Научная статья на тему 'АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК УШ КОЖЭЭ'

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК УШ КОЖЭЭ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
124
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
краеведение / археологический памятник / Уш кожээ / оленные камни / каменные стелы / курганы / local history / archaeological Ush Kozhee / deer stones / stone steles / mounds

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бадарчи С. Б.

В статье дается описание исследовательской работы по изучению каменных стел и курганов, расположенных на территории местности Баян-Кол Пий-Хемского района. Стелы и курганы являются погребально-поминальными объектами тюркских кочевников скифского времени. Даны описания объектов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHAEOLOGICAL MONUMENT USH KOZHEE

The article describes the research work on the study of stone stelae and mounds located on the territory of Bayan-Kol Piy-Khem district. Steles and mounds are funerary and memorial objects of the Turkic nomads of the Scythian period. Descriptions of research objects are given.

Текст научной работы на тему «АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК УШ КОЖЭЭ»

УДК 902 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-28-32

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК УШ КОЖЭЭ Бадарчи С.Б.

Аннотация. В статье дается описание исследовательской работы по изучению каменных стел и курганов, расположенных на территории местности Баян -Кол Пий-Хемского района. Стелы и курганы являются погребально-поминальными объектами тюркских кочевников скифского времени. Даны описания объектов исследования.

Ключевые слова: краеведение, археологический памятник, Уш кожээ, оленные камни, каменные стелы, курганы.

ARCHAEOLOGICAL MONUMENT USH KOZHEE

Badarchi S.B.

Absract. The article describes the research work on the study of stone stelae and mounds located on the territory of Bayan-Kol Piy-Khem district. Steles and mounds are funerary and memorial objects of the Turkic nomads of the Scythian period. Descriptions of research objects are given.

Keywords: local history, archaeological Ush Kozhee, deer stones, stone steles, mounds.

Культура каждого народа независимо от времени и место его жизни имела, своеобразные ритуалы связанные с захоронениями людей. Обряд проводившийся после смерти человека был священен и всегда проводился в точности. Одним из самых распространенных типов захоронения считают курганы. Они представляют собой могильники с высокими насыпями. В таких насыпях, как правило, хоронили знатного человека, отличавшегося властью и влиянием в племени. Статус человека определяла высота кургана.

Одной из актуальнейших задач современной цивилизации является сохранение культурных памятников. На данный момент особенно важен вопрос теоретического осмысления археологического памятника Уш-Кожээ. Результаты исследования Уш кожээ могут использованы на уроках истории Тувы, и во внеклассных мероприятиях.

Об археологических памятниках. Археология - составная часть исторической науки, ее фундамент, корни. Цели и задачи историков и археологов одни и те же: восстановить во всем объеме и богатстве историческое прошлое человеческого общества. Сегодня трудно представить, какими были бы наши знания о прошлом человечества без археологии.

Ранний железный век (VIII - II в. до н.э.) или «скифское время» характеризуется значительно более высоким уровнем развития хозяйственной деятельности человека, в сравнении с предшествующими этапами. Жившие в то время в Туве европеоидные племена, имели заметное сходство в оружии, конском снаряжении и образцах искусства со скифами Причерноморья и племенами Казахстана, Саяно -Алтая и Монголии. Они перешли к кочевому скотоводству, которое с тех пор стало основным видом хозяйственной деятельности населения Тувы и оставалось таковым вплоть до перехода на оседлость в 1945-1955 годах.

Большим достижением племен Тувы было освоение железа. Судя по великолепным бронзовым изделиям, бронзолитейное искусство находилось на достаточно высоком уровне. Большое применение находили ранее освоенные виды хозяйственной деятельности и ремесла.

Особую группу изображений той эпохи скифов составляют оленные камни, относящиеся к VIII-VI вв. до н.э. (наиболее ранние появились в IX в.). В их основе лежат стилизованные изображения антропоморфной фигуры. Однако детали человеческой фигуры, как правило, не показаны: голова не отделена скульптурно, не выделены ноги и руки. Больше внимания уделено аксессуарам - поясам, кинжалам, боевым топорам, ножам, изображенным на фигурах. Важное значение имеют образы оленей и других животных на оленных камнях, переданные стоящими или летящими, устремленными вперед, вверх, с вытянутыми мордами, характерными рогами и короткими ножками.

