Научная статья на тему 'Архимандрит Иерон, настоятель Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря (+14 августа 1912 г.)'

Архимандрит Иерон, настоятель Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря (+14 августа 1912 г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архимандрит Иерон, настоятель Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря (+14 августа 1912 г.)»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

А.А. Бронзов

Архимандрит Иерон, настоятель Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря (+14 августа 1912 г.)

Опубликовано:

Христианское чтение. 1913. № 5. С. 630-649.

© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Архимандритъ Іѳронъ, Настоятель Ново-Аѳонскаго Симоно-Нананнтскаго монастыря

(+ 14 августа 1912 г.) * *).

III. На Кавказѣ *).

ИРИБЫЛЪ въ Сухумъ я 27-го ноября 1875 года ночью морскимъ путемъ (на пароходѣ). Не зная, что тамъ уже былъ монастырскій домъ, я отправился ночеватъ въ £ гостинницу. Не замѣтилъ я и того, что на томъ самомъ ] пароходѣ, на которомъ я пріѣхалъ, уѣзжалъ въ Россію изъ Сухума о. Арсеній.

Утромъ пришелъ ко мнѣ въ гостинницу монахъ о. Агапій, жившій въ Сухумѣ. Привелъ меня въ нашъ монастырскій домъ, и стали мы съ нимъ вдвоемъ жить тамъ, ожидая распоряженій о. Арсенія. Ждали мы, когда онъ прикажетъ начать построеніе новаго монастыря на выбранномъ мѣстѣ при рѣчкѣ Псыртсхѣ. Тамъ былъ древній полуразрушенный храмъ во имя

*) Продолженіе. См. апрѣль.

*) Объ „Абхазіи“ и „Ново-Аѳонскомъ монастырѣ“ чит. самыя подробныя, разностороннія и интересныя свѣдѣнія въ книгѣ г. И. Н. Абхазія охарактеризована „географически“, „исторически“... Изложена преинтересная исторія „христіанства“ въ этой странѣ. Освѣщена „археологія Кавказа и Черноморскаго побережья“. Данъ обстоятельный „историческій очеркъ“ Ново-Аѳонскаго монастыря и нр. и пр. Въ прекрасной книгѣ масса иллюстрацій... Всего того, что уже напечатано, мы касаться почти не будемъ, насколько ото возможно для нашихъ цѣлей. Наше намѣреніе: освѣтить личность строителя обители—о. Іѳрона и почти исключительно на основаніи доставленнаго намъ -рукописнаго матеріала, хотя, конечно, по мѣстамъ и повторяющаго то, что уже было кое-гдѣ напечатано... Все это и просимъ имѣть въ виду.

св. Апостола Симона Кананита. Здѣсь былъ замученъ послѣдній, и на его могилѣ, по преданію, затѣмъ былъ выстроенъ въ честь святого мученика храмъ. Здѣсь же жилъ въ теченіе года вмѣстѣ съ Апостоломъ Симономъ и св. Апостолъ Андрей Первозванный *). Вотъ это-то мѣсто и было признано болѣе удобнымъ, по сравненію съ Драндой и Бедіей, потому что находилось на самомъ берегу моря и, кромѣ того, здѣсь было больше удобной земли для огородовъ, садовъ и скотоводства. А вѣдь то, другое и третье такъ необходимо для монастырской жизни...

Мы извѣстили о. Арсенія о томъ, что я—Іеронъ—пріѣхалъ съ Аѳона. О. Арсеній передалъ отеческое свое благословеніе начинать постройку монастыря на Псыртсхѣ, поручая это дѣло мнѣ. Тогда назначено было подъ монастырь только 327 десятинъ земли. Границы обительскихъ владѣній были указаны приблизительно, безъ спеціальной отмежовки. Мѣсто это, густо заросшее кустарникомъ и колючкою, было крайне дико. Дорогъ не существовало никакихъ. Въ Сухумъ ѣздили отсюда верхомъ по берегу у самаго моря или на фелюгахъ (мелкихъ гребныхъ судахъ). Въ бурную-же погоду сообщеніе прекращалось.

На Псыртсху я прибылъ 2-го января 1876 года. Нужно было прежде всего избирать мѣсто для построенія монастыря. А это было очень трудное дѣло. Непроходимыя заросли по всей территоріи, которую Правительство назначило во владѣніе будущаго монастыря, вначалѣ не давали возможности оріентироваться и выяснить, гдѣ лучше всего было-бы строить обитель... Вѣдь постройки нужно было возводить на хорошемъ и во всѣхъ отношеніяхъ удобномъ участкѣ, такъ какъ онѣ предполагались «вѣчными», не временными... Требовалась крайняя осторожность... Гдѣ-бы лучше всего возводить капитальныя зданія?!. Рѣшено было сначала использовать старую развалившуюся крѣпость на самомъ берегу моря... и въ ней возвести постройки, всего болѣе необходимыя на первое время. А такъ какъ сразу-же требовались неотложно помѣщенія: для монашествующей братіи, для рабочихъ, для рабочаго скота,

') Сравн. по этому поводу въ цитов. книгѣ И. Н. стран. 77—79 и др. Ср., между прочимъ, у архіеп. Серіія * Полный Мѣсяцесловъ Востока» т. 2; 2 изд.; Владиміръ, 1901 г., стр. 488—489; 175—176: Чит. еще, напр., У архіеп. Филарета черниг.: <Житія святыхъ*...', ноябрь', изд. 3-е; Спб, 1900 г., стр. 377—383. Ibid., май; изд. 3-е; Спб. 1900 г., стр. 197—198...

для строительныхъ матеріаловъ...,—такъ какъ рабочіе не соглашались оставаться безъ жилищъ, подъ открытымъ небомъ...,— то приходилось возводить всѣ таковыя постройки на-скоро и изъ очень скромнаго матеріала: изъ досокъ. Помимо насущнонеобходимыхъ построекъ, предметомъ первѣйшей надобности являлась вода. Посему я съ перваго же дня своего пріѣзда на ІІсыртсхѵ обратился съ разспросами къ-жившему тамъ старшинѣ, прося его показать всѣ водные источники на участкѣ, назначенномъ для монастыря. По осмотрѣ ихъ я пришелъ къ пріятному выводу, что имѣвшейся въ источникахъ воды будетъ совершенно достаточно для снабженія ею будущаго монастыря... Хотѣлось возможно скорѣе и вѣрнѣе, точнѣе узнать всю предназначенную подъ обитель территорію: всѣ ея достоинства, преимущества, недостатки, слабыя стороны. Безъ этого нельзя было сообразить,—что, какъ и гдѣ молено было бы устраивать съ возможно большею для монастыря пользою. А для того, чтобъ познакомиться съ монастырскимъ участкомъ, необходимо было сдѣлать просѣки или прорубы, такъ какъ иначе было положительно невозможно пролѣзть человѣку сквозь сплошную колючку, переплетавшую деревья и заросли. Требовались рабочія руки. Русскихъ рабочихъ не было на-лицо. А мѣстные жители не привыкли къ работамъ на тѣхъ условіяхъ, на какихъ обычно нанимаются и работаютъ у насъ въ коренной Россіи. Нужно было пріучать ихъ—Абхазцевъ—работать по-найму, поденно, за условленную плату. Но легко было сказать: пріучать... Вѣдь здѣшніе Абхазцы считаютъ себя сынами свободы. По ихнему тогдашнему мнѣнію, наняться на работу—значило потерять свою свободу. Посему они ни за что не соглашались работать ноденно... Они обычно берутъ извѣстные земельные участки для ихъ обработки за половинную долю будущаго урожая или на другихъ условіяхъ, заключаемыхъ ими съ землевладѣльцемъ,—по при этомъ всегда считаютъ себя хозяевами, а не работниками. По совѣту о. Арсенія, я всячески заботился о томъ, чтобъ сдѣлать своими помощниками жившихъ около монастыря Абхазцевъ, и, нуждаясь, какъ сказано, въ рабочихъ рукахъ, предложилъ имъ чрезъ переводчика—Абхазца, не согласятся-ли они вмѣстѣ со мною работать, помогать мнѣ—рубить лѣсъ и колючку? А нужно замѣтить, что окрестные Абхазцы каждый день сновали около меня въ количествѣ отъ 40 до 50 человѣкъ. Бывало, вертятся вокругъ меня съ утра до вечера съ цалдами (т. е., абхазскими

