Научная статья на тему 'Архитекторы двух эпох'

Архитекторы двух эпох Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
515
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТОРЫ / ЭПОХА / ЭТАП / ФОРМА / ТВОРЧЕСТВО / ВРЕМЯ / ВОЗМОЖНОСТИ / ТЕМА / ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ / ARCHITECTS / ERA / STAGE / FORM / CREATIVITY / TIME / OPPORTUNITIES / SUBJECT / CONDITIONS CHANGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Анисимов Александр Викторович

Статья посвящена вопросам творческого развития архитектуры в разные эпохи истории нашей страны на примере произведений двух разных архитекторов, работающих в Москве. В.Д. Красильников, специалист по общественным зрелищным зданиям, в последние годы построивший высотные офисные здания и крупные градостроительные комплексы. А.А. Попов архитектор, начинавший как специалист по интерьерам, построил ряд зданий для санаториев и гостиниц, проектировал серии жилых домов разной этажности, по его проектам в Москве и других городах созданы крупные жилые образования. В 2014 году спроектировал и реализовал высотный 40-этажный жилой дом. Оба в разной степени обращались к литературному творчеству, графике и живописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architecture of Two Ages

The article is devoted to the creative development of architecture in the different epochs of the history of our country on the example of works by two different architects, working in Moscow: V.D. Krasilnikov specialist in public spectacular buildings in recent years buiet high-rise office buildings and large urban complexes. Popov A.A. an architect, who began as a specialist in interiors, has built a number of buildings for resorts and hotels, designed a series of houses of different heights, according to his projects in Moscow and other cities created large residential education. In 2014 he designed and implemented forty-storey high-rise residential building. Both in varying degrees turned toliterary work, drawing and painting.

Текст научной работы на тему «Архитекторы двух эпох»

Архитекторы двух эпох

А.В.Анисимов

Статья посвящена вопросам творческого развития архитектуры в разные эпохи истории нашей страны на примере произведений двух разных архитекторов, работающих в Москве. В.Д. Красильников, специалист по общественным - зрелищным зданиям, в последние годы построивший высотные офисные здания и крупные градостроительные комплексы. А.А. Попов - архитектор, начинавший как специалист по интерьерам, построил ряд зданий для санаториев и гостиниц, проектировал серии жилых домов разной этажности, по его проектам в Москве и других городах созданы крупные жилые образования. В 2014 году спроектировал и реализовал высотный 40-этажный жилой дом. Оба в разной степени обращались к литературному творчеству, графике и живописи.

Ключевые слова: архитекторы, эпоха, этап, форма, творчество, время, возможности, тема, изменение условий .

Architecture of Two Ages. By A.B.Anisimov

The article is devoted to the creative development of architecture in the different epochs of the history of our country on the example of works by two different architects, working in Moscow: V.D. Krasilnikov specialist in public - spectacular buildings in recent years buiet high-rise office buildings and large urban complexes. Popov A.A. - an architect, who began as a specialist in interiors, has built a number of buildings for resorts and hotels, designed a series of houses of different heights, according to his projects in Moscow and other cities created large residential education. In 2014 he designed and implemented forty-storey high-rise residential building. Both in varying degrees turned toliterary work, drawing and painting.

Keywords: architects, era, stage, form, creativity, time, opportunities, subject, conditions change .

Архитектор и время. Политика изменчива, искусство вечно. Условия общественной жизни создают поле действия, в котором, как частица в электро-магнитном поле, движется творческий человек. Характер и направление движения зависят от его заряда, положительного, отрицательного или нейтрального.

Многим поколениям архитекторов разных стран, прожившим нормальную по продолжительности творческую жизнь, пришлось, а может быть, посчастливилось работать и жить в разных эпохах. Так, например, поколения наших дедов, родившихся в условиях процветающей России конца XIX века, выпало работать в трёх разных периодах. Они начинали ещё

в самые первые годы XX века, продолжали в условиях революционной разрухи на улицах городов и в головах людей и, наконец, заканчивали свои последние проекты в условиях неустойчивой (как показала жизнь) стабилизации конца 30-х - начала 50-х годов, выражая в своем искусстве «победу социализма» в деформированной классике, усугублённой соцреализмом художников и скульпторов. Интересен вопрос, как отразились на их творчестве смена быстротекущего времени и условия жизни и работы. Рассмотрим фрагмент этого явления, ограниченный двумя периодами: последними десятилетиями советской архитектуры с конца 1950-х годов до 1990-го года и с 1990 по сегодняшний день. 30 лет и 26 - почти равные по продолжительности периоды. Если учесть, что изменения в условиях работы архитектора начались немного раньше, когда появились при Горбачеве первые свободные проектные кооперативы, то вообще мы имеем дело с двумя по длительности одинаковыми этапами в 28 лет.

