Научная статья на тему 'КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ XIX ВЕКА У КОСЫ ТУЗЛА'

КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ XIX ВЕКА У КОСЫ ТУЗЛА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
94
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подводная археология / затопленные памятники Крыма / история мореходства / материальные памятники кораблестроения / underwater archeology / submerged monuments of the Crimea / maritime history / material monuments of shipbuilding

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петровский Василий Михайлович

Находка деревянного остова судна близ косы Тузла в Керченском проливе. В 2104 г. подводный отряд Восточно-боспорской археологической экспедиции, а в последующие годы таманский отряд Боспорской подводно-археологической экспедиции НИЦ ИАК КФУ им. В.И. Вернадского проводил исследования затонувшего судна, которое было идентифицировано как парусно-паровое судно второй половины XIX века. Судно было выброшено на отмель во время шторма и было частично разобрано сразу после гибели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The discovery of a wooden shipwreck near the Tuzla Spit in the Kerch Strait. In 2104 the underwater research unit of the East Bosporan Archaeological Expedition, and in subsequent years the underwater research unit of the Bosporan underwater archaeological expedition of the SIC IAK of the V. I. Vernadsky KFU conducted research on the sunken ship. This shipwreck was identified as a steam-sailing ship of the second half of the XIX century. The ship was stranded on a shoal during a storm and was partially dismantled immediately after the sinking.

Текст научной работы на тему «КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ XIX ВЕКА У КОСЫ ТУЗЛА»

УДК 902.034

DOI: 10.24412/2220-0959-2020-11-129-138

КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ XIX ВЕКА У КОСЫ ТУЗЛА

Петровский Василий Михайлович

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (Саратов)

Аннотация: Находка деревянного остова судна близ косы Тузла в Керченском проливе. В 2104 г. подводный отряд Восточно-боспорской археологической экспедиции, а в последующие годы таманский отряд Боспорской подводно-археологической экспедиции НИЦ ИАК КФУ им. В.И. Вернадского проводил исследования затонувшего судна, которое было идентифицировано как парусно-паровое судно второй половины XIX века. Судно было выброшено на отмель во время шторма и было частично разобрано сразу после гибели. Ключевые слова: подводная археология, затопленные памятники Крыма, история мореходства, материальные памятники кораблестроения

Abstract: The discovery of a wooden shipwreck near the Tuzla Spit in the Kerch Strait. In 2104 the underwater research unit of the East Bosporan Archaeological Expedition, and in subsequent years the underwater research unit of the Bosporan underwater archaeological expedition of the SIC IAK of the V. I. Vernadsky KFU conducted research on the sunken ship. This shipwreck was identified as a steam-sailing ship of the second half of the XIX century. The ship was stranded on a shoal during a storm and was partially dismantled immediately after the sinking.

Keywords: underwater archeology, submerged monuments of the Crimea, maritime history, material monuments of shipbuilding

В июле 2014 года подводный отряд Восточно-боспорской археологической экспедиции проводил сплошные разведки дна моря у юго-западной части Тузлинской косы на удалении 100-1000 м от берега. Основное внимание было уделено исследованию песчаных отмелей, которыми изобилует этот район. Одна из таких отмелей, расположенная в 500 м от берега, напротив Соленого озера, на глубинах от 2,4 до 2,9 м, оказалась останками кораблекрушения парусно-парового судна XIX века. Данное кораблекрушение прежде не было известно исследователям. Судя по всему, не было оно известно и «черным археологам» и в настоящий момент остается in situ, представляя собой редкий образец неразграбленного памятника археологии Нового времени.

Петровский В. М. Кораблекрушение XIX века у косы Тузла / В. М. Петровский // Вопросы подводной археологии. - 2020. - №11. - С. 129-138

Внешний осмотр, проведенный летом 2020 года, подтвердил, что остатки судна и в настоящее время остаются непотревоженными.

Археологические работы на останках судна свелись к внешнему осмотру, обмерам, фотофиксации отдельных элементов, составлению плана-схемы тех частей судна, которые возвышаются над дном моря. Никаких шурфовочных работ, раскопок и извлечения отдельных деталей не производилось. Место кораблекрушения вошло в Отчет руководителя экспедиции за 2014 год, а так же в отчеты исследователей в последующие годы, как памятник археологии Нового времени [1, с. 109]. Публикации в научной периодике свелись к одной небольшой по объему заметке в сборнике «XVIII Боспорские чтения» за 2017 год, которая из-за своей краткости не смогла вместить всей информации, которая была получена в результате наблюдений на месте крушения [4, с. 430-433]. Настоящая статья, дополненная регулярным наблюдением в последующие годы, более широко освящает данный памятник, его особенности и характерные черты.