кривыми топорами на длинныхъ толстыхъ палкахъ) въ рукахъ... и смотрятъ, любопытствуя, какъ я рубилъ лѣсъ и колючку. Передаю имъ: работать мнѣ одному не-удобно, да и мало сдѣлаю. При томъ-де, я не привыкъ къ этой работѣ и работаю лишь по нуждѣ крайней, за неимѣніемъ рабочихъ. Имъ-де, Абхазцамъ,—говорю,—это дѣло сродпо, да, къ тому-же, они по цѣлымъ днямъ только стоятъ съ цалдами въ рукахъ и ничего не дѣлаютъ. А между тѣмъ могли-бы заработать себѣ кое-что... Но Абхазцы и слышать ничего объ этомъ не хотѣли. Считали подобную работу совершенно немыслимою для себя. Среди нихъ были два человѣка, очень бѣдные, полунагіе. Они, не имѣвшіе даже своихъ жилищъ и жившіе у другихъ, были молочными братьями моему переводчику. Я попросилъ послѣдняго уговорить ихъ работать, чтобъ они могли такимъ путемъ что-либо заработать себѣ и купить одежду. Ты,—говорилъ я переводчику,—скажи Абхазцамъ, что ихъ заставилъ работать за плату сухумскій Начальникъ —генералъ Кравченко, котораго туземцы боялись. И эти два бѣдныхъ Абхазца съ большимъ страхомъ начали со мною работать поденно за условленную плату за каждый день.

При видѣ этого прочіе Абхазцы сначала очень встревожились,—одпако, работавшихъ не трогали. Въ теченіе цѣлой недѣли, на глазахъ Абхазцевъ, я разсчитывалъ ежедневно двухъ своихъ работниковъ—бѣдняковъ. Наконецъ, въ субботу сказалъ имъ, что они вотъ уже порядочно заработали себѣ за недѣлю и, тѣмъ не менѣе, нисколько не сдѣлались подвластными ни мнѣ, ни кому-либо другому,—что какъ были они свободными, такъ и остались ими же... Вотъ и вы,—говорилъ я Абхазцамъ,—могли бы заработать себѣ тоже, что и эти двое. Въ понедѣльникъ Абхазцы стали собираться около меня... А я съ тѣми двумя изъ нихъ работаемъ, какъ и раньше... Когда Абхазцевъ собралось человѣкъ 60, т. е., почти всѣ тамъ жившіе, то чрезъ переводчика заявили, что, пожалуй, и они согласны работать, если только монахъ возьметъ всѣхъ ихъ на работу. Я сказалъ сейчасъ же: хорошо, работайте всѣ,—всѣмъ будетъ и равная цѣна... И Абхазцы, наконецъ-то, рѣшились нарушить свои древніе обычаи: въ первый разъ теперь именно стали работать у русскихъ поденно за плату. Когда мнѣ нужно было что-либо сдѣлать, я обычно звалъ ихъ, бывало, и говорилъ: сдѣлайте мнѣ вотъ то-то и то-то, а я вамъ подарю за это что-либо. И они всегда въ

такихъ случаяхъ работали у меня безъ отказа. А я послѣ, бывало, и даю имъ или лошадь, или корову, или хлѣба, или какія-либо вещи. Такъ я поступалъ въ теченіе всего времени, пока была нужда въ рабочихъ людяхъ.

До начала русско-турецкой войны было выстроено на берегу моря въ старой (XIII вѣка) геруезской крѣпости изъ камня на извести первое помѣщеніе въ башнѣ крѣпостной,— то самое, которое теперь находится среди дворянской гостинницы; были пробиты окна въ стѣнѣ башни и сдѣланы двери. Образовалось, такимъ образомъ, жилье въ два этажа. Нижній служилъ складомъ для продуктовъ и матеріаловъ; а въ верхнемъ этажѣ помѣщались монахи и посѣтители. Къ западной стѣнѣ старой крѣпости придѣлали пристройку одно-этажную на глинѣ, за неимѣніемъ извести. Здѣсь устроили гостинницу и кельи для братіи, просфорню и кухню съ трапезою,—все это— въ самомъ скромномъ видѣ. Затѣмъ былъ выстроенъ нѣсколько дальше отъ моря двухъ-этажный братскій корпусъ со школою для Абхазцевъ и церковію въ честь Покрова Пресвятой Богородицы... Постройки, словомъ, понемногу подвигались впередъ и впередъ.

Между тѣмъ приближался разрывъ Россіи съ Турціей. Въ новой церкви пришлось мало послужить до русско-турецкой войны. Въ школу хотя и удалось собрать учениковъ-Абхазцовъ 20 человѣкъ; но учились они здѣсь не больше 1 \ 2-хъ мѣсяцевъ, послѣ чего пришлось школу закрыть. Война грянула... и, по приказанію Правительства, ученики были расиуіцепы но домамъ, а монахамъ на время войны было приказано удалиться въ Гелатскій монастырь близъ Кутаиси ’).

По удаленіи мопаховъ Абхазцы разрушили церковъ а все, что дотолѣ было сдѣлано нами. Что имъ нравилось, взяли и унесли; а остальное сожгли... Вотъ какъ печально окончился первый періодъ построенія ново-аоонской обители!

По окончаніи русско-турецкой войны я возвратился въ Абхазію,—къ созидавшемуся нами монастырю *). Здѣсь—

*) „Гелатскій или Гаэпатскій Богородичный монастырь I класса“ лежитъ „въ 8 верстахъ къ с. зап. отъ Кутаиса“. „Основанъ въ 1110 г.“ Въ немъ—мощи „св. царя Давида III и правнучки его св. царицы Тамары“. Монастырь „необщежительный“ и небольшой по числу братіи (См. у Денисова: цитов. соч., стран. 360—361)...

21 О. Іеропъ „возвратился“ именно „1-го октября 1878 года“ (см. полученную мною съ Новаго Аѳопа рукопись подъ заглавіемъ: „Къ руко-

увы!—нашелъ все раззорѳннымъ, сожженнымъ... Нужно было начинать опять съ самаго начала...

