суждено стать в XXI столетии вдохновляющим ориентиром для человечества.
1 Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве // Соч. В 2 т. М., 1989. Т. 2.
С. 154.
2 Соловьев B.C. О подделках // Соч. В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 309.
3 Соловьев B.C. Оправдание добра // Соч. В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 258.
O.e. ОСИПОВА
Государственный НИИ семьи и воспитания РАО
АРХЕТИПИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЛИГИОЗНЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ ИДЕЙ В ФИЛОСОФИИ В.С.СОЛОВЬЕВА
История человеческой мысли отражает удивительную инвариантность, универсальность и жизнеспособность множества идей и представлений. Историческая специфичность, своеобразие и самобытность духовной культуры разных времен и народов всегда сопровождаются и вневременной повторяемостью основных образов и понятий. Такая особенность культуры предполагает осмысление в философии проблемы основы духовной жизни социума как коллективного образования, архетипическо-го проявления или общественного сознания 1.
Архетипические основы общественного сознания ныне понимаются очень широко и в философии, и в культурологии, и в социологии, и в искусствоведении и т.д. В таком широком диапазоне можно сформулировать вариативное понимание архетипов и образованной ими системы. Архетипы, помимо первичности и изначальности, вероятно, задавших эволюцию человеческой мысли как таковой, обладают некоторой изменяемостью и культурной наслаиваемостью в эволюционном и цивилизацион-ном процессе. В системе архетипов выделяются общечеловеческие пласты сознания и более частные этнические и религиозные
совокупности идей и отличий. Воздействие архетипов на культурную историю может быть как прямое в виде тенденций и закономерностей, так и опосредованное - интуитивное, проявляющееся через мировоззрение людей, в первую очередь философов.
Главнейшими традиционными архетипическими идеями являются понятия о многомерности и взаимосвязанности Мироздания, о всепроникающей божественности, о взаимообусловленности и относительности всех явлений. Эти идеи преломляются во множестве частных представлений: одухотворении Природы, восприятии людей как сынов и дочерей Богов, патриотизме и единстве человеческого рода, приоритетности коллективного начала над личным, верности долгу, чести и правде-справедливости. Данные архетипические идеи в силу изначаль-ности для человеческого сознания свойственны в разной степени и особенностях всем народам, сохраняющим в своем менталитете и характере элементы древнего фундаментального мифологического мировоззрения, в том числе и славянам . Но традиционные идеи славян претерпели в ходе истории трансформацию под действием православных догматов, центральным феноменом чего стало слияние многих архаических идей с христианскими и формирование синкретического мировоззренческого комплекса "двоеверия" . В менталитете и характере русского народа проявились изначальные общечеловеческие архетипы сознания и комплекс традиционных славянских идей, нашедший свое отражение практически во всех областях русской культуры - музыке, песне и танце, живописи, литературе, философии и общественной деятельности.
Проформы философского творчества возникли в глубокой древности как архетипически обусловленные. Архетипические структуры сознания, проецируясь на процесс зарождения и развития человеческой мысли, вызывали формальное и содержательное восприятие изначальных идей, правил и, в определенном смысле, образа жизни людьми. В этой связи необходимо более широкое понимание и философии - как философского сознания: особого вида духовной деятельности, творчества, ря-
доположенного с наукой, религией, искусством, но не совпа-
4
дающего и не эквивалентного им .
Философия - наследие древних культур . Философия начала зарождаться во множестве этнических сообществ и полностью сформировалась в цивилизациях Древней Греции, Рима, Индии, Китая. Ранние мировоззренческие и философские идеи разных народов схожи, например, традиционному славянскому мировоззрению близки рассуждения древнегреческих милетских философов. С началом новой эры христианская догматика стремилась сковать философскую свободу мысли. В догматах христианства все определено и предопределено, чем исключены альтернативные ответы на вопросы о смысле жизни и бытия, о Боге и человеке, о пространстве и времени. Наиболее показателен в этом смысле девиз апологетов христианства "верую, ибо нелепо", сформулированный Тертуллианом. Опора на авторитеты, четкие ориентиры духовности оказались психологически ближе большинству людей, чем стремление к собственному познанию основ Мироздания. С утверждением христианства, как строго догматичного религиозного мировоззрения, свобода мысли могла проявиться уже только в специфической форме философии, в том числе и в России . Подобно религии, философия ставит те же мировоззренческие вопросы и создает проблемные области онтологии, гносеологии, антропологии, этики и, в какой-то мере, теологии, глубоко уходя своими корнями в архаику, поскольку старается своими теориями объяснить и преобразо-
7
вать мир .
