Научная статья на тему 'Проблема технического состояния корабельных сил 2-й Архипелагской экспедиции (1805-1807 гг. ). Малоизученный аспект блистательной экспедиции'

Проблема технического состояния корабельных сил 2-й Архипелагской экспедиции (1805-1807 гг. ). Малоизученный аспект блистательной экспедиции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
305
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ФЛОТ / БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ / 2-Я АРХИПЕЛАГСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / Д.Н. СЕНЯВИН / ДАРДАНЕЛЛЫ / АФОН / ЛИССАБОН / ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ / КОРПУС / ПРОЧНОСТЬ / RUSSIAN FLEET / THE BALTIC FLEET / 2ND ARCHIPELAGIAN EXPEDITIONS / D.N. SENYAVIN / DARDANELLES / ATHOS / LISBON / SHIPS OF THE LINE / WATERCRAFT HULL / STRENGTH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лебедев Алексей Анатольевич

Статья посвящена одному из малоизвестных сюжетов 2-й Архипелагской экспедиции Балтийского флота 1805-1807 гг. На основе не известных ранее материалов РГА ВМФ дается анализ состояния корабельных сил эскадры Д.Н. Сенявина и его влияние на ход экспедиции, что, с одной стороны, восполняет одну из важных лакун истории отечественного флота, а, с другой, показывает насколько большое значение имеет поддержание флота в должном состоянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Ship’s Forces Technical Condi-tion of 2nd Archipelagian Expedition (1805-1807). Little-studied Aspect of Radiant Expedition

2nd Archipelagian expeditions of the Baltic Fleet 1805-1807 (successfully operating in Adriatic, Admiral D.N. Senyavin’s victories in the Battles of Dardanelles and of Athos, as well as the blockade of Dardanelles) is considered one of the most brilliant pages in the history of Russian Navy. It is in the spotlight historians. However, a number of subjects, primarily the problem, still remain bypassed. The subject of my article is state of the ship’s forces of Baltic fleet during the 2nd Archipelagian expedition. This is important for two reasons. Firstly, it fills one of the important histories of domestic fleet of fragments, and secondly, it shows how important is the maintenance of the fleet in good condition. I use a method of textual analysis of previously unpublished archival documents. According to the results, I have shown how complex was the condition of D.N. Senyavin’s main forces squadron, how great was the price they achieved victories and which was one of the reasons for the sad outcome of the expedition.

Текст научной работы на тему «Проблема технического состояния корабельных сил 2-й Архипелагской экспедиции (1805-1807 гг. ). Малоизученный аспект блистательной экспедиции»

УДК 355.49:359(470)"1805-1807"

Лебедев А.А.

Проблема технического состояния корабельных сил

2-й Архипелагской экспедиции (1805—1807 гг.). Малоизученный аспект блистательной экспедиции

Лебедев Алексей Анатольевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и управления персоналом Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

E-mail: aalebedew@yandex.ru

Статья посвящена одному из малоизвестных сюжетов 2-й Архипелагской экспедиции Балтийского флота 1805-1807 гг. На основе не известных ранее материалов РГА ВМФ дается анализ состояния корабельных сил эскадры Д.Н. Сенявина и его влияние на ход экспедиции, что, с одной стороны, восполняет одну из важных лакун истории отечественного флота, а, с другой, - показывает насколько большое значение имеет поддержание флота в должном состоянии.

Ключевые слова: Русский флот, Балтийский флот, 2-я Архипелагская экспедиция, Д.Н. Сенявин, Дарданеллы, Афон, Лиссабон, линейные корабли, корпус, прочность.

