Научная статья на тему 'Роберт Фальк – учащийся УЖВЗ'

Роберт Фальк – учащийся УЖВЗ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
88
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЖВЗ / СГХМ / ВХУТЕМАС / Фальк Р.Р. / UZHVZ / SGHM / VKHUTEMAS / Falk R.R.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Диденко Юлия Викторовна

В статье рассматривается учебный период Р.Р. Фалька в УЖВЗ на живописном отделении (1905–1910). Перечисляются учебные работы с указанием классов, в которых они были выполнены, и имен художников-руководителей. Материалы приводятся по монографии Д.В. Сарабьянова, «Художественному дневнику (1903–1917)» Р.Р. Фалька. А также использованы документы из собрания РГАЛИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Robert Falk – student of the UZHVZ

The study period of R.R. Falk in UZHVZ at the painting department (1905–1910) is considered. The educational works are listed, indicating the classes in which they were performed, and the names of the artists-leaders. The materials are based on the monograph by D.V. Sarabyanov, the "Art Diary (1903–1917)" by R.R. Falk, and documents from the RGALI collection are also used.

Текст научной работы на тему «Роберт Фальк – учащийся УЖВЗ»

Образование

Ю. В. Диденко 10.24412/cl-35672-2022-1-0084

Yu. V Didenko

Роберт Фальк - учащийся УЖВЗ Robert Falk - student of the UZHVZ

Ключевые слова: УЖВЗ, СГХМ, ВХУТЕМАС, Фальк Р. Р. Keywords: UZHVZ, SGHM, VKHUTEMAS, Falk R. R.

Аннотация: В статье рассматривается учебный период Р.Р. Фалька в УЖВЗ на живописном отделении (1905-1910). Перечисляются учебные работы с указанием классов, в которых они были выполнены, и имен художников-руководителей. Материалы приводятся по монографии Д. В. Сарабьянова, «Художественному дневнику (1903-1917)» Р.Р. Фалька. А также использованы документы из собрания РГАЛИ.

Abstract: The study period of R.R. Falk in UZHVZ at the painting department (1905-1910) is considered. The educational works are listed, indicating the classes in which they were performed, and the names of the artists-leaders. The materials are based on the monograph by D.V. Sarabyanov, the "Art Diary (1903-1917)" by R.R. Falk, and documents from the RGALI collection are also used.

Творчество Роберта Рафаиловича Фалька (1886-1958), художника, фанатично преданного живописи и оставившего огромное наследие, изучено достаточно основательно. Однако тема его учебы в УЖВЗ еще не становилась предметом специального исследования.

Роберт Фальк родился в обеспеченной семье юриста, и родители прочили сыну статусную карьеру врача. Однако мальчика с детства тянуло к искусству. Рисовать он начал еще в школьные годы, а немного позже серьезно занялся музыкой.

«К 16-ти годам я изрядно играл на рояле и готовился поступить в Консерваторию, но летом 1903 года мне подарили масляные краски. И я снова страстно увлекся живописью» [7, с. 10].

О еще одном импульсе к занятиям живописью известно из воспоминаний ученика Фалька: «Фальк мне рассказывал, что в юности готовился стать музыкантом, хотя и очень любил живопись. Но однажды он встретил своего соученика по гимназии А. В. Куприна, который в ту пору занимался в студии Юона. Куприн посоветовал ему поступить в ту же студию. Там Фальк настолько увлекся живописью, что постепенно стал забрасывать музыку» [11, с. 180].

Хотя родители не одобряли его выбор, но он твердо решил стать только художником, потому что он без живописи «не может жить» [11, с. 181].

Первая попытка поступления Р.Р. Фалька в УЖВЗ состоялась в 1904 году, но окончилась неудачей. «Фальк не любил вспоминать об этом. Лишь в одном месте художник несколькими словами обмолвился об этом факте: в его "Художественном дневнике" <...> в разделе "1904 год"

значится: "После первого неудачного экзамена в Московское училище живописи"» [10, с. 37]. После этого события Фальк продолжил усиленно работать, занимаясь в частной школе К. Ф. Юона на Арбате и в студии рисунка И. И. Машкова. При второй попытке поступления в 1905 году 18-летний Фальк «по конкурсу (вступительный экзамен) прошел одним из первых» [7, с. 10], что «несколько примирило» его родителей с выбором сыном профессии.

