Научная статья на тему 'Археология Марино Марини – в поисках «первичного»'

Археология Марино Марини – в поисках «первичного» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. Марини / итальянская скульптура / М. Россо / А. Мартини / Дж. Манцу / Ф. Мессина / археология / примитивизм / импрессионизм / неоклассицизм / экспрессионизм / Валори пластичи / Новеченто. / M. Marini / Italian sculpture / M. Rosso / A. Martini / G. Manzu / F. Messina / archeology / primitivism / impressionism / neoclassic / expressionism / Valori plastici / Novecento.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Наталия Михайловна Леняшина

Основная цель статьи состоит в анализе творческой концепции М.Марини – крупнейшего итальянского мастера ХХ в. Его искусство рассматривается с точки зрения диалога с различными культурными слоями прошлого – от первобытности, Древнего Египта, античности до Средневековья и Возрождения. Делается вывод, что поиски «первичного» в контексте современной ему пластики – М. Россо, А. Мартини, «Валори пластичи», Новеченто, – трансформировавшись в сложное взаимодействие неоклассики и примитивизма, пластической археологии и авангардных вызовов времени, стали для Марини путем к уникальному индивидуальному стилю и определили его почетное место в европейской скульптуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marino Marini’s Archeology – in Search for ‘Primary’

The major goal of the article is to analyze the creative concept of Marino Marini – the first-rate Italian master of the XXth century. His art is studied from the point of view of the dialogue with various cultural layers of the past – from the primitive state, Ancient Egypt and Antiquity to the Middle Ages and Renaissance. The conclusion is derived that the search for “primary” 154 in the context of his contemporary plastics – M. Rosso, A. Martini, ‘valori plastici’, Novecento, – transformed into a complex interaction of neoclassics and primitivism, plastic archeology and avant-garde challenges of the time, became for Marini a way to the unique individual style and determined his place of honour in European sculpture.

Текст научной работы на тему «Археология Марино Марини – в поисках «первичного»»

Н. М. Леняшина

Археология Марино Марини -в поисках «первичного»

Основная цель статьи состоит в анализе творческой концепции М. Марини -крупнейшего итальянского мастера ХХ в. Его искусство рассматривается с точки зрения диалога с различными культурными слоями прошлого -от первобытности, Древнего Египта, античности до Средневековья и Возрождения. Делается вывод, что поиски «первичного» в контексте современной ему пластики - М. Россо, А. Мартини, «Валори пластичи», Нове-ченто, - трансформировавшись в сложное взаимодействие неоклассики и примитивизма, пластической археологии и авангардных вызовов времени, стали для Марини путем к уникальному индивидуальному стилю и определили его почетное место в европейской скульптуре. Ключевые слова: М. Марини; итальянская скульптура; М. Россо; А. Мартини; Дж. Манцу; Ф. Мессина; археология; примитивизм; импрессионизм; неоклассицизм; экспрессионизм; Валори пластичи; Новеченто.

N. M. Lenyashina Marino Marini's Archeology -in Search for 'Primary'

The major goal of the article is to analyze the creative concept of Marino Marini - the first-rate Italian master of the XXth century. His art is studied from the point of view of the dialogue with various cultural layers of the past - from the primitive state, Ancient Egypt and Antiquity to the Middle Ages and Renaissance. The conclusion is derived that the search for "primary"

in the context of his contemporary plastics - M. Rosso, A. Martini, 'valori plastici', Novecento, - transformed into a complex interaction of neoclassics and primitivism, plastic archeology and avant-garde challenges of the time, became for Marini a way to the unique individual style and determined his place of honour in European sculpture.

Key words: M. Marini; Italian sculpture; M. Rosso; A. Martini; G. Manzu; F. Messina; archeology; primitivism; impressionism; neoclassic; expressionism; Valori plastici; Novecento.

Время формирования Марино Марини - 1920-е гг. - совпало с важнейшим для искусства Италии процессом. Параллельно с модернистским, программно устремленным в будущее созданием нового художественного языка, связанного с футуристическими и постфутуристическими практиками, рождалась иная парадигма, столь же программно обращенная к прошлому.

