Научная статья на тему 'Изучение германского торгового судна «Архангел Рафаил» (1724 г.)'

Изучение германского торгового судна «Архангел Рафаил» (1724 г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гидрокосмос
Область наук
Ключевые слова
Подводно-археологические исследования / раскопки / «Архангел Рафаил» / пролив Бьеркезунд / Финский залив / Ленинградская область / Национальный центр подводных исследований / Underwater archaeological research / excavations / Archangel Raphael / Björkösund Strait / Gulf of Finland / Leningrad Oblast / National Underwater Research Center

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андрей Васильевич Лукошков, Роман Юрьевич Прохоров

Данная статья содержит материалы об изучении объекта археологического наследия «Верккоматала 1» (торговое судно XVIII в. «Архангел Рафаил»). Объект расположен в южной части акватории пролива Бьеркезунд (Финский залив, Выборгский район Ленинградской области). Объект был обнаружен в 2002 году при проведении площадного обследования пролива Бьеркезунд в рамках глобальной программы изучения акватории Финского залива. С 2014 по 2022 гг. на объекте проводились спасательные археологические работы, раскопки. «Архангел Рафаил» (Die Engel Rapfael) — парусное торговое судно, построенное в Германии (предположительно г. Любек) около 1690 года и принадлежавшее голландскому купцу Герману Мейеру. Судно осуществляло перевозку грузов между Европой и Россией в начале XVIII века. Погибло, затертое льдами осенью 1724 года. В статье содержится обзорный материал по всему комплексу проведенных работ: выдержки из архивных материалов, краткое описание археологических работ, а также описание отдельных групп поднятых предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Андрей Васильевич Лукошков, Роман Юрьевич Прохоров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the German merchant ship “Archangel Raphael” (1724)

This article contains research materials on the archaeological heritage site “Verkkomatala 1” (18th-century merchant ship “Archangel Raphael”). The wreck is located in the southern part of the Björkösund Strait (Gulf of Finland, Vyborgsky District, Leningrad Oblast). It was discovered in 2002 during an area survey of the Björkösund Strait as part of an international program to explore the Gulf of Finland. The site was the location of archaeological recovery and excavations from 2014 to 2022. The Archangel Raphael (Die Engel Rapfael) was a merchant sailing ship owned by Dutch merchant Hermann Meyer that was built in Germany (presumably Lübeck) around 1690. The ship transported cargo between Europe and Russia in the early 18th century but was trapped in ice and lost in the autumn of 1724. The article provides an overview of the complete scope of work done, including excerpts from archival materials, a brief description of archaeological activities, and a detailed account of individual groups of recovered artifacts.

Текст научной работы на тему «Изучение германского торгового судна «Архангел Рафаил» (1724 г.)»

Lukoshkov A. V., Prokhorov R. Y. АРХЕОЛОГИЯ|ARCHAEOLOGY Оригинальная статья | Original paper

DOI:_УДК 902.034

ИЗУЧЕНИЕ ГЕРМАНСКОГО ТОРГОВОГО СУДНА «АРХАНГЕЛ РАФАИЛ» (1724 Г.)

А. В. Лукошков1 , Р. Ю. Прохоров2Ж

1АНО «Национальный центр подводных исследований», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация 2АНО «Центр подводных исследований Русского географического общества», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация Ж Lukoshkov2004@mail.ru

Аннотация Данная статья содержит материалы об изучении объекта археологическо-

го наследия «Верккоматала 1» (торговое судно XVIII в. «Архангел Рафаил»). Объект расположен в южной части акватории пролива Бьеркезунд (Финский залив, Выборгский район Ленинградской области). Объект был обнаружен в 2002 году при проведении площадного обследования пролива Бьеркезунд в рамках глобальной программы изучения акватории Финского залива. С 2014 по 2022 гг. на объекте проводились спасательные археологические работы, раскопки. «Архангел Рафаил» (Die Engel Rapfael) — парусное торговое судно, построенное в Германии (предположительно г. Любек) около 1690 года и принадлежавшее голландскому купцу Герману Мейеру. Судно осуществляло перевозку грузов между Европой и Россией в начале XVIII века. Погибло, затертое льдами осенью 1724 года. В статье содержится обзорный материал по всему комплексу проведенных работ: выдержки из архивных материалов, краткое описание археологических работ, а также описание отдельных групп поднятых предметов.

Ключевые слова Подводно-археологические исследования, раскопки, «Архангел Рафаил», пролив Бьеркезунд, Финский залив, Ленинградская область, Национальный центр подводных исследований.

Для цитирования Лукошков А. В., Прохоров Р. Ю. Изучение германского торгового судна «Архангел Рафаил» (1724 г.) // Гидрокосмос. 2023. Т. 1, 1. № 1-2. С. 79-101. DOI: https://doi.org/

STUDY OF THE GERMAN MERCHANT SHIP "ARCHANGEL RAPHAEL" (1724)

A. V. Lukoshkov1, R. Y. Prokhorov2 K

1ANO "National Underwater Research Center," St. Petersburg, Russian Federation

2ANO "Underwater Research Center of the Russian Geographical Society," St. Petersburg, Russian Federation

^ Lukoshkov2004@mail.ru

Abstract This article contains research materials on the archaeological heritage site

"Verkkomatala 1" (18th-century merchant ship "Archangel Raphael"). The wreck is located in the southern part of the Bjorkosund Strait (Gulf of Finland, Vyborgsky

^ Лукошков А. В., Прохоров Р. Ю.

District, Leningrad Oblast). It was discovered in 2002 during an area survey of the Björkösund Strait as part of an international program to explore the Gulf of Finland. The site was the location of archaeological recovery and excavations from 2014 to 2022. The Archangel Raphael (Die Engel Rapfael) was a merchant sailing ship owned by Dutch merchant Hermann Meyer that was built in Germany (presumably Lübeck) around 1690. The ship transported cargo between Europe and Russia in the early 18th century but was trapped in ice and lost in the autumn of 1724. The article provides an overview of the complete scope of work done, including excerpts from archival materials, a brief description of archaeological activities, and a detailed account of individual groups of recovered artifacts.

Keywords Underwater archaeological research, excavations, Archangel Raphael,

Björkösund Strait, Gulf of Finland, Leningrad Oblast, National Underwater Research Center.

For citation Lukoshkov,A. V., and R. Y. Prokhorov. "Study of the German Merchant Ship

"Archangel Raphael" (1724)." Hydrocosmos, vol. 1, 1, no. 1-2, 2023, pp. 79-101. DOI: https://doi.org/ (in Russ.)

Центр подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) осуществляет многолетнюю программу по обследованию донной части акватории Финского залива, относящейся к юрисдикции РФ. Цель программы — поиск и изучение объектов археологического наследия, находящихся под водой. Программа осуществляется проведением комплекса работ, включающего архивные изыскания и полевые исследования: как дистанционные, так и визуальные.

Дистанционные исследования — это первый этап полевых работ с использованием гидроакустического оборудования (гидролокатор бокового обзора, многолучевой эхолот, магнитометр). На выходе мы получаем карту аномалий, среди которых выделяются аномалии природного и антропогенного происхождения. Второй этап — это непосредственный (визуальный) осмотр выявленных аномалий. Осмотр осуществляется как с использованием телеуправляемых беспилотных аппаратов (ТНПА), так и с помощью водолазов.

Все работы проводятся как археологические исследования: на основании разрешений (Открытых листов), выдаваемых Министерством культуры РФ. Данные, получаемые в результате работ, фиксируются как в археологических отчетах, так и в базе данных ЦПИ РГО. В частности, формируется электронная картографическая база и выпускаются реестры объектов культурного и археологического наследия. В настоящее время выявлены сотни аномалий, многие из них прошли все этапы обследования. В печатном виде издано 5 книг реестров, первая

из которых посвящена находкам кораблей и судов XVIII века1.

Объект «Архангел Рафаил» был выявлен в 2002 году2. По имевшимся архивным данным о гибели корабля в данной точке и косвенным подтверждениям по археологическим предметам, объект был идентифицирован как парусное торговое судно, построенное в Германии (предположительно г. Любек) около 1690 года и принадлежавшее голландскому купцу Герману Мейеру.

В процессе мониторинга состояния корпуса судна было принято решение о проведении спасательных археологических исследований (раскопок). Эти работы проводились в период с 2014 по 2020 гг. В процессе работ с объекта была поднята уникальная коллекция археологических предметов.

Некоторая часть находок, сделанных в 2013 году (кафтан, панталоны, мешок, несколько предметов из дерева), были переданы на реставрацию специалистам Эрмитажа и остались там на постоянное хранение. Остальные предметы прошли комплекс кон-сервационно реставрационных мероприятий в мастерской ЦПИ РГО и ВХРНЦ им. академика Грабаря и были переданы в СПб ГБУ «Музей истории Кронштадта».

