, jacht) и херен-яхты (herren-jacht), боты (boot), гукоры (gooker), шлюпы (sloep)1. Все они отличались друг от друга размерениями, парусным вооружением и рангоутом, конструктивными схемами и архитектурой. Но имели общие важные признаки: одинаковую коробчатую в плане форму корпуса со скругленными скулами, плоское днище и небольшую осадку. Это затрудняет идентификацию найденных на дне торговых судов XVIII в. и требует изучения детальной информации об их конструктивных особенностях. Тем более что некоторые типы при сходной конструкции корпусов отличались друг от друга исключительно рангоутом и парусным вооружением. Так строившиеся в Нидерландах двухмачтовые кофы имели конструктивную схему близкую к строившимся во всех странах Балтики полуторамачтовым гальотам, но несли на фок- и грот-мачте шпринтовые паруса, а не трисели с гафелем (см. рис. 1 а, б)2. Это еще сильнее осложняет идентификацию, поскольку у найденных на дне судов упавшие мачты и рангоут обычно разбросаны по грунту вокруг корпуса, и их поиск затрудняет получение необходимых для определения типа судна данных.

1 Dudszus A., Henriot E., Krumrey F. Das grosse Buch der Schiffstypen. Berlin: Transpress, 1987. 288 S.; Gronhagen J., Konttinen H. Tietoa syvyyksista. Hylkytutkimusken opas. Helsinki: Toredo navalis, 1988. 6, 153 S.

2 Марквардт К. Х. Рангоут, такелаж, и паруса судов XVIII века. Л.: Судостроение, 1991. 288 с.

-Ч/-

Корпуса судов сохраняются намного лучше, и изучение их конструктивных схем и архитектуры позволяет выявить отличительные особенности различных типов судов. Разумеется, возможность выявления таких особенностей обусловлена наличием на дне большого числа погибших судов каждого типа.

На сегодняшний день специалистами НЦПИ и ЦПИ РГО в российской части Финского залива найдено и обследовано 12 корпусов торговых (грузовых) судов, которые с высокой степенью уверенности датируются XVIII в. При этом лишь в двух случаях удалось установить название и точную дату гибели судна. Проведенные исследования позволили определить одно судно как голландский тьялк, еще одно, предположительно, как гукор, одно — как шхонер и два — как шмаки. Остальные семь судов были идентифицированы как гальоты: три полуторамачтовых (двухмачтовых?) и четыре трехмачтовых. При анализе особенностей их конструкции также были использованы материалы работ по изучению одного российского трехмачтового гальота, найденного в финских водах Финского залива. В основу идентификации было положено изучение выполненных в XVIII в. изображений и чертежей судов, а также их описаний.

Полуторамачтовые гальоты описываются в справочниках по судостроению как небольшие транспортные суда, у которых высокая грот-мачта несла два прямых паруса (марсель и брамсель) и большой косой парус (грот-трисель на гафеле). Короткая бизань-мачта вооружалась косым парусом (бизань-трисель с гафелем) и гиком, для управления которым за корму выводился специальный выстрел. Кроме того, они имели фока-стаксель на форштевне и один-два кливера на бушприте. Корпус судна был плоскодонный, что позволяло плавать по характерному для голландских вод мелководью. Полуторамачтовые гальоты имели горизонтальный бушприт, крепившийся в вертикальном степсе и лежавший на фальшборте сбоку от форштевня. Брашпиль находился в носу, впереди грот-мачты. Характерным признаком гальотов было наличие на корме надстройки с наклоненной вперед крышей, над которой ходил длинный румпель. В надстройке располагались жилые помещения, для освещения которых в корме имелись окна. Кроме того, на палубе перед бизань-мачтой располагалась небольшая рубка, где находился камбуз с печью или очагом (см. рис. 2 а, б). Выявление именно такого сочетания элементов рангоута и конструктивных особенностей корпуса позволило

Лукошков А. В.

Рис. 1а. Схема парусного вооружения полуторамачтового гальота. Марквардт К. Х. Рангоут, такелаж, и паруса судов XVIII века. Л.: Судостроение, 1991. 288 с.

Рис. 1б. Схема парусного вооружения полуторамачтового кофа. Марквардт К. Х. Рангоут, такелаж, и паруса судов XVIII века. Л.: Судостроение, 1991. 288 с.

идентифицировать найденные корпуса как по-луторамачтовые гальоты.

Первой находкой в водах российской части Финского залива стал обнаруженный при строительстве газопровода «Северный поток» деревянный корпус «двухмачтового» судна3.

3 ЛукошковА. В. Реестр кораблей и других объектов подводного историко-культурного наследия Российской Федерации. СПб.: БЛИЦ, 2017. Т. 1: Финский залив. Кн. 1: Корабли и суда XVIII века. Ч. 1. С. 50-69.

Lukoshkov А. V.

Место его нахождения соответствовало району гибели военно-транспортных судов, погибших осенью 1721 г. при эвакуации русской армии из Финляндии после заключения Ништадтского мира. Согласно документам севернее острова Гогланда погибли 2 га-льота с артиллерией, о которых докладывал кабинет-секретарь А. В. Макаров. Об их поиске велась переписка весной 1722 г., причем указанное в ней место гибели гальотов практически совпадает с точкой местонахождения лежащего на дне судна. Корпус судна был обследован специалистами НЦПИ, а затем полностью отснят с составлением фотоплана. Конструкция корпуса и обнаруженные на судне предметы позволяют отнести его к первой четверти XVIII в. Сохранившийся рангоут судна полностью соответствует рангоуту полуто-рамачтового гальота. Более того, найденный в каюте капитана эфес шпаги был атрибутирован специалистами-оружейниками как принадлежавший офицерской шпаге 1710-х гг., а лежащие в трюме колеса — как принадлежащие к артиллерийскому имуществу периода Северной войны.

N/

Рис. 2а. Гравюра полуторамачтового голландского гальота. Gronhagen J., Konttinen H. Tietoa syvyyksista. Hylkytutkimusken opas. Helsinki: Toredo navalis, 1988. 6, 153 S.; Groenewegen G. Verzameling van vier en tachtig Stuks Hollandsche Schepen geteeked en in Kopengebagt. Rotterdam: J. van den Brink, 1789. [N. p.]; Мass V. Laevahuku-lood. Tallinn, [S. n.], 2006. 272 S.

Рис. 2б. Чертеж полуторамачтового голландского гальота. Gronhagen J., Konttinen H. Tietoa syvyyksista. Hylkytutkimusken opas. Helsinki: Toredo navalis, 1988. 6, 153 S.

Лукошков А. В.

Рис. 3. Фотопланы полуторамачтового гальота 1721 года. Из архива ЦПИ РГО

Корпус длиной около 19 м сохраняет свою форму, но палуба отсутствует, что открывает доступ в трюм и кормовую каюту. Сохранились обе мачты и гафель. Под правым бортом на грунте лежит разрушенный судовой баркас (см. рис. 3).

Обмеры выявили большую разницу в высоте форштевня и ахтерштевня. У форштевня она составила всего 4 м, тогда как у ахтерштевня — 5,7 м. Более того, высота рудерписа руля была вообще 6,2 м. Это свидетельствует о том, что в корме имелась надстройка с поднятой над палубой каютой, над крышей которой перемещался длинный румпель со встроенными блоками на конце. Управление его положением, очевидно, осуществлялось вручную с помощью системы тросов, поскольку никаких следов наличия на судне штурвала не было обнаружено. Фальшборт имел постепенно увеличивающуюся высоту и выходил в корме на уровень крыши надстройки.

Другой важный вывод следовал из сопоставления высоты бизань-мачты и глубины трюма в корме. Очевидно, что для эффективной работы бизань-мачта могла стоять

только на промежуточном бимсе, иначе она теряла бы половину своей высоты. Кроме того, можно уверенно говорить, что располагалась бизань-мачта перед кормовой надстройкой. Решающим аргументом в определении такого расположения бизани является длина (высота) трубы насоса. Очевидно, что он по традиционной схеме устанавливался рядом с мачтой. Подтверждением тому являются обнаруженный на бизани пропил от троса для подвески рычага насоса и палубная доска шириной 35 см с полукруглыми выпилами под мачту и трубу насоса, расположенными напротив друг друга. Но длина трубы насоса составляет всего 4,55 м с учетом необходимого для работы возвышения над палубой (1,3-1,5 м). Она могла стоять лишь перед кормовой надстройкой, где глубина трюма позволяет достичь днища (см. рис. 4).

