Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
А.А. Бронзов
Архимандрит Иерон, настоятель Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря (+14 августа 1912 г.)
Опубликовано:
Христианское чтение. 1913. № 4. С. 458-468.
© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
Архимандритъ Іеронъ, Настоятель Ново-Аѳонскаго
(і 14 августа 1912 г.) ¥).
II. На Дѳонѣ ‘).
РЕНЯ вмѣстѣ съ тонувшимъ о. Гавріиломъ повели къ старцу-духовнику о. Іерониму 2). При видѣ о. Гавріила, онъ очень обрадовался. Ну,—слава Богу,—ты живъ. А *)
*) Продолженіе. См. мартъ.
ѵ 1) Очень интересны и поучительны книги объ Аѳонѣ: напр., „Сочиненія святогорца—письма къ друзьямъ... о Свят<\й Горѣ Аѳонской“... (Спб. 1873 г.; йзд. 5; т. 1—2); В. Г. Барскаго „Первое посѣщеніе св. горы Аѳонской“ (годъ изд. не указанъ); «Русскій монастырь св. великомученика и цѣлителя Пантелеймона на св. горѣ Аѳонской“ (изд. 7-е, , Москва, 1886); инока Парѳенія „Сказаніе о странствіи и путешествіи по Россіи, Молдавіи, Турціи и Святой Землѣ“ (1—4 ч. Москва, 1855); архим. (потомъ епископа) Порфирія Успенскаго „Первое путешествіе въ Аѳонскіе монастыри и скиты“ (ч. 2; Кіевъ, 1877) {„Приложенія“..., Москва, 1881 г.),--его же „Второе путешествіе по святой горѣ Аѳонской“... (Москва, 1880 г.),—его же „Востокъ христіанскій. Аѳонъ языческій“ (Кіевъ, 1877 г.),—„Аѳонъ христіанскій“... (К., 1877 г.).—„Аѳонскій Патерикъ или жизнеописаніе святыхъ, на святой Аѳонской горѣ просіявшихъ“ (ч. 1—2, изд. 6, Москва, 1890 г.); проф. А. А. Дмитріевскаго „Русскіе на Аѳонѣ“ (Спб. 1895 г.); проф. И. И. Соколова „Аѳонское монашество въ его прошломъ и современномъ состояніи“ (Спб. 1904 г.); архим. Леонида „ Русскій монастырь св. Пантелеймона—Русикъ“ (годъ изд. не указанъ); проф). И. И. Соколова „Аѳонъ“ („Правосл. Богосл. Энциклоп.“', х. 2, Спб. 1901 г. Указана литература объ Аѳонѣ); „Любителя истины“ „По поводу вопроса объ Аѳонскомъ монастырѣ св. Пантелеймона (Спб. 1874 г.); монаха русскаго на Аѳонѣ монастыря Пантелеймона (Сапожникова): „Письма съ Аѳона о современныхъ подвижникахъ Аѳонскихъ“ (Кіевъ, 1871 г.) и весьма мног. друг.
