УДК 908 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-62-66
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕРРИТОРИИ ПИЙ-ХЕМСКОГО РАЙОНА
В СОВЕТС^Е ВРЕМЯ
Монгуш Ч.А.-С.
Аннотация. Пий-Хемский район Республики Тыва один из интереснейших районов по своей истории и расположению уникальных памятников древней истории республики. Не случайно, что музейные работники выбрали данное место для проведения работ краеведческого направления. В статье выделяются интересные факты об организации первых краеведческих работ музейными работниками в советское время на территории республики и рассматриваются вопросы истории изучения и сохранения, популяризации историко-культурного наследия.
Ключевые слова: Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, Пий-Хемский район, краеведение, памятники
LOCAL HISTORY WORK ON THE TERRITORY OF PIY-KHEMSKY DISTRICT
IN SOVIET TIMES
Mongush Ch.A.-S.
Abstract. Piy-Khemsky district of the Republic of Tuva is one of the most interesting districts for its history and location of unique monuments of the ancient history of the Republic. It is no accident that the Museum staff chose this place for the work of local lore. The article highlights interesting facts about the organization of the first local history works by Museum workers in the Soviet period on the territory of the Republic and discusses the history of studying and preserving, popularizing historical and cultural heritage.
Keyword: Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva, Piy-Khem district, local history, monuments
Пий-Хемский район один из интереснейших районов Тувы по расположению уникальных памятников древней истории республики. Не случайно, что музейные работники в советское время выбрали данное место для проведения работ краеведческого направления. В энциклопедии под словом "краеведение" понимается изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения. Функции научно-методических центров по краеведению выполняют научные, культурно-просветительные, учебно-воспитательные и педагогические учреждения, т.е. краеведческие музеи, школы, библиотеки [БСЭ, 1953: с. 192].
Об организации краеведческой работы на территории республики в 1940-е годы писал старший научный сотрудник тувинского музея Н.М. Богатырев: «... Первой задачей краеведческой работы является массовое привлечение всех лиц, желающих заниматься краеведением: аратов, ревсомольцев, учителей, врачей, других специалистов, пионеров и школьников» [Богатырев, 1943: с. 74].
Государственным музеем Тувинской Народной Республики в 1940-е годы на территории Пий-Хемского района были организованы краеведческие работы. Музей установил тесную связь с населением района. В Пий-Хеме были созданы краеведческие кружки, где участники отправляли письма в музей с сообщениями о работе по изучению своего района, о нахождении исторических памятников. Это позволило музейным работникам начать исследовательскую работу именно в этом районе.
Первой научно-исследовательской работой тувинского музея в 1941 году считается экспедиция по внешнему обследованию и описанию археологических памятников на территории Пий-Хемского района.
Экспедицией под руководством директора музея Д. Данзын-оола, сотрудников Щуклина и Феоктистова обследованы 492 кургана, из них подробно описаны 359, все курганы разделены на 8 групп, на каждую группу составлена топографическая карта, нумерация курганов по группам [Отчет Тувинского музея, 1941: с. 2]. Кроме обследования курганов обнаружены каменные плиты с надписями и рисунками вблизи поселков Аржаан и Чкаловка. На каждый памятник заведена учетная карточка по установленной форме Института материальной культуры академии наук СССР [Дыртык-оол, 2007: с. 49]. Описаны собранные вещи - это бронзовый нож, шило, стремена, медная чаша, деревянные посуды, жернова и т.д. [Отчет Государственного музея, 1941: с. 17].
Н.М. Богатырев писал: «В тех случаях, когда документы или вещи утеряны, очень ценно, чтобы с помощью живых свидетелей было составлено подробное их описание. Специальной работой краеведов-исследователей должно стать проведение записей рассказов стариков о том, как они жили и работали в дореволюционной Туве. Какие были условия труда» [Богатырев, 1943: с. 78].
