Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ'

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2468
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ГРЕЧЕСКИЙ ОРДЕР / ГРЕЧЕСКИЙ ХРАМ / АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Синельникова А.П.

В данной статье рассматриваются особенности архитектуры Древней Греции, типы греческих ордеров и их составные части, типы храмовой архитектуры и архитектурный ансамбль Афинского акрополя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

УДК 72

Синельникова А.П.

студентка факультета иностранных языков Иркутский государственный университет (Россия, г. Иркутск)

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности архитектуры Древней Греции, типы греческих ордеров и их составные части, типы храмовой архитектуры и архитектурный ансамбль Афинского акрополя.

Ключевые слова: греческий ордер, греческий храм, Афинский акрополь.

Наследие Древней Греции оказало огромное влияние на развитие мировой архитектуры и зодчества. Любое здание той эпохи без преувеличения можно назвать совершенным. Простота, правдивость и ясность композиций, безупречная гармония и пропорциональность форм, тонкая и органичная связь архитектуры и скульптуры сделали памятники древнегреческой архитектуры образцом для последующих эпох. Архитектура Древней Греции неразрывно связана с философией, в её основе лежит представление о красоте и силе человека, его единстве с природой. Потребовалось несколько столетий, прежде чем дорийские племена, явившиеся с севера в XII веке до н.э., к VI веку до н.э. создали высокоразвитое искусство.

Величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы. На протяжении многих сотен лет греческие архитекторы разрабатывали каждый элемент здания. Итогом их трудов было создание ордерной системы, основной формой которой является колонна.

Колонна со всеми ее деталями, а также части, расположенные над и под колонной, составляют единое целое, и ее возведение подчиняется определенному правилу,

порядку. Порядок назвали латинским словом «ордо». Отсюда и названия - ордерная система, архитектурный ордер.

Об ордерной системе можно узнать из научного сочинения римского архитектора Витрувия, который жил в I веке н. э. При написании своего трактата Витрувий пользовался трудами греческих архитекторов, к сожалению, не дошедшими до нас. Ордер предполагал при строительстве зданий использовать единый модуль (меру) -пядь, локоть или ступню [1, с. 109]. Это придавало постройкам особую законченность. Благодаря ордерной системе в архитектурном сооружении уравновешивались противодействующие силы роста вверх и давления вниз. Несущими частями были -основание (стереобат) - нижняя часть храма из трех ступеней и его верхняя платформа (стилобат), а так же стоящие на нём опоры (колонны). Несомые части - вся верхняя часть здания, кровля с антаблементом - перекрытием, лежащим непосредственно на колоннах. Антаблемент состоял из трёх соподчиненных частей: архитрава, фриза и карниза. Колонна в свою очередь имела основание (базу), которым опиралась на стереобат, ствол, состоящий из нескольких поставленных друг на друга барабанов, и завершалась «главой» - капителью, в которой выделялась «подушка» - эхин и лежащая на нём сверху квадратная плита - абак.

Греческая архитектура развивалась под влиянием двух ордерных систем: дорической и ионической. Названия этих ордерных систем произошли от названий главнейших греческих племен - дорян, живших в Пелопоннесе, в Сицилии и южной части Апеннинского полуострова, и ионян, обитавших на полуострове Аттика, островах Эгейского моря и в западной части Малой Азии. Особенности характера дорян, их мужество, твердость, стойкость нашли свое отражение в архитектуре. Главное внимание уделялось не декоративным элементам, а строгой красоте линий. В отличие от дорян, ионяне имели мягкий характер, были склонны к мирным занятиям и искусствам.

Позже в архитектуре появился третий ордер - так называемый коринфский. Название его произошло от города Коринф, в котором, по преданию, он создавался. Этот ордер не оказал большого влияния на развитие архитектуры.

Рассмотрим подробнее названные ордерные системы, остановимся на их особенностях.

Дорический ордер

17р 9 1Мо

Дорический ордер Парфенон

Дорический ордер встречается в самых ранних постройках древних греков, как правило, относится к архаическому периоду архитектуры и культуры Древней Греции. Он является самым простым из трёх. Храм дорического ордера состоит из трех частей: стереобата, колонны, и антаблемента. Дорическая колонна не имеет базы. Желобки, идущие по колонне, называются канелюры. Количество каннелюр в самых ранних дорических колоннах чаще всего равнялось 16. Эхин в его капители похож на подушку.