Творческая жизнь целого ряда архитекторов старшего поколения пришлась на эти два этапа развития отечественной архитектуры (а у некоторых и на три). Многие из них обучались на базе классической архитектуры, а работали первую половину жизни в рамках экономного проектирования времен Хрущёва и Брежнева, когда поощрялось типовое и сборное строительство, а последние 25 лет (четверть века) в совершенно иных условиях и в принципиально иной социально-экономической системе с частными заказчиками. За это время изменились практически все условия работы проектировщиков: организация проектирования и строительства, возникла многоукладная система финансирования, возник практически неограниченный выбор строительных материалов. Правительство перестало вмешиваться в эстетические вопросы архитектуры. Но возникла серьезная зависимость от частных заказчиков, спонсоров и инвесторов. В этих условиях весьма важными становятся процесс осознания вектора творческих усилий и справедливая оценка работы архитектора. От этого зависит не только объективность освещения новейшей истории архитектуры, но и осознанные возможности её дальнейшего развития. Кроме того, честная оценка событий способна предупредить более молодое поколение о возможных деформациях нормального процесса и частично предотвратить их нежелательные последствия.

Ведь наше поколение архитекторов работало в ненормальное время, когда по-настоящему хорошая архитектура была либо невозможна, либо не нужна, либо это понятие было разным у заказчиков и исполнителей.

Итак, начало деятельности рассматриваемого поколения пришлось на 1960-е - 1980-е годы.

В 1990-х и начале 2000 годов в практическом проектировании стали исчезать традиционные критерии оценки качества архитектуры. В реальное проектирование под маской дизайнеров стали проникать малопрофессиональные, а порой и не имеющие специальной подготовки проектировщики. В этих условиях особую ценность приобретают изучение и популяризация творческих достижений архитекторов, работавших в разных условиях разных эпох и продолжающих работать сегодня. Сегодняшней архитектуре катастрофически не хватает эстетического анализа и осознания своего места в развитии отечественного строительства. Архитектуру лишили места на полке «искусства» и столкнули в корзину министерства строительства. Это поставило под вопрос актуальность эстетической ценности нашей профессии. А в связи с этим, не имея общенационального заказа на архитектуру высшего качества в её эстетическом понимании, невольно снизился творческий уровень нашей архитектуры и, да простят меня коллеги, профессиональный уровень самих архитекторов.

В большинстве стран за рубежом не было этой проблемы, так как там не было смены формаций. Социально-экономические условия России указанного периода резко отличаются от стран-аналогов. И поэтому не только начинающие архитекторы смотрят или туда, завидуя их кажущейся издали свободе мышления, или назад, копируя стиль модерн или фрагменты классической и неоклассической архитектуры, а нередко и наших авангардистов. В результате - новое возрождение эклектики как ведущего стиля сегодняшнего дня.

Но я предлагаю оглянуться на более интересные примеры конкретных профессионалов двух рассматриваемых эпох, которые работали в разных условиях и в своё время достигли несомненных успехов в своей специальности именно как архитекторы, а не как простые проектировщики. Для скромного обзора я выбрал двух архитекторов, работавших с 60-х годов по сегодняшний день в разных жанрах: один - мастер по общественным и уникальным зданиям, другой специализировался на жилых и массовых объектах, а также интерьерах. Но оба родились в 1932 году, закончили Московский архитектурный институт с небольшой разницей в три года. У одного, я имею в виду В. Красильникова, был постоянный учитель и в профессии, и в жизни как коллега и друг - Геннадий Яковлевич Мовчан. У другого, А.Попова, таких постоянных учителей со школьной скамьи, пожалуй, не было, но с начала реальной работы они видимо возникли в НИИ экспериментального проектирования. И первым среди них был Борис Рафаилович Рубаненко, а рядом талантливые коллеги Юрий Арндт, Алексей Образцов, Игорь Бебяков и, конечно, Н.А. Дыховичная и А.Б. Борецкий.