Все философские черты изначально архетипичны, но их проявление в русской философской мысли отражает своеобразие национального менталитета, характера и "души", сформировавшихся под влиянием традиционных славянских идей и позднейших христианских наслоений. В русской философии многократно поднимались и дискутировались вопросы об особенностях национального самосознания и темы зарождения, развития и особенностей русской философии . Присутствие архетипов и традиционных истоков в истории русской мысли может быть по-разному интерпретировано и охватывать различные
идеи 10. Традиции русской философии пресекались неоднократно, но каждый раз воссоздавались вновь 11. Древнерусская философия стала своеобразным переходным этапом от органичного бытия мирообъясняющей мысли традиционных народов, какими были славяне в I тысячелетии н.э., к специфической форме научно-философского знания.
В творчестве русских философов сказался опосредованный характер воздействия архетипов. Интересно интуитивное восприятие архаичных идей философами, сознательно провозглашавшими первенство христианства, в частности, православия среди других религий, а следовательно, высокомерно и негативно относившихся к древнему мировоззрению. Подобное взаимодействие осознанных и неосознанных архетипических идей присутствует и в творчестве выдающегося русского религиозного философа В.С.Соловьева. Эволюция взглядов мыслителя включает три основных периода: изучение христианства; учение о теократии - создании государства, которое осуществит христианские идеи в общественной жизни, и воссоединении церквей; исследование теургии мистического искусства как претворения действительности в идеальную телесность. Но наибольший интерес в заданной теме представляет работа В.С.Соловьева "Чтения о Богочеловечестве".
Наблюдая особенности влияния изначальных архетипов сознания на творчество В.С.Соловьева, не стоит упускать из виду неосознанность их самим мыслителем. Выстраивая свою философскую систему, он пытался опереться на привычные христианские догматы, хотел дать христианству новую жизнь -философски осмысленную. В христианство, по мнению В.С.Соловьева, вошли все предыдущие "фазисы религиозного сознания" , и в статье "Первобытное язычество, его живые и мертвые остатки" он акцентировал слабые стороны мифологического мировоззрения .
В теогоническом процессе В.С.Соловьев различал три эпохи, где определяющим началом являются соответственно: владыка неба, недоступный и страшный для человека (Аллах мусульман); солярная религия всех народов древности и идея родо-
вого единства; самосознание человеческой души как начала духовного, свободного от власти природных Богов, способного воспринимать божественное начало в себе самом, а не через посредство космических сил. Философ низко ставил древние воззрения, поскольку культ природной религии ограничивает самоутверждение человеческого начала, заставляет его невольно подчиниться действующим в природе высшим силам, приносить жертвы этим силам, хотя корень жизни человека остается нетронутым как чуждое и недоступное этим внешним природным Богам. Почитание людьми иных божеств, с точки зрения В.С.Соловьева, есть преклонение перед космическими единяю-щими силами, Богами они становятся только для сознания человеческого . Однако в архаичном мировоззрении известны, хотя и вне современной аналитической рефлексии, идеи подчинения отдельных многоуровневых проявлений единому Мирозданию и Высшего Бога Творца. В градации В.С.Соловьева присутствует стремление к построению логичной теоретической схемы. Можно отметить и недостаточную фактическую изученность на тот момент в исторической и антропологической науках духовной культуры традиционных обществ.
В.С.Соловьев полагал, что только некоторое "идеальное" христианство может привести человека через духовную эволюцию к искомому союзу с Богом, перевести в состояние богочело-вечества. Религия, по В.С.Соловьеву, есть связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего сущего. Однако та религия, о которой он мечтал, не только не совпадает с историческим христианством, но и просто еще не существует. Как подчеркивал философ, старая традиционная форма религии исходит из веры в Бога, но не проводит этой веры до конца. Современная внерелигиозная цивилизация исходит из веры в человека, но и она остается непоследовательною, последовательно же проведенные и до конца осуществленные обе эти веры - вера в Бога и вера в человека - сходятся в единой истине Богочеловечества. Важно, что совершенная религия есть не та, которая во всех одинаково содержится, а та, которая все в себе содержит и всеми
обладает. Совершенная религия должна быть свободна от всякой ограниченности и исключительности .
Интересной параллелью оказывается то, что архаическое мировоззрение было по-своему свободно от ограниченности и исключительности и готово воспринимать все новое, включать в себя как отдельные идеи, так и божества иных племен. К такому выводу пришел современник В.С.Соловьева, видный церковный историк Е.Г.Голубинский. Е.Г.Голубинский считал, что язычники с почтением относились ко всякой вере, считая их исходившими из одного истинного источника, от одного Бога. По их представлениям, не одна вера должна господствовать во всем мире как единая истина, а в мире должны существовать, как это и есть на самом деле, многие и разнообразные, одинаково истинные веры. Даже если чужая вера будет им не по сердцу и они будут презирать ее, то и в этом случае не станут притеснять ее последователей и не откажут ей в истинности, почитая просто созданною для низших людей. Противостояние возможно, только если иноверцы будут посягать на их собственную веру . Древние традиции всех народов были очень гибкими и мягкими в идейной сфере. В размышлениях В.С.Соловьева видна явная корреляция с этой идеей. Значимо замечание философа: "Так как божественное начало есть действительный предмет религиозного сознания, то есть действующий на это сознание и открывающий в нем свое содержание, то религиозное развитие есть процесс положительный и объективный, это есть реальное взаимодействие Бога и человека - процесс богочеловеческий" . Согласно В.С.Соловьеву, божественность принадлежит человеку и Богу, с тою разницею, что Богу она принадлежит в вечной действительности, а человеком только достигается. На этих положениях сходятся древние религии всех народов мира.
