УДК 1/14
АРХЕТИП ГЕЯ - ЗЕМЛЯ
Игорь Васильевич Печурин
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент кафедры правовых и социальных наук, кандидат философских наук, тел. (383)344-29-76, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается особенности взаимодействие земли и правопорядка в мифологическом сознании.
Ключевые слова: Гея, земля, право, миф, Фемида, космос. GAEA - EARTH ARCHETYPE Igor V. Pechurin
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Assoc. Prof., Department of Legal and Social Sciences, tel. (383)344-29-76, e-mail: [email protected]
Some features of the relationship between the Earth and law and order in mythological consciousness are presented.
Key words: Gaea, Earth, right, myth, Themis, space.
Симптоматично различное отношение к Земле в эпосах различных народов: «мать - сыра земля» в русском эпосе как благоустроительная сила, основа мироздания, что эхом прозвучало в щемящих строках; О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! В «Слове о погибели русской земли» зачин начинается с прославления самой земли в самом простом смысле этого слова -это территория, земельная площадь; это осязаемое, чувственно доступное пространство. Явленная красота земли, ее гармоничное устройство на уровне феноменальной доступности - несомненный пролог к трансцендентальному величию русской государственности. Земля выступает в качестве субстанциальной силы порождающей успехи русских правителей - «князья грозные» и «бояре честные», «вельможи многие» создали обширное и могучее государство, объединенное «правоверной верой христианской». Как в свое время заметил Владимир Соловьев, если, например, традиционный эпитет Англии - «старая, добрая Англия», то Русь тоже имеет устойчивый эпитет - «святая Русь».
Земля русская выступает как многообразное и органическое единство холмов и выросших на них «городах великих» и «сел дивных», расположенных в пределах границ государственной территории. Каузальная взаимосвязь земли и народа лишена линейной однопорядковости. Взаимодействие природных и социальных сил приобретает сферичность космоса, пластическая телесность земли продолжается и трансформируется в человеческое общежитие. Сеть поселений и городов выглядит как манифестация русской земли, как ее естест-
венное порождение. Космичность землеустройства предполагает непременный порядок чередования природного и человеческого - Русь святая всегда дана как земля с ее продолжением - человеческими поселениями. Порядок требует завершения - и территория земли покрыта городами и селами.
Несколько иной порядок взаимодействия обнаруживается в античном мире. «Порядок на греческом языке означал космос, и это слово получило свое значение по аналогии со вселенной, с космосом в значении «небо»; 01^ означало диск, круг, но и землю, и порядок, и государственное устройство».
«Космос оттого означает и «установление, что установление есть порядок, одна из форм космоса1.
Фемида, богиня правосудия, как олицетворение правопорядка, вторая законная супруга Зевса, мать гор и мойр, по одной из версий явно сближается с землей Геей и мыслится одним божеством с разными именами2. Подобная дуальность обнаруживает неразделенность земли и законов, правопорядка в целом. Но также это свидетельствует о том, что правопорядок по сути выступает как актуализация творческих потенций земли. Гея как Фемида не только темная, но и благая сила, на ней и из нее произрастают законы, образуются государства.
Само имя Фемиды связано по общему смыслу с семантическим рядом слов, обозначающими полагание, установление, закладывание основы. Для нас оно выражает то, что в действительности разошлось в строго дискурсивном мышлении на метафизическое и физическое - синкретизм бытия и права, космического устройства и социального законодательства. В древнейшем воплощении этого феномена, следуя за этимологией слова Фемида, можно найти хтоническое основание правопорядка. Гея = Земля рождает не только хтониче-ских чудовищ, она есть основа появления правопорядка, устройства государства. Архетип имперского мифа установлен территорией». Так, египетский миф о Горе и Сете представлял особый дуализм, который был свойственен мифологии образования Империи и египетского государства в частности. (Эта пара братьев - врагов символизировала не простое географическое членение на Верхний и Нижний Египет, составлявшие две части Империи фараонов, - Гор воплощал саму цивилизацию, право и порядок, Сет - дикость, насилие и сму-
-5
ту)» . Законы Земли есть законы, по которым живет человек и по которым устроено само общество, они обладают всеобщим характером, им подчинено все, что существует. Они не установлены кем-то, не возникли когда-то, они всегда есть и существует в вечном и неизменном виде. В таком случае даже не приходится говорить о взаимопереходе от физики к праву, а просто констатировать наличие единого мирового порядка, содержащего в себе правовой аспект,
1 Фрейденберг О.М. Утопия // Вопросы философии. 1990, № 5. - С. 158
2 Мифологический словарь. Гл. ред. Мелетинский Е.М. - М.: «Советская энциклопедия», 1990. - С. 556.