Красильников в поисках интересной работы не раз переходил из одной организации в другую - Гипротеатр, ЦНИИЭП учебных зданий, опять Гипротеатр, Москомархитектура, собственная независимая организация ТТА (Товарищество театральных архитекторов), иногда даже соблазняясь адми-

нистративными должностями - заместитель Председателя Москомархитектуры, главный художник Москвы и т.п...

А Анатолий Александрович Попов всю жизнь верно и преданно проработал в одном институте - ЦННИЭП жилища, постепенно поднимаясь от старшего архитектора до руководителя проектной мастерской. Обоим удалось осуществить в натуре примерно равное количество своих проектов. Попову немного больше, у Красильникова в силу особенностей жанра несколько более крупных, но по количеству, возможно, меньше; зато огромное количество конкурсных и нереализованных проектов. Оба в разные этапы творчества обращались к изобразительному искусству - традиционные особенности национальной архитектурной школы.

Рассмотрим с этой точки зрения творчество В. Красильникова, к которому я обращаюсь уже не в первый раз. Начало его работы пришлось на первые годы послесталинской истории. Это была так называемая «хрущёвская оттепель» с разоблачением культа личности и надеждами. Мы ведь не знали, что это был всего-навсего отголосок борьбы за власть. Хрущёвская закрутка строительного комплекса требовала резкого удешевления строительства любой ценой, жертвуя качеством и серьезными композиционными критериями. Неоднократно происходил частичный запрет строительства общественных зданий, и наконец произошла двухэтапная ликвидация ненавидимой властями Академии архитектуры. Вначале её переделали в Академию строительства и архитектуры с моральным унижением архитектурной профессии и оскорбительным подчинением её строительному комплексу при ложной безграмотной экономике. Затем в 1964 году покончили и с ней. Была практически уничтожена культура национального зодчества с её наукой, историей и принадлежностью к искусству. Только благодаря мудрой изворотливости опытных архитекторов удалось сохранить прежние остатки научных исследований в рамках вновь образованных ЦНИИЭПов и начать новые поиски на новых основах. Затем последовал вялый процесс типизации и индустриализации строительства, начатый, честно говоря, ещё в довоенные годы. Самое большое начальство и при них крикливые журналисты в открытую стравливали население из коммуналок с архитекторами, перекладывая на последних ответственность за низкую обеспеченность жилым фондом и его убогим состоянием. При этом изредка делались правительственные заказы на одиночные показные объекты (Дворец съездов, Лужники, Московский дворец пионеров и др.) и демагогические комплексы типа ВДНХ и, в лучшем случае, - 9-ый квартал Черёмушек в Москве. Под давлением творческой общественности стали объявляться открытые и закрытые конкурсы на важные объекты и типовые проекты для массовой застройки.

Новая эпоха начиналась в период правления М.С. Горбачёва с гласностью и ослаблением коммунистического режима, когда открылись шлюзы робкого частного предпринимательства.

Конечно, рубежом этих эпох был 1991 год, но формально. На самом деле условия начали меняться где-то с 1987-1988

1957- Театр в Махачкале.

—1967 Архитекторы: Г. Мовчан, В. Красильников, С. Галаджева

1960— —1970

Театр в Туле. Архитекторы: В. Красильников, С. Галаджева, А. Попов, В. Шульрихтер

годов, когда были разрешены частные кооперативы, в том числе проектно-архитектурные. И многие из нас быстро воспользовались этим.

Первая эпоха длилась фактически чуть более 30 лет - с 1957 по 1990 год. Конечно, резкой границы в день и час не было, условия творческой жизни менялись постепенно и меняются до сих пор.

В этот первый период были построены и спроектированы архитектором во многом поисковые и интересные объекты:

Театр в Туле, (1960-1970). Результат - Государственная премия РСФСР, но не она главное. Главное - те творческие находки и тот неоценимый опыт, который получили его авторы сами и которым они поделились с нашим архитектурным миром. Конечно, это была проба пера, но чрезвычайно плодотворная, многому научившая ещё молодого архитектора.