В.С.Соловьев стал основоположником философии всеединства. Он видел всеединые начала всего существующего. Божественное начало и есть то сущее, всеединое, содержащее все в себе самом, это истина, которая существует реально. Бытие вторично и принадлежит сущему. Сущее - это Абсолют, свободный от определений: он есть все и ничто, поскольку не может
быть лишен чего-либо. Абсолют мыслился философом как «вечное всеединое», абсолютное всеединство включает и Бога как абсолютное первоначало, и его отрицание себя как начало существования мира. В целом В.С.Соловьев различал три вида бытия: Абсолют, мир идей, явления (природа). Бог творит природу, поскольку не может довольствоваться созерцанием идеальных сущностей, он хочет их реальной жизни, и идеальные сущности (идеи) становятся живыми существами. Многообразие в природе отражает многообразие в сфере идей. Природа одновременно множественна и едина, единство природы создается мировой душой Софией. София отделяется от Бога, имея свободу, она связующее звено между Богом и множеством живых существ.
Природа, по мысли В.С.Соловьева, выводится из Абсолюта как условное из безусловного. Материя оказывается первоначальна, как и дух, это тело божье. Природа имеет для человека особое значение. С одной стороны, ей нельзя быть подчиненным, с другой - природа "первоначально дана как все, так как вне ее для человека не существует ничего в данном состоянии его сознания, то отречение от природного существования есть отречение от всякого существования. Стремление к освобождению от природы есть стремление к самоуничтожению: если природа есть все, то, что не есть природа, есть ничто" . Почитание природы можно видеть во всех древних культурах, нет необходимости подчеркивать глубочайшее почтение, одухотворение и обожествление ее в традиционном мировоззрении. Это чувство архетипично для всех народов.
Проводя аналогии с древнегреческой философией, в которой уже получил свое развитие процесс рефлексии над древним мифологическим содержанием, хочется отметить, что идея единства духа и материи, божественного и природного, была хорошо развита у многих ее представителей. Фалес, по свидетельству Диогена Лаэртия, полагал космос одушевленным, живым и полным божественных сил. Для Гераклита Бог - это периодический вечный огонь и душа обладает определенной материальностью. Так, он считал, что "души, испаряясь, влажными вечно рождаются", а "сухой свет - душа мудрейшая и наилучшая". Анало-
гично Зенон мыслил душу чувствительным испарением. Согласно Ксенофану, все едино и множественно, все разрешается в тождественное всеединство, а вечно сущий универсум оказывается одной единообразной природой . В Древней Греции было известно учение орфиков и пифагорейцев о бессмертии души и о метемпсихозе. По учению Анаксимена, душа поставлена в связь с воздухом и дыханием космоса. "Как душа наша, - полагал он, - сущая воздухом, скрепляет нас воедино, так дыхание и воздух объемлют весь космос". Другой древнегреческий философ Эмпе-докл в своей теории перевоплощений допускал разнообразные пути для души. Из божественного царства блаженных, собранных Любовью из мира множества в Единство, оторванные Ненавистью от Одного "долговечные демоны" - души - подвергнуты множеству переселений во всевозможные смертные тела растений, животных и людей, пока не смогут вернуться в Единое собирающей Любовью .
В.С.Соловьев осмыслял множественность миров (сфер) в гармоничном единстве. Всему есть место в Царстве Божием, все может быть связано внутренней гармоничной связью, ничто не должно быть подавлено и уничтожено. Богу как цельному существу принадлежит вместе с единством и множественность -множественность субстанциальных идей, то есть потенций или сил. Все они составляют один божественный мир, но этот мир необходимо различается на множественность сфер по способу бытия - субстанциального, умственного (идеального) и чувственного (реального) . Здесь налицо идущая из древности архе-типическая идея разнообразия существ и миров в Мироздании, допускающая крайнее многообразие всевозможных по функциям, сферам влияния и проявления персоналии. Хотя и во многом совпадающие между собой, группы этих существ соответствуют множеству миров. Известны и христианские представления о духовной иерархии.
