Научная статья на тему 'Архетипы политического сознания современного российского общества'

Архетипы политического сознания современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1269
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕНТАЛИТЕТ / ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / POLITICAL CONSCIOUSNESS / POLITICAL SYSTEM / POLITICAL CULTURE / MENTALITY / IDEOLOGY / POLITICAL INSTALLATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жирнов Николай Фёдорович

Автором рассматривается динамика политического сознания современного российского общества. Выделяются основные черты, характерные для российского общества. Показаны влияние и значение основных консервативных идей в российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Archetypes of the Political Consciousness of the Modern Russian Society

The author examines the dynamics of the political consciousness of the contemporary Russian society and marcs out the principal traits that are specific for Russian society. The influence and the significance of the principal conservative ideas in the Russian society are shown.

Текст научной работы на тему «Архетипы политического сознания современного российского общества»

РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

УДК 316.75:32 ББК 06.05

Н.Ф. Жирнов АРХЕТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

I I олитическая система современной России не может реализовать в полной мере заложенные в ней потенциальные возможности. Одной из причин этого является неготовность общества к демократическим переменам, которая связана с особенностями восприятия им российской политической действительности.

Политическая система воздействует на человека, побуждая его к поступкам, соответствующим ее целям. Между этими целями и поведением индивида лежит промежуточная инстанция в виде политического сознания. С политическим сознанием связывают представления человека, через которые опосредуются его отношения с политической сферой. На политическое сознание индивида оказывают существенное влияние социальная среда, к которой он принадлежит, его психологические особенности, характер взаимоотношений, складывающийся между различными социальными группами, обществом и государством, а также собственный индивидуальный опыт в области политической жизни.

В науке отсутствует единая трактовка политического сознания. Западные исследователи предпочитают использовать такие категории, как «убеждения», «вера», «установки», «менталитет», «идеология». Отечественные ученые указанное явление рассматривают в качестве наиболее систематизированной формы массового сознания [1, с. 95; 2, с. 128; 3, с. 132].

Политическое сознание, наряду с ценностями, установками, убеждениями, включает в себя психологический механизм их выработки, поиска собственной позиции. При анализе сознания, в том числе политического, принято выделять

два блока элементов: мотивационный (политические потребности, ценности, установки, чувства, эмоции) и познавательный (знания о политике, информированность, потребность участия в политической жизни и связанный с этим интерес к политическими явлениям, убеждения). Указанные элементы тесно переплетаются между собой, оказывая друг на друга взаимное влияние.

Исходной составляющей политического сознания является психолого-поли-тическое состояние человека, создающее предпосылки для его ориентации в мире политики. В этом смысле также важен процесс критического осмысления людьми социальной действительности, обобщение и рационализация чувственных представлений, осознание целей различных политических движений, принятие или отказ от сложившихся норм политического процесса, эмоциональное восприятие тех или иных политических идеалов.

Социально-политическое пространство, то есть совокупность институтов гражданского и политического сообщества, сложившихся политических традиций, идеологий, функционирующих в единстве с исторически обусловленной социально-психологической средой, играет по отношению к политическому сознанию роль фактора, детерминирующего стремление индивида адаптироваться к тем или иным групповым политическим интересам, составить конкретное представление о государстве, власти, определить свое отношение к ним. Тем самым приобретается опыт политического участия.

Для выработки политического сознания необходим собственный или иной опыт участия в политической жизни. Оно не может сформироваться без вступления человека в реальные политические отношения, которое возможно только при условии, что властные структуры не препятствуют политическому участию граждан в политическом процессе. Существует взаимосвязь между политическим участием и политическим режимом. Ограничения на политическую активность способствуют «консервации» политического сознания, что в конечном итоге приводит к деградации механизмов власти.

На макроуровне наибольший интерес для исследователей представляет изучение массового политического сознания, которое определяет тип и уровень политической культуры общества, обусловливает наиболее типичные, массовые варианты политического поведения. Сегодня российское общество столкнулось с радикальными изменениями во всех областях социального бытия, что не могло не отразиться на массовом политическом сознании. Институциональные основы действовавших до переходных процессов идеологических ориентиров и мировоззренческих ценностей либо трансформировались, либо исчезли.