Особенных сомнений в датировке судна нет. Однако остаются невыясненными национальная принадлежность и место строительства погибшего гальота. Обнаруженные предметы и кирпичи производства любекской мануфактуры «Двор Святого Петра» указывают на германское происхождение судна. Вполне возможно, это был один из неприятельских

2023;1,1(1-2):20-41 ГИДРОКОСМОС НУОРОСОБМОБ 1-2' 2023

Гико$ЬкоуЛ~У. Чч//

транспортов, захваченных в ходе патрулирования Балтийского моря и вошедших в состав Балтийского флота.

Следующей находкой стал корпус неизвестного «двухмачтового» судна, гибель которого на основании находок немецкой фаянсовой посуды с эмблемой завода Ильменау датировалась периодом после 1787 года4.

4 Лукошков А. В. Реестр кораблей и других объектов подводного историко-культурного наследия Российской Федерации. СПб.: БЛИЦ, 2017. Т. 1: Финский залив. Кн. 1: Корабли и суда XVIII века. Ч. 1. С. 104-113.

Хотя корпус имел длину уже 24,6 м, по своей конструктивной схеме и вооружению он практически повторял первое судно. Корпус коробчатой формы нес барабан брашпиля, зафиксированный в бортовых платформах, и горизонтальный бушприт с вертикальным степсом. На палубе перед бизань-мачтой были найдены остатки разрушенной рубки, среди обломков которой располагались печь, большое количество посуды, склад запасных дельных вещей, в первую очередь блоков, а также навигационные инструменты: октант и подзорная труба. Высота фальшборта постепенно увеличивается по направлению к корме, где находилась

Рис. 4. Конструктивная схема полуторамачтового гальота 1721 года, построенная по результатам обмеров. Из архива ЦПИ РГО

Лукошков А. В.

Рис. 5. Чертежи набора российского гальота XVIII века. Из открытых источников

каюта. Предположительно, фальшборт выходил на уровень ее крыши. Но корма была разрушена при ударе корпуса о грунт и сегодня представляет завал дезинтегрированных обломков. При этом среди них не был обнаружен руль. Следов установки штурвала не найдено. Единственным отличием от гальота 1721 года было наличие двух водоотливных насосов, стоявших у обеих мачт. Причем у насоса грот-мачты имелась оригинальная система отвода откачанной из трюма воды через две медные трубы (см. рис. 5).

Последним среди обследованных водолазами ЦПИ РГО судов этого типа стал российский полуторамачтовый гальот «Перфилий», спущенный на воду на Городской верфи Санкт-Петербурга в 1790 году и погибший во льдах пролива Бьеркезунд в середине ноября 1796 г.5 Он был найден специалистами НЦПИ в 2012 году на подводном склоне у материкового берега пролива. Хотя корпус судна полностью разрушен, сомнений в том, что найден

5 Лукошков А. В. Реестр кораблей и других объектов подводного историко-культурного наследия Российской Федерации. СПб.: БЛИЦ, 2017. Т. 1: Финский залив. Кн. 1: Корабли и суда XVIII века. Ч. 1. С. 170-175.

именно гальот «Перфилий», нет. Место находки совпадает с координатами гибели, а составленный план обломков соответствует конструктивным признакам других русских гальотов второй половины XVIII века, чертежи которых сохранились в фондах РГА ВМФ.

Выявленная водолазами картина разрушения уже встречалась на нескольких торговых судах XVIII в., которые строились с железным скреплением элементов набора. В результате пребывания в слабосоленой воде Финского залива сделанные из низкокачественного металла гвозди и скобы постепенно корродировали и в какой-то момент перестали выполнять свою функцию. После чего палуба в сборе с настилом, бимсами, карлингсами и горизонтальными кницами пошла вниз под собственным весом, распирая борта наружу. Флортимберсы и загруженное балластом днище остались в грунте, а футоксы отвалились на обе стороны вместе с досками обшивки.

В случае с «Перфилием» упавшая на днище палуба примерно на полтора метра сместилась в сторону левого борта, что обусловлено наклоном дна. Тем не менее конструктивная схема корабля хорошо читается. Более того,

Lukoshkov Л. V.

удалось, наконец, выяснить главные размере-ния гальота, длина которого на палубе составила 16,5 м, а ширина палубы по бимсам — 4,9 м. Поскольку киль судна замыт и находится в грунте, глубину интрюма можно оценить лишь предположительно. Вряд ли она превышала 3,5-3,8 м, поскольку длина отломившихся футоксов всего два метра и длина штока торчащего из грунта насоса лишь 2,3 м. Видимая высота торчащего из грунта ахтерштевня составила 3,2 м. Руль отсутствует. Вероятно, был выбит из мест посадки при ударе корпуса о грунт и унесен волнами еще в 1796 году. Но разница между высотой трубы насоса (его штока) и высотой ахтерштевня свидетельствует, что в корме была надстройка, возвышавшаяся над палубой минимум на метр.

Носовая часть корпуса разрушена: скулы разошлись на обе стороны, а форштевень упал вперед. Ни мачт, ни их обломков на объекте нет. Палуба в носовой части разрушена, но ближе к корме частично сохранила настил. Хорошо читаются люк в кормовую каюту размером 1,1 х 1,0 м и люк в грузовой трюм размером 2,3 х 2,3 м. Над палубой торчит деревянная труба водоотливного насоса, внутри которого сохранился и свободно перемещается деревянный

шток поршня. В носовой части наиболее привлекает внимание упавший вперед брашпиль довольно примитивной конструкции: барабан диаметром 0,5 м и длиной 2 м с металлической осью, закрепленной в двух высоких битенгах. На барабане до сих пор намотан обрубленный якорный канат, что соответствует рапорту о гибели «Перфилия». Последний, четвертый якорь (верп?) лежит тут же в носу. На палубе разбросаны юферсы и трех- и двухшкивные блоки традиционной для XVIII в. конструкции с долбленым корпусом и деревянными осями шкивов (см. рис. 6).

Трехмачтовые гальоты, очевидно, являются увеличенным вариантом полуторамачтовых судов этого типа. Длина корпуса у найденных образцов достигает 30 м. Причем обе оконечности корпуса имеют выпуклую форму, так что длина по палубе меньше длины по трюму. Трехмачтовые гальоты имели наклонный бушприт, крепившийся ватер-вулингом на верхней грани форштевня. Барабан брашпиля располагался сразу за стоявшей вблизи форштевня фок-мачтой. Парусное вооружение, помимо стакселя и кливеров, включало от двух до четырех прямых парусов на фок- и грот-мачте и прямой марсель и трисель с гафелем

-2' 2023 ГИДРОКОСМОС | HYDROCOSMOS -V-

Лукошков А. В.

на бизани. Они также имели в корме надстройку с наклоненной вперед крышей и рубку с камбузом перед бизань-мачтой. Рядом с бизанью располагались одна или две трубы водоотливных насосов (см. рис. 7 а, б).

Самым старым из найденных трехмачто-виков является германский гальот «Архангел Рафаил», затонувший в начале декабря 1724 года. Точное место гибели этого судна удалось локализовать на основе изученных документов, сохранившихся в РГА ВМФ. Эта локализация подтвердилась на первом же этапе поисков. При проведении специалистами ЦПИ РГО гидроакустической съемки дна с помощью гидролокатора бокового обзора всего через 34 минуты после начала работ частично разрушенный деревянный корпус старинного судна был обнаружен в предполагаемом месте на северо-северо-восточном склоне банки. Он лежал на глубине 13-15 м, как потом выяснилось, носом по курсу примерно 150 градусов, имея дифферент в корму. Отчасти это было связано с уклоном дна: глубина грунта в районе форштевня составила примерно 13 м, в районе

Рис. 7а. Голландская гравюра трехмачтового гальота. Groenewegen G. Verzameling van vier en tachtig Stuks Hollandsche Schepen geteeked en in Kopengebagt. Rotterdam: J. van den Brink, 1789. [N. p.]

Рис. 7б. Чертежи германского гальота «Фридрих Вильгельм II».