Духовная иерархия - максимально общий всеобъемлющий архетип человеческого сознания. В концепции В.С.Соловьева в единый божественный мир вовлечены Бог, космические силы, духи, идеи. В традиционной картине мира сакральную сферу
образуют Высший Бог Творец, подчиненная ему совокупность Богов, духов и природных начал. Суть же - подвластная высшему единому и объединяющему началу духовная иерархия, состоящая и из личностных, и из персонифицированных элементов, имеющих различные области проявления и влияния, неизменна и архетипична. Коренное отличие заключается, пожалуй, в индивидуальной свободе и имманентных или выраженных полномочиях этих существ и в понимании сущности Верховного Бога в двух рассматриваемых системах. Релятивистские отношения оказываются очень схожими, только субстанциональные элементы более жестко и отличительно заданы в философской теории, а в живом архаичном восприятии и понимании они оказываются точно не фиксированными, по своему изменяющимися, во многом не ограниченными ни по качествам, ни по сферам влияния персоналиями.
Бытие природного мира, согласно В.С.Соловьеву, противополагается бытию мира божественного не по составляющим элементам, а по состоянию индивидуальных существ и их отношению друг к другу. В идеальном мире элементы находятся в гармонии, а в природном мире они - в отношении вражды, и несогласованность элементов порождает зло. То есть "тот мир, который, по слову Апостола, весь во зле лежит, не есть какой-нибудь новый, безусловно отдельный от мира божественного. Недолжная действительность природного мира есть разрозненное и враждебное друг к другу положение тех же самых существ, которые в своем нормальном отношении, именно в своем внутреннем единстве и согласии, входят в состав мира божественного" . Эта мысль философа оказывается более близка не христианской догматике, а созвучна архетипической идее взаимопроникновения и взаимодействия миров, являющихся как бы разными степенями порядка различных уровней единого Мироздания.
Характерно, что В.С.Соловьев не выделял однозначно злого начала, зло для него есть нарушение гармоничного порядка вещей, в этом смысле оно и условно. Эта относительность - отличительная черта мифологического мышления. С точки зрения
христианства философ высказывал крайне смелые мысли: "Если наш природный... мир... есть неизбежное следствие греха и падения, то, очевидно, начало греха и падения лежит не здесь, а в том саду Божием, в котором коренится не только дерево жизни, но также и дерево познания добра и зла, - иными словами: первоначальное происхождение зла может иметь место лишь в области вечного доприродного мира" . И традиционному мировоззрению была присуща своеобразная протодиалектика, которая выражалась в неоднозначности и относительности большинства образов и представлений и их взаимоотношений. Это хорошо видно в мифологической относительности понятий добра и зла. Здесь интересно отметить созвучные размышления античного философа Гераклита о том, что противоположности взаимо-обратимы, ибо "переменившись, суть те, а те, вновь переменившись, суть эти" . И в славянской традиции не было сильно выраженного дуализма, четкого деления на положительное и отрицательное.
Все в мире, считал В.С.Соловьев, стремится к единству, к Абсолюту. Созданное бытие проходит путь к высшему единению с Богом, мировое всеединство находится в становлении. Космо-генез включает создание космических тел и систем - света, химизма, магнетизма, развитие планет. Космос проходит пять ступеней эволюции или царств: минеральное - бытие; растительное - жизнь; животное - сознание; человеческое - разум и божественное - совершенство. В.С.Соловьев высказывал своего рода идею нисхождения совершенства в мир и зачинания в нем процесса эволюции в природе от хаоса до человека. Здесь отчетливо видна мысль о тесной связи материи и духа, об их единстве в природном процессе и отсутствии жесткой границы между миром и Богом. Подобное описание сотворения мира, создания человека как кульминации божественного творчества, только в образных и символических понятиях, можно найти в космогонических мифах всех народов. Идея развертывающегося бытия родственна мифологическим представлениям о повторяющихся циклах возникающих к жизни миров. Исходный архетип может принимать различные выражения в истории культуры. Отличия
составляют смысловые частности, проявляющиеся через вариативность понимания процесса и действующих персоналий. Особенность философской теории В.С.Соловьева - ее развернутый, рефлексивный, аналитический и синтетический характер.
В античной космологии есть представления, созвучные идее первоначала и конкретных временных творений. У многих древнегреческих философов мир представляется бесконечным во времени, а временными считаются только те или другие его образования. Космос является вечным у Ксенофана, несозданным у Гераклита, но отдельные его образования гибнут у Анаксиманд-ра, Анаксимена, Анаксагора. Так, Гераклит, по свидетельству Диогена Лаэртия, полагал: "Вселенная конечна, и космос один. Рождается он из огня и снова сгорает дотла через определенные периоды времени, попеременно в течение совокупной вечности". В то же время: "Этот космос не создал никто из богов, никто из людей, но он был всегда". Также у Анаксимандра, начало сущих - некая природа бесконечного, из которой рождаются небосводы и космос в них. Природа бесконечного вечна и объемлет все космосы. Время же, то есть рождение, бытие и гибель миров-небосводов, предопределено. Поэтому и рождаются бесконечные [по числу] космосы и снова уничтожаются в то, из чего возникли. Оно же безгранично: чтобы никогда не иссякало наличное возникновение . Стоит отметить и античные учения о божественном первовеществе и элементах. Фалес, по свидетельству Апония, объявил воду началом всех вещей и источником, из которого все сотворено. Бог - это ум космоса, а Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств, элементарную влагу пронизывает божественная сила. У Гераклита есть концепция космических циклов, порождающих круговорот стихий. Божественный огонь- это первоэлемент, и все вещи - обменный эквивалент огня - возникают из него путем разрежения и сгущения. Под действием управляющего всем логоса огонь превращается через воздух в жидкость, как бы семя упорядоченного космоса, из которого возникают небо и земля и все, что заключено между ними. Все полно душ и божеств - демонов. Другой известный философ Эмпедокл считал стихии - землю, воду, воздух и огонь
одновременно первоэлементами мира и божествами, образующими вечное божественное Одно. Одно - это Необходимость, ее материя - четыре элемента, а формы - Распря и Любовь. Божества - это и элементы, и их смесь - космос, и единообразное .