Выстроилъ себѣ шалашъ изъ досокъ, а другой—большихъ размѣровъ—для рабочихъ около старой крѣпостной стѣны... и опять началъ устраивать обитель. Изъ монашествующей братіи было только двое: монахъ Іоаннъ (впослѣдствіи схимонахъ Иннокентій) и послушникъ Михаилъ. Для другихъ иноковъ не было помѣщенія. Когда же выстроили корпусъ для жилья и отдѣльно—церковь въ честь Покрова Пресвятой Богородицы *), тогда и стала пріѣзжалъ братія со Стараго Аѳона, примѣнительно къ числу имѣвшихся налицо иноче-’ скихъ келлій.

Іеромонахъ о. Арсеній скончался въ Москвѣ 17-го ноября 1879 года *). А въ слѣдующемъ 1880-мъ году я былъ вызванъ на Старый Аѳонъ. Здѣсь предстоялъ выборъ замѣстителя, о. Арсенія. Старцы—о. духовникъ іеросхимонахъ Іеронимъ и о. архимандритъ Макарій съ дрочею братіею избрали шесть человѣкъ кандидатовъ на должность игумена въ ново-устрояемую Кавказскую обитель. Въ числѣ шести былъ записанъ и я. Каждый шагъ дѣлался съ молитвою. Рѣшеніе вопроса было предоставлено жребію, такъ какъ всѣ кандидаты считались одинаково достойными... Жребій вынималъ самъ старецъ—о. духовникъ іеросхимонахъ Іеронимъ. Жребій палъ на меня 3). 4-го мая 1880 года въ храмѣ Покрова Пресвятой Богородицы во время литургіи архіепископъ Нилъ 4) вручилъ

писи... о. Іерона краткія es хронологическомъ порядкѣ свѣдѣнія изъ монастырский лѣтописи, послужного его списка и воспоминаній его учениковъ-иноковъ“).

*) „Главный престолъ въ Покровскомъ храмѣ освященъ 3-го февраля 1879 г.“ (см. цитов. рукоп.: „Къ рукописи“ etc ).

s) „Съ этого времени во главѣ Ново-Аѳонскаго братства сталъ о. Іеронъ“ (см. „Къ рукописи“...)■

*) Тогда же,—по свидѣтельству сообщившаго это свѣдѣніе одного изъ иноковъ Ново-Аѳонской обители,—т. е., въ 1880 г., о. Іеронъ привялъ въ Пантелеимоновскомъ монастырѣ и тайное постриженіе въ схиму.

4) Въ цитов. статьѣ „Душепол. Собесѣдн.“: 1913 г., окт.; вып. 10-й, стран. 311 „преосвященный Нилъ“ названъ „епископомъ Пентапольскимъ“. По словамъ проф• И. И. Соколова, этотъ Нилъ-Есфигменитъ (т. е., изъ монастыря Есфигменскаго на Аѳонѣ) въ санѣ архимандрита былъ избранъ въ 1867 г., по волѣ александрійскаго патріарха Никанора, мѣстоблюстителемъ александрійскаго патріаршаго престола, тогда какъ противники Никанора избрали, съ своей стороны, мѣстоблюстителемъ

мнѣ, іеромонаху Іерону, игуменскій жезлъ для управленія новымъ монастыремъ на Кавказѣ, послѣ чего я и былъ отправленъ въ Симоно-Кананитскій Ново-Аѳонскій монастырь съ грамотою отъ старо-аѳонскихъ старцевъ къ братіи новой обители 1). Братія послѣдней встрѣтила меня, какъ новаго, для новой обители—перваго игумена, радушно...

И такъ, я отнынѣ игуменъ. Теперь всѣ заботы по созиданію монастыря и управленію монастырскою братіею легли на меня...

Неудобство жить на одномъ дворѣ съ мірянами, недостатокъ въ помѣщеніяхъ для братіи, скудость пищи, недостаточность ея...,—все это крайне тяготило пріѣхавшихъ со Стараго Аѳона иноковъ. Тогда какъ тамъ—на Старомъ Аѳонѣ на-лицо всякія удобства для монашеской жизни, здѣсь— на Новомъ Аѳонѣ—были только крайнія лишенія. Вслѣдствіе этого нѣкоторые иноки не вытерпѣли послѣднихъ и уѣхали обратно на Старый Аѳонъ. А оставшаяся на Кавказѣ братія крайне тяготилась жить безъ монастыря, отдѣльнаго для монашествующихъ. Такого рода монастыря, впрочемъ, и не предполагалось строить у моря—внизу. Здѣсь монахи,—предпо-

архим. Евгенія Данкоса. Въ мартѣ 1869 г. Нилъ, будучи уже митрополитомъ Пѳнтапольскимъ, былъ избранъ на постъ александрійскаго патріарха (послѣ Никанора). Но избраніе было опротестовано константинопольскимъ патріархомъ Григоріемъ 6-мъ: указывалъ на то, что Нилъ, какъ аѳонецъ, долженъ былъ подчиняться вселенскому престолу. Нилъ протестовалъ, въ свою очередь, говоря, что онъ-уже Пентапольскій и, слѣдовательно, независимъ отъ константинопольскаго..., —но безуспѣшно. Въ 1870 г. на александрійскій престолъ былъ избранъ бывшій вселенскій патріархъ Софроній съ наименованіемъ 4-мъ (1870—1899 г.г.). А Пентапольскій митрополитъ оказался въ опалѣ. Въ 1872 г. онъ обратился къ константинопольской церкви съ просьбою простить его. Синодъ простилъ (притязанія Нила на александрійскій патріаршій престолъ) и призналъ его—какъ іерарха православной Восточной церкви. Но Нилъ, тѣмъ не менѣе, оставался не у дѣлъ. Жилъ то на Аѳонѣ, то на Патмосѣ, существуя перепискою рукописей... (см. „Истор. Христ. церкви въ XIX в.“—изд. проф. А. П. Лопухина; т. 2, Спб. 1901 г. стр. 224—226. „Исторія греческихъ церквей“ написана прбф. И. И. Соколовымъ, отъ котораго мы получили о митр. Нилѣ, кромѣ того, и устныя сообщенія). Онъ-то (называемый у однихъ архіепископомъ, у другихъ— епископомъ)—митрополитъ Пентапольскій—и вручилъ о. Іѳропу игуменскій жезлъ...

*) »Утвержденіе“ въ санѣ »игумена“ состоялось „7 мая“ (см. „Къ рукописи“-..), каковымъ числомъ и датирована „грамота“ (ср. у И. Н стр. 220).

лагалось,—должны были пожить лить временно, пока не будетъ выстроенъ для нихъ верхній монастырь. А у моря должны были быть выстроены лишь гостинницы для богомольцевъ п для всѣхъ временныхъ посѣтителей обители, а также и всѣ хозяйственныя зданія.

Для монастыря требовалось мѣсто, какъ сказано, и довольно обширное, и во всѣхъ отношеніяхъ удобное,—прежде всего—здоровое и съ чистымъ воздухомъ. И старецъ о. Іеронимъ говорилъ мнѣ лично и послѣ писалъ, чтобы избрано было для монастыря именно такое мѣсто со всѣми удобствами, такъ какъ монастырь—учрежденіе вѣчное, и его слѣдуетъ, посему, устраивать фундаментально, крѣпко... Тебѣ,—писалъ мнѣ старецъ этотъ,—Богомъ суждено строить новый монастырь. Такъ смотри же, не сдѣлай ошибки. Вѣдь тебѣ Богъ судилъ только выстроить обитель, а жить въ ней будутъ другіе и послѣ тебя. Если выстроишь удобную и хорошую, тогда братія, которой придется жить въ ней, будетъ молиться за тебя и благословлять, а если неудобную..., то будетъ проклинать. Старайся-же заслужить благословеніе, а не проклятіе. И красота мѣста,—писалъ старецъ,—не мѣшаетъ спасенію, а напротивъ, располагаетъ къ молитвѣ и благодарности Богу...