1 Лукошков А. В. Реестр кораблей и других объектов подводного историко-культурного наследия Российской Федерации. СПб.: БЛИЦ, 2017. Т. 1: Финский залив. Кн. 1: Корабли и суда XVIII века. Ч. 1. 205 с.

2 Там же, с. 70-87.

Lukoshkov A. V., Prokhorov R. Y.

ГИДРОКОСМОС | HYDROCOSMOS 1-2' 2023 -V-

Рис. 1. Фотомонтаж корпуса объекта «Верккоматала 1» («Архангел Рафаил»). Из архива ЦПИ РГО

Данная коллекция на сегодняшний день является наиболее представительным и полным собранием предметов морского быта и торговли начала XVIII в., полученных в результате подводных археологических исследований на территории нашей страны.

История находки и идентификации корабля

В 2002 году в южной части акватории пролива Бьеркезунд около банки Верккоматала был обнаружен корпус деревянного судна3. Корпус отсняли с помощью гидролокатора бокового обзора, что позволило определить его примерные размеры и форму. Он имел традиционные для начала XVIII в. коробчатые обводы и размеры, соответствующие крупным торговым судам эпохи Петра Первого. Объекту было присвоено наименование «Верккоматала 1»4. Именно под этим названием объект фигурирует в официальных археологических материалах5.

3 ЛукошковА.В. Реестр кораблей и других объектов подводного историко-культурного наследия Российской Федерации. СПб.: БЛИЦ, 2017. Т. 1: Финский залив. Кн. 1: Корабли и суда XVIII века. Ч. 1. 205 с.

4 Там же.

5 Ольховский С. В. Отчет о раскопках на ОАН «Верккоматала 1». 2014. [Б. п.]; Ольховский С. В. Отчет о раскопках на ОАН «Верккоматала 1». 2015. [Б. п.]; ПрохоровРЮ. Отчет о раскопках на ОАН «Верккоматала 1». 2016. [Б. п.]; ПрохоровР.Ю. Отчет о раскопках на ОАН «Верккоматала 1». 2017. [Б.п.]; ПрохоровР.Ю. Отчет о раскопках на ОАН «Верккоматала 1». 2018. [Б.п.]; ПрохоровР.Ю. Отчет о раскопках на ОАН «Верккоматала1». 2019. [Б. п.]; ПрохоровР.Ю. Отчет о раскопках на ОАН «Верккоматала 1». 2020. [Б. п.]

По архивным документам в ноябре-декабре 1724 года здесь погибло торговое судно Die Engel Raphael, принадлежавшее голландскому купцу Герману Мейеру.

В конце февраля 2003 года для детального изучения судна была организована специальная экспедиция продолжительностью 2,5 недели. Водолазные работы проводились со льда с погружениями исследователей в майну, сделанную над носовой частью корпуса. В ходе этой экспедиции гидроакустики выполнили съемку корпуса с помощью гидролокатора кругового обзора, что позволило уточнить линейные размеры судна. Затем водолазами был проведен полный осмотр корпуса и его обломков, выполнена площадная видео- и фотосъемка, что позволило впоследствии создать фотоплан (см. рис. 1). На заключительном этапе были отобраны образцы древесины для проведения анализов по радиоуглеродному определению возраста и определению пород деревьев, использованных для строительства корабля. Кроме того, была поднята коллекция образцов посуды для идентификации. В том числе три больших керамических блюда с росписью, керамическая ваза с ручками, две небольших керамических миски с полихромной росписью, небольшой керамический кувшин, три целых глиняных жаровни и множество их обломков.

Идентификация корабля не вызвала больших дискуссий, поскольку он был единственным деревянным торговым кораблем, лежавшим на дне в предполагавшемся районе гибели

ЛЛ

Лукошков А. В., Прохоров Р. Ю.

«Архангела Рафаила», и имел все конструктивные признаки корабля конца XVII — начала XVIII вв. Более того, среди посуды было найдено блюдо с изображением Архангела Рафаила и цифрами 1696 (см. рис. 2). По заключению профессора Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета В. В. Инчика, кирпичи имели клейма действовавшего с XVII в. в Любеке кирпичного двора «Дом Святого Петра» (см. рис. 3,4), а сама посуда, по мнению нашего коллеги немецкого археолога Томаса Форстера, была отнесена к северогерманским образцам (см. рис. 5 а, б). Поднятые в ходе экспедиции образцы дерева были изучены в лаборатории ЦПИ РГО (ПрохоровР. Ю.). Проведенные анализы показали, что корпус судна был изготовлен из дуба, а элементы такелажа (юферсы) из ясеня, то есть из пород, традиционных для северогерманского судостроения. Также радиоуглеродный анализ древесины, выполненный в лаборатории Института истории материальной культуры РАН, дал вероятный интервал времени вырубки дерева в период с 1650 по 1680 год, что с учетом времени на сушку древесины совпадало со временем строительства «Архангела Рафаила».

Это время было установлено немецким коллегой доктором Томасом Форстером, который сообщил, что, по данным немецких архивов, корабль Die Engel Raphail был построен в Любеке и плавал как минимум с 1693 года6.

Смонтированный на основе 287 фотографий фотоплан обеспечил исследователям общее представление о состоянии судна и позволил понять его конструкцию, а также послужил основой для планирования дальнейших исследований.

Рис. 2. Фрагменты керамического блюда с изображением архангела Рафаила и датой 1996. Из архива ЦПИ РГО

Рис. 3. Кирпич с давленным клеймом в виде ключа. Из архива ЦПИ РГО

Краткое описание объекта

На рисунке 1 хорошо видно, что объект представляет собой частично замытый в грунт разрушенный деревянный корпус. Его максимальная длина (с учетом развала) составляет 28 метров, ширина — 7 метров. Корпус расположен на каменисто-песчаном подножии банки Верккоматала. Глубина меняется от 13,9 метра в носовой части до 15 метров в кормовой. Корпус в целом сохранил свою форму, хотя его кормовая часть разрушена. Прямой ахтерштевень и кормовые оконечности обоих

6 Staatsarchiv Lubek. Sign. 21568. Lastadienbuch. 1641-1850.

Рис. 4. Клеймо на кирпиче, изображающее ключ с буквами SP. Из архива ЦПИ РГО

Lukoshkov А. V., Prokhorov R. ^

Рис. 5а, б. Отдельные образцы посуды, поднятые с «Архангела Рафаила». Из архива ЦПИ РГО

бортов упали на грунт. При этом наполовину замытая в грунт кормовая оконечность левого борта лежит в сборе, сохраняя выгнутую форму. Очевидно, судно имело круглую корму. Высота борта в районе кормы составляла около 5,4-5,8 метра. Внутри корпуса сохранились шесть бимсов сечением 25 х 20 см, которые частично опираются на доски внутренней обшивки, а частично удерживаются мощными вертикальными кницами высотой около 1,9 2,0 метра. Бимсы изготовлены из цельных стволов, что характерно для конца XVII — начала XVIII вв., и имеют выгнутую вверх форму. Расстояние между бимсами разное и колеблется от 0,7-1,1 метра. Между упавшими седьмым и восьмым от носа бимсами сохранился закрепленный на них комингс люка размером примерно 1 х 1,3 метра, который, очевидно, был грузовым и вел в трюм. Перед люком, среди обломков по правому борту, были найдены юферсы, которые, вероятно, принадлежали грот-мачте.

В носовой части, выше уровня бимсов, на внутренней стороне бортов, симметрично закреплены две массивные деревянные пластины с круглыми отверстиями, которые служили для крепления в них барабана брашпиля. Сам барабан длиной 7 метров и диаметром 50 сантиметров был найден снаружи корпуса под левым бортом.

Ни мачт, ни рей, ни бушприта, ни канатов, ни парусов обнаружено не было. Скорее всего, еще зимой 1724 или весной 1725 года их выломало при движении льда и унесло в залив. Тем не менее, исходя из размеров корпуса

и расположения деталей, связанных с фиксацией мачт, можно сделать вывод, что судно было трехмачтовым. Последующий анализ обмеров показал, что высота упавших фрагментов бортов в корме больше высоты уцелевших бортов в носовой части, что позволяет предполагать наличие в корме небольшой надстройки. Точную длину корпуса из-за разрушений оценить трудно, но ориентировочно она находится в диапазоне 22-24 метра. Ширина корпуса по бимсам — 6,8-7,0 метра. Форма корпуса коробчатая, с закругленными скулами, что характерно для судов XVII-XVШ вв., построенных по голландским конструктивным схемам.