Массовое политическое сознание в 1990-х годах представляло собой мозаичную картину, составленную из элементов коммунистической, неолиберальной и национал-патриотической идеологий, ведущих борьбу друг с другом и претендующих на доминирующую роль в обществе. В результате этой борьбы ни одной из указанных идеологий не удалось утвердить в общественном сознании свои ценности и сплотить большинство граждан вокруг них.

В качестве определяющего фактора формирования политического сознания российского общества некоторые исследователи выделяют кризис идентичности. Так, к причинам кризиса О.В. Попова относит «отсутствие целей и про-

граммы развития страны, ориентации на общие цели государственных институтов управления, рассогласование целей и действий политических и экономических элит, нестабильность системы управления, межэлитные конфликты, отсутствие общей для большинства населения страны системы ценностей, разрыв между квалификацией, уровнем образования людей и их доходами и статусом в обществе» [4, с. 156]. Основу политической идентичности составляет система ценностей, поэтому для преодоления «расколотого» политического сознания необходимо объединить людей общезначимыми идеями и целями.

По мнению некоторых исследователей, вначале 1990-х годов таким объединяющим фактором являлась демократическая идея, которая впоследствии лишилась всеобщего признания в условиях неэффективной социально-экономической политики [5, с. 71]. Следствием этого, как считает Г.Г. Дилигенский, стало осуществление компенсации утраты политической и национальной идентичности через авторитарную власть, выполняющую важную адаптационную функцию.

Исследования, проведенные в первой половине 2008 г. Институтом социологического анализа, свидетельствуют о существовании целого ряда идей, разделяемых большинством россиян. Это идеи самоценности человеческой жизни, личного достоинства, свободы, равенства всех граждан перед законом, неприкосновенности собственности. В обществе, однако, нет единства в их толковании. Так, реальные расхождения сегодня наблюдаются в отношении не разного понимания свободы и прав человека, а практической деятельности различных политических сил при нахождении их у власти. Люди обеспокоены не типом государства, а характером его взаимоотношений с обществом и человеком. Современный россиянин хочет жить в стране, где государство сильно и авторитетно благодаря зажиточности граждан, а не вопреки ей. Ощущение человеком преимуществ индивидуальной свободы по сравнению с прежним диктатом явно перевешивает неудовлетворенность ограниченностью реальных возможностей для самоутверждения и самореализации в новых условиях, поэтому идея коллективизма не может стать в современном обществе доминирующей.

В России сложилось большинство, ориентирующееся на западные стандарты жизни. В связи с этим идея российской самобытности, предполагающая приоритет государственных интересов над индивидуальной свободой, сегодня не способна консолидировать общество. В то же время отторжение советского прошлого переплетается в массовом сознании с симпатиями к советской упорядоченной повседневности, с ностальгическими воспоминаниями о советском образе жизни. Как отмечают Т.И. Кутковец и И.М. Клямкин, «прошлое мало разрушить, его надо преодолеть, а преодолеть - значит построить заменяющее его настоящее с новой упорядоченной повседневностью, которая лучше старой» [6, с. 140].

Для начала 2000-х годов стал характерным запрос на авторитаризм, обусловленный личностными качествами нового президента, угрозой террористических актов, социальной направленностью экономики, неуверенностью в завтрашнем дне. Однако это не означает отказа большинства граждан от политических прав и свобод, предоставленных Основным Законом страны. В зависимости от воз-

растных групп ценности свободы и социальной защищенности меняются: для молодежи и части людей среднего возраста важнее является свобода, а для остальных приоритетом является социальная защищенность.

Особенность современности - идеологическая эклектичность (неорганическое соединение разных взглядов, теорий), заключающаяся в том, что среди сторонников правых партий достаточно часто встречаются последователи левых идей и наоборот.