Во время экспедиции сотрудниками музея от информаторов записаны дополнительные сведения и легенды, рассказы пожилых жителей г. Турана: легенда о «святилище» Аржан, сведения о пещерах, насыпных курганах вдоль реки Уюк, о каменном столбе в местности Ажык, о скале с надписью [Отчет Государственного музея, 1941: с. 19]. В итоге экспедиции музейными работниками были составлены научные отчеты. Данные отчеты хранятся в фондах Национального музея им. Алдан-Маадыр, не раз составляли экспозицию по истории становления и развития тувинского музея.
Краеведческая работа, организованная музеем, сыграло большую роль в становлении тувинского музея. Кроме Пий-Хемского района, музей выезжал в Барун-Хемчикский, Бай-Тайгинский, Сут-Хольский, Чаа-Хольский и Каа-Хемский хошуны. В 1941-1942 гг. был собран большой материал по истории и природе Тувы. В хошунах и в сумонах собирались отдельные документы, вещи, одежда, записывались сведения о древних памятниках, среди них были и случайные находки [Богатырев, 1943: с. 79].
По организации краеведческой работы в республике музею большую помощь оказал Революционный Союз Молодежи. Центральный Комитет Ревсомола ТНР вынес решение о развертывании работы музейно-краеведческих кружков в хошунах и в сумонах республики: «Организовать в хошунных центрах музейно-краеведческие кружки, а в сумонах инициативные группы из ревсомольцев и молодежи. Использовать молодежь и школьников во время летнего отдыха, давая им конкретные поручения по сбору краеведческих материалов» [Там же: с. 79].
В настоящее время, местными жителями Пий-Хемского района продолжаются работы по изучению своего родного края, проводятся исследовательские краеведческие работы по историческим местам кожууна.
Одной из таких мест района является Уш-Кожээ, расположенный на правом берегу реки Биче-Баян-Кол, в 20 км от юго-восточной части села Сесерлиг, место которое претендовало в число самых живописных исторических объектов Тувы проекта «Девять драгоценностей». Это малая родина Натальи Дойдаловны Ажикмаа-Рушевой, известной женщины Тувы, первой балерины, матери вечно юной художницы Нади Рушевой.
Про данную местность писали в газетах, проводили исследовательские работы учащиеся и учителя школы с.Сесерлиг. Организованы интервью у Натальи Дойдаловны, уроженки этой красивой местности Пий-Хема. Её воспоминания являются ценными краеведческими материалами, в которых она тепло и трепетно
описала события тех лет, годы своей юности. Мы узнали о жизни и быте местного населения, которые жили в то время, чем они занимались: «В детстве время казалось бесконечным. Жили интересно, не было скучно. Женщины после утренней или вечерней дойки коров обучались письму. Все, кто интересовался музыкой, учился играть на мандолине, балалайке или на гармошке. Летом было столько работы, что даже дети не оставались без дела - стрижка и купание овец, заготовка войлока, сенокос» [Кара-оол, 2007: с. 5].
В детстве Наталью Дойдаловну окружали известные в тех местах родственники -сказители, животноводы, мастерицы, повитухи, ламы, прославленные борцы и силачи: «По вечерам дядя или бабушка рассказывали нам сказки или легенды» [Кара-оол, 2007: с. 4]. Свою бабушку Дундуулак она считает самым дорогим, светлым человеком: «Помню, как ее старые, дряхлые руки ласкали меня, когда я, обидевшись на кого-то, плакала. По утрам она выходила из юрты с пиалой со свежим чаем, и девятиглазкой кропила, благословляя землю, небо, призывала благополучие» [Там же, 2007: с. 4].
Её дядя Балдып был трудолюбивым человеком. Наталья Дойдаловна вспоминает: «...Мне кажется, он даже не болел. Застать в аале дядю летом было трудно. Я никогда не видела, чтоб он был пьян или сидел просто так без дела, то сено косил, то выращивал пшеницу, то ходил на охоту. Заготовив дрова, он продавал их в Кызыле, на вырученные деньги покупал продукты и вещи первой необходимости» [Донгак, 2014: с. 7].