2) Скончался „14 ноября 1885 г.“ Объ этомъ- замѣчательномъ русскомъ инокѣ, „жиршемъ иа Аѳонѣ 49 лѣтъ“ и скончавшемся „на 83
мы уже поминаемъ тебя за-упокой. Думали, что ты уто-. нулъ. О. Гавріилъ сталъ разсказывать о томъ, что съ нимъ случилось. Только по Вашимъ, батюшка, молитвамъ я и уцѣлѣлъ, говорилъ о. Гавріилъ. Я уже совсѣмъ и не надѣялся остаться живымъ. Когда перевернуло лодку, я пошелъ ко дну. Было очень глубоко. Дойдя до дна, я сталъ пытаться выплыть на-верхъ, гдѣ,—подумалъ я,—быть можетъ, подадутъ помощь. Свободно сталъ подниматься... Достигнувъ поверхности воды, хотѣлъ-было за что-либо ухватиться, но сильная буря не дозволила сдѣлать этого, и я не могъ долго держаться на водѣ... Снова пошелъ внизъ. На днѣ морскомъ^ вода стала душить меня, и я уже достаточно ея набрался. Думалъ: тутъ мнѣ и конецъ. Вѣроятно, и всѣ, кто потонулъ, такъ-же-де мѵчи-хлись. Господи...,—размышлялъ я,—прожилъ въ монастырѣ 25 лѣтъ... и вотъ пришлось утонуть въ морѣ... За какіе грѣхи? А впрочемъ, что мнѣ спрашивать объ этомъ? Вѣдь вся моя жизнь была нерадивіі... и Богу, видно, угодно, чтобы я утонулъ... Но одного жаль,—того, что, отправляясь въ море, я не взялъ у старцевъ благословенія, и что они, узнавъ о моей гибели, будутъ обо мнѣ скорбѣть... Но что я медлю на днѣ морскомъ? Попытаюсь снова всплыть на-верхъ. Можетъ быть, за что-либо тамъ и ухвачусь... И опять свободно сталъ подниматься на поверхность. Поднялся, оказался около парохода, ухватился за винтъ; но въ этотъ моментъ пароходъ далъ ходъ; меня оттолкнуло, и я опять пошелъ внизъ. Тяжко.і. Мучительно... Воздуху не хватаетъ. Соленая вода вызываетъ тошноту. Глаза рѣжетъ... Сталъ.въ душѣ взывать къ св. великомученику Пантелеймону, прося его помощи ради молитвъ моихъ святыхъ духовныхъ отцовъ... Силы мои, между тѣмъ,
году“ жизни, чит. брошюру: „Іеросхимонахъ Іеронимъ, духовникъ, русскаго на Аѳонской юртъ Пантелеймонова монастыря“ (Москва, 1887 і?.)— А, Ковалевскаго', чит. еще у проф. А. А. Дмитріевскаго въ его книгѣ: „Русскіе на Аѳонгъ“ (Спбургъ, 1895 г.; гл. 5—6, 10 и др.; приложеніе 2: „Автобіографія о. Іеронима, духовника русскаго Пантелеимоновскаго монастыря на Аѳонѣ“)', см. у И. И. въ сочин. „Абхазія и въ ней Ново-Аѳонскій Симоно-Кананитскій монастырь“ (Москва, 1899 г., стр. 316—321 и др.)..‘. О. Іеронимъ во-истиду „кедръ благосѣннолиственный, подъ тѣнью котораго возрасли и расцвѣли духовно многіе подвижники; вто былъ вождь духовный“... (стр. 3 у А. Ковал-го)... Чит. еще инока ІІарѳенія „Сказаніе о странствіи и путешествіи по Россіи, Молдавіи, Турціи и Святой Землѣ“', ч. 4-я, Москва, 1855 г., § 181, стран. 264—270 и др. (указаны въ первомъ подстрочи, прямѣй, на стр. 270-й).
совершенно ослабѣли. И я рѣшился еще разъ всплыть на поверхность не для того, однако, чтобы ухватиться за что-либо и попытаться спастись,—ни на что подобное я уже не разсчитывалъ,—а для того, чтобъ оповѣстить «отцовъ», что тону. Хотѣлось проститься и попросить прощенія. Хотѣлось крикнуть о томъ, чтобы они передали старцамъ, что я утонулъ. Снова поднялся на-верхъ, сложилъ руки, поднялъ ихъ надъ головой и кричу «отцамъ», бывшимъ на пароходѣ: простите, отцы святые! Утопаю. Помолитесь обо мнѣ грѣшномъ... Я не пытался уже ни за что хвататься. И въ этотъ-то моментъ подбоцманъ схватилъ меня за руки... Я потерялъ сознаніе й не помню, что было дальше. Очнулся въ «матросской», гдѣ около меня суетились доктора й прислуга, приводившіе меня въ чувство... И вотъ теперь по Вашимъ молитвамъ св. великомученику Пантелеймону я живъ... О. Гавріилъ отрекомендовалъ меня старцу-духовнику о. Іерониму и прибавилъ: вотъ, батюшка, Иванъ Васильевичъ обогрѣлъ меня', далъ мнѣ свой полушубокъ,—а то у меня все было мокрое,— и поддержалъ мою жизнь. О. Іеронимъ похвалилъ меня: ну, вотъ ты сдѣлалъ доброе цѣло, помогъ въ нуждѣ человѣку. Да вознаградитъ тебя Богъ,—сказалъ онъ мнѣ. При этихъ его словахъ я передалъ ему рекомендательное письмо изъ Петербурга отъ о. Макарія. Старецъ прочиталъ и, какъ бы отвѣчая на .содержаніе письма, проговорилъ: хорошо, иди въ архон-дарикъ. Тутъ же стоялъ архондаричный отецъ Антоній. Привелъ меня въ архондарикъ, далъ чаю и прочаго, что мнѣ было нужно... И такимъ образомъ я водворился на Аѳонѣ.