Остатки крушения представляют собой днищевую часть деревянного корпуса судна, которое в результате крушения оказалось разломленным на две части. Кормовая часть при этом полностью разрушена, а ее фрагменты рассеяны и занесены песком. Днище носовой части сохранилось лучше и оно позволяет реконструировать события, приведшие к гибели судна.

Судя по всему, судно попало в шторм в тот момент, когда находилось в южной части Керченского пролива. Сильный юго-западный ветер начал втягивать корабль вглубь пролива, и экипаж вынужден был бросить якоря, чтобы удержать судно на месте. Однако песчаное дно вдоль восточного берега Керченского пролива не всегда позволяет удержать судно на месте во время сильных штормов, из-за чего якоря просто начали волочиться по дну вслед за дрейфующим кораблем. Цепь правого якоря растянута от носа судна на юго-запад, но попытка обнаружить якорь, следуя вдоль цепи, не увенчалась успехом видимо по той причине, что сам якорь оторвался незадолго до крушения судна. Аналогичная попытка найти якорь левого борта оказалась более удачной - левый якорь был обнаружен на удалении 40 метров от судна. При этом было замечено, что одна из лап якоря - именно та, что лежала в грунте и должна была удерживать судно на месте - оказалась оторвана. Возможно, что именно утеря этой лапы и послужила основной причиной гибели судна. Сам якорь является стандартным, металлическим якорем адмиралтейского типа, высотой 1,8 м, с металлическим подвижным штоком.

Таким образом, под действием южного ветра судно оказалось выброшенным на прибрежную отмель. А поскольку якоря были отданы, то судно, дрейфовало кормой вперед и кормой же вылетело на прибрежную

отмель. В момент удара о дно судно раскололось и его обе половины опустились на дно. Но, поскольку глубина здесь явно меньше чем высота борта судна, то большая часть корабля осталась над водой, что позволило сразу после крушения разобрать судно на месте.

Такая разборка судна прямо на месте гибели является распространенной практикой в XIX веке. Так, например, в 1861 году у мыса Такиль погибло сардинское судно «Отавия». Судно затонуло на мелководье так, что мачты остались стоять над водой. Корпус был продан с торгов для разборки на месте [2, с. 2]. Аналогичная ситуация произошла с английским суднов «Аскалио», которое погибло у мыса Такиль в сентябре 1862 года -с него удалось снять такелаж и часть груза пшеницы [3, с. 2]. 12 марта 1888 года напротив Керченской крепости погибло итальянское судно «Стефано», его так же не смогли спасти, но подняли такелаж [5, с. 3]. Аналогично, но с применением плавучегокрана, былразобран наместе гибели возле Феодосии пароход «Великий князь Константин». С парохода сняли машину вместе с фундаментом, котлы и прочие части судна общим весом до 50 тонн, так, что на месте гибели осталось только днище [6, с. 3].

Осмотр погибшего у Тузлинской косы судна показал, что носовая часть представлена днищевой частью, которая возвышается над грунтом в виде обломков шпангоутов высотой не более 30 см и которые создают два ряда указывающих на обводы судна. Флортимберсы и деревянная обшивка, которые образует днище судна, а так же киль полностью погружены в грунт и лишь в носовой части судна между бортами возвышаются над дном два куба - остатки цепных ящиков, которые служили на судне для хранения якорных цепей (Рис. 1).

Сами ящики, как и прочие деревянные элементы конструкции судна, исчезли, а хранившиеся в них цепи заржавели, сохранив при этом форму цепных ящиков. Прямо за двумя кубами в сторону кормы покоится брашпиль (Рис. 2). В этом же районе разбросаны остатки оборудования носовой части и камбуза - кирпичи (Рис. 3), каменная деталь камбузной печи или зернотерка (Рис. 4), обломки глиняной посуды (Рис. 5). Центральная часть судна представлена так же возвышающимися над грунтом обломками шпангоутов, между которыми высится бесформенная груда камней (Рис. 6) вперемешку с тросами, деталями механизмов, трубами и прочими фрагментами судового снаряжения и оборудования (Рис. 7).