В.С.Соловьев писал о гармонии духовного и телесного как эволюционном итоге и цели человеческого рода. С человечества начинается история, которая должна привести к высшей форме мирового процесса - синтезу человека и божества в Богочелове-чество. Человек несет в себе три составляющие: божественное, земное и личностное (разум). Соединяя разумом божественное и земное, человек становится Богочеловеком. Главная цель Бого-человечества - собирание Вселенной, идея Богочеловечества подчеркивает нравственную ответственность человека, выводит его в паритетные отношения с Богом. В этом суть антроподицеи В.С.Соловьева, но, мечтая о Богочеловечестве, философ считал возможным это при условии единения всех людей.
На размышления В.С.Соловьева о Богочеловечестве можно взглянуть и в архетипическом ракурсе, проформы этой идеи существовали уже в древности. Личность, разум человека, его свободная воля и реальное одновременное присутствие природного и божественного начал - условия возникновения нового духовного человека, который представляет собой "одну Богоче-ловеческую личность, совмещающую в себе два естества и обладающую двумя волями" . Приоритет, по мысли философа, не может быть отдан ни одному началу в человеческой эволюции, а только осуществлению этого единства. Бытование этого архети -па легко обнаруживается в традиционном мировоззрении. Известно, что не только душа, но и тело человека сакрально для древнего понимания. В реальном земном мире тело является естественным обиталищем души, посредством его человек осуществляет необходимое взаимодействие с окружающим миром. При этом сама душа тонкоматериальна. Особенность архаичного видения в том, что человек не вмещает в себя божественную волю, а добровольно следует ей, определяя ее посредством знамений и гадательной практики. Соединение божественного и материального начал личной волей человека есть, по
В.С.Соловьеву, кульминация космогонического и теогоническо-го процессов, а в принципе и всего божественного замысла. Исключая из сознания начало всеединства, человек попадает под власть материального начала. Полностью принимая божественное всеединство, человек был первобытным Адамом. Как раз этот вывод В.С.Соловьева и является реализацией такой смыс-лоформы, как представление о духовноплотиевом единстве человеческого существа. Мысль эта была не только не чужда архаичному мировоззрению - напротив, она, по сути, ложилась в исходный фундамент коллективного сознания древнего традиционного общества. И разбиваясь на множество частных моментов в идеалах, правилах и понятиях, данная архетипическая идея все время поддерживала устои людских сообществ и жизненные ориентиры каждого человека в них.
В концепции В.С.Соловьева человек становится Богочеловеком, соединяя природное и божественное начало личным Я. Но если перейти к символам, то через идеи души и тела, при участии личной воли в поступке-выборе каждого, согласно любой модели традиционной картины мира, в древности воспринимается человек. Получается, что в данном случае архаичное понимание человека инвариантно по смыслу "Богочеловеку" В.С.Соловьева. Гипотеза эта также подтверждается тем, что для древних народов люди вообще являются сынами и дочерями Богов. Так у славян в "Слове о полку Игореве" часто употребляются наименования "сын Даждьбожий", "Велесов внук" . Да и жизненный выбор человека в древности понимается очень схоже, хотя и выражен в другой форме - через следование традиционным нормам и правилам. Но одновременно это есть осуществление собственного жизненного пути, призванного отражать и гармоничную взаимосвязь со всеми уровнями Мироздания, и правящую волю высшего начала. Важность этого пути обусловлена его влиянием на всю дальнейшую судьбу человека, как на этом свете, так и в других мирах. Именно архетипические понятия чести, долга, ответственности, совести, достоинства человека во многом поддерживают русских философов в идее Богочелове-чества.