На слѣдующій день я пошелъ въ келью, находившуюся въ церкви на хорахъ, гдѣ батюшка—о. Іеронимъ обычно испо-вѣдывалъ. Сталъ проситься у него въ число монастырской братіи. Старецъ совѣтовалъ не торопиться и хорошенько осмотрѣться. Но мнѣ все монастырское очень понравилось, и \ съ нетерпѣніемъ ждалъ своего зачисленія въ составъ братіи.’ На другой день, посему, снова сталъ проситься у о. Іеронима. Но старецъ мнѣ указалъ на то, что у нихъ жизнь трудна, что они-де и сами едва ее выносятъ... А ты-де,—говорилъ онъ мнѣ,—ступай лучше въ Андреевскій скитъ. Тамъ жить легче, удобнѣе; тамъ нѣтъ грековъ, а одни лишь русскіе... Однако, я стоялъ на своемъ. Упорно просился въ его монастырь, говоря, что ни въ какой другой болѣе не пойду,—что я и ѣхалъ на Аѳонъ съ однимъ намѣреніемъ—
поступить въ ІІантелеимоновсяую именно обитель и въ ней спасаться. Но батюшка все же не соглашался и раздумывалъ цѣду» недѣлю...
Началось всенощное бдѣніе на воскресенье. Я снова по-щел$ въ батюшкѣ о. Іерониму. Пришелъ въ его келью. А у него сидѣлъ и о. Макарій *)• Прошусь въ обитель... Батюшка, обращаясь къ о. Макарію, говоритъ: никакъ отъ него не отобьешься,—просится каждый день; шелъ бы въ другіе монастыри, и осмотрѣлъ бы ихъ, и, гдѣ понравилось бы, тамъ бы « остановился. Вѣдь ты,—спросилъ онъ меня,—нигдѣ еще не билъ? Я снова повторяю прежнее: батюшка, да я прямо сюда именно ѣхалъ, а не въ другой какой-либо монастырь..., и если Вы не примете меня, то возвращусь обратно въ Россію. ІГогда о. Макарій что-то тихо сказалъ о. Іерониму..., а этотъ аишщась ко мнѣ, произнесъ: ну, иди! Молись! и лошелъ въ церковь. А здѣсь въ продолженіи всего бдѣнія, дѣйствительно, молился и такъ усердно, что не замѣтилъ, какъ оно и окончилось... Никакъ, -однако, не могъ успокоиться, думая; принятъ ли я въ обитель, или нѣтъ?
На другой день послѣ обѣда я проходилъ корридоромъ мимо кельи о. Макарія. Тутъ стоялъ и о. Іеронимъ. Съ трепетомъ сердечнымъ подошелъ я къ нему, сдѣлалъ поклонъ и жду, _ не скажетъ ли чего яснѣе по поводу вчерашней моей просьбы... О. Іеронимъ ласково благословилъ меня..., очень ласково... Въ это время шелъ по лѣстницѣ мимо насъ «ру-хольный». Батюшка подозвалъ его къ себѣ и сказалъ: отецъ Гурій, дай Ивану Васильевичу подрясникъ. Тотъ отвѣтилъ: благословите! Потомъ принесъ ко мнѣ въ номеръ старый крашенинный подрясникъ, башмаки, чулки, шапку, поясъ... Ну вотъ, братъ Иванъ Васильевичъ,—сказалъ онъ мнѣ при этомъ,— подрясникъ и ряска тебѣ старыя,—надѣвай, да спасайся, смиряйся и трудись. Я поблагодарилъ о. Гурія, взялъ принесенныя имъ вещи,—надѣлъ на себя подрясникъ, башмаки, ряску..., и до такой степени мнѣ все это понравилось, что я не зналъ,
‘) Впослѣдствіи игуменъ Пантелоимоновскаго монастыря — ученикъ о. Іеронима, „пользовавшійся большою извѣстностью и'глубокимъ уваженіемъ не только на св. горѣ Аеонской и въ своемъ отечествѣ“ (Россіи,), „но и въ странахъ иновѣрныхъ“... Игуменствовалъ съ 1875 г. Скончался „19 іюня 1889 г.“ См. цитов. соч. проф. А. А. Дмитріевскаго, спеціально посвященное собстйенно рѣчи объ о. Макаріи. См. цит. книгу И. II., стр. 321—329... •,
31
какъ и нарадоваться монастырской одеждѣ... Я былъ уже увѣренъ. что я—монастырскій послушникъ, а не просто паломникъ, случайно лишь и временно живущій на св. горѣ Аѳонской...
