Научная статья на тему 'Ритуальные памятники кочевников Алтая поздней древности: систематика и анализ'

Ритуальные памятники кочевников Алтая поздней древности: систематика и анализ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
492
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шелепова Елена Владимировна

Ритуальные комплексы бийкенской, пазырыкской, булан-кобинской культур Алтая эпохи поздней древности демонстрируют разные модели организации сакрального пространства. Кроме погребальных сооружений, основными его элементами являлись вертикально установленные объекты (стелы, изваяния, «балбалы»), а также округлые и подквадратные кольца-выкладки и/или вымостки. Они могут находиться в пределах территории околокурганного пространства, «примыкая» к кургану или располагаясь на некотором удалении от него, а также обособленно от погребальных сооружений. В результате изучения планиграфии, сакральной ориентировки, конструкции и семантики названных групп памятников прослежена динамика их развития и изменения во времени, выявлено отсутствие прямой преемственности между обозначенными археологическими культурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ritual Sites

Ritual complexes of biike, pazyryk, bulan-koba cultures of Altay of Late Antiquity epoch demonstrates different models of sacral space organization. Besides burial constructions, the basic elements were vertically installed objects (monuments, statues, «balbals») and round and under-square circles-facings. They could be found in the territory of nearbyburial mound space, «adjoining» the burial mound or locating some distance from it or isolated from burial constructions. As the result of study of planegraphy, sacral orientation, construction and semantics of the named sites groups there was traced dynamics of there development and change in time, revealed lack of straight succession among the marked archaeological cultures.

Текст научной работы на тему «Ритуальные памятники кочевников Алтая поздней древности: систематика и анализ»

Е.В. Шелепова

Ритуальные памятники кочевников Алтая

и А

поздней древности: систематика и анализ

Совокупность стереотипно-символических (реальных, целесообразных, нормированных) действий, осуществляемых в соответствии с определенными нормами, которые несут идеологическую нагрузку, в процессе подготовки и совершения захоронения умершего, а также спустя определенное время после захоронения составляет сущность погребальнопоминального обряда [1, с. 115]. Соблюдая определенную программу поведения в ходе его реализации, коллектив преодолевал критическую точку бытия -смерть [2, с. 26-27]. Одним из аспектов реконструкции такой схемы поведения и соответствующих ей обрядов у кочевников разных эпох является изучение «ритуальных», «поминальных» и «жертвенных» конструкций.

В период существования на территории Алтая бийкенской (конец IX - 2-3-я четверть VI вв. до н.э.), пазырыкской (2-я пол. вв. до н.э.) и булан-

кобинской (II в. до н.э. - 1-я пол. V в. н.э.) культур можно зафиксировать определенные модели организации сакрального пространства. Основными его элементами являлись погребальные сооружения. Кроме этого, отмечены вертикально установленные объекты (стелы, изваяния, «балбалы»), а также кольцевые и подквадратные выкладки или вымостки.

В данной работе рассматривается планиграфия, сакральная ориентировка и конструкция известных групп ритуальных памятников, что позволит проследить динамику их развития и изменения во времени, наличие или отсутствие связей между конкретными видами комплексов обозначенных археологических культур.

Бийкенская культура. Базой для изучения названной темы стали следующие памятники: Бийке, Усть-Бийке-Ш, IV, Кызык-ТеланьЛ, Кор-КобыЛ, Тыткескень-!, VI, Чоба-7, Ак-Алаха-П, Нижний Тюмечин-П, Песчаная-!, Семисарт, Мухор-Тархата-1 Выявлены две категории ритуальных объектов. Первую составляют выложенные или вымощенные камнем округлые, подовальные или подквадратные сооружения. Их можно разделить на кольца-выкладки (ограничены выложенными по периметру камнями) и вымостки (внутри заполнены в один-два слоя небольшими гальками, а по периметру иногда ограничены более крупными камнями) размерами от

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Президента РФ (НШ-540.2008.6 «Создание концепции этнокультурного взаимодействия на Алтае в древности и средневековье»).

1,6х1,2 до 6,3х5,5 м. Такие объекты обычно находятся в пределах территории околокурганного пространства, «примыкая» к кургану или располагаясь на некотором удалении от него. В ряде случаев зафиксировано их размещение на одной линии с погребальными конструкциями. Одному кургану обычно соответствуют 1-2 выкладки или вымостки. Только возле кургана №27 могильника Покровский Лог-4 обнаружено несколько пар колец-выкладок. Отметим следующие варианты планиграфии расположения рассматриваемых сооружений:

I. Соответствуют конкретному кургану.

1. Одна выкладка или вымостка:

а) с севера (к. №85 мог. Тыткескень-VI1, к. №2 мог. Чоба-7) [3, с. 86-87, рис. 7];

б) с юго-запада (к. №2 мог. Семисарт) [4, с. 7-8, рис. 23];

в) с юго-востока (к. №14, 51 и 52 мог. Кызык-Телань-^ к. №1а-4а мог. Айрыдаш-Г) [5, с. 16-17, 31, 34, рис. 12.-1, 3, рис. 52-54, рис. 61.-1; 6, с. 198].

2. Две выкладки или вымостки с разных сторон кургана:

а) с северо-востока и юго-востока (к. №27 мог. Покровский Лог-4) [7, с. 127-131, рис. 1.-1];

б) с севера и северо-востока (к. №1 мог. Семисарт) [8, с. 50-51; 4, с. 7, рис. 12];

в) с юга и востока (к. №1 мог. Усть-Бийке-^) [9, с. 87, рис. 50].