Восприятие в заданном ракурсе свободы воли и судьбы также находит свои аналогии в размышлениях античных философов. Анаксимандр полагал: "А из каких [начал] вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженно -сти, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение неправды в назначенный срок времени". Гераклит учил о совпадении судьбы, необходимости и разума. Все происходит согласно судьбе, сущность судьбы есть разум, пронизывающий субстанцию Вселенной и творящий вещи. По Гераклиту, этос -божество человека. Этос, или иначе личность человека, есть инстанция, определяющая судьбу. Комментируя это высказывание, Александр Афродисийский заметил, что, действительно, в большинстве случаев наблюдается зависимость деятельности, жизненных судеб и их развязок от естественного склада и расположения человека. Согласно Эмпедоклу, демоны, то есть души, переселяясь из тела в тело, несут наказание за свои грехи и проступки, они предрешают сами свой путь "преступной клятвой" . Судьба не сваливается на человека извне, а развертывается из него самого по правящей логике Мироздания - идея ранней греческой философии.
В. С. Соловьев идеализировал нравственные качества человека. Человек поставлен в центр Вселенной и должен быть идеален - свободен, разумен и иметь склонность к совершенству, к осуществлению принципа абсолютного добра. Сущность свободы есть добровольный выбор и усвоение человеком божественной воли и идеи как своей высшей цели, сознательное предпочтение добра, а не зла. В эмпирическом мире человек не может быть свободен, так как существует необходимость, поэтому надо прийти к Богу как основе свободы. Бог - это воплощение абсолютного добра. Свобода, с точки зрения В.С.Соловьева, необходима даже Богу. В этом ее необходимость вообще, а для человека "свобода есть только один из видов необходимости" . Но и для традиционного мировоззрения свобода человека всегда полага -лась в единении с необходимостью направлять свои поступки в соответствии с высшими потребностями - от нужд коллектива до космических велений, то есть ни в коем случае не как своево-
лие, а как свободный выбор путей реализации приоритетной необходимости. Связь свободы и необходимости архетипична.
Истина, согласно В.С.Соловьеву, есть бытие. Философ подчеркивал в познании человека такие важные составляющие части, как эмпирическая - чувства; рациональная - мышление и мистическая - воля, вера, интуиция, созерцание абстрактных сущностей. Три чувства в человеке изначальны: стыд к природному началу, жалость к людям и благоговение в отношении к божественности. Совесть придает всему всеобщий и необходимый характер и порождает соответственно три принципа: аскетизм, альтруизм и богопочитание. В человеке духовная реальность - это благо, которое может быть материальное, формальное - справедливость и абсолютное - вечная жизнь, всеединство. В этих идеях В.С.Соловьева ярко выразилась осознанная христианская догматика, приходящая в противоречие с другими идеями философа, неосмысленными им как неявно коррелирующими с традиционным мировосприятием.
В понимании В.С.Соловьева правда соединяет людей, и есть единая всеобщая правда помимо личных: "Всякое глумление над правдою только потому, что она не моя правда, есть оскорбление правды - вечной, общечеловеческой. Если русскому народу суждено получить значение в будущих судьбах человеческих, то лишь как носителю великой истины взаимного дополнения духовных личностей, нравственного единения всех людей; - превознесенных и униженных, знающих и только ищущих знания и правды" . Здесь осмысление философом идеала правды соединяется с архетипическими идеями правды-справедливости и единства человеческого рода. В.С.Соловьев в работе "Оправдание добра" подчеркивал, что "не только человеческие личности должны в обществе быть единым гармоничным целым, но и нации тоже. Однако истинное единство народов есть не однородность, а всенародность, то есть взаимодействие и солидарность всех их для самостоятельной и полной жизни каждого" . Мыслитель считал, что многие народы, воплощая сверхнациональные ценности, влияли и влияют на культуру других народов. К таким народам философ относил и русский.
Смысл мировой истории В.С.Соловьев видел в единении народов и человечества, в сближении церквей, а в целом - в Бо-гочеловеческом процессе. Рассматривая мировые силы, он выделял Восток, Запад и Россию со славянским миром. На Россию В.С.Соловьев возлагал миссию преодоления односторонностей Востока и Запада. Мыслитель отмечал три типа власти, которые должны быть в единстве: государственная - монархия, религиозная - папство и пророческая - живой совет святых с Богом. Философ мечтал о всемирной теократии, к коей приведет соединение власти русского царя и папы римского. В общественных вопросах В.С.Соловьев был либерал и полагал, что власть должна быть по заслугам и поддерживал для России сословное состояние общества. Историософские воззрения философа также отражают переплетение осознанных христианско-религиозных и неосознанных традиционных идей.
Философия В.С.Соловьева переполнена верой в высшее предназначение каждого человека и всей человеческой цивилизации в целом, призывает возвысить человека до Бога и подчеркивает свободный характер воли человека на пути к Богочелове-честву. В ней есть идеи о взаимосвязи и единстве сфер Мироздания, о космосе и эволюции, о единой божественности и относительности зла. Очевидно, истоки своеобразия философии В.С.Соловьева находятся именно в глубинах ментальных архе-типических структур, заложенных в мире изначально, но более ярко проявлявшихся во времена господства традиционного, мифологического мировоззрения, а позже обнаруживающихся и в религиозном мировосприятии.