Первое послушаніе я проходилъ въ кельѣ св. Евѳимія ‘). Мнѣ жилось тамъ оченъ хорошо. Я съ усердіемъ копалъ землю и по окончаніи работы всякій разъ упрекалъ себя за то, что мало сдѣлалъ,—что мое «содержаніе» стоитъ дороже и что, посему, остаюсь въ долгу предъ своею совѣстью... Хотя 'мой старецъ о. Иродіонъ, подъ руководствомъ котораго я находился, всегда благодарилъ меня за то, что я будто бы очень усердно работалъ, но его похвалы я объяснялъ скорѣе его добротою, чѣмъ моими заслугами.
Спустя нѣкоторое время, я былъ переведенъ на братскую кухню. Нравилось очень мнѣ и здѣсь. Завѣдывавшій кухнею старецъ—грекъ о. Филиппъ велъ строгую жизнь и давалъ прекрасный примѣръ подчиненнымъ. Здѣсь я прожилъ около шести мѣсяцевъ.
Отсюда меня назначили въ литографію, а чрезъ три мѣсяца перевели келейникомъ къ незабвенному отцу Макарію, о которомъ уже было упомянуто выше.
14-го Марта 1864 г., по благословенію геронта Герасима, я былъ постриженъ въ монашество и облаченъ въ мантію. Постриженіе совершено отцомъ Макаріемъ, тогда еще іеросхи-монахомъ. Я получилъ имя Іерона. Въ 1866 году былъ рукоположенъ во іеродіакона, а во іеромонаха—23-го Марта 1875 года. Мнѣ было назначено «послушаніе»—должность помощника казначея. Въ отсутствіе же о. казначея я занималъ и его должность и несъ обязанности монастырскаго эконома.
«Братія» Пантелеимоновскаго монастыря (какъ и нынѣ) состояла, какъ уже сказано, изъ грековъ и русскихъ. До 1875 г. игуменомъ (геронтомъ) обители болѣе 60 лѣтъ былъ
1) Это—келлія „Преподобнаго Евѳимія Великаго, въ двухъ верстахъ отъ монастыря сй. Пантелеймона на сѣверо—западъ, съ большимъ огородомъ. Церковь прежде была во имя св. Іоанна Предтечи, -но когда пришла въ ветхость, возобновлена русскимъ монахомъ Иринеемъ (въ схимѣ Евѳиміемъ), скончавшимся 8 сент. 1865 г.“ (см, „Русск. монйст. се- великомученика и ѵ,клителя Пантелеймона на • святой горѣ Аѳонской“', 7-е изд. Москва, 1886 г., страи. 162). Ц
столѣтній старецъ—грекъ о. Герасимъ *). Въ его и грековъ распоряженіе передавались всѣ довольно щедрыя пожертвованія, въ то время поступавшія изъ Россіи въ пользу , св. обители. Но управленіе русскою «братіею» геронтъ передалъ Двумъ старцамъ изъ русскихъ: упомянутымъ выше—духовнику
о. іеросхимонаху Іерониму и ученику его и ближайшему помощнику—о. Макарію. Оба эти старца, однако, во всемъ подчинялись геронту Герасиму, хотя русскихъ иноковъ въ монастырѣ было и много больше, чѣмъ грековъ. Должно быть, въ виду этого послѣдняго обстоятельства, изъ опасенія, чтобъ, по смерти геронта, игуменство и первенство въ обители не перешло къ русскимъ, греки’ рѣшили между собою выжить изъ обители всѣхъ русскахъ. Хитрыми происками чрезъ вліятельныхъ лицъ изъ грековъ же они добились въ протатѣ (верховномъ духовномъ Правленіи на