II. Находятся между курганами или в одной цепочке с ними (выкладка №22 мог. Кызык-Телань-^ объекты №5-7 мог. Мухор-Тархата-О [5, с. 22-23, рис. 30.-1, 2; 10, с. 62-63, рис. 1], в стороне от погребений (выкладка №43 мог. Кызык-Телань-Ц, вытянуто по линии З-В (или ЮВ-СЗ) (выкладки №24-25, 35-36)2 [5, с. 23-24, 28 рис. 33, 34, 43.-1, 2, 50]. У подобных сооружений отмечена неопределенная форма.

Объекты, связанные с конкретными курганами, в основном соответствуют «полноценным» погребениям бийкенской культуры. В одном случае это захоронение в яме лошади без головы с общей ориентацией в западном направлении (к. №2 мог. Чоба-7) [3, с. 86-87, рис. 7]. Под камнями некоторых выкладок и вымосток находят кальцинированные кости животных (корова, лошадь и овца), фрагменты керамики с характерной орнаментацией или без нее,

1 В работе использованы следующие сокращения: могильник - мог., курган - к.

2 В южной части выкладки №25 стояла вертикально установленная стела.

следы кострищ. Интересная ситуация выявлена на мог. Айрыдаш-I и Кызык-Телань-I, где под выкладками, расположенными с юго-восточной стороны курганов, в отдельных ямах находились конские захоронения, ориентированные, как и погребения человека, головой на северо-запад.

Для погребального обряда бийкенской культуры характерно помещение лошади отдельно от человека, как правило, в ящике с юго-восточной стороны. Иногда голова у животного отсутствует. Надо полагать, что частью ритуальных действий являлось преднамеренное отчленение конской головы, которая затем использовалась для совершения определенных действий при сооружении рассмотренных выкладок. Части конской головы фиксируются также в разных частях погребальных конструкций (к. №2, 3 мог. Чоба-7, к. №5 мог. Кор-Кобы-I). В отделенной от туловища голове, как свидетельствуют некоторые традиции, аккумулировалась особая сила. Так, в индоевропейских обрядах зафиксировано отделение у жертвенного коня головы и ее долгое хранение отдельно от других частей [11, с. 112-113].

Достаточно интересный обряд захоронения конских голов под вымостками (были устроены по одной линии Ю-С) зафиксирован на мог. Тытыкескень-VI и Бике в Чемальском районе Республики Алтай [12, с. 185, 187; 13, с. 138-140, рис. 1]. Черепа на Тытке-скенском комплексе были уложены по линии ЮВ-СЗ. На обоих памятниках они были ориентированы головой в восточном направлении. Однако отсутствие находок пока не позволяет однозначно отнести данные объекты к бийкенской археологической культуре.

Сходные рассмотренным приемы организации сакрального пространства можно обнаружить на памятниках раннескифского времени на территории Монголии, Тувы, Забайкалья. Это разнообразные выкладки и вымостки, «курганчики», которые составляют комплексы довольно сложной конструкции, занимающие обычно восточный и/или западный сектора околокурганного пространства памятников типа херексуров [14, с. 201-202; 15, с. 21-22, 27; 16, с. 16, табл. 53; 17, с. 104; 18, с. 103-105]. Такие сооружения известны как на рядовых, так и на «элитных» объектах раннескифского времени (например, к. №1 мог. Аржан-IV в Туве) [19, с. 123, рис. 1]. При раскопках названных объектов, занимающих восточный сектор курганов, частой находкой являются конские головы, ориентированные в восточном направлении.

Известны также целые «жертвенные» комплексы (например, в Монголии это памятники Жарагалант, Шивертын ам, Алтан сандал, Цацын эрэг и др.) [16, табл. 9, 11, 21, 30, 46, 50]3. В одних случаях основу таких памятников составляет центральное сооружение подквадратной формы, к которому «пристроены»

3 В дальнейшем изучении таких памятников необходимо

проведение раскопок широкой площадью для уточнения планиграфии и конструкции «жертвенников».

выкладки («колечки»), вымостки разной формы, сгруппированные в дуги или ряды. Причем «колечки» иногда «окружают» вымостки. При раскопках таких объектов, а также «курганчиков», находящихся с восточной стороны «жертвенников», нередко обнаруживают лошадиные головы [14, с. 201-202; 20, с. 34-37; 17, с. 103-104]. Частью подобных комплексов являются «оленные» камни (см. подробнее ниже), «чередующиеся» с выкладками и вымостками.

Изучение семантики и назначения отмеченных памятников должно производиться на основе имеющихся свидетельств по погребальному обряду изученных на сегодняшний день памятников бийкенской культуры. На основе текстов Ригведы, Авесты и других источников установлено, что каменный ящик для погребения может рассматриваться как «алтарь», в котором производилось жертвоприношение умершего [21, с. 106-107]. Сакральной для погребальных камер бийкенской культуры являлась линия ЮВ-СЗ. С юго-восточной (благоприятной) стороной связано захоронение жертвенных лошадей [22, с. 287].

В сакральной ориентировке выкладок раннескифского времени явно доминирует восточная от погребения сторона. У древних индийцев с этой стороной связано совершение жертвоприношений [23, с. 94].

Судя по всему, выкладки и вымостки, занимающие восточный сектор курганов, следует рассматривать как своеобразные жертвенники, а выкладки западного сектора - как сооружения для поминовения умерших. Цели жертвоприношений могли быть разнообразными (жертва-дар, жертва-посланник и др.). Жертвой могла выступать часть вместо целого, приношение жидкой пищей (ее разбрызгивание) [24, с. 28].