Камни с изображениями, ставшие священными еще в конце неолита и эпоху бронзы, продолжали выполнять свою функцию священных камней и природно-исторических святилищ в скифо-сибирском мире.

Характерна обстановка неграбленых захоронений в Туве: каждый мужчина, погребенный в фамильных камерах-срубах, - это воин, снабженный полным ассортиментом вооружения (чекан, кинжал-акинак, колчан со стрелами).

Памятники этой культуры явились первым источником для развития сибирской археологии, потому что могильники очень многочисленны и внушительны. Дерновые надмогильные сооружения внутри каменных оград со временем приобрели очертания земляных холмов, окружённых высокими камнями и названных русским населением «курганами».

Они представляют собой группы очень тесно расположенных могил (от 10 до 100) на одном небольшом участке. Для кладбищ выбирали склоны логов, крутых берегов, холмы, а если не было естественных возвышенностей, могилы выкапывали в насыпях более ранних курганов, и близко расположенные плоские каменные выкладки.

Каждый курган (рис.1) - абсолютная окружность, выложенная и небольшими камнями, и массивными булыжниками. Высота каменной кладки разная, от полуметра и выше. Исходя из того, что естественным образом со временем каменная кладка осела и частично ушла под землю, изначально гора камней на каждом кургане выглядела весьма внушительно. Диаметром курганы неодинаковы: есть более крупные, есть поскромнее - по всей вероятности, в зависимости от социального положения того, кто под курганом покоится. Группируются рядом по нескольку курганов - вероятно, погребены в них родственники.

Рис. 1. Курган на территории Пий-Хемского кожууна.

Уш кожээ (три стелы) (рис.2) находится в местности Биче-Баян-Кол Пий-Хемского кожууна. Этот памятник является погребально-поминальным объектом древних кочевников Центральной Азии.

Рис. 2. Уш кожээ (Три стелы)

По внешним признакам его можно датировать восьмым-третьим веками до нашей эры, то есть к раннескифскому периоду. Это время одно из наиболее изученных и важнейших периодов древней истории Тувы. Археологическая культура данного времени получила название уюкской, по наименованию р. Уюк, в долине которой расположены каменные и земляные курганы племенных вождей. Раскопки курганов Аржаан укрепили это название. Поскольку в верованиях скифов значительное место занимает анимизм - культ предков и почитание умерших, связанный с верой в бессмертие души и существование потустороннего мира, то на курганах устанавливались скульптурные стелы - грубо обработанные каменные изваяния, на которых высекались изображения скифского воина. Исследователи данной местности предполагают, что Уш кожээ может входить в единый комплекс курганов Долины царей, так же как и другие археологические памятники скифского периода на территории Пий-Хемского кожууна. В основном это оленные камни, посмертные камни, которые воздвигались в честь наиболее знатных лиц, племенных вождей и выдающихся военных предводителей или главам патриархальных семей

Уш кожээ расположен в 20 км к юго-восточной части от села Сесерлиг, на левом берегу речки Биче-Баян-Кол. Находится на сухой возвышенности к югу от речки Баян-Кол. С западной, северной и восточной сторон от трех оленных камней расположены горы Майышашкан, Чоолен, Эглип келген.

Особенности памятника. Уш кожээ представляет собой три каменных изваяния столбообразной формы. Они вереницей стоят на ровной местности, направлены с юга на север. Их высота около двух метров. Оленный камень Уш -Кожээ принадлежит к одной из ранных форм скифских стел Тувы. Можно предполагать, что древнейшими были крупные столбообразные стелы, имитирующие изображения воинов. Таковы камни Уш кожээ. Они четырехгранной, столбообразной: на одном из них четко изображено кольцо в области уха (рис.3), оберег-амулет в области шеи (рис. 3), лицо символично начерчено тремя параллельными (рис.4), диагональными линиями и пояс кинжалом (рис.5), острием направленная вниз. Две остальные камни скупы изображениями Около стел расположены пять каменных насыпей округлой формы