2-я Архипелагская экспедиция Балтийского флота (1805-1807 гг.) - отмеченная успешными действиями в Адриатике, победами адмирала Д.Н. Сенявина в Дарда-нелльском (10 11 мая 1807 г.) и Афонском (19 июня 1807 г.) сражениях и одной из самых плотных блокад Дарданелл, - по праву считается одной из наиболее блистательных страниц в истории отечественного Военно-морского флота. Как следствие, ее сложно назвать обойденной вниманием современников и потомков. Однако ряд сюжетов (и в первую очередь проблемных) все-таки остался вне поля зрения исследователей. Об одном из них - состоянии корабельных сил, входивших в состав экспедиции, - и пойдет речь в данной статье. Изучение этого аспекта способно весьма серьезно дополнить общепринятые представления о 2-й Архипелагской.

Несмотря на то, что в эскадрах Д.Н. Сенявина, А.С. Грейга1 и И.А. Игнатьева2 на Средиземное море были отправлены едва ли не лучшие силы Балтийского флота, проблем, связанных с состоянием своих кораблей, морякам 2-й Архипе-лагской экспедиции хватило с избытком. Некоторые из своих кораблей офицеры вообще открыто именовали «гнилыми»3. И оснований для этого у них, прямо скажем, было более чем достаточно.

Во-первых, практически все корабли, пришедшие в Архипелаг из состава Черноморского флота, уже в 1805-1806 гг. вышли из строя, а некоторые и вовсе едва держались на воде. Вот лишь некоторые данные об их состоянии:

«Вверенный мне фрегат, - рапортовал 6 июля 1806 г. командир «Св. Михаила», - имеет по ватерлинии движение, так что при малом волнении верхняя часть отделяется и на правую сторону старался направить дифферент, но не мог; притом имеет большой перелом, так что вся палуба перекосилась и на правой стороне в конста-пельской так осело, что уже бимсы подтесывали для свободного движения румпеля; в бархоуте и ватер-вельсах штыки [стыки - А.Л.] расходятся; ахтер- и форштевни, брештоки имеют большое движение; некоторые бимсы имеют гнилость, степс у бушприта имеет трещины и во время качки погиб и движение; также во всем корпусе фрегата и в обшивках и в наборе есть гнилость, от чего имеет течь, так что в 24 часа прибывает воды от 10 до 35 дюйм в тихую погоду; А во время качки имеет нерегулярную гораздо большую течь. Парусов взятых, кроме с

1 Алексей Самуилович Грейг (1775-1845) - адмирал (1828), в 1816-1833 гг. командующий Черноморским флотом, в 18401845 гг. президент Вольного экономического общества. Участник практически всех боевых действий русского флота в период Адриатической и Второй Архипелагской экспедиций 1805-1807 гг. Командовал кораблем «Ретвизан» в эскадре Д.Н. Сенявина. Участник Афонского сражения. (Прим. ред.).

2 Иван Александрович Игнатьев (?-1807) - капитан-командор (с 1804), участник Красногорского и Выборгского сражений 1790 г. С 1805 г. командовал кораблем «Сильный» в эскадре Д.Н. Сенявина. Убит в Дарданелльском сражении. (Прим. ред.).

3 Тарле Е.В. Экспедиция адмирала Сенявина в Средиземном море (1805-1807 гг.) // Тарле Е.В. Сочинения: В 12 т. Т. 10. М.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 313.

Дмитрий Николаевич Сенявин (1763-1831), адмирал, командующий Второй Архипелагской

корабля «Уриила» марселей, фока и грота, способных к употреблению не имеется. Также стоячий и пробегающий [бегучий -А.Л.] такелаж приходит уже в неспособность <...> Якорных канатов надежных кроме одного не имеется»1.

