Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ДАТСКОГО ТРАНСПОРТА «BIRGIT» У БЕРЕГОВ КРЫМА'

ИЗУЧЕНИЕ ДАТСКОГО ТРАНСПОРТА «BIRGIT» У БЕРЕГОВ КРЫМА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ПОДВОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СУДОВОЙ КОЛОКОЛ / ЕВПАТОРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вахонеев Виктор Васильевич

В 2016 г. в акватории г. Евпатория на глубине 30 м сотрудниками Черноморского центр подводных исследований были обследованы остатки затонувшего во время Великой Отечественной войны военного транспорта. В ходе полевых исследований, а также на основе архивных материалов было установлено, что затонувшим транспортом является датский пароход «Birgit». Предварительная идентификация в последствии была подтверждена находкой судового колокола с названием судна.Employees of the Black Sea Underwater Research Center examined in 2016 in the water area of Yevpatoria at a depth of 30 m the remains of the military transport sunk during the Great Patriotic War. In the course of field research, as well as on the basis of archival materials, it was clear that the sunken transport is the Danish steamer «Birgit». The preliminary identification was later confirmed by the discovery of a ship’s bell with the name of the vessel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Вахонеев Виктор Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ДАТСКОГО ТРАНСПОРТА «BIRGIT» У БЕРЕГОВ КРЫМА»

УДК 902.034

DOI: 10.24412/2220-0959-2022-13-18-29

ИЗУЧЕНИЕ ДАТСКОГО ТРАНСПОРТА «BIRGIT» У БЕРЕГОВ КРЫМА

Вахонеев Виктор Васильевич

канд. ист. наук, Институт истории материальной культуры РАН, Севастопольский государственный университет (Севастополь)

Аннотация: В 2016 г. в акватории г. Евпатория на глубине 30 м сотрудниками Черноморского центр подводных исследований были обследованы остатки затонувшего во время Великой Отечественной войны военного транспорта. В ходе полевых исследований, а также на основе архивных материалов было установлено, что затонувшим транспортом является датский пароход «Birgit». Предварительная идентификация в последствии была подтверждена находкой судового колокола с названием судна.

Ключевые слова: транспорт, подводные исследования, судовой колокол, Евпатория

Abstract: Employees of the Black Sea Underwater Research Center examined in 2016 in the water area of Yevpatoria at a depth of 30 m the remains of the military transport sunk during the Great Patriotic War. In the course of field research, as well as on the basis of archival materials, it was clear that the sunken transport is the Danish steamer «Birgit». The preliminary identification was later confirmed by the discovery of a ship's bell with the name of the vessel.

Keywords: transport, underwater research, ship's bell, Yevpatoria

На протяжении последних двух десятилетий в акватории Крыма проводятся систематические подводные исследования различных организаций и ведомств, направленные в том числе и на выявление объектов, затонувших в период Великой Отечественной войны. Фактически, активные работы проводятся равномерно вдоль всего побережья Крымского полуострова. Результатом таких исследований стало открытие большинства известных крупных судов, затонувших в период с 1941 по 1944 гг. Своеобразным подведением итога первых 20 лет XXI в. стало открытие кораблекрушения санитарного транспорта «Армения» в апреле 2020 г., окончательно идентифицированного благодаря находке судового колокола с названием судна [3]. Заметно повышен интерес исследователей и к другим кораблекрушениям периода Великой Отечественной войны [1].

Вахонеев В. В. Изучение датского транспорта «Birgit» у берегов Крыма / В. В. Вахонеев // Вопросы подводной археологии. - 2022. - №13. - С. 18-29

В 2012 - 2020 гг. подводные археологические и военно-исторические исследования в акватории Крыма проводил и Черноморский центр подводных исследований - государственное бюджетное учреждение Крыма, подчинявшиеся Государственному комитету по охране объектов культурного наследия Республики Крым. Экспедиции проводились как самостоятельно, так и совместно с многочисленными партнерами.

В 2016 г. у побережья Крыма в акватории Евпатории заведующим отделом технического обеспечения ЧЦПИ М.В. Шевчуком было выявлено место кораблекрушения неизвестного на тот момент парохода периода Великой Отечественной войны в точке с координатами 45°03' с.ш. 33°14' в.д.

Идентификация затонувшего судна была произведена по результатам подводных обследований 2016 и 2019 гг.

Сильно разрушенный корпус судна располагается на глубине 30 м. Трюмы почти полностью заилены (рис. 1-3). Наиболее пострадали центральная и кормовая части судна, по-видимому, в результате мощного авиаудара (рис. 4, 5).

Рис. 1. Завалы в центральной части судна

Рис. 2. Поврежденные металлические конструкции в центральной части судна

Рис. 3. Иллюминатор

Рис. 5. Разрушенный борт

Рис. 6. Зенитная установка SK C/30 в носовой части судна

Носовая часть залегает под значительным наклоном по отношению к остальному корпусу. На ней было зафиксировано немецкое спаренное зенитное 37-мм полуавтоматическое орудие SK C/30 (рис. 6), впоследствии поднятое на поверхность для пополнения коллекции парка «Патриот» (рис. 7)

В ходе водолазного обследования кораблекрушения в 2016 г. была собрана коллекция находок, переданная в научные фонды Черноморского центра подводных исследований. В первую очередь, это коллекция фаянсовых тарелок (рис. 8) из района камбуза [4, С. 34-36].

Интересна фаянсовая тарелка для вторых блюд с подглазурным зелёным клеймом Imperial China на донышке, произведенная в 1940-х гг., предположительно, в Великобритании (рис. 9:1). Две глубокие столовые фаянсовые тарелки имеют зелёный надглазурный ободок на ободке и чёрным подглазурным клеймом на донышке - орёл Кригсмарине и знак Королевской фарфоровой мануфактуры КРМ с годом 1941 и кирпичной короной-замком наверху (рис. 9:2,3). Тарелки прекрасно сохранились, имеют незначительные потёртости надглазурного ободка.

Рис. 5. Фаянсовые тарелки, найденные в районе камбуза

Рис. 9. Коллекция предметов из камбуза

Также на Королевской фарфоровой мануфактуре Германии, но уже в 1942 г. произведена столовая глубокая тарелка с зелёным надглазурным ободком и зелёным подглазурным клеймом на донышке (рис. 9:4). У тарелки отколот бортик и часть донышка; надглазурный ободок частично стёрт.

Завершает обзор посуды фрагмент ободка столовой фаянсовой тарелки, напоминающей о происхождении транспорта - она сделана в Дании в 1930-е гг. (рис. 9:5). Вдоль сохранившегося края расположен подглазурный коричневый ободок и клеймо «DAMPSKIBSSELSKABET DA...K0BENHAVN». Надпись сопровождается двумя лавровыми ветвями, посередине которых сверху развивается флаг: прямоугольное красное полотно с диагональной белой полосой и буквой D в центре. Изображение флага на тарелке - утвержденный флаг судоходной компании «Дания».

В коллекцию также были включены латунная крышка иллюминатора, латунный фонарь и лезвие столового ножа из нержавеющей стали с клеймом «ED WÜSTHOF SOLINGEN ROSTFREI», трезубцем в круге и годом 1939 (рис. 9:6).

В 2016 г. при зачистке носовой части корпуса следов названия парохода не было выявлено. Согласно датским источниками, датчан на борту не было. Экипаж был сформирован исключительно из немцев.

Окончательная идентификация была сделана в 2019 г. В ходе проведения водолазных работ Экспедиционного центра Министерства обороны РФ по подъему самоходных орудий с транспорта «Santa Fe», группа водолазов Краснодарского регионального отделения Русского географического общества осуществили также подъем с парохода «Birgit» зенитной установки SK C/30 и судового колокола (рис. 10).

Впоследствии в ходе расчистки колокола в лабораторных условиях Черноморского центра подводных исследований на колоколе была выявлена двухстрочная надпись «BIRGIT ESBJERG» (рис. 11). Эта находка помогла определить, что затонувшее судно являлось пароходом «Birgit» судоходной компании «Dania», существовавшей с 1900 по 1966 гг. в Дании (рис. 12).

В начале ХХ в. в Дании было основано значительное количество новых судоходных компаний. В основном новыми судовладельцами становились опытные моряки, вложившие свои накопления в хорошо знакомое им дело, а также бывшие сотрудники судоходных и брокерских контор из стран Балтики и Северной Европы, посчитавшие себя достаточно квалифицированными специалистами, чтобы открыть свое дело.

Одним из последних был 25-летний Хр. Андерсен. Он родился 11 марта 1875 г. в семье капитана парохода. Впоследствии Андерсен работал в судоходной компании Leuwe & Philipsen в Антверпене, а затем

Рис. 10. Судовой колокол после подъема на поверхность

Рис. 11. Судовой колокол после реставрации

Рис. 12. Датский транспорт «Birgit»

был назначен руководителем филиала судоходной компании в Роттердаме. Там он планировал создать свою судоходную компанию под голландским флагом, но с ним связался Д. Лауритцен, основавший в 1895 г. в датском Эсбьерге компанию «Vesterhavet». Переговоры Андерсена и Лауритцена привели к тому, что последний отказался от планов о голландской судоходной компании и вместо этого переехал в Эсбьерг, где 10 апреля 1900 г. партнёры открыли Акционерную судоходную компанию «Дания» (Aktieselskabet Dampskibsselskabet «Dania») [8].

Первоначально компания приобрела два небольших десятилетних парохода. Акционерный капитан компании составил 200 тыс. датских крон, а в 1906 г. был увеличен до 300 тыс. К началу Первой мировой войны компания насчитывала 6 судов, которые, по решению Андерсена, назывались женскими именами, заканчивающимися на букву Y, к примеру, «Dagny» и «Mary». Некоторые закупленные ранее суда были проданы.