Суть самого обряда заключалась в обмене между миром профанным и сакральным посредством жертвы [25, с. 12-13, 16, 20]. Важна была сакральная ориентация - путь, по которому будет доставлена жертва предполагаемому адресату [26, с. 46]. Важным элементом действий при сооружении «жертвенников» и «поминальников» было использование огня, о чем говорят кальцинированные косточки, прокалы от кострищ и др. Как свидетельствуют некоторые источники, сожжение жертвы было знаком полного отделения ее от профанного мира, устранения из мирской среды [11, с. 115].

Ко второй группе ритуальных объектов бийкенской культуры отнесены стелы, обелиски и «оленные» камни, предназначенные для установки в вертикальном положении и выявленные в конструкции разнотипных памятников: курганов и жертвенных выкладок.

1. Надкурганные стелы и изваяния являлись элементом конструкции погребального сооружения, помещались в центре курганной насыпи, в голове погребенного, над каменным ящиком (к. №8, 9, 15, 17 и 19 мог. Бийке, к. №2 в долине р. Майэмир, к. №17 и 18 мог. Кызык-Телань-I, Кор-Кобы-I, к. №4 мог. Тыткес-

кень-I, к. №2 мог. Чоба-7, к. №55 мог. Тыткескень-VI, к. №1 мог. Усть-Бийке-IV, к. №9 мог. Усть-Бийке-III, Ак-Алаха-II) [9, с. 114; 27, с. 46-49, рис. 1.-1а, б; 28, с. 24, рис. 17.-1, 2, с. 44, рис. 26.-2, 27.-1, 32.-3; 29, с. 213; 30, с. 25-26, рис. 37-39].

2. Околокурганные объекты отличает расположение на некотором расстоянии от курганов:

а) установлены только с одной стороны кургана, обычно к западу (с отклонениями в юго-западную и северо-западную стороны) (6 случаев) (к. №55 и 85 мог. Тыткескень-VI, к. №1 мог. Семисарт, к. №18, 55 и 59 мог. Кызык-Телань-I [4, с. 7, рис. 22; 5, с. 20, 35,

37, рис. 21, 23, 63, 70.-2; 31, с. 39, рис. 11.-1, 12.-1;

32, с. 110]. Только на двух памятниках это северовосточная и юго-восточная стороны (к. №17 и 48 мог. Кызык-Телань-I) [5, с. 19, 33-34, рис. 17.-1, 18, 59]. Следует заметить, что некоторые из таких камней были установлены на одной линии с погребальной камерой (ЮЗ-СВ - к. №55 мог. Тыткескень-VI).

б) находятся одновременно с двух противоположных сторон курганов (четыре памятника): к западу и востоку (Ак-Алаха-II, к. №14 мог. Бийке) [27, с. 49;

33, с. 21-28], к северо-западу и юго-востоку (к. №5 мог. Кор-Кобы-I) [34, с. 59, рис. 10, 11]. На последнем памятнике стелы располагались на одной линии (ЮВ-СЗ) по отношению друг к другу и погребальной камере.

3. Являются частью жертвенных комплексов:

а) установлены на выкладках с захоронениями лошадей (к. №51 мог. Кызык-Телань-I, выкладка №45 мог. Айрыдаш) [5, с. 31, 34, рис. 52, 53; 6, с. 198].

б) помещенные в ряд «оленные» камни, сопровождаемые кольцами-выкладками со следами кострищ и фрагментами керамики (комплекс на р. Юстыд, Восточный Алтай) [20, с. 46; 35, с. 13-22, рис. 3-11]. Неподалеку от данных сооружений находятся херексуры4.

На территории Монголии, Тувы, Восточного Казахстана в раннескифское время «оленные» камни помещались на «жертвенных» выкладках или вымостках, «курганчиках», под которыми фиксируются черепа лошадей, непосредственно на насыпи курганов-херексуров, использованы в конструкции погребальных камер или «вынесены» за внешнее кольцо херексура [14, с. 201-215; 17, с. 101-104; 20, с. 35, 37, 48, 60-61, 139; 36, с. 21, 27-29, 66, 71-73, табл. 33, 34.-2, 80; 37, с. 262-263; 38, с. 8; 39, с. 110]. Такие камни обнаружены на погребальных комплексах Аржан и Аржан-2 в Туве [39, с. 110-113].

Вероятно, стелы и изваяния на рассмотренных памятниках выполняли разную роль. В первых двух ситуациях они занимали определенное место в сакральном пространстве погребального сооружения. Способы их установки и сакральной ориентировки, видимо, обусловливались общей ориентацией погребальной камеры (выше отмечалось, что некоторые

4 К сожалению, они не исследованы.

стелы располагались с ней на одной линии) и погребенного в ней человека. Установленные вертикально на насыпи курганов камни могли выполнять функцию «памятного знака» [5, с. 77; 20, с. 51]. В ситуации нахождения с разных сторон погребального сооружения - указывали направление, по которому душа умершего должна следовать в загробный мир. Не исключено, что некоторые из таких околокурганных стел, отличающихся небольшими размерами (их высота не превышает 0,6 м, в то время как высота надкурганных стел составляет более 1 м), уплощенной формой, без следов обработки предназначались в качестве «балбалов»-коновязей [31, с. 58, рис. 11]. Определенным подтверждением этому являются рассмотренные выше захоронения лошадей под выкладками с установленными на них стелами.

Комплексы выкладок с конскими черепами и «оленными» камнями подтверждают выявленное выше существование в раннескифское время на территории Центральной и Северной Азии ритуала (обряда) жертвоприношения, одним из элементов которого являлось принесение в жертву лошади. Помимо названного, особое отношение к этому животному зафиксировано, к примеру, по его реалистичным изображениям на «оленных» камнях (с особой тщательностью прорисовывалась голова) [40, с. 106-107], на разнообразных предметах декоративного искусства, петроглифах. Д.Г. Савиновым [20, с. 143] замечено, что «оленные» камни жертвенных комплексов относятся к хронологически более ранним (со стилизованными изображениями оленей), в то время как камни, непосредственно относящиеся к погребениям, содержат реалистичные изображения оленей или таковые отсутствуют вообще.