К сожалению, результаты обследования не позволили окончательно установить тип судна. Общие конструктивные признаки указывают на голландскую судостроительную традицию, которая предусматривала использование коробчатых плоскодонных корпусов с центральным грузовым трюмом. Но в XVII столетии Нидерланды имели флот, равный общему количеству кораблей во флотах всех остальных европейских держав, и голландская школа судостроения господствовала во всех странах Балтийского бассейна. Поэтому ее общие признаки не могут служить указанием на конкретную страну или на конкретный тип судна. Однако можно считать установленным, что корабль был трехмачтовым и, весьма вероятно, имел кормовую надстройку. Судя по высоте форштевня, борта имели высоту от 4,2 до 4,5 метра. Бушприт крепился сверху форштевня, был наклонным и, скорее всего, упирался в фок мачту, которая стояла практически сразу за форштевнем. Значительное превышение высоты концов

-Ч/-

носовых топтимберсов над пластинами, в которых крепился барабан брашпиля, позволяет предположить, что в носовой части судно имело полубак. Исходя из имеющихся сведений о конструкциях торговых судов конца XVII — начала XVIII вв., такими признаками могли обладать несколько типов судов: флейты (flute, fleute, fluite), боатшипы (bootsshiff), каты (katti, kat, katshiff) и гальоты (gallotse)7. Отсутствие княв-дигеда позволяет исключить вариант флейта. Но для дальнейшего анализа полученных сведений оказалось недостаточно, и окончательного вывода сделано не было. Вместе с тем следует отметить, что имеющаяся статистика приходивших в Санкт-Петербург торговых судов показывает, что наиболее часто из Любека прибывали галиоты (gallotse), а второе место занимали кра-еры (kraaier). Причем эти же типы судов были традиционными и для других германских городов, в то время как из Нидерландов обычно приходили флейты, буера (boeier) и гальоты, а из Англии — пинки (pink) и барки (bark). В конечном итоге вопрос определения типа судна остался пока открытым, но наиболее вероятным следует считать вариант гальота.

Исторические сведения о последнем рейсе и гибели корабля

В 1724 году порт Санкт-Петербурга уже три года был главным морским экспортно-импортным терминалом Российской Империи и за счет сбора различных пошлин давал государству весьма значительную долю доходов. По документам портовой таможни за навигацию 1724 года в Санкт-Петербург пришло 240 торговых кораблей из Европы8.

Одним из пришедших германских судов и был любекский корабль «Архангел Рафаил», который прибыл в столицу Российской Империи 27 сентября с грузом на адрес известного купца Германа Мейера9. Герман (в русск. документах — Еремей) Мейер младший принадлежал к известной немецкой купеческой фамилии и проживал в Немецкой (Кукуйской) слободе в Москве, где юный Петр Алексеевич Романов приобщался к европейской жизни. Его отец, Герман Мейер-старший, умер рано, и ребенка вырастил и воспитал дед, тоже известный купец и фабрикант Рудольф (в русских документах — Родион) Мейер. Используя наследственный капитал

7 DudszusA., HenriotE., KrumreyF. Das grosse Buch der Schiffstypen. Berlin: Transpress, 1987. 288 S.

8 РГА ВМФ. Ф. 212. Оп. 11. Д. 71. Л. 22-39 об.

9 Там же. Л. 23.

Лукошков А. В., Прохоров Р. Ю.

и поддержку деда, Герман Мейер-младший быстро вошел в узкий круг иностранных купцов, закупавших и экспортировавших крупные партии самых различных товаров10. Особенно активно его торговля стала развиваться после женитьбы на дочери другого крупного оптового торговца — богатого немецкого купца Иоганна (в русских документах Ивана) Люпса. Он был тесно связан с крупнейшим сообществом голландских купцов, которые уже более 50 лет активно действовали на российском рынке и имели налаженные связи с российскими властями. С помощью тестя Мейер тоже сумел наладить тесные связи с властями и часто выступал в качестве крупного комиссионера по доставке в Европу и продаже там казенных товаров.

К 1724 году Герман-Еремей Мейер был настолько крупным оптовиком, что имел в торговых кругах прозвище «Богач Мейер».

0 масштабах его операций свидетельствует количество пришедших на его имя торговых судов. В 1724 году оно составило 31 вымпел11 — больше, чем у любого другого иностранного купца в Санкт-Петербурге. Причем грузы к нему везли из самых разных мест. В частности, 10 кораблей пришло из Республики Соединенных провинций Северных Нидерландов, которую в России обычно именовали и именуют Голландией. Еще 10 прибыли из различных германских городов и земель: 5 из Пруссии, 3 из Любека,

1 из Гамбурга и 1 из Кенигсберга. Остальные были из Риги, Гданьска и из Англии. Мы, к сожалению, не знаем состав грузов, доставленных «Архангелом Рафаилом» (таможенную опись найти не удалось). Столица Российской Империи стремительно росла и требовала самых разнообразных товаров: от стекла, кирпичей и инструментов до деревьев, которые высаживали на ее улицах и парках, от европейской одежды до мебели и посуды. Но, скорее всего, основным грузом корабля был провиант: зерно, крупы, мука и другие припасы. Дело в том, что в 1721-1724 гг. в России был четырехлетний недород, который привел к настоящему голоду. Хотя власти и пытались бороться с нехваткой провианта административными мерами, устанавливая предельную норму прибыли для торговцев и даже проводя конфискацию излишков у спекулянтов, цены все равно взлетели вверх, и купцы пользовались возможностью получить дополнительную прибыль.

10 Лукошков А. В. Реестр кораблей и других объектов подводного историко-культурного наследия Российской Федерации. СПб.: БЛИЦ, 2017. Т. 1: Финский залив. Кн. 1: Корабли и суда XVIII века. Ч. 1. 205 с.

11 РГА ВМФ. Ф. 212. Оп. 11. Д. 71. Л. 23-24.

2023;1,1(1—2):79—101 ГИДРОКОСМОС HYDROCOSMOS 1-2' 2023

Lukoshkov A. V., Prokhorov R. Y. Чч//

Не имея документальных свидетельств, мы тем не менее можем довольно точно проследить обстоятельства пребывания «Архангела Рафаила» в Санкт-Петербурге. Ибо все действия приходивших и уходивших судов детально регулировал принятый 31 января 1724 года «Его Императорского Величества Всемилостивым Регламент и Устав, по которому все высшего и нижнего чина персоны, как подданные, так и иностранные, а наипаче купцы и корабельщики, которые в сие Государство приезжают и отъезжают, все послушливо поступать имеют». В соответствии с этим регламентом все иностранные корабли при подходе к острову Котлин должны были взять на борт с брандвахтенного корабля человека, который сопровождал их до расположенного в Кронштадте Толгоуза (нем. Zollhause, англ. Tollhouse). Там корабельщик должен был «...немедленно объявить о себе цоллнерам или пошлинным сборщикам свое имя и название корабля и роспись всему грузу — товарам, тюкам, бочкам, ящикам и прочему и какие на них наложены клейма и нумера и как всякий товар связан и при том и о собственной своей провизии или запасе,такоже пас(паспорт) и договорное письмо между корабельщиком и купецким человеком о найме корабельном, и откуда приехал к кому оный корабль или положенные в нем товары имеют отданы быть»12. Все эти сведения записывались и передавались в качестве сопроводительного письма «досмотрщику», который садился на судно и сопровождал его от Котлина до Санкт-Петербургской таможни. Она в 1724 году располагалась на стрелке Васильевского остова, у истока одного из рукавов невской дельты — Малой Невы. А главный порт Санкт Петербурга с 1719 года находился напротив стрелки, на левом берегу Большой Невы, прямо напротив Петропавловской крепости. Там досмотрщик вызывал таможенников, которые проводили досмотр в соответствии с декларированным грузом. До завершения досмотра никто не мог покинуть корабль или снять с него какой-либо груз. После досмотра производилась оплата таможенных сборов, которые платились серебренными ефимками (йохимсталерами), и лишь затем могла начаться разгрузка корабля, причем работы могли производиться лишь в присутствии досмотрщиков и только в дневное время. Во время стоянки корабля в порту шкиперам и матросам разрешалось торговать на своих кораблях

в розницу привезенными товарами установленного ассортимента: «порцелинной» (фарфоровой) и глиняной посудой, домашней утварью, овощами, мясом, колбасными изделиями, соленой рыбой, сыром, маслом, пряниками, «всяким иностранным пивом» и так далее13. Большой популярностью пользовалась европейская одежда, которой в России, естественно, не хватало, и моряки в больших количествах везли на продажу подержанные предметы европейского гардероба.

Погрузка корабля для отправки в обратный путь также велась только днем и только в присутствии досмотрщика. По ее окончании опять составлялся реестр грузов, проводилась уплата пошлин и оформлялся пас (паспорт), разрешавший отплытие. Далее корабль с досмотрщиком на борту следовал в Кронштадт, где досмотрщик сходил на берег, а корабль считался покинувшим город. Таким образом движение ввозимых и вывозимых грузов жестко контролировалось в зоне между островом Котлин и Санкт-Петербургом, но не контролировалось за ее пределами, где и погиб «Архангел Рафаил».