Исповедуемый футуристами антипассеизм постепенно сменялся на «археологию». Не столько в жизни, сколько в музейных залах обнаруживались идеальные праобразы. И особенно притягательными оказались идеи, которые можно обозначить как неоклассические. Их скульптурными носителями в начале века стали А. Гильдебранд в Германии, А. Майоль во Франции, сделавшие первые шаги в сторону ясности и определенности формы, не дискуссионного, имеющего канонические основания мастерства.

В итальянской скульптуре, изначально обладавшей мощной пластической чувствительностью, путь к неоклассицизму осложнялся не только соблазнами футуристической агрессивности, но и обаянием импрессионистической импровизационности, связанной с М. Россо, также в глазах молодежи воплощавшим современное мышление.

Марини не стал исключением в ориентированном на Россо поколении «около 900-х»: Дж. Манцу и Ф. Мессина, Э. Греко и А. Мурер, Д. Дзамбони и В. Крочетти, М. Маскерини и А. Фаб-бри, П. Фаццини и многие другие. В его наследии встречаются чуть ли не реплики россовского языка с его чувственной материальностью и трепетностью лепки - «Маска» (1928; бронза; частное собрание), «Музыкант» (1930; терракота; частное собрание).

Некоторые созданные в этой системе произведения - «Портрет Лу-козиуса» (1935; бронза; Национальная галерея современного искусства, Рим), терракотовые портреты Мелотти (1937-1938, частные собрания) относятся к лучшему в скульптурном портрете довоенного времени.

Но не менее притягательной оказалась для Марини и принципиально антиимпрессионистическая установка, утверждаемая «Валори пластичи» и А. Мартини. Встреча с Мартини имела для него особое значение и последствия. Обратив внимание на работы молодого скульптора, экспонировавшиеся в 1927 г. на выставке декоративно-прикладного искусства в Монце, Мартини пригласил его к себе на кафедру с перспективой стать преемником. Для Марини открылась возможность работать рядом с европейски известным мастером. Как и в случае с Россо, он использует эту возможность в полную меру.

Такие работы как «Победа» (1928; гипс; Музей Марини, Флоренция), «Девушка» (1929; камень; частное собрание), «Танцовщица» (1929; терракота; Музей Марини, Милан), свидетельствуют, что он чуть ли не впрямую заимствует у мэтра ряд мотивов и технических приемов. Более сложный и глубокий характер их взаимоотношений демонстрируют композиции «Слепой» (1928; бронза; Палаццо Питти, Флоренция), «Спящая» (1930; терракота; Национальная галерея современного искусства, Рим), «Пловец» (1932; дерево; Музей Марини, Флоренция). Прослеживающаяся в них пластическая доминанта, координирующая устойчивость формы и упрощенность пространственных отношений, хотя и напоминает о блистательной «эклектике» Мартини1, но имеет ярко выраженную индивидуальность.

Чуть позднее к импульсам, идущим из Италии, добавляются впечатления от средневековой немецкой скульптуры, с которой Марини познакомился в 1934 г. в соборах Нюрнберга, Кельна и Франкфурта. В «Портрете Туллио Фоссати Беллани» (1936; бронза; частное собрание) Марини заостряет черты, прочерчивает складки, морщины, примеряет к живой модели возможности «готической» выразительности.

Широкий и разноплановый спектр пластических ориентиров раннего Марини никак не подтверждает распространенное мнение о том, что его индивидуальный стиль сложился сразу [4; с. 171], и что он - «скульптор в высшей степени», ибо «не отвлекался на все то, что лежит за пределами чистой скульптуры» [7; с. 181]. К скульптуре он пришел через увлечение живописью, которой с 1917 г. занимался в Академии искусств во Флоренции у мастера веристского направления Г. Кини: «Я искал в цвете прежде всего источник какой-либо идеи. Можно было бы назвать это живописью, а может быть рисунком, не знаю» [10; с. 343]. И в дальнейшем в творчестве Марини живопись, рисунок и скульптура часто будут составлять неразрывное единство, позволявшее видеть в нем «не просто скульптора, но творца» [11; с. 8].