В структуре ценностных ориентаций российского общества остается достаточно высокой доля ценностей авторитарного типа. Среди основных тенденций, способствующих сохранению авторитарного запроса в обществе, - неэффективность деятельности государственно-административного аппарата, высокий уровень коррупции, непреодоленный синдром олигархической экономики. Г.Г. Дилигенский справедливо отмечает, что «власть бюрократии и олигархии, не контролируемая демократическими институтами, по природе своей авторитарна» [7, с. 40].

Значительная часть россиян, относящихся к различным возрастным группам, являются в той или иной мере сторонником режима «жесткой руки». В то же время под этим граждане страны подразумевают не авторитарный режим в общепринятом среди политологов смысле, а авторитарное регулирование экономики и защиту личности от произвола и беззакония при сохранении политических свобод. Потенциальная поддержка большой частью населения режима «жесткой руки» - очень опасный симптом. За этим может последовать реальная популярность политического движения или политической партии, непосредственно ориентированных на установление такого рода строя.

В современной России идет процесс трансформации системы ценностей и политических установок, как следствие - состояние неопределенности, выбора между различными направлениями данных изменений. При этом конфликты ценностей наблюдаются не только между профессиональными и социальнодемографическими группами, но и внутри основных социальных групп российского общества. Ни одна из них не является однородной в отношении ценностных ориентаций, которые часто выглядят непоследовательными и противоречивыми.

А.А. Галкин утверждает, что интерес к авторитарным формам правления возрос в связи со снижением веры в моральные основы демократии, эффективность демократических институтов. По мнению отечественного ученого, для системы ценностей тех граждан, которые склоняются к авторитаризму, характерны следующие ключевые понятия:

стремление к безопасности, понимаемой как способность власти справиться с криминалом;

ориентация на законность, то есть стабильный порядок, обеспечивающий выполнение законов и препятствующий коррупции чиновников;

ставка на державность, порожденная чувством оскорбленного национального достоинства;

традиционализм, основанный на социокультурных особенностях России [8, с. 34-35].

Один из инициаторов перестройки, А.Н. Яковлев, описывая особенности российского восприятия власти, отмечал широкое распространение духовного рабства, являющегося следствием напряженности условий существования. В результате в обществе складывается авторитарная форма сознания, отличающаяся склонностью к простым решениям, стремлением переложить ответственность на других, особенно на власть, тягой к легкодоступной вере, а не к знаниям, потребностью подчинения [9, с. 14].

Г.Г. Дилигенский высказал мнение, что российские демократические лидеры из числа либеральной (или «неосоциалистической») интеллигенции оказались в своем подавляющем большинстве совершенно не готовыми к решению сложнейших практических задач демократического переустройства общества [7, с. 37]. От новой политической элиты ожидали поведения, соответствующего нормам демократии. Однако, не оправдав ожидания общества, она инициировала нелегитимный передел государственной собственности, который происходил вне правовых рамок. В результате в общественном сознании произошел перелом, в нем усилились негативные отношения к демократическому процессу и результатам реформ, следствием чего стало неуклонное падение доверия к существующей власти.

Особенностью России являются завышенные ожидания по отношению к властным структурам, обусловленные во многом прошлым опытом, высокий уровень неудовлетворенности итогами социально-экономического развития, что оказывает отрицательное влияние на восприятие не только конкретных политических сил, но и демократических институтов и принципов.

В феврале 2004 г. Фонд аналитических программ «Экспертиза» провел социологическое исследование «Радикальный авторитаризм в российском массовом сознании». Результаты свидетельствуют о росте авторитарных настроений в начале XXI в. по сравнению с началом 1990-х годов. По мнению М.Ю. Урнова, этот рост определяется растущими ожиданиями россиян, так как годы высоких цен на энергоносители и достигнутая стабильность породили «агрессивную социальную зависть». Таким образом, современный запрос на авторитаризм - «не синдром отчаявшегося сознания», так как люди чувствуют себя достаточно комфортно и половина населения довольна жизнью, и не «авторитаризм ужаса», а «авторитаризм растущих претензий» [10, с. 50]. Выражается это прежде всего в том, что растут претензии к государству: около 70% россиян считают, что оно обязано гарантировать каждому человеку приличную работу и достойный уровень жизни. Люди хотят, чтобы за их благополучие отвечали не они сами, а государство.