Работы по поискам, а потом исследованию останков любекского торгового судна «Архангел Рафаил» начались с обнаружения в фондах Российского Государственного архива Военно-Морского Флота ряда документов, связанных с его гибелью в конце ноября — начале декабря 1724 г. Собственно, большинство документов касалось не обстоятельств плавания, а споров о размерах вознаграждения за спасение груза между владельцами судна и крестьянами, которые нашли брошенный корабль и спасли часть товаров. Но поскольку обстоятельства гибели и спасения играли важную роль в аргументации сторон, то они фигурировали в споре, и их анализ позволил достаточно точно локализовать место гибели судна, что обеспечило успех поисков. Более того, изучение таможенных бумаг, документов Адмиралтейств-коллегии и архива Петра Первого превратилось в следствие по делу о контрабанде и привело историков к раскрытию преступления, совершенного почти 300 лет назад.

12 Таможенное дело в России, Х - нач. ХХ вв.: (Исторический очерк. Документы. Материалы). СПб.: ПиК, 1995. С. 93-101.

13 Лукошков А. В., Прохоров Р. Ю. Морская торговля с Германией в эпоху Петра I и находки германских торговых судов 1715-1724 годов в Финском заливе // Россия и Германия в эпоху Петра Великого: материалы XIII Международного петровского конгресса, Берлин, 24-25 октября 2019 г. СПб.: Европейский Дом, 2020. С. 234-246.

-Ч/-

Начать эту историю следует с таможенных документов, свидетельствующих, что «Архангел Рафаил» прошел таможенный досмотр и покинул столицу 14 октября 1724 года. В таможенной книге сохранилась и запись о выдаче судну «Архангел Рафаил» паспорта под № 220 для следования из Санкт-Петербурга в Любек со списком команды и указанием имевшегося на борту груза [Л. 918об.-919]. В нем указано:

...А именно в том корабле товары:

— Голландцев Анания и Даниила Пелевъ — 39 бочек сала говяжьего и 22 кипы юфти.

— Гамбуржцев Роса и Тамеса — 10 кип юфти.

— Голландца Еремея Мейера — 39 кип юфти да 10 полукип юфти да 1000 рогож двойных.

— Президента главного магистрата Ильи Ивановича Глаева — пол 4 кипы юфти.

— Московской полотняной(?) фабрики директора Ивана Тамеса с товарищами—кипа полотен фламских (фламандских?—А. Л.).

— Выборгского жителя Михаила Темсена — две кипы пряжи льняной.

— Иноземца Христофора Темпа — 14 кип больших и малых юфтей.

— Голландцев Ботышко и Фан Дорта — 22 полукипы юфти.

— Цесарца (австрийца) Ильяса Улмана — 6 кип юфти.

— Цесарца (австрийца) Адама Гетлера — 5 кип юфти.

Реестр людям:

— стирман (штурман) — Ян Вигре

— матросы — Яков Мун, Ян Кулут, Андрис Маталон, Габрион Бенис

— юнги — Карл Швен, Яков Швен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Октября 14 дня 1724 года Подлинного подписано обер цолнер Катучинов.

Получив разрешение, судно благополучно ушло в море, и его дальнейшая судьба таможенных чиновников уже не интересовала. Но 8 ноября император огласил указ, обязывающий прибрежных жителей оказывать помощь судам, потерпевшим крушения у российских берегов, и собирать сведения о них и их грузах. А для его исполнения распорядился послать офицеров собирать данные о количестве погибших в 1724 году судов и сведения об их принадлежности. К концу года такие сведения были получены и суммированы в Адмиралтейств коллегии. Оказалось, что за год у российских берегов в Финском заливе потерпели крушение 14 кораблей:

Лукошков А. В., Прохоров Р. Ю.

5 российских, 4 голландских, 3 германских, 2 английских. И последним уже 29 декабря в Адмиралтейств-коллегию был доставлен рапорт из Выборга, извещавший, что в начале декабря у южного входа в пролив, который сегодня носит название Бьеркезунд, льдом принесло и бросило на камни неизвестный корабль без экипажа, из трюма которого местные крестьяне сумели извлечь «малую толику» груза14. Название брошенного судна было записано как «Енге Дюбвюс», что, скорее всего, является попыткой составлявшего рапорт русского приказчика Семена Нехина записать русскими буквами иностранное имя, увиденное, вероятно, на корме корабля.

Впрочем, о находке этого судна в Адми-ралтейств-коллегии уже знали, поскольку Семен Нехин, будучи приказчиком знаменитого адмирала Корнелиуса Крюйса (этнического норвежца Нильса Ульсена, еще в 1698 году перешедшего на российскую службу из Амстердамского Адмиралтейства и получившего эти земли с 143 крестьянскими дворами от Императора по указу от 26 мая 1720 г.), сообщил своему хозяину о находке судна и поднятом с него грузе еще в середине декабря. И адмирал сразу же подал рапорт в Адмиралтейств-коллегию, вице-президентом и исполняющим обязанности президента которой он сам и был. Текст рапорта таков15:

Благородный Господин Гвардии капитан и адмиралтейский Прокурор.

Прилагаю рапорт, из которого изволите усмотреть:

Во-первых (сообщаю), что этого корабля видно было только немного большой мачты, заваленной высоким льдом и больше десяти дней двадцать человек наших мужиков, работало вместе пока этот весьма высокий лед убрали с корабля.

(А) спустя три недели после бегства с корабля приехал [в Петербург в Адмиралтейство] шкипер этого корабля с людьми и требовал от нас пропуск для отъезда в Ригу. Я спрашивал шкипера, где его корабль пропали он отвечал, что на фарватере против Березового острова потонул.

14 РГА ВМФ. Ф. 212. Оп. 11. Д. 20. Л. 56.

15 РГА ВМФ. Ф. 234. Оп. 11. Д. 45. Л. 17-17 об.

Lukoshkov А. V., РгокЬюгс^ R. ^

А пять дней назад (т.е. 13 декабря. — А. Л.) пришел ко мне господин Герман Меер и просил от меня письма и рекомендации ехать искать корабль.

А ныне на мызе моей <управляющий> Семен Нехин прислал ко мне мужика с рапортом, в котором сообщил, что Германа Меера приказчик с шкипером приняли этот корабль в свое ведение и наших мужиков прогнали всех прочь.

А с того корабля триста пятьдесят тюков юфти мокрых мужики наши выгрузил, которые этот приказчик требует отдать ему. Но эту юфть, выгруженную моими мужиками, я без указа Адмиралтейской коллегии отдавать не велел.

Такая <передача> полностью противоречит морскому праву. (Нельзя чтобы) приказчик и шкипер сами своей волей без указа смели такое делать — бросивши корабль <и отсутствуя> почти четыре недели на корабле бывшем вообще без людей, (вдруг) теперь найденный корабль себе берет и моих людей прогоняет прочь и сам хочет быть мастером (мастер на морском жаргоне — это капитан корабля. — А. Л.) над кораблем и товарами.

Все вышеописанное прошу доложить коллегии в результате чего должно быть принято ясное решение чтобы моим мужикам было разрешено забрать себе третью или четвертую часть из вынутых из корабля товаров.

А иначе торговый человек <Мейер> хочет все товары забрать себе и тогда мужикам придется вести тяжбу и будет мужикам излишняя волокита и обида так как это будет против признанного морского права.

Вашего благородия слуга Крюйс

Санкт-Петербург Декабря 18 дня 1724

Из приведенных в этих документах дат следует, что капитан судна Ян Шмит прибыл к месту расположения найденного крестьянами корабля где-то 15 декабря, а был брошен экипажем корабль примерно 23-24 ноября и обнаружен крестьянами 2-3 декабря. Работы по его очистке ото льда и подъему части груза велись с 4 по 14 декабря. Эти даты

-V-

важны для реконструкции обстоятельств гибели «Архангела Рафаила».

Спустя две недели после рапорта Крюйса, 2 января 1725 года, купцы Герман Мейер, Бодиско (в русских документах — Бутышко) и ван Дорт (в русских документах — Фан Дорт) подали в Адмиралтейств-коллегию встречный иск, в котором требовали вернуть им поднятые товары с обязательством уплатить крестьянам мызы Сааренпя некое вознаграждение за работы. Они выступали против «грабительских», по их мнению, требований Крюйса и шантажировали власти угрозой снижения объемов торговли, ежели в практику будут введены столь большие размеры оплаты работ по спасению грузов погибших иностранных судов. При этом здесь и в последующих обращениях купцы упорно называли погибшее судно шведским кораблем «Де Энгель Габриэль», то есть «Архангелом Гавриилом». Текст их протеста подшит в деле16.

Государственной Адмиралтейской коллегии сообщают голландской нации купцы Будышко и Ван Дорт и Еремей Меер, о чем следуют пункты:

1. Прошедшего 724 года минувшей осенью нагрузили мы с другими купцами в здешнем Санкт-Петербургском порту шведский корабль именуемый «Де Энгель Габриэль» на котором корабельщик Ян Шмит для отправления в Любик с юфтью, салом, рогожами и прочими российскими товарами.

