Научная статья на тему 'Археологическое изучение кораблекрушений у пристани русского общества пароходства и торговли в Евпатории'

Археологическое изучение кораблекрушений у пристани русского общества пароходства и торговли в Евпатории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гидрокосмос
Область наук
Ключевые слова
Евпатория / Русское общество пароходства и торговли / РОПиТ / кораблекрушение / археологические раскопки / судно / пристань / Yevpatoriya / Russian Steam Navigation and Trading Company / Russian S.N.Co. / shipwreck / archaeological excavations / ship / pier

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Виктор Васильевич Вахонеев

Статья посвящена изучению Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) сквозь призму морской археологии. Данная организация доминировала на торговых и пассажирских морских путях юга России после Крымской войны. Во многих причерноморских портах были обустроены пристани и причалы. Флот общества включал множество судов, часть из которых потерпели крушения у побережья Крыма. Зачастую в деле изучения истории деятельности РОПиТ историки привлекают исключительно архивные материалы. Однако в последнее время подводными археологами был обнаружен ряд затонувших судов РОПиТ. Результаты этих исследований также дополняют картину деятельности Русского общества пароходства и торговли в указанный период. В 2016 году при разработке проектной документации по реконструкции набережной в Евпатории были проведены подводные археологические разведки, в результате которых были выявлены остатки пристани РОПиТ и два судна конца XIX — начала ХХ в. В 2018 году были организованы археологические раскопки данных затонувших кораблей. К сожалению, установить их наименования не удалось, тем не менее, данные о находках были скрупулезно зафиксированы археологами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archaeological study of shipwrecks at the pier of the Russian steam navigation and trading company in Yevpatoriya

The article examines the Russian Steam Navigation and Trading Company (Russian S.N.Co.) through the lens of maritime archaeology. Following the Crimean War, this organization dominated the trade and passenger waterways of southern Russia. Many Black Sea ports were equipped with piers and moorings. The company's fleet contained many ships, some of which were lost off the coast of Crimea. Historians often rely solely on archival materials to study the history of the Russian Steam Navigation and Trading Company. Recently, however, underwater archaeologists have discovered a number of sunken Russian S.N.Co. ships. The findings of these investigations round out the picture of the Russian Steam Navigation and Trading Company's activities over the specified period. In 2016, during the development of project documentation for the reconstruction of the embankment in Yevpatoriya, underwater archaeological surveys were conducted, resulting in the identification of the remains of the Russian S.N.Co. pier and two ships from the late 19th to early 20th centuries. Archaeological excavations of these ships took place in 2018. Unfortunately, their names could not be established. Nevertheless, the archaeologists meticulously documented the artifacts.

Текст научной работы на тему «Археологическое изучение кораблекрушений у пристани русского общества пароходства и торговли в Евпатории»

-Ч/-

АРХЕОЛОГИЯ|ARCHAEOLOGY Оригинальная статья | Original paper

DOI:_УДК 902.034

АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЙ У ПРИСТАНИ РУССКОГО ОБЩЕСТВА ПАРОХОДСТВА И ТОРГОВЛИ В ЕВПАТОРИИ

В.В.Вахонеев О

ФГБУН «Институт истории материальной культуры РАН», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация Ж vvvkerch@mail.ru

Аннотация Статья посвящена изучению Русского общества пароходства и торговли

(РОПиТ) сквозь призму морской археологии. Данная организация доминировала на торговых и пассажирских морских путях юга России после Крымской войны. Во многих причерноморских портах были обустроены пристани и причалы. Флот общества включал множество судов, часть из которых потерпели крушения у побережья Крыма. Зачастую в деле изучения истории деятельности РОПиТ историки привлекают исключительно архивные материалы. Однако в последнее время подводными археологами был обнаружен ряд затонувших судов РОПиТ. Результаты этих исследований также дополняют картину деятельности Русского общества пароходства и торговли в указанный период. В 2016 году при разработке проектной документации по реконструкции набережной в Евпатории были проведены подводные археологические разведки, в результате которых были выявлены остатки пристани РОПиТ и два судна конца XIX — начала ХХ в. В 2018 году были организованы археологические раскопки данных затонувших кораблей. К сожалению, установить их наименования не удалось, тем не менее, данные о находках были скрупулезно зафиксированы археологами.

Ключевые слова Евпатория, Русское общество пароходства и торговли, РОПиТ, кораблекрушение, археологические раскопки, судно, пристань.

