Научная статья на тему 'Архитектор Иван Кудрявцев – выпускник Ленинградского ВХУТЕИНа'

Архитектор Иван Кудрявцев – выпускник Ленинградского ВХУТЕИНа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.Н. Кудрявцев / Академия художеств / Архитектурный институт / Ленинградский ВХУТЕИН / I.N. Kudryavtsev / Academy of Arts / Architectural Institute / Leningrad VKhUTEIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Oльшак Яна Анатольевна

В статье рассмотрен период подготовки к будущей профессии архитектора И. Н. Кудрявцева в учебных заведениях Петрограда-Ленинграда. Отмечен тот факт, что первые художественные навыки им были приобретены в собственной семье архитекторов-строителей. Проанализированы обстоятельства первоначального обучения в Государственном архитектурном институте (с 1923). Сделан вывод, что значительную роль в профессиональном становлении архитектора сыграл Ленинградский ВХУТЕИН (1926–1928).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architect Ivan Kudryavtsev is a graduate of the Leningrad VKHUTEIN

The article considers the period of preparation for the future profession of architect I. N. Kudryavtsev in educational institutions of Petrograd-Leningrad. Attention is drawn to the fact that he acquired his first artistic skills in his own family of architects-builders. The circumstances of the initial education at the State Architectural Institute (since 1923) are analyzed. It is concluded that the Leningrad VKHUTEIN (1926–1928) played a significant role in the professional development of the architect.

Текст научной работы на тему «Архитектор Иван Кудрявцев – выпускник Ленинградского ВХУТЕИНа»

учителя рисования» [12, с. 21]. Учебных работ 1910 года в «Дневнике» не обнаружено.

Кризис в УЖВЗ на почве конфликта между педагогами и учениками был преодолен только в 1918 году, когда были образованы Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ), «где прежние ученики стали профессорами» [10, с. 38]. Как и другие его соученики из группы исключенных, Фальк начал преподавать в реорганизованном УЖВЗ, сменившем название с осени 1918 года на СГХМ, а с 1920 года - на ВХУТЕМАС. Фальк-педагог успешно применял усвоенные им уроки своих известных учителей, проявляя то «отношение к искусству как к высокой и трудной профессии, которое он мог перенять у Серова» [10, с. 39].

Список цитируемой литературы:

1. ОР ГТГ. Ф. 3. Ед. хр. 317.

2. РГАЛИ. Ф. 2701. Оп. 1. Ед. хр. 147.

3. РГАЛИ. Ф. 2958. Оп. 1. Ед. хр. 165.

4. РГАЛИ. Ф. 3018. Оп. 1. Ед. хр. 145.

5. РГАЛИ. Ф. 3018. Оп. 2. Ед. хр. 100.

6. РГАЛИ. Ф. 680. Оп. 2. Ед. хр. 1950.

7. Р. Р. Фальк. Автобиография // Р. Р. Фальк Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике / Сост. и примеч. А. В. Щекин-Кротовой. - Москва : Советский художник, 1981.

8. Роберт Фальк. Живопись. Дополнения к каталогу-резоне / Сост. Ю. В. Диденко. - Москва : Три квадрата, 2018.

9. Роберт Фальк. Художественный дневник (1903-1917) / Публ., вступ. ст., составление А. Г. Эмдин. - 2-е изд., доп. - Москва : Круг коллекционеров, 2016.

10. Сарабьянов, Д. В. Живопись Роберта Фалька. Полный каталог произведений / Д. В. Сарабьянов, Ю. В. Диденко. - Москва : КомпьютерПресс, 2006.

11. Хазанов, М. Т. О Фальке // Р. Р. Фальк. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике / Сост. и примеч. А. В. Щекин-Кротовой. - Москва : Советский художник, 1981.

12. Щекин-Кротова, А. В. Мой Фальк / А. В. Щекин-Крото-ва; вступ. ст. Д. В. Сарабьянова; составление и публикация Ю. В. Диденко, А. Г. Эмдин. - Москва : НОЯ 2005.

Я. А. Ольшак Y. A. Olshak

10.24412/cl-35672-2022-1-0085

Архитектор Иван Кудрявцев - выпускник Ленинградского ВХУТЕИНа Architect Ivan Kudryavtsev is a graduate of the Leningrad VKHUTEIN

Ключевые слова: И. Н. Кудрявцев, Академия художеств, Архитектурный институт, Ленинградский ВХУТЕИН. Keywords: I. N. Kudryavtsev, Academy of Arts, Architectural Institute, Leningrad VKhUTEIN.