Гейер К., Лексов Д., Сон М. Чертежи модели парусника «Фридрих Вильгельм II» 1789 года

2023;1,1(1-2):20-41 ГИДРОКОСМОС НУОЮСОБМОБ 1-2' 2023

Гико$ЬкоуЛ~У. Чч//

Рис. 8. Рисунок обломков гальота «Архангел Рафаил» на дне. Из архива ЦПИ РГО

кормы — 15,0-15,5 м. Но определить реальный угол наклона корпуса в корму было невозможно без разбора обломков и размыва осадков, полностью покрывавших днище. Корпус в целом сохранил свою форму, хотя его кормовая часть разрушена. Прямой ахтерштевень и кормовые оконечности обоих бортов упали на грунт. При этом наполовину замытая в грунт кормовая оконечность левого борта лежит в сборе, сохраняя выгнутую форму. Очевидно, судно имело округлую корму. Высота левого борта в районе кормы составляла 5,4-5,8 м. А кормовая оконечность правого борта лежит на грунте в виде плоского развала. Высота борта здесь составляла 5,7 5,8 м. Последующий анализ обмеров показал, что высота упавших фрагментов бортов в корме больше высоты уцелевших бортов в носовой части, что позволяет предполагать наличие в корме надстройки. К сожалению, лежавший в корме вдоль диаметральной плоскости корпуса ахтерштевень с длиной верхнего торца 0,8 м и толщиной (шириной) 0,18 м оказался обломанным в своей нижней части, что не позволило определить его полную высоту. Отломанный фрагмент ахтерштевня лежит верхним торцом наружу и имеет высоту 4,8 м. При этом он частично замыт в осадки, что не позволило изучить его конструкцию.

Точную длину корпуса из-за разрушений оценить невозможно, но ориентировочно она могла находиться в диапазоне 24-25 м. Ширина корпуса по бимсам — 6,8-7,0 м. Форма корпуса коробчатая, с закругленными скулами, что характерно для судов XVII XVIII вв., построенных по голландским конструктивным схемам (см. рис. 8).

Ни мачт, ни рей, ни бушприта, ни канатов, ни парусов обнаружено не было. Скорее всего, еще зимой 1724 или весной 1725 года их выломало при движении льда и унесло в залив. Тем не менее, исходя из размерений корпуса и расположения деталей, связанных с фиксацией мачт, было решено, что судно было трехмачтовым. Впоследствии уже в ходе раскопок эта версия была подтверждена обнаружением трех степсов, причем степсы фок- и грот-мачты были выдолблены в кильсоне, а степс бизань-мачты стоял в качестве накладки на бимсе перед кормовой надстройкой. Очевидно, на палубе судна перед бизанью находилась рубка. В этом месте внутри корпуса были обнаружены кирпичи для очага и большое количество посуды, в том числе два блюда: одно с изображением Архангела Рафаила и цифрами 1696, а второе с изображением тюльпанов

-Ч/-

и цифрами 1699. Кирпичи имели клейма действовавшего с XVII в. в Любеке кирпичного двора «Дом Святого Петра», а сама посуда была отнесена экспертами Государственного Эрмитажа к северо-германским образцам конца XVII — начала XVIII в. Поднятые в ходе экспедиции образцы дерева были изучены в лабораториях Лесотехнической академии, и проведенные анализы показали, что корпус судна был изготовлен из дуба, а элементы такелажа (юферсы) из ясеня, то есть из пород, традиционных для северогерманского судостроения.

Также радиоуглеродный анализ древесины, выполненный в лаборатории Института истории материальной культуры РАН, дал вероятный интервал времени вырубки дерева с 1650-х по 1680-е годы, что с учетом времени на сушку древесины совпадало со временем строительства «Архангела Рафаила». Это время было установлено немецким коллегой Эгбертом Лемке, который обнаружил в архиве Любека документы о плаваниях корабля Die Engiel Raphail еще в 1693 году. В целом останки корпуса «Архангела Рафаила» полностью соотвествовали конструктивной схеме трехмачтового гальота конца XVII — начала XVIII в.

Более поздним по возрасту образцом трехмачтовиков стал российский гальот «Святой Михаил». Место и дата его строительства неизвестны, но погиб он в декабре 1747 года вблизи острова Борсте, в 50 км от Або (совр. Турку), при следовании из Нидерландов и Дании в Санкт-Петербург с ценным грузом для русского двора6. Его корпус был найден рыбаками в 1953 году, и в 1961 году обследован шведскими водолазами, которые обнаружили на нем груз ювелирных изделий. После этого доступ на него был закрыт, и лишь в 1969-1971 финские археологи начали его детальное изучение, которое с перерывами продолжалось в 1983, 1986, 1988, 1996 и 1998 годах.

Корпус корабля стоял на подводном склоне на глубинах от 35,5 м у форштевня до 38,5 м у ахтерштевня и сохранился очень хорошо. Длина от форштевня до ахтерштевня составила 25 м, максимальная ширина — 6,2 м.

6 VaheriP., HyvareinenJ., Saari J. Hylkyja Suomenlahdella ja Saaristomerella. Hameenlinna: Karisto, 1996. 105 S.; St. Michel 1747 / ed. A. Nurmio-Lahdenmaki. Jyvaskyla: Fingrid, 2006. 333 S.; ЛукошковА. В. Реестр кораблей и других объектов подводного историко-культурного наследия Российской Федерации. СПб.: БЛИЦ, 2017. Т. 1: Финский залив. Кн. 1: Корабли и суда XVIII века. Ч. 1. С. 180-185.

Лукошков А. В.

Корпус в плане имеет классическую коробчатую голландскую форму с закругленными скулами. Бак и ют подняты над палубой. Вдоль нее от бака до юта по обоим бортам идет сплошной фальшборт с двумя ступенями подъема до уровня крыши надстройки в корме. В кормовой надстройке располагались каюты, в которые проделаны окна по два справа и слева от ахтерштевня. В центре палубы перед грот-мачтой — грузовой люк в трюм. Сразу за баком и фок-мачтой расположен барабан длинного брашпиля, обе оси которого заведены в отверстия накладных щек, укрепленных на фальшборте. Конструкция брашпиля симметричная, с двумя зубчатыми колесами. Напротив колес, со стороны носа, стояли два палубных кнехта с резными навершиями в виде человеческих голов. В долбленых пазах кнехтов стояли по два шкива. Справа и слева от грот-мачты вертикально располагались две трубы водоотливного насоса. Учитывая, что корпус замыт в грунт, определить его полную высоту было невозможно. Однако высота видимой части форштевня равнялась всего 1,5 м, а ахтерштевня — 5,5 м. В целом конфигурация корпуса полностью соответствует традиционной конструктивной схеме трехмачтового гальота и не имеет индивидуальных особенностей или специфических признаков, которые могут указать регион строительства судна.

Все три мачты стоят на своих местах, однако стеньги, реи и марсы упали. Верхний конец фок мачты с эзельгофтом французского типа находится на глубине 20 м, конец грот-мачты — на глубине 23,5 м. У всех трех мачт сохранились руслени с вант-путен-сами. Бушприт упал на дно. Руль полностью сохранился и в сборе с румпелем также лежит на грунте (см. рис. 9 а, б). Судовой баркас отсутствует: вероятно, экипаж пытался покинуть судно, но погиб вместе с баркасом где-то ближе к берегу. Тем не менее в каюте найдены останки (скелеты) двух пассажиров: мужчины средних лет и девушки, а также скелет собаки. Также были обнаружены и навигационные инструменты. Главный сюрприз ожидал исследователей в трюме при изучении грузов. Оказалось, что взятый в Копенгагене груз «мелких промышленных товаров» состоял из наборов фарфоровых сервизов, выполненных в четырех техниках, и коллекции декоративных статуэток производства Мейсенской мануфактуры 1740-х гг.

В настоящее время коллекция из 144 изделий хранится в фондах Морского музея Финляндии и частично экспонирована в его

Lukoshkov A. V.

Рис. 9а, б. Рисунки корпуса гальота «Святой Михаил» на дне. St. Michel 1747 / ed. A. Nurmio-Lahdenmaki. Jyvaskyla: Fingrid, 2006. 333 S.

новом комплексе «Велламо» в Котке. Там же экспонируется законсервированный и отреставрированный кабриолет, подаренный датским королем императрице Всероссийской.

К настоящему времени со дна поднято более 40 табакерок, изготовленных из золота и серебра, агата, папье-маше и бронзы, часть из которых украшена расписными эмалями. В основном они атрибутированы как работы французских ювелиров 1740-х гг. Также поднято 15 карманных часов с механизмами английского производства в золотых и серебряных корпусах, выполненных парижскими и немецкими ювелирами.