Для цитирования Вахонеев В. В. Археологическое изучение кораблекрушений у пристани Русского общества пароходства и торговли в Евпатории // Гидрокосмос. 2023. Т. 1, 1. № 1-2. С. 66-78. Р01: https://doi.org/doi.org/doi.org/

ARCHAEOLOGICAL STUDY OF SHIPWRECKS AT THE PIER OF THE RUSSIAN STEAM NAVIGATION AND TRADING COMPANY IN YEVPATORIYA

V. V. Vakhoneev ©

Underwater Archeology Group, FSBIS Institute of the History of Material Culture of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russian Federation ® vvvkerch@mail.ru

Abstract

Keywords For citation

The article examines the Russian Steam Navigation and Trading Company (Russian S.N.Co.) through the lens of maritime archaeology. Following the Crimean War, this organization dominated the trade and passenger waterways of southern Russia. Many Black Sea ports were equipped with piers and moorings. The company's fleet contained many ships, some of which were lost off the coast of Crimea. Historians often rely solely on archival materials to study the history of the Russian Steam Navigation and Trading Company. Recently, however, underwater archaeologists have discovered a number of sunken Russian S.N.Co. ships. The findings of these investigations round out the picture of the Russian Steam Navigation and Trading Company's activities over the specified period. In 2016, during the development of project documentation for the reconstruction of the embankment in Yevpatoriya, underwater archaeological surveys were conducted, resulting in the identification of the remains of the Russian S.N.Co. pier and two ships from the late 19th to early 20th centuries. Archaeological excavations of these ships took place in 2018. Unfortunately, their names could not be established. Nevertheless, the archaeologists meticulously documented the artifacts.

Yevpatoriya, Russian Steam Navigation and Trading Company, Russian S.N.Co., shipwreck, archaeological excavations, ship, pier.

Vakhoneev, V. V. "Archaeological Study of Shipwrecks at the Pier of the Russian Steam Navigation and Trading Company in Yevpatoriya." Hydrocosmos, vol. 1, 1, no. 1-2, 2023, pp. 66-78. DOI: https://doi.org/ (In Russ.)

Значительное влияние на развитие российских причерноморских городов во второй половине XIX в. внесла акционерная компания «Русское общество пароходства и торговли». После Крымской войны была пересмотрена доктрина транспортной инфраструктуры на Черном море и в августе 1856 г. Александром II был высочайше утвержден Устав Русского общества пароходства и торговли (далее — РоПиТ)1.

Главное управление РОПиТ располагалось в Одессе. Новые реалии требовали от новой организации строительства новых пристаней, складских помещений, развития портовой инфраструктуры со своими представительствами.

В 1857 году РОПиТ закупил в Англии пять пароходов. Затем было закуплено еще 6 судов у прекратившей свою деятельность Новороссийской пароходной экспедиции. После всех приобретений к концу 1857 года РОПиТ обладал флотом в 17 пароходов, что позволило ему не только начать гарантированное правительством срочное пароходное сообщение между черноморскими и азовскими

1 СтепановД. А. Учреждение русского общества пароходства и торговли (18561857 годы) // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 22 (237). Вып. 46: История. С. 30-38.

портами, но и открыть международную линию Одесса — Константинополь — Марсель.

5 октября 1857 г. агентство РОПиТ было открыто и в Евпатории. Торговые обороты делали этот порт достаточно перспективным на Крымском полуострове, хотя до этого времени на побережье было оборудовано всего лишь две небольшие деревянные пристани. Взяв в аренду участок набережной, РОПиТ соорудил новую пристань (см. рис. 1, 2).

Описание этой пристани сохранилось в опубликованной в 1888 году справочной книжке Евпатории: «Из середины берегового

Рис. 1. Пристань РОПиТ в Евпатории (по В. А. Кутайсов, М. В. Кутайсова, 2007)

1-2' 2023 ГИДРОКОСМОС | НУОРОСОБМОБ -V-

ВахонеевI

полукруга Евпаторийской бухты тянется в море узкою полосою 60-ти саженная пристань, построенная из толстых дубовых бревен и досок и оканчивающаяся не большою площадкой, имеющею форму буквы Т; с решетчатых крыльев этой площадки услужливые за деньги матросы -греки принимают на свои легкие шлюпки во время прихода парохода, пассажиров, и тотчас же их отвозят на стоящий в недалеком расстоянии от пристани пассажирский пароход Русского общества пароходства и торговли... Пароходы приходят из Одессы в Евпаторию по вторникам и пятницам утром, а из Севастополя по средам и воскресеньям в 7 часов вечера. главный контингент туристов доставляет море на красивых пассажирских пароходах, принадлежащих Русскому обществу пароходства и торговли»2.

Здание РОПиТ в Евпатории разместилось на Фонтанной улице (совр. Революции). Прямоугольное в плане здание было увенчано фронтоном и богато украшено лепниной с декоративными элементами в виде стилизованного герба РОПиТ — скрещенных якорей (см. Рис. 3).

В апреле 1907 г. в Евпаторийскую городскую думу было подано заявление агента РОПиТ А. Доманского о ремонте пристани и берегового участка, а также о возобновлении срока аренды на место, занимаемое обществом. В заявлении он указывал, что РОПиТ содержал срочное почтово пассажирское

2 ПьянковВ. Справочная книжка города Евпатории и его уезда. Евпатория, 1888. С. 87.

Рис. 2. Пристань РОПиТ в Евпатории. Открытое письмо, начало XX в.

сообщение 50 лет с заходом в Евпаторию, вместо обязательного правительственного одного рейса в неделю засылал в Евпаторию 5 срочно пассажирских пароходов. Он резюмировал, что общество немало послужило городу в его курортных и торговых отношениях.

