УДК 72.032
Кикина Е.Г.
студентка 5 курса архитектурного факультета Академия строительства и архитектуры Самарского государственного технического университета
(Россия, г. Самара)
АРХИТЕКТУРА АНТИЧНОЙ ЭПОХИ
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности античной архитектуры, описываются основные принципы архитектуры Древней Греции и Древнего Рима.
Ключевые слова: архитектура, искусство, античность, ордер.
Когда говорят об античной архитектуре, прежде всего, имеют в виду искусство Древней Греции. Над созданием самого известного античного ансамбля Древней Греции - Акрополя - с 6 века до н.э. трудились архитекторы Калликрат, Иктин, Архилох, Мнесикл. С 447 г. до н.э. строительством руководил скульптор Фидий. В конце 19 века были проведены реставрационные работы, в ходе которых был частично восстановлен облик Акрополя, заново возведен храм Ники Аптерос. Архитектура античности явилась образцом, которому подражали зодчие Римской империи, Ренессанса, классицизма. Древние греки преуспели в развитии многих наук, в том числе геометрии, применив ее законы для определения пропорции, оценивая с ее помощью гармоничность объекта. Основным достижением архитекторов античной архитектуры Древней Греции стало открытие ордерной системы. Были созданы дорический (Парфенон), ионический (храм Ники Аптерос), коринфский ордер (Олимпейон в Афинах). [3]
Ордерная система, придуманная греческими мастерами в VII-VI в. до н. э., воплотила в себе главный принцип архитектуры античности - борьбу опоры и тяжести и, в то же время, стала неотъемлемым украшением храма, заняв ведущее место в его конструкции.
Самым древним и наиболее массивным ордером является дорический. Благодаря стилистическому сужению снизу-вверх и полностью каннелированной поверхности, дорическая колонна, в отличие от обычного опорного столба, создает эффект вертикального движения. Подобная динамика и полное отсутствие прямых линий были свойственны всем греческим ордерам, но в дорическом стиле эти качества проявлялись в особой форме, за счет упрощенной капители и антаблемента.
Увлечение «телесными функциями здания» привело к возникновению ионического ордера, который теоретики античной архитектуры часто называли «женским» за гибкость форм и особенное строение капители. Загнутые волюты они сравнивали с женскими кудрями, растительный орнамент с ожерельем, а тонкие каннелированные колонны - со складками на одежде.
В противоположность «мужскому» дорическому и «женскому» ионическому, архитектура античности была дополнена «девичьим» коринфским ордером, капитель которого состояла из двойного ряда листьев аканта и восьми небольших стеблей - волют.
Помимо ордерной системы греки изобрели множество различных типов храмов. Простильный и амфипростильный виды с одним или двумя портиками, окруженные одним или двумя рядами колонн (периптерический и диптерический) и т.д. Развернутое строительство храмовых зданий привело к появлению крупных, чаще всего крепостных комплексов в Афинах, Дельфах, Олимпии и других городах, на территории которых помимо храмов и святилищ можно было встретить множество скульптур, общественных зданий и первые театральные постройки. [2]
Древний Рим не только унаследовал греческую систему архитектурных ордеров, но и прибавил к ней свои вариации. У этрусков римские зодчие заимствовали тосканский ордер. Главными отличительными признаками тосканской колонны является отсутствие каннелюр и наличие базы. Использовался он чаще всего в военных и общественных постройках, так как в храмовом строительстве римляне применяли греческие колонны или композитный ордер. Римский архитектор Витрувий (I в. до н.э.) в своих трудах не рассматривал композитную колонну в качестве отдельного ордера, ему она напоминала скорее украшенный вариант коринфского.
В последний период истории римской архитектуры (со 138 по 300 гг.) каждый император старается оставить по себе память каким-либо значительным сооружением. Антонин Благочестивый строит в Риме храм Антонина и Фаустины; Марк Аврелий — колонну своего имени по образцу Траяновой; Септимий Север — тяжелые, обремененные архитектурными и скульптурными украшениями триумфальные ворота в подражание арке Тита, а также небольшой, но гармоничный по пропорциям и благородно-красивый по деталям храм Весты в Тиволи. Каракалла наделяет Рим необычайно обширными и роскошными общественными банями, Аврелиан — колоссальным храмом Солнца. При Диоклетиане построены термы, еще более вместительные и великолепные, чем бани Каракаллы, но представлявшие собой, по конструкции и расположению, только сколок с них. [1]
В отличие от греков, римляне использовали ордер в качестве декоративного, а не основного элемента конструкции.
Со временем, главным принципом римской античной архитектуры стала утилитарная функциональность
сооружений, поэтому предпочтение отдавалось не храмовым постройкам, а всевозможным мостам, акведукам, термам, театрам и амфитеатрам.
В период наивысшего расцвета римской архитектуры появляется самый уникальный памятник античного храмового зодчества - Пантеон. В его конструкции помимо греческого портика и формы в виде большой ротонды можно увидеть настоящий шедевр римского инженерного искусства - огромный купол.
Главной идеей римского зодчества было укрепление и прославление великой империи, что в итоге привело к сооружению монументальных и торжественных триумфальных арок, общественных форумов и величественных обелисков.
Богатство и многообразие форм и конструкций, жизнеутверждающее начало и гармоничное слияние с естественной природной средой определили основные принципы древнегреческой и древнеримской античной архитектуры. Каждый новый архитектурный стиль, так или иначе, возвращался к наследию архитектуры античности, именно поэтому зодчество эпохи Древней Греции и Рима принято считать «образцовым» искусством.
Список литературы
1. Мир архитектуры [Электронный ресурс]. URL: http://www.mir-arxitiktyri.ru (дата обращения 02.12.2018);
2. Творческий клуб "Посиделки за скрапом" [Электронный ресурс]. URL: https://posidelkizascrapom.blogspot.com (дата обращения 02.12.2018);
1. Фасад проект [Электронный ресурс]. URL: http://www.facade-project.ru (дата обращения 02.12.2018);