Аннотация В статье рассмотрен период подготовки к будущей профессии архитектора И. Н. Кудрявцева в учебных заведениях Петрограда-Ленинграда. Отмечен тот факт, что первые художественные навыки им были приобретены в собственной семье архитекторов-строителей. Проанализированы обстоятельства первоначального обучения в Государственном архитектурном институте (с 1923). Сделан вывод, что значительную роль в профессиональном становлении архитектора сыграл Ленинградский ВХУТЕИН (1926-1928). Abstract The article considers the period of preparation for the future profession of architect I. N. Kudryavtsev in educational institutions of Petrograd-Leningrad. Attention is drawn to the fact that he acquired his first artistic skills in his own family of architects-builders. The circumstances of the initial education at the State Architectural Institute (since 1923) are analyzed. It is concluded that the Leningrad VKHUTEIN (1926-1928) played a significant role in the professional development of the architect.

Имя архитектора Ивана Николаевича Кудрявцева (31.03.1904, Санкт-Петербург - 13.08.1995, Хельсинки) вызывает интерес у отечественных и зарубежных исследователей вот уже четверть века. В России творческая биография И. Н. Кудрявцева впервые была представлена в 1995 году В. Г. Лисовским, состоявшим с архитектором в переписке [2]. Основываясь на рукописных мемуарах самого архитектора, Лисовский указал, что И. Н. Кудрявцев окончил Академию художеств 1 в 1928 году [2]. В следующей статье (2008) исследователь формулирует особенности творческого почерка Кудрявцева

До революции имело наименование Высшее художественное училище (ВХУ), а после революции: Петроградские государственные Свободные художественно-учебные мастерские (ПГСХУМ) (1918-1921), Петроградские Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) (1921-1922), Петроградский Высший художественно-технический институт ВХУТЕИН (1922-1924), Ленинградский Высший художественно-технический институт (ЛВХТИ) (1924-1930), Институт пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ)(1930-1932), Институт живописи, скульптуры и архитектуры (1932-1933), Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (1933-1944).

в 1930-е годы в СССР, а затем в 1950-1970-е годы уже в Финляндии [3]. Далее С. С. Левошко изучала творческий путь зодчего-эмигранта, основываясь на архивах, хранящихся в Национальной библиотеке Финляндии (НБФ) в Хельсинки (ряд докладов, одна энциклопедическая статья, 2014) [ 1]. Автор данной публикации продолжает изучение архитектурной династии Кудрявцевых и судьбы последнего ее представителя Ивана Николаевича [8, 9].

Задачей настоящего исследования стало изучение периода обучения Ивана Кудрявцева в 1923-1928 годах в ЛВХТИ. Впервые вводятся в научный оборот архивные материалы студенческих лет Кудрявцева, находящиеся в НБФ, Научно-библиографическом архиве Российской Академии художеств (НБА РАХ) [4-7, 11].

Иван Кудрявцев родился в Санкт-Петербурге в семье архитекторов-строителей. Дед, отец учились и преподавали 2 в Строительном училище - Институте гражданских

2 Курс отопления и вентиляции / Сост. С. Б. Лукашевич; под ред. Н. Г. Кудрявцева. Типография А.М. Котомина, 1878. 144 с.

инженеров (ИГИ), проектировали и строили в ряде городов Костромской, Санкт-Петербургской губерний и др. Отец, Николай Галактионович Кудрявцев (18561941), повлиял на формирование увлечений Ивана, когда семья проживала в Луге Петербургской губернии. Николай Галактионович был женат дважды. Овдовев, женился снова. От первого брака остались две дочери (Вера и Екатерина) и пятеро детей от второго (Владимир, Михаил, Евгения, Андрей и Иван) 1. Семья Кудрявцевых в годы революции и после претерпевала материальные трудности 2. Дважды усадьба оказывалась на линии фронта. После ее разгрома, в период революции, постоянного заработка не было. Крестьяне, работавшие у Кудрявцевых, разъехались по разным деревням. Все члены семьи были вынуждены самостоятельно вести сельское хозяйство. Семья «помещика», как пишет Иван Кудрявцев, подвергалась неподъемному налогообложению.