Однако у городских властей были свои планы на береговой участок, который занимало агентство, тем более что его строения не украшали старую набережную и бульвар. Тяжбы по продлению аренды длились достаточно долго. В итоге договор аренды все же продлили, но с немалыми дополнениями.

Русское общество пароходства и торговли, владея значительным числом пассажирских пароходов, организовывало экскурсии с осмотром достопримечательностей в порты

Рис. 3. Здание РОПиТ в Евпатории. Фотокарточка, начало ХХ в.

Крыма и Кавказа, ежегодно выпуская путеводители. В путеводителе РОПиТ за 1909 год в описании Евпатории указано, что на евпаторийской набережной вытянулся упирающийся в море городской сад, против него ютятся небольшие одно и двухэтажные дома, ближе к пристани — агентства пароходств и пакгаузы.

В 1918 году все имущество акционеров было национализировано советской властью на основании декрета СНК «О национализации торгового флота» от 26 января 1918 г. РОПиТ прекратил свое существование.

В настоящее время изучение деятельности РОПиТ можно проводить с позиций морской археологии, проводя архивные изыскания на суше, а также подводные археологические исследования под водой. К примеру, в акватории Крымского полуострова на протяжении второй половины XIX — начала XX в. затонуло несколько пароходов общества. Они представляют собой отдельный, достаточно уникальный вид археологических памятников, которые до недавнего времени были недоступны или малодоступны для полевых исследований. При этом следует отметить, что только непосредственное изучение объекта может дать наиболее исчерпывающую информацию по нему3. Лишь в последнее десятилетие активизировалась работа по археологическому изучению затонувших пароходов РОПиТ, в первую очередь таких известных как «Генерал Коцебу» и «Веста»4.

3 Кузьмин А. В., Вахонеев В. В. Кораблекрушения XIX в. в акватории Крыма как источник по изучению деятельности Русского общества пароходства и торговли (на примере парохода «Владимир») // Исторические, культурные, межнациональные, религиозные и политические связи Крыма со Средиземноморским регионом и странами Востока. Материалы IV международной научной конференции. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2020. Т. II. С. 139.

4 Вахонеев В. В. Пароходы XIX в. «Генерал Коцебу»

и «Веста»: новейшие подводные открытия у бере-

гов Западного Крыма // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2017. Т. 14. Вып. 1: Крымоведение: пространство и время Крыма [Эл. ресурс]. URL: http://j-spacetime.com/actual%20content/ tl4v1/2227-9490e-apravr_e-ast14-1.2017.43.php (посл. посещение: 13.02.2023); Вахонеев В. В. Пароход Русского общества пароходства и торговли «Веста»: опыт изучения подводного культурного наследия XIX в. методами цифровой морской археологии» // Вопросы истории. 2021. № 11-3. С. 22-31; Вахонеев В. В. Археологические исследования парохода «Веста» — участника русско-турецкой войны 1877-1878 гг. // Исторические, культурные, межнациональные, религиозные и политические связи Крыма со Средиземноморским регионом и странами Востока. Материалы III Международной научной конференции. М.: Изд-во Пробел-2000, 2020. Т. 1. С. 51-55.

В 2016 году в связи с разработкой проекта реконструкции набережной им. Терешковой была выполнена подводная археологическая разведка прилегающей акватории. В общей сложности площадь разведок составила около 7 га, было разбито 13 разведочных шурфов. Глубина шурфов варьировалась от 0,2 до 1,3 м и зависела от мощности морских песчаных отложений. В ходе разведки был выявлен ряд археологических объектов, а также уточнены сведения о выявленных ранее5.

Один из таких объектов — остатки одного из кораблей союзного флота времен Крымской войны на траверзе Свято-Ильинской церкви. Данный объект был выявлен и поставлен на государственный учет сотрудниками Черноморского центра подводных исследований еще в 2013 году6.

Кроме того, в центральной части набережной были обнаружены и обследованы следы товаро-пассажирской пристани РОПиТ второй половины XIX в. с двумя объектами: останками деревянных судов. Пристань была представлена многочисленными фрагментами деревянных свай. Пролет составлял 1,5 м в длину, 2,0 м в ширину (см. рис. 4).

5 Вахонеев В. В. Отчет о подводных археологических разведках в акватории г. Евпатория в зонах реконструкции набережной им. Терешковой с прилегающим сквером им. Караева с берегоукрепительными работами, строительства двух пассажирских пирсов в районе пансионата Солнечный и пос. Заозерное в г. Евпатория. Симферополь, 2017. 90 с.

6 Вахонеев В. В. Гибель союзнического флота Крымской кампании у берегов Евпатории (по результатам подводных исследований 2013 г.) // Материалы II Международной научной конференции «Военно-исторические чтения». Симферополь: Бизнес-Информ, 2015. С. 49-51.

Рис. 4. Остатки свай пристани РОПиТ. Из архива автора

1-2' 2023 ГИДРОКОСМОС | НУОРОСОБМОБ 2023;1,1(1-2):66-78

4>ч// Вахонеев В. В.

Рис. 5. Место обнаружения затонувших судов. Топооснова Яндекс.Карты

Рис. 6. Организация подводных работ на объектах. Из архива автора

Vakhoneev V. V.

На ряде дореволюционных карт и фотографий именно на данном участке располагалась городская товаро-пассажирская пристань, она же пристань РОПиТ. На некоторых фотографиях также запечатлены многочисленные парусные и обычные шлюпки. По-видимому, данные сваи являлись остатками пристани, а выявленные объекты — затонувшими рядом с ней небольшими парусными судами начала ХХ в. К тому же, учитывая, что оба затонувших судна деревянные, имели черты судового набора, характерного для довоенной постройки, а также что с 1920-х гг. деревянные сваи пристаней и причалов стали заменять металлическими, данные объекты обладали признаками объектов культурного наследия. В связи с этим в 2018 году были запланированы их полные археологические раскопки7.

Для исследования затонувших деревянных судов, расположенных в акватории Евпаторийской бухты в зоне реконструкции набережной им. В.Терешковой, был организован водолазный пост: понтон 3V1 с мотопомпами различных мощностей и грузовым краном (см. рис. 5, 6). Работу поста обеспечивали маломерный буксир, надувная лодка и команда аквалангистов.

Границы раскопов устанавливались с помощью шнура и металлических рам, после чего определялись координаты углов участка. Раскопы на затонувших судах были разделены на квадраты с помощью специально подготовленных металлических рам с ячейкой 1 х 1 м. Остатки затонувших деревянных судов XIX в. были перекрыты слоем песка и местами илом, которые первоначально удалялись вручную с помощью различных типов гидроэжекторов. Удаленная из раскопа пульпа по шлангам выбрасывалась на сито для просмотра и контроля мелких находок. После этого была проведена графическая и фотофиксация сохранившихся деталей судов, а также их маркировка.

Все поднятые на поверхность находки подлежали полевому комплексу мер по стабилизации состояния, включая извлечение, камеральную обработку, упаковку, транспортировку

7 ВахонеевВ. В. Отчет об археологических раскопках на территории выявленных объектов археологического наследия «Место гибели купеческого деревянного судна союзнического флота Крымской кампании» «Кораблекрушение деревянного купеческого судна (конец XIX — начало ХХ в.)», «Кораблекрушение деревянного купеческого судна (конец XIX — начало ХХ в.)» в Евпаторийской бухте в зоне реконструкции набережной им. Терешковой в г. Евпатория Республики Крым в 2018 г. Феодосия, 2018. 99 с.

Рис. 7. Консервация останков затонувших судов слоем геотекстиля. Из архива автора

и хранение до передачи квалифицированному реставратору. Учитывая особенности консервации в полевых условиях, все находки, независимо от их материала, были защищены от высыхания и химических реакций, хранились во время проведения полевого этапа работ в холодной воде без доступа света.

Помимо обычного фотографирования с линейкой и установкой направления севера и традиционных методик ручного обмера, была использована цифровая фотограмметрия. Благодаря данному методу с помощью массива фотографий, сделанных по определенным правилам, после соответствующей компьютерной обработки в программном обеспечении Agisoft были получены трехмерные цифровые модели кораблей с корректными геометрическими размерами их составных элементов.

Учитывая глубину залегания объектов, на которой практически невозможно установить вешку тахеометра, замеры глубин проводились с помощью нивелира и пятиметровой рейки. Репером служила верхняя площадка старой набережной с отметкой +1,90 м.

По окончании раскопок все исследованные затонувшие деревянные суда были проложены слоем иглопробивного геотекстиля марки «Дорнит» плотностью 180 гр/кв. м и законсервированы слоем песка из отвалов (см. рис. 7). У геотекстиля высокий коэффициент фильтрации, при этом частицы грунта не проникают внутрь. Именно по этой причине его можно встретить при строительстве бассейнов и водоемов, а также в устройстве дренажных и производительных фильтрационных систем. Кроме того, в составе

Вахонеев В. В.

данного материала отсутствуют вредные вещества. За счет своих характеристик геотекстиль «Дорнит 180» считается очень стойким к износу, не поддающимся воздействию влаги, разных химических веществ и климатических осадков. Покрытие из геотекстиля очень устойчиво к температурным изменениям. Подобный метод консервации затонувших деревянных судов (объектов археологического наследия) успешно был апробирован при исследованиях останков I в. до н.э. в Фанагории в 2012-2014 гг.8

Первый объект был обнаружен в ходе подводных археологических разведок 2016 года в точке с координатами 45°11'39.92'Х 33°22'38.13"Е в 5 м от уреза воды на траверзе колеса обозрения в сквере им. Караева. Останки находятся на глубине 2,7 м. В ходе работ 2016 года на их юго-восточной оконечности был разбит шурф, размерами 1x1 м (см. рис. 8). В результате расчистки песчаных отложений с современным мусором, включая большое количество современных монет, был расчищен участок затонувшего деревянного судна (дно и части судового набора). Порода дерева — сосна. Судя по ориентировке судового набора, затонувшее судно лежит курсом 300°. Большая его часть была скрыта песчаными отложениями, а также завалена камнями средних и крупных размеров, из-за которых было невозможно определить границы находки.

В сезоне 2018 года были выполнены полноценные археологические раскопки данных останков.

8 ОльховскийС. Фанагорийский корабль // Нептун. 2012. № 6. С. 26.

Рис. 9. Останки затонувшего судна № 1: металлические сваи, пробившие корпус судна. Из архива автора

Рис. 8. Остов судна № 1 в шурфе 2016 г. Из архива автора

К началу работ место находки было замыто песком и завалено камнями различных размеров: от мелкой гальки до крупных каменных глыб. После уборки верхнего слоя камней участок покрыли разметкой, поделив его на 16 квадратов размерами 1x1 м.

При дальнейшей расчистке слоя песка и камней внутри корпуса затонувшего судна были сделаны немногочисленные находки современных предметов: кирпичи, черепица, монеты второй половины ХХ — начала XXI в. Особо следует отметить фрагмент нижней части поливного закрытого сосуда XIX — начала ХХ в.

По результатам раскопок установлено, что с северо-западной части деревянный корпус затонувшего судна обрублен плотным рядом металлических свай, а дальше уничтожен бетонными ступенями набережной. Определить часть судна (носовая или кормовая) не представлялось возможным (см. рис. 9, 10).

Обшивка корпуса выполнена вгладь без дополнительного покрытия. Шпац составлял 0,2 м. На шпангоуты вгладь уложена внутренняя обшивка из досок, шириной 0,2 м. На них в юго-восточной части уложен ряд из 6 узких досок шириной 0,12 м, частично подрезанных под углом к окончанию судна. Также в этой части выявлен фрагмент киля судна длиной 1,0 м. Сохранившаяся глубина корпуса составила 0,7 м.

Таким образом, от затонувшего деревянного судна сохранилось не более четвертой части, общей площадью около 9 м2. Остальная часть объекта оказалась уничтоженной береговыми укреплениями набережной, сформированными в середине ХХ в.

Vakhoneev V. V.

3 0 2м

Рис. 10. Останки затонувшего судна № 1: общий план. Из архива автора

-Ч/-

Вторая находка располагается в 19 м на юго-восток от предыдущей на глубине 2,9 м в точке с координатами 45°11'39.12"N, 33°22'38.37"E. Она выявлена в ходе подводных археологических исследований 2016 года. Тогда на данном участке было разбито 2 разведочных шурфа размерами 1 х 1 м на расстоянии 4 м друг от друга, в которых были выявлены остатки затонувшего деревянного судна. Учитывая ориентировку судового набора судна в обоих шурфах (0° в первом и 270° во втором), было высказано предположение, что на данном участке акватории находятся два небольших судна, одно из которых атрибутировано в качестве фелюги. Согласно исследованиям 2016 года, судя по характеру судового набора, время постройки данных объектов определялось концом XIX — началом ХХ в. и первой половиной ХХ в.

В сезоне 2018 года на этом участке были выполнены полноценные археологические раскопки.

По результатам работ было выяснено, что шурфовка 2016 года проводилась не на двух небольших судах, а на одном торговом судне конца XIX — начала ХХ в. (см. рис. 11, 12).

К началу работ участок был практически полностью замыт песком, за исключением его северо-западной части. После частичной уборки песчаных отложений на нем была разбита сетка квадратов размерами 1 х1 м. В последствии при углублении для обеспечения безопасности аквалангистов, а также для удобства проведения археологических работ, сетка была демонтирована, поскольку сохранившаяся высота бортов затонувшего судна составила около 2 м.

В ходе расчистки песка были сделаны немногочисленные переотложенные находки XIX ХХ вв. Они представлены фрагментами поливной и фаянсовой посуды, доньями плоскодонных кувшинов, латунными рукояткой и крышками, фрагментом винной бутылки, неопределенными железными предметами, а также дном античной амфоры. Особого внимания заслуживают предметы, отобранные в коллекцию: керамический чубук курительной трубки, кирпич с клеймом FOSTER и каменный корабельный жернов с металлической рукояткой.

Сохранившаяся длина обнаруженного затонувшего судна составляет 21 м, ширина — 5 м, высота бортов — около 2 м. Судно лежит курсом 310° носом в сторону берега.

Вахонеев В. В.

Носовая и кормовая части сильно повреждены. Носовая (северо-западная) часть определена в месте сужения судового набора на основе находки якорных клюзов (один был обнаружен в 2016 году).

Судно лежит с креном на левый борт, в результате чего левый борт более пологий, правый — крутой. По центру проходит киль, на котором с внутренней части уложен ре-зенкиль. К нему через каждые 2 м перпендикулярно установлены массивные кницы с прямо стоячими балками для поддержания несохранившейся палубы. Сохранилось 4 балки с Г-образными кницами в центральной части. Под нагрузкой кницы наклонились в сторону левого борта.