В первые годы учебы в УЖВЗ Фальк занимался у мастеров старшего поколения, представлявших реалистическую школу живописи: А. Е. Архипова, Ап. М. Васнецова, Л. О. Пастернака. Вместе с тем на его становление повлиял круг соучеников (М. Ф. Ларионов, И. И. Машков, А. В. Куприн и др.). В своей автобиографии Фальк писал: «В это время в школе чувствовались веяния разнообразных направлений, характерных для русского искусства начала ХХ века. Там я сдружился с художниками новых течений, такими, как Машков, Конча-ловский, Куприн, Лентулов, Рождественский» [7, с. 11]. Основными своими учителями Фальк считал руководителей портретно-жанровой мастерской В. А. Серова и К. А. Коровина, у которых занимался на завершающей стадии обучения - «по классу мастерства» [7, с. 11]. Работа Фалька в мастерской Коровина в последний учебный год (1909-1910) оказала решающее влияние на становление молодого живописца. Своей последней жене А. В. Щекин-Кротовой Фальк рассказывал: «Он [Коровин] любил нас — Ларионова, меня, Куприна, Рождественского и других, называл нас "Мои Аполлоны"» [5, л. 21-22].

Первоисточником информации о работах, выполненных Фальком в УЖВЗ, служит так называемый «Художественный дневник» Р. Р. Фалька (далее - «Дневник» '). Этот уникальный документ не относится к привычному мемуарному жанру, а представляет собой тетрадь, заполненную сделанными по памяти схематическими композиционными зарисовками живописных произведений 1903-1917 годов. Многие зарисовки снабжены пометками с авторскими названиями работ и кратким комментарием к ним (указанием размера в вершках и аршинах, сведениями об участии работ в выставках). Материалы «Дневника» позволяют классифицировать по учебным классам его ученические работы, выполненные маслом на холсте, чтобы представить, как шло формирование Фалька-живописца.

В Головном классе училища Фальк занимался в 1905 году под руководством К. Ф. Юона и А. П. Большакова. От этого периода сохранилось три учебных полотна. «Женский портрет. Этюд у Большакова» хранится в Музее-заповеднике «Абрамцево», опубликован в каталоге произведений Фалька [10, с. 169]. Следующие два живописных портрета публикуем в данной статье: «Натурщица Капитанова. Этюд у Юона» (рис. 1а) и «Старик-натурщик (этюд)» (рис. 1б). Первый портрет находится в Сахалинском областном художественном музее, Южно-Сахалинск, второй - в Музее-заповеднике «Абрамцево».

Стоит обратить внимание на тот факт, что Фальк приводит в «Дневнике» имя натурщицы - Капитанова. Из записей следует, что натурщиц Капитановых в УЖВЗ было две - старшая и младшая. О версии их идентификации как художницы Ю. Г. Араповой (урожденной Ка-питановой) и ее сестры Е. Г. Капитановой (в замужестве Вахмистровой) автором упоминалось в комментарии к каталогу работ Р. Фалька [8, с. 75]. Отметим также, что модель фальковского этюда с рыжим стариком-натурщиком, выполненного в классе К. Ф. Юона, имеет несомненное сходство с картиной И. И. Машкова «Стоящий натурщик» (1903-1904) из собрания ГРМ.

а) б)

Рис. 1: а) Натурщица Капитанова. 1905. Этюд. Холст, масло. 53,5x38. Опубл.: [10, с. 168]; б) Старик-натурщик. 1905. Этюд. Холст, масло. 53,5x43,5. Опубл.: [10, с. 168]

1 Хранился в частном архиве, в Москве. Впервые опубликован в 2002 г. московским издательством ЫС8. Второе издание осуществлено издательством «Круг коллекционеров» в 2016 году.

Ко времени занятий в 1905/1906 учебном году по «предметной живописи» в классе Ап. М. Васнецова относятся несколько натюрмортов: «Хризантемы» (1905), «Рододендроны в горшках» (1906), «Натюрморт со скульптурной фигуркой» (1906) [10, с. 170, 186]. К сожалению, ни один из них до настоящего времени не уцелел.

В 1906 году в Фигурном классе Фальком была выполнена композиция женской фигуры в рост, от которой в настоящее время сохранился лишь фрагмент - погруд-ный портрет (вырезан самим художником из большого холста): «Женщина в шляпке с пером» (Сумской художественный музей им. Н. Онацкого, Украина) [10, с. 186].