Не уверенный в достигнутом, талантливый и впечатлительный, он часто возвращается к давно пройденному. «Икар» (1933; дерево; Музей Марини, Милан), выполненный после гораздо более смелых «Буржуазки» (1930; бронза; частное собрание) или «Мужского торса» (1929; гипс; Фонд Марино Марини, Пистойя), кажется «сухим, веристским» [7; с. 181], шагом назад. Но зато в этой взлетающей фигуре мальчика без крыльев, в этом акробатическом прыжке-полете Марини интуитивно нащупывает существенные для его дальнейшего развития пропорции и тип лица - слегка ар-хаизованного и экстатически сосредоточенного. Так что путь к самому себе был долгим и отнюдь не поступательным.

Уже о некоторых ранних его произведениях было замечено: «Кажется, его моделями были этруски и египтяне», и с этим соглашался сам скульптор: «Открытие этрусков стало для меня самым значительным событием» [10; с. 343]. Примером «археологизма» стала и первая работа, принесшая Марини известность, - «Народ» (1929; терракота; Музей Марини, Милан) (илл. 30) - выполненная в натуралистической технике веризма, но воспроизводящая композицию двойных этрусских надгробных изображений. Лишь постепенно, в работах конца 1930-х - начала 1940-х гг. стремление к архаизации, упрощению и геометризации формы достигает та-

кой степени концентрации, что появляется возможность говорить о «типичном Марини».

В «Сидящих боксерах» (варианты 1935 и 1936 гг.; бронза; частные собрания) тенденция к обобщению, выявлению внутренних конструктивных закономерностей реализуется с большой определенностью. Естественность конкретной формы соединяется с «математической точностью абстракции» [7; с. 181]. При очевидных достоинствах - тонко найденном равновесии основных архитектонических сил - в образной концепции «Боксеров» таится холодноватый дух Новеченто. К нему, как подтверждала практика официальных представителей этого течения, почти неизбежно приводил выбор неоклассицистического пути. Но Ма-рини ставит гораздо более сложную задачу. Подобно Сезанну, который в раннем творчестве стремился примирить импрессионизм и «музей», он, овладевая качествами пластического видения и артикулируя их, двигаясь, по словам К. Мальтезе, в сторону «первичного» [9; с. 374], не отказывается от россовской традиции, соединяя акцентированную архитектонику и живую пульсацию материи.

«Первичное» у Марини не сводится к определенной пластической идее. Оно варьируется в разные периоды и в различных тематических группах. Первичное может воплощаться в очень простых сферических или слегка вытянутых и предельно обобщенных объемах-первоформах, едва обозначенных как индивидуальная форма, порой создаваемая не пластическими приемами, а цветом. Его бюсты и головы, как правило, выполненные в терракоте и раскрашенные белой, голубой и красной краской, напоминают древних кикладских идолов, первобытную скульптуру, перекликаясь в этом плане с пластическими «первичностями» А. Модильяни и К. Брынкуша. И, нарушая завершенность и гладкость, соскребая куски (именно поэтому он любит работать в гипсе, легко поддающемся подобным приемам), подкрашивая или покрывая патиной поверхность, чтобы еще сильнее выявить ее повреждения, утраты, ассоциирующиеся с работой времени-длительности, Ма-рини «старит» произведения, придает им характер извлеченных

из раскопок археологических объектов (илл. 31). «Археология», поначалу проявлявшая себя как использование и соединение отдельных формальных приемов, становится архаизмом как обдуманным, интеллектуально-стилистическим принципом.

Распространенным явлением в искусстве ХХ в. стало то, что, выработав, выстрадав устойчивую концепцию, автор использует ее «без оговорок», жестко накладывает на реальность, независимо от сюжетных и жанрово-тематических особенностей-предрасположенностей. Пластический язык Марини, всегда сохраняя свою уникальность, узнаваемость, тем не менее, не освобождается от корреляции с предметом изображения.