Ближе к носовой части обнаружен фрагмент разломанной на две части мачты высотой 4,3 м, диаметром нижней части — 0,3 м, верхней части — 0,2 м. В верхней части имеется ровная площадка для второй составной части. Внутри мачты по всей длине имеется отверстие диаметром 0,1 м. Нижняя часть мачты оканчивается массивным металлическим кольцом с деформированной металлической втулкой длиной 0,5 м и диаметром 0,05 м. Все металлические объекты покрыты слоем песчаного конгломерата, в связи с чем детальное изучение данных конструкций невозможно выполнить без их повреждения.

У основания мачты с правого бока расчищен массивный металлический Г-образный якорный клюз. В этой же части расчищена латунная круглая катушка с прорезью по краю. Также у основания левого борта расчищены остатки деревянного бочонка диаметром 0,25 м с крышкой. Тут же на днище обнаружена торговая свинцовая печать 1890-1910-х гг. братьев Синадино.

В правом борту в двух местах по верхнему краю сохранившейся части борта зафиксированы остатки сливных отверстий, выполненных из развальцованных свинцовых труб, проходящих борт насквозь. Такие трубы обычно служили для слива канализационных вод с судна.

По левому борту в двух местах (ближе к носу и ближе к корме) расчищены остатки двух плетеных грузовых корзин размерами 0,33 х 0,2 х 0,2 м. Корзины выполнены из длинных деревянных полосок шириной 3 см. Ручки не сохранились. В ходе изучения центральной части судна также выявлено скопление

Vakhoneev V. V.

Рис. 11. Останки затонувшего судна № 2: общий вид (отрофотоплан). Из архива автора

О

Б

Рис. 12. Останки затонувшего судна № 2: план и разрез. Из архива автора

деревянных полосок: заготовок для изготовления корзин.

В кормовой части на площади 4 м2 обнаружено несколько металлических предметов: два гака, полуклюз, железный наконечник багра, 6 металлических пластин разной длины, кольцо диаметром 0,3 м. Также в этой части расчищены около 4 м свернутых остатков веревочных канатов и остатки мешковины очень плохой сохранности. Обнаружены две целые стеклянные бутылки и фрагментированное дно бутылки с клеймом даты 1892 г., а также чернильница XIX в., два аптечных пузырька, причем один с пробкой и прозрачной жидкостью внутри, многочисленные фрагменты кожаной обуви и 6 деревянных блоков такелажа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кормовая часть обломана, доски корпуса судна имеют следы механических повреждений. На днище судна со стороны левого борта в трех местах зафиксированы три рукотворных сквозных отверстия диаметром 0,25 м. Также в носовой части по правому борту расчищен участок обугленных досок внутренней обшивки.

Судя по ориентировке данного судна, оно затонуло вдоль правой стороны причала Русского общества пароходства и торговли, сваи которого были выявлены в 2016 году. Тип судна может быть предварительно идентифицирован как тендер. Судя по находке свинцовой печати братьев Синадино из Одессы, данное судно могло принадлежать РОПиТ, поскольку

Вахонеев В. В.

винная продукция Товарищества братьев И. и В.Синадино пользовалась широким спросом на пароходах РОПиТ9. На основе этого данное затонувшее судно может быть датировано периодом с 1895 по 1917 г. Однако не следует исключать, что печать могла попасть в корпус судна уже после его затопления, наряду с прочими предметами, не относящимися к нему.

К сожалению, в ходе подводных работ не удалось установить наименования изученных затонувших судов. Также не удалось выявить архивные сведения о данных кораблекрушениях вдоль пристани РОПиТ, архив которого хранится в Одессе. Тем не менее собранные археологические данные могут служить важным дополнением к информации о деятельности РОПиТ в Евпатории в конце XIX — начале ХХ в. После археологических раскопок оба корпуса были проложены слоем геотекстиля и законсервированы по уровню донной поверхности. Проведенные работы доказали, что даже после масштабного гидротехнического строительства, состоявшегося в Евпатории в 1950-1960-х гг., прямо у берега на минимальной глубине сохранились остатки деревянных судов. Это наглядно доказывает, что в акваториях черноморских портов сохраняется высокая вероятность обнаружить памятники судостроения нового времени.

9 БелявскаяН. П., МихайленкоА. М. Они были первыми // Очерки истории виноделия в Одессе. Вторая половина XIX — начало ХХ в. / под ред. А. М. Михайленко. Одесса: [Б. и.], 2009. С. 157.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белявская Н. П., Михайленко А. М. Они были первыми // Очерки истории виноделия в Одессе. Вторая половина XIX — начало ХХ в. / под ред. А. М. Михайленко. Одесса: [Б. и.], 2009. С. 152-173.

2. Вахонеев В. В. Гибель союзнического флота Крымской кампании у берегов Евпатории (по результатам подводных исследований 2013 г.) // Материалы II Международной научной конференции «Военно-исторические чтения». Симферополь: Бизнес-Информ, 2015. С. 49-51.

3. Вахонеев В. В. Отчет о подводных археологических разведках в акватории г. Евпатория в зонах реконструкции набережной им. Терешковой с прилегающим сквером им. Караева с берегоукрепительными работами, строительства двух пассажирских пирсов в районе пансионата Солнечный и пос. Заозерное в г. Евпатория. Симферополь, 2017. 90 с.