«Состоящий на порученном мне корабле бегучий такелаж и паруса, - читаем в рапорте командира линейного корабля «Азия» от 6 сентября 1806 г., - от долговременного употребления пришли совсем в негодность, с коими корабль в море находится в большой опасности, и в перемену оных в запасе не имеется; пушечной такелаж <...> по долговременному употреблению пришел в негодность, так что при натягивании руками обрывается, от чего пушками на нужной случай нельзя действовать в бою, равно в качку весьма опасно, чтоб не порвались и борт не проломили; из канатов якорных имеется благонадежных только две; бушприт дал трещину под чиксами, ослабли на нем бугиля и вышли ерши; ланг-салинги гнилы; краспица под грот-марсом имеет трещину, от чего опасно, чтоб стеньги не упали; руль имеет сильное движение и если в самом скорейшем времени не будет исправлен починкою, прибудет в большое расслабление от чего... и руль изломается; водорез нужно поправить, дабы совсем не испортился и не мог бы перетирать канатов, высунувшимися из оного болтами, фальшивую обшивку под крамболами, где попорчено от якорных лап, около ватерлинии, для предохранения настоящей от червоядия нужно исправить; и в рассуждении наступающего ныне осеннего времени почитаю все оное весьма опасным, дабы корабль не мог подвергнуться каковому-либо бедствию»2.

р^з^:-*—-— Во-вторых, росло число поломок и повреждений и на кораблях, пришедших в Сре-

^ диземное море с Балтики. В частности, уже в конце 1806 г. те или иные проблемы испы-{ тывали линейные корабли «Москва», «Ярослав» и «Св. Елена».

«В теперешнем плавании с вверенным мне кораблем, - гласит рапорт командира «Москвы» от 31 октября, - от Триеста во время крепкого ветра 26-го числа переломился румпель, который оказался весь гнил, и оковка около его переломилась же, бизань-руслень с правой стороны оказался весьма гнилым, и фок-мачта, по чрезвычайной ее гибкости на правую сторону, наводит в безопасности великое сумнение; по причине чего и делала великую помеху в употреблении нужных парусов»3.

«В бытность порученного мне корабля в крейсерстве в море, - значится в донесении командира «Св. Елены» от 3 ноября, - от случившихся крепких ветров и большого волнения на фок- и бизань-мачтах с правой стороны раскололись чиксы, на бушприте эзельгофт сверху имеет большую трещину, на крюйс-стеньге ланг-салинг пополам переломился <... > вокруг корабля с наружных сторон по бархоуту стыки раздались, и конопать из оных выжало вон, а с левой стороны [где - А.Л.] два стыка оказались под медными листами, показывалась течь, В палубах же ватер-вельсы имеют большое движение, от чего также происходила течь»4.

«В бытность в крейсерстве порученного мне корабля <... > - читаем в рапорте командира «Ярослава» от 30 октября, - во время крепких ветров и качки бывших сего месяца 23-го, 24-го и 27-го чисел, оказались по кораблю следующие повреждения: у стенег <...> салинги раскололись; а потому их следует переменить Под гон-деком мидель-бимс ослаб в скреплении и от того имеет довольно большое движение <... > Ватер-вельсы в обеих палубах от сильных потрясений корабля в качку в пазах и стыках разошлись; Грота-рей <...> от слабости бугилей в замках расходится. Перо руля при волнении от рудера отходит, и рулем делает большие ударения, так что корабль имеет содрогание, уповательно в петлях

1 РГАВМФ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 46. Л. 43-43об.

Констапельская - каюта в самой корме нижней палубы корабля, гардемаринское помещение. Бимсы, брештуки (брештоки), фор- и ахтерштевни, шпангоуты, ватервейсы (ватер-вельсы) - элементы набора (каркаса) корпуса парусного корабля. Кницы - угольники, скрепляющие элементы набора. Бархоуты - усиленные поясья обшивки корпуса. Румпель - рычаг, при помощи которого поворачивается корабельный руль. Степс - гнездо, в которое упирается нижний конец бушприта (передней наклонной мачты парусного корабля). Такелаж - совокупность всех снастей на корабле. Стоячий такелаж раскрепляет мачты; бегучий служит для управления парусами и подъема на свои места стеньг, реев (см. прим. 2), флагов и сигналов; пушечный - для удержания на своих местах пушек и накатывания их после отката при выстреле.

2 РГАВМФ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 46. Л. 50-50 об., 61.