Антаблемент дорического ордера относительно прост по структуре. Его фриз, как уже говорилось прежде, разделён на триглифы и метопы, которые часто украшались рельефом.

Примеры храмов, выполненных в дорическом ордере: Храм Гефеста в Афинах, Храм Афайи на острове Эгине, Парфенон, и т.д.

Ионический ордер

<Ч? !) 1»:

Ионический ордер Храм Эрехтейон

Зародившись в Малой Азии, ионический ордер развивался в Греции. В ордере как бы объединились две школы - малоазиатская и аттическая. Образцом малоазиатской школы был храм Афины в Приене (320 год до н. э., архитектор Пифей), аттической -Эрехтейон в Афинах (421-406 годы до н. э., архитектор Мнесикл).

Ионический ордер сложнее дорического и содержит больше деталей. Стройные колонны имеют базу и сложную капитель. Колонны пронизаны вертикальными желобками, но в отличие от каннелюр они глубокие и расположены так, что между ними остаются промежутки - дорожки. Капитель украшена декоративными деталями со спиралеобразными волютами. Верхняя часть капители представлена квадратной плитой - абакой.

Антаблемент ионического ордера, как и дорического, состоит из трех элементов: трехполосного архитрава (его полосы слегка выступают одна над другой), гладкого

фриза, опоясывающего все здание, и карниза, который делится на верхнюю, венчающую часть, и нижнюю - поддерживающую.

Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий сравнивает форму и пропорции дорического ордера с обликом мужчины, а пропорции и форму ионического ордера с обликом женщины. Развивая сравнения, он находит в волютах сходство с завитками волос, в каннелюрах - сходство со складками одежды. В ионическом ордере присутствует более широкое и естественное перетекание архитектуры в скульптуру и в орнамент.

Пример храма, выполненного в ионическом ордере: Эрехтейон в Афинах.

Коринфский ордер

Коринфский ордер

Храм Зевса Олимпийского

Дорический и ионический ордеры уже достигли своего расцвета, когда появился коринфский ордер. Этот ордер состоит из базы, колонны, капители и антаблемента. Колонна коринфского ордера легче ионической колонны и ствол тоже пронизан каннелюрами [3, с. 172].

Витрувий, в своих трактатах, предполагал, что идея формы коринфской капители могла появиться у ее автора, увидевшего куст аканта, листья которого как бы охватывали корзину с фруктами. А легенда о возникновении этого ордера такова.

В древнем городе Коринфе жила прекрасная девушка. Она была помолвлена. Но незадолго до своей свадьбы из-за внезапной болезни девушка умерла. Вместо торжественного свадебного кортежа по улице двигалось траурное похоронное шествие. После похорон няня девушки собрала все украшения покойной, положила в корзину и, накрыв крышкой, отнесла их на могилу. Весной из земли пробились первые ростки растения аканта. Через плетеное дно они проникли в корзину, но крышка не разрешала им расти вверх, и тонкие ростки растения изгибались по сторонам.

Случайно рядом с могилой оказался известный скульптор Каллимах. Объятая листьями корзина ему так понравилась, что он перенес эту форму на капитель колонны.

Примеры храмов, выполненных в коринфском ордере: Храм Зевса Олимпийского в Афинах, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.

Кариатиды и атланты

Фантазия греческих зодчих не знала границ. Они создали своеобразную художественно-конструктивную форму, которая заменила колонну. Вместо колонны здание украшали скульптурные изображения человеческих фигур: женских -кариатиды или коры и мужских - атланты, а римляне называли их теламоны.

В афинском храме Эрехтейон (архитектор Мнесикл, 421 - 406 годы до н. э.) легкий антаблемент поддерживали скульптурные изображения женских фигур в длинных одеждах. На их головах установлены капители в виде корзин. Зодчие нашли такие размеры фигур и расстояние между ними, что не чувствуется их напряженности, фигуры легко несут нагрузку - антаблемент. Скульптор изобразил женщин стройных, грациозных, их руки опущены вниз, фигуры задрапированы в одежду из тонкой ткани, которая плотно облегает тело.

В развалинах колоссального храма Зевса Олимпийского на острове Сицилия были

найдены огромные, высотой 8 метров, скульптурные изображения мужских фигур -

атлантов в виде обнаженных гигантов, стоящих лицом к публике с закинутыми за

голову руками и поддерживающих тяжесть верхних частей здания [4, с. 23]. В позе

215

атлантов чувствуется напряжение, их ярко выраженная мускулатура показывает ту силу, которая необходима, чтобы выдержать груз, давящий на плечи атланта. Атлантов изображали во весь рост или стоящими на коленях.