В рассмотренных материалах бийкенской культуры Алтая из 14 случаев нахождения стел и изваяний в качестве надкурганных объектов только в пяти ситуациях это «оленные» камни. Околокурганные «оленные» камни зафиксированы в трех случаях (Ак-Алаха-II, к. №17 и 18 мог. Кызык-Телань-I). Среди последних выделяется «общеевразийский» (изображены пояс, серьги по бокам) и саяно-алтайский типы (с фигурками животных) [5, с. 71-72].

Свидетельством проведения определенных ритуальных действий являются разрозненные фрагменты керамики, обломки костей животных (в том числе кальцинированных), находимые с западной, северной или северо-западной, реже юго-восточной (один случай) стороны курганов бийкенской культуры отдельными скоплениями, в пределах зольных пятен и кострищ.

Пазырыкская культура. Основные принципы организации сакрального пространства во 2-й половины VI-III вв. до н.э. рассмотрены нами на материалах исследования порядка 50 некрополей5, что уже нашло

5 Некоторые некрополи отмечены отсутствием выкладок

и «балбалов».

отражение в ряде публикаций [13; 41-43; 44, с. 38-43;

45, с. 143-144].

Выкладки. Представляют собой сооружения округлой формы, диаметром 1,5-5 м из уложенных по периметру 8-10 камней. Находятся к западу или северо-западу, реже к востоку, юго-востоку6 (или одновременно) на расстоянии от 2,5 до 100-120 м от соответствующих курганов. В двух ситуациях это южное и северное направления (к. №1 мог. Ак-АлахаЛ). Выявлено также их нахождение между курганными цепочками, вокруг курганов или в одном ряду со стелами [46, с. 87; 47, с. 24; 48, с. 12-13;

49, с. 15; 50, с. 38-44; 51, с. 9], в конце ряда «балбалов» (соответствующие им курганы пока не исследованы) [52, табл. 1М, ЬХ^П; 47, с. 35].

Выкладки, сгруппированные по нескольку объектов, могут соответствовать только нескольким курганам из цепочки, а на других памятниках они образуют параллельные курганам ряды (до трех), расположенные обычно по линии Ю-С. Причем в последующих за первым рядах количество объектов уменьшается. Конкретному кургану соответствуют в разных ситуациях от одного и более сооружений. Однако такое соответствие устанавливается далеко не всегда. Размерами, количеством и планировкой (вокруг кургана, своеобразной дугой) отличаются объекты, выявленные в составе «элитных» комплексов пазырыкской культуры (Кутургунтас: комплекс из 11 примыкающих друг к другу выкладок, Башадар-2, Пазырык, Ак-Алаха-Г комплекс из семи примыкающих друг к другу колец и выкладок с юго-западной стороны; и др.) [51, с. 12; 53, с. 230; 54, с. 25; 55, с. 17-18, 67, рис. 4-6, 85; 56, с. 44-58].

Пока остается неясной датировка ритуальных сооружений комплекса Ороктой-эке, отличающихся некоторыми особенностями (форма объектов под-квадратная и прямоугольная) [57, с. 126].

Стелы. На некрополях пазырыкской культуры зафиксирован относительно устойчивый принцип установки вертикальных камней. Стелы находятся на некотором, иногда значительном расстоянии от кургана (до 30 м), только с восточной стороны, нередко выстроены рядами7. Их высота составляет от 0,9 до 4,5 м. Внешне это удлиненные камни, часто без специальной обработки [51, с. 15-18; 58; 59, с. 216-217]. Вокруг одной из таких стел при раскопках найдена косточка животного (к. №6 мог. Талда).

Подобные объекты находятся преимущественно рядом с «элитными» пазырыкскими курганами (Ку-тургунтас, Талда, к. №4 мог. Балык-Соок-1, к. №1 мог. Урочище Балчикова-3 и др.), поэтому их можно рассматривать как своеобразный индикатор высоко-

6 Выкладки, группирующиеся к востоку от пазырык-ских курганов, пока не исследованы, поэтому к рассматриваемой категории сооружений отнесены предварительно.

7 Одна из стел на мог. Талда лежала в западной части выкладки.

го статуса погребенного [51, с. 17, табл. 4, с. 18-19;

56, с. 86; 58, с. 29-36, рис. 1; 59, с. 215-218; 60, с. 119;

61, с. 112; 46, с. 144; 62, с. 53, рис. 2].

«Балбалы». К ним отнесены вертикально установленные камни небольших размеров (высотой от 0,1 м). Всего обнаружены у 71 пазырыкского кургана8. Ряды «балбалов» всегда строго перпендикулярны курганной цепочке. В их расположении преобладает восточная ориентировка (63 объекта). У трех курганов такие камни находятся одновременно к востоку и западу9 и в двух ситуациях - с западной стороны. На могильнике Ак-Алаха^ (к. №3) «балбалы» находились с восточной и западной стороны самого богатого погребения (захоронение двух мужчин в сопровождении четырех лошадей) [56, с. 44-45].

Корреляция «балбалов» с половозрастным и имущественным показателями соответствующих погребений (учитывались только полностью исследованные объекты) показала, что число или порядок их расположения не всегда соответствовали определенному статусу погребенных. Так, с северо-восточной стороны насыпи к. №1 мог. Ак-Алаха^ (мужчина, девушка,

9 лошадей) найдено всего 2 «балбала» на расстоянии

10 м [56, с. 44-58; 63, с. 14]. «Балбалы» вкапывались также рядом с детскими погребениями (к. №3 мог. Барбургазы-П, к. №20 мог. Малталу^У).