Лонга-салинги (ланг-салинги) и краспицы, стеньги и реи - элементы рангоута (деревьев, служащих для несения парусов). Стеньга - рангоутное дерево, продолжающее мачту в высоту, рей - горизонтальное дерево на мачте или стеньге, эзель-гофт - обойма, скрепляющая мачту со стеньгой, лонга-салинги и краспицы - основа марса (площадки на мачте) или салинга (марсоподобной конструкции на стеньге). Чиксы - накладки с боков мачты, поддерживающие лонга-салинги. Бугель (бугиль) - железный обруч, скрепляющий некоторые элементы рангоута. Ёрш - стальной гвоздь квадратного сечения с зазубринами на углах.

3 РГАВМФ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 46. Л. 60.

Руслень - площадка за бортом, к которой крепятся снасти, раскрепляющие мачты и стеньги с боков.

4 РГАВМФ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 46. Л. 53-53об.

Линейный корабль начала XIX в.

Линейный корабль «Москва». С гравюры первой половины XIX в.

ослаб от сильного ветра и качки, Фор-стень- и лось-штаги, также довольно пробегающего [бегучего такелажа - А.Л.] и парусов перервалось, Грот-марса-рей переломился <...> Пяртнерс у бушприта и бимс, к которому он прикреплен, по гнилости своей весьма неблагонадежны. Нижнюю палубу и весь корабль снаружи следует выконопатить, ибо при малейшей качке оказывается течь <...> Хотя из вышеписанных повреждений некоторые во время похода и исправлены, но не с надлежащею прочностью, а других никаких при корабле пособий сделать не можно»1.

Как следствие, уже в начале кампании 1807 г., когда понадобилось направить силы против выступившей против России Османской империи, выбор у Д.Н. Сенявина был, прямо скажем, невелик. Из 15 линейных кораблей и линейных фрегатов один («Св. Михаил») вообще был небоеспособен, а пять («Азия», «Москва», «Св. Петр», «Св. Елена» и «Ярослав») имели серьезные проблемы с прочностью.

Вторая Архипелагская экспедицция Русского флота. 1807

После же напряженной весенне-летней кампании 1807 г. в Эгейском море ситуация и вовсе обострилась до предела. Во всяком случае, судя по ремонтной ведомости, составленной в Корфу в сентябре 1807 г. число кораблей с поломками и повреждениями явно увеличилось2. Более того, командир корабля «Уриил» указал на опасность дальнейшего использования своего корабля в море при сохранении имеющегося артиллерийского вооружения.

«Сего месяца господин флота капитан-лейтенант Бортвик мне донес, - писал Сенявину капитан 2 ранга Быченский, - что от бывшего 20-го числа крепкого ветра и большого волнения, от качки в корпусе корабля найдены им в разных местах расслабления в членах, которые обще с господами вахтенными лейтенантами я осмотрел и нашел действительно в бимсах и кницах большую гнилость и многие расколовшими, а в каких местах В[аше] П[ревосходигельство], при сем честь имею представить ведомость, из которой видеть можно, что корабль сей в рассуждении расслабления членов и немалой гнилости к предлежащему дальнейшему плаванию без большой опасности понести артиллерию не благонадежен»3.

Однако по-настоящему весь ужас ситуации проявился лишь во время перехода Сенявина по маршруту Корфу -Кронштадт, когда, застигнутые жестоким штормом, русские корабли едва смогли добраться лишь до столицы Португалии Лиссабона. Служивший на линейном корабле «Рафаил» мичман П.И. Панафидин вспоминал:

«В 10 часов ветер точно с такой же силой переменился. В 11 часов уже не было ни одного паруса: все рвало и даже штормовые стаксели не могли быть поставлены. Корабль от спорного волнения бросало с ужасной силою во все стороны. Не было места на корабле, куда бы не лилась вода, так что в моей каюте на кубрике я не нашел

1 Там же. Л. 59-59 об.