Её тетя Кимаа была мастерицей на все руки, хорошо вышивала мягкую детскую обувь - бопук, все жители села всегда обращались к ней за обувью для своих детей. Она же в Сесерлиге в числе первых, кто начинал выращивать овощи. Бабушка Борбек была повитухой (тудугжу), принимала роды у рожениц в округе. Дедушка её Чамзоо -отец Ивана Салчака, заслуженного художника Тувинской АССР, был ламой в чине хелин. Еще он был прославленным борцом и силачом не только сумона, но и республики. Он легко мог перетащить большой камень от подножия горы до ее вершины, затем эту местность местные жители назвали Даш-Оваа [Кара-оол, 2007: с. 5].
Когда Ажыкмаа жила в Кызыле по ул. Красноармейская дом 74, в известном доме города писателей и артистов, она читала их произведения, посещала театральные постановки с родными. Несомненно, что все эти известные люди, которые окружали маленькую Ажыкмаа, повлияли на ее дальнейшую судьбу. Она стала талантливой танцовщицей - одной из ведущих балерин Тувы, стала женой советского художника и мамой юной художницы. Даже исполненный ею танец «Звенящая нежность» в постановке А.В. Шатина обращен к природе и быту Тувы, тувинским женщинам. А.В. Шатин наставлял: «.ты должна донести до зрителя всю нежность тувинок» [Ламажаа, 2015: Эл. ресурс]. Танцевальный коллектив с гастролями на грузовиках и лошадях побывали во всех уголках Тувы. Выступали на чабанских стоянках.
Как тепло вспоминает Наталья Дойдаловна о родных местах: «Где бы ни была, всегда вспоминаю Уш-Кожээ из Биче-Баян-Кола. Нет роднее этого места, иногда даже кажется, что я ощущаю запах его трав, вкус воды нашей реки.. .Закрываю глаза и вижу юрты моего детства» [Кара-оол, 2007: с. 5]. Этот пример является подтверждением того, что с давних времен тувинцы особо относились к своим родным местам, была особая связь и преданность своей земле, и мудро говорили: У птицы - гнездо, у человека - родина (Кижи чурттуг, куш уялыг). Местечко Уш-Кожээ названо по трем расположенным недалеко друг от друга в один ряд оленным камням четырехгранной формы, высотой около 2-2,5 метров. Рядом с памятниками расположены 17 курганов и 10 поминальных камней.
Из источников известно, что оленные камни стоят непосредственно у курганов или на расстоянии нескольких метров от них, но нередко - одиночно или по три камня в ряд по направлению с северо-востока на юго-запад [Маннай-оол, 2004: с. 32].
На одной из стел комплекса Уш-Кожээ четко изображены солярный знак вверху, ниже него - цепочки, горизонтальная линия и кинжал. Памятники относятся к ранним формам скифских стел уюкской культуры (VIII-III век до н.э.), по названию реки Уюк (Эек), в долине, которой исследованы всемирно известные курганы Аржаан и Аржаан 2.
В 2006 году в этой живописной местности Национальный музей им. Алдан -Маадыр организовал выезд участников научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения доктора исторических наук С.И. Вайнштейна. Участники с большим интересом осмотрели памятники, фотографировали на память.
Продолжением краеведческой работы в настоящее время на территории Пий-Хемского района является еще один факт - 7 октября 2006 года в школе с. Сесерлиг открылся музей имени Натальи Дойдаловны Ажыкмаа-Рушевой, приуроченной к 80-летию со дня ее рождения. В музее собраны архивные материалы семьи Рушевых и об известных людях села [Бадарчи, 2019: с. 150].
Национальный музей им. Алдан-Маадыр активно занимается популяризацией творчеством семьи Рушевых. Музей хранит более 5200 графических произведений талантливой художницы, дочери Натальи Дойдаловны - Нади Рушевой, 22 живописных полотен и более 300 графических произведений Николая Рушева, свыше 4 тысяч предметов, принадлежавших дому-музею в г. Москве Натальи Дойдаловны [Хертек, 2019: с. 252-253].
Огромную краеведческую работу по популяризации истории Пий-Хемского района проводит историко-краеведческий музей-филиал Национального музея им. Алдан-Маадыр РТ им. Сафьяновых в г. Туране.