Общественный центр в колхозе «Дружба народов» в Крыму (1966-1978). Неожиданная тематика для театрального архитектора в неожиданном месте.

Детский музыкальный театр в Москве (1968-1979) -огромная и как всегда оригинальная работа. И опять Государственная премия, на этот раз СССР. Возможно, это была вершина театральной тематики автора. А заодно и вершина Первой эпохи его творчества.

Проект культурного центра в Багдаде (1972-1974). Трудный и интересный проект, к сожалению, не успел осуществиться. Но он оставил заметный след в творчестве автора, который его с любовью и сожалением часто вспоминает.

Дом офицеров во Львове. Начал строиться в 1980 году, и судьба его неизвестна.

Цирк Ю.Никулина на Цветном бульваре (1985-1988). Быстрая, но сложная и противоречивая работа, о результатах которой можно много порассуждать.

Посольство СССР в Габоне (1986-1991). Неожиданная, особенная, интересная и необычная для театрального архитектора работа с явной аллюзией на классическую архитектуру.

Эпоха заканчивалась трудоёмкой реконструкцией старого здания Московского художественного театра - МХАТа в Камергерском переулке, тогда ещё проезде Художественного театра. Здесь, конечно, требования современной технологии и необходимости сохранения мемориальной постройки вошли в естественное противоречие и нуждались в умном и талантливом решении, что и удалось сделать.

К этому же периоду относится долгое (25 лет!) и интересное, но, к сожалению, не получившее практического воплощения, проектирование филиала Малого театра около Трубной площади. Параллельно с реальным проектированием Красильников периодически обращался и к научным исследованиям и даже защитил в 1970 году кандидатскую диссертацию на реальной базе своих проектных работ.

И вот наступила новая эпоха, когда творческие люди вдохнули свежую струю свободного предпринимательства, робкую и ненадёжную, как показала жизнь. Но появились новые

возможности, новые заказчики, новые взаимоотношения с ними, стал меняться характер и самой архитектуры. Вместе с этим появились и новые коммерческие трудности, а порой и просто соблазнительные капканы. Период становления новых «правил игры» растянулся на несколько лет. Большие надежды возлагались на воссозданную при Б.Н. Ельцине Академию в виде «Российской академии архитектуры и строительных наук» (РААСН).

Второй этап.

С этим периодом, который продолжается до сегодняшнего дня, связаны крупномасштабные проекты В. Красильникова и его соавторов, объединившихся в 1992 году в Товарищество театральных архитекторов (ТТА) - собственное независимое проектное предприятие.

Очень настойчиво и ярко стал проявляться градостроительный характер композиционного мышления, возможно, связанный с опытом и возрастом.

К ним безусловно уже относится жилой комплекс «Рож-дествено» на окраине Москвы (1995-1997). Именно теперь реализовалась самая значительная работа нового коллектива - Российский культурный центр с Домом музыки у Краснохолмского моста, строившийся более десяти лет, начиная с 1995 года. Градостроительный характер носил и многофункциональный комплекс с Центром им. Всеволода Мейерхольда на Новослободской улице Москвы, состоящий из нескольких корпусов по разные стороны улицы.

Новой темой в творчестве архитектора стали высотные здания: офисный центр на Семёновской площади в Москве (2004-2006) и офисный центр на Преображенской площади, построенный в 2008-2010 года. Эти здания просто за счёт своей физической величины стали градостроительными доминантами прилегающих районов. Параллельно в это же время проектировался большой концертно-зрелищный центр в Ярославле (2008-2012), создание которого было приурочено к юбилею старинного русского города. Там были свои трудности в практической реализации интересного проекта, который тоже обозначил важный градостроительный акцент.