Рудерпост (рудер) - часть ахтерштевня (см. прим. 1 на с. 158), к которой крепится на петлях руль. Штаги - снасти, раскрепляющие мачты спереди. Пяртнерс - отверстие в палубе или (как в данном случае) в переборке, через которое проходит мачта.

2 РГАВМФ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 83. Л. 62-62 об.

3 Там же. Л. 55-55 об.

Линейный корабль типа «Селафаил»: слева - «Селафаил» буксирует плененный турецкий адмиральский линейный корабль «Сед-Эль-Бахр» (фрагмент картины А.П. Богомолова «Русский флот после Афинского сражения»); справа

- с чертежа начала 1800-х гг.

где бы повесить свою койку. Едва только успел найти место не слишком мокрое, как в это время вижу с фонарем бегущего шкипера:

- Куда ты, Ефремыч?

- "В констапельскую".

- Что там сделалось?

- "Оторвало порты и несколько обшивных досок, и корабль при качке черпает воду!".

Можешь судить, как слова шкипера были ужасны: они произнесены как будто вестником гибели! Но что же было делать, как не отдаться в Милосердие Божие! Он не исчерпаем в своих милостях, и, скрепя сердце, с молитвою в душе, я лег в койку, чтобы собрать силы для вахты в 4 часа; сон не смыкал глаз. Это было в 2 часа 27 октября. Три обшивочные доски прорвали болты, которыми были прижаты к кораблю; вода лилась рекою в корабль; к довершению всего, корабль сделал перелом до такой степени, что транец лег на румпель, - румпелем нельзя было править, должно было по необходимости подтесать транец, чем мы невольно еще расслабляли скрепление [набора корабля. - А.Л.], а чтоб облегчить корму, то надобно спустить в трюм или бросить за борт несколько пушек; но при ужасной качке того и другого нельзя было сделать, и от того корабль более и более ломался. Все помпы были в действии и едва могли отливать воду. Искусный тим-мерман и деятельный шкипер успели к 4 часам притянуть веревками обшивочные доски и пустоту набить паклею; течь не уменьшалась, но по крайней мере вода не лилась рекою»1.

Хватало повреждений и на кораблях «Селафаил», «Ретвизан», «Ярослав». В общем, чтобы «не подвергать вящей опасности эти корабли и сберечь остальные», Сенявин решил идти в Лиссабон2, где ему и открылась вся плачевность состояния кораблей вверенной ему эскадры.

«Во время бывшего в 26-й день сего месяца шторму, - указано в рапорте командира линейного корабля «Твердый» от 31 октября 1807 г., - на вверенном мне корабле оказались следующие повреждения: Все бимсы в клямсах сделали движение на % дюйма; в орлоп-деке на правой стороне лопнули: одна висячая и одна лежачая кница; на гон-деке против средины корабля висячих книц на правой стороне две, на левой три сделали продольные трещины; на опор-деке переломились две висячие кницы. Рулевой погон на правой стороне у блока переломился. Ватер-вельсы во всех палубах сделали движение, и конопать из оных вышла. С гальюна решетчатые люки и дощатую настилку, покрытую свинцом, волнением выбило <...> На всех палубах и по наружнюю сторону корабля от сильной качки ослабла конопать. Течь в корабле простиралась от 1-го до 2-х дюйм в час»3.

«В приключившихся повреждениях в порученном мне корабле сим честь имею [донести. - А.Л.], - рапортовал в тот же день командир «Св. Елены», - что сего месяца 26-го числа в ночи от крепкого ветра и большого волнения происходила боковая корабля качка, от чего винтранец на правой стороне от конца на два фута переломился и и у оного ж транцовая кница на оной же стороне переломилась, от чего в том же месте с наружной стороны под конторами настоящей обшивки две доски и <...> карниз отошли от своих мест, почему

Линейный корабль «Твердый» (справа - фрагмент картины А.П.Боголюбова «Афонское сражение 19 июня 1807 г.», 1853)

1 Панафидин П.И. Письма морского офицера (1806 - 1809) // Морской сборник. 1916. № 4. С. 43-44.