В.С.Соловьев стремился создать систему православной философии. Однако не случайно, что сама "христианская философия", в том числе и других мыслителей, далеко не всегда одобрялась официальной церковью, поскольку во многом шла в разрез с канонической догматикой. Причина этого, видимо, кроется в неосознанном самими философами, но, тем не менее, происходившем неявном восприятии ими архетипических идей, изначально характерных для любого архаичного или раннего натурфилософского мировоззрения, что подтверждается наличи-
ем рассмотренной нами большой сети аналогий традиционной картины мира, в том числе славянской, и древнегреческой философии с русской мыслью в концепции В.С.Соловьева. В России творчество религиозных философов часто ограничивалось рам -ками христианской догматики, но иногда эти границы оказывались узки даже для воспитанных в самой православной культуре мыслителей, в частности не избежали церковной критики работы В.С.Соловьева, А.Хомякова, анафеме был предан Л.Н.Толстой. С этим связано и возникновение различных ересей и церковных расколов.
Вопрос о религиозности русской философии и современности поднят в статье "«Русская идея» и проблема возрождения российской государственности" М.А.Маслина, где отмечено, что подчеркивать исключительную религиозность русского характера в XX столетии неисторично и неправильно, поскольку Россия значительно сблизилась с европейско-американской цивилизацией. М.А.Маслин замечает, что православность не всегда есть отличительная черта русского человека, в русской философии присутствуют и рационалистические, и мистические, и религиозные, и атеистические направления . Вероятно, это подтверждает, что в русской философии, как в калейдоскопе, проявились и традиционные, в первую очередь славянские, архетипи-ческие идеи, поскольку именно для архаичного мировоззрения характерно осознание единства духоматериальных начал, естествознания и магии. А в современном понимании эти идеи оказались разорваны и противопоставлены. Культивирование православия на государственном уровне значительно повысило число его сторонников, однако религиозность, как и прежде, выражается более широко. Современная ситуация в России наглядно это иллюстрирует, так как в наши дни можно видеть не только основные христианские конфессии, мусульманство и буддизм, но и множество самых разных по ориентации сект и религиозных обществ.
Философия В.С.Соловьева, охватывая широкий круг вечных вопросов бытия, остается вне времени актуальной и значимой. В ней в удивительно органичном соединении религиозных
и традиционных идей, транслируемых архетипической системой, подняты и осмыслены темы Бога и Вселенной, человека и свободы, историософии и этики. И в XXI веке эти извечные параллели по-прежнему присутствуют в творчестве русских и мировых философов, будучи во многом обусловлены проявлением в религиозно-философской мысли первоначальных архетипов, несущих в себе ярко выраженные традиционные архаические и натурфилософские идеи.
1 См.: Дюркгейм Э. Представления индивидуальные и представления коллективные // Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995; Леви-Брюлъ Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994; Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1999; ЮнгК.Г. Архетип и символ. М., 1991; ЮнгК.Г. Психология бессознательного. М., 1994.
2 См.: Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989; Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1983.
Исторические свидетельства о мировоззрении древних славян см.: Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских с первой половины УП в. до начала X в. н.э. СПб., 1870; Гелъмолъд. Славянская хроника. М., 1963; Макушев В. Сказания иностранцев о быте и нравах славян. СПб., 1861; ПСРЛ. Т. I. Лаврентьевская летопись. М., 1997; Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 1-2. М., 1994-1995.
3 Православие заимствовало от древней славянской религии обрядовый лексикон, многие функции и образы, в облике почитаемых на Руси святых обобщены сущности славянских Богов, оформление церквей и книг отразило древние элементы, даже участие православных священников в свадебных, родильных и похоронных обрядах во многом восполняет функциональную потребность народа в традиционном восприятии мировых зависимостей. См.: Галъковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1-2. Харьков, 19131916; Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997; Иванов В.В. Мотивы восточнославянского язычества и их трансформации в русских иконах // Народная гравюра и фольклор в России ХУП-Х1Х вв. М., 1976; Носова Г.А. Язычество в Православии. М., 1975.
Архаичные идеи проявились и в христианских еретических течениях. См.: Казакова H.A., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. // Источники по истории еретических движений XIV - начала XVI в. М. Л., 1955. С. 238-254; Щавелева H.H. Послание епископа краковского Матвея Бернгарду Клервоскому об "обращении русских" // Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования. М., 1976. С. 114-115.
4 ГромовМ.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII вв. М., 1990. С. 26-27.
5 Вопрос об истоках философии, особенностях мифологического (языческого) и религиозного сознания на рубеже XIX-XX вв. поднимали многие исследователи. См.: Введенский А.И. Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественной религии. Т.1. Основные вопросы философии и естественных религий. М., 1902; Кагоров Е.Г. Современные теории происхождения религии и мифологии. Доклад, читанный в заседании историко-филологического общества при императорском Новороссийском Университете. Одесса, 1908; Новицкий Ор.М. Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований. Киев, 1861. Обращался к этой теме и Соловьев В. С. в работе "Первобытное язычество, его живые и мертвые остатки" // Русское обозрение, 1890. Т. 4-5.