Ни двигателя, ни его фундамента обнаружено не было, что позволяет говорить о том, что двигатель был снят после крушения, а мелкие детали, которые неизбежно упали на дно при подъеме, теперь замыты песком или завалены другими обломками.

Рис. 7

В некоторых местах из-под днища выступает бронзовая обшивка подводной части корпуса - она, вероятнее всего полностью сохранилась. Кормовая часть отломана, разбита и разбросана в виде небольших фрагментов борта и деталей снаряжения ближе к берегу. Лучше всего от кормовой части сохранилось перо руля, которое отстоит от носовой части судна на 15 метров. Перо руля стоит вертикально, примерно на три четверти зарывшись в грунт, а его баллер не доходит до поверхности моря всего на 1,6 метра (Рис. 8).

Положения пера руля на дне таково, что без раскопок невозможно точно определить его точные размеры. Видимая, возвышающаяся над дном часть пера руля, имеет высоту 3,5 м от нижней кромки руля до баллера и 1,5 м в ширину. Следовательно мы имеем площадь пера руля равную как минимум 5,25 м2

Кроме того, высота пера руля указывает на осадку которую имело судно - около 3,5 метров в полном грузу. То есть осадка судна была не менее трех метров. Замер расстояния между шпангоутами же показал, что судно имело ширину около 7 метров, что в свою очередь, позволяет говорить о судне длиной примерно 40 метров.

Рис. 8

То есть погибший корабль по размерам напоминает знаменитые французские марсельные шхуны Belle Poule и L'Etoile, построенные в 1930х годах. Они имеют главные размеры: длина 37,5 м, ширина 7,4 м, осадка (в полной загрузке) 3,65 м. Водоизмещение 227 - 275 тонн [7, pp.166].

Данные корабли, так же как и описываемое погибшее судно, имеют ДВС, один двухлопастной винт, построены из дуба с медной обшивкой корпуса и несут парусную оснастку марсельной шхуны. Шпангоуты на французских шхунах имеют размеры 300х180 мм, с шагом (шпациями) 170 мм между ними, толщина досок обшивки внешней 95 мм, внутренней 65 мм. Эти размеры так же очень близки к тем, что удалось зафиксировать на затонувшем судне (Рис. 9). Перо руля по форме и размерам напоминает перо руля на шхуне Belle Poule (Рис. 10).

Таким образом, перед нами останки парусно-винтового, деревянного судна, водоизмещением около 250 тонн, которое было построено не ранее 1850-х годов. В настоящий момент не удалось установить названия, национальной принадлежности и даты гибели этого судна.

Возможно, в этом помогут архивные изыскания и дальнейшие подводные работы, которые имеет смысл продолжить поскольку перед нами, как уже говорилось, уникальный для Керченского пролива образец неразграбленного в последние годы кораблекрушения, которое к тому же расположено вблизи берега, на небольшой глубине и в относительно закрытом от ветров районе Керченского пролива, что предоставит будущим исследователям практически идеальный полигон для работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зинько А.В. Отчёт Боспорской подводно-археологической экспедиции НИЦ ИАК КФУ им. В.И. Вернадского о подводных археологических разведках в Керченском проливе в 2016 г. // Архив ИА РА. Керчь. 2017. С.109.

2. Объявления Керчь-Еникольского градоначальства. №28 (9 июля)

1861 г. Керчь, 1861. С. 2.

3. Объявления Керчь-Еникольского градоначальства. №39 (30 сентября)

1862 г. Керчь, 1862. С. 2.

4. Петровский В.М., Толстыкин П.В., Шамрай А.Н., Зинько А.В. Кораблекрушение торгового парусника XIX в. у мыса Тузла (предварительное сообщение) // XVIII Боспорские чтения. Боспор киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Торговля: пути-товары-отношения. Керчь, 22-25 мая 2017 г. С. 430-433.

5. Полицейский листок Керчь-Еникольского градоначальства. №14 (3 апреля) 1888 г. Керчь, 1888. С. 3.

6. Полицейский листок Керчь-Еникольского градоначальства. №37 (22 сентября) 1891 г. Керчь, 1891. С. 3

7. Béquignon J.-Y., Rozen A. «L'Etoile» et la «Belle Poule». Paris: éd. Institut Océ-anographique. 2000. -166 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.