Эти две эпохи не исчерпывают творческого и жизненного опыта Владилена Дмитриевича. Его ранние произведения и студенческие проекты относятся к предыстории его творчества, по существу, к третьему (или по хронологии - нулевому) периоду нашей архитектуры, который для него на самом деле был первым. Это конец сталинской эпохи доморощенного ампира в духе соцреализма с пафосом использования классических форм архитектуры. Но и в то время под влиянием талантливого руководства Красильников, иногда в соавторстве с Г.Я. Мовчаном, смог найти свой неповторимый почерк. Пожалуй, самым ярким произведением того времени стал театр в Махачкале, построенный по проекту Г. Мовчана, С. Галаджевой и В. Красильникова. Этот проект своими оригинальными внешними формами преодолел выработавшийся стереотип советского театра той ушедшей эпохи. Более того, именно в это время, как мне кажется, у архитектора склады-

1986— Посольство СССР в Габоне.

1991 Архитекторы: В. Красильников, В. Буйнов

План первого этажа:

1—вестибюль большого зала; 2 — вестибюль малого зала; 3 — кассовый вестибюль, информационный центр; 4—буфет; 5— зрительный зал; 6 — сцена; 7 — боковые сцены [карманы); 8 — производственные мастерские; 9—склады декораций; 10—артистические уборные; 11—большой репетиционный зал; 12 — служебный вестибюль

1968-1979

Детский музыкальный театр. Москва. Архитекторы: В. Красильников, А. Великанов, при участии В. Орлова

2005—2007

2008—2010

Офисное здание на Семёновской площади. Архитекторы Ю. Гнедовский, В. Красильников, Г. Савченко, А. Корнева

Офисный комплекс на Преображенской площади. Фрагмент фасада. Архитекторы: Ю. Гнедовский, В. Красильников, М. Гаврилова, К. Шумов, инж. С. Белов

План здания на Преображенской площади

1988-1993 2011-2013

Центр им. Мейерхольда в Москве. Архитекторы: Концертный комплекс в Ярославле

Ю. Гнедовский, В. Красильников, Г. Савченко

вается личное эстетическое мировоззрение, отразившееся и в ряде нереализованных проектов, и в другой сфере - своей многолетней - более 40 лет - работе преофессором Московского архитектурного института.

На новом этапе мудрость, накопленная с годами и опытом, проявилась в переходе от простого творчества к выводам и размышлениям. Осмысление становится важнее реализации.

Наступило новое время. Новые возможности. Новые темы и проектирования, и научного исследования. Новые трудности. Новые объекты строительства. Новые способы

самовыражения. Гигантские масштабы современного строительства сбили старую привычную систему критериев. Градостроительные ансамбли превращаются в ковровые застройки огромных территорий микрорайонов и целых районов, порой обезличенных в старом понимании архитектуры.

Композиции фасадов и даже объёмов целесообразнее заменять композицией пространства и композицией городских фактур. Из-за увеличения масштаба здание и его декор стали малозначимыми. В результате вместо архитектора, искавшего новые чисто архитектурные композиции на основе новой

Книги В.Д. Красильникова

2002—2016

I г

2 Л

Ш ■'гл.

В. КРАСИЛЬНИКОВ

■ф

£ О себе

0. КРАСИПЬНИКОа

1 г

* /"У'и.ипго ^ * К1Л8РЛТА I

* \ ДО

АЗН

АЗЯЫЕ МЫСЛИ ■ 9 В

АЗНОЕ ВРЕМЯ

В. КРАСИЛЬНИКОВ

< - ...УГ7 х л -ч

- чК . -г" ■■ 'Л

Ш г/ н

О себе

и не только

М ы н

К ф

X

X 5 о- 5

♦ |

Ш&'Л

развивающейся технологии современного театра, появляется архитектор-мыслитель, автор книг и статей, наконец, просто общественный деятель. Одних проектов и построек оказалось мало. Возникла потребность писать статьи и даже книги. В результате только в начале XXI века Красильников написал и издал шесть книг и более сотни статей на самые разные темы, не считая публичных выступлений. Статьи и книги -результат опыта, непреодолимое желание самовыражения. Это заложено природой в качестве инстинкта продолжения рода. Естественно и, значит, - хорошо.

Постепенно в его работах наступает изменение основной темы деятельности и её масштаба. Театр перестаёт быть главной темой реальной работы мастера. Зрительные залы становятся частью больших градостроительных комплексов. Усугубляется гражданская позиция специалиста. Если прочитать только названия написанных им статей за два последних десятилетия, поражает разнообразие интересов, широта взглядов и неподдельное волнение специалиста и гражданина по самым разным поводам.