Исследования корабля продолжаются, и, учитывая его особую ценность, было разработано предложение о его подъеме и транспортировке в Хельсинки на расстояние 100 морских миль.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третий корпус трехмачтового гальота был обнаружен в 2006 году специалистами компании «Искатель» в ходе работ по обследованию возможных вариантов трасс для прокладки трубопровода «Северный поток». Объект был частично осмотрен с помощью телеуправляемого аппарата с проведением видеосъемки

палубы и руля. В 2009 году объект был осмотрен водолазами подводно-исследовательской экспедиции «Нептун» по Открытому листу археолога СтепановаА. В.7 Были проведены довольно полные обмеры конструкции и подъем артефактов. Однако окончательный вариант трассы трубопровода прошел севернее, и дальнейших исследований судна в рамках этого проекта не велось. В 2018 году специалистами ЦПИ РГО были проведены съемка корпуса с помощью многолучевого эхолота, а в 2019 году — контрольное водолазное обследование объекта.

Частично развалившийся корпус гальота стоит на дне на ровном киле на пологом склоне подводной банки носом к ее вершине, имея заметный дифферент в корму, и ориентирован носом по курсу примерно 210 градусов. Днище полностью замыто в донные осадки. На момент последнего водолазного обследования сохранялись оба соединенных бимсами борта, на которых почти по всей площади между фок- и грот-мачтой и вдоль левого

7 Сорокин П. Е., Степанов А. В. Изучение затонувших судов по трассе Северо-Европейского газопровода в российских водах Финского залива в 2006-2009 гг. // Изучение памятников морской археологии. 2009. Вып. 6. С. 45-73.

-Ч/-

борта между грот- и бизань-мачтой сохранился палубный настил. Носовая и кормовая оконечности корпуса разрушены, а форштевень и ахтерштевень стоят отдельно от него в окружении упавших топтимберсов и досок обшивки. Практически все доски наружной обшивки (кроме одного двух поясов, примыкающих к грунту) упали на дно. Все шпангоуты сохраняют целостность, и доски внутренней обшивки находятся на своих местах. Шпангоуты в сечении имеют прямоугольную форму при размере верхних торцов 10 х 30 см. Размер шпаций также около 30 см. Сечение бимсов примерно 35 х 30 см. Предположительно, судно имело полубак: на это указывают дополнительные кницы, сохранившиеся по правому борту.

Выгнутый форштевень возвышается над грунтом примерно на 5 м. При этом его торец имеет сильный наклон, а на тыльной стороне видны два наклонных параллельных друг другу пропила. Справа от форштевня на грунте пятками друг к другу стоят, опираясь на штоки, два становых якоря. Они имеют круглые рымы, деревянные штоки, соединенные без бугелей с помощью шпилек и рога с небольшим углом отгиба. Обе половины деревянных штоков заметно загнаны вверх, что, как и малый угол разведения рогов, является признаками французского или голландского производства. В двух с половиной метрах от форштевня по диаметральной плоскости (ДП) над палубой возвышается обломок основания фок-мачты диаметром 35 см. В полуметре за ним в палубном настиле имеется квадратный проем размером 60 х 70 см, вероятно люк в форпик. Но на палубе в носовой части отсутствуют как детали книц, подушек и битенгов для установки брашпиля, так и следы их установки. Длинный цилиндрический барабан брашпиля со шпиль-гатами стоит под правым бортом, опираясь одним концом на грунт, а другим на борт. На обоих концах барабана имеются круглые выступы в виде усеченного конуса, которые, вероятно, служили для его фиксации в щеках, смонтированных на внутренней поверхности бортов. То есть судно имело довольно архаичную для XVIII века конструкцию брашпиля. Далее в корму по ДП в палубе имеется круглое отверстие, предположительно, для осевого столба грузового шпиля, а за ним — грузовой люк размером примерно 1,4 х 1,5 м. Он открыт и видно, что трюм почти до уровня палубы заполнен уложенными в ряды мешками. Взятые пробы показали, что в них находится пшеничное зерно. Примерно по миделю из палубы торчит обломок основания сломанной грот-мачты, сразу за которым на палубе имеется дополнительная

Лукошков А. В.

деревянная платформа со сложенной из кирпичей камбузной печью. В плане она имеет П-образную форму и размер 1,1 х 0,7 м. Печь стоит на цементном основании, нижние части кирпичных стенок оштукатурены и обшиты металлом. На открытых торцах боковых стенок стоят обшитые металлом толстые доски высотой около 1,8 м. Верхняя часть печи разрушена, и ее фрагменты образуют завал из кирпичей внутри стенок. Общая высота уцелевшей конструкции сегодня равна примерно 1,5 м. Вокруг печи было найдено много кухонной посуды: металлические сковороды, металлические котлы, глиняные кастрюли, керамические горшки, миски и кувшины. По периметру платформы сохранилось выполненное из бруса основание надстройки, рядом с которым на палубе лежат две Г-образных детали, очевидно элементы каркаса надстройки. Ближе к корме из палубного настила на расстоянии около одного метра друг от друга торчат две толстостенные деревянных трубы наружным диаметром по 25 см, одна из которых имеет «ушки» для установки коромысла. Очевидно, это водоотливные насосы. Кормовая оконечность полностью разрушена — ее шпангоуты, бимсы и доски образуют сплошной завал, из которого торчит узкий ахтерштевень с двумя металлическими петлями для установки руля. Сам руль торчит из грунта под наклоном около 45 градусов справа от ахтерштевня. Он имеет узкое перо и надетый на верхнюю часть мощный румпель длиной 6 м, который выполнен из бруса и оканчивается вертикальным цилиндром с двумя шкивами. Важно отметить, что среди обломков не было обнаружено ни штурвала, ни следов его установки. В то же время среди обломков кормы были найдены резные деревянные детали, фрагмент кирпичной кладки размером 1,0 х 0,3 х 0,3 м, посуда, что указывает на месторасположение здесь каюты. Кроме того, в кормовой части трюма водолазы обнаружили бочки, заполненные жиром.

Рангоут корабля сохранился практически полностью, что позволяет точно определить тип парусного вооружения судна. Слева от форштевня, опираясь верхним концом на бимс, а нижним на грунт, лежит бушприт длиной около 11 м. На конце он имеет эзельго-фт, но утлегарь отсутствует. Все три мачты упали на правый борт. Фок-мачта лежит под углом около 20 градусов к корпусу и тоже опирается обломанным нижним концом на борт, а эзельго-фтом на грунт. Ее продолжает фор-стеньга, лежащая на грунте. В районе их соединения под углом к ним на грунте лежат две реи. У топа фор-стеньги на грунте лежит эзельгофт

Lukoshkov A. V.

ГИДРОКОСМОС | HYDROCOSMOS 1-2' 2023 -V-

Рис. 10. Рисунок корпуса трехмачтового голландского гальота на дне. Из архива ЦПИ РГО

и сборка из двух лонга-салингов и двух краспиц. Далее под углом к фор-стеньге лежит фор-брам-стеньга. Грот-мачта лежит на грунте почти перпендикулярно корпусу, прижимая эзельгофтом грот-стеньгу, лежащую топом по курсу судна. Грот-брам-стеньга отсутствует. Зато бизань-мачта лежит на грунте в сборе с крюйс-стеньгой, причем в месте их соединения сохранились эзельгофт и лонга-салинги, и краспицы с чиксами. Гафель бизань-мачты стоит под бортом, опираясь на него усами. Вблизи него в таком же положении стоит еще одна рея. Судя по рангоуту, судно имело парусное вооружение трехмачтового гальота с тремя рядами прямых парусов. Все эзельгофты у мачт и стеньг французского типа с закрытым топом, применение которых было традиционным в голландском коммерческом судостроении (см. рис. 10).

Примерный возраст объекта удалось уточнить с помощью найденных на палубе голландских и российских монет, самая поздняя из которых была отчеканена в 1769 году. Кроме того, на чашечке одной из девяти поднятых глиняных курительных трубок с гербом города Гауда имеется герб короля Пруссии Фридриха Вильгельма II и надпись VIVAT REX/PRUYSE, что

может указывать на период после 1787 года, когда Пруссия оказала военную помощь в восстановлении власти статхутера (штатгальтера) Вильгельма V в Республике Соединенных Провинций Северных Нидерландов. На части остальных трубок также имеется герб Гауды, а на трех найденных оловянных ложках читается герб Амстердама. Это вкупе с другими признаками позволяет довольно уверенно говорить о голландском происхождении судна и отнести его гибель к последнему десятилетию XVIII века.