2. Который корабль по отбытию

от здешнего порта за осенним временем в море во льду замерз и льдом его протерло. А корабельщик с матросами едва не потонули и сильно опасаясь спаслись по льду. Однако этот корабль не потонул так как льдом его крепко зажало и принесло против мызы Его Превосходительства господина Адмирала и Адмиралтейской коллегии вице-президента Крюйса именуемой Сарампы.

3. И с этой мызы мужики без нашего приказа с этого корабля погруженные товары выгрузили и ныне выгружают.

4. И тогда мы послали этого корабля корабельщика и нашего приказчика к этим мужикам чтобы выгруженные товары нам отдали. А за выгрузку надлежащую оплату от нас взяли.

16 РГА ВМФ. Ф. 212. Оп. 11. Д. 71. Л. 88-89.

-V-

5. Но эти мужики за плату те товары не отдают, а отдают только две доли [товаров], а себе берут третью долю от чего нам большие убытки и разорение.

6. И за великим страхом и многими несчастиями, которые над кораблями прошлого 724 году учинилось никто

и не почему за морем не подписывался и на страх не брали (вероятно, этот текст надо понимать как утверждение, что груз «Рафаила» не был застрахован. — А. Л.). И ежели так впредь с разбитыми кораблями будут поступать, то и весьма не похотят подписыватца отчего здешнему порту учиниться помешательство и нам в торгах остановка, понеже за морем (такая практика изъятия товара при крушениях у берега. — А. Л.) почтима будет конфискацией для того что у здешнего берега такое несчастие учинилось.

7. [А по этому просим] Чтобы приказано было об отдаче нам указанных выгруженных из корабля товаров и принятия мужиками от нас за выгрузку надлежащей платы,

а не третьей доли товаров и (об этом) нужно послать (им) Его Императорского Величества указ. А если на это наше сообщение быстро решения принять нельзя. То просим, чтобы выгруженные товары из разбитого корабля нам отдать для их пересушки, чтобы от долгого лежания в амбаре и теплой погоды эти товары не перепрели и совсем не пропали.

Для чего Государственную Адмиралтейскую коллегию с покорностью просим на это наше сообщение принять милостливое решение.

2 января 1725 года.

HERMAN MEYER, Bodisco, Van Dort.

Между Германом Мейером и Крюйсом возник конфликт, и дело шло к судебному разбирательству, которое было для купцов весьма нежелательным. Однако смерть Петра Алексеевича поставила крест на этом деле. Верховная власть перешла к императрице, а по сути к светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову, который был связан с Еремеем Мейером деловыми интересами.

Анализ документов вызвал целый ряд вопросов:

Лукошков А. В., Прохоров Р. Ю.

1. Каким образом увеличился объем груза в период с 14 октября по начало декабря? По приведенному выше таможенному паспорту судно покинуло столицу, имея на борту всего 98 кип и 32 полукипы юфти, 39 бочек сала, 1000 рогож, 1 кипу полотна и 2 кипы пряжи. А в декабре крестьяне вынули из него 350 тюков (кип) юфти, что было лишь частью груза.

2. Где находился и чем занимался корабль в этот период? Расстояние между Кронштадтом и местом, где был найден затертый льдом корабль, составляет всего 47 морских миль, которые парусный корабль мог преодолеть за 12-15 часов. Именно это время фиксируют найденные в архиве записи в шканечных журналах других кораблей. Более того, по данным таможни, 14 октября и в последующие дни, то есть после ухода «Архангела Рафаила» из Санкт-Петербурга, ушло еще 24 корабля17. Причем последние покинули город уже в первых числах ноября. В частности, фленсбург-ский корабль «Де Санкт Питер» оформил отход 5 ноября. И никто из них не был затерт льдами. Почему же только «Архангел Рафаил» оказался в ледовом плену и был брошен экипажем?

3. Почему купцы именовали его шведским кораблем «Де Энгель Габриэль»? Судя по таможенным записям, корабль с таким названием в Санкт-Петербург в 1724 году вообще не прибывал. Да и шведских кораблей прибыло за год всего три штуки, причем ушли они намного раньше, последний — 7 сентября.

Очевидно, что, покинув Санкт-Петербург, корабль не ушел в Любек, а остался в российских водах для погрузки на борт дополнительного контрабандного груза.

В 1724 году эта практика была делом обычным, и можно уверенно говорить, что «Архангел Рафаил», закрыв границу и выйдя за зону таможенного контроля, уже 15 октября встал на якорь у берега Красной горки и в течение нескольких недель по ночам грузил в свой трюм контрабандный груз с лодок. Сегодня мы знаем: в первую очередь это была юфть, на которую отменили казенную монополию и которую можно было тайно скупить с вольного торга. Изучив сохранившиеся записи относительно погоды, мы даже можем довольно точно определить дату ухода корабля от Красной горки. Из летописи петербургских наводнений известно, что сильный шторм

17 РГА ВМФ. Ф. 212. Оп. 11. Д. 71. Л. 22-30 об.

2023;1,1(1-2):79-101 Lukoshkov А. V., Prokhorov R. ^

и наводнение с подъемом уровня воды выше двух метров наблюдались в Санкт-Петербурге 10-12 ноября 1724 года, и образование мощных ледовых полей могло произойти только после этой даты. Скорее всего, «Архангел Рафаил» закончил погрузку и поднял якоря где-то 14-15 ноября, после чего пошел на север по обвехованному фарватеру через пролив Бьеркезунд. Но предупреждающий об опасности маяк на северной оконечности острова был поставлен и зажжен только в 1725 году, и поздней осенью 1724 года, когда световой период составлял всего несколько часов, этим маршрутом никто ходить не рисковал. Но путь через пролив таил другую опасность. Он проходил вдоль береговой линии, где ледовые поля образуются в первую очередь, что и стало причиной гибели «Архангела Рафаила».

Раскопки

Таким образом, найденный корабль представлял собой не безымянный корпус, как это нередко бывает в археологической практике, а объект с интересной и непростой историей. В 2003 году найденный корабль был признан ценным историческим объектом, был включен в «Перечень выявленных объектов культурного наследия» Ленинградской области (Акт № 53/Д от 14.04.2003) и поставлен на учет в Департаменте по охране и использованию объектов культурного наследия Комитета по культуре Ленинградской области. Через два года, в 2005 г., «Архангел Рафаил» также был включен в составленный международной мониторинговой группой список 100 наиболее ценных подводных памятников Балтики.

В 2013 г. специалистами ЦПИ РГО была организована повторная экспедиция со льда. Ее целью было контрольное обследование корабля для определения изменений в его состоянии, поскольку за прошедшие 10 лет напротив места гибели корабля был построен Приморский нефтеналивной терминал и проложен новый фарватер, проходивший в непосредственной близости от затонувшего корпуса.

Обследование выявило продолжающееся разрушение останков корабля, после чего в связи с плановым расширением терминала и вероятными новыми угрозами сохранности объекта было получено разрешение Министерства культуры РФ на проведение «спасательных» подводных раскопок останков корабля «Архангел Рафаил».

ГИДРОКОСМОС НУОЮСОЗМОЗ 1-2' 2023 -V-

Рис. 6. Водолаз с гидроэжектором в раскопе. Из архива ЦПИ РГО

Первые раскопки были начаты летом 2014 года. Работы проводились специалистами Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО). В 2014 и 2015 гг. мы работали совместно с Институтом археологии Российской академии наук.

Для работ использовалось водолазное судно обеспечения — двухкорпусный катамаран. Несмотря на относительно небольшую глубину, условия работы для водолазов достаточно непростые. Температура редко поднимается выше 6-8 °С. Прозрачность воды в среднем 1,5-2 метра, и на дне практически полная темнота. За почти 300 лет, проведенных на дне, днище корабля и часть лежащих на грунте обломков были занесены илом, глиной и песком. Для их расчистки использовался гидроэжектор. Это простое и эффективное устройство позволяет удалять грунт из корпуса судна и отводить смесь воды и грунта (ила, песка, глины) далеко за пределы зоны раскопа. В руках у археолога находится лишь гибкий шланг диаметром 100 мм с металлической насадкой-решеткой и маленький мастерок (совок), которым и проводятся раскопки (см. рис. 6). Была принята стандартная методика проведения раскопок: разбивка корпуса корабля на квадраты и ведение работы поэтапно, последовательно расчищая квадрат за квадратом.

Археологические предметы

Еще до начала раскопок мы предполагали, что внутри сильно разрушенного корпуса «Архангела Рафаила» могло сохраниться

множество предметов, оставшихся после «спасательных» работ в 1724 году. Предметов, переживших за три века пребывания под водой тысячи штормов, воздействие миллионов волн, меняющихся течений и все еще «живших» под наносами ила, глины и песка.