В процессе архитектурно-строительной деятельности своего отца Иван постигал азы архитектурно-художественного образования. Начальное образование он получил в 1-й Единой Трудовой школе II ступени в Петрограде (1918-1922), где наряду с общеобразовательными предметами преподавали рисование. Кроме того, он занимался живописью. В архиве НБФ сохранились рисунки церквей в Луге, выполненные Кудрявцевым с натуры в 1920-е годы (рис.1 а, б). Перо, акварель -излюбленные техники Ивана Кудрявцева.

Важно отметить, что церкви спроектировал и построил его отец 3. В программу общего образования в 1-й Единой трудовой школе было введено детское самоуправление, а построение учебного плана было в тесной связи с местным производством 4. В 1922 году Иван Кудрявцев получил удостоверение об окончании трудовой школы [6, л. 2]. Будучи школьником, он работал в Лужском ле-скоме чернорабочим на лесозаготовительных работах и, окончив школу, продолжал работать там еще год [11]. В этот период старшие братья Владимир и Михаил обучались в Петрограде, поэтому работы в усадьбе возлагались на Андрея и Ивана. Лишь по окончанию института в 1923 году старшими братьями, младшие смогли переехать в Петроград.

В 1923 году Иван Кудрявцев вместе с братом Андреем (1901—1985) по настоянию дяди (по линии матери), инженера-технолога, решили поступать на архитектурное отделение во Второй Петроградский Политехнический

институт (ВППИ) 5. Деканы архитектурного, строительного и химического факультетов были друзья и сослуживцы Н. Г. Кудрявцева, а среди преподавателей — педагоги из Академии художеств. Поступить в институт Ивану и Андрею не удалось: они расценивались властями как «дети помещика», которых всюду притесняли. Андрей, как старший брат, вынужден был вернуться в Лугу помогать в уборочных работах семье. Отец работал в Петрограде, а на выходные ездил в Лугу.

Несмотря на неудачную попытку с поступлением в институт, Иван остался жить в Петрограде 6. Именно в это время был открыт дополнительный прием во вновь образовавшийся Географический институт 7, о чем он узнал совершенно случайно из объявления. Несмотря на то, что территориально ИГИ находился намного ближе, да и дед, отец, старшие братья получили там образование, Иван самостоятельно принял решение поступить в Географический институт. Вероятно, на выбор Ивана повлияли воспоминания школьных лет, когда он участвовал в экспедициях профессора-ботаника С. С. Га-нешина в Луге и ее окрестностях.

В мемуарах Иван Кудрявцев особенно отмечал благоприятную атмосферу во время обучения и великолепие здания Географического института — дворца Великого князя Алексея Александровича, удачное расположение особняка, уютные интерьеры, мебель, сад [7, с. 12-14]. Но проучившись 3 недели, Кудрявцев был отчислен из института по указанию Наркомпроса как иностранный подданный. Дело в том, что все члены семьи Кудрявцевых имели финское подданство 8. Отец писал в письме Ивану, что диплом Географического института не мог предвещать ему успехи в будущей карьере.

1 Старший сын Галактион (Гуля) (? - 1906, Луга) умер от туберкулеза в гимназическом возрасте.

2 Семья проживала в г. Луге, имении Кудрявцево вблизи деревни Ведрово, в каменном трехэтажном доме по ул. Советская, д. 8, построенном Н. Г. Кудрявцевым, где верхний этаж был отдан семье его друга и коллеги священника профессора богословия в ИГИ М. П. Чельцова.

3 Кроме собственного дома и хозяйственных построек при нем, Н. Г. Кудрявцев построил в Луге церковно-приходскую школу между деревнями Ведрово и Корпово, Казанский Собор (1901-1904), Свято-Троицкую церковь (1905-1907) и часовню-усыпальницу.

4 Законы о начальном и среднем образовании. 1923-1927 гг. Декрет СНК РСФСР. Устав единой трудовой школы. 18.12.1923 г. // Музей истории российских реформ имени П. А. Столыпина. URL: ЬИр://музейреформ.рф/по<1е/13929.

а) б)

Рис. 1. Рисунки Ивана Кудрявцева в г. Луге Петербургской губ. нач. 1920-х годов, фоторепродукция: а) Церковь Св. Троицы. Рисунок. Перо, тушь; б) Собор Казанской Божьей Матери. Акварель. НБФ. Ф. Sl.Ms.KД. 84.1. Листки из семейной хроники Кудрявцевых, часть 1, 1989

5 Второй Петроградский Политехнический институт в 1918 году был реорганизован из Женского политехнического института (19151918) (б. Высшие женские политехнические курсы (1905-1915).