Аѳонѣ) постановленія въ ихъ пользу, по ихъ желанію. Въ этомъ смыслѣ былъ составленъ актъ, скрѣпленный числившимися тогда въ протатѣ игуменами 14-ти аѳонскихъ монастырей, при чемъ приложены были каждымъ и ихъ печати. Всѣхъ въ протатѣ было 20 представителей отъ святогорскихъ монастырей. Слѣдовательво, актъ былъ не подписанъ только шестью представителями отъ остальныхъ, состоявшихъ въ протатѣ, монастырей (и между ними Пантелеимоновскаго). Рѣшено было протатомъ, чтобы Пантелеимоновскій монастырь болѣе не назывался русскимъ,— чтобъ, за неспособностью будто бы русскихъ управлять монастыремъ, въ немъ игуменомъ всегда былъ грекъ,—чтобъ
') О немъ см., напр., у проф. А. А. Дмитріевскаго: стран. 82 цит. его сочиненія. Особенно чит. инока Парѳенія „Сказаніе о странствіи и путешествіи, по Россіи, Молдавіи, Турціи и Святой Землѣ“; ч. 4; Москва, 1855 г. § 180, сгр. 260 -264. Ср. ч. 3-ш, М. 1855 г., стр. 64.., § 75...
-О томъ, что о. Герасимъ былъ „игуменомъ“ „болѣе 60-и лѣтъ“, о. Іеронъ ^еворшгь, вѣроятно, на основаніи слуховъ, ходившихъ среди братіи, < очень преувеличенныхъ... Какъ извѣстно, „1832 г., февр. 16“ была получена „грамота изъ общаго управленія св. горы отцамъ Русика, побуждающая ихъ избрать игумена своему монастырю“... (см_, книгу: „По поводу вопроса объ Аѳонскомъ монастырѣ св. Пантелеймона“— „Любителя истиныСпб. 1874 г., стр. 140). „18 февр.“ былъ избранъ „іеромонахъ Герасимъ“ (стр. 141). „Въ 1833 году“ получена была „грамота вселенскаго патріарха Константія, подтверждающая... избраніе Герасима въ игумены“ (стр. 144) и данная „въ мѣсяцѣ мартѣ, индиктіона
6-го“ (стр. 150). До 1875 годаі слѣдовательно, протекло не „болѣе 60-и лѣтъ“, а гораздо меньше: 43—только...
31?
«братія» русская во всемъ ему подчинялась и чтобъ игумену было предоставлено право уменьшать ее—братію, согласно его соображеніямъ и разсчетамъ,—высылать излишнихъ изъ обители и т. п. Такъ открыто формулировалось опредѣленіе протата. А тайно было предположено всю русскую братію отвезти на турецкомъ пароходѣ въ Малую Азію и оставить въ какомъ-нибудь пустомъ монастырѣ. Когда для объявленія этого акта прибыли въ монастырь 6 человѣкъ изъ числа членовъ протата и когда была собрала вся старшая братія,—то старецъ о, Іеронимъ, а- съ нимъ и всѣ русскіе—отказались подписаться въ томъ, что актъ былъ имъ объявленъ, прочитанъ, и заявили, Ито игуменъ долженъ назначаться по общему избранію всей братіи обители, безъ различія, будутъ ли то греки или русскіе,—а что объявляемаго имъ нынѣ акта протата они не признаютъ и не принимаютъ... И съ этимъ ушли изъ архон-дарика, гдѣ братія въ настоящій разъ была собрана для вышеназванной цѣли. Греки, такимъ образомъ, и на этотъ разъ оказались греками, оправдывавшими выданную имъ русскимъ лѣтописцемъ аттестацію...