Объект, без сомнения, является трехмачтовым голландским гальотом, следовавшим из России в Европу с закупленным грузом, однако ни его названия, ни даты гибели установить пока не удалось. По мнению руководителя археологических работ на объекте А.В.Степанова, останки корпуса судна имеют сходство с конструкцией трехмачтового германского гальота «Фридрих Вильгельм II» постройки 1789 года. Сходство действительно есть, правда, следует отметить, что, судя по чертежам, последний не имел закрытого полубака, а у найденного на дне гальота отсутствуют (не обнаружены) княвдигед и гальюн, которые имелись на «Фридрихе Вильгельме II».

Лукошков А. В.

Корпус еще одного трехмачтового судна также был обнаружен в 2006 году специалистами компании «Искатель» в ходе работ по обследованию возможных вариантов трасс для прокладки трубопровода «Северный поток». Объект был частично осмотрен с помощью телеуправляемого аппарата ОАО «Питергаз» с проведением видеосъемки палубы и корпуса8. Однако окончательный вариант трассы трубопровода прошел севернее, и дальнейших исследований судна в рамках этого проекта не велось. В 2018 году объект был обнаружен специалистами ЦПИ РГО, которые провели съемку корпуса с помощью многолучевого эхолота. Весной 2020 года в ходе очередной экспедиции ЦПИ РГО было выполнено контрольное водолазное обследование объекта с проведением рабочей видеосъемки. В связи с коротким временем погружения ни обмеры, ни поиск предметов не проводились и артефакты не поднимались.

Деревянный корпус стоит на ровном грунте носом по курсу примерно 97 градусов без

8 Сорокин П. Е., Степанов А. В. Изучение затонувших судов по трассе Северо-Европейского газопровода в российских водах Финского залива в 2006-2009 гг. // Изучение памятников морской археологии. 2009. Вып. 6. С. 45-73.

заметного дифферента, но с небольшим креном на правый борт (см. рис. 11). Корпус в плане имеет характерную для кораблестроения XVIII века коробчатую форму со слегка закругленными углами. Конструктивная схема судна с жилой надстройкой на юте и вспомогательной рубкой для размещения камбуза и хранения запасов такелажа перед бизань-мачтой также соответствует практике судостроения XVIII века. Оба борта имеют вертикальный профиль, но топтимберсы носовой и кормовой оконечности имеют наклон внутрь корпуса, и длина последнего больше длины палубы. Наружная обшивка полностью сохранилась. Она выполнена вгладь из досок шириной около 15-20 см и толщиной до 10 см, которые, судя по многочисленным натекам ржавчины, крепились преимущественно с помощью металлических гвоздей. Палубные бимсы слегка выгнуты вверх, в результате чего палуба имеет поднятие вдоль диаметральной плоскости. По всей палубе судно имело сплошной фальшборт, закрытый сверху узким планширем. Наибольшую высоту около одного метра он имеет в носовой части: по обеим сторонам форштевня и на расстояние около четырех метров по бортам. Далее вдоль бортов его высота уменьшается до 0,5-0,6 м, а при подходе к юту вновь поднимается на уровень палубы юта.

Lukoshkov А. V.

На самом юте фальшборта нет, но перекрытые планширем концы топтимберсов возвышаются над палубой примерно на 10 см.

Сам корпус сохраняет свою целостность, однако осмотр бортов показал, что во всех четырех закругленных углах имеются вертикальные трещины между досками обшивки, которые могли возникнуть в результате сжатия корпуса льдом. Кроме того, в корме по правому борту разрушена часть обшивки, повреждена часть палубы юта и полностью утрачена большая часть фальшборта. Все мачты, реи и бушприт упали, но оценить повреждения палубы оказалось невозможно, поскольку она вся полностью покрыта слоем ила толщиной не менее 30 см.

Хотя лежащих на палубе элементов рангоута очень мало, судно без сомнения было трехмачтовым. На это указывают его длина, три пары русленей по бортам и обломки торчащих над палубой мачт. Однако делать окончательные выводы относительно типа парусного вооружения судна пока нельзя, так как на палубе найдены всего две реи, а упавшие на грунт мачты и реи не обследовались.

В носу полностью сохранился форштевень с наклонной верхней гранью и продольным желобом для укладки бушприта. Сам бушприт стоит слева от форштевня, опираясь топом на грунт. В обшивке носа имеются два клюза, проведенные через накладные фигурные пластины. По планширю справа и слева от форштевня имеются сдвоенные деревянные киповые планки. Крамболов нет. Примерно в метре за форштевнем из ила точно по диаметральной плоскости торчит деревянный обломок, который, возможно, является нижней частью фок-мачты, но доступ к нему закрыт лежащей сверху Г-образной кницей, обрывками троса и двумя реями, одна из которых торчит за левый борт, а вторая ориентирована вдоль корпуса. Все они лежат на брашпиле, который располагается сразу за торчащим обломком. Барабан брашпиля вместе с турачками имеет длину около 7 м и фиксируется в двух битенгах с горизонтальными упорными кницами впереди. На торцах битенгов имеются по два кнехта, но соединяющей их горизонтальной траверзы нет. Сверху над брашпилем нависает верхняя часть упавшей фор-стеньги, которая стоит, опираясь шпором на грунт, а верхней частью — на правый борт. Местонахождение обломка фок-мачты и остальных рей неизвестно, но на сонограммах четко видно, что еще одно не идентифицированное рангоутное дерево

-V-

длиной около 10 м лежит на грунте под левым бортом.

По правому борту у брашпиля лежат донца больших бочек. За брашпилем в палубе имеется люк в ахтерпик с высоким комингсом. За ним от одного борта до другого под углом около 45 градусов к диаметральной плоскости лежит не идентифицированная деревянная (?) штанга длиной около 8-9 метров и диаметром примерно 5 6 сантиметров. Возможно, это упавший флагшток грот-мачты. Далее в сторону кормы на палубе по правому борту лежит металлическая (медная?) труба диаметром около 15 см и длиной не менее полутора метров, снабженная фланцем со множеством отверстий для его крепления. Возможно это труба от камина (печки) в носовом кубрике, но не исключено, что это упавшая с крыши рубки труба от кам-бузной печи. Здесь же у левого борта из ила торчит упавшая конструкция в виде двух цилиндров, закрепленных один над другим между двух треугольных стоек. Предположительно, это может быть грузовая лебедка.

Далее по центру палубы из ила торчит наклоненная под углом около 30 градусов к горизонтали упавшая грот-мачта. У правого борта она опирается на верхнюю часть крюйс-стеньги, которая лежит вдоль корпуса под углом к диаметральной плоскости. Грот-мачта не осматривалась, поэтому сведений о ее длине и наличии грот-стеньги и грот-брам-стеньги нет. Напротив грот-мачты по левому борту из ила торчит отвалившаяся от фальшборта кофель-нагельная планка с кофель-нагелями. Здесь же лежат несколько деревянных блоков и два юферса. Сразу за грот-мачтой в палубе имеются два прямоугольных грузовых люка с высокими комингсами. Оба люка перекрыты многочисленными поперечными балками, щели межу которыми закрывались большим количеством прилегавших друг к другу небольших прямоугольных щитов. Сейчас большая часть их сорвана со своих мест и лежит друг на друге справа от люков. За вторым люком на палубе по диаметральной плоскости стоит киль-блок от судового баркаса. Второй киль-блок не был обнаружен.

За киль-блоком вдоль диаметральной плоскости стоит небольшая прямоугольная рубка. Ее каркас создают семь П-образных рам, обшитых снаружи длинными и широкими продольными досками, а внутри — узкими вертикальными планками. У рубки полностью сохранились правая и передняя стенки и часть крыши. Доски с левого борта отвалились,

-V-

и внутри рубки видны образцы кухонной посуды и выгородки, образующие внутренние помещения или шкафы. Кирпичей на традиционном для таких конструкций месте камбузной печи нет, и не исключено, что на судне была установлена чугунная печь. Такие печи начали применяться, начиная с последней четверти XVIII века. Внутреннее пространство рубки заполнено илом, но, исходя из небольшой высоты П-образных рам, можно предположить, что ее пол должен находиться ниже уровня палубы и рубка также служила тамбуром для спуска в трюм и кормовые каюты.

Сверху на крыше рубки под углом к диаметральной плоскости лежит упавшая крюйс-стеньга длиной около 14 м. Между задней стенкой рубки и ютом из палубы торчит нижняя часть обломанной бизань-мачты. Справа от нее возвышается деревянная труба водоотливного насоса с рогами для установки оси коромысла. Между бизань-мачтой и ютом нет никаких следов установки штурвала или его обломков. Скорее всего, и на этом судне управление положением руля осуществлялось с помощью поворота румпеля, располагавшегося и вращавшегося над палубой юта. Но пока это лишь предположение, поскольку при осмотре корпуса судна руль с румпелем найдены не были.