В. Красильников. Реджия. Эмилия. Италия. Акварель. 1985 год

щ

г "

В. Красильников. Церкви Великого Норвгорода. Акварель. 1992 год

14 3 2016

Иной путь в той же стране в то же время прошёл Анатолий Александрович Попов. Родился также в 1932 году в Москве и прожил всю жизнь в центре столицы. В 1952 году окончил Московскую среднюю художественную школу при Институте им. Сурикова, то есть стал профессиональным художником. Таковым он и пришёл в Архитектурный институт, где с первых же дней выделялся общей культурой, блестящей графикой и при этом какой-то спокойной скромностью в сочетании с талантливой общительностью. В своё время освоил игру на скрипке, что не стало его профессией, но внесло определённый акцент в культуру человека. Я хорошо помню его родителей, обладавших подкупающей культурой беспартийных истинных интеллигентов, не испорченных советским образом жизни.

Ещё в институте Анатолий Александрович соприкоснулся с научной работой, выполняя в 1953 году археологические обмеры собора Рождества Богородицы в Солигаличе. Он был старшим среди нас и владел методикой обмеров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1958 году закончил Московский архитектурный институт. Руководители на дипломе: Б.Р. Рубаненко, Я.Б. Белополь-ский, С.П. Тургенев. Дипломный проект, тема которого «Аэропорт в Москве», был опубликован в журнале «L'Architecture d'aujourd'hui». С Рубаненко были связаны все первые десятилетия работы Анатолия Александровича. В НИИ экспериментального проектирования (позже ЦНИИЭП жилища) Попов работает с 1958 года по настоящее время (2016). Это был совершенно новый институт в системе той старой Академии, который вначале сулил богатые перспективы своим работникам, предоставлял даже молодым архитекторам самостоятельную интересную работу.

Объекты первого этапа (1958-1988):

Его творческая работа начиналась с создания интерьеров нового для того времени типа. Первыми работами были:

- интерьеры малометражных жилых квартир на выставке, которую посещали члены правительства во главе с Хрущёвым в 1958-1960 годах, это был ответ на новую жилищную политику в стране. Архитекторы: А.Попов, А.Суворова;

- интерьеры гостиницы «Юность» (1960-1965). Это была серьёзная поучительная работа совместно с мебельными фабриками в Прибалтике и Подмосковье, а также знакомство и сотрудничество с финскими архитекторами. Была встреча и с великим Альваром Аалто. Все эти осуществлённые работы стали основанием для вступления его в 1963 году в Союз архитекторов. В них проявилась незаурядная склонность автора к гуманизации внутреннего пространства и внимание к деталям. Под руководством Ю.В. Арндта А. Попов совместно с М. Куцевол проектировал гостиницу «Океан» во Владивостоке.

А дальше уже пошли более известные работы:

- 1970-1973. Санаторий «Лесные дали». Это была по-настоящему новая архитектура в новых чистых рациональных формах; архитекторы И. Бебяков, А. Попов проектировали прямо на месте строительства с утра до вечера. «Лаконичная сдержанная архитектура пансионата составляла разительный

1962-1965

Пансионат «Лесные дали». Архитекторы: И. Бедняков, А. Попов

контраст с пышными многоколонными курортами Управления делами Совмина СССР;

- 1965, 1973-1979. 9-этажные дома в Мурманске с двухэтажными магазинами - попытка решения градостроительной задачи. Архитекторы А. Попов, А. Суворова;

- 1971, 1975-1978. Санаторий «Русское поле» возле города Чехова в Московской области (совместно с А.А. Потаповым). Борис Рафаилович Рубаненко предложил Попову возглавить авторский коллектив по проектированию этого санатория на 200 коек с очень развитой и многофункциональной медицинской частью. Это была, пожалуй, одна из самых удачных работ того времени. Интересные интерьеры, замечательные удобные приветливые номера, один из лучших крытых бассейнов в нашей архитектуре того времени со стеклянными стенами; там радовали по домашнему уютные интерьеры с сочными деталями - камин, подвесные потолки, внутренняя зелень;

- 1973 год. Рубаненко поручил бригаде Попова спроектировать спальный корпус санатория «Сосновая роща» в Мисхоре, Крым (совместно с Б.Р. Рубаненко) (1973, 198 0-1985). Архитекторы А. Попов, А. Потапов. Это была новая архитектура и по форме, и по духу. Заказчиком также было четвертое ГУ Минздрава РСФСР. «В прекрасном месте, на крутом рельефе,

Санаторий «Русское поле».