Кариатиды или коры Атланты

Типы греческих храмов

Строительство храма было подчинено определённым правилам. Размеры,

отношения частей и количество колонн были точно установлены.

1. Дистиль - «храм в антах». Самый ранний тип храма. Состоит из святилища, переднего фасада - лоджии, ограниченной по краям боковыми стенами (антами). Две колонны устанавливались по переднему фронтону между антами [3, с. 41].

2. Простиль. Имеет сходство с антовым, только на фасаде устанавливаются не две, а четыре колонны.

3. Амфипростиль или двойной Простиль. На обоих фасадах здания располагаются портики с 4-я колоннами.

4. Периптер. Встречается наиболее часто. Колонны окружают храм по всему периметру. На обоих фасадах располагаются шесть колонн, боковые определяются по формуле «2Р + 1». Р - число колонн на переднем фасаде.

5. Диптер. Тип храма, на боковых фасадах которого размещались два ряда колонн.

6. Псевдодиптер. То же что и Диптер, только без внутреннего ряда колонн.

7. Круглый периптер или Толос. Святилище такого храма имеет цилиндрическую форму. Храм окружается колоннами по всему периметру.

1 2 3 4 5 6 7

Типы греческих храмов: 1 Храм в Антах. 2 Простиль. 3 Амфипростиль.

4 Периптер. 5 Диптер. 6 Псевдодиптер. 7 Толос.

Ансамбль Афинского акрополя

Достичь индивидуальности каждого здания греческим зодчим помогала ордерная система. Умело используя эту систему, изменяя размеры архитектурных элементов и расстояния между ними, они создавали неповторимые шедевры. Примером может служить знаменитый Афинский акрополь - величайшее достижение архитекторов Древней Греции, который создаётся в V - IV вв. до н.э.

Акрополь - (греч. akropolis, от akros - верхний и polis - город), возвышенная и

укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны. В VI

в. до н.э. на Акрополе стоял храм Афины, называвшийся Гекатомпедон. От сооружений

217

|Э\1

&ПТЕрПС

того периода остались лишь фундаменты, да и то далеко не все. Это объясняется тем, что здания были разрушены во время греко-персидских войн.

Всю вторую половину V в. до н. э. на Акрополе шло строительство. Почти полвека здесь трудились архитекторы, скульпторы, художники, создавая произведения, которыми спустя тысячелетия гордится человечество. Разрушенный во времена персидских нашествий, Акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом.

Его постройки изысканны по

пропорциям и гармонично связаны с пейзажем. Этот ансамбль, созданный под общим руководством Фидия, состоит из парадного входа Пропилеи (437 - 432 гг. до н.э., архитектор Мнесикл), главного храма Акрополя и Афин Парфенона (447 - 438 гг. до н.э., архитекторы Калликрат и Иктин), храма Эрехтейон (421 - 406 гг. до н.э., архитектор Мнесикл), храма Ники Аптерос («Бескрылой победы») (449 - 420 гг. до н.э., архитектор Калликрат) (Приложение 1).

Пропилеи

У подножия скалы, с западной стороны,

начинается путь на Афинский акрополь. Первое

сооружение, которое встречается на пути, - Пропилеи

или входные ворота. Пропилеи - это парадный вход к

архитектурному комплексу Акрополя.

Подобные сооружения характерны для

древнегреческой архитектуры, хотя идея использовалась

позднее и в других странах. Например, Бранденбургские

ворота в Берлине и Пропилеи в Мюнхене являются

копией центральной части Акропольских Пропилеи.

Пропилеи построены на месте старых ворот, которые были разрушены персами (как и

218

другие сооружения Акрополя). Спроектировал сооружение древнегреческий архитектор Мнесикл. Строительство началось в 437 году до н.э. в эпоху Перикла и закончилось в 432 году до н.э. из-за начала Пелопонесской войны, хотя здание ещё не было полностью завершено. Монументальные ворота были выполнены из белого пентелийского мрамора с вкраплениями более темного элевсинского мрамора (для создания контраста). Архитектура сооружения прекрасно совмещает в себе дорический и ионический ордеры.