4. Вахонеев В. В. Пароходы XIX в. «Генерал Коцебу» и «Веста»: новейшие подводные открытия у берегов Западного Крыма // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2017. Т. 14. Вып. 1: Крымоведение: пространство и время Крыма [Эл. ресурс]. URL: http://j-spacetime.com/actual%20 content/t14v1/2227-9490e-aprovr_e-ast14-1.2017.43.php (посл. посещение: 13.02.2023).

5. Вахонеев В. В. Отчет об археологических раскопках на территории выявленных объектов археоло-

гического наследия «Место гибели купеческого деревянного судна союзнического флота Крымской

кампании» «Кораблекрушение деревянного купеческого судна (конец XIX — начало ХХ в.)», «Кора-

блекрушение деревянного купеческого судна (конец XIX — начало ХХ в.)» в Евпаторийской бухте в зоне реконструкции набережной им. Терешковой в г. Евпатория Республики Крым в 2018 г. Фео-

досия, 2018. 99 с.

Vakhoneev V. V.

6. ВахонеевВ. В. Археологические исследования парохода «Веста» — участника русско-турецкой войны 1877-1878 гг. // Исторические, культурные, межнациональные, религиозные и политические связи Крыма со Средиземноморским регионом и странами Востока. Материалы III Международной научной конференции. М.: Изд-во Пробел-2000, 2020. Т. 1. С. 51-55.

7. ВахонеевВ. В. Пароход Русского общества пароходства и торговли «Веста»: опыт изучения подводного культурного наследия XIX в. методами цифровой морской археологии // Вопросы истории. 2021. № 11-3. С. 22-31

8. КузьминА. В., ВахонеевВ. В. Кораблекрушения XIX в. в акватории Крыма как источник по изучению деятельности Русского общества пароходства и торговли (на примере парохода «Владимир») // Исторические, культурные, межнациональные, религиозные и политические связи Крыма со Средиземноморским регионом и странами Востока. Материалы IV международной научной конференции. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2020. Т. II. С. 139-143.

9. ОльховскийС. Фанагорийский корабль // Нептун. 2012. № 6. С. 26.

10. ПьянковВ. Справочная книжка города Евпатории и его уезда. Евпатория, 1888. 130 с.

11. СтепановД.А. Учреждение русского общества пароходства и торговли (1856-1857 годы) // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 22 (237). Вып. 46: История. С. 30-38.

REFERENCES

1. Belyavskaya, N. P., and A. M. Mixajlenko. "Oni byli pervymi" ["They were the First"]. Mixajlenko, A. M., editor. Ocherki istorii vinodeliya v Odesse. Vtoraya polovina XIX - nachalo XX v. [Essays on the History of Winemaking in Odessa. The 2nd Half of the 19th - the Beginning of the 20th Century]. Odessa, [S. n.], 2009, pp. 152-173. (In Russ.)

2. Vakhoneev, V. V. "Gibel soyuznicheskogo flota Krymskoj kampanii u beregov Evpatorii (po rezul'tatam pod-vodnyx issledovanij 2013 g.)" ["The Death of the Allied Fleet of the Crimean Campaign off the Coast of Evpa-toria (According to the Results of Underwater Research in 2013)"]. Materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii "Voenno-istoricheskie chteniya" [Proceedings of the II International Scientific Conference "Military History Readings'"]. Simferopol, Biznes-Inform Publ., 2015, pp. 49-51 (In Russ.)

3. Vakhoneev, V. V. Otchet o podvodnyx arxeologicheskix razvedkax v akvatorii g. Evpatoriya v zonax rekonstrukcii naberezhnoj im. Tereshkovoj s prilegayushhim skverom im. Karaeva s beregoukrepitel'nymi rabotami, stroitel'stva dvux passazhirskix pirsov v rajone pansionata Solnechnyj i pos. Zaozernoe v g. Evpatoriya [Report on Underwater Archaeological Exploration in the Waters of the City of Evpatoria in the Areas of Reconstruction of the Embankment Named after Tereshkova with the Adjacent Public Garden Named after Karaev with Bank Protection Works, the Construction of Two Passenger Piers in the Area of the Boarding House Solnechny and the Village Zaozernoe in Evpatoria]. Simferopol, 2017. 90 p. (In Russ.)

4. Vakhoneev, V. V. "Paroxody XIX v. 'General Kocebu' i 'Vesta': novejshie podvodnye otkrytiya u beregov Za-padnogo Kryma" ["Steamboats of the 19th Century 'General Kotzebue' and 'Vesta': The Latest Underwater Discoveries off the Coast of the Western Crimea"]. E'lektronnoe nauchnoe izdanie Al'manax Prostranstvo i Vremya [Electronic scientific publication Almanac Space and Time], vol. 14, issue 1: Krymovedenie: prostranstvo i vremya Kryma [Crimean Studies: Space and Time of the Crimea] [Digital resource]. URL: http://j-spacetime. com/actual%20content/t14v1/2227-9490e-aprovr_e-ast14-1.2017.43.php (last visit: 13.02.2023). (In Russ.)