Много было передумано но вопросу о выборѣ мѣста подъ монастырь. Разсуждали такъ: если строить его около древней церкви св. Апостола Симона Кананита, что, невидимому, было-бм всего естественнѣе, то тамъ, къ сожалѣнію, оказалось бы и тѣсно, и нездорово: гіо причинѣ постоянной тяги изъ ущелья, тамъ всегда заболѣваютъ отъ простуды. Если строить монастырь на откосѣ горы, гдѣ теперь онъ и устроенъ, то потребовались бы неимовѣрные труды отъ строителей: нужно было бы срѣзать цѣлую гору, чтобы получилась необходимая площадь подъ храмы, зданія и дворъ. Неимовѣрные труды...,—но иного исхода не оказывалось. II нужно было рѣшиться на этотъ именно выборъ, не взирая ни на какія предстоявшія трудности, лишь бы монастырь имѣлъ хорошій видъ, здоровый воздухъ и хорошую проточную воду... Я рѣшился.

Написалъ старцамъ о выбранномъ мною мѣстѣ,—описалъ всѣ препятствія, трудности и неудобства для постройки,—но, съ тѣмъ вмѣстѣ, сказалъ и о томъ, что, если потрудимся вдоволь и устроимъ въ концѣ концовъ здѣсь монастырь,—то въ результатѣ получится нѣчто восхитительное, чудесное: непередаваемо-красивая панорама, уединеніе, здоровый воздухъ и

42

живая-проточная, родниковая вода...,—все это будетъ на-лицо и къ услугамъ обители и ея насельниковъ.

Староцъ о. Іеронимъ благословилъ строить и велѣлъ не бояться ожидавшихъ насъ трудностей, лишь бы хорошъ былъ окончательный результатъ хлопотъ и трудовъ. А мѣстная братія ново-аѳонская настроена была пессимистически. Она находила совершенно невозможнымъ дѣломъ построить монастырь на такомъ неприступномъ мѣстѣ—на полу-горѣ, гдѣ не было площади для двора... Прошу у старцевъ старо-аѳонскихъ благословенія на начало постройки обители и—денегъ на это дѣло. Мнѣ отвѣчаютъ: благословеніе на постройку монастыря даемъ, а денегъ на это у насъ нѣтъ и не леди ихъ отъ насъ. Мы давали Вамъ средства на первоначальныя необходимыя постройки и на Ваше пропитаніе. А на постройку монастыря денегъ не имѣемъ и не можемъ дать... Такъ и знай... Если есть у тебя деньги, начинай постройку; а если нѣтъ, подожди. Когда будутъ, тогда и начнешь. А на насъ не надѣйся. Отвѣтъ былъ, слѣдовательно, не утѣшительный *).

Въ 1884 году пріѣхалъ сюда путешествовавшій въ Іерусалимъ и заѣзжавшій на Старый Аѳонъ олабужскій купецъ, Вятской губерніи, Иванъ Ивановичъ Стахѣевъ, который вездѣ щедро раздавалъ деньги на богоугодныя заведенія и на монастыри. Мнѣ онъ далъ на нашъ новый монастырь 1000 рублей. Да отъ разныхъ другихъ посѣтителей у меня было собрано 200 рублей. Такимъ образомъ получилась сумма въ 1200 р. Располагая ею, я сталъ просить у старца-духовника о. Іеронима благословенія начать постройку монастыря, объясняя ему,

О Тѣмъ не менѣе окружавшіе о. Іерона Абхазцы воображали его богачемъ, отъ котораго можно было коѳ-чѣмъ поживиться... 26-го февраля 1881 г. ночью въ келью о. Іерона пробрался изъ корридора одинъ Абхазецъ. Отецъ архимандритъ, однако, проснулся. Неизвѣстный посѣтитель, услышавъ это, выбѣжалъ въ корридоръ. Но вслѣдъ за пимъ выбѣжалъ и о. Іеронъ. Разбоііниковъ-грабителей, къ несчастью, оказалось нѣсколько человѣкъ, поджидавшихъ здѣсь передового..., и отъ нихъ плохо досталось о. архимандриту. Онъ потомъ очнулся лежащимъ на полу въ кор-ридорѣ съ раною на головѣ и окровавленнымъ. Около него стоялъ одинъ изъ иноковъ, выбѣжавшій на шумъ изъ кельи въ корридоръ. Абхазцы-же скрылись. Рапа о. Іерона, къ счастью, оказалась—по милости Божіей—легкою, излѣчимою... (см. „Къ рукописи“ etc.)... Однако-же, хорошо платили Абхазцы благоволившему къ нимъ монастырю (припомните, что и во время русско-турецкой войны покинутый монастырь, но словамъ о. Іерона, пострадалъ отъ Абхазцевъ слишкомъ внушительно)!..

что у моня имѣется въ рукахъ для этой цѣли капиталъ въ 1200 рублей. Пишу старцу: батюшка! Сумма эта, конечно, ничтожна для такого великаго дѣла, но я уповаю на милость и помощь Божію. Если Вы благословите, то Господь, по Вашимъ святымъ молитвамъ, поможетъ намъ. Теперь средствъ больше нѣтъ,—а отлагать постройку дальше боюсь: какъ бы Вы не отошли ко Господу... А безъ Васъ что же я? Посему, пока Вы живы, преподайте мнѣ Ваше отеческое благословеніе начать постройку нагорнаго для монашествующей братіи монастыря, который отвѣчалъ бы всѣмъ подлиннымъ ея нуждамъ.

Старецъ о. іеросхимонахъ Іеронимъ, въ отвѣтъ иа мое къ нему обращеніе, прислалъ со Стараго Аѳона письмо, гдѣ писалъ: Богъ благословитъ и я даю свое отеческое благословеніе тебѣ—начать и совершить обитель во славу Пресвятой Троццы—Отца и Сыпа, и Святаго Духа. А о томъ, что у тебя нѣтъ денегъ на построеніе монастыря, не унывай. Все будетъ и преизбудетъ... Только живите по-монашески...

Разъ было получено мною отъ старца отеческое благословеніе.—не о чемъ было больше и разсуждать. Я приступилъ къ работамъ на горѣ, па томъ ея мѣстѣ, гдѣ нынѣ стоитъ монастырь *). Стали рубить лѣсъ, расчищать колючку, а затѣмъ и копать землю подъ фундаментъ для монастырскихъ стѣнъ. А такъ какъ выбранное мѣсто было довольно крутымъ склономъ горы, то потребовалось срѣзать очень много земли, чтобы образовалась ровная площадь... Трудновато было, но приходилось переносить все съ терпѣніемъ и твердой рѣшимостью вести дѣло впередъ, не взирая ни на какія нрепятствія.И вели... Всю срѣзанную землю сваливали подъ откосъ горы и въ глубокій ровъ предъ строившимся зданіемъ. Это облегчало работу: не было надобности далеко отвозить землю, на что потребовались бы и время, и масса труда. Земля вмѣстилась подъ откосомъ горы. Благодаря ей, кромѣ того, засыпаны были и рвы. Предъ монастыремъ, на разстояніи 12-ти отъ него саженъ, выстроили высокую и крѣпкую стѣну—упоръ, чтобъ на мѣстѣ рва между зданіями монастыря и этою стѣною могла образоваться площадь. Для этой цѣли къ стѣнѣ ссыпалась вся земля, какую срѣзывали внутри монастыря. А такъ какъ эта земля

У) Начатыя въ 1884 г. работы по возведенію обширныхъ зданій верхняго монастыря окончены—всѣ къ 1912 г. (см. ..Къ рукописи“ etc.)