Сооружение состоит из центральной части и двух примыкающих крыльев (в виде небольших дорических портиков), в одном из которых размещалась картинная галерея Пинакотека. Фасад центральной части представляет собой шесть дорических колонн, которые в своих пропорциях схожи с колоннами Парфенона. Эти колонны делят центральную часть на пять проемов. Средний проем самый широкий и предназначался для торжественных процессий. Когда-то он был закрыт бронзовыми воротами. Изначально к воротам вела широкая дорога, но в I веке римляне соорудили поверх нее ступени [7, с. 73].

В начале своего существования Пропилеи покрывала мраморная двускатная крыша с двумя треугольными фронтонами. Внутренняя сторона крыши была синего цвета с россыпью золотых звезд, что создавало бесподобную имитацию звездного неба над головой. Пропилеи в составе Афинского Акрополя включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Парфенон

Парфенон всегда считался одним из самых значимых и монументальных зданий Акрополя в Афинах. Храм был построен в честь богини Афины, покровительницы столицы Греции. Парфенон занимал самую верхнюю часть Акрополя, являясь центральным сооружением всего ансамбля. С дальних точек города жители видели силуэт храма, который возвышался над городом. Согласно древнему мифу, верховный бог решил избавиться от своей своенравной дочери еще, когда та была в утробе матери, проглотив их целиком. Но она не давала ему покоя, и тогда громовержец приказал извлечь Афину из своей головы, уже на тот момент она была в доспехах, с мечем и

щитом в руках. Для такой воинственной богини, разумеется, необходимо было возвести достаточно величественный храм.

Строительство Парфенона началось приблизительно в 447 году до н.э., и продолжалось более пятнадцати лет. Со всей Эллады везли к Акрополю отменный мрамор, лучшие образцы черного дерева, слоновую кость и драгоценные металлы.

Главными архитекторами храма были Калликрат и Иктин. Они смогли воплотить необычайное архитекторское решение, применив закон «золотого сечения», где каждая последующая часть целого соотносится с предыдущей частью так же, как та соотносится со всем целым. Соотношения величин Парфенона и холма Акрополя не случайны. Размеры храма определены размерами скалы. Древнегреческие зодчие умело сочетают свои постройки с пейзажем, гармонично «вписывая» их в окружающую природу. Связь Парфенона с природой выражалась не только в пропорциональном соотношении храма и холма. Греческие архитекторы и скульпторы видели, что удалённые предметы или их части кажутся меньше, и умели исправлять оптические искажения.

Мраморные колонны храма размещены друг к другу не строго параллельно, а под

определенным углом. Колонны Парфенона не все одинаковой толщины. Угловые

сделаны более толстыми, чем остальные, так как, вырисовываясь на светлом фоне, они

должны казаться несколько тоньше. Оси угловых колонн при мысленном их

продолжении должны пересечься друг с другом на большой высоте. Этим уничтожался

эффект того оптического обмана, при котором ряд вертикальных линий кажется

несколько расширяющимся кверху. Колонны второго внутреннего ряда портика

Парфенона меньше, чем колонны внешнего. Кажется, что они стоят дальше и портик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

глубже, чем на самом деле. В результате Парфенон приобрел ряд архитектурных

особенностей - главная из них заключается в том, что сооружение из огромного

220

количества строительных блоков и деталей не воспринимается, как «построенное», составленное из отдельных элементов здание, оно кажется «живым», пластическим организмом, подобно воплощенным в греческой скульптуре прекрасным атлетам.

Тип греческого храма, над созданием которого трудились многие поколения, получил в Парфеноне наиболее совершенное истолкование. В своих основных формах - это дорический периптер с восемью колоннами на коротких и семнадцатью на длинных сторонах. Дорический ордер в Парфеноне смягчен введением в архитектуру некоторых элементов изящного ионического ордера.

Скульптурным оформлением Парфенона занимался Фидий, под его строгим руководством были сделаны многочисленные фризы и скульптурные композиции. Непосредственно же его авторству принадлежит главная достопримечательность храма - тринадцатиметровая статуя Афины, на изготовление которой ушло больше тонны чистого золота из городской казны и самый дорогой цельный мрамор. Фидий также отличился тем, что изобразил на щите богини инициатора строительства - Перикла. В Парфеноне продумано все до мельчайших подробностей, каждая деталь имеет свой уникальный размер, форму и предназначение. Он считается шедевром мирового зодчества [2, с. 198].

Храм Эрехтейон

На северной стороне Акрополя недалеко от Парфенона находится

древнегреческий храм Эрехтейон. Этот выдающийся памятник по праву считается

жемчужиной древнегреческой архитектуры и одним из главных храмов древних Афин.