Прежде всего, нужно отметить, что за 290 лет, прошедших от момента гибели корабля до начала раскопок, слой осадков, накопившихся во внутренней части корабля, оказался не так велик. Его средняя толщина лежит в пределах 80 см. Верхний уровень наносов находится ниже уровня морского дна во внешней части (кроме области разрушенной кормы). По всей видимости, этому способствовало наличие палубного настила, который разрушался постепенно и некоторое время препятствовал накоплению осадков во внутренней части корпуса. Сохранению предметов способствовали небольшая соленость и низкая температура морской воды. Но один из основных факторов — это ил. Он укрыл вещи от воздействия волн и, самое главное, предохранил от разрушающего воздействия кислорода и аэробных бактерий, что способствовало сохранению органического материала. В слое ила находятся сотни предметов, бывших когда-то деталями корабля, частью груза, личными вещами членов экипажа. Значительная часть из них подверглась разрушительному воздействию времени и окружающей среды, но многие сохранились на удивление хорошо.

Всего за семилетний период раскопок с объекта была поднята коллекция более чем из 600 индивидуальных находок. Сюда вошли предметы разнообразного назначения и типа: фрагменты и детали корабельной оснастки и такелажа, часть корабельного груза, кухонные принадлежности, плотницкие инструменты, личные вещи членов экипажа и др. Полный состав и описание находок приводятся в археологических отчетах по выполненным работам18. Ограничения объема статьи позволяют дать описание лишь отдельных находок, имеющих особо важное значение или представляющих значительный интерес.

18 Ольховский С. В. Отчет о раскопках на ОАН «Верккоматала 1». 2014. [Б.п.]; Ольховский С. В. Отчет о раскопках на ОАН «Верккоматала 1». 2015. [Б. п.]; ПрохоровРЮ. Отчет о раскопках на ОАН «Верккоматала 1». 2016. [Б.п.]; Прохоров Р. Ю. Отчет о раскопках на ОАН «Верккоматала 1». 2017. [Б.п.]; Прохоров Р. Ю. Отчет о раскопках на ОАН «Верккоматала 1». 2018. [Б.п.]; Прохоров Р. Ю. Отчет о раскопках на ОАН «Верккоматала1». 2019. [Б. п.]; Прохоров Р. Ю. Отчет о раскопках на ОАН «Верккоматала 1». 2020. [Б.п.]

Лукошков А. В., Прохоров Р. Ю.

Корабельный груз. Бочки

Как уже говорилось выше, часть корабельного груза (кипы с юфтью) была поднята еще зимой 1723 года. Другая часть груза, очевидно, была унесена течением и волнами. Значительную часть корабельного груза составляли бочки. Они занимали практически все нижнее пространство корабельного трюма. У части бочек подгнили и лопнули стягивающие обода, и эти бочки разрушились. Другая часть бочек хорошо сохранилась. В бочках находилось говяжье сало и зерно (см. рис. 7). Большинство бочек изготовлено из дуба и стянуто ободьями из ивы. Очень редко встречаются бочки, изготовленные из ели. На доньях многих бочек нанесена маркировка из букв, цифр и геометрических фигур. Большинство марок прорезано или процарапано на дереве. Незначительная часть из них — выжженные штампы. Примеры такой маркировки показаны на рисунке 8 а, б. Маркировка обозначала владельца этого груза, так как на корабле, как мы знаем, перевозился груз, принадлежавший нескольким купцам. На некоторых из доньев хорошо видно, что маркировка была нанесена несколько раз: старая удалялась соскабливанием и сверху наносилась новая. Это связано с тем, что бочки использовались много раз. Менялся груз, перевозимый в бочках, менялись и владельцы груза.

Среди груза встретилось всего несколько бочек, в которых перевозился деготь. Все бочки с дегтем лопнули. Деготь вытек и пропитал окружающее пространство и все предметы, находившиеся рядом. Наибольшее количество бочек было с зерном ржи (см. рис. 9). Многие из этих бочек также лопнули уже много лет назад, но некоторая часть уцелела (см. рис. 10).

Следует отметить, что бочки с зерном поставили перед нами очередной вопрос. В таможенном списке на вывоз груза зерно отсутствует. И как уже упоминалось выше, в России в связи с плохими погодными условиями несколько лет был неурожай. Зерна не хватало, и оно было запрещено к вывозу из России. Однако имеются данные, что и в Европе (Германии) в этот период также был неурожай, и зерно, скорее всего, тайно вывозилось из России контрабандным товаром, задекларированное как «бочки с салом».

Под бочками и между ними в слое песка, глины и ила находится большое количество предметов, также бывших частью груза или служивших когда-то людям и кораблю.

Lukoshkov А. V., Prokhorov R. ^

Рис. 8а, б. Марки владельцев груза на доньях бочек. Из архива ЦПИ РГО

Рис. 9. Зерно (рожь) из бочки. Рис. 10. Бочка из-под зерна после консервации.

Из архива ЦПИ РГО Из архива ЦПИ РГО

Лукошков А. В., Прохоров Р. Ю.

Рога и шерсть

Рога, пожалуй, представляют собой одну из самых многочисленных групп находок (более 200 единиц). Они встречаются на большой площади раскопа (см. рис. 11). Рога относятся к представителям двух типов домашнего скота: коров и коз. Рога использовались для производства самых разнообразных изделий: гребней и шпилек для волос, пуговиц, рожков для обуви, пряжек, черенков ножей и вилок, мундштуков и многого другого. Поскольку корабль готовился в обратный путь осенью, когда начинали забивать скот, то можно было недорого купить рога для их последующей перепродажи. Кроме рогов в толще ила встречается много козьей шерсти. Видимо, изначально пуки шерсти были связаны бечевками, которые со временем подгнили и лопнули, и шерсть разнесло по большой площади.

Рис. 11. Коровьи и козьи рога, поднятые с объекта. Из архива ЦПИ РГО

Инструменты

Ружейное ложе

Деревянный корабль, годами находившийся в море, требовал постоянного обслуживания и ремонта. Для этого требовались умелые руки плотника и соответствующий инструмент, главным образом предназначенный для работы с деревом. Обычный набор плотницкого инструмента включал рубанки различных модификаций, стамески, долота, пилы, ручные коловороты, буравчики, топоры, молотки, киянки, циклевки и другое. Из инструментов было найдено несколько предметов: рубанок, рукоятка буравчика, железные свайка и долото, две деревянные киянки, циклевка и несколько точильных камней.

Очень интересной находкой оказалось деревянное ружейное ложе. Ложе было частично завернуто в грубую рогожу, полностью пропитанную окислами железа. На части ложа, располагавшейся под стволом, также присутствуют следы ржавчины. Никаких деталей из металла не сохранилось. Ложе разломано по длине на три фрагмента (см. рис. 12 а, б) общей длиной 167 см. Ложе ружья украшено искусной резьбой в стиле цветочного орнамента. На поверхности ложа имеются фигурные вырезы, где должны находиться декоративные вставки (как правило, из кости). Но ни одной вставки не найдено. Очевидно, что ложе

Рис. 12а. Аркебузное ложе. Из архива ЦПИ РГО

Рис. 12а. Аркебузное ложе. Из архива ЦПИ РГО

Рис. 13. Деревянный «оружейный» ящик со снятой крышкой. Из архива ЦПИ РГО

Lukoshkov А. V., Рго^огс^ R. ^

перевозилось без декоративных вставок. По размеру и особенностям формы приклада ружье предварительно можно идентифицировать как аркебузу. По всей видимости, ружье имело колесцовый кремневый замок. По предварительному заключению главного хранителя оружейной комнаты Гатчинского музея Евгения Родионова, аркебузу можно отнести к северогерманскому типу периода середины XVII в.

«Оружейный ящик»

Этот предмет, очевидно, непосредственно связан с ложем арбекузы. Это деревянный (дубовый) ящик со сдвигающейся крышкой и двумя уровнями внутренних отделений. Ящик был опоясан кожаным ремнем, изначально закрепленным по периметру четырьмя набойками из толстой тисненой коровьей кожи (см. рис. 13). Во внутренних отделениях ящика находились: деревянный молоток, птичьи перья, пузырек из прозрачного стекла, две пулелейки, ключ для взвода колесцового ружейного замка, 24 круглые свинцовые пули, несколько железных кованых нагелей и два куска железного колчедана, использовавшегося в кремневых оружейных замках для высекания искр.

Очень интересными оказались исследования крышки оружейного ящика. Поверхность крышки была сфотографирована в инфракрасных лучах (данная технология применяется при исследовании живописи). Это позволило четко проявить нанесенные на крышке изображения — герб и цифры 1677 (см. рис. 14). Вероятнее всего, это дата изготовления ящика.

Предположительно, аркебуза и оружейный ящик составляли один комплект, возможно являвшимся товаром для продажи.

Оловянная посуда

Оловянная посуда была достаточно широко распространена в Европе в XVI-XVШ вв. Это связано со свойствами применяемого для изготовления посуды металла (олова): его легкоплавкостью, легкостью обработки, не токсичностью и красотой получаемых изделий. Рудные месторождения олова в Саксонской Швейцарии являются одними из крупнейших в Европе, что способствовало развитию изготовления оловянной посуды в Германии.