В 1907 году Фальк работал в Натурном классе, но все три дошедшие до нас произведения не были окончены автором. Два из них - композиция «Обнаженный мальчик, лежащий на фоне голубой драпировки» (ГМИИ Республики Татарстан, Казань) и «Обнаженный сидящий натурщик в светло-зеленой шапке» (частное собрание, Москва), от которого остался лишь небольшой верхний фрагмент, - являются оборотными сторонами других картин [8, с. 12, 65; 10, с. 199, 208].

Больше всего ученических работ Фалька уцелело от периода учебной практики весной и осенью 1907 года на академической даче в селе Дубровицы Московской губернии (рис. 2). Эта фотография сохранилась в РГАЛИ [12, с. 158].

»

Рис. 2. Учащиеся УЖВЗ на летней практике на учебной даче Ап. М. Васнецова. Село Дубровицы Московской губ. Слева направо: Петров, Н. Н. Агапьева, Е. С. Потехина (будущая жжена Р. Фалька), Ю. Н. Русецкая, Р. Р. Фальк, М. Е. Харламов. Групповая фотография. 1907

а) б)

Рис. 3: а) Фальк Р. Р. Лиза на солнце (Е. С. Потехина). 1907. Холст, масло. 94,5x81,7. Опубл.: [10, с. 208]; б) Р. Р. Фальк. Обнаженная. (Младшая Капитанова). 1908. Холст, масло. 77x56,5. Опубл.: [8, с. 75]

330

Образование

Ап. М. Васнецов, руководивший Пейзажным классом в 1901-1918 годах выезжал с учащимися для работы на пленэре (рис. 2). Описывая в своей автобиографии обстановку «пейзажной мастерской», Васнецов отмечал, что как педагог он «с особенной настойчивостью требовал для пейзажиста впечатления пространства; без пространства нет пейзажа» [7, с. 22-23].

В это время была написана самая известная картина Фалька импрессионистического периода «Лиза на солнце» (рис. 3а) (хранится в ГМИИ Республики Татарстан, Казань). Позировала соученица и будущая жена (первая) художника Елизавета Сергеевна Потехина. Согласно «Дневнику», в Дубровицах Фальком в общей сложности было выполнено около 22 пейзажей (картин и этюдов маслом), из которых сохранилось 10 работ: «Молодые стволы» (Ярославский художественный музей); «Молодые стволы. (Березки)» (Пермская художественная галерея); «Цветущая сирень» (частное собрание, Москва); «Золотая осень. (Осенние листья)» (Донецкий областной художественный музей, Украина) и др. [10, с. 203-211, 214-216].

В 1908/1909 учебном году Фальк учился в Портретно-жанровом классе в мастерской В. А. Серова, где было написано полотно «Обнаженная» (рис. 3б). В работе запечатлена вторая натурщица с фамилией Капитанова. Картина хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск [8, с. 75].

В 1909 году Фальк работал в Портретном классе в мастерской К. А. Коровина. Из учебных работ этого времени сохранилось только два полотна. Композиция «Две обнаженные натурщицы» (Чувашская государственная художественная галерея, Чебоксары [8, с. 76-77]), была, вероятно, написана в том же классе, что и полотно И. И. Машкова «Две сидящие натурщицы на фоне драпировок», настолько они схожи по постановке.

Вторая картина - «Цирковая артистка» (Химкинская картинная галерея им. С. Н. Горшина) была идентифицирована лишь в 2018 году. К сожалению, она дошла до нас в разрезанном виде: сохранилась только верхняя часть изображения, тогда как в первоначальной композиции фигура была представлена в рост (рис. 4).

Рис. 4. Фальк Р. Р. Цирковая артистка (фрагмент). 1909. Холст, масло. 90x78. Опубл.: [8, с. 14]

Всего в настоящее время насчитывается 23 сохранившиеся учебные живописные работы Фалька. Они хранятся в музейных собраниях в Подмосковье, Ярославле, Перми, Южно-Сахалинске, Чебоксарах, Казани, Донецке и Сумах (Украина), а также в частных коллекциях Москвы и Санкт-Петербурга. Как уже было отмечено, некоторые из этих работ уцелели лишь во фрагментах (полотна были разрезаны самим художником). На оборотах других картин их автором позже были написаны другие произведения, что происходило из-за отсутствия чистых холстов для осуществления новых замыслов. «Дневник» дает ценную информацию, позволяя получить некоторое представление об утраченных ранних произведениях Фалька. Кроме того, зарисовки помогают при идентификации вновь обнаруженных работ, как это произошло с «Цирковой артисткой».