Внутри надстройки на юте располагаются жилые каюты, в которые свет и воздух поступали через световой люк в палубе юта и два окна справа и слева от ахтерштевня. Причем оба окна имеют резные наличники с изображением цветочных гирлянд. За кормой судна слева от ахтерштевня, опираясь на грунт и корму, стоит еще одно рангоутное дерево длиной около 7-8 м и диаметром примерно 15 см. Оно не идентифицировано (см. рис. 11).

Поскольку предметы с судна не поднимались, то его возраст датируется условно на основании выявленных конструктивных особенностей, которые полностью соответствуют известным образцам трехмачтовых гальотов второй половины XVIII века. Национальная принадлежность судна не установлена.

Последний по времени пятый образец трехмачтовых гальотов был обнаружен специалистами ЦПИ РГО в сентябре 2020 года в ходе плановых поисковых работ в одном из районов старинных фарватеров. Корпус был отснят с помощью многолучевого эхолота, а затем и с помощью буксируемого гидролокатора бокового обзора, что обеспечило получение изображения хорошего качества и позволило

Лукошков А. В.

датировать судно XVIII веком. Осенью 2021 года корпус корабля был осмотрен водолазами ЦПИ РГО с проведением видеофиксации кормы, левого борта, палубы и носовой оконечности с брашпилем и левым якорем. Результаты осмотра подтвердили датировку судна. В 2022 году на основании Открытого листа археолога ЦПИ РГО Р. Прохорова объект был детально обследован с проведением видеосъемки кормовой части и подъемом артефактов, обнаруженных на палубе и в кормовой каюте.

Ни время, ни обстоятельства гибели судна неизвестны. Поскольку корабль загружен иностранными грузами, он, очевидно, погиб по пути в Санкт-Петербург. Учитывая прекрасную сохранность корпуса и порядок в расположении судовых систем, якорей и якорных канатов, наиболее вероятным вариантом может быть гибель затертого во льдах судна в результате сжатия или подвижки ледовых полей. При этом, учитывая глубину и полную высоту мачт, их брам-стеньги должны были торчать над поверхностью воды. То есть стеньги и, вполне вероятно, мачты должны были быть либо сломаны, либо вырваны со своих мест при подвижках льда.

Деревянный корпус длиной 30 м и шириной 9 м стоит на ровном грунте с небольшим креном на правый борт носом по курсу примерно 340 градусов. В плане корпус имеет традиционную для торговых судов конца XVII — первой половины XVIII века коробчатую форму со скругленными углами. При этом топтимберсы носовой и кормовой оконечности имеют наклон внутрь корпуса, и длина последнего больше длины палубы. Наружная обшивка полностью сохранилась. Она выполнена вгладь из досок шириной около 35-40 см и толщиной до 10 см, крепившихся с помощью как металлических гвоздей, так и деревянных нагелей. Верхние концы шпангоутов с досками наружной и внутренней обшивок образуют сплошной фальшборт переменной высоты. В носовой части и по бортам в районе бака его высота достигает одного метра, затем постепенно понижается вдоль бортов до 40 см в районе миделя и увеличивается в корму до 2,5 м на один уровень с крышей кормовой надстройки. Последняя имеет наклон в сторону носа. По всей длине фальшборт не имеет планширя, причем несколько шпангоутов в носу и корме возвышаются над фальшбортом, выполняя функции кнехтов. В корме в корпусе имеется шесть окон размером 80 х 70 см. Они симметрично расположены по три с каждой из сторон ахтерштевня на двух уровнях: два окна

в верхнем ряду и одно под ними. Вокруг окон частично сохранились резные наличники, которые крепились металлическими гвоздями и, судя по следам, имели желтую или золотистую окраску. В целом корпус практически не имеет повреждений и утрат, однако все мачты, стеньги, реи, бушприт и утлегарь упали и лежат на грунте вокруг корпуса или стоят под углом, опираясь на грунт и корпус. Они хорошо видны на сонограммах, но были обследованы лишь частично.

Одно рангоутное дерево (предположительно утлегарь) лежит на грунте справа от форштевня примерно по курсу судна. Второе, вероятно бушприт, стоит справа от форштевня, опираясь топом на грунт, а шпором на борт. Форштевень толщиной около 20 см имеет по наклонному верхнему торцу армированный свинцом желоб под укладку бушприта, однако в теле его есть лишь одно круглое отверстие для проводки ватер-вулинга. Очевидно, из-за маленького диаметра оно не обеспечивало фиксацию бушприта, и второй ватер-вулинг, скорее всего, крепился по голландской схеме: к нескольким рымам, закрепленным на передней грани форштевня. Косвенно это предположение подтверждает отсутствие куска форштевня, где должны были находиться рымы. Очевидно, он был отломан при падении бушприта. Шпор бушприта при падении выломал часть досок палубного настила в носу. Здесь, среди обломков, вблизи брашпиля лежит половина сломанного «вертикального» эзельгофта бушприта.

Справа и слева от форштевня сохранились направленные вперед крамболы с тремя шкив-гатами, причем под левым крамболом до сих пор висит якорь, очевидно держащийся на лапе и на остатках рустовов, сцементированных ржавчиной от веретена. При этом якорный канат, кат-тали или пертулинь отсутствуют. Сам якорь имеет большой угол отгиба рогов от веретена. Из-за толстого слоя ржавчины форма рогов плохо видна, но, похоже, они имеют излом под задней кромкой лап. Оба этих признака указывают на континентальное происхождение якоря, в отличие от английских якорей, имевших прямые рога, отходившие от веретена под острым углом. Деревянный шток выполнен из двух брусов, соединенных между собой двумя бугелями справа и слева от веретена и металлическими болтами на концах. Рым круглый оклетневанный. Для проводки якорных канатов по обеим сторонам форштевня имеются по два клюза, наиболее крупные из них снабжены свинцовыми трубами. Правый якорь упал на дно и пока не обследовался.

Фок-мачта отсутствует и, вероятно, упала на правый борт, где обнаружено похожее на мачту дерево, опирающееся шпором(?) на фальшборт, а топом на грунт. Судя по соно-граммам, его продолжением на грунте является другое дерево, предположительно фор-стеньга. Сразу за предполагаемым местом установки фок-мачты на палубе размещается брашпиль, занимающий практически все пространство от борта до борта. Он имеет конструкцию, традиционную для крупных торговых судов начала XVIII века, что, возможно, указывает на время строительства судна. Основой брашпиля служат два вертикальных битенга, каждый из которых составлен из двух толстых плах с кнехтами на торцах. Битенги, вероятно, закреплены в трюме, поскольку характерных для более поздних моделей брашпилей передних упорных книц здесь нет. Закрепленный в битенгах барабан брашпиля восьмигранный с утолщением к центральной части. Квадратные шпиль-гаты имеются лишь на четырех гранях, а другие четыре грани зашиты толстыми досками. Центральная часть барабана цилиндрическая и имеет две кольцевых проточки с выдолбленными зубцами. Они служили упорами для металлических палов, удерживавших барабан от произвольного вращения под весом якоря при его подъеме. Палы крепились на двух стойках, стоявших напротив зубчатых колец впереди брашпиля. Обе стойки соединены между собой и с обоими битенгами горизонтальной кофель-нагельной планкой с кофель-нагелями. Следов крепления судового колокола между стойками не обнаружено, и сам колокол также не найден. По внешним сторонам обоих битенгов брашпиль имел короткие восьмигранные турачки. Внутри рамы брашпиля у левого битенга сохранился фрагмент каната диаметром 50-55 мм.

Грот-мачта также отсутствует и, судя по сонограммам, вероятно, лежит на грунте по левому борту. Между брашпилем и предполагаемым местом установки грот-мачты в палубе расположен люк грузового трюма. Он не имеет крышки, и вдоль его левого продольного комингса на палубе лежит рея. Еще одна рея лежит поперек корпуса. Она имеет на доступном для осмотра конце два шкив-гата со шкивами, которые по Марквардту использовались для проводки риф-талей и брамсель-шкотов. Перед люком на палубе лежит широкая палубная доска с полукруглым вырезом под грот-мачту, которая, вероятно, была сорвана со штатного места при падении грот-мачты. Здесь же вдоль диаметральной плоскости отсутствуют еще несколько досок, образуя большую продольную щель в палубном настиле.