Изделия из чистого олова обладают одним недостатком — мягкостью. Для улучшения

Рис. 14. Крышка ящика с гербом и датой 1677 (съемка в инфракрасных лучах)

Лукошков А. В., Прохоров Р. Ю.

Рис. 15а, б. Оловянная тарелка с надписью по краю HENRICH LEFRENSON и датой 1694. Из архива ЦПИ РГО

механических свойств, увеличения твердости изделий в олово стали добавлять другие металлы: медь, сурьму, свинец. Такие сплавы с резко преобладающим содержанием олова получили название пьютеры. Они легкоплавки (температура плавления 225-240°С), хорошо льются, полностью заполняют литейную форму и легко обрабатываются. Находки из пью-тера были сделаны и в ходе наших раскопок. В кормовой части было найдено пять тарелок различного типа (см. рис. 15а, б), ложки и супница (см. рис. 16).

Экофакты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это может показаться удивительным, но почти через 300 лет после гибели корабля среди множества артефактов, обнаруженных при раскопках, сохранилось немало предметов, относящихся к продуктам питания, которые использовались экипажем корабля. В археологии они называются экофактами, то есть предметами природного происхождения, в отличие от артефактов — предметов, созданных искусственно.

Еда на кораблях не отличалась разнообразием, но должна была быть сытной и простой в приготовлении. Исходные продукты должны сохраняться во время долгих переходов по морю. Вяленые и соленые мясо и рыба, сухари, каши, репа, горох — это одни из основных продуктов питания, использовавшихся в буднях дальних морских походов.

В раскопе мы обнаружили сохранившиеся продукты как растительного, так и животного происхождения. На объекте встречается довольно много плодов репы. Практически до середины XVIII в., когда картофель вошел в обиход как распространенный продукт, репа играла

Рис. 16. Оловянная супница. Из архива ЦПИ РГО

важную роль в рационе жителей Европы и, особенно, России. На рис. 17 показаны некоторые из найденных образцов. Корнеплоды сохранили свою форму и размер. После очистки от ила плоды репок хранятся в растворе изопропило-вого спирта. Кроме репы был найден горох (россыпью), а также фрагменты и целые тушки рыб. Среди рыб встречаются останки как местных видов (плотвы, щуки и угря), так и не обитающих в этих водах: останки тушки трески, которая обитает в более северных морских районах. Наиболее многочисленны находки тушек угрей. При раскопках в 2020 году нами был найден небольшой бочонок с угрями. Тушки выпотрошены, уложены кольцами внутри бочонка, который вмещал всего 12 рыбин, и залиты рассолом. Рыб можно отнести к виду речного угря, широко распространенного в европейской части. Мы пока не можем однозначно решить, куда отнести эти находки: к коммерческому грузу корабля или к продуктам питания экипажа.

Сохранять биологический материал животного происхождения обычно приходится в консервирующих антисептических растворах типа спирта или формалина. Однако мы попробовали

2023;1,1(1—2):79—101 Lukoshkov А. V., Prokhorov R. ^

Рис. 17. Плоды репы, подготовленные к консервации в спиртовом растворе. Из архива ЦПИ РГО

пойти другим путем, а именно использовали технологию полимерного бальзамирования, разработанную и успешно применяемую в Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга заведующим кафедрой нормальной анатомии профессором Гайворонским И. В. Эта методика основана на поэтапном обезвоживании, обезжиривании и насыщении силиконовым полимером животных биологических тканей. После такой обработки биологический материал способен храниться в условиях обычной воздушной среды, не имеет запаха, сохраняет исходную форму и размер. С использованием этой методики были обработаны тушка угря и голова щуки (см. рис. 18). Полученный результат наглядно демонстрирует возможности данного метода для сохранения некоторых археологических предметов биологического происхождения.

Текстильные изделия

Среди большого количества находок значительное место занимают текстильные изделия: канаты, веревки, фрагменты парусов. Однако наибольший интерес представляют предметы одежды, принадлежавшей членам экипажа.

Согласно корабельному списку, на борту «Архангела Рафаила» было семь человек: пять взрослых и два юнги. Свое последнее плавание корабль осуществлял уже осенью. Заморозки, снег, холодный пронизывающий ветер и первый лед — все это предстояло пережить экипажу в плавании. Это требовало терпения, приспособленности к трудностям жизни на корабле и, конечно, дополнительной одежды для холодного времени: теплых чулок, варежек, шапок, обуви и верхней одежды.

ГИДРОКОСМОС НУОРОСОБМОБ 1-2' 2023 -V-

Рис. 18. Тушка угря и голова щуки, обработанные методом полимерного бальзамирования. Из архива ЦПИ РГО

Как нам известно, экипаж покинул корабль до его гибели. У людей было достаточно времени взять самое ценное. Обитаемое пространство корабля ограничено, поэтому у моряков было немного вещей. Все необходимые предметы одежды они, наверняка, забрали с собой. Но часть вещей все-таки осталась на борту. Некоторые из предметов попали в наши руки в достаточно хорошем состоянии. Другие — поношенные, ветхие, рваные. Изношенные вещи бережно сохраняли на заплатки, используя их для ремонта других предметов одежды.

По удивительной прихоти судьбы именно эти вещи, уже, казалось бы, завершившие свой путь и, более того, похороненные под слоем вязкого холодного ила, обрели свою вторую жизнь.

Одежда

Одной из самых первых находок предметов одежды был кафтан. Кафтан не новый, имеет следы носки и ремонта: зашитые прорехи, заплатки (см. рис. 19). Пошит из тонкого шерстяного сукна. Внутренняя часть рукавного края обшита шелковой лентой. На кафтане имеется 20 пуговиц на фронтальной части. Соответствующие им петли — рабочие, а расположенные ниже — декоративные. Декоративные и рабочие пуговицы имеются также на рукавах и клапанах двух передних карманов. Пуговицы деревянные, оплетенные шерстяными нитками. Петли кафтана обметаны шелковыми нитками. В последующем были обнаружены еще три кафтана — бастро-га (льняные и шерстяные), принадлежавшие, судя по небольшим размерам, корабельным юнгам (см. рис. 20 а, б).

Лукошков А. В., Прохоров Р. Ю.

Рис. 21. Шерстяные панталоны (после реставрации). Из архива ЦПИ РГО

Lukoshkov А. V., Prokhorov R. У

Ш

У

Рис. 23. Шерстяные варежки (после реставрации). Из архива ЦПИ РГО

Рис. 25. Меховая шапка (после реставрации). Из архива ЦПИ РГО

Рис. 24. Фетровая шляпа (после реставрации). Из архива ЦПИ РГО

Рис. 26. Ботинок кожаный (после реставрации). Из архива ЦПИ РГО

-V-

Из предметов одежды также были найдены трое штанов-панталонов (см. рис. 21), несколько пар шерстяных вязаных чулок и варежек (см. рис. 22, 23), три фетровые широкополые матросские шляпы (см. рис. 24), две меховые шапки (см. рис. 25), несколько предметов обуви — кожаных ботинок (см. рис. 26).

Бережное отношение к вещам отчетливо проявляется в многочисленных следах ремонта на предметах одежды. К примеру, на подошвенной части чулок явно прослеживаются 2-3 слоя наложенных заплаток (см. рис. 22).

После комплекса консервационно-реставрационных мероприятий все эти предметы представляют собой прекрасный набор одежды начала XVIII в., непосредственно связанный с корабельным бытом.

Лукошков А. В., Прохоров Р. Ю.

Парики

К личным вещам относятся и два прекрасно сохранившихся парика. Парики изготовлены из натуральных волос. Один имеет рыжий оттенок (вероятно, прокрашен хной), второй темно-коричневого цвета (см. рис. 27, 28).

Плетеная основа париков (монтюр) имеет разрывы. Это говорит о том, что парики не новые. По типу прически данные парики тяготеют скорее ко второй половине XVII в., чем началу XVIII. Изготовление париков было очень трудоемким, поэтому они были достаточно дороги. Найденные парики могли принадлежать как шкиперу корабля, так и везтись на продажу в Россию, но не были проданы. Вопрос, кому они принадлежали, остается открытым.

Рис. 28. Парики после реставрации. Из архива ЦПИ РГО

Lukoshkov А. V., Рго^огс^ R. У

Предметы личного пользования. Книги

Среди находок особое место занимают находки печатных изданий. Всего были найдены четыре книги различной степени сохранности. Все издания церковной тематики: фрагмент Библии в переводе Мартина Лютера конца XVII века, Псалтырь 1692 года издания, сборник церковных произведений на шведском языке и сборник церковных произведений доктора Филиппа Николаи, изданный в Гамбурге в 1610 году.

Многие листы имеют утраты, разрывы, устойчивые дегтярные, жировые и иловые загрязнения (см. рис. 29). Микроскопический анализ показывает, что бумажная масса имеет в своей основе льняные волокна. Это связано с источником сырья для изготовления бумаги. В XVП-XVШ вв. источником для получения бумажной массы было тряпичное сырье. Именно высокое качество льняной целлюлозы обеспечило сохранность печатных документов в воде в течение почти трехсот лет.