' Вскорѣ послѣ этого о. Макарій, уже въ теченіе двухъ лѣтъ состоявшій,—по желанію престарѣлаго геронта Герасима и по избранію всей обительской братіи,—намѣстникомъ,— отправился въ Константинополь къ патріарху 1), захвативъ съ собою древніе акты, по коимъ монастырь былъ отданъ русскимъ еще въ 1169 году 2). Первый главный актъ объ этомъ на пергаментѣ былъ подписанъ въ названномъ году 28-ю игуменами и представителями аѳонскихъ монастырей.
Въ Константинополѣ патріархъ, однако, въ теченіе нѣсколькихъ мѣсяцевъ не допускалъ къ себѣ досточтимаго о. Макарія. И, должно быть, только благодаря воздѣйствію русскаго посланника—графа Н. П. Игнатьева, принимавшаго въ русскихъ естественное участіе, патріархъ, наконецъ, призвалъ къ себѣ о. Макарія и сказалъ ему, что онъ—патріархъ—бырѣ введенъ въ заблужденіе греками, невѣрно освѣтившими шf русскихъ и ихъ дѣятельность. Патріархъ взялъ у о. МѣкцрЛ монастырскіе документы, разсмотрѣлъ ихъ потомъ и, потребовавъ чрезъ нѣсколько дней его къ себѣ вторично* ups®*® ска- * 8
‘) Іоакиму II (см. у проф. А. А. Дмитріевскаго: етр.-185«.).
8) При Мануилѣ Комнинъ (см. 2-й т. „Цраб.' Вог. ЭпЦшл“; Спб. 1901 г., col. 205).
залъ, что, согласно документамъ, русскіе являются вѣчными хозяевами Пантелѳимоновскаго монастыря. А такъ какъ къ этому времени умеръ и игуменъ о. Герасимъ, то патріархомъ было немедленно сдѣлано распоряженіе, чтобы въ монастырѣ были произведены выборы новаго игумена. На мѣсто скон-чавшагосй 10 мая 1875 г. на 105-мъ году отъ рожденія геронта Герасима былъ избранъ игуменомъ 24 сентября того-же года о. Макарій большинствомъ голосовъ братіи, при чемъ за него высказывались даже и изъ числа грековъ—иноковъ обители. До такой, слѣдовательно, степени была обаятельна его личность! Затѣмъ патріархъ выдалъ о. Макарію актъ, утверждавшій его въ этой должности. Для этой цѣли вмѣстѣ съ
о. Макаріемъ были пославы патріархомъ изъ Константинополя въ русскій Лантелеимоновскій монастырь два патріаршихъ экзарха.
Въ ихъ присутствіи, уже безъ всякихъ замѣшательствъ, и состоялось возведеніе о. Макарія въ должность игумена, и ему былъ врученъ игуменскій жеэлъ... Конечно, этимъ еще не совсѣмъ устранялась возможность возникновенія въ будущемъ недоразумѣній между русскими и греками... При-томъ, на востокѣ почти не прекращались осложненія всякаго рода между турками и христіанами, такъ или иначе отражавшіяся и на аѳонской жизни. Въ ту пору надвигались зловѣщіе призраки русско-турецкой войны...
Упомянутый выше тогдашній посланникъ русскій въ Константинополѣ графъ Н. П. Игнатьевъ иногда посѣщалъ и старо-аѳонскій Пантелеймоновъ монастырь. Въ 1875 году онъ Также прибылъ сюда. Въ это время уже можно было считать оконченнымъ столкновеніе грековъ съ русскими, о которомъ выше была рѣчь. Бесѣдуя со старцами—о. Іеронимомъ и о. Макаріемъ,—графъ, между прочимъ, сказалъ имъ: у Васъ обитель—благоустроенная,—братіи много... Что-бы Вамъ имѣть свой уголокъ въ Россіи, на Кавказѣ? Тѣмъ болѣе, что кавказская окраина нуждается въ проповѣдникахъ православной вѣры,, въ укрѣпленіи ея тамъ... Вѣдь въ ,тѣхъ краяхъ есть множество запустѣвшихъ полуразрушенныхъ, монастырей. Вотъ и возобновили-бъ Вы одинъ изъ нихъ... Отдѣлили-бъ туда извѣстную часть братіи, которая блюла бы тамъ чинъ и уставъ Аѳонскій, и этимъ Вы прицрсди-бы Кавказу и вообще отечеству своему большую пользу... Старецъ Іеронимъ отвѣтилъ: если мы дѣйствительно можемъ принести тамъ пользу, то съ
радостью готовы послужить нашему дорогому отечеству. Только есть ли на это воля Божія? Графъ, съ своей стороны, сказалъ на слова старца:—я человѣкъ свѣтскій и говорю Вамъ по своему личному разумѣнію, а узнавать волю Божію—уже Ваше дѣло. Но старецъ на это откровенно заявилъ графу: просить мы, Николай Павловичъ, не будемъ..., а если насъ пригласятъ туда Высшія Особы,—это и будетъ для насъ знакомъ, что на дѣло есть воля Божія... Такъ бесѣдовали между собою названныя лица. Весь разговоръ непосредственно слышалъ о. Іеронъ, по обязанности казначея бывшій въ то время у старцевъ. Графъ ничего больше не говорилъ тогда по этому вопросу и уѣхалъ въ Константинополь.