Рассмотренные материалы позволяют сделать определенные выводы. На некрополях пазырыкской культуры такие невысокие камни не столько отмечали конкретное погребение, сколько закрепляли занятую коллективом территорию (для устройства родовых могильников?).

Стелы и «балбалы» пазырыкских некрополей демонстрируют иной вариант организации сакрального пространства, который нельзя рассматривать в контексте продолжения традиций раннескифского времени. Ко 2-й половине VI в. постепенно угасает, а затем и вовсе исчезает культура «оленных» камней. Отсутствие понимания у «пазырыкцев» символики раннескифских стел и изваяний ярко демонстрируют известные ситуации их использования для перекрытия каменных ящиков погребений, в качестве «балбалов» у курганов и т.д. [64, с. 116].

В целом все этапы развития пазырыкской общности демонстрируют относительно устойчивые принципы расположения околокурганных объектов. Их семантика рассмотрена нами в ряде публикаций [41; 42].

Булан-кобинская культура. На фоне изученности погребальных объектов малочисленной выглядит источниковая база по ритуальным комплексам. Тем не менее достаточно обоснованным представляется

8 Отсутствием «балбалов» отмечен ряд некрополей позднего, шибинского этапа пазырыкской культуры (мог. Бурать^, Уландрык-П).

9 К сожалению, погребальные сооружения с этими показателями не раскопаны.

выделение нескольких групп ритуальных сооружений, которые с определенной долей уверенности могут быть синхронизированы с периодом существования булан-кобинской культуры [65, с. 84-88]. Они имеют свои планиграфические и конструктивные особенности.

В первую группу объектов включены жертвенники, курганы с захоронениями лошади и «поминальные курганы-кенотафы».

Жертвенники не образуют одного комплекса с конкретными синхронными погребениями. Представляют собой каменные насыпи округлых или вытянуто прямоугольных очертаний, высотой до 1 м, под которыми вырыты одна или несколько ямок с керамическими сосудами внутри (располагаются обычно по одной линии). В насыпи располагаются более крупные камни и валуны, образующие систему пристроенных друг к другу подпрямоугольных и кольцевых выкладок. Объекты с такими признаками зафиксированы на памятниках Бертек-3-4, объект №3 мог. Мойнак-2, объект №25, к. №24 мог. Кальджин-6. Подобные сооружения известны в кокэльской культуре Тувы, отмечены в Монголии и Хакасско-Минусинской котловине («поминальные» курганы с «захоронениями» сосудов) [66, с. 94-95, рис. 76, 117-118; 67, с. 188-191], а также на территории Восточного Забайкалья [68, с. 24-25, 60].

Памятник такого типа недавно исследован на границе с Монголией в высокогорном районе на памятнике Олон-Курин-гол-7 [69, с. 430-431; 70, с. 45]. Он располагался в конце цепочки курганов пазырык-ской культуры. Под каменной насыпью в небольшой каменной выкладке были обнаружены сосуд и косточки барана.

По ряду отмеченных элементов (установка жертвенных сосудов в специальные углубления, ограждающие подквадратные конструкции) «булан-кобинские» ритуальные сооружения близки тюркским оградкам.

Курганы с захоронениями лошади. По внешнему оформлению не отличаются от булан-кобинских курганов и зачастую находятся в одной цепочке с ними (объект №8 мог. Чендек, к. №249 мог. Сары-Бел, к. №23 и 46а мог. Яломан-П, к. №7 мог. Верх-Уймон и др.). Лошади укладывались в разных положениях и с неодинаковой ориентацией. Этот тип памятников является в своем роде уникальным, поскольку не известен в пазырыкской культуре, а в «гунносарматское» время отсутствует на других территориях. Однако, как сказано выше, подобный обряд характерен для раннескифского времени; в эпоху раннего средневековья он обнаруживает сходство с ранней группой оградок тюркской культуры.

«Поминальные курганы-кенотафы» также практически идентичны по расположению в курганной це-

почке и конструкции основной массе булан-кобинских погребальных сооружений. Их нельзя назвать типичными кенотафами, так как при исследовании обнаружены только фрагменты керамики, угольки, кости животных (исследовано около 20 таких курганов-кенотафов в составе разных некрополей).

Вторая группа ритуальных сооружений представлена околокурганными объектами. К ним отнесены каменные столбики, «обелиски», ритуальные костры и очаги.

Каменные столбики и «обелиски» зафиксированы около 25 курганов булан-кобинской культуры. Столбики высотой не более 0,8 м располагаются к востоку, западу или югу от соответствующих курганов, иногда в ряд и ближе к «изголовью» могилы. Обелиски, более массивные и грубые в оформлении камни, встречаются реже. Семантика таких объектов осуществлена с учетом того, что они всегда маркировали только мужские захоронения [65, с. 87].

Как и во многих культурах, в памятниках «гун-но-сарматского» времени обнаружены многочисленные свидетельства использования огня - костры, очаги, прокалы, выявленные с разных сторон курганов, в межкурганном пространстве (к. №1-4 мог. Тыткескень-У1) [71, с. 126-128, рис. I] или рядом с вертикально вкопанными камнями (к. №43 мог. Яломан) [72, с. 385].