Он был построен в 421 - 406 годах до н.э. и посвящён целой плеяде богов. По преданию,

храм построен на месте спора между Афиной и Посейдоном за власть над Аттикой.

Эрехтейон заменил более древний храм, который находился на этом месте, но был

разрушен во время греко-персидской войны. Строительство инициировал Перикл.

Возможно, архитектором являлся зодчий Мнесикл, но достоверно этот факт не

221

подтверждён. У Эрехтейона нет аналогов в древнегреческой архитектуре. Выполненный в ионическом стиле, он имеет ассиметричную планировку не только из-за неровностей земли, на которой был построен, но и многообразия святилищ соединенных в нем. У храма два главных входа - с севера и востока, они были оформлены ионическими портиками. Восточная часть Эрехтейона была посвящена богине Афине, а западная - Посейдону и царю Эрехтею [5, с. 137].

С южной стороны находится знаменитый портик Пандросейон, названый по имени дочери царя Кекропа Пандросы. Архитрав подпирают шесть мраморных статуй девушек (кариатид) - это главная достопримечательность Эрехтейона. Три кариатиды опираются на левую ногу, три - на правую. Казалось бы, симметрия выдержана здесь четко и непогрешимо. Но, вглядевшись в мраморные изваяния девушек, видишь, как они различны. Складки их одежд не только обрисовывают сильные, прекрасные фигуры, но раскрывают степень напряжения каждой девушки. Кариатиды спокойно, без чрезмерных усилий несут тяжелую крышу портика. Их ноша для них и не тяжела и не слишком легка. Нагрузка воспринимается ими предельно естественно [1, с. 78]. Классическая гармония живет в каждой из этих статуй, в их красивых одеждах, нарядных прическах. Волосы, туго заплетенные у головы, постепенно распускаются и свободно стекают по спинам. Мастер не пытается обмануть зрителя, заставив его поверить, что перед ним не камень, а волосы. Он сохраняет фактуру мрамора. Но отношения волос плотности - туго заплетенных, слабо заплетенных и распущенных -точно переданы им различиями мраморных поверхностей, и это вызывает ощущение почти реальных волос. Сегодня все кариатиды заменены на копии, оригиналы же находятся в музеях. Одна из кариатид хранится в Британском музее, а остальные - в Музее Акрополя.

Всё сооружение было окружено фризом с накладными фигурами, но он не сохранился до наших дней. Найденные обломки хранятся в Музее Акрополя.

В древности в храме бил солёный источник, который по легенде Посейдон высек из скалы своим трезубцем, а в открытом дворике росла священная олива, подаренная городу Афиной.

О внутреннем убранстве храма достоверно почти ничего неизвестно, но можно предположить, что оно впечатляло своим величием. Когда-то в храме находилась деревянная статуя Афины, которая, по легенде, упала с неба. Статуя была выполнена из священного оливкового дерева. В Эрехтейоне также хранились золотой светильник работы Каллимаха и статуя Гермеса. Здесь же размещались алтари бога ремесел Гефеста и героя Бута.

Своё название храм получил в честь афинского царя Эрехтея. Его могила находилась под северным портиком. А у западного фасада храма можно и сегодня увидеть могилу первого царя Аттики Кекропа.

В архитектуре Эрехтейона господствует принцип контраста. С гладкими стенами сопоставлены затененные портики. Белому мрамору храма противопоставлен фиолетовый мрамор фриза. Массивные основания сочетаются с легкими колоннами. Большие глади ступеней воспринимаются рядом со сложным узором на базах колонн. В отличие от плоского восточного портика северный сделан глубоким, чтобы под его крышей создавалась плотная тень, на которой вырисовывались бы светлые мраморные колонны. Иначе они издали снизу из города не были бы заметны. Ионические колонны стоят на богато украшенных орнаментами базах, несут нарядные капители. Особенно красива декоративными узорами дверь, ведущая в храм. Изящностью отделки Эрехтейон оттеняет сдержанное величие Парфенона. На украшение Эрехтейона обращалось большое внимание. Заказы на изготовление декоративных узоров давались различным художникам, чтобы не было повторов [6, с. 385].

Большие изменения храм претерпел в VII веке, когда его переделали в христианскую церковь. Во времена Османской империи храм использовался как гарем турецкого султана. Сегодня Эрехтейон включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе Афинского Акрополя.