Но задуманное имъ дѣло, какъ оказалось, не остановилось. Дней черезъ 15 послѣ графскаго отъѣзда старцы получили отъ тогдашняго Намѣстника Кавказскаго, Великаго Князя Михаила Николаевича, предложеніе — послать депутацію для выбора запустѣлаго монастыря въ Сухумскомъ отдѣлѣ — на Кавказѣ. Старцы немедленно же послали туда іеромонаха Арсенія ‘) и съ нимъ двухъ монаховъ: Іоанна и Агапія.
Посланные прибыли въ Тифлисъ 26-го августа 1875 года. Имъ было указано на три разрушенныхъ монастыря: Симоно-Кананитскій, Драндскій и Ведійскій 2). Ихъ выборъ, сдѣланный ими 6-го сентября 1875 г., палъ на монастырь Симоно-Кананитскій. Начало было, такимъ образомъ, положено... И въ томъ же году эта, вновь возникавшая какъ бы изъ пепла, обитель была надѣлена, съ утвержденія Кавказскаго Намѣст-
') По фамиліи „Минина“ (см. „Душепол■ Codec.“; 1912 г., окт.; вып. 10-й, стр. 307; см. и стр. 308—309). См. особенно цитов. книгу И. Н. „Абхазія“..., стр. 333—338, 199—216. По поводу данной посланнымъ инокамъ „инструкціи“... чит. у проф. А. А. Дмитріевскаго стр. 276—282.
*) На прекрасной „картѣ Абхазіи и Самурзакани•, составленной Н. Цилоссани и приложенной къ превосходной книгѣ И. Н. „Абхазія и въ ней Ново-Аѳонскій Симоно-Кананитскій монастырь“ (Москва, 1899 г.), обозначены всѣ эти три монастыря: первый, всѣмъ нынѣ извѣстный, Ново-Аѳонскій выше Сухума на морскомъ берегу,—второй— ниже Сухума—въ нѣкоторомъ разстояніи отъ берега и третій еще ниже, въ предѣлахъ уже Самурзакани (а два первыхъ—въ Абхазіи),r-въ значительномъ разстояніи отъ моря.—„Успенско-Драядскій монастырь (въ 4 в. отъ моря, въ 18 в. отъ г. Сухума)“ устроенъ позже Ново-Аѳѳвскаго „въ 1883 г. іеромонахами Аѳонскаго Иверскаго монастыря“ на древнихъ „развалинахъ“ (см. у Л. И. Денисова: „Православные монастыри Россійской ИмперіиМосква, 1908 г., стран. 370—371).' 0 „Драндѣ“ чит. еще у И. Н. стр. 129—131. О Ведіи см. ibid., стр. 196^-138. ^
ника, въ достаточномъ количествѣ земельными участками для возведенія на нихъ храмовъ и другихъ монастырскихъ зданій, а также и для хозяйственныхъ «угодій». Дано было и дозволеніе приступать къ устройству обители. Но Высочайшее положеніе объ учрежденіи монастыря, вызванное ходатайствомъ строителей чрезъ посредство' Св. Синода, послѣдовало только 8-го декабря 1879 года *). , ,
Согласно этому «положенію», новая обитель учреждена—какъ отрасль Аѳонскаго Пантелеимоновскаго монастыря, и должна наравнѣ съ нимъ соблюдать общежительный старо - аѳонскій уставъ. При этомъ, на одинаковомъ основаніи съ находящимися въ Россіи греческими монастырями: Никольскимъ въ Москвѣ, Екатерининскимъ въ Кіевѣ* и Ново-Нямецкимъ Молдаванскимъ въ Бессарабіи 2), она подлежитъ, въ, отношеніи новеденія ея братіи, наблюденію мѣстнаго епархіальнаго Начальства и Святѣйшаго Синода,—а. въ отношеніи внутренняго ея строя и хозяйственной части стоитъ въ зависимости отъ Пантелеймонова монастыря.