В целом следует отметить, что примерно со II в. до н.э. в связи с проникновением новых групп населения на территорию Алтая (на фоне известных этнокультурных процессов в Центральной Азии: господство держав Хунну II в. до н.э. - I в. н.э. и Сянь-би II - перв. пол. IV вв. н.э.), подчинения им местных пазырыкских племен наблюдаются определенные изменения в ритуальной практике. Позднее некоторые элементы последней, вероятно, были восприняты и трансформированы населением тюркской культуры, которая, как установлено, формировалась на территории Алтая, в том числе на основе местного булан-кобинского компонента [73, с. 331-332; 74, с. 12-13;

75, с. 153; 76, с. 19; 77, с. 34-35]. О такой близости свидетельствуют археологические материалы из тюркских оградок и погребений (например, известно, что в изготовлении луков, удил, боевых ножей и кинжалов тюрки продолжали хуннуские традиции) [78, с. 77;

79, с. 160; 80, с. 81].

Проанализированные материалы позволили выделить разные группы ритуальных объектов. В результате рассмотрения их планиграфии, конструкции, сакральной ориентировки, установления особенностей связи с погребальными сооружениями выявлено отсутствие прямой преемственности между бийкенской, пазырыкской и булан-кобинской культурами.

Библиографический список

1. Ольховский, В. С. К изучению скифской ритуа-листики: посмертное путешествие / В.С. Ольховский // Погребальный обряд: реконструкция и интерпретация древних идеологических представлений. - М., 1999.

2. Байбурин, А.К. Ритуал в системе знаковых средств культуры / А.К. Байбурин // Этнознаковые функции культуры. - М., 1991.

3. Ларин, О.В. Раскопки могильника Чоба^П / О.В. Ларин, А.С. Суразаков // Археология Горного Алтая.

- Барнаул, 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Марсадолов, Л.С. Комплекс памятников в Семисарте на Алтае / Л.С. Марсадолов. - СПб., 2001. - (Материалы СААЭГЭ. Вып. 4).

5. Суразаков, А.С. Археологический комплекс Кызык-ТеланьЛ в Горном Алтае и результаты его изучения / А.С. Суразаков, А.А. Тишкин. - Барнаул, 2007.

6. Суразаков, А.С. Раскопки в долине Айрыдаш /

A. С. Суразаков // Археологические исследования на Катуни.

- Новосибирск, 1990.

7. Шульга, П.И. Работы в долине реки Сентелек / П.И. Шульга, М.А. Демин, Ю.И. Гельмель, С.М. Ситников, Н.Ф. Шульга // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Барнаул, 2003. - Вып. XIII.

8. Марсадолов, Л.С. Новые исследования Эрмитажа в Саяно-Алтае / Л.С. Марсадолов // Археологический сборник. - СПб., 1998. - Вып. 33.

9. Тишкин, А.А. Комплекс археологических памятников в долине р. Бийке (Горный Алтай) / А.А. Тишкин,

B.В. Горбунов. - Барнаул, 2005.

10. Ларин, О.В. Раскопки могильника Мухор-Т архатаЛ / О.В. Ларин, В.А. Могильников, А.С. Суразаков // Археологические и фольклорные источники по истории Алтая.

- Горно-Алтайск, 1994.

11. Антонова, Е.В. Об останках животных в памятниках бактрийско-маргианского археологического комплекса (БМАК) / Е.В. Антонова // Центральная Азия: источники, культура. - М., 2005.

12. Шелепова, Е. В. Новые сведения в захоронениях конских черепов (по результатам исследования памятника Тыткескень-^) / Е.В. Шелепова // Алтае-Саянская горная страна и история освоения ее кочевниками. - Барнаул, 2007.

13. Шелепова, Е.В. Некоторые результаты изучения ритуальных объектов на памятнике Тыткескень^ / Е.В. Шелепова // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая. - Барнаул, 2007. - Вып. XVI.

14. Новгородова, Э.А. Древняя Монголия / Э.А. Нов-городова. - М., 1989.

15. Коновалов, П. Б. Этнические аспекты истории Центральной Азии (древность и средневековье) / П.Б. Коновалов. - Улан-Удэ, 1999.

16. Волков, В.В. Оленные камни Монголии / В.В. Волков. - М., 2002.

17. Ковалев, А.А. Две традиции ритуального использования оленных камней Монголии / А.А. Ковалев, Д. Эрдэнэ-баатар // Каменная скульптура и мелкая пластика древних и средневековых народов Евразии. - Барнаул, 2007. - (Труды САИПИ. Вып. 3).

18. Цыбиктаров, А. Д. К вопросу о культурной принадлежности оленных камней монголо-забайкальского типа

/ А.Д. Цыбиктаров, С.В. Данилов // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии.

- Улан-Удэ, 2000.

19. Марсадолов, Л.С. Памятник Аржан-IV в Туве / Л.С. Марсадолов // Центральная Азия и Прибайкалье в древности. - Улан-Удэ, 2004.

20. Савинов, Д.Г. Оленные камни в культуре кочевников Евразии / Д.Г. Савинов. - СПб, 1994.

21. Тишкин, А .А. Создание периодизационных и культурно-хронологических схем: исторический опыт и современная концепция изучения древних и средневековых народов Алтая / А.А. Тишкин. - Барнаул, 2007.

22. Тишкин, А.А. Погребальная практика носителей бийкенской культуры: семантика археологического комплекса / А.А. Тишкин, И.Ю. Леонова // Структурносемиотические исследования в археологии. - Донецк, 2005. - Т. II.

23. Подосинов, А.В. EX ORIENTE LUX! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии / А.В. Подосинов. - М., 1999.

24. Жеребина, Т.В. Система жертвоприношений у шаманистов Северной Азии (к проблеме типологии) / Т.В. Жеребина // Жертвоприношение: ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней. - М., 2000.

25. Дмитриева, Т.Н. Жертвоприношение: поиски истоков // Жертвоприношение: ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней / Т.Н. Дмитриева. - М., 2000.