«Обнаженные», как справедливо полагает М. Гарбери, воплотили «самую светлую линию его искусства, наиболее оппозиционную мифам Новеченто» [11; с. 9]. Эти слова могут показаться парадоксом при взгляде на те женские образы, в которых мари-ниевское начало обращено к палеолитическим Венерам и связано со способностью «глубоко чувствовать первобытно-животное, изначально-природное в человеке» [13; с. 20] - «Маленькая танцовщица» (1944; бронза; частное собрание) или «Маленькая сидящая Помона» (1946; бронза; Музей Марини, Флоренция). Странные, утрированные, витально-физиологические формы обретают магическую силу, трансформируясь в мистический знак. Но и в них, и, особенно, в «Девочке» (1943; бронза; Музей Марини, Милан) и «Помоне» (1949; бронза; Музей Марини, Милан), искомым для Марини оказывается важнейшее качество скульптуры - мощное пространственное утверждение формы, в которой доминирует не приземистость и тяжесть, а, действительно, светлая витальная энергия, рождаемая музыкальной ритмикой, мягким перетеканием объемов, ясностью и упругостью силуэта.

Силуэт играет особую роль в пластике Марини. Для него он настолько важен, что часто вступает в диалог-противопоставление с тектоническим строем скульптуры, ее массой и тяжестью. Все его «Помоны» и «Венеры» обладают подчеркнутой выявленно-стью объема, весомостью, устойчивостью - к чему стремится любой скульптор, работающий над стоящей в спокойной позе с опо-

рой на одну ногу фигурой. Но несмотря на то, что основные силовые линии (вместе с напором массы) устремлены вниз, силуэт, его изощренный абрис, преодолевает это движение, завязывает с ним прихотливую игру, направляя наш глаз в противоположном направлении - от пьедестала к очертаниям головы.

Голова - чистый гладкий объем - лишена прически как в женских образах, так и в мужских. В этом принципиальное отличие от подхода, к примеру, Манцу, всегда «портретно» трактующего не только фигуру и лицо, но и прическу, вплоть до фактуры волос. Эллипсоидная, напоминающая об А. Модильяни или Г. Муре, округлость головы выполняет кульминирующую роль в общей ритмической композиции, где широкое, все нарастающее движение вверх преодолевает логически неизбежную устремленность к земле.

И это составляет одно из самых волнующих качеств присущего Марини чувства формы. Даже его наиболее «мариниев-ские» женские фигуры в какой-то момент, когда мы непроизвольно и обязательно концентрируем внимание на силуэте, обретают упругость, легкость, устремленность в пространство, неожиданно вызывая в памяти поэтичные образы В. Лембрука и А. Джа-кометти. Представляется, что, вопреки существующей иерархии, недооценивающей «Обнаженных», они могут рассматриваться в одном ряду с принесшими ему мировую известность «Фокусниками» и «Всадниками».

Р. Каррьери остроумно заметил по поводу его «Фокусников»: «Хочется спросить, на какой невидимой спине они сидят?» [7; с. 183]. Действительно, начиная с 1940-х гг., персонажи как будто по чьей-то прихоти отделяются от лошадей, но словно не замечают этого - форма движения и драматическое напряжение носят тот же характер, что и во «Всадниках». Выполнены они в бронзе и гипсе, терракоте и камне. Но если бронзовую скульптуру Мартини или Манцу, Греко или Мессины невозможно представить в другом воплощении - вне бронзы - то мариниевская пластика воспринимается прежде всего в ее конструктивно-тектонических свойствах и поэтому легко допускает, хотя бы мысленно, перевод в другой материал без искажения идеи автора. Ее пластические достоинства

тяготеют к универсальности, архитектоничности, существуя в некоей абстрактно-идеальной праматерии.

Разумеется, это заострение. В чисто профессиональном плане материал совсем не безразличен Марини, а его поверхности всегда пластически окультурены, часто включая в себя изысканные фактурные ходы. Речь идет о принципиальной особенности, отмеченной К. Мальтезе: «Каждая форма, каждая черточка на поверхности гипса или бронзы; каждая шероховатость, полученная патиной и смесями, - все придает его скульптуре тот загадочный и метафизический смысл, который есть у предмета вне конкретного времени, вне времени в человеческом измерении» [9; с. 374].