Транец - элемент набора кормовой оконечности корабля (поперечный брус). Тиммерман - старший корабельный плотник.

2 Шапиро АЛ. Адмирал Д.Н. Сенявин. М.: Воениздат, 1958. С. 264.

3 РГАВМФ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 83. Л. 63 - 63об. Клямсы - элемент набора корабля, опора для бимсов. Опер-дек (опор-дек), гон-дек и орлоп-дек - соответственно верхняя орудийная, нижняя орудийная и жилая палубы линейного корабля. Гальюн -решетчатый настил в носовой оконечности парусного корабля.

Оригинальная схема линейного корабля «Ретвизан» работы Ф. Чапмена. Конец XVIII - начало XIX вв.

Линейный корабль «Ретвизан». Фрагмент картины К.В. Шаренберга, 1790

корабль и имел течь до 14 дюйм в час. Бимсов повредилось опер-дечных: с правой стороны два имеют продольные трещины, с левой стороны два посредине имеют насквозь трещины и один за гнилостью выходит из своего места. Под гон-деком на правой стороне висячих книц две имеют трещины и гнилость. По наружности корабля с обоих сторон в бархоуте стыки и пазы ослабли, Внутри корабля ватер-вельсы и от оных в палубах из трех пазов конопать выжало вон, медной обшивки с обеих сторон несколько оторвало, шпуль-помпы судна совсем в употреблении не способны, а другая от большого употребления очень ослабла, а потому и мало выбирает воды Необыкновенная течь в корабле началась оказываться с 10-го числа и по 26-е число сего месяца во время крепких ветров доходила до 8-ми дюйм, которая примечена была в стыках. А ныне воды в корабль прибывает 3 дюйма в час»1.

«В продолжении путеплавания в Атлантическом море, - отмечал в рапорте от 30 октября командир корабля «Скорый», - сделались повреждения: у бушприта и грот-рея бугиля <...> ослабли, и деревья стали иметь движение, а у бушприта и пяртнарс раскололо, грот-марса-рей получил трещину от середины сука к левому ноку на 9-ть фут. У камбузного котла дно прогорело и имеет течь <...> У штурвала пиллерс дал движение и отходит от места своего. Пазы на ватерлинии, бархоуты и выше по борту, от ватер-вельсов, верхнюю и нижнюю палубы, ют и бак должно выконопатить. Прибывание в корабль воды в бывшие крепкие ветры было от 17-ти дюйм до 24-х дюйм в один час <...> Вместо расколовших принципиальных некоторых блоков потребно новые, о чем для исправления к совершенному плаванию представляю»2.

«С отбытия порученного мне корабля из Корфы, - цитируем мы рапорт командира «Селафаила» от того же числа, - воды в корабль прибывало по 4 дюйма в сутки, но во время крепкого ветра сентября 20 числа прибавилось до 15 дюйм в сутки, которая в продолжении крепких ветров и качки сего месяца с 9-го числа до капа [мыса - А.Л.] С.-Винцента умножилась до 6 дюйм в час, но при крепких ветрах от 18-го числа октября до 26-го числа по 12 и 15 дюйм в час, а особливо от 27-го числа увеличилась до 26 дюйм в час; при осматривании течи внутри корабля по галерее и в коридоре под галереей найдено: в шпациях между набором [в районе мидель-шпангоута - А.Л.] под кубриком видна была мокрота из чистой воды, которая в носовой и кормовой частях не усмотрена, а снаружи штыки [стыки - А.Л.] обшивки около бархоута разошлись и пенька вышла, также пазы наружной обшивки под медью разошлись, от чего против пазов медь сделала выпуклость и в некоторых местах медные листы отстали. Почему и полагаю течь в расширенные пазы и штыки [стыки - А.Л.] наружной обшивки, а также в болты в подводной серединной части, о чем В[ашему] П[ревосходительству] честь имею донести»3.

И, наконец, строчки из рапорта командира «Рафаила» от того же 30 октября:

«Сего месяца 26-го числа пополудни в 7 часов при бывшем крепком ундер-зейльном ветре в вверенном мне корабле «Рафаиле» оказалась вдруг течь, что едва могли успевать отливаться в кетельс- и шпуль-помпы; оная найдена ниже гон-дек-транцу, с обеих настоящие обшивные доски отошли от своих мест на 14 дюйм у всей кормовой части, из коих две переломлены. 27-го числа пополуночи в 10 часов по уменьшении ветра открыли кормовые задние порты и делали возможные способности. И сверх оной еще найдено: в носу у штевня с левой стороны настоящая обшивка вышла из шпунтов. Фальшивую и медную обшивки волнением оторва-

1 РГАВМФ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 83. Л. 70.

Винтранец - транец (см. прим. 1 на с. 160), на который опиралась вся верхняя часть кормы парусного корабля тех лет. Помпа - корабельный насос.

2 РГАВМФ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 83. Л. 68.

Пиллерс - подпорка. Ют и бак - соответственно верхняя кормовая и носовая надстройки (и палубы этих надстроек).

3 РГАВМФ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 83. Л. 78-78 об.

Мидель-шпангоут - шпангоут (элемент поперечного набора корабля), расположенный на половине длины корабля. Шпация - промежуток между соседними шпангоутами.

ло, в стыках и пазах конопать выбило. Почему я, опасаясь, дабы не усилился ветер и не потерпеть большего бедствия, с господами офицерами сделал консилиум, и нашли за нужное для исправления повреждениев спуститься в ближайший порт <...> Вода тогда прибывала по 15 дюйм в час, а ныне оная прибыль уменьшилась и прибывает по 8 дюйм От помянутой кормовой течи вода пробиралась в брод-камеру и подмочило сухари, а затем какие еще имеются в корабле повреждения <...> честь имею представить ведомость <...> На опер- и гон-дек палубах ватер-вельсы и палубные доски от качки корабля висячими кницами от бимсов оторвало и приподняло кверху. На баке, шканцах и юте планшири имеют движение, ватер-вельсы и палубные доски висячими кницами подняло кверху, также и по шкафутам. По наружности корабля в подводной части с левой стороны фальшивую дощатую и медную обшивки ниже двух пазов совсем оторвало с носу и до кормы; а у форштевня в шпунтах и в настоящей обшивке в стыках и пазах от качки конопать выдавило; и в кормовой части ниже гон-дек-транцу с обеих сторон настоящие обшивные доски отошли от своих мест на 14 дюйм»1.

Большинство кораблей Сенявину удалось привести в относительный порядок, но два - «Рафаил» и «Ярослав» -остались в составе эскадры лишь номинально: в случае выхода в море они, скорее всего, пошли бы ко дну2. В итоге и без того ограниченные возможности Сенявина сократились еще больше - по существу, лишив его даже минимальных шансов на успех в случае открытого противоборства с блокировавшими Лиссабон британскими кораблями.

Таково было состояние корабельных сил 2-й Архипелагской экспедиции, сделавшее весьма непростыми будни русских моряков в 1805-1807 гг. и негативно повлиявшее на ход всей экспедиции. Сначала оно сократило возможности Сенявина по формированиию эскадры для действий против турок. Затем, в ответственный момент сражения при Дарданеллах, обернулось выходом из строя линейного корабля «Ретвизан» (разрыв орудия причинил ряд повреждений и ранил 12 человек). Далее удручающее состояние кораблей заставило русского вице-адмирала зайти в Лиссабон и, наконец, сделало практически бесполезным сопротивление эскадры Сенявина англичанам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ). Ф. 194. Оп. 1. Д. 46, 83.

2. Арцымович А. Д.Н.Сенявин. СПб., 1855.

3. Гончаров В. Адмирал Сенявин: Биогр. очерк с приложением записок адм. Д.Н. Сенявина. М.; Л.: Военно-морское ида-

тельство НКВМФ Союза ССР, 1945.