26. Косарев, М.Ф. Приобщение к внеземным сферам в сибирском язычестве (по жертвенным ритуалам и погребальным обрядам) / М.Ф. Косарев // Жертвоприношение: ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней.

- М., 2000.

27. Тишкин, А.А. Каменные стелы из курганного могильника Бийке на р. Катуни / А.А. Тишкин // Проблемы изучения культурно-исторического наследия Алтая. - Горно-Алтайск, 1994.

28. Тишкин, А.А. Погребальные сооружения курганного могильника Бийке в Горном Алтае и культура населения, оставившего их / А.А. Тишкин // Погребальный обряд древних племен Алтая. - Барнаул, 1996.

29. Тишкин, А.А. Бийкенское святилище в Горном Алтае / А.А. Тишкин // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики. - СПб., 2000.

30. Марсадолов, Л.С. Изучение археологических памятников Западного Алтая / Л.С. Марсадолов, З.С. Самашев.

- СПб., 2000.

31. Кирюшин, Ю.Ф. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. I: Культура населения в раннескифское время / Ю.Ф. Кирюшин, А.А. Тишкин. - Барнаул, 1997.

32. Тишкин, А.А. Курганы бийкенской культуры на памятнике Тыткескень-VI / А.А. Тишкин, С.С. Матренин // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая.

- Барнаул, 2007. - Вып. XVI.

33. Полосьмак, Н.В. Исследование памятников скифского времени на Укоке / Н.В. Полосьмак // Altaica. - Новосибирск, 1993. - №2.

34. Суразаков, А. С. Раскопки памятников Курата-II и Кор-Кобы-I / А.С. Суразаков // Проблемы изучения древней и средневековой истории Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1990.

35. Кубарев, В. Д. Древние изваяния Алтая (оленные камни) / В. Д. Кубарев. - Новосибирск, 1979.

36. Волков, В.В. Оленные камни Монголии / В.В. Волков. - Улан-Батор, 1981.

37. Кубарев, В. Д. Предварительные результаты полевых работ в Монголии / В.Д. Кубарев, Д. Цэвэндорж, Е. Якобсон // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск, 1998.

38. Марсадолов, Л.С. Исследования в Восточном Казахстане в 1997 г. / Л.С. Марсадолов, З.С. Самашев, Я. А. Шер, А.С. Ермолаева, Ж.К. Курманкулов, М. Жетибаев // Отчетная археологическая сессия за 1997 г. - СПб., 1998.

39. Чугунов, К.В. Оленные камни и стелы в контексте элитных комплексов Саяно-Алтая / К.В. Чугунов // Каменная скульптура и мелкая пластика древних и средневековых народов Евразии. - Барнаул, 2007. - (Труды САИПИ. Вып. 3).

40. Савинов, Д.Г. Об оленных камнях «смешанного» типа / Д.Г. Савинов // Каменная скульптура и мелкая пластика древних и средневековых народов Евразии. - Барнаул, 2007. - (Труды САИПИ. Вып. 3).

41. Шелепова, Е.В. Основные подходы к изучению поминальных памятников пазырыкской культуры / Е.В. Шелепова // Студент и научно-технический прогресс.

- Новосибирск, 2005.

42. Шелепова, Е.В. Планиграфия «поминальных» сооружений пазырыкской культуры Алтая / Е.В. Шелепова // Истоки, формирование и развитие евразийской поликультурности. Культуры и общества Северной Азии в историческом прошлом и современности. - Иркутск, 2005.

43. Шелепова, Е.В. Результаты и перспективы изучения поминальных комплексов скифской эпохи Алтая / Е.В. Шелепова // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. - Барнаул, 2005.

44. Тишкин, А.А. Изучение «поминальных» сооружений пазырыкской культуры Алтая / А.А. Тишкин, Е.В. Шелепова // Теория и практика археологических исследований. - Барнаул, 2006. - Вып. II.

45. Тишкин, А.А. Околокурганные объекты на памятниках скифского времени Яломанского археологического микрорайона / А. А. Тишкин, Е. В. Шелепова // Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири.

- Горно-Алтайск, 2006. - Вып. 3, 4.

46. Худяков, Ю.С. Поминальные памятники пазырыкской культуры Горного Алтая / Ю.С. Худяков // Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. - СПб., 1996.

47. Кубарев, В.Д. Курганы Юстыда / В.Д. Кубарев.

- Новосибирск, 1991.

48. Кубарев, В.Д. Курган скифского времени в устье р. Тургунды / В.Д. Кубарев // Материалы к изучению прошлого Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1992.

49. Могильников, В. А. Курганы Кызыл-Джар-! VIII - памятник пазырыкской культуры Алтая / В.А. Могильников // Вопросы археологии и этнографии Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1983.

50. Соенов, В.И. Раскопки поминальных сооружений на пазырыкском могильнике Усть-Кырлык-П / В.И. Соенов // Древности Алтая: Известия лаборатории археологии.

- Горно-Алтайск, 2003. - №11.

51. Марсадолов, Л.С. Исследования в Центральном Алтае (Башадар, Талда) / Л.С. Марсадолов. - СПб., 1997.

52. Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка / В.Д. Кубарев.

- Новосибирск, 1987.

53. Руденко, С.И. Горноалтайские находки и скифы / С.И. Руденко. - М.; Л., 1952.

54. Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время / С.И. Руденко. - М.; Л., 1960.

55. Полосьмак, Н.В. «Стерегущие золото грифы» / Н.В. Полосьмак. - Новосибирск, 1994.

56. Полосьмак, Н.В. Всадники Укока / Н.В. Полосьмак.

- Новосибирск, 2001.