«Архаизм» и «примитивизм» естественно связывают Мари-ни с искусством авангарда. Подобно тому, как существуют «формулы» Брынкуша и Джакометти, Архипенко и Мура, существует и «формула» Марини - при упоминании его имени перед глазами мгновенно возникает фигура на лошади (илл. 32), легко укладывающаяся в концептуальную схему, включающую в себя чистый геометризм и экспрессивную реалистичность.

Но странным образом вневременные, брутально-биологические «архаизмы» Марини в годы муссолиниевского режима воспринимались как протест против насаждавшихся идеалов [13; с. 18], хотя последние также опирались на великое прошлое Греции и Рима. Будет натяжкой на этом основании ставить их в один ряд с открыто антифашистскими работами Дж. Манцу, Леончилло, А. Фаббри, но то, что драматический пафос образов Марини противостоял демагогической идее «разума и порядка», несомненно.

Формально «Фокусники» и «Всадники» настолько близки между собой, что обычно не рассматриваются изолированно. Но интонация «Всадников» более драматична и даже трагична. Их энергия, не управляемая ни волей, ни целью, враждебна человеку, кажущемуся одиноким и беспомощным. И в «Человеке на лошади» (1937; бронза; собрание Палаты депутатов, Рим), и в «Маленьком всаднике» (1953; гипс; частное собрание) тяжеловесно-архаические формы лошади: короткие ноги, тяжелый круп, мощ-

ная шея - превращают ее в подобие дикого, доисторического животного, в отличие от сюжетно близких лошадей Мессины, у которого они - необъезженные, вольные, обезумевшие от страха или пытающиеся подняться в последнем предсмертном усилии - все же принадлежат нашему современному миру.

В «Маленьком всаднике» (1951; гипс; частное собрание) и в «Лошади и всаднике» (1952-1953; бронза; частное собрание) предельно устойчивая, как в средневековых водолеях или карго-польской игрушке (мощная масса коня удерживается и возносится, как на гранях невидимой пирамиды, симметричным распором ног), конструкция вступает в сложное диссонансное взаимодействие с человеческой фигурой, отклоняющейся по диагонали (если смотреть в профиль) под углом в 45 градусов. Запрокинутая до физической невозможности голова во «Всаднике» (1944; терракота; частное собрание) - он смотрит назад и чуть вверх - повернута почти на 180 градусов по отношению к направлению торса. В преувеличенности поворота, в тревожном выражении лица есть горькая правда прощания.

В «Ужасе» (1953-1954; камень; Милан) огромная, но какая-то обреченная энергия достигает кульминации - вставшая на дыбы лошадь в последнем тщетном усилии пытается уйти от неизбежного конца. Всадник беспомощен; его усилия напрасны. Он явно не может справиться с неистовым, вышедшим из-под его власти обезумевшим животным: «В каждой фигуре, мной создаваемой, я стараюсь передать углубляющийся страх и отчаяние» [6; с. 365].

Трагическая интонация сближает Марини с немецким экспрессионизмом, особенно с образами Ф. Марка в его композиции «Судьба животных» (1913, Художественный музей, Базель), возникшей в апокалиптической атмосфере Германии накануне Первой мировой войны. И так же, как в случае с «казусом Марини» в период Новеченто, его творчество в 1940-1950-е гг. не отделить от исторических катаклизмов эпохи, от Второй мировой войны, от страстной, горячечной интонации скульптур Л. Мингуцци, А. Фаб-бри, Леончилло, живописи М. Мафаи и Р. Гуттузо.

Было бы упрощением излишне детерминировать творческий путь Марини историко-художественным контекстом - механизм непредсказуемого, парадоксального саморазвития был в нем очень силен. Когда-то Дега заметил: «Рисунок - один тип мышления, скульптура - другой». Словно пытаясь опровергнуть это, Марини стремится, по выражению Х. Гонсалеса, «рисовать в пространстве» [1; с. 123], отказывается от сущностного свойства скульптуры -трехмерности. Его «Акробаты» 1960-х гг. - плоские листы-силуэты, допускающие практически лишь одну, фронтальную точку зрения и интенсивно включающие цвет. Рисунок, живопись и пластика сливаются в едином образе, как это было в молодости. Круг начинает замыкаться.

