Научная статья на тему 'Архетип пути: социально-философский анализ'

Архетип пути: социально-философский анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный кризис / синергетика / простой и странный аттрактор / моральное пра-вило / самоорганизация / смысл / телесность / хронотоп / social crisis / synergetics / simple and strange attractor / moral rule / self-organization / meaning / corporeality / chronotope

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Игорь Альбертович Борисов, Анна Владимировна Немцева

Целью настоящей статьи является социально-философский анализ архетипа пути. Ги-потеза исследования состоит в том, что понимание глубинных образов дорог послужит ключом к совершен-ствованию идейно-ценностной мотивации коллективов и индивидов, вовлеченных в развитие транспортной инфраструктуры Сибири, а также к созданию новых духоподъёмных общероссийских проектов. Применение синергетического подхода позволяет прийти к осознанию архетипической диалектики двух путей как в со-циальном, так и в личностном измерении. Один из них является символом развития и присвоения высоких ценностей, второй – бессмысленного движения. Первый путь создаёт время, второй – безвременье. Диа-лектическое взаимодействие между ними формирует хронотоп русско-сибирской цивилизации. Исследова-ние его приводит нас к идейно-теоретическому обоснованию строительства Нового пути в Азию как важней-шего способа повышения суверенитета России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Archetype of the Path: A Socio-Philosophical Analysis

The aim of the present article is a socio-philosophical analysis of the archetype of the path. The hypothesis of the study is that understanding the deep images of paths and roads will serve as a key to improving the idea-value motivation of collectives and individuals involved in the development of the transport infrastructure of Siberia, as well as the creation of new spirit-like All-Russian projects. The use of a synergetic approach allows us to come to the realization of the archetypal dialectic of two paths, both in the social and in the personal dimension. One of them is a symbol of the development and realization of values, the second is a meaningless movement. The first way creates time, the second – timelessness. Dialectical interaction between them creates a chronotope of the Russian-Siberian civilization. The study of this dialectic leads us to the ideological and theoretical justification of the construction of a New Route to Asia as the most important way to increase the sovereignty of Russia.

Текст научной работы на тему «Архетип пути: социально-философский анализ»

Научная статья УДК 141

https://doi.org/10.24158/fik.2023.11.19

Архетип пути: социально-философский анализ Игорь Альбертович Борисов1, Анна Владимировна Немцева2н

1Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия, mibia@yandex.ru 2Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия, nanyav@mail.ruH

Аннотация. Целью настоящей статьи является социально-философский анализ архетипа пути. Гипотеза исследования состоит в том, что понимание глубинных образов дорог послужит ключом к совершенствованию идейно-ценностной мотивации коллективов и индивидов, вовлеченных в развитие транспортной инфраструктуры Сибири, а также к созданию новых духоподъёмных общероссийских проектов. Применение синергетического подхода позволяет прийти к осознанию архетипической диалектики двух путей как в социальном, так и в личностном измерении. Один из них является символом развития и присвоения высоких ценностей, второй - бессмысленного движения. Первый путь создаёт время, второй - безвременье. Диалектическое взаимодействие между ними формирует хронотоп русско-сибирской цивилизации. Исследование его приводит нас к идейно-теоретическому обоснованию строительства Нового пути в Азию как важнейшего способа повышения суверенитета России.

Ключевые слова: социальный кризис, синергетика, простой и странный аттрактор, моральное правило, самоорганизация, смысл, телесность, хронотоп

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Борисов И.А., Немцева А.В. Архетип пути: социально-философский анализ // Общество: философия, история, культура. 2023. № 11. С. 133-138. https://doi.org/10.24158/fik.2023.11.19.

Original article

The Archetype of the Path: A Socio-Philosophical Analysis Igor A. Borisov1, Anna V. Nemtseva2H

Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia, mibia@yandex.ru 2Baikal State University, Irkutsk, Russia, nanyav@mail.ruH

Abstract. The aim of the present article is a socio-philosophical analysis of the archetype of the path. The hypothesis of the study is that understanding the deep images of paths and roads will serve as a key to improving the idea-value motivation of collectives and individuals involved in the development of the transport infrastructure of Siberia, as well as the creation of new spirit-like All-Russian projects. The use of a synergetic approach allows us to come to the realization of the archetypal dialectic of two paths, both in the social and in the personal dimension. One of them is a symbol of the development and realization of values, the second is a meaningless movement. The first way creates time, the second - timelessness. Dialectical interaction between them creates a chronotope of the Russian-Siberian civilization. The study of this dialectic leads us to the ideological and theoretical justification of the construction of a New Route to Asia as the most important way to increase the sovereignty of Russia.

Keywords: social crisis, synergetics, simple and strange attractor, moral rule, self-organization, meaning, corporeality, chronotope

Funding: Independent work.

For citation: Borisov, I.A. & Nemtseva, A.V. (2023) The Archetype Of The Path: A Socio-Philosophical Analysis. Society: Philosophy, History, Culture. (11), 133-138. Available from: doi:10.24158/fik.2023.11.19 (In Russian).

Введение. Современный этап развития в отечественной и мировой культуре понимается в социально-гуманитарном знании как кризис. Критерием его является «снижение нормативности. Механизмы социального контроля ослабляются, потому что действие санкций - как позитивных, так и негативных - притупляется. Это происходит в периоды, когда высшая ценность подвергается инверсии, а целостность культуры и общества ставится под угрозу» (Борисов и др., 2023). Подтверждается данный тезис тем, что в условиях перенаселенной планеты стагнирует мировая экономика, а это вызывает усиление борьбы за уменьшающиеся ресурсы и ведет к резкому обострению международной напряженности в контексте огромных запасов оружия массового поражения.

Задачи выживания и развития суверенной России в этих трудных условиях запускают процесс осмысления ею своей идентичности, поиска новой стратегии самоопределения и вектора

© Борисов И.А., Немцева А.В., 2023

дальнейшего развития. Для России это период формирования образа культуры, который позволит стране закрепиться в своем бытии и в различных формах суверенного существования.

Методы. Опираясь на теоретические изыскания, представленные нами ранее в статье «К вопросу о синергетическом обосновании кризиса как социокультурного явления» (Борисов и др., 2023), мы посчитали возможным применение синергетического подхода для расширения спектра видения факторов специфического развития транспортной инфраструктуры Сибири. Была создана авторская методология на основе интеграции учения К. Юнга об архетипах (Юнг, 2015), символической концепции Э. Кассирера (Кассирер, 2021 а, б, в), синергетического и цивилизационного подходов, которую мы применили для анализа социально-философских явлений. Понятия из синергетики - странный и простой аттрактор - превратились в архетипическую диалектику двух путей: конструктивного и деструктивного, на перекрестке которых находится судьба как исторических общностей, так и конкретных индивидов.

Также к методам, которые были использованы в настоящей статье, относятся: системный, деятельностный, ценностный.

Применение семантического анализа текстов было необходимо для выявления ценностно-смыслового уровня как первопричины отношения человека к бытию мира и самому себе, обозначения значимости (а это ценностный аспект) образов (как знака и символа) пути/дороги в жизни и деятельности человека.

Сравнительно-исторический метод позволил ретроспективно проанализировать факты, события прошлого и прийти к выводам о роли и значимости пути/дороги как архетипической основы развития отечественной культуры.

Системный подход в настоящем исследовании оказался необходим, чтобы рассмотреть современное состояние общества в единстве связей различных сфер человеческого бытия, в том числе морали, на основании которой нами была выстроена актуальная философская концепция выхода на новый этап цивилизационного развития.

Результаты. Архетип пути - элемент коллективного бессознательного, содержащий идею трансформации через перемещение в пространстве и времени. Он может быть осознан и осмыслен только лишь через символы. В ситуации социального кризиса коллективное бессознательное запускает механизм компенсации. Он заключается в том, что архетип пути активизируется и порождает бинарную символическую пару, которая уже осознаётся субъектом - человеком или коллективом: символ пути, ведущий к жизни, и символ пути, направленный к смерти.

Данное положение может быть подтверждено синергетическим подходом. Такие понятия, как простой и странный аттрактор, служат для обозначения структур, задающих соответственно устойчивое и неустойчивое состояние системы. В ситуации социального кризиса аттрактором -как простым, так и сложным - может оказаться поведение практически любого человека на любом уровне общественной иерархии, которое в свою очередь представляет собой результат его духовного выбора между двумя путями. Один из них ведёт к смерти - через предательство себя и собственных ценностей, безысходное страдание, эмоциональные качели, разрушенную коммуникацию, не пройдённую сепарацию и инициацию. Другой - к жизни через верность идеалам и ценностям, через испытания и их преодоление к обновлению, солидарности и возрождению, к конструктивному диалогу с самим собой и окружающими людьми.

Рассмотрим это на примере российского государства. Способность его быть верным своим ценностям, проводить самостоятельную политику в сфере культуры позволяет говорить о суверенитете духовном. Весь исторический опыт России свидетельствует о том, что его наличие для нашей страны является приоритетным для обеспечения национальной безопасности. Именно поэтому например, князь Александр Невский принял решение пожертвовать экономической и политической независимостью ради укрепления духовного суверенитета. Отказавшись от сотрудничества с Западом и развивая взаимодействие с Золотой Ордой, он добился главного - Русь не потеряла своей цивилизационной идентичности. И именно это решение позволило нам впоследствии вернуть как политический, так и экономический суверенитет.

В каком-то смысле современный цивилизационный разворот России от Запада к Востоку обусловлен сходными причинами. При этом для его авторизации стране требуется философия Нового Пути и Нового Города. В этой связи важно в очередной раз произвести рефлексию главной ценности российской цивилизации. Именно о ней писал философ В.С. Соловьев, говоря, что «каждая культура формируется вокруг одной высшей ценности, принимаемой культурой за основную» (Соловьев, 2021). В свою очередь О. Шпенглер называл ее прафеноменом (Шпенглер, 2023), то есть тем, что «относится к миру архетипов и формирует приоритетный максимально абстрактный образ» (Борисов и др., 2023).

При этом важно, чтобы данная рефлексия привела к выработке культурообразующего морального правила, которое поможет затормозить процессы углубления современного социокультурного кризиса и даже позволит найти путь его преодоления (Борисов и др., 2023).

Если сегодня Россия взяла курс на укрепление своего духовного суверенитета, то ей в очередной раз предстоит вернуться к идее Нового Пути. Для этого необходимо трансформировать систему аксиологических ориентиров, уточнив главную цивилизационную ценность в качестве их системного основания. По нашему мнению, совокупность традиционных российских духовных приоритетов должна и может вступить в этап дальнейшей интеграции. В качестве ориентиров для этого могут быть определены такие принципы нормативной этики, как уважение достоинства личности, честность, прозрачность, открытость, ответственность, компетентность, духовно-социальное служение.

Конечно, во главу угла могут быть положены и утилитарные ценности, такие как комфорт, например. Но нужно отчетливо понимать, вспоминая теорию Л.Н. Гумилева (Гумилев, 2016), что идея комфорта возникает в конце пассионарного цикла, когда культура устала, а её духовные силы ослабли. И вопрос здесь заключается в том, была ли навязана эта идея комфорта нам, гражданам России, с Запада, или мы создали ее и приняли сами, потому что она соответствует настоящему этапу нашего цивилизационного развития?

Ясно одно: следование новой системе ценностей может дать духовно-мотивационные силы (пассионарность) на интенсификацию строительства новых путей. И тогда каждый материальный шаг, уложение нового звена в железнодорожный путь и каждый участок автомобильной дороги есть движение к этой возвышенной цели. Каждый шаг человека сделан не зря; от него нельзя устать; это шаг, от которого прибавляется сил. Он собирает хронотоп воедино: время - прошлое, настоящее и будущее - и пространство самого пути. В свете этой интеграции возможно возникновение вдохновляющих смыслов и идей для человека, для команды, для корпорации и для всей страны, отстаивающей свой духовный суверенитет и своё право на жизнь и реализацию своих ценностей.

Обсуждение. Суверенитет - понятие комплексное, которое выражает способность страны проводить собственную внутреннюю и внешнюю политику, определив для себя разумные пути развития. В контексте этого феномена России необходимо ориентироваться на Восток, на Азиатско-Тихоокеанский регион, который постепенно становится центром мирового взаимодействия из-за растущей экономической мощи Китая, Индии и стран Юго-Восточной Азии. Эти территории являются конкурентоспособными в различных сферах деятельности, включая медицину, спорт, искусство и наукоёмкие технологии. Выстраивание с ними конструктивного тесного диалога определяет важность интенсификации освоения пространств Сибири и Дальнего Востока, усиления их в военно-стратегическом, экономическом, социокультурном планах с целью обеспечения национальной безопасности России. В контексте изменения приоритетных направлений международной коммуникации нашей страны важным для нее становится модернизация транспортной системы и строительство новых дорог на значимых территориях, как это уже было, например, в СССР после Великой Отечественной войны.

Для выполнения этой задачи необходима новая пассионарность, которая должна стать причиной возникновения современной волны освоения Сибири и Дальнего Востока. Здесь требуются эффективные политические и экономические механизмы, и они создаются. Но очень важно, особенно в России, продуцировать также новые духоподъемные идеи, позволяющие укрепить системообразующий фундамент страны. Этот факт подчеркивает, что изменение смыслов, утрата веры, ломка системы ценностей приводят к катастрофе, а развитие через кризис является одной из специфических черт преобразования России (Кондаков, 1997).

Возможным духовно-мотивационным инструментом эволюции представляется идея переноса столицы России в один из сибирских городов. Вспоминая историю, следует отметить, что вообще наша страна и началась со строительства Нового Города - Новгорода, который задумывался, по одной из версий, как база для мощного развития торгового пути из варяг в греки. Москва стала такой же ключевой точкой для Волжского Серебряного торгового пути. Санкт-Петербург положил начало российской балтийской торговле. Полагаем, что один из сибирских городов должен стать в будущем столицей нашего государства с прицелом на развитие контактов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. К Новому Городу в этом понимании должна вести и своя дорога, открывающая следующую страницу в истории, которая будет представлять собой идеальную модель мира, воплощенную в реальности. Строительство такого города и путей к нему, несомненно, станет знаково-символическим действием, а сама перенесенная столица будет являться конкретно-зримым воплощением идей, ценностей, идеалов и смыслов, которыми живет общество. Новые города есть и сейчас, например, Инноград рядом с Казанью и др., но они не становятся общенародными символами по разным причинам и в первую очередь потому, что не имеют статуса столицы, а ведь именно это могло бы сделать один из них транспортным узлом, перекрестком великого множества путей.

В дороге как символе заключены в концентрированной форме определенные ценности и смыслы культуры (Мельникова, 2016). Она символизирует жизненный путь отдельного человека, нации, народа, культуры и человечества в целом. Дорожные линии извиваются, скрещиваются, пересекаются. Последнее ментально в сознании русского человека всегда символизировало выбор, переход от старого к новому.

Образ дороги сопряжен с объективностью времени и, по существу, является пространственно-временной границей и метафорой судьбоносных изменений в жизни, связанных с ними страхов и надежд, например, на «светлое будущее». Путь (как действие, процесс) преображает мир существующий, реальный, земной. Идея эта отзывается в коллективном бессознательном нашего российского многонационального народа. Показательна история с песней, которая прозвучала в кинофильме «Асса»: в первом варианте она начиналась словами «Над небом голубым есть город золотой» и не имела успеха, хотя ее пели разные исполнители, в версии же с текстом «Под небом голубым есть город золотой» песня стала поистине народной.

Устремленность к преображению мира есть задача, которую Путь должен выполнять, обеспечивая единство духовности и телесности (Немцева, 2014), ценностей и их материальных носителей, духовного содержания и его воплощения.

Путь/дорога движет конкретную цивилизацию вперед. Вот как об этом говорит Будулай, герой романа Анатолия Калинина: «Никто не может пройти твою дорогу - только ты сам. И не уставай в пути. Я много прошел по земле, парень. Земля не может утомить идущего. Утомляет злость, неверие, отчаяние и одиночество. Лишь бы не уходило назад то, к чему стремишься, лишь бы не оставалось позади то, к чему спешишь»1. Поэтому пути есть только два, а третьего нет. Один из них - тот, в котором человеческая ценность осталась позади, и каждый шаг всё больше обессмысливает движение вперед; второй - путь, в котором духовная ценность человека находится ещё впереди, поэтому, идя по нему, нельзя утомиться. Можно двигаться в никуда, а можно - к возвышенной цели. И человек всегда, каждый день и даже каждое мгновение находится на перекрестке этих двух дорог, он может пойти по одной или по другой: выбрать путь в никуда - и тогда его утомит злость, неверие, отчаяние и одиночество, или направиться к своей цели и от этого получить заряд энергии для дальнейшего преодоления пути.

В синергетике для обозначения и того, и другого есть свои термины - простой и странный аттрактор. Мера порядка и мера хаоса. То, что ведет к смерти, и то, что ведет к жизни. Наша задача - так выстроить новую смысловую конфигурацию, чтобы она предотвращала или тормозила работу странного аттрактора, который ведет к хаосу, и усиливала то, что ведет к порядку. Почему смысловая конфигурация? Потому что с синергетической точки зрения общество - сверхсложная диссипативная система, которая характеризуется как открытая, взаимодействующая с окружающей средой и сохраняющая свою целостность (существование) благодаря постоянному обмену с природой веществом и энергией (от лат. dissipare - рассеивать). Именно в открытых системах при определенных условиях возникает самоорганизация, которая ведет эти системы к эволюции.

В обществе имеются все признаки диссипативной системы, но проявляются они в специфическом виде (исходя из предмета приложения):

- взаимодействие со средой;

- самоорганизация;

- рост объема используемой информации, понимаемой как мера порядка, «условие самоорганизации системы» (Хакен, 1991).

Главная особенность информационных процессов в обществе состоит в том, что они приобретают новое «сверхприродное» качество - смысл, который является инструментом самоорганизации социума и управления протекающими в нем процессами. Следует отметить, что признаками достижения этого состояния являются сохранение и усложнение структуры общества. Заметную роль в самоорганизации, а следовательно, и в самом факте существования социальной реальности играют властные государственные структуры (исходя из их функций и полномочий). Под властью при этом следует понимать силу (как способность), управляющую действиями других, минуя их сопротивление. Так, благодаря государственным деятелям в общественное сознание внедряются новые идеи и смыслы. Тем более это важно для России, которая является государством-цивилизацией, в котором ведущей сферой общественной жизни выступает духовная культура.

«В отличие от природных систем в человеческих обществах есть фактор свободной воли действующего индивида, который в кризисной развилке событий способен сознательно выбирать один из путей» (Борисов и др., 2023).

Но власть существует в каждой сфере человеческой деятельности и имеет свои рычаги/механизмы управления и подчинения человека и общества, например, речь идет о власти нравов, императивов, совести, чести, достоинства, ради которых люди идут на испытания, страдания и даже смерть.

1 Калинин А.В. Цыган. М., 1993. 576 с.

Таким образом, появляются различные идеологии, в которых заключен духоподъёмный смысл, без них совершенно нельзя обойтись в управлении такой сложной системой, как государство-цивилизация. Само начало суверенной России в виде образования Московского государства связано с идеей братства, которую реализовывал Иван III Великий: вдохновившись деяниями Святых апостолов, он стал убеждать своё окружение и других князей в том, что, как и ранние христиане, русские люди должны посвятить себя общему делу - служению своей земле и Богу.

Что же означают духоподъемные проекты для человека и общества? Почему людей вообще привлекает такая тема, как строительство новых городов? Потому что в этих условиях творческие силы человека максимально востребованы, и он оказывается способным выполнить свое предназначение. Последнее - это смысложизненный вопрос. Вспомним Виктора Франкла: «В нечеловеческих условиях способен выжить только тот, кто устремлен в будущее, кто верит в своё призвание и мечтает выполнить своё предназначение» (Франкл, 1990: 120).

Само существование России, две трети которой составляют северные территории, опровергает приоритет экономической целесообразности. Выжить в российских реалиях можно только благодаря развитию духа. Поэтому вопрос предназначения является для русского человека основным в силу исторического развития и специфики отечественной философской мысли.

Исходя из особенностей культуры, восходящей к религиозным ценностям восточного христианства, одним из догматических положений которого является непознаваемость Бога, привлекательным, архетипически понятным и близким для русских людей является стремление к непостижимому и недостижимому.

Выводы. Таким образом, социально-философское исследование архетипа пути вывело нас к пониманию того, что осознаётся он двояко: как путь потери собственной идентичности, ведущий к выхолащиванию всех смыслов и разрушению, и путь духовного суверенитета, направленный на реализацию возвышенных идей и ценностей. Один из них символизирует безвременье, второй - время. Возможно, пространственно-временная диалектика в контексте стремления к достижению цели либо бессмысленности движения составляет структуру хронотопа русско-сибирской цивилизации. Данное предположение нуждается в дальнейших исследованиях и может составить перспективы работы над темой.

Мы установили, что между двумя символическими путями идёт нескончаемая борьба и перекрещивание их образует пространство исторического выбора для российской цивилизации, а также для каждого ее представителя, носителя высших ценностей. Разворачиваясь от Запада на Восток, в условиях обострившейся международно-политической обстановки Россия находится в поиске новых путей и «дорог жизни», которые свяжут и разовьют перспективные направления межцивилизационного сотрудничества. Архетипическая диалектика двух путей как символических систем координат может быть реализована, в том числе, в перспективе развития транспортной инфраструктуры Сибири.

Данное видение нацеливает российскую интеллектуальную элиту на работу по сдерживанию деструктивных факторов развития социума и поиску инструментов усиления влияния на него факторов конструктивных. Мы считаем, что следование новой уточненной системе ценностей может стать источником духовно-мотивационных пассионарных сил для строительства нового пути развития для укрепляющей свои позиции России и её цивилизационного сознания. Именно в этом контексте мы и намечаем исследовательские маршруты к становлению философии Нового Города и Нового Пути.

Список источников:

Борисов И.А., Кирьянова О.А., Немцева А.В. К вопросу о синергетическом обосновании кризиса как социокультурного явления // Общество: философия, история, культура. 2023. № 4 (108). С. 58-62. https://doi.Org/10.24158/fik.2023.4.7.

Гумилев Л.Н. Теория пассионарности и этногенеза: этногенез и биосфера Земли. Конец и вновь начало. М., 2016. 934 с.

Кассирер Э. Философия символических форм : в 3 т. М., 2021 а. Т. 1. Язык. 271 с.

Кассирер Э. Философия символических форм : в 3 т. М., 2021 б. Т. 2. Мифологическое мышление. 288 с.

Кассирер Э. Философия символических форм : в 3 т. М., 2021 в. Т. 3. Феноменология познания. 400 с.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997. 687 с.

Мельникова Е.В. Перекресток как образ дороги и символ выбора (на материале романа Ю.Г. Слепухина «Перекресток») // Филология и литературоведение. 2016. № 1 (52). С. 3-6.

Немцева А.В. Проблема человеческой телесности и ее символико-смысловое содержание // Приволжский научный вестник. 2014. № 4 (32). С. 95-102.

Соловьев В.С. Оправдание добра. СПб., 2021. 767 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 354 с.

Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. М., 1991. 240 с.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 2023. 237 с.

Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 2015. 335 с.

References:

Borisov, I. A., Kiryanova, O. A. & Nemtseva, A. V. (2023) On the Issue of Synergetic Justification of the Crisis as a Socio-Cultural Phenomenon. Society: Philosophy, History, Culture. (4 (108)), 58-62. Available from: doi:10.24158/fik.2023.4.7. (In Russian). Frankl, V. (1990) Chelovek v poiskakh smysla [Man in search of meaning]. Moscow. 354 p. (In Russian). Gumilev, L. N. (2016) Teoriya passionarnosti i etnogeneza: etnogenez i biosfera Zemli. Konets i vnov' nachalo [Theory of Pas-sionarity andEthnogenesis: Ethnogenesis and the Earth's biosphere. The end and the beginning again]. Moscow. 934 p. (In Russian).

Kassirer, E. (2021) Filosofiya simvolicheskikh form. T. 1. Yazyk [Philosophy of symbolic forms. Vol. 1. Language]. Moscow. 271 р. (In Russian).

Kassirer, E. (2021) Filosofiya simvolicheskikh form. T. 2. Mifologicheskoe myshlenie [Philosophy of symbolic forms. Vol. 2. Mythological thinking]. Moscow. 288 р. (In Russian).

Kassirer, E. (2021) Filosofiya simvolicheskikh form. T. 3. Fenomenologiya poznaniya [Philosophy of symbolic forms. Vol. 3. Phenomenology of cognition]. Moscow. 400 р. (In Russian).

Khaken, G. (1991) Informatsiya i samoorganizatsiya. Makroskopicheskii podkhod k slozhnym sistemam [Information and self-organization. Macroscopic approach to complex systems]. Moscow. 240 p. (In Russian).

Kondakov, I. V. (1997) Vvedenie v istoriyu russkoi kul'tury [Introduction to the history of Russian culture]. Moscow. 687 р. (In Russian). Melnikova, E. V. (2016) The Crossroads as the Image and Symbol of Choice (on the Material of "Crossroads" by Y.G. Slepuhin). Filologiya i literaturovedenie. (1 (52)), 3-6. (In Russian).

Nemtseva, A. V. (2014) The Problem of Human Corporeality and Its Symbolic and Semantic Content. Privolzhskii nauchnyi vestnik. (4 (32)), 95-102. (In Russian).

Shpengler, O. (2023) Zakat Evropy [The Decline of Europe]. Moscow. 237 p. (In Russian). Solov'ev, V. S. (2021) Opravdanie dobra [Justification of good]. St. Petersburg. 767 p. (In Russian). Yung, K.-G. (2015) Arkhetip i simvol [Archetype and symbol]. Moscow. 335 p. (In Russian).

Информация об авторах И.А. Борисов - кандидат философских наук, доцент кафедры клинической, социальной психологии и гуманитарных наук Иркутского государственного медицинского университета, Иркутск, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=217381

А.В. Немцева - старший преподаватель кафедры философии и искусствознания Байкальского государственного университета, Иркутск, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=622665

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors I.A. Borisov - PhD, Associate Professor, Department of Clinical, Social Psychology and Humanities, Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=217381.

A.V. Nemtseva - Senior Lecturer, Department of Philosophy and Art History, Baikal State University, Irkutsk, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=622665.

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 28.09.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 26.10.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 21.11.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.