6 См.: ДмитровА.Д. Инквизиция в России. М., 1937.
7 См.: Сухов А.Д. Философские проблемы происхождения религии. М., 1967; Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Предыстория философии. Л., 1971.
8 См.: Бабаков В.Г., Семенов Е.М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). М., 1996; Воронове А. О., Смирнов П.И. Россия и русские. Характер народа и судьба страны. СПб., 1992; Лихачев Д. С. Избранное: Великое наследие; Заметки о русском. СПб., 1997; Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Характер русского народа. М., 1991; Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М., 1994.
9 Вопрос об особенностях русской философии возник в сороковых годах XIX в., в разное время его рассматривали В.Н.Воскресенский, Н.Г.Чернышевский, А.И.Введенский, Э.Л.Радлов, Г.Г.Шпет, Н.А.Бердяев, В.В.Зеньковский, Н.О.Лосский. Научный анализ эта проблема получила со второй половины XX в. См.: Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. Л., 1989; Громов М.Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X-XVII вв. М., 1990; Замале-евА.Ф. Лепты: исследования по русской философии. СПб., 1996; О
России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. Сост. М.А.Маслин. М., 1990; Павлов А. Т. К вопросу о своеобразии русской философии // Вестник МГУ. Сер. VII. Философия. 1992. № 6; Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. Т. 1-2. М., 1994.
10 О русской старине размышляли многие философы XIX в. См.: Аксаков И. С. Речь на славянском съезде 1867 г. // Всероссийская этнографическая выставка и славянский съезд в мае 1867 г. М., 1867; Аксаков КС. О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности. М., 1852; Киреевский П.В. О древней русской истории. Письмо к Погодину // Москвитянин. 1845. Ч. 3. № 3.
В целом можно предположить, что традиционные славянские идеи повлияли на характер особенностей русской философии, выделяющих ее как национально-самобытное и оригинальное течение философской мысли, и сказались в таких чертах, как онтологичность, религиозность, историософичность, антропоцентричность, морализм, коллективизм, целостность и жизненная практичность. Эти, в общем-то, свойственные любой философии черты у русских мыслителей становятся не только ведущими, но и своеобразно выраженными. В русской философии присутствуют такие архетипические идеи как духоматериальность Вселенной, многоплановость миров Мироздания, взаимосвязь земной и космической жизни, патриотизм, вера в Богочеловечество или же в возможность космической жизни людей, взаимосвязь свободы и ответственности, приоритет коллективного начала над индивидуальным, идеалы долга, чести и справедливости.
11 Сухов А.Д. Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы. М., 1995. С. 72-75.
12 Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве. СПб., 1994. С. 135.
13 Соловьев B.C. Первобытное язычество, его живые и мертвые остатки // Русское обозрение. 1890. Т. 4-5.
14 Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве. СПб., 1994. С. 176-177, 180, 174.
15 Там же. С. 55, 67.
16 Голубинский Е.Г. История русской церкви. М., 1880. С. 75-76.
17 Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве. СПб., 1994. С. 65.
18 Там же. С. 73.
19 Фрагменты ранних греческих философов / Ред. А.В.Лебедев. Ч. 1. М., 1989. С. 101, 219, 209, 231, 166.
20 Там же. С. 134, 405.
21 Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве. СПб., 1994. С. 46, 145, 158.
22 Там же. С. 154.
23 Там же. С. 157.
24 Фрагменты ранних греческих философов / Ред. А.В.Лебедев. Ч. 1. М., 1989. С. 213-214.
25 Там же. С. 177, 218, 118, 119.
26 Там же. С. 114, 177, 353.
27 Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве. СПб., 1994. С. 188.
28 Слово о полку Игореве // Злато слово. История Отечества в рассказах, повестях, документах. Век XII. Сост. Н.С.Борисова. М., 1986. С. 32, 42.
29 Фрагменты ранних греческих философов / Ред. А.В.Лебедев. Ч. 1. М., 1989. С. 127, 201, 243, 406.
30 Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве. СПб., 1994. С. 52.
31 Соловьев B.C. Сочинения. Т. 1-2. М., 1989. Т. 2. С. 288.
32 Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. М., 1996. С. 369.
33 Маслин МЛ. "Русская идея" и проблема возрождения российской государственности. // Вестник МГУ. Сер. XII. Социально-политические исследования. 1993. № 5. С. 25-29.
ВЛ. СОЛОВЬЕВ: ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ. ЭСТЕТИКА. КРИТИКА.
Е.Ю. ФАРКОВА
Шуйский государственный педагогический университет
В. СОЛОВЬЕВ И РУССКАЯ КЛАССИКА: ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
В литературных полемиках рубежа XIX - XX вв. событиями становились публикации В. Соловьева о Ф. Достоевском, А. Пушкине, М. Лермонтове, Л. Толстом. На фоне всего насле-