Некоторые из выполненных в училище работ Фалька экспонировались на выставках: 28-й выставке картин учеников УЖВЗ (1906-1907, №№326-331), 30-й юбилейной выставке картин учеников УЖВЗ (1907-1908, №№186-189). Большей частью упомянутые произведения по своему характеру были чисто ученическими. В однофигурных композициях натурщиков и натурщиц (часто обнаженных), в многочисленных портретных этюдах (среди них преобладали погрудные изображения в профиль или анфас, а также встречались поколенные портреты) Фальком «осваивалась иконография портретного искусства начала ХХ века» [10, с. 39]. Согласно «Дневнику», самым редким жанром в учебный период был натюрморт.

Творческие принципы педагогов УЖВЗ, ориентировавшихся на традиционные реалистические представления об искусстве, не всегда совпадали с новаторскими поисками некоторых учащихся (М. Ф. Ларионова, И. И. Машкова и др.), что создавало напряженную атмосферу в стенах училища. Одна из конфликтных ситуаций возникла в 1909 году в портретном классе, где преподавал К. А. Коровин. Как-то заболевший Коровин попросил Л. О. Пастернака временно заменить его на занятиях, что вызвало недовольство учеников - приверженцев новейших течений живописи. Они «все как один встали, сложили мольберты и покинули аудиторию. Всю группу в количестве 35 человек исключили» [5, л. 21-22]. Сам Фальк в анкете 1924 года в качестве причины своего исключения называл «следование принципам французских импрессионистов, а не принципам своих руководителей» [2, л. 9-10].

После исключения Фальку и его товарищам (И. И. Машкову, М. Ф. Ларионову, А. И. Куприну, В. В. Рождественскому) руководством УЖВЗ было предложено подать «прошение, нечто вроде извинения в совет преподавателей, и закончить курс со свидетельствами на право преподавания рисования в школе» [2, л. 9-10]. Фальк в своем заявлении от 25января 1910 года написал: «Подчиняясь постановлениям совета гг. преподавателей, прошу зачислить меня учеником портретного класса. Р. Фалькъ» [5, л. 22]. Вскоре многие учащиеся были восстановлены. Вместо диплома художника Фальк получил лишь «Свидетельство» под №822 от 19 декабря 1909 года, подтверждающее, что он «окончил полный курс наук Училища и за оказанные им успехи в искусстве в 1909-1910 учебном году удостоен звания

учителя рисования» [12, с. 21]. Учебных работ 1910 года в «Дневнике» не обнаружено.

Кризис в УЖВЗ на почве конфликта между педагогами и учениками был преодолен только в 1918 году, когда были образованы Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ), «где прежние ученики стали профессорами» [10, с. 38]. Как и другие его соученики из группы исключенных, Фальк начал преподавать в реорганизованном УЖВЗ, сменившем название с осени 1918 года на СГХМ, а с 1920 года - на ВХУТЕМАС. Фальк-педагог успешно применял усвоенные им уроки своих известных учителей, проявляя то «отношение к искусству как к высокой и трудной профессии, которое он мог перенять у Серова» [10, с. 39].

Список цитируемой литературы:

1. ОР ГТГ. Ф. 3. Ед. хр. 317.

2. РГАЛИ. Ф. 2701. Оп. 1. Ед. хр. 147.

3. РГАЛИ. Ф. 2958. Оп. 1. Ед. хр. 165.

4. РГАЛИ. Ф. 3018. Оп. 1. Ед. хр. 145.

5. РГАЛИ. Ф. 3018. Оп. 2. Ед. хр. 100.

6. РГАЛИ. Ф. 680. Оп. 2. Ед. хр. 1950.

7. Р. Р. Фальк. Автобиография // Р. Р. Фальк Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике / Сост. и примеч. А. В. Щекин-Кротовой. - Москва : Советский художник, 1981.

8. Роберт Фальк. Живопись. Дополнения к каталогу-резоне / Сост. Ю. В. Диденко. - Москва : Три квадрата, 2018.

9. Роберт Фальк. Художественный дневник (1903-1917) / Публ., вступ. ст., составление А. Г. Эмдин. - 2-е изд., доп. - Москва : Круг коллекционеров, 2016.