диаметрами 4-8 метров. Помимо трех основных камней обнаружены еще три камня, одна из них Сынык кожээ (сломанная стела высота 150 см.) позднескифского времени и находится с южной стороны, другие две - с северной. Среди курганов также находится 10 поминальных выкладок - восьмикамники (сактыышкын даштары). Они представляют окружность округлой формы с вкопанными через равные промежутки камни. Они по-видимому, символизируют восемь сторон света и чем-то напоминают солнечные часы, и, возможно, помогали отслеживать движение астрономических тел. Эти каменные изваяния, имитирующие изображения воинов, относятся к ранним формам скифских стел и может входить в единый комплекс курганов Долины царей (Аржаан - 1 и Аржаан - 2).

Рис. 3. Серьги и оберег. Рис. 4. Три параллельные черты означают глаза, нос, и рот.

Рис.5 . Пояс и кинжал

Данная местность богата пастбищами. Лучшие зимние пастбища находятся в долине реки Баян-Кол, в районе поселка Сесерлиг. Здесь, в долине реки много кустарников и высоких трав, которые используются как пастбища для скота.

В наиболее богатых зимними пастбищами степных долинах располагались зимовки и фамильные кладбища племенной знати скифского времени. Таковой вероятно была и долина реки Баян-Кол в районе села Сесерлиг.

На западной стороне от Уш кожээ находится гора Чоолен, откуда, может быть, принесены камни Уш ожээ. К северу от памятников находится гора Майышашкан или Маа шашкан, в переводе вкопан здесь. По преданию на случаи больших сходов или для решения государственных дел в определенное время вкапывали полотнище огромного флага и по этому знаку здесь собирались люди.

Известные люди Уш кожээ. Уш кожээ является родиной таких известный людей, как Наталья Дойдаловна Ажикмаа - Рушева, одна из первых балерин Тувы, мать всемирно известной юной художницы Нади Рушевой. Иван Чамзоевич Салчак -заслуженный художник Тувинской АССР, борцы Буланныг, Чамзоо и другие.

Список литературы:

1. История Тувы: в 2-х т. Новосибирск: Наука, 2001. Т. 2. 361 с.

2. Киселев С. В. Материалы к Всесоюзному археологическому совещанию. М., 1945. 164 с.

3. Кызласов, Л. Р. (1959) Средневековые города Тувы // Советская археология.

№ 3.

4. Люндуп Т. В. Археологическое изучение древних памятников Тувы краеведческим музеем в 50-х гг. XX в. // Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и сопредельных регионов: материалы Международной научно-практической конференции к 80-летию со дня рождения известного ученого-тувиноведа Севьяна Израйлевича Вайнштейна (г. Кызыл, 5-8 сентября 2006 г.). Кызыл: Тувинское кн. изд-во, 2006. С. 24-30.

5. Маннай-оол М.Х. Археологические памятники Тувы. - Кызыл, 1964 г.

6. Материалы из средств массовой информации: статья Бадарчи С.Б. "Уш кожээ -археологический памятник" в газете "Вестник Турана", статья "Три воина рода малых салчаков" И.Принцевой, "Чтобы горы слышали песни" И.Качан.

7. Свод археологических памятников Республики Тыва (1994) / Сост. Самбу И.У. Кызыл.

Информаторы:

1. Бадарчы Андрей Салчакович - учитель ИЗО МОУ СОШ села Сесерлиг Пий-Хемского района.

2. Дотпаа Демир-оол Салчакович - чабан, бывший депутат Верховного Совета ТувАССР.

3. Дыртык-оол Анна Оюновна - кандидат исторических наук, доцент ТывГУ, заслуженный деятель науки РТ, зав. отделом истории Национального музея РТ.

4. Шыырап Омак Кызыл-оолович - старший преподаватель кафедры археологии, этнографии, исторического краеведения ТывГУ.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Бадарчи Светлана Бажиновна, учитель русского языка и литературы, средняя школа села Сесерлиг СОШ Пий-Хемского района Республики Тыва, Россия. Электронный адрес: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Badarchi Svetlana Bajinovna, teacher of Russian language and literature, Secondary school of Seserlig, Piy-Khem district, Republic of Tuva, Russia. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.