Ч/

Рис. 29. Печатная книга 1610 г. перед реставрацией. Из архива ЦПИ РГО

После длительного комплекса реставрационных работ книги приобретают состояние, позволяющее выставлять их в качестве музейных экспонатов (см. рис. 30).

Рис. 30. Псалтырь 1692 года после реставрации. Из архива ЦПИ РГО

-Ч/-

Сохранение археологического материала

Центр подводных исследований Русского географического общества и СПб ГБУ «Музей истории Кронштадта» в качестве совместного проекта организовали консервационно-реставрационную лабораторию по работе с мокрыми археологическими предметами. Здесь можно проводить работы практически с любым видом археологического материала как неорганического, так и органического происхождения.

Некоторые виды работ проводятся в тесном сотрудничестве с профильными реставрационными организациями и с привлечением

Лукошков А. В., Прохоров Р. Ю.

высококлассных специалистов-реставраторов. Пример такого взаимодействия — реставрация первых находок из текстиля и дерева реставраторами Эрмитажа в Санкт-Петербурге (Денисова Марина Владимировна, Васильева Наталия Анатольевна), а также работа с отдельными предметами из текстиля и книгами специалистов из ВХРНЦ им. Академика Грабаря в Москве (Синицына Наталья Павловна, Мымрина Евгения Владимировна).

Подобное взаимодействие позволяет решать самые сложные и неоднозначные проблемы, возникающие при работе с мокрым археологическим материалом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ЛукошковА.В. Реестр кораблей и других объектов подводного историко-культурного наследия Российской Федерации. СПб.: БЛИЦ, 2017. Т. 1: Финский залив. Кн. 1: Корабли и суда XVIII века. Ч. 1. 205 с.

2. ЛукошковА.В., ПрохоровР.Ю. Морская торговля с Германией в эпоху Петра I и находки германских торговых судов 1715-1724 годов в Финском заливе // Россия и Германия в эпоху Петра Великого: материалы XIII Международного петровского конгресса, Берлин, 24-25 октября 2019 г. СПб.: Европейский Дом, 2020. С. 234-246.

3. ОльховскийС. В. Отчет о раскопках на ОАН «Верккоматала 1». 2015. [Б. п.]

4. ОльховскийС. В. Отчет о раскопках на ОАН «Верккоматала 1». 2014. [Б. п.]

5. ПрохоровР. Ю. Отчет о раскопках на ОАН «Верккоматала 1». 2016. [Б. п.]

6. ПрохоровР. Ю. Отчет о раскопках на ОАН «Верккоматала 1». 2017. [Б. п.]

7. ПрохоровР. Ю. Отчет о раскопках на ОАН «Верккоматала 1». 2018. [Б. п.]

8. ПрохоровР. Ю. Отчет о раскопках на ОАН «Верккоматала 1». 2019. [Б. п.]

9. Прохоров Р. Ю. Отчет о раскопках на ОАН «Верккоматала 1». 2020. [Б. п.]

10. РГА ВМФ. Ф. 212. Оп. 11. Д. 20.

11. РГА ВМФ. Ф. 212. Оп. 11. Д. 54.

12. РГА ВМФ. Ф. 212. Оп. 11. Д. 71.

13. РГА ВМФ. Ф. 234. Оп. 11. Д. 45.

14. Таможенное дело в России, Х — нач. ХХ вв.: (Исторический очерк. Документы. Материалы). СПб.: ПиК, 1995. 211 с.

15. DudszusA., HenriotE., KrumreyF. Das grosse Buch der Schiffstypen. Berlin: Transpress, 1987. 288 S.

16. Staatsarchiv Lubek. Sign. 21568. Lastadienbuch. 1641-1850.

REFERENCES

1. Lukoshkov, A. V. Reestr korablej i drugix ob"ektov podvodnogo istoriko-kul'turnogo naslediya Rossijskoj Federacii [Register of Ships and Other Objects of the Underwater Historical and Cultural Heritage of the Russian Federation], vol. 1: Finskij zaliv [Gulf of Finland], book 1: Korabli i suda XVIII veka [Ships and Vessels of the 18th Century], part 1. St. Petersburg, BLIC Publ., 2017. 205 p. (In Russ.)

2. Lukoshkov, A. V., and R. Yu. Prokhorov. "Morskaya torgovlya s Germaniej v e'poxu Petra I i naxodki germanskix torgovyx sudov 1715-1724 godov v Finskom zalive" ["Maritime Trade with Germany in the Era of Peter I and the Finds of German Merchant Ships of 1715-1724 in the Gulf of Finland"]. Rossiya i Germaniya v e'poxu Petra Velikogo: materialy XIII Mezhdunarodnogo petrovskogo kongressa, Berlin, 24-25 oktyabrya 2019 g. [Russia and Germany in the Era of Peter the Great: Materials of the XIII International Peter the Great Congress, Berlin, October 24-25, 2019]. St. Petersburg, Evropejskij Dom Publ., 2020, pp. 234-246. (In Russ.)

3. Ol'xovskij, S. V. Otchet o raskopkax na OAN "Verkkomatala 1" [Report on the Excavations at an Object of Archaeological Heritage "Werkkomatala 1"]. 2014. [N. p.] (In Russ.)

4. Ol'xovskij, S. V. Otchet o raskopkax na OAN "Verkkomatala 1" [Report on the Excavations at an Object of Archaeological Heritage "Werkkomatala 1'"]. 2015. [N. p.] (In Russ.)

Lukoshkov A. V., Prokhorov R. Y. ^

5. Prokhorov, R. Yu. Otchet o raskopkax na OAN "Verkkomatala 1" [Report on the Excavations at an Object of Archaeological Heritage "Werkkomatala 1"]. 2016. [N. p.] (In Russ.)

6. Prokhorov, R. Yu. Otchet o raskopkax na OAN "Verkkomatala 1" [Report on the Excavations at an Object of Archaeological Heritage "Werkkomatala 1"]. 2017. [N. p.] (In Russ.)

7. Prokhorov, R. Yu. Otchet o raskopkax na OAN "Verkkomatala 1" [Report on the Excavations at an Object of Archaeological Heritage "Werkkomatala 1"]. 2018. [N. p.] (In Russ.)

8. Prokhorov, R. Yu. Otchet o raskopkax na OAN "Verkkomatala 1" [Report on the Excavations at an Object of Archaeological Heritage "Werkkomatala 1"]. 2019. [N. p.] (In Russ.)

9. Prokhorov, R. Yu. Otchet o raskopkax na OAN "Verkkomatala 1" [Report on the Excavations at an Object of Archaeological Heritage "Werkkomatala 1"]. 2020. [N. p.] (In Russ.)

10. RSNA, coll. 212, aids 11, fol. 20. [N. p.] (In Russ.)

11. RSNA, coll. 212, aids 11, fol. 54. [N. p.] (In Russ.)

12. RSNA, coll. 212, aids 11, fol. 71. [N. p.] (In Russ.)

13. RSNA, coll. 234, aids 11, fol. 45. [N. p.] (In Russ.)

14. Tamozhennoe delo v Rossii, X - nachalo XX vv.: (Istoricheskij ocherk. Dokumenty. Materialy) [Customs in Russia, 10th - Beginning of the 20th Centuries: (Historical Essay. Documents. Materials)]. St. Petersburg, PiK Publ., 1995. 211 p. (In Russ.)

15. Dudszus, Alfred, Ernest Henriot, und Friedrich Krumrey. Das grosse Buch der Schiffstypen. Berlin, Transpress, 1987. 288 S. (In German)

16. Staatsarchiv Lubek. Sign. 21568. Lastadienbuch. 1641-1850. (In German)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Андрей Васильевич Лукошков, кандидат технических наук, директор по научной работе АНО «НЦПИ» (Россия, 191123, г. Санкт-Петербург, Захарьевская ул., д. 3, лит. А). e-mail: Lukoshkov2004@mail.ru

Роман Юрьевич Прохоров, археолог, реставратор 1-й категории, АНО «ЦПИ РГО» (Россия, 191123, г. Санкт-Петербург, Захарьевская ул., д. 3, лит. А). e-mail: romaprodive@rambler.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Andrej Vasil'evich Lukoshkov, Candidate of Technical Sciences, Director of Scientific Research, National underwater research center (ul. Zaxar'evskaya, d. 3, lit. A, Saint Petersburg, 191123, Russia). e-mail: Lukoshkov2004@mail.ru

Roman Yur'evich Prokhorov, Archaeologist, Senior Art Conservator, Autonomous Non-Profit Organization "URC RGS" (ul. Zaxar'evskaya, d. 3, lit. A, Saint Petersburg, 191123, Russia).

e-mail: romaprodive@rambler.ru

Поступила в редакцию 07.03.2023 Received 07.03.2023

Поступила после рецензирования 01.05.2023 Revised 01.05.2023

Принята к публикации 13.05.2023 Accepted 13.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.