5. Vakhoneev, V. V. Otchet ob arxeologicheskix raskopkax na territorii vyyavlennyx ob"ektov arxeologicheskogo naslediya "Mesto gibeli kupecheskogo derevyannogo sudna soyuznicheskogo flota Krymskoj kampanii" "Korablekrushenie derevyannogo kupecheskogo sudna (konec XIX - nachalo XX v.)," "Korablekrushenie derevyannogo kupecheskogo sudna (konec XIX - nachalo XX v.)" v Evpatorijskoj buxte v zone rekonstrukcii naberezhnoj im. Tereshkovoj v g. Evpatoriya Respubliki Krym v 2018 g. [Report on Archaeological Excavations on the Territory of the Identified Objects of Archaeological Heritage "Place of the Death of a Merchant Wooden Ship of the Allied Fleet of the Crimean Campaign" "Shipwreck of a Wooden Merchant Ship (Late 19th - Early 20th Century)," "Shipwreck of a Wooden Merchant Ship (Late 19th - Early 20th Century)" in the Evpatoria Bay in the Area of Reconstruction of the Embankment Named after Tereshkova in the City of Evpatoria of the Republic of Crimea in 2018]. Feodosiya, 2018. 99 p. (In Russ.)

6. Vakhoneev, V.V. "Arxeologicheskie issledovaniya paroxoda 'Vesta' — uchastnika russko-tureckoj vojny 18771878 gg." ["Archaeological Research of the Steamer 'Vesta' — a Participant in the Russian-Turkish War of 18771878"]. Istoricheskie, kul'turnye, mezhnacional'nye, religioznye i politicheskie svyazi Kryma so Sredizemno-morskim regionom i stranami Vostoka. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Historical, Cultural, Interethnic, Religious and Political Relations of the Crimea with the Mediterranean Region and the Countries of the East. Proceedings of the 3ed International Scientific Conference], vol. 1. Moscow, Probel-2000 Publ., 2020, pp. 51-55. (In Russ.)

^ BaxoHeeB B. B.

7. Vakhoneev, V. V. "Paroxod Russkogo obshhestva paroxodstva i torgovli 'Vesta': opyt izucheniya podvodnogo kul'turnogo naslediya XIX v. metodami cifrovoj morskoj arxeologii" ["Steamboat of the Russian Society of Shipping and Trade 'Vesta': The Experience of Studying the Underwater Cultural Heritage of the 19th Century by Methods of Digital Marine Archeology"]. Voprosy istorii, no. 11-3, 2021, pp. 22-31. (In Russ.)

8. Kuz'min. A. V., and V. V. Vakhoneev. "Korablekrusheniya XIX v. v akvatorii Kryma kak istochnik po izucheniyu deyatel'nosti Russkogo obshhestva paroxodstva i torgovli (na primere paroxoda 'Vladimir')" ["Shipwrecks of the 19th Century in the Waters of the Crimea as a Source for Studying the Activities of the Russian Society of Shipping and Trade (On the Example of the Steamship 'Vladimir')"]. Istoricheskie, kul'turnye, mezhnacional'nye, religioznye i politicheskie svyazi Kryma so Sredizemnomorskim regionom i stranami Vostoka. Materialy IV mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Historical, Cultural, Interethnic, Religious and Political Relations of Crimea with the Mediterranean Region and the Countries of the East. Proceedings of the IV International Scientific Conference], vol. 2. Moscow, Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, 2020, pp. 139-143. (In Russ.)

9. Ol'xovskij, S. "Fanagorijskij korabl'" ["Phanagoria Ship"]. Neptun, no. 6, 2012, p. 26. (In Russ.)

10. P'yankov, V. "Spravochnaya knizhka goroda Evpatorii i ego uezda" ["Reference Book of the City of Evpatoria and Its County"]. Evpatoriya, 1888. 130 p. (In Russ.)

11. Stepanov, D. A. "Uchrezhdenie russkogo obshhestva paroxodstva i torgovli (1856-1857 gody)" ["Establishment of the Russian Society of Shipping and Trade (1856-1857)"]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 22 (237), issue 46: Istoriya [History], 2011, pp. 30-38. (In Russ.)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Виктор Васильевич Вахонеев, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, группа подводной археологии ФГБУН «Институт истории материальной культуры РАН» (Россия, 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 18, лит. А). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8845-0628 e-mail: vvvkerch@mail.ru

Поступила в редакцию 23.03.2023 Поступила после рецензирования 10.05.2023 Принята к публикации 15.05.2023

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Viktor Vasil'evich Vakhoneev, Candidate of Historical Sciences, Senior Research Fellow, Underwater Archeology Group, FSBIS Institute of the History of Material Culture of the Russian Academy of Sciences (Dvorczovaya nab., d. 18, lit. A, Saint Petersburg, 191186, Russia).

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8845-0628 e-mail: vvvkerch@mail.ru

Received 23.03.2023 Revised 10.05.2023 Accepted 15.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.