42*

была по-поламъ съ камнемъ, то камень отбирали и употребляли на постройку стѣнъ. Каменную работу производили мастера— греки, переселившіеся въ Сухумъ изъ Трапезѵнда. Близъ Сухума была дана имъ земля, и тамъ образовалось нѣсколько греческихъ селеній, преимущественно изъ мастеровъ-камеиь-щиковъ. Артель мастеровъ-грековъ состояла изъ 12-ти человѣкъ. Во главѣ стоялъ мастеръ Христофоръ Пуло. Хорошо зная свое дѣло, они работали поденно и перваго числа каждаго мѣсяца получали заработанную плату. ІІо артель постепенно уменьшалась до 10-ти, 8-ми, 6—4-хъ человѣкъ. Средства мои скоро оскудѣли. Платить рабочимъ—нечѣмъ... Слѣдовательно, нельзя было и продолжать работы. Но и остановить послѣднюю было крайне нежелательно. Я понималъ, что какъ только работа остановится, такъ все и запустѣетъ. Иное разсохнется и разсыплется, иное заростетъ травой и т. д. А когда работа опять возобновится,—сказать было бы трудно. Посему.— думалъ я,—пусть работаютъ хотя бы 4 лишь человѣка. Но наступалъ срокъ уплаты мастерамъ денегъ за мѣсяцъ. Но недостатку средствъ, имѣвшихся въ моемъ распоряженіи, уплата производилась съ большими обычно затрудненіями. Разсчитавъ рабочихъ, я, бывало, и говорю Христофору, что испытываю недостатокъ въ деньгахъ, почему-де и пріостанавливаю работу на-время. Вы-де уходите.и ищите себѣ дѣла въ другомъ мѣстѣ. Христофоръ же, бывало, отвѣчаетъ: работа есть въ Сухумѣ или Боржомѣ, но намъ не хотѣлось бы уходить изъ монастыря. По сравненію съ Сухумомъ, мы получаемъ здѣсь—съ Васъ на 20 коп. меньше въ день,—говорилъ Христофоръ,—но, тѣмъ не менѣе, жить у Васъ намъ все же выгоднѣе, чѣмъ въ городѣ: тамъ невольно расходуешь деньги совершенно напрасно, встрѣтившись, нанр., со знакомыми и ир.,—а здѣсь у пасъ нѣтъ никакихъ расходовъ, почему и не хотѣлось бы уходить отсюда, да, кромѣ того, у Васъ и дѣла много... Дѣла-то много, говорю я ему, но денегъ на уплату рабочимъ у меня—увы!—пѣть. Христофоръ уйдетъ въ свое помѣщеніе... Рабочіе надѣнутъ, бывало, на себя свои сумочки съ инструментами... и, повпдн-момѵ, уходятъ. Придетъ пароходъ, дастъ уже второй свистокъ,— а Христофоръ снова идетъ ко мнѣ и спрашиваетъ: что же? '[»хатъ намъ на пароходѣ или остаться еще па мѣсяцъ? Подумаю, бывало, и... соглашусь оставить рабочихъ на слѣдующій мѣсяцъ. Мѣсяцъ этотъ проходитъ. Въ концѣ его опять съ большимъ трудомъ отыщу денегъ для разсчета. Разсчитаюсь...

и снова, бывало, предложу рабочимъ, чтобъ уходили... Христофоръ не прекословитъ, но, при отходѣ парохода, опять придетъ проститься и опять предложитъ остаться и... остается. Хотѣлось, чтобъ работа понемногу подвигалась впередъ. Она и подвигалась..., грозя ежеминутно оборваться. И такимъ-то образомъ изъ мѣсяца въ мѣсяцъ, изо дня въ день тянулись работы болѣе двухъ лѣтъ. Случалось, что подъ вліяніемъ скорби что-либо и колко скажешь мастерамъ. Но Христофоръ былъ настолько терпѣливъ, что не обращалъ на это никакого вниманія..., лишь-бы только ему не уходить изъ монастыря. Рѣдкій былъ человѣкъ! И, благодаря всему этому, работа не прекращалась никогда... Хотя лишь четыре человѣка, но все же работали непрерывно... Да и старцы аѳонскіе, хотя и сказали, повидимомѵ, рѣшительно, что не дадутъ денегъ на постройку начатаго монастыря..., но, тѣмъ не менѣе, крайняя нужда заставила' меня убѣдительно просить ихъ о помощи. Зная ихнюю доброту, я послалъ на Старый Аѳопъ о. іеромонаха Мелѳтія, который своими глазами видѣлъ всю нашу нужду, всей душой сочувствовалъ нашему дѣлу и самъ лично неустанно трудился надъ расчисткою мѣстности около монастыря.

Іеромонахъ Мелетій, по пріѣздѣ па Аоонъ, ознакомилъ старцевъ со всѣмъ ходомъ дѣла и потомъ усердно молилъ ихъ помочь намъ Старцы сжалились и дали 14.000 рублей. Это было уже серьезное подспорье. Когда была получена нами эта сумма, дѣло пошло впередъ уже нѣсколько глаже, легче. И послѣ аѳонскіе старцы уже постоянно оказывали намъ прочную денежную помощь. На постройку собора, напримѣръ, они дали 100.000 рублей. Они же выстроили въ въ С.-Петербургѣ для Новаго Аѳона подворье и послали туда отъ себя іеромонаховъ, пѣвчихъ и полный комплектъ братіи. Съ Божіою помощью дѣло на подворьѣ пошло хорошо, и, благодаря этому, для новостроившейся Ново-Аоон-ской обители открылся постоянный источникъ доходовъ (отъ добровольныхъ приношеній столичныхъ обывателей) на строительное дѣло, что и дало возможность продолжать работы монастырскія на Кавказѣ.