6 В архивах указаны два адреса: 4-я Рота (ныне 4-я Красноармейская), д. 12 (дом, построенный отцом), а также Лермонтовский пр., д. 50, кв. 151.

7 Географический институт реорганизован из Императорское Русского географического общества в 1845 г., преобразован в 1925 г. в Санкт-Петербургский государственный университет.

8 Галактион Андреевич Кудрявцев (1802-1867) брал строительные подряды в России и Финляндии. Был приписан к г. Вильман-странд (ныне г. Лаппенранта) как купец 1-й гильдии.

По рекомендации тети, как пишет И. Н. Кудрявцев, выбор семейного совета пал на Государственный Архитектурный институт (ГАИ)1 при Академии художеств, преобразованный годом ранее из Высших женских архитектурных курсов, где был объявлен добавочный прием, а ректором стал академик В. А. Щуко. Важно отметить, что название Академии художеств в 1920-е годы преимущественно использовалось в публикациях, а в архивных источниках указано официальное наименование вуза - Ленинградский ВХУТЕИН. Для семьи Кудрявцевых очень важным был тот факт, что ведущие педагоги Академии художеств по совместительству преподавали и в ГАИ. Профессор В. А. Щуко, видный мастер петербургской неоклассики 1910-х, один из создателей сталинской архитектуры, внес большой вклад в воспитание молодых архитекторов. Учебная программа Щуко, близкая к программе Академии художеств, давала фундаментальную подготовку и по техническим дисциплинам [10].

Результаты экзаменов, ранее сданных Иваном Кудрявцевым в ВППИ, оказались полезными. Сдав вступительные испытания по рисунку, он был принят в ГАИ на платной основе [6; 7, с. 14]. Сохранилась фотография с работы, выполненной студентом Кудрявцевым на втором курсе ГАИ - копия фасада Лоджии дель Ка-питанио, арх. А. Палладио. Этим произведением вдохновлялся В. А. Щуко при проектировании доходного дома К. В. Маркова (1911) (рис. 2). Проучившись год, Иван весной сдал экзамены и вернулся в Лугу помогать семье. А осенью вернулся в Ленинград, но уже вместе с братом Андреем, который поступал на 1 курс в ГАИ. Спустя еще два года, братья Кудрявцевы столкнулись с очередными трудностями - расформированием вуза.

В 1926 году в состав ЛВХТИ (б. ВХУТЕИН), образованного ранее при слиянии высших художественных мастерских, архитектурных и строительных институтов, вошли ВППИ и ГАИ. Младшие курсы (1-3 курс) ГАИ включили в состав Художественно-промышленного техникума 2, куда и был переведен Андрей Кудрявцев 3. А старшие курсы были переведены в здание б. Академии художеств на Университетской набережной, 17.

В 1927 году ГАИ был преобразован в дипломную мастерскую архитектурного факультета ЛВХТИ. Одной из причин образовательной реформы в этот период были

«проверка направления», «искоренение окопавшихся», - пишет в своих рукописях И. Н. Кудрявцев [7, с. 14].

В институте была принята «предметная система», т. е. засчитывались зачеты, а не курсы. В семейных хрониках И. Н. Кудрявцев эмоционально описывает этот сюжет: «... до осени мы можем приналечь и сдать зачеты за часть предметов четвертого курса! Преподаватели отнеслись чисто по-отцовски <.> отношение руководителей архитектурного проектирования было просто трогательное. Они заявили, что согласны летом бесплатно продолжить занятия с нами <.> осенью должна быть общая выставка исполненных работ, которые будут приниматься полным составом профессоров» [7, с. 14-15].

Осенняя выставка студенческих работ 1926-го вызвала всеобщее признание, - вспоминает Кудрявцев. Сдав экстерном 4 курс, он со всеми остальными студентами своего курса был переведен на архитектурный факультет ЛВХТИ 4. Сохранилась групповая фотография студентов и педагогов архитектурного факультета ЛВХТИ (без подписи). Автором публикации установлено, что на ней запечатлены студенты 5 курса, 1926/1927 уч. год (рис. 3). Ректором в то время был Э. Э. Эссен (1925-1929), среди педагогов архитектурного факультета были Н. Е. Лансере, В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх и др. 5

Рис. 2. Копия фасада Лоджии дель Капитанио, арх. А. Палладио. Италия, Винченца. Учебная работа, студент И. Н. Кудрявцев. ГАИ, Ленинград, фоторепродукция, 1924. Публикуется впервые

1 Доходный дом А. Е. Бурцева - Большой театр кукол, ул. Некрасова, д.10 (б. Бассейная).