Описанные изменения в массовом сознании могут быть охарактеризованы как консервативные тенденции. Под консерватизмом чаще всего понимается политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, главным образом морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности. В Оксфордском политическом словаре внимание акцентируется на том, что консерватизм «приводит к возникновению способа мышления... который ставит перед всеми грандиозными предложениями и принципами вопрос: действительно хороша ли эта идея при данных конкретных условиях?» [11, с. 263]. Если ортодоксальный консерва-

тизм, близкий к традиционализму, не приемлет реформизм, то умеренный консерватизм допускает реформы в рамках существующего социального порядка.

Авторы российских реформ конца XX в. фактически игнорировали исторически сложившиеся традиции, менталитет и особенности характера российского народа. Попытки заимствования и некритического использования идей и опыта других стран были неэффективны при осуществлении либеральных по форме и радикальных по существу российских реформ. Более того, без активной поддержки со стороны широких социальных слоев они не могли быть успешными и не дали желаемых результатов.

Стало очевидно, что выработанные цели, избранные пути, методы и темпы трансформации российского общества нуждаются в серьезной корректировке. В связи с этим возник практический интерес к проблеме российского политического консерватизма, опирающегося на традиции, преемственность, охранительность и стабильность, обеспечивающие постепенную, без крайних мер модернизацию.

По мнению некоторых исследователей, в России нет либеральной традиции и общественных условий, благоприятных для развития либерального сознания. С точки зрения немецкого философа Г. Рормозера, «в России отсутствует автономная личность, сознательный индивид, который был бы способен договориться на разумных началах со всеми остальными и по поводу собственных интересов, и относительно того, что наилучшим образом отвечало бы общим интересам» [12, с. 60-61]. Будущее либерализма он связывает с необходимостью просвещенного консерватизма.

Однако российский консерватор имеет мало общего с консерватором в западном обществе. На Западе консерватизм возник в ответ на многочисленные социальные изменения, потрясшие европейский порядок в связи с крушением феодализма. На раннем этапе своего развития он отражал интересы дворянских кругов, но уже в XIX в., приняв во внимание ряд положений классического либерализма, стал превращаться в идеологическое оружие буржуазии. У новой России оказалось два прошлого - досоветское и советское, поэтому трактовки консерватизма у исследователей этого идеологического течения различные. Так, российский консерватизм, принявший государственно-социалистический характер, тесно слившийся с национал-патриотизмом, представляет собой идейную противоположность западному консерватизму.

Консерватизм в большей степени выражает коллективистские начала общественной жизни, в связи с чем он близок менталитету россиян. Для российских консерваторов жизненно важными ценностями являются равенство, социальная справедливость, поддержка государства. Равенство понимается в социалистическом, перераспределительном смысле и заключается не в равенстве возможностей, а в равенстве результатов. Ставка делается на государственный патернализм в качестве главного орудия распоряжения и распределения материальных и духовных благ. В политическом сознании консервативно настроенных россиян частная собственность связывается не с социальной активностью, ответственностью, стремлением к развитию, а с эксплуатацией.

Для западного консерватора важное значение имеют кодекс чести, уважение к труду, сословная и профессиональная гордость. Российский консерватор орга-

нично и естественно воспринимает «солидарность» людей, которая была необходимым условием элементарного выживания многих из них. Именно «солидарность» является ключом к пониманию природы советского прошлого: коллективизма, духовности (идейности), долготерпения. Эти традиции, как считают российские консерваторы, начинают активно разрушаться, что и является источником переживаемых Россией трудностей.

Консервативные тенденции очень сильны в политическом сознании населения Российской Федерации. С точки зрения Г.П. Артемова и О.В. Поповой, к наиболее значимым эмпирическим признакам ориентации людей на консервативные ценности в условиях современной России можно отнести следующие:

уверенность в том, что порядок важнее свободы, а справедливость важнее прав человека;

верность традициям и неприятие радикальных реформ;

убежденность в том, что интересы государства выше интересов отдельного гражданина;

установка на сильное государство как фактор обеспечения порядка и благополучия;

признание необходимости социального неравенства;

допущение возможности ограничения некоторых прав граждан ради достижения государственных целей [13, с. 384].