-V-

Между грот- и бизань-мачтой на палубе вдоль диаметральной плоскости располагалась рубка, в которой находились камбуз с печью, шкафы с посудой и провиантом, а также помещения для хранения штурманских приборов, запасных элементов такелажа, канатов. Она практически полностью разрушена: на своих местах сохранились лишь комингс сооружения и несколько вертикальных стоек по периметру рубки. Внутри, в передней части помещения, лежит груда кирпичей от развалившейся печи, в задней — закрытые ящики. Здесь же из-под упавших досок крыши и стен торчат образцы керамической и фаянсовой посуды. При осмотре помещения водолазы также обнаружили разломанный октант. Снаружи рубки, у ее передней стенки, на палубе по левому борту лежит куча плотницких инструментов: деревянный коловорот, киянки, ручки от долот и стамесок. Очевидно, здесь находился развалившийся ящик с инструментами. Но кроме инструментов, в куче лежит более сорока деревянных коробочек, в каждой из которых упакованы по три пенсне. Предположительно, это личный товар судового плотника, который вез его для свободной продажи в Санкт-Петербурге. (По российскому таможенному уставу команда корабля имела право, уплатив специальную пошлину, торговать привезенными изделиями на борту корабля и на причале.) Вдоль левого борта на палубе по всей длине рубки в несколько рядов разложен якорный (?) канат диаметром 12-15 см и общей длиной около 40 м.

Примерно в 1,5-2 м от задней стенки рубки над палубой торчит обломанный ствол бизань мачты высотой примерно 0,6-0,7 м. Справа от мачты на высоту около 0,5-0,6 м возвышается деревянная труба водоотливного насоса с ушками для крепления коромысла. Перед ними поперек корпуса, выступая топом за правый борт, лежит обломок крюйс-стеньги (крюйс-брам-стеньги?). Судя по длине его верхней части и наличию восьмигранных заплечиков со шкив-гатом, это «столбовой» топ стеньги континентального типа. Ее нижний обломанный конец примыкает к фальшборту и завален досками, отвалившимися от кормовой надстройки. Нижняя часть крюйс-стеньги почти вертикально стоит на грунте, опираясь нижней частью на грунт, а верхней на левый борт. Сама бизань-мачта упала на правый борт и стоит под углом примерно 30 градусов к диаметральной плоскости корпуса, опираясь своей обломанной нижней частью на борт, а топом (?) на грунт. В этом районе на наружной обшивке с обоих бортов имеются короткие вертикальные Г-образные балки со шкивом.

Лукошков А. В.

Судя по всему, это применявшиеся с XVII века галс-клампы для проводки галсов грота.

На палубе между торчащим обломком бизань-мачты и лежащим обломком крюйс-стеньги (крюйс-брам-стеньги?) стоит наполовину разрушенный деревянный нактоуз в виде традиционного для XVII XVIII веков низкого шкафа, разделенного вертикальными стеклянными перегородками на три секции. В центральной секции размещалась лампа, а в боковых — два компаса. От последних сегодня остались лишь деревянные корпуса с бронзовыми иглами по центру. Справа и слева от бизань-мачты вдоль обоих бортов с каждой стороны на палубе стоят по три деревянных ящика с неизвестным грузом.

Сразу за бизань-мачтой начинается кормовая надстройка. При первичном обследовании осенью 2021 года водолазы зафиксировали наличие дощатой передней стенки надстройки с двумя симметрично расположенными проходами внутрь. Они имели полукруглые арки с узким лицевым фризом, выполненным из накладных резных фигур. Однако осенью 2022 года было обнаружено, что стенка полностью рухнула, создав завал по фасаду надстройки. Судя по всему, в надстройке находились жилые помещения экипажа, разделенные перегородками на несколько «кают». Пол помещений находится ниже уровня палубы, однако определить его уровень пока невозможно, поскольку внутреннее пространство надстройки заполнено упавшими досками крыши и передней стенки. Внутри помещений сохранились две симметрично расположенные двойные выгородки, в которых, возможно, находились трапы для подъема на крышу надстройки. По правому борту прослеживаются останки стеллажей, среди обломков которых были найдены многочисленные предметы посуды. Также среди завалов досок была найдена упавшая внутрь рама одного из окон, разделенная на четыре части, каждая из которых сохранила стекла.

В корме судна сохранился мощный ахтерштевень, на верхнем заднем конце которого имеются широкие металлические шкивы небольшого диаметра. Деревянный руль с узким пером при ударе корпуса о грунт вылетел из штырей на ахтерштевне, но вошел нижним концом в пластичный грунт и сегодня стоит справа от ахтерштевня под углом около 20 градусов к вертикали. При осмотре руля по обеим сторонам от него были обнаружены стационарные блоки. Возможно, они

Lukoshkov А. V.

использовались для спуска и подъема руля. Но эксперт ЦВММ А. В. Иванов предположил, что массивный руль мог быть подвешен на них для снижения сопротивления трению в парах «штыри — петли» с целью облечения поворота руля. На руденписе руля снаружи надет выточенный из цельной балки румпель. Его крепление на рудерписе выполнено в виде «замка», конструкция которого известна по сохранившимся чертежам судов второй половины XVII — начала XVIII века. Передний конец румпеля имеет два расположенных друг над другом горизонтальных шкив-гата со шкивами, насаженными на одну ось. Они являются элементом широко известной схемы управления поворотом руля через систему полиспастов с использованием блоков на углах крыши кормовой надстройки и выходом штур-тросов к диаметральной плоскости судна. На более поздних моделях судов штур-тросы выводились на барабан штурвала, но на этом судне следов штурвала не найдено. Не исключено, что для поворота руля использовался иной механизм, например, рычаг типа кольдерштока, к верхнему концу которого крепились «рабочие» концы тросов румпеля. В пользу такой версии могут свидетельствовать находки нескольких деталей, лежащих на палубе у шкафа (нактоуза), в частности двухметровый деревянный «рычаг» с полукруглыми «усами».

Трюм еще не обследовался, но через щель в палубном настиле носовой части внутри видны развалы бутылок, в которых, как показали исследования, находится красное вино.

В ходе работ были подняты несколько бутылок с вином, корпус одного из компасов и образцы посуды. Информативными оказались предметы фарфорового чайного сервиза с марками заводов производителей. Все предметы имели одинаковый рисунок цветка ^гоЫитепто^), традиционный для немецкого фарфора, но различные заводские марки. По заключению немецких экспертов, полученному немецким археологом Т.Форстером, предметы принадлежат трем заводам в Тюрингии. Марка «Цветок клевера» — действовавшему с 1772 года заводу в Лимбахе, причем по дизайну марки она отнесена экспертами к 1787 году. Марка W указывает на завод в Валлендорфе, а ее дизайн — на период около 1787 года. Марка i означает завод в Ильменау, а по дизайну буквы ее отнесли к периоду с 1787 по 1792 гг. При этом все три завода в указанный период либо принадлежали, либо были арендованы Иоганном Готтельфом Грейснером, что

-V-

объясняет наличие одинакового рисунка на изделиях разных заводов. Полученная информация позволила датировать гибель корабля временем как между 1787 и 1792 годами, так и после этого периода.

Однако обстоятельства и время его гибели неизвестны. Судя по отсутствию видимых повреждений корпуса и месту нахождения останков вдали от берегов и мелей, судно, скорее всего, могло утонуть в шторм при плавании в Санкт-Петербург, на что указывают и лежащие на палубе и вблизи корпуса мачты и реи, а также отсутствие судового баркаса. Однако не исключено, что корабль мог попасть во льды при плавании в Санкт-Петербург ранней весной и затонул либо от сжатия корпуса льдом, либо пробив днище о льдину.