В 1916 г. администрация компании была переведена из Эсбьерга в Копенгаген. Во время войны четыре судна погибли в результате кораблекрушений, одно было построено, одно выкуплено, а два продано с хорошей прибылью. К концу войны в ноябре 1918 г. «Дания» имела только два судна и достаточно солидный накопленный капитал.

В последующие годы Андерсен сделал несколько выгодных заказов на постройку новых пароходов. Дитлев Лауритцен оставался на посту председателя «Дании» до своей смерти в 1935 г.

К началу Второй мировой войны в сентябре 1939 г., флот компании состоял из шести судов. Во время оккупации Дании четыре судна были захвачены Англией и Францией, два судна функционировали во внутренних водах. После победы в мае 1945 г., компании вернули два уцелевших корабля.

В марте 1955 г., когда Андресену исполнилось 80 лет, он оставил руководство компанией. К этому моменту «Дания» - стабильная развивающаяся судоходная фирма, однако наследники основателя бизнеса его дело продолжать не захотели, в октябре 1965 г. компания была продана, а годом спустя и вовсе ликвидирована. Таким образом, в 1966 г. известное название судоходной компании исчезло из датского судоходства [9].

Пароход «Birgit» был построен по заказу «Дании» на верфи «Lübecker Maschinenbau Gesellschaft» в Любеке и в марте 1924 г. был спущен на воду. 15 мая 1924 г. судно было зарегистрировано. Вместимость составляла 1971 брт, 1189 нрт. Размеры судна составляли 85,5 х 12,3 х 5,5/5,6 м (280,6 x 40,4 x 18,3 / 21,6 feet). Машина - паровой двигатель 1075 iHK тройного расширения. Скорость составляла 9,5 узлов.

10 апреля 1940 г. пароход был задержан в Атлантике Францией и переименован в «St. Etienne». С конца апреля находился в Дакаре. 25 ноября 1942 г. судно было захвачено в Южной Франции и перешло под немецкое управление под старым названием «Birgit» [2, С.554; 5. С.16].

Согласно Хронике, 12 июня 1943 г. в 13 ч. 35 м. пять самолетов «Бостон» 36 ап, в 5 милях юго-западнее озера Саки, бомбардировали вражеский конвой в составе транспорта, танкера, 2 тральщиков и 3 сторожевых катеров. От двух прямых попаданий транспорт в 3000 т загорелся и потонул. Два самолета Ме-109, прикрывавшие конвой, уклонились от боя с советскими летчиками. Хроника ссылается на Дело 13099, л. 31 [7, с.377].

На основе трофейных документов последствии было установлено, что конвой в составе парохода «Birgit» и транспорта «Helvetia» шел в охранении румынских канонерских лодок «Stihi» и «Gigulescu», а также быстроходных транспортов «F-301», «F-302», «F-492», «F-493» 2, С. 554].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вахонеев В.В., Двухшорстнов В.И. Подводные исследования крейсера «Червона Украина» в 2021 г. // Вопросы подводной археологии - 2021. - № 12. - С.5 - 22.

2. Воронов С.О. Енциклопедiя морських катастроф Укрални: (затонулi пам'ятки антич., середньовiч. i mbît. iсторiï: залишки míct i поселень, вшськ.корабл^ цивiл. судна, авiа- та бронетехшка). К.: Богдана, 2008. -С.848.

3. Гребенщикова Г.А., Евтюков Р.Р., Фокин С.Г. Теплоход «Армения». Найти и рассказать. Результаты исследования обстоятельств гибели теплохода «Армения» 7 ноября 1941 г. СПб.: Блиц, 2021. - С.158.

4. Гусева К.М. Корабельная посуда из собрания «Черноморского центра подводных исследований» // Материалы научной археологической конференции «Подводная археология в России: основные направления исследований». Феодосия, ЧЦПИ, 2019. - С.29-37.

5. Ёлкин А.В. Атлас затонувших судов Черного и Азовского морей 2. - Тольятти, Дилит, 2017. - С.261.

6. Новороссийские водолазы помогли поднять танки времен Великой Отечественной войны, затонувшие в районе Крыма // https://www.rgo.ru/ ru/article/novorossiyskie-vodolazy-pomogli-podnyat-tanki-vremen-velikoy-otechestvennoy-voyny (дата обращения: 10.11.2023)

7. Хроника Великой Отечественной войны Советского союза на Черноморском театре. Вып. 4 (1 января - 3- июня 1943 г.). М.-Л.: Военное изд-во Министерства вооруженных сил СССР, 1949. - С.460.

8. Dampskibsselskabet Dania A/S // Электронный ресурс. Режим доступа http://www.jmarcussen.dk/maritim/mart/lexref/rederier/dania.html (дата обращения: 10.11.2023).

9. Rederiet D/S DANIA A/S fra 1900 til 1962 // Электронный ресурс. Режим доступа http://www.vikkelsoejorgen.dk/415939757 (дата обращения: 10.II.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.