16 3 2016

1973—1978

Санаторий «Сосновая роща». Мисхор, Крым. Архитекторы: А. Попов, А. Потапов, Б. Рубаненко

у «самого синего в мире Черного моря», - как пишет автор, -небольшой участок существующего санатория, заросший средиземноморскими пиниями с небольшим типовым 3-этажным спальным корпусом и зданием столовой с кинозалом». В память о прошлом охотничьем домике были сохранены все подпорные стены и лесенки участка. Позднее была запроектирована и построена водолечебница с двумя бассейнами: зимним и летним;

- интерьер пятикомнатной квартиры артиста М.А. Ульянова (из Театра им.Е. Вахтангова) на Пушкинской площади;

- проекты объектов в Афганистане. Это был большой проект в последнем десятилетии завершающейся эпохи. На базе создаваемого крупнопанельного завода в столице Афганистана была запланирована застройка нового жилого района. Жилые дома и здания инфраструктуры проектировала мастерская Попова. Но начавшиеся военные действия свернули эту большую работу. Архитектор даже вынужден был носить с собой тяжёлый пистолет. При намечавшемся отъезде в результате мощного взрыва в аэропорту 30 августа 1984 года пострадали наши проектировщики. Около трёх месяцев Попов лечился в посольской больнице и дома в Москве;

- 1980-е годы. Военные городки с общественными зданиями, отличающиеся нестандартной человечностью, лишённой казарменного характера;

- проекты серий крупнопанельных домов разной этажности для разных городов и стран.

В конце этого периода А.Попов становится руководителем проектной мастерской.

Жилой комплекс «Янтарный» на улице Лавочкина в Москве. Архитекторы: А. Попов, М. Павлова, Н. Кондрашина. 2002-2005 годы

Экспериментальная школа-гимназия в Одинцове. Жилой дом в Звездном городке.

Архитекторы: В.И. Степанов, А.А. Попов и другие. 1000-Р

2006 год ХУУи-К:

18 3 2016

40-этажный жилой дом на улице Дыбенко. Ховрино, Москва. Архитекторы: А. Попов, М. Павлова, Н. Кондрашина, А. Горелкин

3 2016 19

Книга Анатолия Александровича Попова о жизни, работе и друзьях

Архитекторы в бане: А. Крипа, В. Егерев, А. Попов, инж. М. Руденко, А. Дорфман

Но кроме чистого проектирования в 1970-1980-х годах он ведёт интенсивную общественную работу в секции жилых зданий СА, а позже - в секции «Habitat» Международного Союза Архитекторов, которую возглавлял директор Моспроекта А.Г. Рочегов. Помогало хорошее знание французского языка. Были интересные поездки в разные страны.

Прямое знакомство с зарубежной практикой и её создателями безусловно повлияло на практическую работу архитектора.

В 1985 году скончался директор института Б.Р. Рубанен-ко. Начиналась новая жизнь, включая борьбу за выживание всего института.

Объекты второго этапа (1988-2016): те же изменения условий работы и жизни с конца 1980-х годов, отмеченные выше, коснулись и Попова. Но, мне кажется, он воспринял их спокойно и философски, не стал соблазняться новыми организационными возможностями, а спокойно продолжал свою работу в однажды и на всю жизнь выбранном институте. Но всё же новые условия почувствовали все и везде. «Появились персональные компьютеры, международные нормы выпуска и оформления чертежей проектов разных по назначению зданий... Институт стал подыматься на ноги, наши сотрудники освоили новые технологии и стандарты. Из-за коротких сроков работа велась и в институте, и на местах, с выездом в разные города, возле которых строили по нашим проектам военные городки» для выводимых из Германии войск. «Немецкие специалисты строго следили за качеством чертежей, деталей, узлов, полнотой информации, представленной в проекте. Для нас это была суровая, но очень полезная школа», - пишет Попов в своей книге «Пятьдесят лет в строю ЦНИИЭПа».