Таким образом, судя по материалам обследования семи наиболее сохранившихся корпусов гальотов XVIII века, все они, независимо от размерений и количества мачт, имели практически одинаковую компоновку и архитектурное решение. Отличия сводились к частным техническим решениям. В корме у всех имелась надстройка с каютой (каютами), горизонтальный пол которой находился ниже палубы, а наклоненная вперед крыша — выше палубы. Над крышей двигался наклоненный вперед румпель, длина которого равнялась длине надстройки. На его свободном конце имелись шкив-гаты для проводки тросов сначала на блоки, расположенные по бортам, а с них — к диаметральной плоскости корпуса. При этом ни на одном из обследованных гальотах не было обнаружено штурвалов или следов их установки. Очевидно, управление положением румпеля осуществлялось с помощью ручной выборки тросов. Здесь же, перед надстройкой, на палубе располагался нактоуз. Еще одной характерной особенностью архитектуры гальотов была небольшая рубка, располагавшаяся перед бизань-мачтой. В ней в соответствии с чертежами находились камбуз с кирпичной печью или очагом, шкафы кухонной посуды и запасы продуктов и дров. Однако исследования на объектах показали, что здесь также хранились запасные дельные вещи, запасной такелаж и навигационные инструменты, в частности, октанты, песочные часы, лот и лаг с катушками мерных тросов.

Судя по материалам обследования корпусов, можно сделать предварительный вывод, что ранние модели гальотов оснащались брашпилями, барабаны которых фиксировались в накладных плитах на бортах, а модели,

-Ч/-

строившиеся во второй половине столетия, уже имели брашпили с креплением барабанов в вертикальных битенгах, что позволяло оснащать их турачками. При этом трехмачтовые га-льоты постройки первой половины столетия имели в носу закрытый полубак. Кроме того, на гальотах обоих типов начала века степс бизани располагался не на кильсоне, а на промежуточном бимсе, поддерживавшем пол кормовой каюты.

Таким образом, в Финском заливе найдено как минимум восемь гальотов, имеющих идентичную компоновку и архитектуру. Причем эти суда плавали под флагами различных государств. Очевидно, такая конструктивная схема была в середине — конце XVIII века общепринятой для судов этого типа

Лукошков А. В.

у судостроителей разных стран. Но на сегодняшний момент мы пока не можем уверенно определять страну происхождения найденных гальотов на основании каких-либо характерных конструктивных особенностей, присущих судостроительной традиции той или иной европейской страны. Судя по регистрационным документам Петербургской таможни, пребывавшие в XVIII веке в город гальоты (галиоты) преимущественно имели голландскую и немецкую юрисдикцию. Однако для выделения традиционных национальных особенностей судостроения на верфях даже этих стран требуется изучить большее количество объектов. Тем не менее сформулированные в данной статье выводы уже могут быть использованы подводными археологами для идентификации лежащих на дне останков гальотов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГейерК., ЛексовД., СонМ. Чертежи модели парусника «Фридрих Вильгельм II» 1789 года [Эл. ресурс]. URL: http://sailgalion.narod.ru/wilgelm2.htm (посл. посещение: 02.02.2023).

2. ЛукошковА.В. Реестр кораблей и других объектов подводного историко-культурного наследия Российской Федерации. СПб.: БЛИЦ, 2017. Т. 1: Финский залив. Кн. 1: Корабли и суда XVIII века. Ч. 1. 205 с.

3. МарквардтК.Х. Рангоут, такелаж, и паруса судов XVIII века. Л.: Судостроение, 1991. 288 с.

4. СорокинП. Е., СтепановА. В. Изучение затонувших судов по трассе Северо-Европейского газопровода в российских водах Финского залива в 2006-2009 гг. // Изучение памятников морской археологии. СПб.: Северо-западный институт наследия, 2009. Вып. 6. С. 45-73.

5. СтепановА.В. Отчет о производстве археологических разведок в акватории Финского залива в районе островов Соммерс, Гогланд в Кингисепском районе Ленинградской области в 2009 году // Архив Института археологии РАН. М.: Институт археологии, 2009. [Б. п.]

6. DudszusA., HenriotE., KrumreyF. Das grosse Buch der Schiffstypen. Berlin: Transpress, 1987. 288 S.

7. Groenewegen G. Verzameling van vier en tachtig Stuks Hollandsche Schepen geteeked en in Kopengebagt. Rotterdam: J. van den Brink, 1789. [N. p.]

8. GronhagenJ., KonttinenH. Tietoa syvyyksista. Hylkytutkimusken opas. Helsinki: Toredo navalis, 1988. 153 S.

9. Mass V. Laevahuku-lood. Tallinn, [S. n.], 2006. 272 S.

10. St. Michel 1747 / ed. A. Nurmio-Lahdenmaki. Jyvaskyla: Fingrid, 2006. 333 S.

11. VaheriP., Hyvareinen J., SaariJ.Hylkyja. Hylkyjä Suomenlahdella ja Saaristomerellä. Hameenlinna: Karisto, 1996. 105 S.

REFERENCES

1. Gejer, K., D. Leksov, and M. Son. Chertezhi modeli parusnika "Fridrix Vil'gel'm II" 1789 goda [Drawings of the Friedrich Wilhelm II Sailboat Model of 1789] [Digital resourse]. URL: http://sailgalion.narod.ru/wilgelm2.htm (last visit: 02.02.2023). (In Russ.)

2. Lukoshkov, A. V. Reestr korablej i drugix ob"ektov podvodnogo istoriko-kul'turnogo naslediya Rossijskoj Federacii [Register of Ships and Other Objects of the Underwater Historical and Cultural Heritage of the Russian Federation], vol. 1: Finskij zaliv [Gulf of Finland], book 1: Korabli i suda XVIII veka [Ships and Vessels of the 18th Century], part 1. St. Petersburg, BLIC Publ., 2017. 205 p. (In Russ.)

3. Markvardt, K. X. Rangout, takelazh, i parusa sudov XVIII veka [Spars, Rigging, and Sails of Ships of the 18th Century]. Leningrad, Sudostroenie Publ., 1991. 288 p. (In Russ.)

4. Sorokin, P. E., and A. V. Stepanov. "Izuchenie zatonuvshix sudov po trasse Severo-Evropejskogo gazoprovoda v rossijskix vodax Finskogo zaliva v 2006-2009 gg." ["Study of Sunken Ships along the Route of the North European Gas Pipeline in the Russian Waters of the Gulf of Finland in 2006-2009"]. Izuchenie pamyatnikov morskoj arxeologii [Study of Monuments of Marine Archeology], issue 6. St. Petersburg, Northwestern Heritage Institute Publ., 2009. Vol. 6. pp. 45-73. (In Russ.)

Lukoshkov A. V. ^

5. Stepanov, A. V. "Otchet o proizvodstve arxeologicheskix razvedok v akvatorii Finskogo zaliva v rajone ostrovov Sommers, Gogland v Kingisepskom rajone Leningradskoj oblasti v 2009 godu" ["Report on the Production of Archaeological Surveys in the Waters of the Gulf of Finland Near the Islands of Sommers, Gogland in the Kingisep District of the Leningrad Region in 2009"]. Arxiv Instituta arxeologii RAN [Archive of the Institute of Archeology of the Russian Academy of Sciences]. Moscow, Institute of Archeology Publ., 2009. [S. p.] (In Russ.)

6. Dudszus, Alfred, Ernest Henriot, and Friedrich Krumrey. Das grosse Buch der Schiffstypen. Berlin, Transpress,

1987. 288 p. (In German)

7. Groenewegen, Gerrit. Verzameling van vier en tachtig Stuks Hollandsche Schepen geteeked en in Kopengebagt. Rotterdam, J. van den Brink, 1789. [N. p.] (In German)

8. Gronhagen Juhani, and Hannu Konttinen. Tietoa syvyyksista. Hylkytutkimusken opas. Helsinki, Toredo navalis,

1988. 153 S. (In Finnish)

9. Mass, Velio. Laevahuku-lood. Tallinn, [S. n.], 2006. 272 S. (In Finnish)

10. St. Michel 1747, ed. A. Nurmio-Lahdenmaki. Jyvaskyla, Fingrid, 2006. 333 S. (In Finnish)

11. Vaheri, Päivi, Jari Hyvärinen, and Jukka Saari. Hylkyjä Suomenlahdella ja Saaristomerellä. Hameenlinna, Karisto, 1996. 105 S. (In Finnish)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Андрей Васильевич Лукошков, кандидат технических наук, директор по научной работе АНО «НЦПИ» (Россия, 191123, г. Санкт-Петербург, Захарьевская ул., д. 3, лит. А). e-mail: Lukoshkov2004@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Andrej Vasil'evich Lukoshkov, Candidate of Technical Sciences, Director of Scientific Research, National underwater research center (ul. Zaxar'evskaya, d. 3, lit. A, Saint Petersburg, 191123, Russia). e-mail: Lukoshkov2004@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 28.02.2023 Received 28.02.2023

Поступила после рецензирования 21.04.2023 Revised 21.04.2023

Принята к публикации 01.05.2023 Accepted 01.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.