Внутри Ново-Аѳонскаго строившагося монастыря пришлось срѣзать очень много земли, чтобъ такимъ путемъ могла образоваться въ обители ровная площадь, при чемъ вся земля, какъ объ этомъ уже было сказано, ссыпалась за террасу на откосъ горы. Масса насыпанной рыхлой земли раскисла отъ

дождей и поползла «низъ, ничѣмъ не сдерживаемая. Ползла до тѣхъ поръ, пока не наткнулась на слабый уклонъ въ откосѣ, послѣ чего остановилась. Сползавшая масса вызвала тревогу: всѣ, наблюдавшіе за ней, заключили, что ползетъ вся гора, а не насыпная лишь земля... Начали думать, что тронется и поползетъ внизъ и монастырская постройка. Иноки наши сейчасъ же стали жаловаться аѳонскимъ старцамъ на своего настоятеля, т. е., на меня, и писали, что гора ползетъ внизъ, а Іеронъ, тѣмъ не менѣе, все продолжаетъ и продолжаетъ постройку. Обезпокоенные старцы потребовали отъ меня объясненія, каковое я, конечно, и далъ. Я увѣрялъ старцевъ, что подъ монастыремъ грунтъ—хорошій и что зданіе монастырское стоитъ прочно, а что внизъ ползетъ лишь насыпанная земля, вывезенная извнѵтри монастыря. Хотя старцы и повѣрили мнѣ, но для общаго успокоенія вызвали изъ Петербурга архитектора Н. Н. Никонова, который строилъ подворье въ столицѣ. Архитекторъ пріѣхалъ, осмотрѣлъ постройки и все прочее и, съ своей стороны, всѣхъ увѣрилъ, что для монастыря нѣтъ рѣшительно никакой опасности. Старцы успокоились. А я воспользовался благопріятнымъ случаемъ и попросилъ этого архитектора начертить планъ будущаго монастырскаго собора, хотя еще и не было рѣшено строить его. Хотѣлось просто только имѣть этотъ планъ. А кромѣ того, предполагалъ вдѣлать его въ рамку подъ стекло и повѣсить на видномъ мѣстѣ съ кружкою п надписью, разсчитанною па посѣтителей обители: «на построеніе собора». Авось, явятся.—думалъ я,—и жертвователи... Я разъяснилъ архитектору, какой именно «соборъ» желательно было-бы имѣть, въ какомъ стилѣ и пр. Архитекторъ быстро сдѣлалъ черновой чертежъ и такъ удачно, что не было надобности измѣнять его ни въ дѣломъ, ни въ частяхъ. Оставалось только начертить весь планъ почище набѣло,—фасадъ предполагавшагося соборнаго храма и разрѣзъ его *)...

б Такъ-то и шло время... Въ суетѣ, въ строительныхъ хлопотахъ и заботахъ..., непрерывныхъ, усиленныхъ... И всюду при этомъ такъ или иначе сказывалось участіе о. Іерона. Объ этого рода постройкахъ подробно разсказывается въ печатныхъ источникахъ, вапр., въ цитов. книгѣ г. И. Н. и друг. Отсылая любознательныхъ къ послѣднимъ, отмѣтимъ только то, что упомянуто въ цитов. рукописи: „Къ рукописи“... 10-го мая 1882 г. былъ освященъ реставрированный, дотолѣ лежавшій въ развалинахъ, древній храмъ во имя св. Апостола Оимова Кананита=3и

Въ 1888 году ждали на Кавказъ Государя Императора съ Августѣйшимъ Его Семействомъ, и потому всюду шли дѣятельнѣйшія приготовленія къ столь рѣдкой и столь желанной встрѣчѣ Высокихъ Гостей. Извѣстпо было, въ частности, что Они посѣтятъ и насъ, нашу молодую обитель. Готовились, посему, и мы... Вотъ мнѣ и пришла въ голову мысль: не удостоитъ ли Государь Своими Царскими руками заложить нашъ соборный храмъ, который со временемъ станемъ строить, въ зависимости, т. е., отъ матеріальныхъ средствъ обители? Я сталъ просить у старцевъ благословенія на приведеніе

лота (выстроенъ на мѣстѣ, „гдѣ, по древнему преданію Абхазцевъ и Грузинъ“, св. Апостолъ „и былъ погребенъ“: см. у II. Н. стр. 200). Къ декабрю того же года была устроена бетонная плотина чрезъ рѣку Псыртсху... Въ 1885 г. былъ переданъ монастырю Пицундскій скитъ, который затѣмъ и былъ возобновленъ, а находящійся въ немъ и реставрированный теперь храмъ былъ освященъ (см. подробности о „Пицундѣ“ у И. Н., стр. 92—105) (у Л. Денисова на стр. 370 сказано: „скитъ“ этотъ „мужской въ 60-и верстахъ“ отъ Нов. Аѳона; „былъ построенъ въ 551 г. импер. Юстиніаномъ 1“...). Въ 1888 г. въ Петербургѣ состоялось освященіе главнаго и придѣльныхъ храмовъ въ подворьѣ Ново-Аѳонской обители (Забалканскій пр. 25). Подворье это, о которомъ упоминалось выше, было выстроено прикомандированнымъ къ Ново-Аѳон-скому монастырю о. іеромонахомъ Иларіономъ, нынѣшнимъ достопочтеннымъ Настоятелемъ обители (послѣ о. Іерона), а раньше Казначеемъ и Намѣстникомъ и, слѣдовательно, ближайшимъ помощникомъ о. Іерона... Заботы и хлопоты по устройству новой обители прерывались хлопотами по пріему гостей, тѣмъ болѣе, что Новый Аѳонъ уже на самыхъ первыхъ порахъ по водвореніи въ немъ иноковъ привлекалъ къ себѣ усиленное вниманіе православнаго люда. Такъ, 10-го іюня 1880 г. обитель иосѣтилъ самъ Намѣстникъ Кавказа—Великій Князь Михаилъ Николаевичъ [отъ него чрезъ годъ послѣ того, именно, 2 сентября 1881 г., о. Іе-ронъ былъ удостоенъ милостиваго рескрипта за устройство и благоустроеніе обители (ср. объ этомъ и у И. Н., стр. 220 и у друг.); впрочемъ, о. Іеронъ около того же времени получилъ и другій награды за свои огромные труды по сооруженію монастыря: палицу въ 1880 г., наперсный крестъ въ 1884 г.). Съ 1887 г. по 31 марта 1889 г., т. с., по день своей кончины, въ монастырѣ жилъ первый Сухумскій епископъ Геннадій, здѣсь затѣмъ и погребенный (см. и у И. Н., стр. 226)... А кромѣ того, иноки никогда не забывали своей главной дѣятельности— миссіонерской среди дикаго края и проповѣдывали православіе какъ словомъ своимъ, такъ и жизнію... и, конечно, не-безшюдно, о чемъ свидѣтельствуютъ, напр., случаи крещенія и присоединенія къ православной вѣрѣ Абхазцевъ и вообще иновѣрцевъ: въ 1876 г., въ 1880, 1882, 1886 и послѣ, напр., въ 1900... (объ этомъ см. и у И. И., стр. 219, 220...)... О. Іеронъ вдохновлялъ, направлялъ, руководилъ, горѣлъ непрерывно, заражая и всѣхъ другихъ своею исключительною и рѣдкостною энергіею...

моей мысли въ осуществленіе, предлагая нмъ ко времени пріѣзда Государя очистить подъ соборъ хотя бы часть мѣста, гдѣ предполагалась мною его постройка,—чтобъ хотя бы на уголкѣ можно было сдѣлать «закладку». Такъ приблизительно я говорилъ. Старцы, хорошо зная, что у меня нѣтъ денегъ, необходимыхъ на приведеніе моей затѣи въ исполненіе, затруднились дать мнѣ свое благословеніе на то, о чемъ я ихъ— моихъ старо-аѳонскихъ руководителей—просилъ. А если Государь,—писали они мнѣ,—спроситъ: есть ли деньги на постройку собора... и если узнаетъ, что ихъ нѣтъ въ Башемъ распоряженіи,—то вѣдь, пожалуй, оскорбится... Рисковать, посему, нельзя. Но я снова сталъ просить старцевъ аѳонскихъ о томъ же и томъ лсе, желая воспользоваться столь исключительнымъ случаемъ. И старцы, наконецъ, дали свое согласіе... Такъ какъ дотолѣ не было «ѣздовой» дороги снизу—отъ пристани вверхъ—къ мѣсту, гдѣ послѣ былъ выстроенъ соборъ..., то теперь усиленно стали ее устраивать, пока не прибылъ Высокій Гость. Думали, что Онъ едва ли согласится подниматься пѣшкомъ къ мѣсту предполагавшейся закладки собора ‘).