В переходный период были построены:

- башенный жилой дом в Звёздном городке Московской области. Архитекторы А.Попов, А.Потапов (1990-е);

- административное здание IBS на Дмитровском шоссе, (1990-е); архитекторы А. Попов, М. Павлова;

- здание Всесоюзного заочного финансово-экономического института в Филях (1998-1999, Мастерская Попова совместно с архитекторами А.Н. Горелкиным, В.Н. Дунаевым и др.). В здании реализованы интересные интерьеры и большой эффектный стеклянный цилиндр над главным входом.

Крупной работой стал жилой комплекс «Янтарный» на 300 квартир в районе Ховрино, на улице Лавочкина в Москве, состоящий из домов разной этажности (от 7-ми до 25-ти этажей) с подземной автостоянкой и нежилыми помещениями в первых этажах (2002-2005). Архитекторы: А.Попов, М.Павлова, Н.Кондрашина.

Очень интересный объект экспериментальной школы-гимназии в Одинцове родился в результате совместной работы с архитектором-ученым В.И. Степановым в 2006 году. Это необычное в плане здание круглой формы с нестандартными деталями снаружи и внутри.

В 2006 году Анатолий Александрович стал заслуженным архитектором РФ.

В 2007-2008 годах под его руководством была разработана серия детских садов для Москвы, где в те же годы были построены уже 16 таких сооружений и продолжают строиться до сегодняшнего дня.

В 1990-1995 годах был построен жилой комплекс на Фестивальной улице в Москве. Архитекторы: А. Попов, М. Павлова; ими были разработаны и построены односекционные индивидуальные жилые дома повышенной этажности для столицы (1995-2003). Поражает обилие реализованных проектов.

Завершающим объектом в этом направлении стал высотный 40-этажный жилой дом (№ 38, корп. 1 по ул. Дыбенко, Ховрино, 2008-2014). Архитекторы: А. Попов, М. Павлова, Н. Кондрашина и А. Горелкин.

Здание отличается спокойной уравновешенностью внешних форм с обильным количеством балконов, эркеров, лоджий и выразительным завершением. Интересны и изменчивые по высоте поэтажные планы.

В 2008 году Анатолий Александрович, подводя итог определённому периоду своей работы, для серии «Архитекторы ЦНИИЭП жилища» написал книгу «Пятьдесят лет в строю ЦНИИЭПа».

Во всех проектах первого и второго этапа творческой жизни Попов достаточно ровно сохранял своё творческое лицо солидного профессионала, знающего цену деталям и интерьерам. Для меня удивительно, что его проекты мало публиковались в нашей архитектурной печати. Я думаю, что это отражение особенности характера этого человека. Будучи хорошим портретистом в разных техниках (акварель, масло, пастель) он, по-моему, не выставлял свои работы на выставках ЦДА. Мы публикуем несколько его графических работ.

И всё же во всех упомянутых работах обоих мастеров нашей отечественной архитектуры просматривается неизбежный отпечаток двух разных эпох в их многолетнем творчестве, которые ещё ждут своего серьезного осознания.

Литература

1. Красильников, В.Д. Записки архитектора / В.Д. Кра-сильников. - М.: Жираф, 2002.

2. Красильников, В.Д. 10 залов в моей жизни / В.Д. Красильников. - М.: Жираф, 2004.

3. Красильников, В.Д. От чёрного квадрата до навесной панели и не только / В.Д. Красильников. - М.: Гласность, 2011.

4. Попов, А.А. Пятьдесят лет в строю ЦНИИЭПа / А.А. Попов. Серия «Архитекторы ЦНИИЭП жилища» - М., 2008.

Literatura

1. Krasil'nikov V.D. Zapiski arhitektora / V.D. KrasiTnikov. -M.: Zhiraf 2002.

2. Krasil'nikov V.D. 10 zalov v moej zhizni / V.D. Krasil'nikov. - M.: Zhiraf, 2004.

3. Krasil'nikov V.D. Ot chernogo kvadrata do navesnoj paneli i ne tol'ko / V.D. Krasil'nikov. - M.: Glasnost', 2011.

4. PopovA.A. Pyat'desyat let v stroyu CNIIEPa / A.A. Popov. Seriya «Arhitektory CNIIEP zhilishha» - M., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.