«Обособленным континентом» [11; с. 8] в искусстве Марини называет П. Гарбери его портретное творчество. В этой сфере связь с россовской традицией никогда не умирала. В «Портрете госпожи Ханлозер» (1944; бронза; частное собрание), «Карло Карра» (1946; бронза; частное собрание), в портретных бюстах 1960-х гг. - И. Стравинского и М. Шагала, О. Кокошки и Т. Манна, Г. Миллера и Мисс Ван дер Роэ2, - подчиняясь общей эволюции, нарастает монументальность, экспрессия; люди выглядят титанами, грандиозными призраками прошлых эпох. Но даже в 1970-е гг., когда скульптор особенно увлекался выразительными возможностями пластической абстракции, «именно эти характеры, эти головы, эти лица привязывают Марини к земле» [7; с. 183].

За пределами этого «континента» воцарялся хаос. Отвечая на упреки в измене «гармоничному» началу, скульптор заметил: «Стоит искусству столкнуться с необходимостью передать страх, как оно непроизвольно отступает от классического идеала». Выстроенные в хронологическом порядке «Всадники» обнаруживают, что панический страх, овладевший скованным ужасом животным, «неуклонно возрастает» [6; с. 365]. «Стилем Хиросимы» назвал Э. Родити позднюю манеру Марини.

Пропустив сквозь себя кошмары мировой бойни: «меня вытолкнули из земного рая», «мы приближаемся к концу света», «символически изобразив последнюю стадию умирающего ми-

фа - мифа об индивиде, победоносном герое, доблестном человеке гуманистов» [6; с. 365], - Марини сублимирует человеческое отчаяние в пластику. Фантастическим образом он трансформирует страх и отчаяние в пластические сгустки энергии так, что переживая пульсирующее в композициях чувство, мы одновременно восхищаемся мастером, который, освобождая форму, выявлял в ней общие смыслы и значения - то прототипическое и архети-пическое, что находится за пределами пластики, но только в ней нам является.

«Первичное» теперь не вспоминает о гармонии. Интуиция берет верх над интеллектом. Предельная экспрессивность, человеческое и пластическое перенапряжение оказывается для Мари-ни единственным способом выживания и оправдания скульптуры, разрывающейся между индивидуализмом и стилем, неоклассикой и примитивизмом, пластической археологией и авангардными вызовами времени.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Об эклектике в ее модернистской трактовке см. : Леняшина Н. Академия Артуро Мартини - эклектика как стиль // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 16. СПб., 2009. С. 142-150.

2 Находятся в Музее Марини в Милане и в Доме искусств в Мюнхене.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы / Перев. с англ. А. Матвеевой. М. : Художественный журнал, 2003.

2. Леняшина Н. Академия Артуро Мартини - эклектика как стиль // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 16. СПб., 2009. С. 142-150.

3. Леняшина Н. М. Итальянская скульптура ХХ века. Проблемы, тенденции, имена. М. : НИИ теории и истории изобразительного искусства АХ СССР, 1990.

4. Современное искусство. Италия. Кино. Театр. Живопись. Скульптура. Архитектура. М. : Искусство, 1970.

5. Футуризм. Новеченто. Абстракция. Итальянское искусство ХХ века. Государственный Эрмитаж. Ginevra-Milano : Skira, 2005.

6. Человек и его символы / Под редакцией К. Г. Юнга. СПб. : Б.С.К.,

1996.

7. Carrieri R. Pittura scultura davanguardia in Italia (1890-1960). Milano, 1961.

8. Genova G., Di. Generazione anni dieci. Bologna : Edizioni Bora, 1982.

9. Maltese C. Storia dell'arte in Italia. 1785-1943. Torino : Giulio Einaudi editore, 1960.

10. Marino Marini : Catalogo ragionato della scultura. Milano : Skira,

1998.

11. Marino Marini. Galleria d'Arte Moderna, Milano : Guida al Museo a cura di Mercedes Precerutti Garberi. Milano : Arnoldo Mondadori Editore, 1984.

12. Read H. A Concise History of Modern Sculpture. London : Thames & Hudson, 2004.

13. Salvini R. Modern Italian sculpture / Translated from the Italian by A. F. O'Sullivan. [London] : Oldbourn Press, 1962.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.