Таким образом, Пий-Хемский район является одним из богатых древней историей, достопримечательностями, известными людьми районов республики. Предстоит еще исследовать много других тем. Будем следовать по наставлению Натальи Дойдаловны: «... А вот вам, пока есть люди нашего поколения, надо расспрашивать и записывать, надо создать летопись своего села, и за это вам будет благодарно будущее поколение» [Кара-оол, 2007: с. 5].
Список литературы:
1. Бадарчи С.Б. Школьный музей имени Натальи Ажыкмаа-Рушевой // Ермолаевские чтения. Материалы III научно-практической конференции с международным участием (23-25 мая 2019 г.), посвященной 90-летию Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва. - Кызыл: МБОУ КЦО «Аныяк», 2019. -С. 149-153.
2. Богатырев Н.М. Задачи краеведения в ТНР // Политико-экономический журнал ЦК ТНРП «Под знаменем Ленина-Сталина» март 1943 г. № 1-2. - Кызыл, 1943. С. 74-81.
3. Большая Советская Энциклопедия. Главный редактор Б.А. Введенский. М.,
1953.
4. Донгак З. Мама Нади Рушевой. - Кызыл, 2014. 161 с.
5. Дыртык-оол А.О. История музейного дела в Туве (1920-1940-е годы). - Кызыл, 2007. С. 48-52.
6. Кара-оол Л. Повезло мне и родом и племенем // Центр Азии № 4 (2-8 февраля 2007). С. 4-5.
7. Ламажаа Ч. Ажикмаа-Рушева Наталья Дойдаловна. [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2015, № 1. URL: https://www.tuva.asia/joumal/issue-25/7799-azhikmaa.html.
8. Маннай-оол М.Х. Тувинцы: происхождение и формирование этноса. -Новосибирск. «Наука»: 2004. 164 с.
9. Отчет Государственного музея ТНР о первой исследовательской работе по внешнему описанию археологических памятников в Пий-Хемском хошуне. Сентябрь, октябрь 1941 г.
10. Отчет Археологические раскопки в ТНР, проведенные тувинским музеем в 1941-1943 гг. Статья старшего научного работника Н. Богатырева.
11. Отчет Тувинского музея о первой исследовательской работе по внешнему описанию археологических памятников в Пий-Хемском хошуне.1941 г.
12. Хертек А.С. История музея-филиала Нади Рушевой // Ермолаевские чтения. Материалы III научно-практической конференции с международным участием (23-25 мая 2019 г.), посвященной 90-летию Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва. - Кызыл: МБОУ КЦО «Аныяк», 2019. - С. 249-254.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:
Монгуш Чечена Айыр-Санааевна, заведующий отделом археологии, Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, Кызыл, Республика Тыва. Электронный адрес: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
Monguch Chechena Ajyr-Sanaaevna, chief of the Department of archeology, Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 069.5 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-66-69
«РУКАВИЧКА НА ВЕТКЕ» (О ГНЕЗДЕ РЕМЕЗЕ). КОЛЛЕКЦИЯ ПТИЧЬИХ ГНЕЗД В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Донгак В.Ч.
Аннотация. В статье рассматриваются о разных гнездах воробьинообразных, речь идёт о небольшой птичке из семейства синицевых - о гнезде ремеза похожие на рукавичку с недовязанным большим пальцем и об истории комплектования фонда НМ РТ, информация о периоде гнездования птиц, о конструкции, строительных материалов во время постройки гнезд.
Ключевые слова: гнёзда, ремез, экспозиция, диорама, экспонат, семейный оберег, обряд.
«GOLDEN BRANCH» (THE NEST OF THE TIT). COLLECTION OF BIRD NESTS IN THE FUNDS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA
Dongak V.Ch.
Abtract. The article discusses about the different nests of passerine birds, it is a small bird of the family simicevic - the nest of the Remez is like a mitten with a thumb nadopasana about the history of the collections of RT, information about nesting birds on the construction, building materials during the construction of nests.
Keyword: nests, Remez, exposition, diorama, exhibit, family amulet, rite.
Национальный музей Республики Тыва богат естественнонаучными коллекциями, в том числе видовым и биологическим разнообразием птиц и тушек, сделанными известным мастером-таксидермистом Сибири Путинцевым И.М. Всего