10. Сарабьянов, Д. В. Живопись Роберта Фалька. Полный каталог произведений / Д. В. Сарабьянов, Ю. В. Диденко. - Москва : КомпьютерПресс, 2006.

11. Хазанов, М. Т. О Фальке // Р. Р. Фальк. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике / Сост. и примеч. А. В. Щекин-Кротовой. - Москва : Советский художник, 1981.

12. Щекин-Кротова, А. В. Мой Фальк / А. В. Щекин-Крото-ва; вступ. ст. Д. В. Сарабьянова; составление и публикация Ю. В. Диденко, А. Г. Эмдин. - Москва : НОЯ 2005.

Я. А. Ольшак Y. A. Olshak

10.24412/cl-35672-2022-1-0085

Архитектор Иван Кудрявцев - выпускник Ленинградского ВХУТЕИНа Architect Ivan Kudryavtsev is a graduate of the Leningrad VKHUTEIN

Ключевые слова: И. Н. Кудрявцев, Академия художеств, Архитектурный институт, Ленинградский ВХУТЕИН. Keywords: I. N. Kudryavtsev, Academy of Arts, Architectural Institute, Leningrad VKhUTEIN.

Аннотация В статье рассмотрен период подготовки к будущей профессии архитектора И. Н. Кудрявцева в учебных заведениях Петрограда-Ленинграда. Отмечен тот факт, что первые художественные навыки им были приобретены в собственной семье архитекторов-строителей. Проанализированы обстоятельства первоначального обучения в Государственном архитектурном институте (с 1923). Сделан вывод, что значительную роль в профессиональном становлении архитектора сыграл Ленинградский ВХУТЕИН (1926-1928). Abstract The article considers the period of preparation for the future profession of architect I. N. Kudryavtsev in educational institutions of Petrograd-Leningrad. Attention is drawn to the fact that he acquired his first artistic skills in his own family of architects-builders. The circumstances of the initial education at the State Architectural Institute (since 1923) are analyzed. It is concluded that the Leningrad VKHUTEIN (1926-1928) played a significant role in the professional development of the architect.

Имя архитектора Ивана Николаевича Кудрявцева (31.03.1904, Санкт-Петербург - 13.08.1995, Хельсинки) вызывает интерес у отечественных и зарубежных исследователей вот уже четверть века. В России творческая биография И. Н. Кудрявцева впервые была представлена в 1995 году В. Г. Лисовским, состоявшим с архитектором в переписке [2]. Основываясь на рукописных мемуарах самого архитектора, Лисовский указал, что И. Н. Кудрявцев окончил Академию художеств 1 в 1928 году [2]. В следующей статье (2008) исследователь формулирует особенности творческого почерка Кудрявцева

До революции имело наименование Высшее художественное училище (ВХУ), а после революции: Петроградские государственные Свободные художественно-учебные мастерские (ПГСХУМ) (1918-1921), Петроградские Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) (1921-1922), Петроградский Высший художественно-технический институт ВХУТЕИН (1922-1924), Ленинградский Высший художественно-технический институт (ЛВХТИ) (1924-1930), Институт пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ)(1930-1932), Институт живописи, скульптуры и архитектуры (1932-1933), Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (1933-1944).

в 1930-е годы в СССР, а затем в 1950-1970-е годы уже в Финляндии [3]. Далее С. С. Левошко изучала творческий путь зодчего-эмигранта, основываясь на архивах, хранящихся в Национальной библиотеке Финляндии (НБФ) в Хельсинки (ряд докладов, одна энциклопедическая статья, 2014) [ 1]. Автор данной публикации продолжает изучение архитектурной династии Кудрявцевых и судьбы последнего ее представителя Ивана Николаевича [8, 9].

Задачей настоящего исследования стало изучение периода обучения Ивана Кудрявцева в 1923-1928 годах в ЛВХТИ. Впервые вводятся в научный оборот архивные материалы студенческих лет Кудрявцева, находящиеся в НБФ, Научно-библиографическом архиве Российской Академии художеств (НБА РАХ) [4-7, 11].

Иван Кудрявцев родился в Санкт-Петербурге в семье архитекторов-строителей. Дед, отец учились и преподавали 2 в Строительном училище - Институте гражданских

2 Курс отопления и вентиляции / Сост. С. Б. Лукашевич; под ред. Н. Г. Кудрявцева. Типография А.М. Котомина, 1878. 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.