4. Давыдов Ю.В. Сенявин. М.: Молодая гвардия, 1972.

5. Дивин В., Фокеев К. Адмирал Д.Н. Сенявин. М.: Военно-Морское издательство Военно-Морского Министерства Союза

ССР, 1952.

6. Лебедев А.А. Дарданеллы и Афон: за кулисами известных побед // Гангут. 2013. № 77. С. 21-41.

7. Лебедев А.А. Дарданеллы и Афон: за кулисами известных побед // Гангут. 2013. № 78. С. 26-52.

8. Лебедев А.А. К походу и бою готовы? СПб.: Гангут, 2015.

9. Лебедев А.А. Трафальгар и Афон. Размышления об итогах развития искусства проведения регулярных сражений парус-

ных флотов. Ч. I // Гангут. 2010. № 59. С. 65-99.

10. Лебедев А.А. Трафальгар и Афон. Размышления об итогах развития искусства проведения регулярных сражений парус-

ных флотов. Ч. II // Гангут. 2010. № 60. С. 13-45.

11. Мельников Г.М. Дневные морские записки, веденные на корабле «Уриил» во время плавания его в Средиземном море,

с эскадрою под начальством вице-адмирала Сенявина состоявшею. СПб.: Тип. Морского министерства, 1872.

12. Орлов А.А. Пребывание эскадры Д.Н.Сенявина в Англии в 1808 - 1809 гг. // Эпоха 1812 года: Исследования. Источни-

ки. Историография. Вып. III: К 200-летию Отечественной войны 1812 года. Труды Государственного Исторического музея. Вып. 142. М.: ГИМ, 2004. С. 7-26.

13. Панафидин П.И. Письма морского офицера (1806-1809) // Морской сборник. 1916. № 4. С. 1-46.

14. Плавание эскадры под начальством вице-адмирала Сенявина в Средиземноморье и возвращение команды ее в Россию,

1805-1809. Кронштадт, 1885.

15. Сацкий А.Г. Дмитрий Николаевич Сенявин // Вопросы истории. 2002. № 11. С. 73-98.

16. Скрицкий Н.В. Адмирал Сенявин. М.: Вече, 2013.

17. Тарле Е.В. Экспедиция адмирала Сенявина в Средиземном море (1805-1807 гг.) // Тарле Е.В. Сочинения: В 12 т. Т. 10.

М.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 233-357.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Шапиро А.Л. Адмирал Д.Н. Сенявин. М.: Воениздат, 1958.

19. Шапиро А.Л. Кампании русского флота на Средиземном море в 1805-1807 гг. и адмирал Д.Н. Сенявин. Дисс. ... д. ист.

наук. М., 1951.

20. Daly R.W. "Operations of the Russian Navy during the Reign of Napoleon I." Mariner's Mirror 34.3 (1948): 169-183.

21. Roach E.E. "Anglo-Russian Relations from Austerlitz to Tilsit." International History Review 5.2 (1983): 181-200.

22. Robson M. "British Intervention in Portugal, 1793-1808." Historical Research 76.191 (2003): 93-107.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Лебедев, А. А. Проблема технического состояния корабельных сил 2-й Архипелагской экспедиции (1805-1807 гг.). Малоизученный аспект блистательной экспедиции / А.А. Лебедев // Пространство и Время. — 2015. — № 3(21). — С. 157—162. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st3-21.2015.53.

1 РГАВМФ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 83. Л. 83, 90.

Ундер-зейльный ветер - крепкий ветер, в который судно может нести только самые нижние паруса. Шканцы - нижняя кормовая надстройка (и ее палуба). Планширь - планка по верху фальшборта корабля. Шкафуты - в описываемое время -переходы вдоль бортов, соединяющие шканцы с баком (см. прим. 2 на с. 161).

2 Шапиро А.Л. Указ. соч. С. 269.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.