Храм Ники Аптерос («Бескрылой победы»)

Этот маленький храм был построен в 427424 годах до н.э. по проекту архитектора Калликрата. Он находится на платформе, в юго-западной стороне Акрополя. Храм имеет с обоих торцов по четыре ионические колонны, на которых покоится архитрав. Его фризы украшают прекрасные рельефы, изображающие конференции богов и другие мифологические сцены на восточных и южных сторонах, и картины сцен сражений с другой стороны. Большинство фриз были разрушены, но некоторые части, такие, как изображение богини Ники (Победы) завязывающей свою сандалию, выставлены в музее Акрополя.

Храм Ники Аптерос был приютом изумительной статуи богини Афины, держащей в правой руке гранат, символизирующий плодородие, и шлем - символ войны в левой руке. Храм перестраивался дважды - после 1686 года, когда его демонтировали турки, и после 1936 года, когда разрушилась платформа.

Храм Ники Аптерос - это памятник классического греческого искусства. Отсюда можно полюбоваться прекрасным и захватывающим видом на Афины. Лучший вид на храм открывается от Пропилеи.

Таким образом, в греческой архитектуре ордер представляет особый тип архитектурной композиции, характерными чертами которого является трехчастность (стереобат, колонны и антаблемент), четкое разделение частей на несомые и несущие, нарастание сложности построения снизу вверх. Ордер возник как важный элемент архитектуры общественного здания.

Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был так называемый «храм в антах». Он состоял из одного небольшого помещения - наоса, открытого на восток. На его фасаде, между антами, т. е. выступами боковых стен, были помещены две колонны. Всем этим «храм в антах» был близок к древнему мегарону.

Более совершенным типом храма был простиль, на переднем фасаде которого были размещены четыре колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу.

Классическим типом греческого храма стал периптер, то есть храм, имевший прямоугольную форму и окруженный со всех четырех сторон колоннадой.

Развитие периптера и других типов храмов в архаическую и классическую эпоху даёт наиболее яркое представление об изменениях в ордерной композиции и о сложении характерных черт греческой архитектуры. Исключительное значение для последующего развития мировой архитектуры имеют принципы архитектурно -планировочных решений Греции, выраженные наиболее полно в ансамблях.

Так, в ансамбле Афинского акрополя асимметрия сочетается с гармоническим равновесием масс, продумано взаимодействие отдельных сооружений между собой и учтена последовательность в восприятии зданий снаружи и внутри комплекса, зодчими продумана тесная связь этого архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом.

Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры.

Древнегреческие мастера не боялись отойти от правил ордера, и, если им казалось нужным, они смело вводили в один ордер элементы другого. Греческая ордерная система не являлась отвлеченным трафаретом, механически повторяющимся в каждом очередном решении. Ордер был именно общей системой правил, исходящих из общего метода решения. Само же решение всегда носило творческий, индивидуальный характер и сообразовывалось не только с конкретными задачами и целями строительства, но и с окружающей природой, а в период классики - и с другими зданиями архитектурного ансамбля. Каждый храм был создан именно для данных условий, для данного места. Отсюда то ощущение художественной неповторимости, которое вызывают в зрителе греческие храмы.

В архитектуре Древней Греции взаимосвязаны функциональное, техническое, эстетическое начала «польза, прочность, красота». Выразительные средства архитектуры Древней Греции (Эллады) - композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов создали неповторимый синтез искусств, отличающий архитектуру Древней Греции от иных архитектурных стилей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Аксёнова, М.Д. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Том 7. Ч. 2 / М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 1999. - 656 с.

Берд, М. Парфенон: пер. с англ. / М. Берд; предисловие Н. Иванова. - М.: Эксмо, 2007. - 224 с. Варданян, Р.В. Мировая художественная культура. Архитектура / Р.В. Варданян. - М.: Владос, 2004.

- 400 с.

Гаспаров, М.Л. Занимательная Греция / М.Л. Гаспаров. - М.: Новое литературное образование, 2000.

- 384 с.

Дмитриева, Н.А. Античное искусство / Н.А. Дмитриева, Л.А. Акимова: -М.: Детская литература, 1988.

- 256 с.

Полевой, В.М. Искусство Греции. Том 1 / В.М. Полевой. - М.: Советский художник, 1984. - 536 с. Соколов, Г. И. Акрополь в Афинах / Г.И. Соколов. - М.: Просвещение, 1968. - 108 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.