Научная статья на тему '«Архитектор Иосиф Каракис: от авангарда до постмодернизма»'

«Архитектор Иосиф Каракис: от авангарда до постмодернизма» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
249
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Архитектор Иосиф Каракис: от авангарда до постмодернизма»»

Архитектор Иосиф Каракис: от авангарда до постмодернизма

Юнаков О. Архитектор Иосиф Каракис. Жизнь, творчество и судьба / Олег Юнаков. - Нью-Йорк: Алмаз, 2016. - 544 с., ил.

В издательстве «Алмаз» (Нью-Йорк) в конце 2016 года вышла книга «Архитектор Иосиф Каракис. Жизнь, творчество и судьба». В ней впервые подробно освещена биография Иосифа Юльевича Каракиса (1902-1988) - крупного архитектора, внёсшего весомый вклад в становление и развитие архитектуры и градостроительства Украины с 20-х по 80-е годы ХХ столетия.

Возможно, кто-то сразу обратит внимание на дифференциацию понятий «жизнь» и «судьба». Этот заявленный в заглавии приём воспринимается, впрочем, по прочтении книги как вполне логичный. К слову, об авторе: им стал правнук Иосифа Каракиса, исследователь истории и архитектуры Украины, 1Т-архитектор Олег Юнаков, сумевший включить в книгу многое из того, что до сей поры было известно лишь узкому кругу родственников и ближайших друзей архитектора. Благодаря этому биография героя приобрела особый оттенок и наполнилась ранее неизвестными житейскими подробностями. Особую ценность книге придаёт и то, что её редактором и научным консультантом стала дочь Иосифа Юльевича - кандидат архитектуры Ирма Иосифовна Каракис.

В предисловии 0. Юнаков пишет: «Попытка отнести здания, созданные по проектам зодчего, к какому-то одному стилю, обречена на неудачу. И. Каракис активно творил более пятидесяти лет, в тот полувековой период, который подарил миру массу новых архитектурных идей и был отмечен частыми изменениями стиля и направленности в архитектуре». Действительно, Иосиф Юльевич Каракис начал проектировать и строить в эпоху авангарда (мы на-

меренно не подчёркиваем деления новаторских течений 1920-х годов на «конструктивизм», «рационализм», «функционализм» и пр.), а последняя реализация его проекта датирована 1978 годом, когда в украинской (ещё тогда относящейся к советской) архитектуре стали проявляться ростки уже хорошо знакомого Европе постмодернизма. Таким образом, общемировые архитектурные направления соседствуют у Каракиса с «чисто» советскими, а если прибавить сюда украинский колорит (то проявлявшийся более ярко, то «космополитично» уходивший в тень), творчество зодчего приобретает ещё более широкий стилевой диапазон.

В истории Киева не так много архитекторов, постройки которых можно назвать «знаковыми», и Иосиф Каракис как раз и является одним из них. Пример такого объекта - жилой комплекс на улице Январского восстания (ныне улица Ивана Мазепы). Столь же неотделимым от облика Киева могло бы стать здание Еврейского театра, но судьба его оказалась слишком короткой и печальной. По-своему выделяются три проекта, осуществлённые Каракисом вне Киева: реконструкция Соц-города в Кривом Роге (1933-1934), Дом офицеров Красной Армии в приволжском городе Энгельсе (1935) и гостиница в Ворошиловграде (Луганске, 1952). Эти реализации, возможно, по причине своего местоположения - в относительно небольших и периферийных городах - известны несколько меньше. Однако процесс проектирования и строительства таких «осо-

Иосиф Юльевич Каракис за рабочим столом. 1980-е годы

бых» зданий в творчестве Иосифа Каракиса освещён в книге широко и всесторонне.

Обратим внимание на то, что в перечне построек четко выделяется несколько этапов, свидетельствующих о своего рода «географической привязанности» архитектора на различных этапах его деятельности. В так называемый «переходный период» от авангарда к освоению классического наследия из почти двух десятков объектов (реализованных до 1935 года) собственно киевских насчитывается только пять. В период же с 1935 по 1941 годы архитектор осуществил уже более 20 объектов, и почти все - в Киеве (исключение составляет упомянутый выше Дом офицеров в Энгельсе). Далее следует короткий узбекский период (1942-1944; шесть объектов). В послевоенные десятилетия Каракис активно работает преимущественно по всей Украине (из нескольких десятков реализаций всего шесть проектов осуществлено в Киеве, включая типовые). Приведённая блиц-раскладка деятельности Иосифа Каракиса по хронологическим периодам не только отражает этапы истории советской архитектуры в целом, но и даёт представление об эволюции творчества архитектора: от находящегося в творческом поиске молодого новатора - до мастера первой величины, творчество которого охватывает значительное географическое пространство юго-востока и юга бывшего СССР.

Следует отметить, что многие постройки Иосифа Каракиса играли и продолжают играть важную роль в формировании городских ансамблей (прежде всего, Киева); некоторые из них занимают ключевые места на «золотых точках» неповторимого киевского рельефа. Архивные материалы по этим проектам, в изобилии представленные в книге, позволяют понять авторские градостроительные замыслы, в которых явственно ощущаются смелые попытки масштабного сопоставления новых объектов и существующей, достаточно сложной для

архитектора, природной и рукотворной среды древнего города. Так, упомянутый выше жилой комплекс на улице Январского восстания, помимо прямой функциональной роли, решает задачи создания нового фасада, обращённого к Днепру, одновременно формируя выразительный силуэт одного из центральных городских кварталов. Со строительством жилого здания комсостава Киевского военного округа возник деликатный (и, увы - по причинам, не зависящим от архитектора - непродолжительный) диалог новой вертикали и колокольни Софийского собора - одной из важнейших доминант панорамы Киева.