2 Художественно-промышленный техникум (1921-1922) (неофициальное название - Таврическое училище) преобразован в Художественно-педагогический техникум (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха).

3 Окончил техникум через 2 года и получил звание строитель-

ного техника-художника. Позже заочно окончил строительный

институт. Братья Владимир (1896-1976) и Михаил (1897-1976) в 1923 году окончили инженерно-архитектурный факультет ИГИ (Ленинград, 1923). Михаил окончил аспирантуру в ЛАДИ на кафедре «Проектирование дорог» (Ленинград, 1932-1938), работал в СибАДИ (Омск, 1938) на кафедре «Автомобильные дороги и мосты», где получил звание профессора (1962). Евгения Кудрявцева (1899-1985) окончила частную женскую гимназию В. Н. Хитрово (Петроград, 1916), Инженерно-конструкторский комбинат (Ленинград, 1931-1935), работала в мастерской проф. Л. В. Руднева в Ленинграде.

Рис. 3. Групповая фотография студентов архитектурного факультета с педагогами, 5 курс, ЛВХТИ, И.Н. Кудрявцев (4-й ряд, 2-й слева), 1926/1927уч. год. НБФ. Ф. ЗШ5.КД. 84.1. Личные хроники, часть 1, 1989. Публикуется впервые

4 В числе выпускников ЛВХТИ в 1928 г. были Я. И. Рубанчик, Г. А. Гринберг, М. Г. Лурье, В. Я. Красовский, П. М. Кузанянц, В. М. Баронян (Паронян) и др.

5 Л. П. Молас, Н. В. Васильев, В. А. Волошинов, Н. А. Троцкий, П. А. Шилинговский, С. В. Домбровский, В. П. Белкин, А. З. Гринберг, Д. П. Бурышкин, Р. М. Габе, В. Н. Мешков и др.

Обращаясь к рукописям И. Н. Кудрявцева, переданным им на хранение в НБФ, автору публикации удалось не только изучить биографию архитектора, но и восстановить исторические факты в области высшего образования в Ленинграде, неразрывной деятельности вузов и проектных бюро, строительных организаций, а также различных мануфактур, где студенты могли проходить строительную практику и одновременно работать в качестве стажеров.

В ходе исследования было установлено, что учебный план архитектурного факультета в ЛВХТИ состоял из двух одинаково важных частей: научно-технической подготовки и общехудожественной, где архитектура рассматривалась как искусство '. Учебная программа архитектурного факультета была разделена на общий курс, где был разработан многосторонний подход к изучению искусств для всех факультетов, и специальный курс с более углубленным изучением строительных дисциплин.

Производственная часть программы архитектурного факультета протекала вне учебного заведения. Кроме практики геодезической и обмерно-ознакомитель-ной, учащиеся проводили каждое лето на строительных площадках. Но студенты, оформившиеся на работу в местные строительные фирмы, освобождались от летней практики в институте. Еще в 1927 году Кудрявцев начал работать в качестве стажера в Строительном отделе Ленинградтекстиля под руководством инженера Б. А. Аистова, работал над проектами расширения фабрик треста «Ленинградодежда» [6; 7, с. 16; 11].

Исследовательскими курсами при архитектурном факультете являлись т. н. Особые мастерские, в которых занимались конструктивно-расчетными исследованиями памятников монументального искусства, проблемами планировки городов и градостроительных ансамблей, промышленной архитектуры, археологии, истории искусств и, в частности, истории архитектуры, а также проблемами методологии преподавания.

Окончив архитектурный факультет ЛВХТИ (1928), И. Н. Кудрявцев был удостоен звания архитектора. Известна тема дипломного проекта: «Здание Академии художеств и Художественно-промышленного техникума». На эту же тему разрабатывали дипломный проект несколько студентов его курса [12, с. 248-252]. Сохранился диплом Ивана Кудрявцева (рис. 4 а,б) [6]. Научный руководитель Кудрявцева не известен, а сам дипломный проект не сохранился.