Исаев И.А. Топос и номос: пространства правопорядков / И.А. Исаев. - М.: Норма, 2007. - 416 с. С. 17.
и гранью которого выступают то, что для нас является законами человеческого общежития. Архетип Земли представляет синкретическое состояние, где еще слиты и не разделены имманентное и трансцендентное, законы земли и законы, установленные людьми и государством.
Закон предполагает законодателя, но в данном случае в качестве такого выступает нечто такое, что не обладает волей, а существует безразлично по неотложным законам космоса - Фемида = Гея. Бытие имеет непосредственно телесный характер, и становящийся правопорядок столь же физичен, как и бытие в целом. «Естественность» возникающего права непосредственно дана и в силу этой непреложности еще не нуждается в обосновании со стороны разума; она настолько естественна, насколько и «физична», природна по своей сути. Регу-лятивность не дана извне человеку, она есть устройство мира, с которым слит человек в одно нерасторжимое целое. Повторяемость, регулярность, определенная последовательность движения космических стихий придает праву неторопливый, размеренный характер, подчеркивает его самодостаточность. Оно, право, священно и незыблемо, но судьба переменчива по отношению и к этим, казалось бы незыблемым, жизненным правилам. Естественное право естественно не потому, что соответствует природе человека, оно еще естественно потому, что соответствует самой природе, самой земле, той территории, на которой действует закон. Архаичное законодательство предельно категорично в отношении запрета нарушения границ чужого землевладения и санкции применяются самые жесткие - ведь речь идет о посягательстве на саму основу правопорядка, о земле. Если же доказательств недостаточно, но рискуют жизнью (а земля и есть основа жизни в самом буквальном смысле этого слова) - очень долго сохраняется обычай судебного поединка в спорах о земле.
Возникший правопорядок, выросший из земли, противоречив и многообразен, как и сама земля. Красочность земельного ландшафта отражается в по-становочности судебного процесса. Амбивалентность Геи, ее исконный дуализм материнской силы и темной основы, умаляющей человеческие возможности, легко продемонстрировать на примере Антея, героя, черпающего свои силы от прикосновения к своей матери, Гее. Его невозможно побороть даже Гераклу - пока он не оторвет его от земли. Но и слабость мужчины связана также с землей, тесные объятия которой убавляют его силу.
«Известно, что средневековый суд, и особенно ордалии, судебные поединки, пытки и казни представляли собой народное зрелище. Трудно сказать, что такое римские послесудебные сценические мартирии, или гладиаторские игры, в которых гладиаторами являются преступники, - что это, зрелища или публичные казни?
В средневековом процессе, когда происходили судебные поединки между женщинами и мужчинами, мужчину по пояс зарывали в землю. Этим он уподоблялся женщине, становился Геей в ее классическом образе: однако такая ме-тафористика, пройдя через слабость каузализацию, объяснялась желанием сделать скидку на слабость женщины, уравнять силы мужчины с женскими. Так примерно продвигается вся человеческая культура. Условная от конца и до на-
чала, возведенная из кирпичей давно забытого мировосприятия, она беспрерывно претендует на логичность и целесообразность своих выражений4.
В архаичном сознании архетипы выступают как самодовлеющая сила, предполагающая фундаментальную взаимосвязь земли и человеческого, социального порядка. В подобном мировоззрении земля выступает как правоустанавливающая сила, обуславливающая интенциональность и потенциал правовых систем. Древний образ Геи выражает субстанциональное единство общества и Земли. Законы, регулирующие отношения между людьми, в этом случае выступают как проекция земных законов на общественные. Аналогия, в логическом отношении ничтожная, но крайне убедительная в когнитивном и акси-логическом аспектах.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Фрейденберг О.М. Утопия // Вопросы философии. 1990, № 5. - С. 158
2. Мифологический словарь. Гл. ред. Мелетинский Е.М. - М.: «Советская энциклопедия», 1990. - С. 556.
3. Исаев И.А. Топос и номос: пространства правопорядков / И.А. Исаев. - М.: Норма, 2007. - 416 с. С. 17.
4. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. - 603с. С. 162.
© И. В. Печурин, 2015
4 Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. - 603с. С. 162.
35