57. Худяков, Ю.С. Раскопки поминальных сооружений в долине р. Ороктой / Ю.С. Худяков // Древности Алтая: Известия лаборатории археологии. - Горно-Алтайск, 2001.

- №6.

58. Кирюшин, Ю.Ф. Исследование и музеефикация «царского» кургана в долине Сентелека / Ю.Ф. Кирюшин, П.И. Шульга, М.А. Демин, А.А. Тишкин // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Барнаул, 2001. - Вып. XII.

59. Шульга, П.И. Погребально-поминальный комплекс скифского времени на реке Сентелек / П.И. Шульга // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики. - СПб., 2000.

60. Суразаков, А.С. Горный Алтай и его северные предгорья в эпоху раннего железа. Проблемы хронологии и культурного разграничения / А.С. Суразаков. - Горно-Алтайск, 1988.

61. Шульга, П.И. Фрагмент доспеха из тюркского кенотафа в долине р. Сентелек / П.И. Шульга, В.В. Горбунов // Материалы по военной археологии Алтая и сопредельных территорий. - Барнаул, 2002.

62. Кубарев, В. Д. Пазырыкская культура (курганы Чуи и Урсула) / В.Д. Кубарев, П.И. Шульга. - Барнаул, 2007.

63. Кирюшин, Ю.Ф. Скифская эпоха Горного Алтая.

Ч. II: Погребально-поминальные комплексы пазырыкской культуры / Ю.Ф. Кирюшин, Н.Ф. Степанова, А.А. Тишкин.

- Барнаул, 2003.

64. Шелепова, Е.В. К вопросу о «переиспользовании» «оленных» камней в памятниках тюркской культуры / Е.В. Шелепова // Каменная скульптура и мелкая пластика древних и средневековых народов Евразии. - Барнаул, 2007. - (Труды САИПИ. Вып. 3).

65. Матренин, С.С. Материалы по изучению ритуальных сооружений кочевников Горного Алтая II в. до н.э. -V в. н.э. (булан-кобинская культура) / С.С. Матренин, Е.В. Шелепова // Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. - Горно-Алтайск, 2007.

66. Кызласов, Л.Р. Древняя Тува / Л.Р. Кызласов. - М., 1979.

67. Овчинникова, Б.Б. О поминальном обряде древних племен в гунно-сарматскую эпоху в Туве (по материалам могильника Даг-Аразы) / Б.Б. Овчинникова // Евразия сквозь века. - СПб., 2001.

68. Асеев, И.В. Кочевники Забайкалья в эпоху средневековья / И.В. Асеев, И.И. Кириллов, Е.В. Ковычев. - Новосибирск, 1984.

69. Молодин, В.И. Мультидисциплинарные исследования российско-германско-монгольской экспедиции в Монгольском Алтае / В.И. Молодин, Г. Парцингер, Д. Цэвэндорж, В.П. Мыльников, А. Наглер, М. Баярсайхан, Д. Байтилеу, Ю.Н. Гаркуша, А.Е. Гришин, И. А. Дураков, Ж.В. Марченко, М.В. Мороз, А.П. Овчаренко, Х. Пие-цонка, А.С. Пилипенко, Е.А. Слагода, И.Ю. Слюсаренко, А. Л. Субботина, А.Н. Чистякова, А.Г. Шатов // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредель-

ных территорий. - Новосибирск, 2006. - Т. XII, ч. I.

70. Молодин, В.И. Исследования российско-германско-монгольской экспедиции на северо-западе Монголии летом 2006 г. / В.И. Молодин // РА. - 2007. - №4.

71. Кирюшин, Ю.Ф. Некоторые результаты археологических исследований памятника Тыткескень-У[ на Средней Катуни / Ю. Ф. Кирюшин, А. А. Тишкин, Ю. Т. Мамадаков // Вопросы археологии Алтая и Западной Сибири эпохи металла. - Барнаул, 1992.

72. Тишкин, А.А. Обзор исследований в Западной Монголии и на Алтае // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий / А.А. Тишкин. - Новосибирск, 2007. - Т. XIII.

73. Вайнштейн, С.И. Памятники 2-й половины I тыс. в Западной Туве / С.И. Вайнштейн // Труды Тувинской комплексной экспедиции. - М.; Л., 1966.

74. Борисенко, А. Основные проблемы изучения культуры древних тюрок в Центральной Азии / А. Борисенко,

С.Г. Скобелев, Ю.С. Худяков // Памятники древнетюркской культуры в Саяно-Алтае и Центральной Азии. - Новосибирск, 2000.

75. Поздняков, Д.В. Формирование древнетюркского населения Горного Алтая по данным антропологии / Д.В. Поздняков // Археология, этнография и антропология Евразии. - Новосибирск, 2001.

76. Кубарев, Г.В. Культура древпих тюрок Алтая (по материалам погребальных памятников) / Г.В. Кубарев.

- Новосибирск, 2005.

77. Тишкин, А.А. Алтай в эпоху поздней древности, раннего и развитого средневековья (культурно-хронологические концепции и этнокультурная история) / А.А. Тишкин : авто-реф... дис. докт. ист. паук. - Барнаул, 2006.

78. Васютин, А.С. О хронологии и этнической принадлежности раннекудыргинского комплекса археологических памятников / А.С. Васютин // Археология Южной Сибири.

- Кемерово, 1985.

79. Илюшин, А.М. Могильник Кудыргэ и вопросы древнетюркской истории Саяно-Алтая / А.М. Илюшин // Памятники древнетюркской культуры в Саяно-Алтае и Центральной Азии. - Новосибирск, 2000.

80. Горбунов, В.В. Воеппое дело населения Алтая в XIII-XIV вв. Ч. II: Наступательное вооружение (оружие) / В.В. Горбунов. - Барнаул, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.