Внимание Иосифа Юльевича Каракиса к вопросам сохранения исторической среды в целом и наиболее ценных её объектов проявилось при проектировании и строительстве здания экспериментальной специальной художественной школы для одарённых детей (ныне - Национальный музей истории Украины). Архитектор тактично расположил свой объект на одном из наиболее выразительных киевских холмов, в окружении ценнейших памятников археологии и архитектуры, во главе со знаменитой Андреевской церковью. Несмотря на колоссальное давление со стороны политической власти, не просто «не обращавшей внимания» на историко-архитектурное наследие, но и стремившейся при удобном случае физически уничтожить его, Каракису удалось найти компромиссный вариант расположения здания, при котором были сохранены многие исторические памятники, включая фундамент древнейшей Десятинной церкви. Эпопея выбора места и последующего строительства художественной школы также ярко и красочно описана в книге Олега Юнакова.

Помимо решения крупных градостроительных задач, Иосиф Каракис разрабатывал проекты зданий, где во главу угла ставились вопросы композиционного и декоративно-художественного характера. Такова уже упомянутая гостиница в Луганске, таковы многочисленные здания школ в разных городах

Художественная школа - первая экспериментальная спецшкола для одаренных детей. 1930-е годы. Ныне - Национальный музей истории Украины. Фото 2012 года

2 2017 145

Украины, где архитектор становится, по сути, руководителем серьёзных экспериментальных работ в области создания нового художественного языка, учитывающего национальные традиции и своеобразие украинского народного искусства. К этому же направлению творческой деятельности Каракиса можно отнести конкурсное решение мемориала «Бабий Яр», однако, учитывая место трагедии и характер рельефа, вполне можно было бы включить эту работу архитектора в раздел градостроительных проектов и реализаций.

Таким образом, всю творческую деятельность Иосифа Каракиса следует рассматривать в контексте его собственного синтетического авторского почерка, где вопросы создания объёмно-пространственной композиции, формирования силуэта, соответствия нового объекта сложившейся среде органично связаны с поисками наиболее оптимального структурного решения фасадов, пластики и цвета отдельных фрагментов и деталей. Широко представленные Олегом Юнаковым проектные материалы, многие из которых приводятся впервые, прекрасно иллюстрируют эту особенность творчества зодчего.

Самостоятельным разделом книги является живопись и графика И.Ю. Каракиса, представляющая Иосифа Юльевича ещё и как незаурядного художника со своей самобытной живописной манерой. Графику и живопись архитектора органично дополняют эскизы и другие подготовительные проектные материалы, выполненные в ходе работы над объектами. Этот раздел также прекрасно иллюстрирует и последний этап жизни архитектора, в котором профессиональная деятельность мастера и его творческий досуг образовали единое и неразрывное целое.

Важно отметить, что помимо проектной работы Иосиф Каракис в течение ряда десятилетий преподавал в Киевском инженерно-строительном институте. Многие из его студентов

Ресторан Динамо. 1950-1980

впоследствии стали известными архитекторами и заслуженными деятелями искусств, членами Украинской академии архитектуры, воссозданной в 1994 году. Начав свою деятельность в эпоху авангарда, когда его учителями были яркие архитекторы дореволюционной эпохи, он сумел создать целую плеяду учеников и передать им многие из своих творческих принципов, а его ученики, в свою очередь, передавали их тем, кто сейчас создаёт новую страницу истории архитектуры и градостроительства Украины. Это ещё раз говорит о том, что память об архитекторе остаётся не только в его постройках - её сохраняют люди, в становление которых мастер вложил частицу своей души.

Анализируя вслед за автором книги профессиональную деятельность Иосифа Юльевича Каракиса, мы затрагиваем в основном вопросы содержательного характера, лишь «вскользь» упоминая о форме подачи материала. И здесь можно лишний раз использовать избитую сентенцию, что «недостатки книги являются продолжением её же достоинств».

Стремясь обнародовать как можно больше архивных материалов (которые, вне всяких сомнений, давно уже были достойны опубликования), автор своеобразно объединил, по сути, два самостоятельных повествования, где деятельность Каракиса-архитектора переплетается со страницами его жизни как семьянина, гражданина, учителя или общественного деятеля. Такая концепция вызывает безусловный интерес, но из-за обилия материала в ряде мест читателю трудно сразу найти нужную иллюстрацию к текстовому разделу. Представлено много документов, которые следовало бы привести в более крупном масштабе: из-за мелкого рукописного текста некоторые из них читаются с трудом, а в соседстве с крупными фотоизображениями зданий - практически не воспринимаются глазом. По всей видимости, этого не позволял фиксированный объём книги. Но повторим, это не что иное, как проявление особых чувств автора книги к герою повествования - и как к прадеду, и как к человеку, прожившему долгую и трудную жизнь, и как к выдающемуся архитектору своей эпохи. При этом широко представленные в книге архивные материалы позволяют рассматривать её не только как страницу истории архитектуры советской Украины, но и как ценнейшее свидетельство эпохи в целом, во всех своих проявлениях. На её страницах оживает атмосфера времени, в котором жил и творил мастер.

Книга «Архитектор Иосиф Каракис. Жизнь, творчество и судьба» будет полезна читателям разного возраста, разных профессий и даже разных политических взглядов. Она важна и интересна не только повествованием о высококлассной архитектуре как таковой, но представляет собой яркую иллюстрацию возможностей подлинного творчества в самых сложных и необычных ситуациях, с которыми все мы вынуждены постоянно сталкиваться в жизни.

Ю.П. Бочаров, академик Российской академии архитектуры и строительных наук С.Б. Мержанов, архитектор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.