Государь Императоръ прибылъ па Новый Аѳонъ 24-го сентября 1888 г. Для встрѣчи Его выѣхали въ море о. Іе-ронъ и о. іеромонахъ Рафаилъ—представитель Стараго Аѳона, командированный сюда спеціально ради этого торжественнаго случая. Государь и Императрица ласково привѣтствовали ихъ на берегу. Въ Покровской церкви, куда Гости направились, Они были встрѣчены Сухумскимъ епископомъ Геннадіемъ, сказавшимъ по этому случаю трогательную |рѣчь. Въ храмѣ были, кромѣ Государя и Государыни, Наслѣдникъ Цесаревичъ, нынѣшній Государь Императоръ Николай Александровичъ и Великій Князь Георгій Александровичъ. Отсюда Августѣйшіе Паломники въ экипажахъ проѣхали по проложенной «шоссейной дорогѣ» къ мѣсту закладки собора и приняли въ ней

‘) Доселѣ наша рѣчь велась на основаніи рукоиисішхъ автобіографическихъ сообщеній о. Іерона. Дальше: о посѣщеніи Государемъ Императоромъ Новаго Аѳопа въ 1838 г. будемъ говорить па основаиіи сообщеній отца же Іерона и „братіи“ обители, напечатанныхъ въ особой спеціальной брошюрѣ Посѣщеніе Ихъ Императорскими Величествами съ Августѣйшимъ Семействомъ Новаго Аѳона на Кавказѣ 34-го сентября 1888 года“ (Одесса, 1894 г.)), полученной нами съ рукописными :'ь нѳй обительскими добавлеиіями.

участіе, послѣ чего Государь разсматривалъ «планы и фасадъ новаго» храма «и всего монастыря», «приготовленішые и разложенные въ» особой «палаткѣ вблизи закладки собора». Дававшій объясненія о. Іеронъ сказалъ при этомъ, «что на постройку монастыря составлялъ черновой планъ» онъ, а «на соборъ»—вышеупомянутый «архитекторъ Никоновъ». Дальше Государю было благоугодно посѣтить храмъ св. Апостола Симона Кананпта, куда Онъ дошелъ пѣшкомъ... Отсюда въ экипажахъ «отправились» въ монастырскую «школу», потомъ къ епископу Геннадію—въ его скромное помѣщеніе. Послѣ «убогаго монастырскаго угощенія», Государю благоугодно было принять скромнѣйшіе монастырскіе подарки и въ особой книгѣ «засвидѣтельствовать о своемъ пребываніи въ обители собственноручною подписью». Для этого о. Іеронъ, по желанію Государя, долженъ былъ отыскать гусиное перо. Послѣ Государя подписались и прочіе Августѣйшіе Паломники... и друг. Государь милостиво поблагодарилъ о. Іерона и отбылъ изъ обители. «Въ памяти у меня останется иосѣщеніѳ вашей обители»... Эти слова Императора—Государя, сказанныя при прощаніи съ о. Іеропомъ, навсегда останутся въ памяти ново-аѳонскихъ иноковъ, которые, проводивъ Высокаго Гостя, затѣмъ отслужили «благодарственный» Господу молебенъ... и горячо помолились «о здравіи и спасеніи» дорогихъ Посѣтителей Новаго Аеона. Часа черезъ три по отбытіи Гостей (добавляетъ рукописная въ брошюрѣ прибавка), адъютантъ привезъ отъ Государыни Императрицы пакетъ съ 5.000 рублями на монастырскія нужды. Мы, говорилъ о. Іеронъ, старались сдѣлать со своей стороны все, что только могли. Оказывали всякое вниманіе и членамъ Государевой свиты, пріѣзжавшимъ «на берегъ» въ обитель, посылали подарки ни пароходъ Государынѣ Императрицѣ, «торжественно звонили» въ колокола, устроили иллюминацію..., награждали всѣхъ «икопочками и альбомами»... «Въ 11 часовъ вечера», однако, незабвенные Посѣтители наши покинули монастырскія воды и «скрылись отъ нашихъ взоровъ»... А въ сердцахъ обительскихъ насельниковъ они останутся, конечно, навсегда... Въ память столь радостнаго событія, каковымъ было посѣщеніе обители Государемъ Императоромъ (добавляетъ рукописная опятъ прибавка;, была потомъ выстроена на пристани каменная часовня,—на томъ мѣстѣ, гдѣ о. Іеронъ и другіе иноки впер-вые представлялись Высокому Гостю... О радостномъ событіи

было донесено во всѣхъ подробностяхъ на Старый Аѳонъ, гдѣ по этому поводу также спеціально молились о Государѣ и о всемъ Его Домѣ... Но за то какъ же скорбѣли и на Новомъ Лоонѣ, и па Старомъ, когда потомъ узнали о катастрофѣ въ Норкахъ, чуть не повлекшей за собой непоправимыхъ печальныхъ послѣдствій! Однако, радость по случаю избавленія Государя и Его Августѣйшей Семьи отъ смертельной опасности была еще большею, неописуемою... *)

По отбытіи Государя, съемка земли съ участка, на которомъ предполагалось возведеніе «собора», продолжалась успѣшно..., — и, несмотря на то, что требовалось срѣзать огромное количество земли, цѣли достигли: трудъ и терпѣніе превозмогли все...

Подготовивъ все, приступили къ постройкѣ соборнаго храма, Бутъ и доколь стали дѣлать изъ мѣстнаго камня на цементѣ...

Но въ то же время постепенно строили и монашескія помѣщенія. Послѣднія составляли собою обширный четыреѵголъ-никъ, въ срединѣ коего долженъ былъ помѣщаться соборъ. На каждомъ изъ четырехъ угловъ, образуемыхъ монашескими помѣщеніями, предположено было выстроить по отдѣльной церкви: на юго-восточномъ — во имя св. Апостола Андрея Первозваннаго,—на юго-западномъ—въ честь преподобныхъ отцовъ Аѳонскихъ,—на сѣверо-западномъ—во имя св. мученика Іерона и на сѣверо-восточномъ—въ честь св. иконы Божіей Матери-Избавительницы. А по срединѣ южнаго корпуса надъ святыми воротами выстроена церковь въ честь Вознесенія Господня. Соборъ, воздвигнутый, какъ и сказано, среди обширнаго двора внутри четыреѵголышка, посвященъ св. Великомученику и Цѣлителю Пантелеймону, а его четыре придѣла: внизу—1-й Святителю и Чудотворцу Николаю, 2-й св. Благовѣрному Князю Александру Невскому и на хорахъ— одинъ—св. Маріи Магдалинѣ и другой—св. Великомученику Георгію Побѣдоносцу 2).

!) Отсылая за подробностями къ брошюръ, въ дальнѣйшемъ возвращаемся къ автобіографическимъ (рукописнымъ) сообщеніямъ о. Іерона.