Окончив учебу в ЛВХТИ, дипломированный архитектор И. Н. Кудрявцев получил богатый теоретический и практический опыт. Профессиональная подготовка в петербургско-ленинградской архитектурной школе дала импульс для реализации творческого потенциала И. Н. Кудрявцева в исследовательской, педагоги-

1 НБА РАХ. Ф. 7, ОП. 1, Д. 151, Л. 64-72. Учебные программы и пояснительные записки к программам, учебным планам, к организации факультетов 1923 г.

ческой, проектной деятельности в России и Финляндии, чему будут посвящены следующие публикации 2.

Примечательно, что в мемуарах в 1989 году Кудрявцев описывает очень важные исторические события в системе образования ЛВХТИ, запечатленные и в его памяти. Окончив обучение, он не остался равнодушным к жизни института. С сожалением он вспоминает, как в 1920-30-е годы на смену лозунгам о новом революционном искусстве пришли новые призывы о восстановлении школ и преподавания. Ректор ЛВХТИ, «старый большевик» Э. Э. Эссен 3 энергично восстанавливал музей, отбирая образцы классических произведений искусства. Однако пришедший на смену ему (печально известный) Ф. А. Маслов, как пишет И. Н. Кудрявцев, стремительно начал уничтожать произведения искусства и гипсовые слепки античных богов [7, с. 22]. Тогда И. Н. Кудрявцев незамедлительно принял решение вывезти выставочные экспонаты, получив от отдела канцелярии право на временное хранение, а через два года произведения искусства были возвращены в музей. В результате многочисленных реорганизаций, упразднений, реформ в области образовательного процесса в ЛВХТИ, политических репрессий большая часть произведений 1920-1930-х годов не сохранилась до наших дней. В особенности в этот период уничтожались работы выпускников, позднее эмигрировавших из страны 4. Возможно, именно по этой причине в числе чудом сохранившихся работ студентов 1920-х годов работ Ивана Кудрявцева не оказалось.

// °

ДИПЛОМ

ВЫДАН КУДРЯВЦЕВУ ИВАНУ НИКОЛАЕВИЧУ родившемуся в 1904 году в городе Ленинграде, в том, что поступив в 1923 году в

АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

и

Рис. 4. Диплом И. Н. Кудрявцева, ЛВХТИ, 1928 г.: а) обложка; б) последняя страница диплома. НБА РАХ Ф. 7, Оп. 8, Д. 1408, Л. 11. Публикуется впервые

2 После окончания учебы Кудрявцев продолжил работать в Строительном Отделе Ленинградтекстиля до 1929 года. А в 1930 году был приглашен в Научно-исследовательский институт при ИНПИИ, работал в кабинете истории искусств, изучая древние постройки, и в кабинете архитектурного проектирования под руководством М. И. Рославлева, где совместно с Ф. Н. Пащенко работал по проектированию библиотечных зданий. По совместительству в 1930-е годы работал в мастерской Наркомпочтеля под руководством профессора Л. К. Кампе, проектируя жилые и общественные здания.

3 Предшественником его с 1922 по 1925 годы был В. Л. Симонов, а в 1929 году Э. Э. Эссена сменил Ф. А. Маслов, который проработал в должности ректора ЛВХТИ до 1932 года.

4 Грачева С. М. Российское академическое художественное образование в первой половине ХХ в.: апология традиции и проблемы современности // Вопросы образования. 2009. С. 236-252.

В полную меру Кудрявцев реализовал свой талант

в Финляндии (1938-1994), прожив там более полувека.

Однако, можно с увереннотью утверждать, что образование, полученное в архитектурной школе Ленинграда,

сыграло существенную роль в его творчестве.

Список цитируемой литературы:

1. Левошко, С. С. Кудрявцев Иван Николаевич / С. С. Левошко // Искусство и архитектура Русского Зарубежья : [сайт]. - URL: https://artrz.ru/menu/1804649223/1804870268.html (дата обращения: 30.04.2022).

2. Лисовский, В. Г. Иван Николаевич Кудрявцев: русский архитектор в Финляндии / В. Г. Лисовский // Петербургские чтения-95: Материалы науч. конф., 22-26 мая 1995 г. / Ассоц. исследователей С.-Петербурга и др. - Санкт-Петербург, 1995. - С. 272-275.