Въ помощь о.' іеромонаху Арсенію строителемъ новой обители и экономомъ былъ назначенъ аѳонскими старцами
о. Іеронъ. Онъ такъ разсказываетъ объ этомъ въ своихъ запискахъ.
Когда бывшіе на Аѳонѣ для поставленія о. Макарія во игумена два патріаршихъ экзарха возвращались обратно въ Константинополь, то старцы послали меня провожать ихъ. Предъ отправленіемъ въ дорогу я зашелъ къ о. Макарію. Когда я уходилъ отъ него, онъ сказалъ, чтобъ, во время моего пребыванія въ Константинополѣ, отецъ Азарія (монахъ въ столицѣ Турціи, управлявшій монастырскими—аѳонскими дѣлами) далъ знать въ Сухумъ о. Арсенію о томъ, что я—въ Константино-
') Чит. его у проф. А. А. Дмитріевскаго: стр. 283—286. У И. Н. стр. 216—219. Въ „Душепол. Собес.“: 1912 г., окт., вып. 10-й, стр. 309—311.
а) Никольскій иЛи „Николаевскій греческій 2 класса (съ 1764 г.)“. „Вдервые упоминается въ лѣтописяхъ подъ 1390 г... Приписанъ къ Аѳонскому Иверскому монастырю“ (см. у Л. И. Денисова: «Православные монастыри Россійской Имперіи“; Москва, 1908 г., стр. 429 — 431).— „Кіево—греческій Екатерининскій 2 класса... зависитъ отъ Синайскаго монастыря“. «Основанъ въ 1744—48 г.г.“ Ко 2 классу причисленъ „въ 1786 г.“... (см. у Денисова: стран. 305). — „Ново^Нямецкѵй Вознесенскій (или Кицканскій) зависитъ отъ Яямецкой лавры въ Румыніи. Основанъ въ 1864 г.“ Лежитъ „на берегу р. Днѣстра въ 10 верст. отъ города Бендеръ“... (см. у Денисова: стран. 47—48).
Полѣ. Спросить о. Макарія: для чего это было нужно — мнѣ было некогда. Прибывъ въ Константинополь, я передалъ монаху о. Азаріи слова о. архимандрита. Тотъ немедленно послалъ въ Сухумъ телеграмму о. Арсенію о томъ, что о. Іеронъ въ Константинополѣ. А о. Арсеній быстро же отвѣтилъ: пусть пріѣзжаетъ о. Іеронъ въ Сухумъ. О. Азарія показалъ мнѣ телеграмму о. Арсенія и сказалъ, что онъ меня требуетъ къ себѣ въ Сухумъ. Я съ удивленіемъ замѣчаю ему, что Аѳонскіе старцы ничего не сказали мнѣ относительно моей поѣздки на Кавказъ. А 0. Аварія говоритъ, что ему лично уже раньше было извѣстно объ' этомъ. Сообщено было для того, чтобы потомъ во-время дать знать о. Арсенію. Поѣзжай, ничтоже сумняся, прибавилъ онъ. Тамъ о. Арсеній ждетъ тебя. Я возражаю: да я вѣдь ничего съ собою не ввялъ изъ одежды; у меня нѣтъ даже н пары бѣлья для перемѣны. А о. Аварія невозмутимо парируетъ: не безпокойся! Все необходимое дастъ тебѣ здѣшняя братія. Нечего было дѣлать. Сходилъ въ посольство. Взялъ для себя паспортъ и отправился въ Сухумъ...*)
Профессоръ А. Бронзовъ.
*) Продолженіе слѣдуетъ.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки