Научная статья на тему 'Архетип криминального и виктимного поведения'

Архетип криминального и виктимного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1299
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Ключевые слова
АРХЕТИП / КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ИНЦЕСТ / "СТОКГОЛЬМСКИЙ СИНДРОМ" / ВИКТИМНОСТЬ / МАСКА НОРМАЛЬНОСТИ / ЛАТЕНТНОСТЬ / ARCHETYPE / COLLECTIVE UNCONSCIOUS / INCEST / "STOCKHOLM SYNDROME" / VICTIMITY / MASK OF NORMALITY / LATENCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильюк Е.В.

Коллективное бессознательное проявляется в архетипах моделях поведения. Архетипы инцеста, суицида, детоубийства самовоспроизводятся, так как включены в негативный криминальный опыт человечества. Из века в век повторяются криминальные схемы поведения. Родственные браки между братьями и сестрами в Древнем Египте, распространенность «снохачества» при ранних браках в царской России, продажа крепостных (рабство), которые рассматривались как «норма» поведения. В основе виктимного поведения архетип поведения раба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archetype of criminal and victual behavior

The collective unconscious manifests itself in archetypes-models of behavior. The archetypes of incest, suicide, and infanticide are self-replicating, as they are included in the negative criminal experience of humanity. From century to century criminal patterns of behavior are repeated. Related marriages between brothers and sisters in Ancient Egypt, the prevalence of «snohachestva» in the early marriages in tsarist Russia, the sale of serfs (slavery), which were regarded as a «norm» of behavior. At the heart of victim behavior is the archetype of slave behavior.

Текст научной работы на тему «Архетип криминального и виктимного поведения»

УДК 343.9 Виктимология 2(12) / 2017, с. 39-45

Ильюк Е. В.

АРХЕТИП КРИМИНАЛЬНОГО И ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Коллективное бессознательное проявляется в архетипах - моделях поведения. Архетипы инцеста, суицида, детоубийства самовоспроизводятся, так как включены в негативный криминальный опыт человечества. Из века в век повторяются криминальные схемы поведения. Родственные браки между братьями и сестрами в Древнем Египте, распространенность «снохачества» при ранних браках в царской России, продажа крепостных (рабство), которые рассматривались как «норма» поведения. В основе вик-тимного поведения - архетип поведения раба.

Ключевые слова: архетип, коллективное бессознательное, инцест, «стокгольмский синдром», виктимность, маска нормальности, латент-ность.

Понятие архетипа ввел в психологическую теорию Карл Юнг. Личность, по Юнгу, состоит из трех взаимодействующих структур: сознания, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Личное бессознательное связано с опытом жизни конкретного человека. Коллективное бессознательное состоит из архетипов. В психологии и в литературе под архетипом понимают часто повторяющийся образ (модель поведения), имеющий древний характер. Само слово «архетип» переводится с древнегреческого как «древний образ».

Каннибализм, инцест, убийства детей, бесчисленные тоталитарные деспотии и другие криминальные явления современного мира говорят о том, что коллективный, общечеловеческий негативный опыт имеет тенденцию к повторению. Архетипы передаются в процессе всей социализации личности, усвоения ею части мирового человеческого опыта. Архетипы как образы являются обобщенной равнодействующей бесчисленных типовых опытов ряда поколений, усредняя миллионы индивидуальных опытов [1]. Архетипы - это коллективные универсальные паттерны (модели), или мотивы,

возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок, сюжетов художественных произведений. Универсальные архетипы представляют собой обобщенные биологические, психологические, социальные или профессиональные роли. Выделяются архетипы, связанные с мифическими и сказочными образами, а также неопределенное множество архетипов, выражающих ситуации[4].

Архетипы остались неизменными с древнейших времен, в основном меняя свои формы, но не сущность [1]. Архетип устойчив во времени. Архетипы — это не только отпечатки постоянно повторяющихся типичных опытов, но и вместе с тем они эмпирически выступают как силы или тенденции к повторению тех же опытов.

Архетип инцеста.

В Древнем Египте и в индейских цивилизациях Доколумбовой Америки инцест грехом не считался. Инцест практиковался в традициях бракосочетания фараонов и инков (практически все они женились на своих сёстрах). В Египте престол передавался по женской линии, то

есть сыну фараона нужно было жениться на своей сестре, чтобы потом стать правителем царства. Царская чета считалась воплощением богов. Династические браки освящались с позиций престолонаследия, удержания власти в кругу одной семьи, сохранения «чистоты крови» воплощений египетских богов и недопустимости родственных связей с нецарствующими семьями. В Древнем Египте родственные браки были обязательны: свою божественную кровь фараоны не имели права разбавлять кровью других людей. Родные братья женились на родных сестрах [12].

В античных языческих верованиях инцест был нормой жизни богов. Вся древняя мифология полна инцестуозных и промискуитетных сюжетов. Греховность инцеста появляется только в Библии. Согласно иудейской и христианской традиции всё человечество получило этот запрет после Всемирного потопа.

Инцест был распространен у северных народов, занимающихся скотоводством, семьи которых проживают и проживали тысячелетиями изолированно и отдаленно друг от друга, в чумах, на стойбищах, хуторах.

В большинстве человеческих групп тем или иным образом ограничивались сексуальные связи между родителями и детьми или между сиблингами. В Ветхом завете представлен подробный перечень правил, определяющих все типы родственных отношений, которые позволяют или запрещают вступление в брак. Мать и дочь за вступление в связь приговаривались к сожжению, сиблингов, вступивших в отношения инцеста, приговаривали к публичной казни. Эти общие ин-цестные табу среди евреев явились основой для последующих табу в западной культуре, особенно в Англии и Соединенных Штатах Америки. Сексуальная связь между взрослым и ребенком стала рассматриваться как правовая проблема в Англии в 1576 г., когда вышел закон, защищающий от изнасилования девочек младше десяти лет.

В патриархальной модели общества женщина рассматривалась в качестве сексуального объекта. Для дореволюционной сословной России принуждение к половым отношениям женщин, девочек, мальчиков было типично и обыденно. Половые отношения между главой кре-

стьянской семьи и его снохой были фактически обычной стороной жизни патриархальной семьи. Среди причин его сохранения сезонный отток молодых мужчин на заработки и ранние браки. О снохаче с сочувствием говорили: «Сноху любит. Ен с ней живет как с женой, понравилась ему». В середине XIX в. было принято женить 12 — 13 летних мальчиков на невестах 16 — 17 лет. Отцы, склонные к снохачеству, умышленно женили своих сыновей молодыми. Пользуясь отсутствием сына (отход, служба), свекор принуждал сноху к половой близости. Использовались и уговоры, и подарки, и обещания легкой работы, по поговорке: «Смалчивай, невестка, — сарафан куплю». Иначе уделом молодой становилась непосильная работа, придирки, унижения, по-бои[11].

Архетипические идеи имеют свой источник в архетипе, который сам по себе есть бессознательная форма, способная к спонтанному самопроявлению где угодно и когда угодно. Это с позиции социальной психологии. С позиции психиатрии «клишированность» поведения, повторяемость modus operandi может быть проявлением клинической картины психического расстройства, например, некрофилии, некрофагии, педофилии, садизма.

Классическим примером инцеста в современном мире является «Дело Фрит-цля», (2009, Австрия). 18-летняя дочь Фритцля «исчезла» в подвале многоквартирного дома, где находилась в заточении и была «сексуальной рабыней» отца в течение 24 лет, родила 7 детей, один родившийся ребенок в связи с неоказанием медицинской помощи умер, тело Фритцль сжег, трое так и росли в подвале, а троих «непутевая мамаша», фактически запертая в подвале, якобы подбросила родителям для усыновления. Жена и другие дети подозреваемого говорили, что ничего не знали, так как вход в подвал всей семье был строго запрещен. Выяснилось все это только тогда, когда 19-летняя старшая дочка-внучка, которая никогда не видела дневного света, заболела и ее отец-дедушка все-таки отвез в больницу. Как типично для подобных случаев, ни жена Фритцля, ни соседи «ничего не знали». ...А в 2011 г. в австрийской деревушке арестовали 80-летнего мужчину, который 40 лет избивал и принуждал к сексуальным от-

ношениям двух своих дочерей, которым на момент освобождения из плена исполнилось 45 и 53 года, они жили в доме, им разрешалось иногда выходить из дома с отцом.

В реальной жизни инцест встречается часто, но вследствие того, что семьи скрывают «свой позор», в обществе он до сих пор считается редким явлением. Когда и как открывается тайна инцеста?

1) из сообщений медицинских организаций (травмы, венерические болезни, ранняя беременность); 2) когда потерпевший, взрослея, начинает осознавать характер совершаемых с ним действий и оказывать сопротивление; 3) при расследовании других уголовных дел, например, при убийстве ребенка от запретной связи, при совершении виновным других преступлений в отношении иных потерпевших; 4) при обращении к психотерапевту через много лет, во взрослом возрасте, для решения «нерешаемых» личных проблем; 5) случайно. О домашнем бытовом сексуальном насилии часто становится известно спустя многие годы или даже десятилетия. Косвенным показателем количества половых преступлений против несовершеннолетних являются официальные данные Министерства здравоохранения, согласно которым в России ежегодно беременеют и рожают около 600 малолетних детей [10. с. 227].

Обычно инцест начинается с малолетнего возраста потерпевших (чаще с 8—12 лет) и принимает характер длительного сожительства, нередко сочетающийся с другими формами жестокого и небрежного отношения. При инцесте происходит вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия.

Виновниками инцеста в большинстве случаев являются лица мужского пола (отцы, дяди, дедушки, старшие братья), что может иметь медицинское и психологическое объяснение. Парафилии встречаются у мужчин, хотя другие расстройства поведения встречаются и у женщин. Небольшое число инцестных связей между матерью и сыном по сравнению с отношениями между отцом и дочерью объясняют тем, что все женщины рассматри-

вались в качестве сексуального объекта, дочь «принадлежала» отцу и рассматривалась как его «собственность», поэтому инцест между отцом и дочерью был вполне допустим — как посягательство на «свое собственное имущество», он не мог считаться серьезным правонарушением [5. с.3]. Отношения были с отцами или отчимами бывают более длительными по времени. Самые распространенные «пары»: отец/отчим- дочь, брат-сестра, дедушка-внучка, дядя-племянница, мать-сын (по убыванию). Отчимы оправдывают свое поведения тем, что биологического инцеста здесь нет.

Когда инцестные отношения стали негативно оцениваться обществом, семья предпочла скрывать «позор семьи». Инцест стал надежно охраняться «семейной тайной». Тайна никогда не принадлежит одному человеку — она всегда носит системный характер. Тайна касается всех участников системы, всех аспектов сложившихся отношений, и ее рассекречивание может привести к изменению имиджа семьи. Мотивами являются любовь к близким, страх, потребность в принадлежности к группе. Страх за сохранение семьи или своего места в ней приводит к тому, что человек решает оставить все так, как есть, и не раскрывать семейный секрет. Человек хранит тайну, потому что он опасается свою репутацию, физическое здоровье, жизнь; боится за близких людей, которые могут пострадать в случае открытия секрета, их могут привлечь к ответственности; переживает за значимые отношения (за брак) - их стабильность и надежность. Хранители тайны боятся утраты благ, социального статуса семьи или ее членов. Существует угроза прямой или косвенной агрессии по отношению к ребенку; убеждение ребенка в том, что ему никто не поверит; страх в результате запугивания агрессора по поводу того, что если второй родитель (родители) узнает о случившемся, то не простит этого обоим участникам инцеста; опасение, что второй родитель этого не переживет, заболеет и вина за его состояние ляжет на ребенка; запугивание судом: отца (мать) посадят в тюрьму, а семья не сможет жить без него; боязнь публичного осуждения. Причина молчания жертвы инцеста заключается в страхе и за себя, и за то, что ситуация в семье ухудшится. Каждый член семейной си-

стемы старается быть верным негласному договору о молчании. Семейные секреты хранят из-за осознания значимости семейных отношений и ценности принадлежности к этому кругу[9].

Многие годы живя в состоянии страха за свою жизнь, в полной зависимости от агрессора, когда агрессор иногда проявляет доброе отношение к ребенку, ласку, заботу, у ребенка может возникнуть «стокгольмский синдром» (синдром присоединения к агрессору), при котором ребенок оправдывает поведение агрессора, когда между ребенком и агрессором возникает тесная эмоциональная связь, симпатия, или страдающая сторона объясняет поведение агрессора как единственно возможное [10].

Анализ семейной ситуации жертв инцеста позволяет выделить следующие типы материнского поведения: 1) мать действительно не знает об инцесте; 2) мать знает об инцесте, но ничего не предпринимает. Такой вариант материнского поведения является наиболее деструктивным: ребенок чувствует себя преданным обоими родителями; 3) мать предпочитает «не знать» об инцесте. Такая мать выступает как классический «молчаливый партнер» (соинцестор), выбирающий избегающее поведение. Психологическими особенностями таких женщин являются пассивность, низкая самооценка, зависимость, инфантильность, потребность удержать мужа и любым способом сохранить семью. Однако роль мамы-жены состоит не просто в «невмешательстве» в ситуацию, нередко она молчаливо «одобряет» действия мужчины, допускающего сексуальное злоупотребление, позволяя ему такое поведение. В связи с сексуальным «дисбалансом» в супружеских отношениях она вынуждена «закрывать глаза» на поведение супруга либо за пределами семьи, либо в семье. Но если первое угрожает стабильности брака, то при втором варианте не возникает угрозы стабильности семьи, сохранение тайны сплачивает семью, а психологическое и физическое здоровье ребенка является «ценой» сохранения семьи. Анализ следственной практики показал, что часто мотивом поведения жены-свидетеля является финансово-материальный, когда жена говорит старшей дочери- потерпевшей: «Ты уж потерпи, мы тебя через 2-34... года замуж выдадим, а мне еще

младших поднимать надо.», игнорируя психологическую травму потерпевшей девочки, а также высокую вероятность «расширения» инцестных отношений за счет вовлечения младших детей.

Не во всех случаях инцеста с малолетними у виновных выявляется педофилия, инцестное поведение может быть связано с состоянием опьянения, когда ребенок выбирается в качестве обьекта сексуального воздействия в связи с доступностью и отсутствием активного сопротивления, возможно выявление у виновного синдрома недифференцированного объекта сексуального влечения.

Инцест существует во всех социальных группах. Более высокий статус или материальное положение только создают «маску нормальности», поддерживая искусственный «имидж благополучной семьи». Если люди, совершающие инцест, социально успешны, пользуются уважением, то сообщения жертвы об инцесте, как правило, не вызывают доверия («маска нормальности»). «Маска нормальности» — термин Херви Клекли, означающий способность психопатов казаться абсолютно нормальным, психически полноценным человеком. Это притворное, искусственное поведение, направленное на соответствие принятым в обществе нормативам[2].

Когда ребенок в силу возраста еще не может оценить социальную характеристику действий в его отношении, он в ходе социализации привыкает к мысли, что сексуальные отношения родителей с детьми — это «норма» семейных отношений [6. с. 217-218]. В инцестуозной среде «у человека происходит фиксация на первоначальных сексуальных объектах, которыми являются родители, поэтому он не нуждается в сексуальных контактах за пределами своей семьи» [9. с.132].

В случае возникновения связи «отец — дочь» мать-жена подсознательно или осознанно передает ей обязанность по сексуальному обслуживанию отца- мужа. Мать-жена исключается из супружеской подсистемы, она «передает» собственные супружеские функции дочери, перекладывая на последнюю ответственность за сохранение семьи. Дочь становится дочерью- женой, а жена изменяющего супруга - супругой- тещей, поскольку ее дочь уже выполняет роль «жены».

Подобная жизнь в семье требует тайного поведения. В ней нежелательны бе-

ременности, поскольку, с одной стороны, они приводят к временному распаду семейного монолита, а с другой — способствуют разглашению семейной тайны. Инцестные семьи, как правило, живут замкнуто, имея минимальное количество контактов с внешним миром.

В связи с особенностями личной и семейной истории матери, сами бывшие жертвами инцеста, следуя семейному сценарию, могут неосознанно провоцировать или поддерживать инцестуозное поведение мужа. Ситуация инцеста возникает в семьях с нездоровыми супружескими отношениями, которые женщины в силу ряда причин (материальная и другая зависимость, многодетность, страх перед агрессивным мужем, личностная незрелость и др.) не могут прекратить. В этих случаях ребенок оказывается жертвой и лишен возможности быть защищенным матерью, так как мать косвенно поддерживает инцестуоз-ное поведение мужа. Насильник всегда рядом, он контролирует ситуацию.

Совместно проживающие лица находятся в со-зависимости. В поведении матери и других родственников включается психологическая защита «отрицание» («ничего не вижу»). Отрицание— это способ справляться со сложными и болезненными ситуациями: не признавать случившееся, и тогда событие, поступок, чувство или проблема волшебным образом «исчезнут». В этом случае человек уверенно говорит, что «все прекрасно», «ничего страшного не случилось» или что «вообще ничего не было», «у меня все хорошо», «мы не должны никому ничего говорить»; «не выноси сор из избы»; «молчание — золото», «мы должны хранить тайну любой ценой». Бремя тайны иногда несут на себе несколько поколений [9].

Криминально-сексуальные действия внутри семьи — это систематические действия, длящиеся в течение определенного периода (пролонгированная инцесту-альная связь), которая носит «характер массивной и длительной психотравмы» [3. с.70]. Психогенные расстройства при длительном внутрисемейном сексуальном насилии - инцесте развиваются не после однократных массивных психических травм, а в результате пролонгированного действия своеобразной сексуальной травмы, нередко сочетающейся с другими формами жестокого и небрежно-

го отношения со стороны кровных или некровных родственников [3]. Механизмы действия сексуальной травмы зависят от ее особенностей — массивности (частота и тяжесть сексуальных действий), преобладания острого, неспецифического, шокового или хронического, неагрессивного травматизирования, которое приобретает характер «жизненной ситуации» и сочетается с имитацией ребенком поведения посягателя [6.с. 217].

У жертв инцеста наряду с психологическими последствиями насилия (чувство изоляции, кошмары по ночам, побеги из дома, аутоагрессия в виде нанесения себе увечий, проявления непокорности, истерик, неприятия физического тела, жестокость к животным и детям), ранняя сексуализация приводила к искажению сексуального развития, что проявлялось в страсти к порнографии, фетишизм (ношение женского белья или мастурбация с ним), вуайеризм, интерес к БДСМ, склонность к зоофилии, поджогам (пиромания) страсть к телефонным разговорам с непристойными предложениями, проституция, копрофилия. Жертвы во взрослой жизни имели конфликты на сексуальной почве (92 %), страдали сексуальной дисфункцией (69 %), имели скудное представление о нормальной сексуальной жизни (77 %) [6. с. 216]. При совершении насильственного преступления они склонны наносить жертве прижизненные и посмертные увечья, включая травмирование, уничтожение и вырезание половых органов, что свидетельствует о желании выместить подавленную агрессию на том, что стало причиной страданий [6.с.215].

У агрессора появляется ощущение, что жертва инцеста должна принадлежать только ему. А ребенок растет, и у него появляется понимание социального характера совершаемых в отношении него действий. В дальнейшем при недоступности прежнего объекта влечения преступником осуществляется поиск других потерпевших в семейном кругу или за его пределами с возрастанием уровня агрессии.

Архетип похищения человека и рабства.

Работорговля, торговля женщинами и детьми, использование рабов в сексуальных целях процветала многие века. И сейчас существует в отдельных регио-

нах. О случаях сексуального рабства становится известно случайно.

1990-2000 гг., 9 лет в сексуальном плену - девочка Фусако Сано с 9 лет до 18 лет у японца Сато.

1977-1984 гг., Колин Стэн 6 лет находилась в плену у супругов Хукер в Северной Калифорнии.

1998-2006 гг. Вена, похищение Наташи Кампуш Приклопилом, 8 лет в плену.

2002-2008 гг., 6 лет в плену 10 летняя девушка в плену у 61- летнего мужчины в Бразилии.

В России процветала торговля крепостными крестьянами, в наибольшей степени — во времена Екатерины II. Среди крестьянских повинностей была и своеобразная «барщина для женщин». Изнасилование невесты помещиком перед свадьбой, изнасилование малолетних крепостных крестьян — обычное дело. Принцип, который оправдывал господское насилие над крепостными женщинами, звучал так: «Должна идти, коли раба!» [7].

В 2005 г. в России был вынесен приговор 54-летнему Мохову, который 3 года и 8 месяцев удерживал у себя в подвале в качестве секс-рабынь 2 девушек. На момент похищения в 2000 г. одной было 14, другой- 17 лет. Использовал пытки - ограничение подачи кислорода, воды, тепла, питания. Старшая девушка дважды рожала, младшая принимала у нее роды. «Рабовладелец» имел хорошую репутацию на работе, не пил, не курил, не имел дисциплинарных взысканий, занимался приусадебным участком, его отец отбывал наказание за изнасилование.

Архетип виктимного поведения.

Побои крепостных за малейшую провинность (пересоленная курица, опрокинутая солонка) в России были обычным делом. Пороли и истязали подальше от барского дома, на конюшне. Палками, розгами, плетями. Культивировалась психология раба. Принято было кланяться в пол, благодарить за побои и наказание[8].

Многовековое крепостное право (рабство) оставило след в архетипе виктимного поведения. В связи с этим А.П.Чехов в письме к журналисту А.Ф.Суворину писал о необходимости «выдавливать из себя по капле раба».

Виктимное поведение при инцесте.

Виктимность малолетних и несовершеннолетних лиц предопределена их воз-

растом [10. с.219]. Снижение виктимности происходит в процессе взросления, социализации. Особенности детско-родитель-ских отношений, основанных на доминировании родителя и подчинении ребенка, не предполагают использования понятия «свободный выбор» из-за зависимости ребенка от взрослого. У ребенка нет выбора: родитель может наказать ребенка в случае отказа от сексуальных отношений, отказать в удовлетворении его потребностей. Иногда дети и подростки ведут себя провокационно и соблазняют взрослых («соблазняющий ребенок»). Когда ребенок начинает понимать, что сексуальное поведение — способ получения определенных выгод, то он может использовать его. Ребенок всегда должен расцениваться как жертва, даже если он демонстрирует соблазняющее поведение. Он является жертвой семейной дисфункции, а не только сексуального акта. Если инцестное поведение в семье обусловлено личной историей родителей, то они также могут рассматриваться как жертвы собственного травматичного опыта, а инцест — как результат действия семейных сценариев, передающихся из поколения в поколение.

Сексуальное насилие нередко становится причиной «вторичной виктими-зации», когда жертва снова и снова подвергается ему уже со стороны других лиц.

У жертвы формируются виктимные качества. Виктимная личность не умеет отказывать, защищать свои интересы, самоутверждаться. Виктимная личность — личность зависимая. Жертва может вырастить только жертву. Чтобы превратить человека в жертву, нужно время. Когда агрессор и жертва живут в одной семье, их деструктивные действия — унижение, оскорбление — регулярно повторяются. Ежедневно один член семьи контролирует другого, управляет его жизнью, издевается над ним.

Виктимное поведение транслируется из поколения в поколение. Семья поддерживает сохранение жертвенных сценариев. Инцест никогда не заканчивается одной жертвой. В этом же поколении, в следующем или через поколения семья воспроизведет дуэт «жертва — тиран»[9]. Тщательно скрываемая от внешних глаз инцестная связь в дальнейшем может быть повторена детьми в новых отношениях, потому что для них она стала нормой.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Антонян Ю.М. Понятие архетипа. //Юридическая психология, 2006, № 4; Антонян Ю.М. Архетип трикстера и его криминологическое значение //Юридическая психология, 2008, № 3. СПС КонсультантПлюс.

2. Ахмедшин Р.Л. О природе «маски нормальности» серийных убийц//Известия Алтайского государственного университета. — Барнаул, 2001.

3. Васкэ Е.В. Психологические механизмы переживания сексуального насилия малолетними жертвами инцеста. Прикладная юридическая психология. 2015. № 1. С. 70.

4. Гроф С. Области человеческого бессознательного/^-те-те.Ыех.тМип

5. Ениколопов С.Н., Хвостова Е.С. Взгляды на инцест в контексте разных культур и традиций. Современное состояние проблемы. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» http://www.psyedu.ru

6. Маркина И.Н. Сексуальное насилие в детстве и его влияния на становление личности серийного сексуального убийцы//Библиотека криминалиста. 2014. № 6 (17). С. 215 -217.

7. «Многие помещики наши весьма изрядные развратники...» История женщин в России. Цитаты и афоризмы о России и русских// http://honestlil.livejournal.com/54962. html

8. Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно (1654 г.). Пер. А. М. Ловягина, СПб., 1906.

9. Олиферович Н. Семейные тайны. Хранить нельзя открыть //Изд-во Питер. Спб., 2016. URL: http://loveread.ec/view_global.php?id=55000 (дата обращения: 05.05.2017)

10. Тимошина Е.М. Состояние и динамика виктимизации несовершеннолетних// Библиотека криминалиста. 2015. № 1 (18). С.219.

11. Духовные скрепы. Инцест и проституция в Российской Империи/ZURL: http://trip-trial.blogspot.ru/2014/10/duhovnye-skrepy-incest-i-prostituciya-v-rossiyskoy-imperii.html (дата обращения: 05.05.2017)

12. Маркин В. Загадки генетики. Кровосмешение //Сайт «Тайны, загадки, факты». URL: http://www.factruz.ru/genetic_mistery/incest.htm (дата обращения: 05.05.2017)

ИЛЬЮК Елена Вадимовна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права, ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации». ИПК, 2 факультет. Екатеринбург. E-mail: Elena.ilyuk@mail.ru

Ilyuk E.V.

ARCHETYPE OF CRIMINAL AND VICTUAL BEHAVIOR

The collective unconscious manifests itself in archetypes-models of behavior. The archetypes of incest, suicide, and infanticide are self-replicating, as they are included in the negative criminal experience of humanity. From century to century criminal patterns of behavior are repeated. Related marriages between brothers and sisters in Ancient Egypt, the prevalence of «snohachestva» in the early marriages in tsarist Russia, the sale of serfs (slavery), which were regarded as a «norm» of behavior. At the heart of victim behavior is the archetype of slave behavior.

Keywords: archetype, collective unconscious, incest, «Stockholm syndrome», victimity, mask of normality, latency.

ILYYUK Elena V., candidate of law.N., associate Professor, Department of criminal law, FGCO IN the "Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation". IPK, 2 faculty. Ekaterinburg. E-mail: Elena.ilyuk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.