2) Особенно трогательно въ данномъ случаѣ построеніе храмовъ: а) въ честь св. иконы Божіей Матери—Избавительницы. Икона эта, „по завѣщанію о. Макарія“ (архимандрита русскаго монастыря на Старомъ Аѳонѣ,—упоминавшагося уже выше), „была дарована Ново-Аѳонскому мовастырю 20 іюля 1889 г. Празднество въ честь ея установлено V? ок-

Монастырскій «соборъ» освященъ въ 1900 г. 28-го сентября Преосвященнымъ Арсеніемъ, Епископомъ Сухумскимъ, при огромномъ стечепіи богомольцевъ, которыхъ собралось въ обители къ этому торжественному дню до.двадцати тысячъ— но меньше. Монастырь отнесся къ богомольцамъ въ высшей степени радушно. Снабжалъ всѣхъ ихъ (а они жили здѣсь около семи дней) пищей: хлѣбомъ, чаемъ... Для помѣщенія такой массы стекшагося въ обитель люда были устроены временные бараки. Устроены были для богомольцевъ: временная большая столовая,—также—двѣ кухни, двѣ пекарни для изготовленія хлѣба. Приходилось печь хлѣбъ и варить пищу въ теченіе дня и ночи непрерывно. Иначе не удовлетворить-бы потребностей многотысячной массы... За то, благодаря обительской энергіи, поддерживаемой о. Іерономъ, всѣ богомольцы получали все необходимое и не имѣли пи поводовъ, ни основаній къ какимъ-либо жалобамъ или къ недовольству...

Кипарисовый крестъ, водруженный при закладкѣ «собора» Государемъ Императоромъ Александромъ Александровичемъ ІІІ-мъ ’), теперь—по окончаніи постройки «собора» и по освященіи его—былъ изящно обдѣланъ въ серебро. На немъ была сдѣлана подобающая существу дѣла надпись. Затѣмъ крестъ былъ поставленъ въ главномъ «соборномъ» алтарѣ св. Великомученика и Цѣлителя Пантелеймона за престоломъ, согласно желанію Самого Государя Императора * 4)...

тября въ воспоминаніе чудеснаго спасенія“ Государя Александра III и Его „Августѣйшвго Семейства“' (чит. объ этомъ и о самой иконѣ у С. Снеесоревой: „Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описаніе святыхъ чудотворныхъ Ея иконъ“...; изд. 3-е; Спб. 1910 г., стр. 663, 662, 664, 665. См. еще у II. Н. стр. 227). б) Во имя св. мученика Іерона (см. о немъ у архіеп. Сергія: Полный Мѣсяцесловъ Востока“; т. II; изд. 2;

Владиміръ, 1901 г., стр. 346—347, стр. 457). Этотъ храмъ въ честь святого, имя коего носилъ о. архим. Іеронъ, всю жизнь свою положившій за Ново-Аѳонскую обитель, всегда будетъ сохранять память объ ея первомъ архимандритѣ и побуждать всѣхъ о немъ молиться Господу, в) Храмы во имя св. Пантелеймона, преподобныхъ Аѳонскихъ отцовъ... указываютъ на связь новой обители со Старымъ Аѳономъ. г) Храмъ во имя св. Андрея Первозваннаго всегда будетъ напоминать о проповѣди этого св. Апостола въ Абхазіи и т. д. и т. д.

Ч См. стр. 7 цитов. брошюры: „Посѣгценіе Ихъ Императорскими Величествами“...

г) Здѣсь оканчиваются автобіографическія сообщенія о. Іерона, и дальше рѣчь идетъ на основаніи цитованнаго къ ней рукописнаго добавленія учениковъ старца и пр.: „Къ рукописи о. Іерона“...

Въ періодъ времени съ 1894 г. по 1911 г. освящены въ нагорномъ монастырѣ соборъ съ пятью его престолами и пять храмовъ (параклисовъ) при братскихъ зданіяхъ, расположенныхъ вокругъ «собора». Объ этихъ храмахъ уже упоминалось выше.

8 іюня 1905 года освященъ каменный храмъ, устроенный для иночествующей братіи, проживающей въ урочищѣ Кум-баши. Бакинской губ., Ленкоранскаго уѣзда (чит. въ началѣ нашей статьи), при находящемся въ долгосрочной арендѣ Ново-Аѳонскаго монастыря казенномъ рыбномъ промыслѣ.

22 октября 1908 года освященъ храмъ при новомъ каменномъ братскомъ корпусѣ на монастырскомъ хуторѣ верстахъ въ семи отъ Новаго Аоона.

Три раза (въ 1900 и 1909 гг. въ верхнемъ монастырѣ и въ 1911 г. въ нижнемъ) большіе пожары угрожали всему монастырю полнымъ опустошеніемъ. Но—благодареніе Богу— каждый разъ дѣло въ концѣ концовъ ограничивалось уничтоженіемъ или поврежденіемъ такихъ зданій или мелкихъ построекъ, кои или были возведены лишь на время, или по своей ветхости и несоотвѣтствію общему плану обительскому должны были подлежать капитальному ремонту и перестройкѣ. И на новомъ монастырскомъ хуторѣ вышеупомянутый каменный съ храмомъ корпусъ построенъ на мѣстѣ сгорѣвшихъ въ 1903 году братскихъ помѣщеній, совсѣмъ уже обветшавшихъ и ставшихъ негодными для жилья.

Съ 1 іюля 1904 г. весь монастырь (кромѣ храмовъ) освѣщается электричествомъ.

Достославный о. Іеронъ, устраивавшій все отмѣченное выше и многое другое подобное, изобрѣтательный, казалось, до безконечности, обладавшій неистощимою энергіею, во все вникавшій, все предусматривавшій...,—-постепенно все болѣе и болѣе благоустраивалъ свое дѣтище—Ново-Аѳонскую обитель..., заботился о ней до послѣдняго своего вздоха... И если она теперь сіяетъ своею удивительною и всѣхъ восхищающею красотою, — если теперь она является своего рода чудомъ, возникшимъ на пустынномъ кавказскомъ побережьѣ,—то— благодаря именно этому великому дѣятелю, не знавшему своихъ личныхъ интересовъ и жившему только интересами обительскими...

Неудивительно посему, что, несмотря на свое всѣмъ извѣстное рѣдкостное смиреніе, о. Іеронъ вынужденъ былъ при-

нимать различнаго рода награды и поощренія за свою исключительно-выдающуюся дѣятельность: напр., въ 1896 г.—орденъ св. Анны 3-й степени, въ 1900 г.—2-й степени, въ 1903 г,— св. Владиміра 4-й степени, въ 1905 г. — 3-й степени, въ 1908 г.—св. Анны 1-й степени. Въ 1903 году Его Высочествомъ, Принцемъ Александромъ Петровичемъ Ольденбургскимъ, посѣтившимъ обитель вмѣстѣ со своею супругою Евгеніею Максимиліановною, былъ пожалованъ о. Іерону золотой наперсный крестъ съ драгоцѣнными украшеніями. И вообще высокопоставленныя' лица, входившія въ такое или иное соприкосновеніе съ о. Іерономъ, относились къ нему, по отзыву его учениковъ и всей монастырской братіи, съ высокимъ вниманіемъ, любовью, съ уваженіемъ...,—почитали его глубоко и искренне *).

Профессоръ А. Бронзовъ.

*) Окончаніе слѣдуетъ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.