Кардинальные перемены в политической культуре требуют длительного времени, так как консервативный дух имеет глубокие корни в тысячелетней российской истории. Утверждению консервативного мышления способствуют исторические кризисы, резко сокращающие пространство, в котором дееспособен либерализм, что заставляет его приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Библиографический список

1. Дегтярев, А. А. Основы политической теории [Текст] / А. А. Дегтярев. - М., 1998.

2. Гозман, Л. Я. Политическая психология [Текст] / Л. Я. Гозман, Е. Б. Шестопал. -Ростов н/Д, 1996.

3. Мелешкина, У Ю. Политическое сознание [Текст] / У. Ю. Мелешкина // Политический процесс: основные аспекты и способы анализа : сб. учеб. мат-лов. - М., 2001.

4. Попова, О. В. Политическая идентификация в условиях трансформации общества [Текст] / О. В. Попова. - СПб., 2002.

5. Шестопал, Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990-х: Теоретические и прикладные проблемы политической психологии [Текст] / Е. Б. Шестопал. - М., 2000.

6. Кутковец, Т. И. Русские идеи [Текст] / Т. И. Кутковец, И. М. Клямкин // Политические исследования. - 1997. - № 2.

7. Дилигенский, Г Г Демократия на рубеже тысячелетий [Текст] / Г. Г. Дилигенский // Политические институты на рубеже тысячелетий. - Дубна, 2001.

8. Галкин, А. А. Социальная дифференциация и массовое сознание [Текст] / А. А. Галкин // Дифференциация российского общества в зеркале публичной политики / под ред. Ю. А. Красина. - М., 2004.

9. Яковлев, А. Н. Реформация в России [Текст] / А. Н. Яковлев // Общественные науки и современность. - 2005. - № 2.

10. Урнов, М. Современная Россия: вызовы и ответы [Текст] / М. Урнов, В. Касамара : сб. мат-лов. - М., 2005.

11. Политика: Толковый словарь. Русско-английский [Текст]. - М., 2001.

12. Рормозер, Г Новый консерватизм: вызов для России [Текст] / Г. Рормозер, А. А. Френ-кин. - М., 1996.

13. Артёмов, Г. П. Консервативные ценности в политическом сознании населения Санкт-Петербурга (результаты эмпирического исследования) [Текст] / Г. П. Артёмов, О. В. Попова // Философия и социально-политические ценности консерватизма в общественном сознании России (от истоков к современности) : сб. науч. статей. - СПб., 2005. - Вып. 2.

УДК 323(470+571)

ББК 66.3(2Рос)

В. Г. Валуев ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

различных сферах жизнедеятельности российского общества идет процесс закрепления изменений, которые были вызваны крушением советской социетальной системы. Среди многочисленных трансформаций - изменения социально-политических институтов, поведения людей, господствующих норм и ценностей.

Наиболее сложно закрепление на институциональном уровне ценностей, в частности патриотизма. За последние десятилетия его трактовка неоднократно изменялась: от системы ценностей, формировавшей привязанность к родной земле, языку, традициям до понимания его в качестве составной части общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в развитии общества и государства.

В начале XXI в. наряду с традиционным пониманием патриотизма как любви к Родине, преданности своему Отечеству и готовности к его защите возникают дополнительные ценностные составляющие: участие в развитии экономической и оборонной мощи, а также укреплении самостоятельности государства, развитии территории, на которой человек родился [1, с. 164].

Подобное содержание рассматриваемого явления позволяет выделить два основных направления формирования патриотизма в современных российских условиях. В первом случае речь идет о формировании патриотизма на базе общих интересов и ценностей Российской Федерации; во втором - о построении патриотизма на региональном или местном уровне, характеризуемого привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, семье, организации, спортивной команде. Естественно, что оба выделенных направления не могут функционировать независимо друг от друга, а находятся во взаимоукреп-ляющей и гармоничной связи.

Сложившаяся в начале третьего тысячелетия социально-политическая ситуация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.