3. Лисовский, В. Г Русско-финский архитектор И. Н. Кудрявцев: жизнь и труды // Архитектурное наследие Русского зарубежья. Вторая половина XIX - первая половина XX в. / Сост. и отв. ред. С. С. Левошко. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2008.— С. 329-334.

4. НБА РАХ. Ф. 7, Оп. 3, Д. 389а.

5. НБА РАХ. Ф. 7, Оп. 4, Д. 227.

6. НБА РАХ. Ф. 7, Оп. 8, Д. 1408.

7. НБФ. Ф. Sl.Ms.K Д. 84.1. Листки из семейной хроники Кудрявцевых. Часть первая. 1989.

8. Ольшак, Я. А. Творческое наследие выпускника Ленинградского ВХУТЕИНа И. Н. Кудрявцева / Я. А. Ольшак // Наука, образование и экспериментальное проектирование-2022: Материалы науч. конф., 4-8 апреля 2022 г. - Москва : МАРХИ, 2022. — С. 114.

9. Ольшак, Я. А. Традиции и новаторство в архитектуре православных храмов И. Н. Кудрявцева в Финляндии, вторая пол. XX века / Я. А. Ольшак // Современная архитектура мира: основные процессы и направление развития: Тезисы науч. конф., 4-5 октября 2021 г. - URL: https://archi.ru/elpub/94453/ tradicii-i-novatorstvo-v-arkhitekture-pravoslavnykh-khramov-i-n-kudryavceva-v-finlyandii-vtoraya-polovina-hh-veka (дата обращения: 25.04.2022).

10. Славина, Т. А. Владимир Щуко / Т. А. Славина. - Ленинград: Лениздат, 1978. — 136 с.

11. ЦГА СПб. Ф.Р-1728. Оп. 127. Д. 557.

12. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915 - 2005 / Авт.-сост. С. Б. Алексеева; научн. ред. Ю. Г. Бобров. - Санкт-Петербург, 2007. — 792 с.

Н. Г. Благовидова 10.24412/cl-35672-2022-1-0086

N. G. Blagovidova

Тематика студенческих конференций в Московском архитектурном институте в 1951-1953 годах

Topics of student conferences at the Moscow Architectural Institute in 1951-1953

Ключевые слова: МАИ, студенческое научное общество, темы студенческих конференций. Keywords: Moscow Institute of Architecture, student scientific society, student conference.

Аннотация: В статье предложена периодизация деятельности Студенческого научного общества (СНО) на основе тематики докладов конференций, которые проводились в Московском архитектурном институте в 1950-е годы. Обращается внимание на влияние идеологических установок на темы студенческих исследований и докладов. Приводятся выдержки из программ конференций СНО 1951-1953 годов, сохранившихся в архиве И. В. Ламцова (архив находится в Музее МАРХИ).

Abstract: The paper offers a periodization of the Student Scientific Society (SSE) activities based on the topics of the reports of the conferences held at the Moscow Institute of Architecture in the 1950s. The article pays attention to the influence of ideological settings on the topics of students' research and reports. Excerpts from the programs of the conferences of the Student Scientific Society in 1951-1953 from I.V. Lamtsov's archive of the Museum of the Moscow Architectural Institute are given.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В фондах Музея МАРХИ выявлены программы конференций Студенческого научного общества (СНО), в которое входили наиболее способные студенты Московского архитектурного института [2, 3]. Исследование деятельности СНО на фактологическом материале дало возможность проследить изменения в научной направленности конференций и в темах исследований студентов в один из самых интересных периодов в истории страны и в архитектурном образовании.

Страна восстанавливалась после Великой Отечественной войны, новые обстоятельства обусловили мощные импульсы для количественного и качественного скачка в характере и содержании архитектурной практики, в частности градостроительных работ. Послевоенное десятилетие (1945-1955) определялось не-

обходимостью выполнить план по строительству жилья; также перед архитекторами стояла задача выразить в архитектуре значение победы СССР в Великой Отечественной войне [1].

Постепенно в стране выстраивалась линия насыщенного символического содержания архитектурно-художественного образа советских городов, которая противопоставлялась архитектуре капиталистических стран. В 1948 году была высказана идея укрепить силуэт города путем возведения зданий высотой 150—250 метров, которые могли бы образовать систему пространственных ориентиров. В 1951 году был принят десятилетний план реконструкции столицы, ставший продолжением принятого после войны пятилетнего плана. В нем развивались градостроительные принципы, заложенные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.